> > > Крикалёв Сергей Константинович

Крикалёв Сергей Константинович (1958- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №67;
Космонавт мира: №209;
Число полетов: 6;
Продолжительность : 8 03 дня 09 часов 41 минута 12 секунд;
Число выходов в открытый космос: 8

Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет.

– известный космонавт, совершивший 6 полётов общей продолжительностью 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд и 8 выходов в открытый космос с продолжительностью пребывания 41 час 26 минут. Крикалёв считается космонавтом №67 в СССР и №209 во всём мире.

Родился Сергей Константинович в Ленинграде 27 августа 1958 года, учился в городской школе №77, получил специальность «химик-аналитик-лаборант», интересовался самолётным спортом, окончил машиностроительный факультет Ленинградского механического института. В дипломе инженера-механика значилась специальность «Проектирование и производство летательных аппаратов».

Космос

ГМВК 2 сентября 1985 было принято решение зачислить Крикалёва в отряд космонавтов НПО «Энергия», и около года он проходил общекосмическую подготовку, и только 28 ноября 1986 года МВКК присвоило ему уровень квалификации «космонавт-испытатель». Космонавт проходил подготовку по программе «Буран», состоя в экипаже, руководил которым Александр Щукин.

После того, как на корабле «Союз ТМ-7» А. Калери из-за состояния здоровья перестал принимать участие в подготовке, 22 марта 1988 года Крикалёв стал членом экипажа. Совместно с Александром Волковым и французом Жан-Лу Кретьеном проходил подготовку в качестве бортинжинера. Далее последовала подготовка Крикалёва как первого испытателя средства передвижения, должна была начаться работа по модулю «Квант-2», которая не состоялась из-за изменений в программе полёта.

Первый полет

Первый полёт Крикалыва длился с 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 года по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе «Арагац». Космонавт был бортинженером корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир». Стартовав вместе с Волковым Жан-Лу Кретьеном, Крикалёв, имевший позывной «Донбас-2». Совершал посадку с тем же Волковым и Валерием Поляковым. Первый полёт имел общую продолжительность в 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

Второй полет

Второй полёт, длившийся 311 суток 20 часов и 54 секунды с 18 мая 1991 по 25 марта 1992 года Крикалёв провел вместе с Анатолием Арцебарским и Волковым, будучи бортинженером ТК «Союз ТМ-12» при старте и ТК «Союз ТМ-13» при посадке. Полёт проходил в рамках 10-й основной экспедиции в космос, и в то же время было принято решение о продолжении работы специалиста под позывными «Донбас-2» и «Озон-2».

Третий полет

Третий полёт был коротким, занял 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд, и Сергей Константинович был специалистом полёта-4 на шаттле под названием Discovery STS-60.

Четвертый полет

Четвертый полёт сроком в 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд был проведён с С 4 по 16 декабря 1998 года, и Крикалёв также был специалистом полёта-4 на иностранном шаттле Endeavour STS-88. Во время полёта он участвовал в бортовых работах на МКС и совместно с командиром шаттла Робертом Кабаной первый раз открыл люк этого самого МКС.

Пятый полет

Пятый полёт уже опытного космонавта продлился 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд, и Крикалёв был бортинженером корабля «Союз ТМ-31» и МКС, участвуя в первой основной экспедиции МКС. Старт был 31 октября 2000 на корабле «Союз ТМ-31», а посадка 21 марта 2001 на шаттле Discovery STS-102.

В 2006 году ЦПК, РКК «Энергия» и Роскосмос назначили Сергея Крикалёва командиром ТК в дублирующий экипаж МКС-17д и основной экипаж МКС-19, где он трудился совместно с Максимом Сураевым. Август того же года ознаменовался его назначением дублером командира МКС-17д и бортинженера корабля «Союз-ТМА-12», причём назначение было определено в предварительном порядке представителями как Роскосмоса, так и NASA. 27 марта 2009 года Сергей Крикалёв по решению руководства Роскосмоса был освобождён от выполнения обязанностей инструктора-космонавта-испытателя.

