Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Лось Львица и лев Гусь Медведь

    Повтори: Л. Напиши: Л.
    Повтори: Р. Напиши: Р.

    Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
    Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
    Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

    Прочитай, что у тебя написано:

    • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
    • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

    Напиши: зь; нь.

    На какую букву похож мягкий знак?

    Задание: печатная буква Ь для дошкольников

    Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Продолжи фразу

    В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть.
    В путь за медом и малиной
    Отправляется … (медведь).

    Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженой.
    За что она обижена?
    Недаром часто злится
    На всех мамаша … (львица).

    Сказка про букву Ь

    Отец и мать

    Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
    - Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
    - Спеть! Спеть! - отвечает она.
    - Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
    - Свить! Свить!
    Через некоторое время у них появились птенцы.
    - Пять! Пять! - радостно поет отец.
    - Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
    А дети уже пищат:
    - Пить! Пить! Есть! Есть!
    Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
    - Дать? Дать?
    А дети хором:
    - Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
    - Жуть,- говорит отец.
    Выросли птенцы и полетели из гнезда.
    - Вернуть? - спрашивает отец.
    - Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

    Загадки для детей на букву Ь

    Кто приходит.
    Кто уходит -
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)

    Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко.
    Рога раскинув широко.
    (Лось)

    Спит или купается,
    Все не разувается:
    День и ночь на ножках
    Красные сапожки.
    (Гусь)

    Веселые стихи про букву Ь для детей

    Буква Р перевернулась
    - Мягким знаком обернулась.
    (В. Степанов)

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой вот так:
    Букву капелька смягчит
    - Слово мягко прозвучит.
    (А. Шибаев)

    Белка хвостик изогнула,
    У пенечка отдохнула.
    Распушила хвост, да так -
    Стал похож на мягкий знак!
    (Е. Тарлапан)

    Мягкий знак живет беспечно,
    Он без кепки ходит вечно.
    (Л. Шибаев)

    Все короче наша тень,
    Это значит - скоро день.
    Тень растет, уходит прочь,
    Это значит - скоро ночь.
    (В. Лунин)

    Вьюга хлещет так и сяк,
    Бьет в лицо крупой сыпучей,
    Очень жесткой и колючей,
    Несмотря на мягкий знак.
    (Я. Аким)

    Вьется недалечко
    Реченька-река.
    Маленькая речка,
    Меньше ручейка:
    Ни поплыть,
    Ни нырнуть,
    Только ножки
    Окунуть чуть-чуть!

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
    «Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

    Мягкий знак, мягкий знак –

    Здравствуйте, мои дорогие читатели!

    В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

    Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

    Знаки «Ь» и «Ъ»

    Веселые стихи

    «Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

    Распушила хвост, да так –

    Стал похож на мягкий знак!

    Е. Тарлапан

    Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    Все короче наша тень,

    Это значит – скоро день.

    Тень растет, уходит прочь,

    Это значит – скоро ночь.

    Вьюга хлещет так и сяк,

    Бьет в лицо крупой сыпучей,

    Очень жесткой и колючей,

    Несмотря на мягкий знак.

    «Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

    Волк ужасно разъярен –

    Съесть ежа не может он.

    Еж, хотя он и съедобен,

    Для съеденья неудобен:

    Съежась, выставил иголки –

    Объегорил злого волка.

    Обойди хоть всю планету,

    С твердым знаком зверя нету.

    Может, где-то на Венере

    С твердым знаком рыщут звери?

    Знак твердый разделительный,

    Он – строгий, рассудительный,

    А ходит в черном фраке

    И кепке набекрень,

    Противник всякой драки,

    Молчит и ночь, и день.

    Какой-то странный

    Твердый знак…

    Его я не пойму никак.

    «Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

    А упрямый твердый знак

    Кепку носит – только так.

    Нарисуем мягкий знак

    Нежно капелькой вот так:

    Букву капелька смягчит –

    Слово мягко прозвучит.

    А. Шибаев

    Я волшебник. Захочу –

    Появлюсь и превращу

    Мел, которым пишут в школе,

    В мель, опасную на море.

