Только в мае 1974 года на Камчатку прибыли первые два атомохода второго поколения: многоцелевая К-314 проекта 671 «Ёрш» (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев), которая вошла в состав 45-й ДиПЛ, и атомный ракетоносец с восемью крылатыми ракетами П-70 К-201 проекта 670 «Скат» (капитан 1 ранга В.Д.Хайтаров), переданный в состав 10-й ДиПЛ.
За кормой атомоходов осталось 25000 миль. Этот уникальный переход через Атлантику, Индийский и Тихий океаны возглавлял командир 11-й ДиПЛ СФ контр-адмирал Р.А.Голосов.

Подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 670 «Скат».

О сложности этого 107-ми суточного похода говорило хотя бы то, что до той поры не было опыта плавания многоцелевых АПЛ второго поколения в экваториальных широтах. В составе походного штаба находились представители конструкторского бюро «Малахит», целый ряд ведущих специалистов СФ и ВМФ. Поход был завершен успешно и своевременно. Никакой помпы вокруг похода не было - скорее всего, участников просто забыли наградить правительственными наградами. Что ж, и такие обидные факты тоже имели место! Переход подводных лодок К-201 и К-314 с СФ на ТОФ обеспечивал отряд надводных кораблей: БПК «Маршал Ворошилов» (СФ), экспедиционно-океанографическое судно «Башкирия» (БФ) и плавмастерская ПМ-129 (БФ). На кораблях обеспечения также прибыли подготовленные и обученные вторые экипажи подводных лодок.

Началась эксплуатация новых кораблей на Тихоокеанском флоте и, как всегда, 45-я ДиПЛ оказалась в авангарде освоения новой техники и нового оружия.
Летом того же года корабельный состав 45-й ДиПЛ пополнился очередной лодкой К-454 проекта 671 (капитан 1 ранга В.Я.Барановский отец нахимовца 1968 г.в.), совершившей стандартный 13-ти суточный переход через Арктику, который был выполнен без замечаний. И на этот раз награждений не последовало. Капитан 1 ранга Барановский сдал корабль капитану 2 ранга А.И.Храптовичу, а сам вернулся на Северный флот.
Таким образом, в 1974 году 45-я дивизия пополнилась двумя атомными подводными лодками проекта 671.
В 1976 году на Камчатку маршрутом, некогда проложенным гвардейскими К-133 и К-116, прибыла третья лодка К-469 этого проекта (капитан 2 ранга В.С.Урезченко), совершившая совместный переход с РПКСН К-171 проекта 667Б (капитан 1 ранга Э.С.Ломов), на борту которого находились двенадцать баллистических ракет Р-29.
В отличие от подводников К-314 и К-454, участники этого перехода были награждены достаточно щедро. На К-469 звания Герой Советского Союза был удостоен командир БЧ-5 капитан 2 ранга И.Д.Петров (командира подводной лодки посчитали достаточным наградить орденом Ленина). На "стратеге" К-171, который вошёл в состав 10-й ДиПЛ, Героями Советского Союза стали командир корабля (Э.С.Ломов) и командир БЧ-5, а все офицеры и многие мичманы были награждены орденами и медалями.
В этом же году в командование 45-ой дивизией вместо контр-адмирала В.Г.Туманова вступил капитан 1 ранга Заморев В.И., являвшийся несколькими годами ранее командиром атомной торпедной лодки К-42 проекта 627А.
В дивизию к тому времени входили атомные лодки с торпедным вооружением: четыре лодки проекта 627А: К-14 (капитан 2 ранга Ю.Г.Кузнецов), К-115 (капитан 2 ранга Ю.Г.Елаков), гвардейская К-133 (капитан 2 ранга А.А.Шиков, затем капитан 3 ранга А.А.Комарицин), К-42 (капитан 1 ранга В.А.Бажев); три новых лодки проекта 671: К-314 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев), К-454 (капитан 2 ранга А.И.Храптович), К-469 (капитан 2 ранга В.С.Урезченко) и три укомплектованных и подготовленных вторых экипажа лодок.
Между тем дивизия уже стояла на пороге следующего перевооружения, когда на смену старым лодкам проекта 627А стали поступать новые модернизированные атомоходы третьего поколения проекта 671РТМК «Щука».

Атомная торпедная подводная лодка (ПЛАТ) проекта 671РТМК «Щука».