Личная жизнь

Крикалёв женат, супруга - Терехина Елена Юрьевна, родилась в 1956, работает инженером РКК «Энергия», есть дочь Ольга 1990 г.р.

Увлечение

В свободное время космонавт увлекается плаванием, в том числе подводным и в экстремальных условиях, высшим пилотажем, виндсерфингом, теннисом, горным лыжами, занимается даже любительской радиосвязью под позывным Х75М1К, демонстрируя тем самым свою активную жизненную позицию и разностороннюю развитость.


Действительный член Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского.

Сергей Крикалев родился 27 августа 1958 года в городе Санкт­-Петербург. В 1975 году окончил десять классов средней школы № 77. С 1977 года занимался самолетным спортом в местном аэроклубе. Через четыре года окончил с отличием Балтийский государственный технический университет по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов».

С 14 сентября 1981 года Крикалев работал инженером 111­-го отдела Главного Конструкторского Бюро Научно-производственного объединения «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов. Через год стал инженером, а с 1 июня 1985 года, старшим инженером 191-­го отдела Главного конструкторского бюро НПО «Энергия».

Решением государственной межведомственной комиссией 2 сентября 1985 года Крикалев отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». В течении следующего года проходил общекосмическую подготовку. В конце ноября 1986 года присвоена квалификация «космонавт­-испытатель». Далее, два года проходил подготовку по программе «Буран».

Сергей Крикалев 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ­-7» Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-­7» по программе «Арагац» на орбитальном комплексе «Мир», вместе с Волковым и Жан­-Лу Кретьеном. Также прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта и готовился к работе с модулем «Квант­-2», но программа полета оказалась изменена.

Первый космический полет Крикалев совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ­-7» и орбитального комплекса «Мир» по программе четвертой основной экспедиции и советско-­французской программе «Арагац». Стартовал совместно с командиром корабля Волковым и космонавтом­исследователем-гражданином Французской Республики Жан-­Лу Кретьеном. Выполнив программу полета подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность космического полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные мужество и героизм Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1990 году Крикалев готовился к своему второму полету как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалев согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен прибыть в октябре. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию: во время их полета Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 ч 00 мин 34 с.

Указом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир», летчику-­космонавту СССР Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия ­медали «Золотая Звезда» № 1.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, второй, Владимир Титов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года Крикалев объявлен основным кандидатом.

Третий космический полет Крикалев совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в качестве специалиста в составе экипажа на борту многоразового транспортно-­космического корабля STS­-60 «Дискавери». Это стал первый в истории пилотируемой космонавтики американо­-российский совместный полет на корабле многоразового использования. Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

Свой четвертый космический полет Крикалев совершил с 4 по ­16 декабря 1998 года в рамках миссии STS-­88 в качестве специалиста полета­-4. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной, Сергей Крикалев впервые открыл люк в Международную Космическую Станцию. Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд.

Пятый космический полет Крикалев совершил с 31 октября 2000 по 21 марта 2001 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ­-31» и МКС по программе первой основной экспедиции МКС. Посадку совершил на шаттле «Дискавери» STS­-102 в качестве специалиста полета. Продолжительность полета составила 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд.

В своем шестом космическом полете Крикалев возглавил основной экипаж первой экспедиции к Международной космической станции, стартовав в космос 15 апреля 2005 года на корабле «Союз ТМ­6» с членами экипажа: астронавтом NASA Джоном Филлипсом и астронавтом Европейского космического агентства Роберто Виттори. За время полета Крикалев совершил один выход в открытый космос: 18 августа 2005 года ­ продолжительностью 4 часа 57 минут. Совместно с астронавтом NASA Джоном Филлипсом и космическим туристом, гражданином США Грегори Олсеном 11 октября 2005 года возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМА­-6». Продолжительность полета составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.

Сергей Крикалев является рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе. За шесть полетов оно составило 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд. Выполнил восемь выходов в открытый космос, суммарная продолжительность работ в открытом космосе ­41 час 26 минут.