    Кто волшебник – отгадай,

    Это буква – мягкий знак.

    Эту букву каждый знает:

    Звука не обозначает,

    Может только показать,

    «Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

    Г. Виеру

    Всем известно без подсказки:

    Твердый знак как ключ от сказки.

    Никогда его у нас

    Не отнимет Карабас.

    В. Степанов

    Опершись на длинный хвост,

    В цирке кобра встала в рост:

    – Ш-ш-ш-ш…

    Я вам не угрожаю, –

    Твердый знак изображаю.

    Е. Тарлапан

    – Как мы пишем твердый знак?

    – Твердый знак мы пишем так:

    Колесо и спичка, позади косичка.

    Молчаливый твердый знак

    Не произносится никак!

    Но нужен многим он словам,

    Его учить придется вам.

    Хотите – не хотите,

    Стоит он в алфавите!

    А. Потапова

    Пословицы и поговорки

    Хочется рыбку съесть,

    Да не хочется в воду лезть.

    Игры

    И г ра «Кто внимательный?».

    1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

    О т в е т: лось.

    2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

    3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

    Игра «Кто больше?».

    1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

    Игра «Лесенка».

    1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

    – – – ь – ъ – – –

    – – – – ь – – ъ – – –

    – – – – – ь – – – ъ – – –

    Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

    лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

    Игра «Занимательные модели».

    Составьте слова по следующим моделям:

    1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

    2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

    3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

    4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

    Игра «Слово рассыпалось».

    Соберите рассыпавшиеся слова:

    1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

    2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

    Игра «Закончи слово».

    1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
    (-раль ), мед… (-ведь ),

    2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
    -ем
    ), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

    Игра «Превращение слов».

    1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

    2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
    (Мягкий знак.)

    3. Будем мы всегда, где надо,

    Мягкий знак вставлять в слова,

    Чтобы хорь не стал бы хором ,

    Колья Колей никогда.

    Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

    4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

    5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

    Игра «Доскажи словечко».

    В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

    Отправляется… (медведь).

    Уж очень вид у них чудной:

    У папы локоны волной,

    А мама ходит стриженой.

    За что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша… (львица).

    Обогнать друг друга рады.

    Ты смотри, дружок, не падай!

    Хороши тогда, легки

    Быстроходные… (коньки).

    Огромная кошка мелькнет за

    стволами,

    Глаза золотые и уши с кистями.

    Но это не кошка, смотри берегись,

    Идет на охоту коварная… (рысь).

    Красный кот дерево грызет,

    Дерево грызет, весело живет.

    А воды попьет, зашипит, умрет.

    Ты его рукой не тронь –

    Этот красный кот… (огонь).

    Игра «Грамматическая арифметика».

    1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

    2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

    3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

    Игра «Всегда маленькие».

    Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

    О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

    кроссворды

    1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

    О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

    2. Слова с «Ь».

    1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

    3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

    5. Доля, участь, случай.

    О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

    3. Допишите буквы.

    О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

    4. Слова с «Ь» и «Ъ».

    1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

    3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

    5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

    О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

    Загадки

    Ковш, половник и черпак.

    НОД по образовательной области « Познание»

    Обучение грамоте.

    Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

    Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

    Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

    Цель :

    1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
    2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
    3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
    4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
    5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
    6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
    7. Развивать мышление, память, внимание;

    Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

    Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

    "Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

    Не чересчур ли ты добряк? -

    Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

    Звуки ты смягчить стремишься.

    Нет, в Алфавит ты не годишься!

    Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

    Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

    Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

    Давным-давно пора как букву Ять,

    Тебя из Азбуки изъять...

    Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

    В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

    Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

    Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

    А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

    А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

    Послушайте стихотворение:

    Мягкий знак, мягкий знак -

    Без него нельзя никак!

    Без него не написать

    "Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

    Станут "пенками" "пеньки",

    "Уголками" - "угольки",

    "Банька" в "банку" превратится.

    Вот что может получиться,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

    Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

    Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

    Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

    В корне я стою друзья.