Этого объективно требовала серьёзная складывающаяся обстановка в мире в целом, и, в первую очередь, на Тихоокеанском стратегическом направлении. Вероятный противник прилагал невероятные усилия по развертыванию ракетно-ядерной системы морского базирования, причем эскадра новых ракетоносцев этой системы планировалась к развертыванию именно на Тихом океане. Если баллистические ракеты от западного побережья США достигали только Урала, то ракеты с подводных лодок, находящихся в океане на патрулировании, могли преодолеть расстояние до европейской части нашей страны. Обнаружить районы патрулирования атомных ракетоносцев противника и быть готовыми к их уничтожению с определённым упреждением могли только наши новейшие противолодочные атомные подводные лодки. Принципиально новое торпедное вооружение, улучшенные тактико-технические эксплуатационные характеристики, достигнутая малошумность при достаточно большой скорости движения в подводном положении – всё это давало модернизированной лодке проекта 671РТМК абсолютно новые возможности.
Период освоения АПЛ проекта 671РТМК, пожалуй, был самым бурным и напряженным: буквально за три-четыре года через дивизию прошли все 13 "корпусов" этого усовершенствованного проекта, при этом в её составе ещё оставались первые лодки проекта 671 и даже имелись старые лодки проекта 627А, верой и правдой отслужившие свой боевой срок.
Поступавшие на оснащение 45-ой дивизии новые «Щуки» зарекомендовали себя как уникально удачные корабли - истинные подводные бойцы, исключительно маневренные, скоростные, прекрасно вооружённые и надёжные. На этих кораблях, по отзывам самих подводников, было приятно служить, и, находясь в море, постоянно испытывать ощущение уверенности и собственного превосходства. И скоро тихоокеанцы – морские подводные асы - на практике показывали, что они могут делать и на что способна новая современная техника. Американцы поначалу имели значительное превосходство по обесшумливанию своих субмарин и постоянно совершенствовали их гидроакустическое вооружение. Однако, как показала практика, наши современные атомоходы проекта 671РТМК уверенно и на равных действовали против них, не только ни в чем не уступали, но в ряде случаях даже превосходили.
В течение непродолжительного времени боевой состав 45-ой Дивизии к уже имеющимся трём кораблям этого типа пополнился новыми превосходными подводными лодками проекта 671РТМК, первыми командирами которых являлись: капитаны 1 ранга Бондаренко В.К. (К-305), Михалев В.Ф. (К-360), Сапрыкин В.А. (К-242), капитаны 2 ранга Гордеев И.И. (К-492), Поздняков А.А. (К-507), Бабушкин В.В. (К-412), Хомяков Ю.Н. (К-247), Водоватов В.В. (К-251), Терёхин В.А. (К-324), Кондриков П.И. (К-355), Авдейчик Ю.П. (К-218) и капитан 3 ранга Ушаков В.В. (К-255).
Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что командирами кораблей не рождаются, а ими становятся. И жизнь доказывает, это действительно так. Продвижение офицера по служебной лестнице зависит не только от личных и деловых качеств, стремления и желания овладеть специальностью военного моряка в полном объёме своих функциональных обязанностей, но не в меньшей степени от поддержки и уважительного отношения со стороны непосредственного командования.
Офицеров, впервые попавших в штаб 45-ой Дивизии, поражал непривычный стиль взаимоотношений между военнослужащими на всех уровнях.
Этим соединение выгодно отличалось от соседей, у которых деловитость порой поддерживалась крепкими выражениями, без всякой надобности раздавались "фитили" и в воспитательных целях практиковался удлиненный рабочий день, в том числе не только нерадивых.
Действительно, компетентность, интеллигентность и выдержка при принятии любых решений, солидность и доброжелательность были определяющими линиями поведения как комдива, его заместителей, так и офицеров штаба соединения, а также ведущих флагманских специалистов дивизии в стремлении научить и помочь молодым офицерам, делавшим первые шаги на командирском поприще.
В 1980 году в командование соединением вступил капитан 1 ранга Ерофеев О.А., которому вскоре было присвоено звание контр-адмирал. До назначения на эту должность Ерофеев исполнял обязанности начальника штаба 25-й ДиПЛ, но вместе с тем он был и ветераном 45-й ДиПЛ, поскольку служил на К-14 ещё в 1966 году. Начальником штаба дивизии был назначен капитан 1 ранга Игорь Иванович Гордеев.
По воспоминаниям подводников, это были непростые времена: приходилось в сжатые сроки принимать новые корабли, осваивать боевую современную технику, обучать личный состав и, прежде всего, молодых командиров. Комдива О.А.Ерофеева чаще всего приходилось видеть, пришедшего с моря, в добела просолённом от морской воды реглане, в насквозь промокших походных сапогах, с воспаленными от недосыпания красными глазами, с многодневной седоватой щетиной на щеках. Картину дополняла забытая и давно потухшая папироса, присохшая в углу рта. Он появлялся в штабе, как правило на 20-30 минут, чтобы снять обстановку в дивизии, дать самые необходимые распоряжения - и снова в море теперь уже на другой подводной лодке, с другим экипажем. И так месяцами...
Тяжёлый и напряжённый труд ежедневных тренировок, естественно, не мог не сказаться на результатах боевой подготовки, проявленных в ходе общефлотских учений, при одиночном и групповом плавании и, что очень важно, при боевом патрулировании в отдалённых районах мирового океана.
Если говорить начистоту, то не просто шло освоение новых кораблей: были неоправданно сложны и капризны в эксплуатации некоторые боевые устройства, требовалось основательно разобраться с новой акустикой, навигацией, связью и другим оборудованием. Немало проблем возникало в связи с проведением торпедных стрельб. Не способствовало освоению новой техники и ошибочное мнение, распространяемое в определённых кругах высшего командования ВМФ, дескать, от нового корабля следует сразу ждать «чуда», стоит ему выйти в море. На самом деле это «чудо» достигалось огромным трудом, глубокими знаниями и повседневным опытом в освоении новейшего корабля и его современного вооружения. И те, кто быстрее его освоили, первыми и приблизились к этому "чуду".
В этот период многие офицеры сформировались как командиры подводных лодок, приобрели опыт командования штабами и соединениями, стали адмиралами, крупными флотскими военачальниками, а некоторые из них, уволившись в запас и оставив военно-морскую службу, оказались сенаторами, депутатами, государственными, политическими и общественными деятелями.
С 1982 года по 1986 год 45-ой Дивизией командовал контр-адмирал Игорь Иванович Гордеев, сменивший в этой должности контр-адмирала О.А.Ерофеева.
Это было время истинного мастерства или, как считали подводники, расцвет могущества дивизии, приносящий в сознание реальное чувство, что обладаешь совершенной техникой, непередаваемое ощущение уверенности в своих силах, своём оружии. Подобный уровень, возможно, обеспечивался и тем, что корабли ещё были новыми, эксплуатация должной, а экипажи не были еще сильно "разбавлены" новым пополнением после первичного их формирования.
Наиболее действенной и самой заметной своими результатами выполнения боевых задач в дивизии того времени являлась подводная лодка К-492. Первый её командир капитан 1 ранга И.И. Гордеев сумел создать крепкий, организованный, дисциплинированный экипаж, воспитал надёжных единомышленников, таких как капитаны 2 ранга В.Я.Дудко, О.М.Лобанов, М.А.Алиев, которые в течение ряда лет продолжали последовательно друг за другом успешно командовать именно своим подводным кораблём.
Атомоход К-492, выполняя задачи противолодочной борьбы, один из первых проложил скрытный путь к месту базирования американской эскадры атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами системы "Трайдент", - самому заветному, главному и архиважному объекту американской ядерной стратегической триады. Хорошо слаженный и подготовленный экипаж славной К-492 уже под командованием капитана 2 ранга В.Я.Дудко обнаружил и установил слежение за американским атомным подводным ракетоносцем «Огайо», выходившем из места базирования скрытно и в солидном охранении на первое своё боевое патрулирование. И такие факты обнаружения и слежения за лодками вероятного противника были не единичные! Не случайно командир К-492 капитан 2 ранга В.Я.Дудко был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза − но награждение не состоялось...
45-я дивизия не ограничивалась походами одиночных подводных лодок проекта 671РТМК к зонам патрулирования лодок потенциального противника. Так, например, в 1985 году было проведено комплексное мероприятие на оперативном направлении Бангор - Хуан-де-Хука – в вероятных районах боевого патрулирования американских ракетоносцев с ядерным оружием. В состав участников операции были включены: четыре атомные подводные лодки проекта 671РТМК, большой разведывательный корабль (БРЗК) и специально оборудованное судно. Командовал силами поиска в заданном районе командир 45-й ДиПЛ капитан 1 ранга И.И.Гордеев, находившийся со своим походным штабом на надводном корабле. Несмотря на то, что данное комплексное мероприятие проводилось впервые и не обошлось без "накладок" и "нестыковок", однако итог операции оказался весьма результативным: несколько сот часов слежения за атомными подводными лодками ВМС США, в том числе и за ПЛАРБ типа «Огайо». Особенно отличились всё та же К-492 (капитан 3 ранга О.М.Лобанов) и К-360 (капитан 2 ранга В.П.Кулиш). Успешно действовали и две другие лодки, которыми командовали капитан 2 ранга С.А.Голобоков (К-412) и капитан 1 ранга В.К.Бондаренко, вышедший в море в качестве сменного командира на К-242.
Были в этот период и другие достижения подводных лодок проекта 671 45-ой дивизии - например, трансокеанское слежение за авианосцем, совершавшим переход в западном направлении, или поход в высокие широты. Среди командиров наиболее выдающихся успехов, безусловно, добились капитан 1 ранга В.П.Гонтарев и капитан 2 ранга А.В.Макаренко. Примером может служить продолжительное, эффективное и успешное слежение за иностранной субмариной в течение трёх суток экипажем подводной лодки К-454 (капитан 2 ранга Макаренко А.В.), который обладал поразительным, если можно так выразиться, противолодочным чутьем. Он всегда знал, в каком направлении проводить маневр - и всегда там обнаруживалась подводная лодка вероятного противника. Во вверенном ему экипаже поставил службу и учил подводников так, будто бы завтра война и к ней необходимо быть всесторонне готовым - без всяких условностей и промедления.
Блестящие действия командира К-314 капитана 1 ранга Гонтарева В.П. позволили перехватить американскую ракетную лодку с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) на момент её выхода на боевое патрулирование из места базирования на острове Гуам и в результате жесткого слежения вынудить вернуться в базу.
Особого уважения заслуживает ветеран дивизии капитана 1 ранга В.И.Рыбалко, командовавший атомоходом проекта 671 РТМ длительный период и совершивший более десятка дальних походов самой разной продолжительности и сложности.
К достижениям 45-ой ДиПЛ следует отнести боевой опыт экипажа К-251 (капитан 2 ранга В.П.Кулиш, а затем капитан 2 ранга А.И.Изотов). Эта лодка три года подряд становилась обладателем приза ГК ВМФ по противолодочной борьбе и тем самым обеспечила его "постоянную прописку" в 45-й ДиПЛ.
Впервые после Великой Отечественной войны с Тихоокеанского флота атомные подводные лодки из состава 45-й ДиПЛ проследовали на Северный флот трансарктическим маршрутом. Так, в 1981 году убыла К-255 (капитан 3 ранга В.В.Ушаков), затем в 1982 году переход совершила К-324 (капитан 2 ранга В.А.Терехин) и в 1983 году убыла К-218 (капитан 2 ранга Ю.П.Авдейчик). Корабли совершили свои плавания подо льдами Арктики скрытно и без замечаний.., но не ищите имен командиров этих лодок в списках Героев Советского Союза - Родина по-разному любила своих тихоокеанских и североморских моряков-подводников (северян, естественно, больше). Однако тихоокеанцы были не менее преданы Родине и любили её и свой подводный атомный флот совершенно бескорыстно.
Касаясь этого периода, подводники вспоминают о беспримерном походе в Индийский океан атомной подводной лодки К-247 проекта 671РТМ – головного атомохода этой серии. Казалось бы, что здесь такого? Океанский район плавания в тот период уже был хорошо "обжит" надводными и подводными кораблями, которые там постоянно присутствовали в составе оперативной эскадры Тихоокеанского флота. Но все дело в том, что во время первой же боевой службы обнаружилась неприятная особенность нового корабля - его зависимость от температуры забортной воды района плавания. Суперсовременное вооружение третьего поколения оказалось крайне чувствительно к температурному режиму. Это откровение оказалось буквально "ушатом холодной воды" для руководства ВМФ. Посчитали необходимым разобраться во всём сразу и решительно. Для выяснения фактической картины решили послать в самое пекло К-247 (капитан 2 ранга Ю.В.Кириллов) и в ходе выполнения боевого задания получить объективные данные. Находясь в районе патрулирования, мужественный экипаж К-247 испил суровую чашу морского подводника с лихвой. Температура в реакторном отсеке не опускалась ниже +90-95 градусов С. В остальных, неэнергетических отсеках лодки, температура постоянно держалась около + 60 - 70 градусов С при 100% влажности. Вооружение, за исключением самого необходимого, немедленно законсервировали, чем и спасли его, однако стали "сыпаться" механизмы БЧ-5. Техника не выдерживала, а личный состав, испытывая колоссальную физическую и психологическую нагрузку, достойно выполнял свои обязанности.
Вместе с тем, подводный корабль успешно продолжал выполнять боевые задачи, среди которых было 15-суточное слежение за американским авианосцем «Китти-Хок», демонстрация военно-морской мощи в районе Сейшельских островов, выполнение плановых задач боевой службы в других заданных районах, обеспечение боевой подготовки в составе оперативной эскадры в Индийском океане и многое другое. Самое главное, что в этих нечеловечески трудных условиях экипаж сделал невозможное: сохранил технику и вооружение и, более того, постоянно был готов применить главное оружие. Когда вставал вопрос, на что расходовать спасительный холод, предпочтение неизменно отдавалось технике и оружию. Без всякого принуждения! Поход был благополучно завершен через семь месяцев. В итоге был получен уникальный в масштабах всего ВМФ опыт. Вывод оказался малоутешительным: в условиях высокой температуры и абсолютной влажности выполнять боевые задачи атомные подводные лодки проекта 671РТМ в полном объёме были не способны по причине непредвиденных поломок и выхода из строя сложной корабельной аппаратуры, боевой техники и приборов управления оружием...
Так случилось, что пик своего могущества 45-я дивизия, условно говоря, пережила в 1985 году, когда в дополнение к убывшим трём атомоходам на Северный флот пришлось передать в 10-ю ДиПЛ ещё четыре своих лучших подводных корабля К-507, К-412, К-355 и К-360 пр.671 РТМ.
Дивизия стояла на пороге очередного перевооружения. Ещё с осени 1984 года проходили заводские испытания новейшей многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971 с ракетным и торпедным вооружением К-284 (капитан 2 ранга В.А. Алексеев). Первые впечатления, полученные в ходе испытаний, были очень сильны. Не вызывало сомнений, что новый подводный корабль превосходит все известные как в отечественном, так и в мировом подводном кораблестроении. Это настраивало на самый серьезный подход к освоению принципиально новой современной техники. Вместе с тем, как и всегда бывает в столь новом деле, в дальнейшем в ходе эксплуатации потребовалось выполнить массу доработок и доводок.
Надо отметить, что Тихоокеанский флот, Камчатская флотилия были серьёзно озабочены подготовкой к приёму новейших подводных кораблей. Требовалось переоборудование всей инфраструктура мест базирования и обеспечения. Углублялось горло Авачинской губы, на пирсах устанавливались компрессоры высокого давления и огромные пневмокранцы, производилась изменение оперативной электрической схемы включения преобразователей, для обеспечения атомных лодок электропитанием гарантированного качества, подводился технологический пар, и выполнялось много других необходимых и важных инженерно-технических работ.
Вместе с тем, личный состав и командование дивизии, находясь в состоянии ожидания пополнения новыми кораблями, совершенно не собирались сдавать ранее завоёванные позиции. Так, в 1988 году за исключительные успехи в обеспечении боевой готовности и высокие показатели в боевой подготовке 45-ая ДиПЛ была награждены вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть". Командовал дивизией в это время контр-адмирал М.Г.Захаренко.
В декабре этого же года на Камчатку прибыла первая многоцелевая атомная торпедная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАТРК) проекта 971 «Щука-Б» - К-263. Всего в дивизию поступило семь атомных подводных лодок проекта 971 К-284, К-322, К-391, К-331, К-419 и К-295. Все они активно и чрезвычайно продуктивно действовали, раскрывая свои высокие тактические возможности.