В конце марта 2009 года Крикалев освобожден от должности «инструктор-­космонавт­испытатель» первого класса. Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года назначен начальником федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина». В конце марта 2014 года покинул эту должность.

С марта 2014 года Крикалев назначен первым заместителем генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» по пилотируемым программам, а также исполнительным директором государственной корпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам. С апреля 2014 года ­ представитель города Севастополя в Москве и Санкт­-Петербурге. C августа 2014 года занял должность­ первого заместителя генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения».

На заседании совета директоров ПАО ракетно-космического комплекса «Энергия» 24 января 2019 года принято решение назначить Сергея Константиновича Крикалева Заместителем Председателем Совета директоров ПАО ракетно-космического комплекса «Энергия».

Сергей Константинович помимо космических имеет также и спортивные достижения. Долгое время занимался самолетным спортом. Выступал на чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и являлся кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту. По данному виду спорта стал чемпионом СССР, чемпионом Европы и чемпионом мира в командном зачете.

На Первых Всемирных воздушных играх в Турции состоял в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также стал серебряным призером в личном зачете. На Вторых Всемирных воздушных играх в Испании являлся главным тренером российской сборной. Крикалеву присвоено звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации».

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 7 ноября 2019 года наградил Сергея Крикалева одной из самых высоких наград страны: Орденом Восходящего солнца на шейной ленте со звездой. Церемония награждения состоялась в императорском дворце в Токио.

Награды Сергея Крикалева

Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) - за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

Орден Почета (15 апреля 1998 года) - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх.

Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полета на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм.

Орден Ленина (1989).

Орден Восходящего солнца II степени (7.11.2019).

Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год).

Почетное звание «Летчик-космонавт СССР» (1989 год).

Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 1989 год).

Три медали NASA «За космический полет» (1996 год, 1998 год, 2001 год).

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год).

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год).

Заслуженный мастер спорта России.

Пожизненный Почетный член королевского фотографического общества Великобритании.

Лауреат национальной премии «Золотой глаз России».

Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2011 год).

Признание заслуг

Бюст на Аллее Героев Московского парка Победы (Санкт-Петербург)

ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 67/212
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
НАЛЕТ: 803 сут. 09 час. 41 мин. 23 сек.
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 8
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 41 час. 26 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда;

с 1977 года начал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ;

в 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - «проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1981-1983 годы - инженер, старший инженер 111-го отдела головного конструкторского бюро (ГКБ) НПО «Энергия»;

в 1983 г. прошел медицинский отбор и в феврале 1984 г. после сдачи необходимых экзаменов отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

1983-1985 гг. - начальник группы ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. - в группе восстановления работоспособности станции «Салют-7»с мая 1990 г. по апрель 1992 г. - заместитель начальника 191-го отдела (бывший 111 отдел) НПО «Энергия»;

с апреля 1992 г . по ноябрь 1994 г . - заместитель начальника 115-го отдела НПО «Энергия»;

с февраля 2007 г . по август 2007 г . - вице-президент РКК «Энергия»;

с августа 2007 г . по март 2009 г . - заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»;

с марта 2009 г . по март 2014 г. - был начальником Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»).

КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

2 августа 1985 г . - решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

в сентябре 1985 г . - приказом Министра общего машиностроения №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО «Энергия» (291-й отдел);

28 ноября 1986 г . - решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

в 1986 г. успешно завершил курс общекосмической подготовки;

в 1986 - 1988 годах - проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран»;

с 22 марта по 11 ноября 1988 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/»Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция);

11 февраля 1987 г . - был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО «Энергия»;

в 1990 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК «Мир» вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония);

с марта по ноябрь 1988 г. проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4 / «Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л. Кретьеном (Франция);

7 апреля 1992 г . - был назначен на должность инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО «Энергия»;

с 5 ноября 1992 г . по январь 1994 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота;