    Воробьи, семья, жильё -

    Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

    Соловьи, бельё, ручьи,

    Листья, крылья, стулья, чьи,

    Колья, перья и семья,

    Вьюга, осенью, друзья.

    А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

    (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

    Физкульт минутка.

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова - правою ногою,

    Снова - левою ногою.

    После - правою ногою,

    После - левою ногою.

    И тогда придешь домой.

    В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

    Было - "сели", стало - "съели".

    Догадаться вы сумели,

    Почему случилось так?

    Кто виновник? Этот знак!

    Знак такой нам нужен тоже,

    Без него писать не сможем:

    Съезд, съедобный, объясненье,

    И подъезд, и объявленье.

    В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

    Буквы выстроились в ряд

    Тридцать три их, но стоят

    Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

    Мягкий, твёрдый знаки те.

    Мягкий знак он очень мягок,

    Но приводит всё в порядок:

    Он смягчает буквы нежно,

    Разделяет их прилежно.

    Если знак мы потеряем,

    Слово сразу изменяем -

    Поменяется вдруг смысл

    И тогда, дружок, держись!

    Надо написать нам «елЬ»,

    А получим слово «ел».

    Или пишем слово «лЬёт»,

    А без знака вышел «лёт».

    «ТенЬ» без знака будет «тен»,

    «ДенЬ», конечно, станет «ден»…

    Очень нужен мягкий знак!

    Помни, друг мой, это так!

    Что ж такое твёрдый знак?

    Что он делает и как?

    Твёрдый знак всем утверждает:

    «Без меня «Е», «Я» страдают –

    Ведь получится «обезд»,

    Если знак мой кто-то сЪест,

    И получатся «обятья»

    Вместо крепкого «обЪятья».

    Вот какой он, твёрдый знак!

    Без него нельзя никак!

    В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

    Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
    Во всех этих словах нужен мягкий знак?

    Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

    Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

    Услышав этот спор решила я!

    Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте!

    В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


    тема: Буква мягкий знак

    Цель: познакомить с буквой «Ь»

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Старшая подгруппа

    тема: Буква мягкий знак

    цель: познакомить с буквой «Ь»

    задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч"]

    1. Повторение пройденного материала:

    Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

    Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

    Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

    Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

    Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?

    Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

    3 . Знакомство с новым материалом.

    1. - Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).

    А почему он звучал мягко?

    2 . Звуковой анализ слова угол.

    Назовите 1й звук, какой он?

    Какой звук 2, 3?

    Сколько всего звуков в слове?

    Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).

    Как теперь звучит слово? Произнесите его!

    УГОЛЬ.

    Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

    Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

    Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

    Мягкий знак – хитрый знак,

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь ?

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка .

    Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь

    Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь

    Ять-ять-ять – мы пошли гулять

    Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь

    Ень-ень-ень – в саду растёт сирень

    5. Дидактическая игра «Светофор».

    Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

    6. Физминутка. Координация речи с движением.

    Утром рано мы проснулись, потирают глаза

    Сладко, сладко потянулись. Потягиваются

    Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают

    Головой слегка тряхнули. покачивают головой

    Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте

    К ванне побежали вместе.

    Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают

    ладонями по телу.

    Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов

    Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.

    Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз

    Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем

    Будем весело играть! Хлопают в ладоши

    7.Знакомство с буквой Ь.

    Сколько букв в слове уголь?

    Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

    Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:

    Буква Р перевернулась.

    Мягким знаком обернулась.

    8. Закрепление нового материала.

    Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.

    Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)

    Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

    Что это за буква? – смеялись они.

    Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

    Как она называется? (дети называют букву).

    Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

    Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

    Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

    Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

    Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.

    Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.

    Что получилось? – Гвозди.

    Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

    Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

    Что получилось? (Гвоздь.)

    Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

    Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:

    Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)

    Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

    Спит или купается, всё не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

    С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

    1. Самостоятельная работа в тетрадях

    Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде

    Итог занятия.

    С какой новой буквой познакомились дети?

    Чем отличается новая буква от уже знакомых?

    Зачем нужна в словах буква Ь?

    Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?

    Назовите слова с мягким звуком.