Родился великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, в дворянской семье. Произошло это пятого декабря. Семья Тютчевых жила в имении под названием Овстуг, которое располагалось в Брянском уезде на территории Орловской губернии.

Первичное образование, как и было заведено в семьях дворян, ребёнок получил в домашних условиях. Наставником Федора был поэт, осуществляющий переводы мировых классиков, которого звали С. Е. Раич.

Юношество будущего поэта прошло в большом городе, в Москве, так как он стал студентом университета. В 21-м году учебное заведение было окончено. Федору предложили работу в министерстве по иностранным делам. Именно поэтому ему пришлось покинуть родину. Федор уехал за границу, получив скромную должность в посольстве в Германии, а именно – в Мюнхене. Это были интересные годы в жизни молодого дипломата. Будучи светским человеком, Тютчев быстро влился в европейское общество, всегда мог поддержать беседу и очень нравился женщинам.

Свои стихотворения Федор Иванович начал создавать еще в подростковом возрасте. В то время юноша относился к своей деятельности как к хобби. Многие биографы считают произведения «Фонтан» дебютным. Именно в это время тетрадь Федора Ивановича была отправлена из Германии прямо в руки Александру Сергеевичу Пушкину. Прочтение произведений Федора привело Пушкина в восторг и он сразу же дал указание на печать произведений в своем журнале, называемый «Современник». Своё полное имя начинающий поэт сократил до «Ф.Т.», поэтому читатели не сразу узнали имя и фамилию автора.

Настоящее же признание Тютчев получил намного позже, только после того, как вернулся на свою родную землю. Это было в пятидесятых годах. Именно в это время им начал восхищаться признанный народом поэт по фамилии Некрасов, а позже и Тургенев, и Фет, и Чернышевский. Многие смогли прочесть его творения только после издания в 54-м году специального сборника.

Эта публикация сделала Федора Ивановича Тютчева профессиональным литератором, несмотря на то, что он до последних своих дней оставался на службе государству. В 58-м году девятнадцатого века его назначили председателем Комитета по иностранной цензуре. Этот пост был у него до самой смерти. Похороны великого поэта – Федора Тютчева – состоялись в 1873 году на территории Царского Села, а позже могила была перенесена в Петербург.

Особенности творчества Федора Ивановича Тютчева

У Тютчева много стихотворений, где воспета пейзажная лирика. Весь ранний период его творчества был переполнен стихами на тематику натуральной природы и взаимосвязи человека и окружающего мира. Произведения автора не всегда были категоричными, имело место быть философское направление. Федор Иванович существенно отличался от современников того времени, к примеру, Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Он создавал шедевры, которые не только отмечали красоту натуральной природы, но и давали логическое объяснение.

Всё это говорит о том, что созданные молодым дипломатом произведения, которые он в период формирования публиковал в различных печатных изданиях под всяческими псевдонимами, носили скорее сдержанный характер. В стихотворениях Тютчева присутствует также доля определенной романтики. На это повлияли множественные знакомства автора с немецкими поэтами в первой половине девятнадцатого века. Именно их особенное творчество повлияло на формирование его жизненных принципов. Автор после такого общение стал относить себя, в большей степени, к представителям российского романтизма.

Произведения Фёдора Ивановича в ранний период отличались определенной приземленностью. Множественные красивые эпитеты скрывали в себе глубокий смысл, имеющий философское направление. Автор показывает читателю и своеобразно проводит параллель, которая связывает человека и натуральную природу. Многие стихотворения приводят читателя к выводу, что все существующее в мире подчинено единому для всех закону. Эта мысль является основной в произведениях поэта. Ярким примером произведения с данным направлением является стихотворение, написанное в 1836 году, которое называется «Фонтан».