с апреля 1994 г . по январь 1995 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-63, принимал участие в работе группы МКС офиса астронавтов НАСА, в том числе по отработке методик сборки станции;

Прошел подготовку для работы в выходном американском скафандре;

Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами;

в 1995 -1996 гг. работал в ЦУПе заместителем руководителя полетом по действиям экипажа;

в феврале 1996 г. назначен в состав первого экипажа МКС;

с октября 1996 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1), вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США);

в сентябре - ноябре 1998 г . - проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88;

с октября 2000 г . - февраля 2003г. - был командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым (сменил С. Волков) и Полом Ричардсом (сменил Джон Филипс) (США);

2003 - 2005 годы - проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом (США).

Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (16.10.1989 г.);
космонавт-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1 класса (07.04.1992 г.).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - с 26 ноября 1988 г . по 27 апреля 1989 г . в качестве бортинженера ТК «Союз-ТМ-7» и ОК «Мир» по программе ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция) на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Позывной: «Донбас-2».

2 полет - с 18 мая 1991 г . по 25 марта 1992 г . в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программам ЭО-9 вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 вместе с Александром Волковым. Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». Совместно с ним в космосе работали Х.Шарман (Великобритания), Т.Аубакиров, Ф.Фибёк (Австрия), К.-Д.Фладе (Германия). Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин.- установил рекорд по длительности пребывания в открытом космосе.
Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Позывной: «Озон-2» /«Донбас-2».

3 полет - с 3 по 11 февраля 1994 г . в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля «Дискавери» в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist-4).
Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.

4 полет - с 4 по 16 декабря 1998 г . в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле «Индевор» по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку «Заря» был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования
Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.

5 полет - с 31 октября 2000 г . по 21 марта 2001 г . по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве бортинженера «Союз ТМ-31» и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения.
Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.

6 полет - с 15 апреля 2005 г . по 10 октября 2005 г . на ТК «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут.
Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

кандидат психологических наук (2008 г.);
действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью;
«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 г.);
«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1995 г.);
«Заслуженный мастер спорта России» (2007 г.).

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и стал кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям. В 1996 г. стал победителем на чемпионате Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был участником сборной России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, стал серебряным призером в личном зачете.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39, Цесна. В рамках подготовки по программе «Буран» выполнял полеты на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. На самолете Т-38 (США) налетал более 140 часов в качестве второго пилота.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года).

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г.).

Орден Почёта (Указ Президента РФ № 204 от 15 апреля 1998 г., за достижение высоких спортивных результатов на Первых Всемирных воздушных играх).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ № 353 от 5 апреля 2002 г.).

НАГРАДЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ:

Орден Почетного легиона (Legion d’Honneur) (Франция, 1989 г.)
Медали «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001 гг.)
Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003 г.).

НАГРАДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежден Фондом «Во благо Отечества») (2006 г.).
Орден «Гордость России» (учрежден Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008 г.).
Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009 г.).

УВЛЕЧЕНИЯ :

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - U5МIR).

Сергей Константинович Крикалёв (род. 27 августа 1958 года в Ленинграде, СССР) - советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года - рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов - по состоянию на 11 октября 2005 года; новый рекорд принадлежит Геннадию Падалке). Герой Советского Союза и первый Герой Российской Федерации (один из четырёх людей, удостоенных обоих званий).

Первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения по пилотируемым программам (c марта 2014 года). Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (2011). Начальник ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» (2009 - 2014). Кандидат психологических наук (2008). Чемпион мира по пилотажу на планёрах. Президент Международного экологического фонда «Чистые моря» (с 2009 года по настоящее время).

Биография

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Первый полёт

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда №11595). Продолжительность полета составила 151 сут. 11 ч 08 мин 24 с.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

Второй полёт

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ № 1). Продолжительность полета составила 311 сут. 20 ч 00 мин 34 с.

В 1981 закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

С февраля 2007 - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям Средства передвижения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лучшие дня

В 1990 Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992. За время полёта страна сменила название - улетали космонавты из СССР, а вернулись уже в Россию. За этот полёт Крикалёв был удостоен Звезды Героя России № 1.