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАТРК), проект 971РТМК «Щука-Б». По классификации НАТО и США «Акула».

Серия многоцелевых атомных лодок третьего поколения проекта 971 «Щука-Б» стали основным типом современных субмарин, пришедших на смену устаревшим лодкам проекта 671 «Щука».
Несмотря на огромные размеры корабля, современное вооружение и техническое оборудование, экипаж лодки составлял только 73 человека, в том числе 31 офицер. На вооружении лодки состояло: торпедное оружие – 4 ТА х 650мм (12 торпед); 4 ТА х 533 мм (28 торпед): ракетное оружие – ракетоторпеды, крылатые ракеты РК-55, подводные ракеты; средства ПВО – ПЗРК «Стрела-3М» (18 ракет). Кроме того, лодки были снабжены новейшим навигационным, гидроакустическим оборудованием, сложными электронными системами управления кораблём в различных режимах плавания.
45-я дивизия снова в который раз приступила к освоению принципиально новой техники. Настоящим экзаменом для новых кораблей явилась первая боевая служба К-322 (капитан 2 ранга С.В.Корбан), состоявшаяся летом 1990 года. Результат был ошеломляющим - время слежения за иностранной подводной лодкой на порядок превышал лучшие известные достижения. Уже летом следующего 1991 года во время очередной боевой службы К-391 (капитан 1 ранга С.М.Игишев) в ходе слежения за иностранной подводной лодкой был превзойден результат, ранее достигнутый К-322. Практика показала, что и этот рекорд продержался не долго: менее чем через год он был улучшен К-331 (капитан 1 ранга С.Е.Васин).
На основании анализа иностранных заявлений того периода, создание современных атомарин проекта 971, названных по классификации НАТО «Акулами», вызвало у американцев большой переполох. В конгрессе США звучали выступления об установлении ограничения на строительство таких кораблей. Международная организация «Гринпис», активизировав свою деятельность, заявляла, что, якобы, новые российские лодки несут наибольшую угрозу радиоактивной безопасности в морской среде. Но как только из-за финансовых трудностей строительство лодок этого проекта прекратилось, то деятельность «Гринписа» была свёрнута.
Однако не следует забывать о том времени тяжёлых испытаний для страны в целом и в частности для флота, на которое пришлось освоение самых совершенных атомных подводных лодок в истории Военно-Морского Флота.

Вилючинск под снегом. Атомные лодки проекта 971 на приколе.

К сожалению, после 1994 года, в связи с недофинансированием и недопоставками большого количества необходимого материального обеспечения, в том числе и аккумуляторных батарей, неудачным, а в ряде случаев ошибочным оперативным планированием и дезорганизацией в управлении силами, активность и результативность деятельности дивизии стали заметно падать.
В 1998 г. в ходе организационно-штатных мероприятий 45-я дивизия подводных лодок была расформирована. Имущество и личный состав были переданы в состав 10-й ДиПЛ ТОФ.
За 36 лет своего существования 45-я дивизия четырежды перевооружилась, что само по себе явление уникальное, и, может быть, это единственный случай в истории ВМФ. С 1963 по 1967 г. (на протяжении пяти лет) соединение составляло основную ударную силу Тихоокеанского флота, и всегда успешно выполняло поставленные задачи.
Все 36 лет дивизия оставалась важнейшим фактором сдерживания потенциальных агрессоров на Дальнем Востоке. Десятки раз объявлялась лучшей дивизией на флоте и в ВМФ.
Главной гордостью и силой дивизии оставались люди и тот дух, который отличал её среди других родственных частей и подразделений - дух истинного товарищества, преданности флоту, гордости за своё уникальное соединение, дух неизменной доброжелательности, единства и порядочности. Может быть, поэтому в соединении за всю историю существования не было серьёзных аварий, все корабли возвращались в базу (старые подводники знают эту зависимость).
Память о славных делах 45-й ДиПЛ, тысячах верных сынов Родины, истинных бойцах и патриотах, проходивших службу в прославленном соединении за эти непростые 36 лет, свято берегут экипажи кораблей, оставшихся в Вилючинске.
Дивизия по праву гордилась своими девятью Героями Советского Союза, восемь из которых получили это высокое звание непосредственно в соединении. Гордость эта тем более основательна, что за девятью Героями Советского Союза всегда стояли не десятки, а сотни пусть и обойденных наградами героев, сделавших реальностью океанский Флот СССР и добившихся стратегического паритета. И дело совсем не в том, сколько орденов у них на груди, важно другое - непостижимые масштабы и важность совершённого. Они возрождают к жизни ныне почему-то утраченное понятие заслуженный офицер флота, заслуженный подводник - самые почётные звания, поскольку присуждали их люди, а не власть.
Дивизия по праву гордилась своими первыми командирами подводных кораблей, командованием соединения. Здесь уместно провести аналогию с освоением космоса, так как атомный подплав по степени неизведанности, новизны и риска мало чем-то отличается от космонавтики, но, в отличие от последней, долгое время оставался в тени.
Дивизия по праву гордилась тем, что пятеро из её офицеров стали "полными" адмиралами, а четверо из них получили это высокое звание, командуя самыми крупными флотами (СФ и ТОО) - адмирал А.П.Михайловский, адмирал О.А.Ерофеев, адмирал Г.А.Сучков, адмирал М.Г.Захаренко.
История отечественного подводного флота не может оставить равнодушным любого, кто с ней знакомится. Мужество и стойкость, сплоченность и взаимовыручка, непоколебимая верность воинскому долгу и подводному братству - стараниями многих поколений моряков составили славу и гордость подплава, прошли закалку в огне мировых войн и были неизменно хранимы в мирное время. Мы всегда будем помнить тех героев-подводников, кто, глядя в лицо смерти, не дрогнул, до конца исполнил свой долг перед Родиной, перед боевыми товарищами.

Статья первоначально готовилась для газеты «Бригантина» МГАВТ. Использованы материалы открытой прессы. Составитель: капитан 1 ранга в отставке, доцент Н.А.Верюжский. 17 августа 2008 г.

Сослуживцы по 45-й дивизии АПЛ.

Авдейчик Ю.П., капитан 2 ранга.

Агавелов Святослав Владимирович.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. [email protected]

Тела четверых подводников были обнаружены после нескольких часов работы двух смен российских водолазов, проникших на "Курск". Не исключено, что во время пожара подводники смогли перейти в седьмой отсек, где, по словам адмирала Моцака, могло быть больше всего членов экипажа. Из доклада же российского водолаза следует, что отсутствуют на привычных местах индивидуальные дыхательные аппараты. Скорее всего моряки пытались ими воспользоваться. Значит ли это, что на атомоходе кто-то оставался в живых?

