Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

Вопрос о том, когда стоит приступать к обучению чтению, начинает беспокоить современных родителей не в преддверии первого класса, а гораздо раньше. Такие настроения поддерживают методики раннего развития детей. Они опираются на тот факт, что у малышей процесс роста их головного мозга происходит довольно интенсивно, поэтому стимулировать когнитивную деятельность ребенка крайне необходимо. К раннему обучению детей также подводят довольно высокие требования приема в начальную школу. К поступлению в первый класс необходимо освоить написание букв, простых слов, счет до десяти, а также беглое чтение. Если начать постигать азы всего этого за год до поступления в школу, есть риск не успеть. Поэтому продвинутые родители предпочитают заниматься с малышами как можно раньше. Для обучения чтению некоторые из них обращаются к одному из самых эффективных способов, который известен под названием «методика Зайцева».

Суть методики Зайцева


Николай Александрович известен как российский педагог дошкольного и начального образования , создавший свою систему освоения навыков чтения путем доработки, так называемого, метода складов Льва Толстого.

В основе его методики :

  • Системность,
  • наглядность,
  • учет физиологических особенностей ребенка,
  • развитие мышления по дидактическому принципу.

Зайцев отказывается от традиционного подхода к обучению чтению, когда ребенка учат воспроизводить слова путем слияния различных букв, и строит свою методику на основе слияния складов или неделимых единиц речи , что, по его мнению, более эффективно для детей. Именно склады помогают малышу использовать звуковые сочетания, максимально соответствующие живой речи.

Само обучение , по Зайцеву, должно проходить в игровом формате , что для ребенка также является наиболее естественной и гармоничной формой постижения окружающего мира и знаний о нем.

В ходе получасового урока ему позволяется проявлять любую активность: сидеть, стоять, лежать, ползать.

Это помогает сохранять интерес малыша к занятию и не перегружает его.

Подробнее о своей методике рассказывает сам автор в видео ниже:

Методический и игровые пособия

Главным инструментом в обучении чтению в системе Зайцева являются игровые кубики , на каждой стороне которых даются отдельные склады. Этот прием позволяет детям не только с легкостью составлять слова, но и помогает систематизировать получаемую в ходе занятия информацию. Так же кубики отличаются по наполнению, размеру и цвету для того, чтобы задействовать сенсорику ребенка.

К примеру, их разноцветные стороны призваны помочь уяснить такое сложное для понимания детей явление, как мягкость и звонкость согласных звуков, почувствовать разницу между согласными и гласными. А самые маленькие с помощью содержимого кубиков смогут тренировать восприятие слуха.


Главное обучающее пособие методики Зайцева — кубики со складами

Процесс обучения на практике оказывается настолько простым, что даже четырехлетку можно обучить чтению всего за 2 недели.

Самые маленькие уже по итогам нескольких практических уроков демонстрируют навыки и чтения, и говорения параллельно.

Методика Зайцева для овладения счетом и английским языком

Метод Николая Александровича подходит не только для чтения. Базируясь все на тех же принципах, были разработаны программы для обучения основам математики и английского языка.


Программа для математики получила название «Стосчет», ее ключевая задача – научить малыша различать числа от 0 до 99 . Достаточно немного практики, чтобы ребенок смог определить число до сотни, научился складывать и вычитать.

Здесь главными инструментами являются наглядные карточки, а также столбик и лента с числами.

Простота обучения, наглядность, игровой формат помогают постичь основы математики с удовольствием и без лишних нервов.


В изучении английского языка помогают все те же кубики , раскрашенные в разные цвета. Они дают ребенку представление о строении английского слова и предложения, учат высказываться на иностранном языке. Кроме того, для детей создана система таблиц, дающих описание грамматических основ. Эта методика подойдет не только малышам, но и их родителям .

Оценки специалистов и отзывы пользователей

Методика Зайцева получила высокую оценку в кругу профильных специалистов: ученых-педагогов, дефектологов, логопедов, преподавателей дошкольного образования и др. На сегодняшний день его методические пособия применяются в сотнях образовательных учреждений по всей стране. Николай Александрович признается коллегами как один из крупнейших теоретиков в сфере отечественного образования.

Но, как и любая методика, концепция Зайцева имеет свои преимущества и недостатки. Информация о них взята из открытых источников, поэтому стоит принять во внимание субъективность оценок пользователей.

