1. Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опира-ясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи.
  2. События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.

  3. Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
  4. Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.

  5. С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
  6. Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.

    В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

    Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

  7. Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
  8. Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.

  9. Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
  10. Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний. Материал с сайта

  11. Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
  12. Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».

Разделы: Литература

Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.

Ход урока

Слайды 2,3,4 . Тезисы к уроку, подготовка к восприятию нового материала.

  • Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Анализ художественных особенностей повести

    1. Художественная деталь в повести.

    На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.

    – Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    – Что такое интерьер? (Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

    Чтение фрагмента текста.

    Слайд 5 . Слова из текста, требующие лексического толкования.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

    – Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

    Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

    А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).
    Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
    В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

    – Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

    – В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

    Чтение фрагмента текста.

    “И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

    Запись в тетрадь.

    Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

    2. Роль пейзажа в повести.

    – Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

    – Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?

    – Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

    – Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).

    Слайд 6. Пейзаж степи.

    Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.

    Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

    Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.

    – Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

    Запись в тетрадь.

    Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

    И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

    Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.

    Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?

    О………….можно сказать, что он:

    Неугомонный – подвижный, шумливый.

    Беспокойный – нарушающий спокойствие.

    Упрямый – крайне неуступчивый.

    Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

    Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.

    – С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)

    – По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)

    – Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)

    О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

    Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

    Запись в тетради.

    Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

    Звучит украинская народная песня.

    Билет № 10 (это билет № 12)

    Вопрос № 1 Пейзаж в литературном произведении. Чтение наизусть отрывка из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи).

    Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию. Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно- золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Использование гиперболы (художественное преувеличение) «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов» - говорит о необозримости степи, ее просторе. Цветовая лексика помогает представить красоту природы. Все цвета чистые и радостные: зеленый, золотой, голубой, желтый и синий. Картины природы дополняет множество звуков: птичий свист, крик диких гусей, шелест травы. Следует отметить и использование ярких эпитетов (яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным): девственная пустыня (находящаяся в первобытном состоянии, еще не подвергшийся человеческому воздействию; нетронутая, первозданная), неизмеримые волны диких растений; олицетворений (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ: желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальной верхушкой; метафор (скрытое сравнение): вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, туча диких гусей. Инверсия (нарушение прямого порядка слов в предложении) позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию и размышлению. (Метафоры: “сердца встрепенулись”– герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок и др.; эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью; олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)

    Мир степи живёт своими законами. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу. Автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом, потому что казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

    Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.

    Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

    Вопрос № 2 Деталь в произведении (по повести «Тарас Бульба»)

    Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

    Художественная деталь может быть во внешности, обстановке, характере героя, она имеет особый смысл, заостряет внимание читателя, помогает глубже понять образ или идею произведения.

    Художественная деталь создает представление о предмете в целом, оживляет его, выделяет сразу.

    В повести Н.В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    Интерьер – это внутреннее убранство помещения.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

    Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
    Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
    Бледная, худощавая и добрая мать,
    Худощавая старуха-мать,
    Бедная старушка,
    Одна бедная мать,
    Бедная старушка,
    Бедная мать,
    Мать, слабая как мать.
    Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
    Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
    С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
    Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,

    Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

    В первой главе сразу бросается в глаза свитка.Свитка - название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, - значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.

    Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

    Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.

    Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности» . Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

    Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

    Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.

    Образ Андрия связан с прекрасными очами панночки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф подарок любимой – символ любви.

    Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, – и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть.

    «Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

    <...> Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки , против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.