Главком ВМФ Куроедов заявляет, что “Курск” погиб, столкнувшись с “другой” лодкой. Но столкновения были и раньше...

Сначала страна, затаив дыхание, ждала ответа на вопрос: ” Живы ли?” Потом гневно вопрошала: “Почему молчали?” Сейчас недоуменно вглядывается в мутные картинки со дна Баренцева моря: “Поднимут ли тела?”

На реализацию этого “проекта века” брошены огромные средства. Немалые деньги в валюте Россия платит норвежцам. Командование военно-морского флота при всех мерах безопасности все-таки рискует жизнями водолазов. Трагедия с “Курском” показала полную несостоятельность поисково-спасательных сил ВМФ России. Нет, вины нынешнего главкома адмирала Владимира Куроедова в этом, наверное, нет. В период, когда все бросились согласно руководящим и указующим директивам обогащаться любой ценой, ПСС флота попросту распродали. За бесценок. На металл.

Во флотских байках погоны “СФ” (Северный флот) расшифровывали всегда как “Современный флот”. Это так и есть. Именно на Север отправляли лучшие корабли, лучшую спецтехнику, спасательные аппараты. К счастью, разграбили не все. Но оставшегося для спасения “Курска” оказалось недостаточно.

На Тихоокеанском флоте все гораздо сложнее. Спасательная субмарина “Ленок”, способная проводить уникальные глубоководные операции, разрезана на “Дальзаводе”, океанский спасательный буксир “Фотий Крылов” - универсальное судно, незаменимое при оказании помощи терпящим бедствие надводным кораблям, зарабатывает валюту во фрахте в Средиземноморье, туманна и судьба спасательного буксира “МБ-408”.

Да, осталось еще на Тихоокеанском флоте спасательное судно “Алагез”. Да, остался еще его экипаж, состоящий из специалистов экстра-класса. Но этого явно недостаточно. Не приведи господи, случись на флоте в море ЧП, спасать терпящих бедствие будет некому.

Как говорят специалисты, радует то, что в большинстве своем и большую часть времени боевые корабли ТОФ стоят у стенки. Именно поэтому чрезвычайных происшествий в море теперь почти нет.

И напрасно думать, что так будет всегда. Как показывает практика, аварии являются неразлучными спутниками боевой службы. К примеру, за последние 35 лет эксплуатации на Тихоокеанском флоте зарегистрировано более 70 аварий и инцидентов с атомными подводными лодками и лодками, несущими ядерное оружие. В числе прочего зафиксировано по меньшей мере девять случаев пожаров, семь технических и три ракетные аварии, восемь касаний грунта, 20 столкновений. По неофициальным данным, в результате инцидентов погибли не менее 107 человек, примерно 1390 были облучены.

“Эхо” Чернобыля

Считается, что самыми несчастливыми были лодки проекта 675 (по натовской классификации Echo-2). Субмарины этого класса относятся к лодкам первого поколения. Они строились на стапелях производственного объединения “Севмашпредприятие” в Северодвинске и на Амурском заводе в Комсомольске-на-Амуре по проекту объединенного конструкторского бюро морской техники “Рубин”. Первые лодки этого проекта пришли на Тихоокеанский флот в начале 60-х годов. Всего в боевом составе ТОФ числилось 18 субмарин этого класса.

За время эксплуатации на Тихоокеанском флоте зафиксировано по меньшей мере 13 аварий и инцидентов с лодками этого проекта. Самая известная авария – “приморский Чернобыль” – произошла в бухте Чажма в 1985 году. 10 августа на стоящей у пирса подлодке

“К-431” под командованием капитана 2-го ранга Лукьяна Федчика из-за нарушения правил перезарядки произошел взрыв крышки реактора. В результате аварии 10 человек погибли и по меньшей мере 913 оказались облученными.

Гораздо меньше известно о других катастрофах. К примеру, мало кому известно, что в 1979 году на АПЛ с тактическим номером “К-116” произошла похожая трагедия. 1 июля в Тихом океане во время боевого дежурства на лодке под командованием капитана 2-го ранга Шестака также произошел подрыв крышки реактора. По данным “В”, в результате аварии девять человек погибли и больше 100 получили довольно серьезные дозы радиоактивного облучения.

28 человек погибли в результате столкновения АПЛ проекта “Эхо-2” “К-56” с гражданским судном “Академик Берг”. Это произошло 14 июня 1973 года в заливе Петра Великого. Лодка получила пробоину во втором отсеке, оказались повреждены аккумуляторные батареи. Большинство из пострадавших погибли в результате отравления ядовитым газом, содержавшимся в аккумуляторах.

Другая страшная трагедия с лодкой этого типа произошла 29 сентября 1985 года. На АПЛ “К-175” под командованием капитана 2-го ранга Кондакова в районе острова Дахлак у берегов Эфиопии произошла закачка в систему охлаждения хлористого кальция вместо аммиака. В результате происшествия пострадали 137 человек.

Несчастливые “Скаты”

Несчастливыми оказались и подводные лодки проекта 670 А “Скат” (по натовской классификации Charlie-1). С 1968 года на Тихоокеанском флоте произошло по меньшей мере 12 аварий и инцидентов с лодками этого класса.

Субмарины проекта “Скат” считались лодками второго поколения. Они строились на заводе “Красное Сормово” в Горьком по проекту конструкторского бюро “Лазурит”. Всего было построено 11 атомных крейсеров этого проекта, причем все “Скаты” базировались на Тихоокеанском флоте.

Любопытно, что самая первая авария с атомными подводными лодками проекта 670 А произошла в декабре 1970 года. На субмарине “К-329”, строившейся на стапелях “Красного Сормова”, произошел неконтролируемый пуск реактора. Аварии сопутствовали пожар и выброс радиации. О числе пострадавших в результате этого инцидента ничего неизвестно, вместе с тем сообщается, что не менее 100 человек получили значительные дозы облучения.

Следующий инцидент с АПЛ проекта 670 А зарегистрирован 18 октября 1976 года. У берегов Камчатки подлодка умудрилась попасть в сети японского траулера.

Но наиболее несчастливыми для лодок этого класса оказались 80-е годы.

Самая страшная трагедия в истории “Скатов” произошла в 1983 году. В бухте Саранной погибла лодка с тактическим номером “К-429” под командованием капитана 2-го ранга Николая Суворова. Из-за ошибки экипажа субмарина, приняв в свое нутро примерно 400 тонн забортной воды, легла на грунт на глубине 38 метров. В затопленном третьем отсеке погибли 14 человек. Еще два человека погибли при аварийном выходе из лодки. Об этой трагедии “В” подробно рассказывал в номере за 13 октября. Кстати, эта же лодка в 1985 году затонула вторично в бухте Крашенинникова. К счастью, в этом случае обошлось без жертв.

Два инцидента с АПЛ класса “Скат” произошли в 1985 году. 25 января на лодке с тактическим номером “К-121” во время боевой службы в море произошла техническая авария. Произошло попадание дизельного топлива вспомогательных двигателей в систему воздуха высокого давления через негерметичный клапан. А буквально через несколько дней - 4 февраля в Тихом океане на другой лодке - “К-25” произошел пожар. К счастью, обе эти аварии обошлись без человеческих жертв.

Кстати, вышеупомянутая подлодка “К-121” в печальном списке инцидентов отличилась дважды - 1 марта 1987 года эта субмарина под командованием капитана 2-го ранга Мякишева потерпела аварию в Авачинской губе на Камчатке. Лодка коснулась грунта, повредив кормовое оперение и вертикальный руль.

Когда ангел-хранитель спит

Тем не менее в печальном списке аварий и инцидентов “К-121” отнюдь не лидер. Рекордсменом по количеству чрезвычайных происшествий по праву может считаться субмарина “К-122” проекта 659 “Эхо-1”. Лодки, как и люди, бывают счастливыми и не очень. Судя по всему, когда закладывали эту субмарину, ангел-хранитель крепко спал. За 13 лет существования подлодка пережила четыре ЧП.

Начало серии инцидентов с “К-121” положил целый ряд аварий в боевом походе 1970 года. 7 мая в проливе Сокара при преследовании субмарины противника лодка под командованием капитана

1-го ранга Копьева столкнулась с подводной скалой. А спустя пять дней на этой же лодке возникли пожар и задымленность в отсеках. Часть экипажа получила отравления угарным газом, однако точное число пострадавших до сих пор неизвестно. Через три года на этой же лодке, находившейся в подводном положении в Японском море, произошел пожар. Из-за неосторожности на камбузе случилось возгорание в 8-м отсеке субмарины. К счастью, пострадавших в этой аварии не было.

Лодку вывели из боевого состава ТОФ в 1980 году после страшной трагедии – 21 августа на “К-122”, находившейся в 85 милях восточнее Окинавы, произошел пожар в отсеках силовой установки. В результате инцидента на подлодке под командованием капитана 1-го ранга Сизова погибли 14 человек. Лодка потеряла ход и требовала буксировки. На помощь терпящей бедствие

“К-122” отправились спасательные суда Тихоокеанского флота. Буксировать субмарину можно было только через территориальные воды Японии, однако власти этой страны запретили проход без гарантий ядерной безопасности. СССР такие гарантии дал. Но, как оказалось позже, японские условия выполнены не были. После исследований, проведенных на маршруте следования аварийной АПЛ, было выявлено радиоактивное загрязнение воды и воздуха.