Преимущества

  1. Быстрое обучение навыкам беглого чтения.
  2. Короткие циклы обучения. Хорошо систематизированный наглядный материал позволяет обучиться чтению всего за несколько занятий (4-6).
  3. Быстрое постижение основ орфографии.
  4. После первых уроков возможно самообучение.
  5. Быстрое и качественное развитие устной речи.
  6. Стимулирование мелкой моторики, о важности которой для развития ребенка можно почитать .
  7. Развитие логики.

Недостатки

  1. Для освоения навыка чтения по Зайцеву ребенку необходимо запомнить гораздо больше информации, чем требуется при традиционном методе, для которого достаточно выучить алфавит.
  2. Возможные сложности при соотнесении методов обучения при поступлении ребенка в школу.
  3. Игровой формат не дает возможности осуществлять системное и спланированное обучение, не способствует развитию дисциплины.
  4. Возможны сложности относительно употребления склонений, поскольку методика Зайцева не дает представления о падежах.
  5. Стоимость пособий.

Заключение

Конечно, делать выводы о том, насколько подходит методика конкретному ребенку нужно на личном опыте по результатам практики. Для тех родителей, кому методика Зайцева показалась интересной, порекомендуем познакомиться с книгой Николая Александровича «Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей» . Она поможет сразу снять ряд вопросов и правильно организовать процесс обучения.

Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными во взрослой жизни. А это во многом зависит от качества образования. Существует два способа реализовать поставленную цель: записать малыша в школу раннего развития и ждать как урожая осенью, когда же он станет вундеркиндом, или начать заниматься со своим чадом самостоятельно. Последний вариант наиболее предпочтительный. Тем более есть пособия, которые прекрасно помогают справиться с обучением ребёнка в раннем возрасте. Речь идёт о занятиях по кубикам и других методиках Зайцева.

Суть методик Зайцева

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Это интересно. Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов говорил: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых - любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
  • У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

    Принципы техники обучения по Зайцеву

    За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное - наглядно-действенное - словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
  • Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
  • Каких результатов можно добиться

    Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
  • Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий - решению логопедических проблем у ребёнка.

    Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

    Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.
  • Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
  • Отзывы специалистов

    Я считаю, что использование моделей и таблиц в обучении связности высказывания совершенствовало составление описательных и повествовательных рассказов, развило умение употреблять точные и образные слова… Когда пишешь кубиками, удобно выделять ударный склад.

    Вериго Оксана, воспитатель, ясли-сад №21, г. Брест, Беларусь http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.verigo

    Решилась проблема организации предметно-пространственной среды в группах благодаря уникальным пособиям и играм Зайцева (таблицы, кубики, 240 картинок). Все пособия помогают ребёнку развиваться, обучаться, играть и, главное, ДВИГАТЬСЯ.

    Щеголихина Татьяна ДОУ №7, г. Бор, Нижегородская область http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.scheg

    Кто может обучать системе Николая Зайцева?

    Практичных родителей наверняка заинтересует, насколько долговечно пособие. Что ж, при правильной эксплуатации на этой развивающей игрушке может вырасти не одно поколение ребят.

    Условия для занятий дома

    Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

    Что собой представляют наборы

  • дома;
  • в детских дошкольных заведениях;
  • в 1–5 классах общеобразовательных школ.
  • Набор «Чтение»

    Набор для обучения чтению по технике Зайцева включает непосредственно сами кубики. Они представлены в 5 цветах:

  • «золотом» (гласные буквы);
  • «сером» (звонкие склады);
  • «коричневые» (глухие склады);
  • «белые» и «зелёные» (знаки препинания).
  • Звонкие и глухие склады, кроме разного цвета, имеют разное звучание: серые — «железное», а «коричневые» — деревянное. Таким образом, пособие воздействует на зрительное и слуховое восприятие ребёнка. Кроме кубиков, в набор включены:

  • картинки со складами (240 штук);
  • песенки;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • картинки «Дорожные знаки» (для ознакомления с правилами дорожного движения и освоения навыка чтения целыми предложениями);
  • подробный видеокурс с методическими советами.
  • Набор «Каллиграфия»

    Для обучения каллиграфии состав набора следующий:

  • картинки с печатными буквами (с указанием последовательности их написания);
  • рабочая пропись;
  • картинки (240 штук с изображением животных, слова даны в разбивке на склады и обозначены пунктиром для обведения);
  • набор картинок, подписанных разными шрифтами (с вариантами для обведения заглавных и маленьких букв);
  • пособие «Кто вокруг меня живёт» для повторения правил чтения с последующим написанием слов.
  • Математический набор

  • счётными палочками (20 деревянных брусочков, из которых можно складывать фигуры и использовать для выполнения арифметических действий);
  • специальными учебными курсами («Пифагор», «Орнамент», «Пять в кубе», «Платоновы тела», «Твёрдая валюта», «Универсальная монетная система»), позволяющими наглядно познакомиться с теми или иными математическими законами и действиями с цифрами - сложением, вычитанием, умножением, делением и решением примеров в несколько действий;
  • видеокурсом с рекомендациями по обучению деток разного возраста.
  • Набор «Английский язык»

    Пособие для изучения английского языка включает:

  • кубики со словами и условными обозначениями, позволяющими составлять предложения на иностранном языке;
  • алгоритмы работы с грамматикой (16 таблиц с основными правилами чтения на английском);
  • аудио- и видео-приложения (для системного обучения и отработки правильного произношения).
  • Набор «Русский язык»

    Это 45 карточек, систематизирующих правила написания слов в русском языке, которые представлены в виде таблиц. Пособие включает два формата исполнения в одном наборе: А4 для индивидуальной работы и А2 для наглядности при работе с группой детей или для создания «эффекта присутствия» дома.

    Набор «Общее развитие»

    Это пособие называется «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С его помощью ребёнок учится считать от 1 до 12, различать 12 цветов и усваивает элементарные навыки чтения по складам. В качестве учебного материала Зайцев предлагает кубики, на гранях которых нанесены изучаемые понятия.

    Как сделать кубики Зайцева и таблицы своими руками

    Одним из недостатков пособия, как было отмечено выше, является довольно высокая стоимость. Но если закрыть внимание на этический момент, то есть соблюдение авторских прав, то такие кубики, а также таблицы к ним можно смастерить самостоятельно. Для изготовления равносторонних геометрических фигур пособия можно использовать:

  • картонные пакеты из-под молока (из 1,5-литрового пака получается 2 кубика);
  • пластиковые кубики с алфавитом;
  • бруски дерева подходящего размера.
  • Кстати, размер кубиков лучше делать стандартный (50 мм на 50 мм и 60 мм на 60 мм), так как иначе вам придётся подгонять под «неформат» таблицы, что потребует много времени и точных расчётов.

    После того как кубики готовы, их нужно обклеить:

  • цветной бумагой;
  • самоклейкой.
  • Или покрасить акриловой краской. Заметьте, гуашь лучше не использовать, так как она мажет руки. После этого на кубики наносится изображение буквы, склада или знака препинания в том размере, в котором они представлены в оригинальном наборе (см. раскладку).

    Для распечатки таблиц используется обычная бумага для принтера подходящего формата плотностью 80.

    Применение методики в действии

    Лучше всего понять суть методик Н.А.Зайцева можно, конечно, своими руками разобрав и своими глазами рассмотрев комплект пособия. Но и в теории кое-какие моменты становятся очевидными.

    Схема работы с набором «Чтение»: пошаговая инструкция

    После того как вы стали счастливым обладателем набора «Чтение», необходимо последовательно выстроить систему работы с ним. Приведём пошаговую инструкцию.

