План-конспект урока по литературе на тему:

«Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)»

Разработала преподаватель русского

языка и литературы

Самоварова Татьяна Витальевна

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Чувашской Республики

«Новочебоксарский политехнический

техникум» Министерства образования

и молодежной политики Чувашской

Республики

Новочебоксарск 2015

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф : …До какой ничтожности, мелочности,

гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Задачи:

- научитьобучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек.

Время : 45 минут

Год разработки: 2015

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.

1.2. Чтение учащимися рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (домашнее задание).

2 . Ознакомительный этап

2.1 . Вступительное слово.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие происходит в губернском городе С., куда был назначен на службу новый доктор. Здесь доктор знакомится с образованной и талантливой, по мнению местных жителей, семьей.

Действующие лица: доктор Дмитрий Ионович Старцев; семья Туркиных: глава семьи - Иван Петрович, жена - Вера Иосифовна, дочь - Екатерина Ивановна.

3. Основной (аналитический) этап

3.1. Раунды:

1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем учащихся.

5. Описание ситуации. Используется рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Вопросы для обсуждения.

1. О чем повествуется в данном рассказе

2. Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

3. Какая проблема затрагивается в рассказе?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Значение слов

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека, духовное обнищание.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Пассаж в музыке - последовательность звуков в быстром движении (часто трудное для исполнения).

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Ренегат – отступник, изменивший прежним убеждениям и перешедший на сторону своих идейных противников.

Эволюция – развитие, процесс, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – это тема духовной деградации личности.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему духовной деградации личности.

(Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Крыжовник».)

(Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».)

В 1890-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обыва­тельской жизни, собственнического счастья, раскрытию общест­венных причин духовного оскуднения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвяще­н рассказ «Ионыч».

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной бо­лезни, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации, ренегатства. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева - земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеа­лов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, на­живе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.

Тема нашего урока «Духовная деградация личности» (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя.

- Так какова цель нашего урока?

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч». (на экране)

Для эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя: «…До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для того чтобы выявить, в чем же причины духовной деградации личности, вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    О чем повествуется в данном рассказе?

(В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Дмитрия Ионыча знакомят с самой «прогрессивной и интересной» семьей города, своеобразной местной достопримечательностью. На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. В конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.)

    Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

(Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч . Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни - «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных .

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович , полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>».)

    Какая проблема затрагивается в рассказе?

(Проблема духовной деградации личности.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизнью мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.)

4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?

(Любовь Старцева и Котика, двух интеллигентных людей, чув­ствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.)

5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?

(Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.)

6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?

(Нет. В пятой главе автор как бы подводит итог жизни Ионыча - это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35-36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.

Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх - к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа.

Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча.

Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.

Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».)

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.

6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы рассказа.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Хочется задать вопрос: В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?

(Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)

Почему это происходит с Ионычем?

(В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение челове­ческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)

Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?

(Жадность, грубость, раз­дражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)

В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?

(Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.)

Чем усугубляется вина Старцева?

(Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.)

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛУЧИНУШКА»

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

1. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в рассказе «Ионыч» настоящая жизнь и в чем она проявляется?»

Я желаю вам не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как лич­ную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тяжелый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екате­риной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в ду­ше, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Стар­цев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, картежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удо­вольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за ча­стные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства кар­тежным азартом. Возможно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изменить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессиональные новинки - он весь ушел в зараба­тывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответ­ственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он пре­вращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговаривать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо со­противляться пошлости и бездуховности жизни, нельзя плыть по те­чению, превращаясь в Ионыча.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (226)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (325)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (261)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (187)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) - Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям....

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (196)

      Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (266)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (225)

      В комедии изображаются два поколения - старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение - кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками...

Рассказ «Ионыч» был написан в 1898 году. И на протяжении 120 лет нет точного ответа на вопрос о духовной деградации главного героя рассказа, Дмитрия Ионовича Старцева. Основная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, Антон Павлович Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”

Деградация – это постепенное ухудшение, упадок.

Но можно ли назвать изменения Дмитрия Ионовича Старцева именно деградацией?

На прошлом уроке мы сформулировали тему рассказа так: протест против человеческой пошлости, мещанства и самовырождения человека.

Но Чехов не пишет, что Старцев – обыватель или мещанин. Дмитрий Ионович это не человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, а скрытый от людей и сам от себя интеллигент, не потерявший с годами душевной чистоты.