Не очень счастливая судьба была уготована и атомоходу “К-451” проекта 667 А (Yankee-1). Эта лодка фигурирует в списке аварий и инцидентов трижды.

2 сентября 1978 года на находящейся в Тихом океане “К-451” произошло возгорание турбогенераторов. В сентябре 1984 года эта же лодка при форсировании пролива Диана в подводном положении ударилась о грунт на глубине 68 метров, а три года спустя в Арктике на перископной глубине столкнулась со льдами. К счастью, все инциденты обходились без далеко идущих последствий.

Всего же на Тихоокеанском флоте зарегистрировано семь происшествий с участием лодок этого проекта.

Как столкнуться в океане

Неоднократно атомные подводные лодки Тихоокеанского флота сталкивались с иностранными субмаринами. Так, атомная подводная лодка проекта 675 “К-108” под командованием капитана 1-го ранга Багдасаряна стала участницей подобного ЧП. В Охотском море “К-108” при погружении столкнулась с американской субмариной “Тотог” (тактический номер SSN-639). Обе лодки получили серьезные повреждения, однако, к счастью, обошлось без жертв. Инцидент произошел 20 июня 1970 года. А спустя год, 1 мая 1974 года, подлодка под командованием капитана 2-го ранга Антоновского столкнулась лоб в лоб с американской АПЛ “Пинтадо” (тактический номер SSN-672). На американской субмарине в результате происшествия была повреждена носовая гидроакустическая станция, заклинило затворы торпедных аппаратов, еще часть носовых механизмов получила повреждения средней тяжести.

Спустя 12 лет другая АПЛ – “К-10” столкнулась на глубине 54 метров с китайской подлодкой класса “Хань”. Случилось это в Филиппинском море. После столкновения обе лодки всплыли на поверхность. Повреждения были незначительными. После опознания “К-10” продолжила выполнение боевых задач.

Ошибка Хватова

По мнению специалистов, 55 процентов всех аварий происходит по вине личного состава. Происшествие, случившееся в августе 1968 года с подлодкой “К-108”, лишнее тому подтверждение. Тогда АПЛ проекта Echo-2 ударилась в основание японского острова Окинава. Авария произошла по причине штурманской ошибки – при определении координат штурман с командиром ошиблись ни много ни мало на 60 миль. То ли штурману обнулили лаг, то ли кто-то небрежно обращался с картой, но, как бы там ни было, факт остается фактом.

Любопытно в этой ситуации другое. Пожалуй, после этой курьезной аварии никто даже в самых страшных снах не мог и представить, что спустя годы допустивший столь грубую ошибку командир лодки станет командующим Тихоокеанским флотом. Наверное, предположи кто такое в 1968 году, бедолагу подняли бы на смех. Но пути господни неисповедимы – протаранивший Окинаву капитан 2-го ранга Геннадий Хватов спустя двадцать с лишним лет после инцидента получил свою адмиральскую звезду, а после был назначен командующим ТОФ.

Адмиральские звезды получил и Александр Конев. 10 сентября 1983 года его АПЛ “К-45” столкнулась с рыболовным траулером “Новокачалинск”. Александр Васильевич Конев нынче вице-адмирал и первый заместитель командующего ТОФ.

“Бодался теленок с дубом”

Любопытно, но иногда аварии на атомных подводных лодках способны изменять географию. В Филиппинском море есть так называемая банка Каспера. Она получила свое название по имени капитана 1-го ранга Каспера – командира АПЛ

“К-469”. 16 июля 1976 года в 2 часа 23 минуты его лодка на глубине 263 метра столкнулась с коралловым рифом. Столкновение, как выяснилось позже, произошло из-за ошибки гидроакустика, принявшего отражавшиеся от рифа собственные шумы за шумы иностранной подлодки. Все виновные были жестко наказаны, а Филиппинское море обогатилось новым географическим названием.

А следующая история получила у подводников звучное название “Бодался теленок с дубом”. 21 марта 1984 года атомная подводная лодка проекта 671 (Victor-1) “К-314” столкнулась с американским авианосцем “Китти Хок”(CV-63). Субмарина под командованием капитана 2-го ранга Евсеенко, следившая за авианосной ударной группировкой противника, находилась впереди “Китти Хока”. В 23 часа 00 минут по хабаровскому времени лодка поменяла курс, а спустя три минуты авианосец водоизмещением 81 тысяча тонн ударил “К-314” в кормовую часть правого борта. В результате скользящего удара рубка и легкий корпус советской лодки получили незначительные повреждения, был смят правый горизонтальный стабилизатор, у “К-314” заклинило правый гребной вал и разбило мортиру гребного вала с гребным винтом. “Китти Хок” получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака правого борта. Видимо, бог хранил наших подводников. Обычно повреждение винторулевой группы означает для лодки верную смерть. К счастью, в марте 1984 года все обошлось без жертв. Лодку удалось спасти. А на “Китти Хок” еще долго лихим словом поминали русских подводников. Хотя, по правде сказать, американцам в этом случае надо было бы винить своего акустика, не сумевшего обнаружить субмарину противника.

Богатые американцы тоже плачут

Неправильно думать, что высокая аварийность – это отличительная черта исключительно российского и советского флота. Американцы сталкиваются с теми же проблемами.

30 мая 1958 года американская подводная лодка USS Stickleback (SS-415), буксируемая после столкновения с эсминцем, затонула недалеко от Гавайских островов. Вся команда была снята с лодки до того, как та ушла под воду.

Самыми крупными катастрофами в истории американского подводного флота остаются гибель АПЛ “Трешер” и “Скорпион”. USS Thresher (SSN-593) была первой АПЛ нового класса “Пермит”, оборудованной опытной ядерной энергетической установкой. Максимальная глубина погружения достигала 400 м. 10 апреля 1963 года после 9-месячного ремонта USS Thresher вышла в море в сопровождении другой АПЛ USS Skylark (ASR-20) для глубинных испытательных погружений. Помимо 16 офицеров и 96 матросов на борту находились 17 гражданских исследователей-техников. Через 15 минут после достижения заданной глубины с “Трешера” на “Скайларк” по телефону поступило сообщение о возникших “трудностях”. Затем на “Скайларке” услышали звук, “словно воздух врывается в цистерны”, после чего наступила тишина. Позднее спасательный корабль обнаружил над местом катастрофы различные обломки и мусор, включая куски внутренней обшивки. Причиной катастрофы, вероятно, послужила утечка воды из трубопровода в машинном отделении, что помешало лодке всплыть на поверхность. Все 129 членов экипажа погибли. Лодка лежит на глубине 2600 м, ее прочный корпус был разрушен и распался на несколько крупных частей.

22 мая 1968 года АПЛ USS Scorpion (SSN-589) класса “Скипджек” затонула на глубине 3600 м в 400 милях на юго-запад от Азорских островов. Согласно существующей версии причиной катастрофы явился взрыв на борту субмарины. На ее борту были девять офицеров и 85 матросов. Все они погибли. АПЛ несла две торпеды “Астор” с ядерными боеголовками.

Еще в одном случае в апреле 1988 года дизельная ПЛ USS Bonefish (SS-582) с экипажем 92 человека была выведена из строя пожаром, вспыхнувшим в аккумуляторном отсеке в 160 милях от побережья Флориды. Лодка совершала учебное плавание. ПЛ всплыла, и

команда получила приказ покинуть ее, однако трое матросов во время борьбы с огнем погибли. Оставшиеся 89 человек были благополучно эвакуированы. Сама ПЛ после пожара была отбуксирована в порт и позднее выведена из состава флота из-за слишком больших повреждений.

Есть и более свежие примеры. 11 февраля 1992 года российская субмарина “К-239” проекта 945 “Карп” (Sierra) в Баренцевом море, в территориальных водах России, столкнулась с американской ударной АПЛ “Батон-Руж”. На прочнейшем титановом корпусе российской лодки остались детали с клеймом “Сделано в США”. Если бы удар пришелся немного в сторону, то “Батон-Руж” неминуемо бы затонула. Она и так вернулась с серьезными повреждениями. У российской ПЛ их не было.

11 февраля 1998 года многоцелевая атомная подводная лодка протаранила при всплытии рыболовецкое судно. Инцидент произошел в семи милях от побережья Южной Кореи. Гражданское судно в результате столкновения затонуло, его экипаж, к счастью, удалось спасти. В том же году 19 марта подводный атомный ракетный крейсер Kentucky класса Ohio у берегов США столкнулся с многоцелевой подлодкой San-Juan класса Los Angeles.

Не бывает героически погибших экипажей тренажеров

Подводное плавание – это особый род военно-морской службы. Он не имеет аналогов. Это специфический мир. И если сухопутного солдата можно обучать не в бою, а что называется, на пальцах и в общем-то без ущерба для качества военного образования, то с подводниками все гораздо сложнее.

Корабли должны ходить в море. По нескольку раз в год. Всем памятна трагедия подводной лодки “Комсомолец”, погибшей в 1989 году. Тогда причиной катастрофы стало незнание экипажем собственной техники. Эксплуатировать материальную часть надо вживую. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что в море она работает так же, как и на земле, на тренажерах. Ни один тренажер, ни один учебник этого не заменит.

