Путешествие через кротовую нору в представлении художника

Изображение: Wikimedia Commons

Официальные представители NASA открестились от создания варп-двигателя . На слухи, которые в течение последних недель появлялись в средствах массовой информации, сотрудники агентства ответили в письме изданию Space.com . Ознакомиться с мнением инженеров Космического центра имени Линдона Джонсона, а также ряда независимых экспертов можно в материале издания.

Как ранее сообщил отраслевой наблюдатель, NASASpaceFlight.com, инженеры лаборатории NASA Eagleworks успешно протестировали новый электромагнитный двигатель EmDrive в вакууме и даже смогли измерить его тягу. Особенностью этого устройства, которое многие новостные агенства назвали варп-двигателем, является отсутствии каких либо подвижных частей или камеры сгорания. По словам физиков-теоретиков, разработавших концепцию, функционирование двигателя происходит лишь благодаря взаимодействию порожденных им электромагнитных волн с концевыми пластинками волновода, в котором они распространяются. Важно отметить, что сам механизм возникновения тяги неизвестен.


Внешний вид двигателя EmDrive

SPR, Ltd., of the EM Drive


CNET сообщает , что EmDrive позволит реализовать быстрые перелеты внутри солнечной системы, в частности, что перелет между Землей и Луной может занять всего четыре часа, а путешествие до ближайшей к нам звезды, Альфы Центавра, займет менее 100 лет.

Но подобные заявления являются преждевременными, утверждают представители NASA, отвечая на запрос портала Space.com. Несмотря на то, что инженеры показали возможность создания прототипа EmDrive, поставленный ими эксперимент еще не принес каких-либо значимых результатов. «NASA не занимается разработкой варп-двигателя» - добавляют представители агенства.

По словам Итана Зигеля, профессора физики и астрономии в колледже Льюиса и Кларка (Портленд), значения тяги, наблюдавшиеся в эксперименте (порядка 30-50 микроньютонов), всего лишь в 3 раза превышают погрешность измерения прибора. Это не позволяет рассматривать данные измерения как достаточно надежные, однако эксперт отмечает, что важным моментом было тестирование устройства в различных направлениях, чтобы нивелировать возможное взаимодействие с магнитным полем Земли. Не менее важным он считает факт того, что устройство было испытано в вакууме - в условиях атмосферы могло наблюдаться отталкивание от молекул газа, известное физике. К тому же Зигель отмечает, что детали экспериментов и их результаты еще не прошли рецензирование и не были опубликованы в научном журнале - это условие необходимо для того, чтобы научная общественность признала открытие.

На днях специалисты NASA осуществили успешное тестирование нового революционного метода космических путешествий, позволяющего достичь нереально высоких скоростей. Эксперименты впервые проводились в глубоком вакууме, что соответствует условиям космического пространства.

Команда ученых из США, Китая и Великобритании занималась разработкой варп-двигателя для космических ракет более 15 лет, однако перспектива исследований была спорной, так как законы его работы не вписывались в существующие физические теории. Однако тесты, проведенные в лабораториях NASA, установили, что новый способ осуществления электромагнитного движения в космосе всё же реализовать возможно.

Технология основывается на применении электромагнитного привода. Основная идея – преобразование электрической энергии в тягу без использования пропеллента (ракетного топлива). Однако в реалиях классической физики это невозможно, так как в данном случае нарушается фундаментальный закон сохранения импульса.

Если теория, выдвинутая учеными, действительно имеет право на жизнь, то её можно будет внедрить в разработке космических аппаратов уже в ближайшем будущем. Варп-двигатели обеспечат снижение стоимости космических полетов и повышение их скорости, дадут возможность путешествовать не только по Солнечной системе, но и за её пределы.

Представьте себе автомобиль, который способен доставить на Луну четырех пассажиров и их багаж примерно за четыре часа, или космическое путешествие нескольких поколений на скорости, составляющей всего одну десятую скорости света – достичь Альфы Центавра при этом можно менее чем за столетие. Варп-двигатели, без сомнения, изменят мир космических путешествий. Именно они сегодня являются главным козырем американской космической программы.

Пол Марч (Paul March), инженер, работающий над созданием варп-двигателей, отмечает:

«Моя работа в Eagleworks [лаборатории, занимающейся проведением испытаний варп-двигателей] является продолжением исследования фундаментальных проблем, препятствующих развитию пилотируемой космонавтики и ставших причиной приостановления лунной программы Аполлон. Если результаты исследований будут успешными, то мы получим эффективную технологию, которая позволит избавиться от ограничений, налагаемых ракетным уравнением [формула Циолковского, определяющая взаимосвязь между скоростью летательного аппарата и тягой ракетного двигателя]».

По мнению Марча, технология по-прежнему требует проведения значительного количества испытаний, которые убедят ученых в том, что она действительно не является результатом ошибки или совпадения. В настоящее время варп-двигатели проходят тестирование в Космическом центре Джонсона. Предполагается, что если такой двигатель будет создан, его можно будет установить на любом космическом корабле, причем энергию электромагнитный привод будет получать от компактной атомной электростанции, созданной специально для таких целей.

Еще в 2012 году физик Гарольд Уайт, возглавляющий исследовательскую группу Eagleworks из Advanced Propulsion Physics Laboratory (лаборатория исследования продвинутых форм движения) в центре NASA имени Линдона Джонсона, представил проект по созданию космического корабля на варп- двигателе. Согласно теоретическим выкладкам, он когда-нибудь сделает реальными перемещения в космосе быстрее скорости света, что позволит людям путешествовать во времени. После многочисленных научных споров об Уайте и его проекте все забыли. Но недавно на научной конференции в Нью-Йорке, посвященной разработкам в сфере космических технологий, физик выступил с докладом, упомянув, в частности, что его лаборатория уже занимается воплощением чудо-двигателя, а попутно разрабатывает все недостающие технологии.