Анализ произведения «Фонтан»

В настоящее время весьма трудно сказать, как на самом деле и в какое именно время зародилось стихотворение. Никто не знает, при каких обстоятельствах оно было написано. Не исключен вариант, что Федор Иванович просто-напросто наблюдал за конструкцией (фонтаном) и пытался разгадать загадку его существования. Следует отметить, что именно по этой причине в первой части произведения имеется описание фонтана, которое окружено всяческими метафорами.

Тютчев славится своими сравнениями, которые присутствуют в различных его стихотворениях. В шедевре «Фонтан» также имеется множество таких особенностей. К примеру, фонтан сравнивается с по-особенному живым облаком. Он создает клубы дыма, но в это время одновременно переливается на фоне солнечных лучей практически всеми цветами радуги.

Автора интересует не сама красота конструкции, а сила, которая скрывается внутри фонтана, заставляющая струю воды подниматься ввысь. Федор Иванович высказывает свои предположения, с точки зрения классического простого обывателя. По его мнению, в фонтане происходит нечто необъяснимое, какая-то непонятная человеку сила способна как отправить, так и вернуть обратно струю воды. Особенно это видно в строках, где вода и сила сравниваются с огнецветной пылью.

Законы, отмечающие физиологию явления, известны практически каждому человеку. Именно поэтому объяснить причину данного движения жидкости не составит особенного труда. В произведении «Фонтан» Тютчев не собирается давать объяснений данному явлению, так как не желает лишить самого себя особенного неумолимого очарования, которое дает ему описываемое сооружение. Под журчащую воду, издающую изысканную красоту, автор постигает суть обыденных вещей. Данное явление наводит на мысль с весьма неожиданными для него выводами.

Смысловая нагрузка стихотворения «Фонтан»

Произведение «Фонтан» скрывает особенный глубокий смысл. Неистощимый водомет сравнивается с жизнью простого человека, которая проходит так же, как мимолетно пролетает водная струя. Автор рассказывает, что земной путь людей представляет собой подъем по определенной, невидимой человеческому глазу, лестнице. Кому-то данный путь дается весьма сложно и достижения приходят медленно и не особенно уверенно. Иному же человеку все дается легко, восхождение сравнимо с определенной мощной струей вылетающей воды из фонтана, которая выходит под напором, олицетворяющим некую внутреннюю силу.

В стихотворении «Фонтан» Федор Иванович обращается к своему вымышленному собеседнику. Он говорит, что не стоит жадно рваться к небу, ведь в определенный жизненный момент силы человека могут угаснуть и иссякнут. А жизненные основы могут практически полностью повернуться вспять. Это подчеркивается выражением в произведении, когда незримый упорный луч преломляется и свергается с высоты.

Создается впечатление, что автор составляет своеобразный отчет, и указывает, что все люди рано или поздно проходят через определенный жизненный рубеж. Тютчев отмечает, что сходство человека с фонтаном неоспоримо. Сделанные поэтом выводы своеобразным образом убеждают в том самого творца. Как всё живое, так и неживое в мире подчинено одной определенной силе, которая способна на высоком уровне управлять всем на свете.

Человеку остается только подчиниться таким явлениям, ведь в мире все давно за него решено. Люди могут лишь попробовать достичь определенных высот. Федор Иванович Тютчев всяческими способами и выражениями говорит, что в определенный момент все же наступит время, когда восхождение заменится резким падением. Он отмечает, чем больше стремительности будет отслеживаться во время подъема, тем быстрее человек упадет, как и брызги с фонтана падают вниз, на землю.

Вы пробовали когда-нибудь читать стихи? Не только для того, чтобы сдать зачёт по литературе, а для собственного удовольствия? Многие неглупые люди уже давно заметили, что в коротких стихотворных строчках нередко содержатся своеобразные зашифрованные послания о смысле бытия и о нашем месте в этом мире. Даже тем, кто откровенно не любит поэзию, нелишне будет задуматься о том, с чего это вдруг вторую сотню лет подряд в хрестоматии по литературе значится: "Ф. И. Тютчев. "Фонтан"? И что такого особенного в этих шестнадцати строчках?