Чехов идёт от частного к общему. Показывая обстановку в городе С и его бездуховность, использует описание всего лишь одной семьи и изредка, не называя имён, показывает поведение обывателей города С в присутствии главного героя. Старцев восклицает: “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции, а также противопоставляет им Дмитрия Ионовича.

Главный герой сильно изменяется со временем. Изменения прослеживаются во многих аспектах его жизни. Меняется его фигура – от подтянутости к дряблости и пухлости, - меняются привычки – от постоянной работы в земской больнице к разъездам по частным больным в городе и игре в винт, - меняются взгляды – от восхищения работой рук к восхищению уютом и работе мозга, - меняется отношение к любви и её объекту – от нежности к рассудительности и неприятию.

Местные жители сначала видят в нем прекрасного молодого земского доктора и интеллигентного человека, потом – молчаливого и угрюмого «поляка надутого». Но его расширяющееся состояние, которое растёт из-за развивающейся любви к деньгам и страсти наживы, приводит к уважению со стороны жителей. Они стараются угодить ему, хотя называют просто Ионычем.

Само название рассказа «Ионыч» и прозвище главного героя неслучайны. Имя Ион с древнегреческого переводится как «терпеливый». Вот и главный герой рассказа - сын «терпеливого» человека. Он перенял это свойство и потому сносит испытания мещанством в городе С, старается слиться с ним, но не становится на один уровень. Старцев – конформист (Конформизм – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений), но не обыватель.

Чехову удалось наиболее ярко акцентировать внимание читателя на осуществлении процесса, связанного с изменениями человеческой души, на которую непосредственно влияют прожитые годы и среда. Почти все мечтают в юности об идеалах: чести, братстве, свободе, равенстве и труде. Хотя спустя время, многие люди меняются практически полностью внутри себя. Они желают пребывать в состоянии покоя и сытости, и вместе с тем выбирают обеспеченную жизнь. Чехов первым совершил вскрытие социальных причин этого патологического явления посредством написания

рассказа “Ионыч”.

Талантливый молодой врач по имени Дмитрий Старцев после окончания университета прибывает для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника высшей категории, на территорию губернского города С. Все свои силы он бросает на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Работа превращается в главный смысл его существования. Следовательно, врач не прекращает постоянно трудиться. Однообразие будней, наполненных бесконечными визитами больных, не вызывают у него поначалу раздражения. Старцева представляют семейству Туркиных, наиболее талантливому и необыкновенному, по мнению обывателей местного значения. Чехов стремиться, как можно наиболее мастерски нарисовать подобную “талантливость”, представленную в форме плоских острот главы семьи Ивана Петровича, бездарной игры на рояле дочки по имени Катерина и романов, сочинением которых занимается ее мать. Хотя все-таки нужно отдать должное этому дому – после больничных стен, грязных мужиков спокойно было и достаточно приятно разместиться в мягких креслах, не думая ни о чем. Вскоре Старцев влюбился в Катерину, и решил сделать ей предложение. Девушка отвечает отказом. Но доктор переживал по этому поводу недолго. Героя было “немного стыдно” по причине глупого и пошлого завершения истории.

У Старцева отсутствовала семья. По-видимому, не зная, куда девать деньги, он скупал недвижимость ради удовольствия. Чехов говорит читателям: “Не поддавайтесь…влиянию среды, …берегите в себе человека”. Поддавшись процессу, связанному с духовной смертью, Старцева с тягостным чувством осознает, какое мерзкое болото его затягивает, но бороться с этим явлением, он даже не стремится.


Другие работы по этой теме:

  1. Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч? Это...
  2. Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека – все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов...
  3. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатирических произведений писателя. Чехов старался уделять...
  4. В своем рассказе “Ионыч” А. П. Чехов не случайно рассказывает о судьбе доктора Старцева. Он хочет предостеречь нас, читателей, от того убогого существования, в которое...
  5. Желание служить общему благу должно Непременно быть потребностью души, Условием личного счастья. А. П. Чехов События рассказа “Ионыч” происходят в губернском городе С. Чтобы дать...
  6. Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и...

Сочинение

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе Ионыч.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту талантливость. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает А приданого они, должно быть, дадут немало). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь немного стыдно, что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали поляк надутый, тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно Сколько хлопот, однако. С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются безобидные страстишки игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая лучшую семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает Хорошо, что я на ней не женился. Ему уже не нравилось и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней - дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования. Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал Чехов - это Пушкин в прозе. И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. Какой превосходный язык!... Никто из нас ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать, - утверждал Лев Толстой.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).