  • Думаем наперёд. Чтобы не возникло ситуации, когда кубиков для составления длинных слов не хватает, заранее делаем ксерокопию раскладок наиболее употребительных складов (гласные, а также склады с буквами С, М, П).
  • Склеиваем кубики. Лучше для этого использовать клей «Момент». Наполняем их «звуками» (они даются в комплекте), кроме тех, которые сделали дополнительно. Обратите внимание, что эти кубики мы склеиваем, но пока откладываем в сторону, так как на этапе знакомства с глухими-звонкими, гласными складами, а также на уровне сложения коротких слов они нам не нужны.
  • Размещаем на стенах таблицы.
  • Учим попевки. Именно так, нараспев, мы учим склады, а не заучиваем их.
  • Играем с кубиками. Важно: все кубики набора предоставляем малышу сразу. Попросите выбрать понравившийся, пропойте ребёнку представленные на нём склады. Теперь попросите выбрать деревянный, маленький, «золотой», «железный». Пропеваем столбик складов с каждым, при этом встаём на большой и приседаем на маленький кубик. Не забудьте дать фигурам имена: например, большой со складами с буквой Б в сочетании с Э, А, Ы, У, О — «папа», а вот в связке с Ь, Я, Е, Ю, И – «ребёночек». Двойные кубики пусть будут «бабушками» и «дедушками».
  • Пишем кубиками. Да, именно! Не читаем, а пишем пальчиком или указкой по таблице, а затем складываем из кубиков эти слова. Начинаем с имени малыша, причём желательно имени-отчества, чтобы карапуз почувствовал себя значимым и взрослым. Затем переходим к составлению имён родственников и любимых игрушек. После этого занимаемся составлением небольших историй. Например: «Приехал ПАПА, к нему подбегает СЫН, они собираются к БАБУШКЕ, но МАЛЬЧИК хочет взять с собой любимого МИШКУ…». Вот где место разгуляться вашей фантазии! Если с воображением проблемы, то в методичке к пособию есть варианты таких «рассказок».
  • Регулярно играйте. Самое поразительное то, что для занятий нет ограничения по времени или месту: когда угодно и сколько угодно! Только делайте это каждый день.
  • Игры для дошкольников раннего возраста

    Оптимальный возраст для обучения чтению, как было сказано выше, 2–3 года. Однако Н.А. Зайцев утверждает, что ничто не мешает родителям заниматься с детьми раньше:

  • до 6 месяцев: используем кубики как погремушки, но при этом малыш запоминает их цвет, звук и размер;
  • до 1 года: проговариваем склады и собираем простейшие слова, которые называют предметы окружающего мира (стол, шкаф и т.д.);
  • после 1 года: вместе с малышом собираем кубики на определённую тему («зоопарк», «кухня» и т.д). Постепенно учимся составлять слова с повторяющимися буквами (жаба, баранка и т.д). Для малышей постарше и «поопытнее» задача может быть такой: составить слово, в котором есть буква К, но нет Ь, М.
  • И на любом этапе обучения не забываем про попевки. Петь склады можно параллельно с работой по таблице или же в процессе других заданий с кубиками.

    Видео: учимся читать по методике Зайцева

    Как научить математике: методика «Стосчёт»

    Начинать обучение азам математики необходимо с освоения счёта. Для этого используется методика «Стосчёт». Это карточки с цифрами до 100, состоящие из 2 строк по 5 столбиков, где цифра - это закрашенная ячейка. Для изучения десятков нужно 2 карточки, на которых закрашенные ячейки - это цифра десятка и единиц: слева - десятки, справа - единицы. Таблицы по математике развешиваются на уровне глаз маленького ученика, и после изучения новых чисел «банк» таблиц пополняется, образуя «паровозик», показывающий порядок чисел и их состав. После изучения первого десятка Н.А. Зайцев предлагает переходить к простейшим арифметическим действиям, когда малышу для сложения или вычитания нужно просто передвинуться по таблице вправо или влево, чтобы получить ответ.

    Видео: обучение математике по методу Зайцева

    Как учить русскому языку

    Это пособие предполагает отработку навыка чтения, но уже с мнемоническим запоминанием правил русского языка. Соответственно, освоение пособия предполагает, что ваш малыш уже хорошо читает и уже ходит в школу. Так, на таблицах сгруппированы правила написания приставок (например, на что начинается слово - на глухой-звонкий - на то и заканчивается приставка), правила чтения (например, твёрдый или мягкий шипящий в конце слова или в середине), разные варианты склонения прилагательных, сложности написания падежных окончаний существительных и т. д. Таким способом дети быстрее усваивают порой непонятные правила русского языка и запоминают нюансы правописания.

    Видео: как использовать пособие «Русский язык для всех» с дошкольниками

    Обучение английскому языку

    Что касается обучения иностранному языку по методике Зайцева, то отзывы об этом подходе очень неоднозначные. Дело в том, что автор предлагает запоминание образцов построения предложений, а это не даёт возможности реализации мыслительных процессов через речь. Другими словами, дети запоминают конкретные слова, конкретные предложения, а не языковые модели. Это связано, прежде всего, с отсутствием применения полученных навыков в неподготовленной ситуативной речи. Между тем занятия, как и в предыдущих методиках, проводятся в игровой форме и подходят для детей с 3–4 лет. Работа заключается в знакомстве с иностранными словами, представленными на гранях кубиков, а затем составлении из них предложений с использованием образцов данных в таблицах. Малыши компилируют повествовательные и вопросительные предложения разных типов (специальные вопросы, общие и альтернативные).