Загадки Фёдора Тютчева

В классической русской литературе XIX века поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стоит несколько в стороне от её магистральных направлений. Образы и выразительные средства её сложны, многомерны и неоднозначны. Для того чтобы понять всю философскую глубину и мощь поэзии Тютчева, её недостаточно просто прочитать. Над постижением смыслов и образов произведений поэта приходится трудиться всю жизнь. Тютчева "Фонтан" невозможен вне контекста всего творчества этого человека. А творчество это неотделимо от его жизни и биографии. И если самую малость продолжить смысловой ряд, то становится очевидным, что биография и судьба поэта неотделима от судьбы России.

Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан"

Давайте поразмыслим о том, что хотел донести до нас великий русский поэт своим достаточно небольшим по объёму произведением. Хотя бы в первом приближении. Нужно обладать очень большой степенью наивности, чтобы в описании того, как струя фонтана взлетает вверх, а потом под тяжестью земного притяжения, достигнув предела, преломляется и обрушивается вниз, не увидеть и не почувствовать ничего большего. А только молча восхититься тем, как мастерски описаны блики солнечных лучей на струе воды. Но вдумчивый читатель, отдав должное мастерству поэта, не станет на этом завершать анализ стихотворения Тютчева "Фонтан". За изображением этого явления в упомянутом произведении легко просматривается глобальная борьба стихий и энергий. Порыв к бунту и обречённость его на поражение. Неизбежность "возвращения всего на круги своя", согласно ветхозаветным принципам. И попытка преодолеть изначальную детерминированность.

Ф.И. Тютчев: "Фонтан". История создания шедевра

Для более глубокого понимания рассматриваемого стихотворения следует соотнести его со временем и местом, где оно было создано. Произведение это увидело свет в 1836 году в Германии, где автор находился на дипломатической службе. И в своём произведении, помимо прочего, он ведёт прямой диалог с немецкими поэтами-романтиками той эпохи и философом-идеалистом Шеллингом. И простой анализ стихотворения Тютчева "Фонтан" многих наводит на мысль о том, что таким образом поэт отозвался на поразившее многих современников учение Фридриха Шеллинга о "единой мировой душе". По представлениям русского поэта, она в равной степени находит воплощение как во внутренней жизни человека, так и в окружающей его Природе.

Россия и Европа

Часто принято иронизировать над теми русскими патриотами, которые предпочитают любить Родину издалека и жить при этом в Западной Европе. Но тот простой факт, что великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев прожил значительную часть своей жизни вдали от Родины, совершенно не означает его удалённости от русской жизни. В столицах Европы Тютчев подолгу жил, главным образом, по роду своей дипломатической службы. Тема России и размышления о её судьбе являются доминирующими в творчестве поэта. Какое всеобъемлющее произведение - стих "Фонтан" Тютчева! Оно ведь не только о единой мировой душе повествует. Эти шестнадцать строк и к России относятся самым непосредственным образом. В стихотворении присутствуют две противонаправленные силы - стремление ввысь и земное притяжение.

На острие спора

Вот уже несколько столетий движущей силой развития русской мысли является философский конфликт двух начал. Стремление всё сокрушить и построить нечто новое на образовавшихся руинах и стремление во что бы то ни стало встать на пути общественного прогресса и оставить всё так, как было ранее. Это спор между либералами-западниками и консерваторами-почвенниками. Вдумчивый анализ стихотворения "Фонтан" Тютчева позволяют обнаружить в нём присутствие этого противоборства двух исторических интеллектуальных концепций. Фёдор Иванович Тютчев, вне всякого сомнения, был представителем консервативного образа мысли. К возможности что-то изменить в русской судьбе он относился весьма скептически. О нём нередко вспоминали через несколько десятилетий после его ухода из жизни, когда на Россию надвинулись войны и революции.