В Соединенных Штатах Америки 26 мая 1958 года, на верфи Электрик Боут (компания Дженерал Дайнэмикс) в городе Гротоне (штат Коннектикут), заложили первую в мире специализированную противолодочную АПЛ SSN-597 «Таллиби», оптимизированную для борьбы с ракетными субмаринами СССР. В строй военно-морского флота США она вступила 9 ноября 1960 года. В 1962-1967 годах в состав американского флота было принято 14 более мощных и совершенных «подводных охотников» «Трешер». Данные однокорпусные одновальные субмарины, имеющие водоизмещение 3750/4470 тонн развивали подводную скорость около 30 узлов, а максимальная глубина погружения составляла до 250 метров. Отличительными особенностями «киллеров» (так прозвали американские моряки противолодочные атомные подводные лодки) были сверхмощное гидроакустическое оборудование, относительно малая шумность и сравнительно умеренное торпедное вооружение (но вполне достаточное для того чтобы решать задачи по борьбе с подлодками), состоящее из 4 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещенных в средней части судна под углом к диаметральной плоскости.

USS Tullibee (SSN-597) - подводная лодка ВМС США, самая маленькая из американских атомных подводных лодок (длина 83,2 м, водоизмещение 2300 т). Названа в честь таллиби, пресноводной рыбы из отряда лососеобразных, обитающей в центральной и северной части Северной Америки. Первоначально экипаж лодки составлял 7 офицеров и 60 матросов, к моменту вывода из состава флота он достиг 13 офицеров и 100 матросов.


Если отечественные торпедные АПЛ первого поколения (проект 627, 627А и 645) строились для уничтожения надводных кораблей противника, то во 2-й половине 1950-х годов стало очевидно, что и СССР необходимы атомные субмарины с «противолодочным уклоном», которые могут уничтожать ракетные подлодки «потенциального противника» на позиции вероятного использования , обеспечивать развертывание своих ПЛАРБ (осуществляя противодействие надводным и подводным силам, которые действуют на противолодочных рубежах) и защищать транспорты и корабли от вражеских подлодок. Разумеется, традиционные для торпедных подлодок не снимались задачи уничтожения надводных кораблей противника (главным образом авианосцев), осуществления минных постановок, действия на коммуникациях и тому подобное.

Работы по исследованию облика атомных подлодок второго поколения в СССР начались в конце 1950-х гг. В соответствии с постановлением Правительства 28 августа 1958 года для новых атомоходов началась разработка унифицированной паропроизводящей установки. Примерно в то же время объявили конкурс проектов подлодок второго поколения, в котором участвовали ведущие конструкторские коллективы, специализирующиеся на подводном кораблестроении - ЦКБ-18, СКБ-112 «Судопроект» и СКБ-143. Наибольший тех. задел имелся у ленинградского СКБ-143, которое на основе собственных более ранних инициативных проработок (1956-1958 годов), выполненных под руководством Петрова, подготовило тех. предложение по ракетной (проект 639) и торпедной (проект 671) лодкам.

Отличительными особенностями данных проектов стали усовершенствованная гидродинамика, которая была отработана с привлечением специалистов московского филиала ЦАГИ, применение трехфазного переменного тока, одновальная компоновка и увеличенный диаметр прочного корпуса, обеспечивающий поперечное размещение 2-х новых, компактных ядерных реакторов, которые были унифицированы для атомоходов второго поколения.

СКБ-143 по итогам конкурса получило задание на проектирование торпедной АПЛ проекта 671 (шифр «Ерш») с нормальным водоизмещение 2 тыс. тонн и рабочей глубиной погружения до 300 метров. Отличительной особенностью нового атомохода должна была стать гидроакустика большой мощности (впервые в условиях конкурса специально оговаривались параметры ГАС).

Если на атомоходах первого поколения применяли электрическую систему постоянного тока (это было вполне логично для дизель-электрических подводных лодок, где главным источником энергии во время движения в подводном положении были аккумуляторные батареи), то на АПЛ второго поколения решили перейти на трехфазный переменный ток. 3 ноября 1959 года было утверждено ТТЗ на новый атомоход, в марте 1960 года выполнили эскизный проект, а в декабре - технический.

Атомная подводная лодка проекта 671 создавалась под руководством главного конструктора Чернышева (ранее он принимал участие в создании лодок проектов 617, 627, 639 и 645). Исходя из того, что основным предназначением новой подводной лодки было уничтожение американских ПЛАРБ в районах боевого патрулирования данных судов (то есть не подо льдами Арктики, а на «чистой воде»), заказчик, под давлением разработчика, отказался от требования обеспечения надводной непотопляемости при заполнении любого из отсеков подлодки.

На новой субмарине, как и на атомоходах первого поколения, решили использовать двухреакторную энергетическую установку, которая полностью удовлетворяла требованиям надежности. Создали компактную паропроизводящую установку с высокими удельными показателями, которые почти вдвое превышали соответствующие параметры предшествующих энергоустановок.

Главком военно-морского флота Горшков «в виде исключения» дал согласие использовать на субмарине 671- проекта один гребной вал. Это позволило уменьшить шумность и водоизмещение. Переход на одновальную схему обеспечивал получение более высоких, по сравнению с зарубежными аналогами, подводных скоростей.

Использование одновальной схемы дало возможность разместить в одном отсеке турбозубчатый агрегат, оба автономных турбогенератора и все сопутствующее оборудование. Этим обеспечивалось уменьшение относительной длины корпуса субмарины. Так называемый адмиралтейский коэффициент, который характеризировал эффективность использования мощности силовой установки судна, приблизительно в два раза превзошел аналогичный показатель атомохода проекта 627 и фактически сравнялся с показателем американской АПЛ типа «Скипджек». Для создания прочного корпуса было принято решение использовать сталь марки АК-29. Это позволяло увеличить максимальную глубину погружения.

В отличие от атомных подводных лодок первого поколения, новое судно было решено оснастить автономными турбогенераторами (а не навешенными на главный турбозубчатый агрегат), что повышало надежность электроэнергетической системы.

Торпедные аппараты, согласно первоначальным проектным проработкам, планировалось сместить к центру судна, как на американских атомных подлодках типа «Трешер», расположив их к диаметральной плоскости атомохода под углом. Однако позднее выяснилось, что при такой компоновке скорость субмарины в момент торпедного огня не должна превышать 11 узлов (это было неприемлемым по тактическим соображениям: в отличие от АПЛ типа «Трешер» американского производства, советская субмарина предназначалась для уничтожения не только подводных лодок, но и крупных надводных кораблей противника). Кроме того, при использовании «американской» компоновки серьезно осложнялись работы по погрузке торпед, а пополнение боекомплекта в море становилось полностью невозможным. В результате на АПЛ проекта 671 торпедные аппараты установили над антенной ГАС в носовой части судна.

Ленинградский Адмиралтейский завод в 1960-м г. приступил к подготовке строительства серии новых торпедных АПЛ. Акт о приемке в состав военно-морского флота Советского Союза головной лодки проекта 671 - К-38 (субмарина получила заводской номер «600») - был подписан 5 ноября 1967 года председателем правительственной комиссии Героем Советского Союза Щедриным. В Ленинграде было произведено 14 атомоходов данного типа. Три субмарины (К-314, -454 и -469) достроили по измененному проекту. Основное отличие данных кораблей заключалось в оснащении не только традиционными торпедами, но и ракето-торпедным комплексом «Вьюга», который 4 августа 1969 года приняли на вооружение. Ракето-торпедой обеспечивалось поражение береговых, надводных и подводных целей на дальностях от 10 до 40 тыс. м ядерным зарядом. Для пуска использовались стандартные 533-миллиметровые торпедные аппараты с глубины до 60 метров.

Постройка ПЛА К-314 на ЛАО (заказ 610). Ограждение рубки находится под «шатром». 1972 г.

Перед спуском ПЛА пр.671 маскируют под надводный корабль

Враг ни в коем случае не должен знать, что в Ленинграде строят атомные подводные лодки. А поэтому – самая тщательная маскировка!

Производство АПЛ проекта 671: К-38 была заложена 12.04.63, спущена на воду 28.07.66 и вступила в строй 05.11.67; К-369 была заложена 31.01.64, спущена на воду 22.12.67 и вступила в строй 06.11.68; К-147 была заложена 16.09.64, спущена на воду 17.06.68, вступила в строй 25.12.68; К-53 была заложена 16.12.64, спущена на воду 15.03.69, вступила в строй 30.09.69; К-306 была заложена 20.03.68, спущена на воду 04.06.69, вступила в строй 04.12.69; К-323 «50 лет СССР» была заложена 05.07.68, спущена на воду 14.03.70, вступила в строй 29.10.70; К-370 была заложена 19.04.69, спущена на воду 26.06.70, вступила в строй 04.12.70; К-438 была заложена 13.06.69, спущена на воду 23.03.71, вступила в строй 15.10.71; К-367 была заложена 14.04.70, спущена на воду 02.07.71, вступила в строй 05.12.71; К-314 была заложена 05.09.70, спущена на воду 28.03.72, вступила в строй 06.11.72; К-398 была заложена 22.04.71, спущена на воду 02.08.72, вступила в строй 15.12.72; К-454 была заложена 16.08.72, спущена на воду 05.05.73, вступила в строй 30.09.73; К-462 была заложена 03.07.72, спущена на воду 01.09.73, вступила в строй 30.12.73; К-469 была заложена 05.09.73, спущена на воду 10.06.74, вступила в строй 30.09.74; К-481 была заложена 27.09.73, спущена на воду 08.09.74, вступила в строй 27.12.74.