    Видео: составляем предложения на английском кубиками Зайцева

    Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка. Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика.

    Биография

    Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

    В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

    В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

    Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

    Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

    К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

    И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

    Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

    В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

    С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

    В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

    В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

    В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

    Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования "Методики Н. Зайцева". Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

    Истоки и основы методики

    При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

    Он использовал такие их выводы:

    • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
    • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

    Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

    • мышление;
    • слух;
    • зрение;
    • двигательную и тактильную память.

    Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

    • к организации веселой игровой обучающей среды;
    • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

    Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

    Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

    Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

    Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

    Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

    Общее описание методики Зайцева

    Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:

    • ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
    • обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
    • ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
    • ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
    • ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.

    Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.

    Особенности методики

    «Суть в простоте и системности!»

    Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:

    • страхи перед ошибкой;
    • двоечники и неудачники;
    • замечания;
    • принуждения;
    • нотации;
    • звонки;
    • оценки.

    Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.

    Классы оборудованы по-особому:

    • парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
    • по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.

    Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.

    Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.

    Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.

    Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?

    Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

    • размеру;
    • цвету (12);
    • материалу;
    • звучанию;
    • по наполнителю;
    • по весу.

    Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:

    • Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
    • Белый кубик — со знаками препинания.
    • Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
    • Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
    • Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
    • Золотой кубик — это гласные.
    • Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
    • Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
    • Твердый и мягкий знак — зеленые.

    Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

    Таблицы Зайцева

    Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

    Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

    Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

    • учат;
    • дают информацию;
    • являются путеводителями по учебному материалу;
    • отрабатывают нужные навыки;
    • помогают взаимообучению.
    • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
    • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
    • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

    Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

    Модель детсадов по Зайцеву

    Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:

    • чтению;
    • математике;
    • пению хором;
    • синтезу рисования и письма;
    • азам грамматики;
    • анатомии;
    • географии;
    • экологии;
    • ботанике;
    • зоологии.

    На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.

    В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.

    Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:

    • на ведение здорового образа жизни;
    • на не курение;
    • не питие алкоголя;
    • не употребление наркотиков;
    • на сохранения окружающего мира;
    • на сохранение своего здоровья;
    • на свою безопасность.

    А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.

    Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.

    В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.

    Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:

    • Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
    • Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
    • Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
    • Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.

    Роль родителей

    Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.

    • Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
    • Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
    • Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
    • Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
    • Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.

    Достоинства методики Зайцева

    О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.

    Вот ее плюсы:

    • быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
    • не привязанность к определенному возрасту;
    • каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
    • возможность успешного домашнего обучения;
    • грамотность на всю жизнь;
    • отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
    • отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
    • развитие самоорганизованности ребенка;
    • простота, системность, наглядность;
    • сочетание игры и строгой внутренней логики.

    Недостатки методики Зайцева

    Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:

    • Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
    • У детей возникают трудности с фонетикой.
    • Пособия достаточно дорогие.
    • Трудности употребления буквы Э.
    • При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
    • При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
    • Методика эффективна только для правшей.
    • Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
    • Система не развивает творческие способности.

    Популярность системы Зайцева

    Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

    Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

    У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.

    И методика Глена Домана, и многие другие.

    Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

    Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

    Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.

    Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

    Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

    Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

    Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

    • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
    • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.


    Склад – что это?

    Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

    Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

    Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

    Что такое кубики Зайцева?

    Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

    В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

    Кубики подразделены по нескольким признакам:

    • По размеру:

    1. большие (кубики с твердыми слогами)
    2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
    • По наполнению или звуку:

    1. золотые (кубики с гласными),
    2. Железные (кубики со звонкими складами),
    3. Деревянные (кубики с приглушенными складами),
    4. деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
    5. железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
    • По цвету написанных букв на кубиках:

    1. гласные — голубым;
    2. согласные — синим;
    3. твердый и мягкий знак — зеленым.
    • Кубики одинарные и двойные.
    • Белый кубик со знаками препинания на нем.
    • Кубики различаются по весу.

    Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

    Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

    Какие отличительные особенности методики Зайцева ?

    • обучение с помощью игры
    • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
    • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
    • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
    • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
    • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.

    Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

    Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

    А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

    Подпишись на новости блога и получи бесплатно , а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!