О судьбе поэта на государственной службе

Давно - и совершенно обосновано - судьбу поэта в России принято считать трагичной и обречённой на погибель. Но биография Фёдора Ивановича Тютчева, видимо, являет собой исключение, подтверждающее сие правило. Он прожил долгую и вполне благополучную жизнь. Сделал блестящую карьеру на дипломатической и государственной службе. Его консервативные убеждения были целиком и полностью устремлены на сохранение существующих государственных устоев. Поэт при жизни был услышан и востребован. Заслуги его перед российской государственностью в монархических кругах широко признавались. Поэт дослужился до звания действительного тайного советника и был награждён многими орденами и регалиями. Последние пятнадцать лет своей жизни он возглавлял Цензурный комитет, то есть имел власть определять и решать, что следовало читать российской публике, а от чего её нужно оградить.

Анализ стихотворения Ф.И Тютчева "Фонтан"
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть - это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана - это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть - это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета». Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли - это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден». Это очень нап оминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть - это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть - это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философскою характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Двухчастная композиция намечена и в стихотворении «Как океан объемлет шар земной...», но более отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева нам поможет анализ стихотворения «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность - сверху вниз, от неба к земле. Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»? «Водомёт» - это устаревший синоним слова «фонтан»

(Это человеческий разум.)

Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться - двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая - неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный - сопротивляющийся, упирающийся; преломляя - насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает - опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён . Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

Развивая содержание стихотворения «Как океан объемлет шар земной...», можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек - бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека - “закон непостижимый”».

III. Самостоятельная работа учащихся.

Подобрать синонимы к слову Человек так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор.

В сильных классах это задание может быть сформулировано иначе: написать эссе на тему «Человек в поэзии Тютчева» на основе анализа стихотворений, не вошедших в урок.

Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к Тайне.

Домашнее задание.

1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.

2. Подготовиться к зачету по творчеству Тютчева.

Вариант проведения урока 3(71)

Ход урока

I. Слово учителя.

Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру, которая может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта обращает нас к мифу. Для Тютчева, и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом, высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

В основе мира природы Ф. Тютчева - мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В стихотворении “А. А. Фету” поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта - “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф. Тютчевым.

Разнообразные формы воды в поэзии Ф. Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос – Бездна – Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения – в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев: Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая концепция является основой мировосприятия Ф. Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон - имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф. Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие-Небытие”. Она имеет своё наполнение:

Бытие Небытие

Жизнь Смерть

Реальное Ирреальное

Любовь Самоубийство

Россия Запад

Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

Сон, сумрак, дремота.

Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь - отсутствие Жизни, полнота жизни – и её ущербность”. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф. Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф. Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

Обратимся к стихотворениям “Проблеск” (1825), “Видение” (1829), “Тени сизые смесились...” (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

II. Анализ стихотворения “Проблеск” (1825)

Что такое “проблеск”?

Определите композицию стихотворения.

В стихотворении выделяются две части:

I часть – 1-3-я строфы - развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Представляет мир внешний.

II часть - 4-8-я строфы внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

Анализ первой части.

Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

(“Сумрак”, “Полуночь”, “сон” - это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “...полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.)

Охарактеризуйте лирического героя.

(Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника - “Слыхал ли?” - стать свидетелем таинства.)

Как поэт описывает само таинство преображения?

(Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекал “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг...” И “лира // Грустит в пыли, по небесах!” Лира, арфа – инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное. Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

Аллитерация (“взрывает” - “скорбит” - “в струнах” - “лира” - “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения.)

Анализ второй части.

Проследите, как развиваются поэтические образы части II.

(Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” - круга жизни - “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа – кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру:

“Как верим верою живою...” Аллитерация на “р“ достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом-потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному” к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни - в “волшебный сон“. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.)

Что же такое “проблеск”?

(Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной, духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом – миг истины. Но “проблеск“ не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в бездну-Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении “Видение”.)

Фёдор Иванович Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный фонтан. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе , которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.