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический Центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Endeavor.

В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС.

11 октября 2005 Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (1989)

Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (медаль № 1) (1992)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

Орден Почёта (1998)

Орден Дружбы народов (1992)

Почётноё звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989)

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005)

Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция)

Медаль NASA «За космический полёт» (1996, 1998, 2001)

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007)

Заслуженный мастер спорта России

Спасибо Господу Богу за таких Людей.
Natali 01.10.2008 04:48:27

Сергей Крикалев закончил ЛМИ в 1981г. Я поспупила на 1-ый курс в 1980г. Т.е. наши жизненные пути на мгновение пусть не пересеклись, но прошли очень близко. Прочла биографию Сергея Константиновича, перечень наград и званий...Нет слов. И мне стало стыдно перед Институтом и перед самой собой, что я всего рядовой бухгалтер. Так сложилась жизнь. Да здравствует высшая школа ЛМИ и весь преподавательский состав родного и любимого Военмеха. Низкий поклон Крикалеву С.К. и спасибо за героическую жизнь. Наталия.


ПОЖЕЛАНИЕ КОСМОНАВТУ-С.К.КРИКАЛЕВУ
Ф И О Д О Р И Я 08.02.2010 07:00:30

ХОЧЕТСЯ - ПОЖЕЛАТЬ СЕРГЕЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ САМЫХ ЗДРАВЫХ ПОСТУПКОВ НА
СРАВНИТ.НОВОМ ДЛЯ НЕГО ПОПРИЩЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЕН.РУК."РГНИИ ЦПК",Т.К.
ПОЗНАНИЙ В ПРОФ.ДЕЯТ.У НЕГО БОЛЕЕ - БОЛЕЕ, ЧЕМ У РЯДОВОГО ЧИНОВНИКА
СО СТОРОНЫ - И ЭТО РАДУЕТ!!! МНЕ,КАК СОРАТНИКУ,ДА И ФАКТИЧЕСКИ,СВЕР-
СТНИКУ, ДАННАЯ КОСМО-ТЕМА ЯВЛ.РОДНОЙ!ВЕДЬ МНЕ,ДО И ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
СООТВЕТ.В У З А,ПРИХОДИЛОСЬ ВПЛОТНУЮ ВГРЫЗАТЬСЯ В ОБЕСПЕЧ.БЕСПЕРЕ-
БОЙНОЙ РАБОТЫ ПО ОБСЛУЖ.НАЗЕМНОЙ АППАРАТУРЫ,ОБОРУДОВАНИЯ,В Т.Ч.НЕ-
СТАНДАРТНОГО-НАШЕЙ И ИНОСБОРКИ.ЗА МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РАБОТЫ НА СООТ-
ВЕТСТВ."З А Т О" СОПРЕДЕЛЬН.(НА ДАННЫЙ СОВРМ.МОМЕНТ)С Н Г ПРОРАБОТАЛ
СО МНОГИМИ И МНОГИМИ СОТНЯМИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНООБРАЗНОГО УРОВНЯ ПОД-
ГОТОВКИ,ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ НАШЕЙ,В ПРОШЛОМ,НЕОБЪЯТНОЙ Р О Д И Н Ы...
П О Л И Г О Н ВСЕЯ РУСИ ЯВЛ.ПЕРЕДОВЫМ ФОРПОСТОМ НАШЕЙ Н А У К И И
Т Е Х Н И К И,ЧТО ПОЗВОЛИЛО СОВ.СОЮЗУ ОТОДВИНУТЬ ТУ САМУЮ "холодную