У двухкорпусной подлодки имеющей характерное «лимузинное» ограждение выдвижных устройств имелся прочный корпус, изготовленный из высокопрочной листовой стали АК-29 толщиной 35 миллиметров. Внутренние плоские переборки должны были выдерживать давление до 10 кгс/см2. Корпус субмарины делился на 7 водонепроницаемых отсеков:
Первый – аккумуляторный, торпедный и жилой;
Второй - провизионные и вспомогательные механизмы, центральный пост;
Третий - реакторный;
Четвертый - турбинный (автономные турбоагрегаты размещались в нем же);
Пятый - электротехнический, служил для размещения вспомогательных механизмов (санблок находился в нем же);
Шестой - дизель-генераторный, жилой;
Седьмой - рулевой (камбуз и гребные электродвигатели расположены здесь же).

Конструкция легкого корпуса, горизонтальное и вертикальное оперение, носовая часть надстройки выполнялись из маломагнитной стали. Ограждение выдвижных устройств рубки, кормовая и средняя части надстройки были изготовлены из алюминиевого сплава, а рули и крупногабаритный обтекатель антенны ГАК изготавливались из титановых сплавов. Для подлодки 671-го проекта (а также дальнейших модификаций субмарины) была характерна тщательная отделка обводов наружного корпуса.

У балластных цистерн имелась кингстонная (а не шпигатная, как на предыдущих советских подлодках послевоенных проектов) конструкция.

Корабль оснастили системой очистки воздуха и кондиционирования, люминесцентным освещением, и более удобной (по сравнению с атомными подлодками первого поколения) планировкой кубриков и кают, современным санитарно-бытовым оборудованием.

ПЛА пр.671 в затопленном транспортно-подъемном доке. Ленинград, 1970 г.

Вывод ПЛА пр.671 из ТПД-4 (пр.1753) на Севере

Головная ПЛА пр.671 К-38 в море

Главная энергоустановка атомной подлодки 671-го проекта (номинальная мощность составляла 31 тыс. л.с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (тепловая мощность водоводяного реактора ВМ-4 составляла 72 мВт и 4 парогенератора ПГ-4Т), для каждого борта автономные. Цикл перезарядки активной зоны реактора – восемь лет.

По сравнению с реакторами первого поколения, компоновку ядерных энергоустановок второго поколения существенно изменили. Реактор стал более «плотным» и компактным. Реализовали схему «труба в трубе» и произвели «навешивание» на парогенераторы насосов первого контура. Сократилось число трубопроводов большого диаметра, которые соединяли основные элементы установки (компенсаторы объема, фильтр первого контура и тому подобное). Почти все трубопроводы первого контура (большого и малого диаметра) были размещены в необитаемых помещениях и закрыты биологической защитой. Системы КИП и автоматики силовой ядерной установки существенно изменились. Возросло количество дистанционно-управляемой арматуры (задвижек, клапанов, заслонок и тому подобное).

В состав паротурбинной установки входили главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-615 и два автономных турбогенератора ОК-2 (последними обеспечивалась выработка переменного тока 50 Гц, 380 В, включали турбину и генератор мощность которого составляла 2 тыс. кВт).

Резервным средством движения являлись два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (каждый мощностью 275 л. с). Каждым электродвигателем приводился во вращение двухлопастный гребной винт имеющий малый диаметр. Имелись две аккумуляторные батареи и два дизель-генератора (400 В, 50 Гц, 200 кВт). Все основные устройства и механизмы имели дистанционное и автоматизированное управление.

При проектировании АПЛ 671-го проекта определенное внимание уделялось вопросам снижения шумности судна. В частности, для легкого корпуса применялось гидроакустическое резиновое покрытие, уменьшилось количество шпигатов. Акустическая заметность субмарины по сравнению с судами первого поколения уменьшилась примерно в пять раз.

Подлодка оснащалась навигационным всеширотным комплексом «Сигма», телевизионной системой наблюдения за ледовой и общей обстановкой МТ-70, которая, при благоприятных условиях, была способна выдавать на глубине до 50 метров видовую информацию.

Но основным информационным средством судна был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин», разработки ЦНИИ «Морфизприбор» (руководитель – главный конструктор Н.Н. Свиридов). Максимальная дальность обнаружения целей около 50-60 тыс. метров. В его состав входили носовой низкочастотный гидроакустический излучатель, высокочастотную антенну гидроакустической системы миноискания МГ-509 «Радиан», размещенную в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, гидроакустической сигнализации, станции звукоподводной связи, а также другие элементы. «Рубином» обеспечивался круговой обзор, дальнометрирование методом эхолокации, независимое автоматическое определение курсовых углов цели и ее сопровождение, а также обнаружение гидроакустических активных средств противника.



Фрагменты ПЛА К-38 – головной пр.671

После 76-го г., во время модернизации, на большинстве подлодок проекта 671ГАК «Рубин» заменен более совершенным комплексом «Рубикон» имеющим инфразвуковой излучатель с максимальной дальностью обнаружения более 200 тыс. м. На некоторых судах МГ-509 также заменили более современным МГ-519.

Выдвижные устройства – перископ ПЗНС-10, антенна системы радиоопознавания МРП-10, имеющая ответчик, радиолокационный комплекс «Альбатрос», пеленгатор «Завеса», радиосвязные антенны «Ива» и «Анис» или ВАН-М, а также РКП. Имелись гнезда для съемных антенн, которые устанавливались в ходе решения конкретных задач.

На борту подлодки установили навигационный комплекс, который обеспечивал счисление пути и курсоуказание.

Вооружение корабля – шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, обеспечивающих стрельбу на глубине до 250 метров.

Торпедный комплекс находился в верхней трети первого отсека. Торпедные аппараты размещались горизонтально в два ряда. В диаметральной плоскости субмарины, над первым рядом торпедных аппаратов, находился торпедопогрузочный люк. Все происходило дистанционно: торпеды помещались в отсек, двигались по нему, загружались в аппараты, опускались при помощи гидравлических приводов на стеллажи.

Управление торпедной стрельбой обеспечивал ПУТС «Брест-671».

Боекомплект состоял 18 мин и торпед (53-65к, СЭТ-65, ПМР-1, ТЭСТ-71, Р-1). Варианты загрузки выбирались в зависимости от решаемой задачи. Постановку мин могли производить при скоростях до 6 узлов.

Технические характеристика атомной подводной лодки проекта 671:
Длина наибольшая – 92,5 м;
Ширина наибольшая – 10,6 м;
Водоизмещение нормальное – 4250 м3;
Водоизмещение полное – 6085 м3;
Запас плавучести – 32,1%
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Максимальная скорость подводного хода – 33,5 узлов;
Надводная скорость – 11,5 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 76 человек.



Советская субмарина по сравнению с самым современным аналогом США - атомной подлодкой SSN 637 «Стерджен» (3 марта 1967 года в строй вступил головной корабль серии) имела большую подводную скорость (американская – 29, советская – 33,5 узла), соизмеримый боекомплект и большую глубину погружения. При этом американская атомная подлодка обладала меньшей шумностью и имела более совершенное гидроакустическое оборудование, обеспечивающее лучшие поисковые возможности. Советские подводники считали, что «если дальностью обнаружения американской лодки – 100 км, то нашей - только 10». Вероятно, данное утверждение преувеличивалось, но проблемы скрытности, а также повышения дальности обнаружения судов противника на подлодках проекта 671 решить в полной мере не удалось.

К-38 – головной корабль проекта 671- был принят в состав Северного флота. Первым командиром подлодки стал капитан второго ранга Чернов. Во время испытаний новая АПЛ развила максимальную кратковременную подводную скорость – 34,5 уз., став таким образом самой быстроходной подлодкой в мире (для того времени). До 74-го года Северный Флот принял еще 11 однотипных атомоходов, которые вначале базировались в губе Западная Лица. С 81-го по 83-й год их передислоцировали в Гремиху. На Западе данные суда получили кодовое название Victor (позднее - Victor-1).

Весьма фотогеничные, элегантные «Викторы» имели довольно насыщенную событиями биографию. Данные подлодки встречались практически во всех океанах и морях, где боевую службу нес Советский флот. При этом атомные подлодки демонстрировали достаточно высокие боевые и поисковые возможности. Например, в Средиземном море «автономки» продолжались не 60 положенных суток, а почти 90. Известен случай, когда штурманом К-367 в журнале была сделана следующая запись: «определили место судна по отдаче якоря на авианосце «Нимитц», отшвартовавшегося в порту Неаполя. В тоже время атомная подлодка в итальянские территориальные воды не входила, однако вела слежение за кораблем ВМС США».