войну",НАВЯЗАННУЮ ЗАПАДОМ-ЗАОКЕАНИЕЙ,СРАЗУ ПОСЛЕ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ!!
ОДНИМ ИЗ НЕПОСРЕД.УЧАСТНИКОВ Я СЕБЯ И СЧИТАЮ,И НЕОТЪЕМЛЮСЬ ОТ КОСМО-
НАВТИКИ:БЫВШИХ "КОСМОДРОМОВЦЕВ"НЕ БЫВАЕТ...ТОЖЕ САМОЕ СКАЖУ О ДВАЖДЫ
Г Е Р О Е СССР,Р О С С И И № 1!!!УЧАСТНИКЕ МНОГИХ ПОЛЕТОВ С ВЫХОДОМ
В ОТКРЫТЫЙ К О С М О С, С ОБЩИМ НАЛЕТОМ БОЛЕЕ 803...С У Т О К,СЕМЬЯ-
НИНОМ,ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ И,В ТО ЖЕ ВРЕМЯ,ПРОСТО НАШЕНСКИМ - ПАРНЕМ,КАК
МНЕ ПОМНИТЬСЯ В ЭТАП КРАЙНЕЙ ПОДГОТОВКЕ НА КОСМОДРОМЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ,
С ПРОСМОТРОМ(обязательно)КЛАССИКИ - тов.СУХОВА,Абдуллы и его гарема,
а также нашей поистине самой надежной ТАМОЖНИ,кот.МЗДУ не берет,т.к.
"ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО",- ОСОБЕННО,КОГДА ЕЕ РАЗВАЛИЛИ...и,конечно,высад-
кой деревцев на"АЛЛЕЕ КОСМОНАВТОВ" - ИНТЕРЬВЬЮ ДЛЯ С М И,АВТОБУС и
"дорога в Космос"вплоть до нашего"гагаринского"старта..."ПОЕХАЛИ"!!!
ХОТЕЛОСЬ,КОНЕЧНО,ПОЖЕЛАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРОФ.успехов,удачи,спокойного
семейного счастья.ПОЗДРАВИТЬ ВАШУ СЕМЬЮ И С.К.особенно,ПО-ПОВОДУ
Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я - юбилея дочери Ольги,с наст.ДНЕМ ЗАЩИТНИКА
ОТЕЧЕСТВА,женщин - с 8_М А Р Т А.ВСЕГО В А М ХОРОШЕГО,С Е Р Г Е Й!!
МНОГО УЖЕ ВОДЫ В реке СЫР-ДАРЬЕ УТЕКЛО,РЕКА ОЧЕНЬ ОБМЕЛЕЛА,ПОГОДА
НА ТЕРРИТ.ПОЛИГОНА ТАКЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.ЕСЛИ НА "0"-ВКЕ ВЫЙТИ К БЕСЕДКЕ
"любви,свиданий и отдыха",то реку видно в далеке,как большой канал..
САМ ГАРНИЗОН явл.с моей тчк.зрения-местным а у л о м,окруженный псев-
докалючкой.Все,что смогли,после 90-х,уберечь и довосстановить некот.
объекты,кот.и набл.народ по ТВ при очередном запуске "изделия".Оста-
льное нам только снится...С ОБЩИМ ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ НАШЕЙ СЕМЬИ В ДР.РЕГИ-
ОН ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАНЕЕ,НО КАК ОКАЗАЛОСЬ,НЕПОНЯТНО ЗАЧЕМ И КУДА ПЕРЕЕ-
ХАЛИ,ДР СИХ ПОР ПОНЯТЬ НЕ МОЖЕМ,ДАЛЕЕ НЕ ПО ФОРМАТУ...ОДНО У МЕНЯ ПО-
ЖЕЛАНИЕ К СПЕЦАМ. НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НЕ ДАТЬ ЗАГЛОХНУТЬ В "г л у х о -
м а н и и"-такое полож.дел в,казалось бы регион=центре,том самом,о
кот.еще наш известный классик комедию написал,но"воз и ныне ТААААМ"!
ОСТАЛЬНОЕ НАМ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ,ИЛИ УЖЕ НЕ СНИТЬСЯ,как в кошмарном сне!
ЗА СИМ ОСТАЮСЬ ВАШ СОТРУДНИК-СОРАТНИК-лит.псевдоним-ФИОДОРИЯ.