В 79-м г., при очередном обострении американо-советских отношений, атомные подлодки К-481 и К-38 осуществляли в Персидском заливе несение боевой службы. В это же время так находилось около 50 судов американских ВМС. Условия для плавания были чрезвычайно сложными (у поверхности температура воды достигала 40°). Участник похода Шпортько (командир К-481)в своих воспоминаниях писал, что в энергоотсеках судов воздух нагревался до 70 граусов, а в жилых - до 50. Кондиционерам приходилось работать на полную мощность, однако техника (которая была спроектирована для использования в северных широтах) справиться не могла: холодильные установки начинали нормально функционировать лишь на глубине 60 метров, где температура воды составляла около 15 градусов.

Каждая лодка имела два сменных экипажа, которые размещались на плавбазе «Березина», которая стояла у острова Сокотра или в Аденском заливе. Длительность похода составляла около шести месяцев и в целом, он прошел весьма удачно. А.Н. Шпортько считал, что советские атомные подлодки в Персидском заливе действовали достаточно скрытно: если американским военно-морским силам удавалось кратковременно обнаруживать советские суда, то они не могли правильно их классифицировать и организовать преследование. Впоследствии данные разведки эти выводы подтвердили. При этом время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности использования ракетно-торпедного и ракетного оружия: при получении соответствующего приказа они были бы отправлены на дно с практически 100% вероятностью.

Субмарины К-38 и К-323 в сентябре-октябре 71-го года совершили подледный автономный поход в Арктику. В январе 74-го года начался уникальный переход с Северного на Тихоокеанский флот (длительностью 107 суток) двух атомоходов проектов 670 и 671 под командованием капитанов второго ранга Хайтарова и Гонтарева. Маршрут проходил по Атлантическому, Индийскому, Тихому океанам. После того как суда прошли Фареро-Исландский противолодочный рубеж они двигались в тактической группе (одно судно на глубине 150 метров, другое – 100 метров). Это было фактически первым опытом столь продолжительного следования атомных подводных лодок в составе тактической группы.

Субмарины 10-25 марта совершили заход в сомалийский порт Бербера, где экипажи судов получили кратковременный отдых. 29 марта, во время несения боевой службы, у АПЛ имелся кратковременный контакт с надводными противолодочными кораблями ВМС США. Оторваться от них, удалось уйдя на значительную глубину. По окончании боевой службы в заданном районе Индийского океана, 13 апреля подлодки в надводном положении направились к Малаккскому проливу, лидируемые кораблем обеспечения «Башкирия».

Температура забортной воды во время перехода достигала 28 градусов. Системы кондиционирования воздуха с поддержанием необходимого микроклимата не справлялись: в отсеках лодок температура воздуха поднималась до 70 градусов при относительной влажности 90%. За отрядом советских судов осуществляли практически непрерывное слежение базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 «Орион» американских ВМС, которые базировались на атолле Диего-Гарсия.

Американская «опека» в Малаккском проливе (корабли вошли в пролив 17 апреля) стала более плотной: к патрульным самолетам присоединилось большое количество противолодочных вертолетов. На борту подлодки 671-го проекта 20 апреля произошло возгорание одного из узлов ГАС «Рубин». Причиной стала повышенная влажность. Но пожар усилиями экипажа быстро ликвидировали. 25 апреля суда прошли проливную зону, и ушли на глубину, оторвавшись от наблюдения. 6 мая атомоход Гонтарева вошла в Авачинскую губу. Второй атомоход присоединился к ней на следующий день.

В январе 76-го года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-171, и атомная подлодка К-469, которая выполняла функции охранения, совершили переход с Северного на Тихоокеанский флот. Корабли через Атлантический океан шли на удалении 18 кабельтовых. Пролив Дрейка был пройден на различной глубине. Постоянная связь поддерживалась по ЗПС. Суда после пересечения экватора разошлись и в марте прибыли на Камчатку, каждая прошла собственный маршрут. За 80 суток субмарины прошли 21754 мили, при этом К-469 за весь переход только раз поднялась на перископную глубину (в районе Антарктиды).

ПЛА К-147 пр.671


ПЛА К-147 пр.671, модернизированная в 1984 г. с установкой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 г. при помощи этой системы лодка вела американскую ПЛАРБ в течение 6 суток


ПЛА К-306 пр.671, столкнувшаяся в подводном положении с американской ПЛА. Полярный, акватория СРЗ-10, 1975 г.

Субмарина К-147, оснащенная новейшей и не имеющей аналогов системой слежения за атомными подлодками по кильватерному следу, в период с 29 мая по 1 июля 85-го года под командованием капитана второго ранга Никитина участвовала в учениях подводных сил СФ «Апорт», во время которых было выполнено непрерывное шестисуточное слежение за ПЛАРБ «Симон Боливар» американских ВМС, пользуясь неакустическими и акустическими средствами.

В марте 1984 года с субмариной К-314 под командованием капитана первого ранга Евсеенко произошел весьма драматический случай. Осуществляя вместе с БПК «Владивосток» слежение за ударной группой ВМС США в составе авианосца «Китти Хок» и 7 кораблей охранения, которые маневрировали в Японском море, 21 марта советская подлодка, при всплытии для уточнения надводной обстановки, пропорола днище авианосца на протяжении 40 метров. В результате маневры американских ВМС были свернуты а «Китти Хок», теряя мазут через пробоину, ушел в японский док. При этом советский атомоход, потерявший гребной винт, проследовал на буксире в бухту Чажма. Там был проведен его ремонт.

В американской печати данное событие вызвало негативный резонанс. Журналисты, которые специализировались на военно-морской тематике, отмечали слабость охранения АУГ. Именно это позволило субмаринам «потенциального противника» всплыть непосредственно под килем авианосца. 14 марта 89-го года списали первую лодку проекта 671 - К-314, находившуюся в составе ТФ. В 93-96 годах остальные АПЛ данного типа покинули боевой состав флота. Однако утилизация кораблей затянулась. На сегодняшний день большинство судов находится в отстое, ожидая своей участи годами.

Использованы фотографии: http://www.atrinaflot.narod.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1973 год 5 сентября
Заложена на стапеле ЛАО в г.Ленинград по проекту 671В (достраивалась?). Входила в состав 39-й БрСПЛ ЛенВМБ;

1974 год июль
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;

1974 год 15 ноября
Временно включена в состав КСФ. Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1975 год
Приняла участие в учениях "Океан-75" с 173-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Соколов В.Е.);

1976 год январь - март
В начале года совершила совместно с РПКСН К-171 трансокеанский межфлотский переход (командир - кап.1р. Урезченко В.С., старший на борту - ЗК 3-й ДиПЛ кап.1р. Соколов В.Е.) через пролив Дрейка из губы Западная Лица (г.Заозерск) в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Старший перехода контр-адмирал Коробов В.К. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18 кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине, постоянно поддерживая связь по ЗПС. После пересечения экватора лодки разошлись и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту. В течение 80 суток было пройдено 21754 мили, причем за весь переход К-469 лишь один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину. 25.05.1976 контр-адмирал Коробов В.К., старший на ПЛ К-469 кап.1р. Соколов В.Е. и командир БЧ-5 инженер-кап.2р. Петров И.Д. удостоены звания Героя Советского Союза;

1976 год 3 марта
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1976 год 16 июля
Осуществляла поиск иностранной подводной лодки в Филиппинском море. В 02 часа 23 минуты на ПЛ ощутили сильный удар о подводное препятствие. Подводники считали, что произошло столкновение с иностранной атомной подводной лодкой. Но при возвращении в базу, водолазный осмотр установил, что лодка ударилась о коралловый риф. Анализ шумов привел к выводу, что пеленговались собственные шумы атомохода, отраженные от кораллового рифа. Позже гидрографические суда ВМФ СССР обнаружили в этом районе необозначенную на картах банку с глубиной 79 метров;

1976 год 31 июля - 1978 год 30 ноября
Прошла средний ремонт на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень Приморского края. На время ремонта экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1976 год 12 ноября
Награждена вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть";

1979 год
Выполнла задачи БС. Осуществляла слежение за авианосцем Ranger;

1983 год
Прошла ремонт. Перегрузка активной зоны;

1983 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино). По другим данным - в 1985 году;

1988 год
Выполнила задачи БС с экипажем ПЛ К-454 (командир - Щербатюк Г.М.?);

1989 год
Выполнила задачи БС с 89-м экипажем (командир - Бондарь Н.М.);

1993 год 30 июня
Исключена из боевого состава флота, передана в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в бухте Павловского (г.Фокино) поставлена на прикол в составе 26-й ДиПЛ (с 01.05.2000 - 127?-й ДнПЛ или 8-я ОБрРПЛ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ, с 01.11.1996 - ПрФлРС) ТОФ. За время нахождения в ВМФ совершила 14(?) БС;

2005 год ноябрь
Определен порядок финансирования утилизации АПЛ на средства Правительства Японии;

2006 год
Находилась на отстое в бухте Павловского. Переведена для утилизации на ФГУП "ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень);

2006 год 26 июля - 24 августа
На ФГУП "ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень) выгружено ОЯТ;

2006 год сентябрь
Получено финансирование для утилизации. В рамках японско-российской программы по утилизации АПЛ в финансировании кроме Японии участвовали Австралия и Южная Корея;

2006 год сентябрь - 2008 год ноябрь
Утилизирована на ФГУП "ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень). Трехотсечный блок с ректорным отсеком поставлен в б.Разбойник.