Всем известна теория Эйнштейна, что скорость света в вакууме является величиной постоянной и это предельная скорость движения частиц и передачи взаимодействий. Учитывая величину космических расстояний и ограниченность жизни человека, освоение дальнего космоса становится непреодолимой проблемой. Уже много лет не только писатели-фантасты, но и ученые с мировым именем ищут возможность обойти теорию Эйнштейна. Но, оказалось, двигаться быстрее скорости света можно и не выходя за рамки эйнштейновской модели.

В 1994 году мексиканский физик-теоретик Мигель Алькубьерре предложил двигатель, основанный на технологии растягивания пространства. Ученый признал, что на разработку его вдохновил популярный фантастический телесериал Star Trek ("Звездный путь"). Там был варп-двигатель, позволяющий передвигаться быстрее скорости света на звездном крейсере Enterprise. Теоретическая концепция фантастического устройства совпала с реальной идеей ставшего всемирно известным двигателя Алькубьерре.

Замысел относительно прост: космическое пространство оборачивается вокруг корабля, сам же он остается на месте. Пространство впереди прижимается к кораблю, а то, что позади, наоборот, с такой же силой отодвигается. Таким образом, скорость корабля не ограничена: он не двигается сам, а движется сжимаемое-разжимаемое пространство. Космонавтам внутри корабля будет казаться, что ничего не происходит. То есть, все постулаты теории относительности Эйнштейна сохранены.

Разработка Алькубьерре стала, в свою очередь, основной идеи двигателя Уайта. Три года назад ученым удалось в лабораторных условиях получить некие "пузырьки" внутри которых происходит деформация и искажение пространства, что и было заложено в основу работы нового варианта варп-двигателя. Используя такой "пузырь", можно образовать ту самую червоточину, через которую космический аппарат мгновенно полетит на любые расстояния. В 2012-м, для подтверждения своих изысканий Уайт и его коллеги создали научный прибор White-Juday Warp Field Interferometer, с помощью которого и были открыты "пузырьки" деформирующие ось пространство-время.

Но если в то время ученые не знали, как реализовать эту разработку на практике, то сейчас, благодаря новейшим технологиям, они приближаются к намеченной цели. По словам Уайта, исходя из математических расчетов на его корабле можно будет добраться до Альфа Центавра всего за две недели, отсчитывая время с момента старта с Земли.

На сегодня ученые уже создали прототип космического корабля для путешествий на световых скоростях - IXS Enterprise. Корабль для космических путешествий располагается между двух колец, назначение которых и заключается в образовании "пузыря" деформирующего пространство-время. В действительности, корабль с установленным варп-двигателем не будет лететь в космосе со скоростью быстрее света. Как и в случае с двигателем Алькубьерре, это Вселенная будет перемещаться со скоростью света вокруг корабля находящегося внутри "пузыря" - искусственно созданной червоточине.

Идея деформационного варп-двигателя возникла, кстати, не как безумная фантазия потерявшего связь с реальностью физика: она появилась в процессе разработки вполне "земных" ионных и плазменных двигателей. Кстати, это и является основной целью лаборатории под руководством Уайта.

Для NASA "творческие эксперименты Уайта", включая и варп-двигатель, обходятся относительно недорого - примерно в $50 тыс., что при общем бюджете организации в $18 млрд в год, сумма несущественная. В целом NASA гораздо более сосредоточены на более реальных проектах - строительстве нового поколения космических кораблей серии Orion, на работах Международной космической станции и подготовке к миссии по захвату астероида.

Тем не менее, руководство NASA предоставило в распоряжения группы Уайта технические ресурсы и дополнительный штат специалистов. Также была отремонтирована и предоставлена в распоряжение Уайта лаборатория со специальной пневматической установкой, которая полностью подавляет сейсмические колебания.

В настоящее время команда группа Уайта работает над обнаружением эффекта искривления времени-пространства с помощью интерферометра White-Juday Warp Field Interferometer. Прибор чрезвычайно чувствителен, на него влияют даже шаги проходящих рядом с лабраторией людей, поэтому ученым пришлось переехать в новую лабораторию. Понятно, что до воплощения варп-двигателя еще далеко, но лиха беда начало!

"Результаты новых исследований, полученные моей командой, сделали фантастический проект варп-двигателя вполне вероятным и заслуживающим дальнейших исследований", - говорит Уарп, не вдаваясь пока в подробности текущих инноваций.

Еще не появилась эта новость, но, возможно, ученые из NASA создали варп-двигатель!

Группа ученых из NASA провели серию оптических тестов посредством пропуска через камеру резонатора двигателя лазерных лучей, и оказалось, что скорость проходящих лучей разная, чего быть не должно, так как скорость света постоянна.Поведение лучей полностью соответствует тому, как если бы они проходили через варп–поле. Однако есть вероятность того, что полученные данные есть следствие искажений из–за земной атмосферы, поэтому ученые сейчас хотят повторить тест в вакууме, а в идеале - в космосе.

Если вы еще не знаете, что такое варп-двигатель, вот выдержка из Википедии:
Варп-двигатель (англ. Warp drive, двигатель искривления ) - гипотетическая технология, которая согласно гипотезе позволит кораблю, оснащённому таким двигателем, преодолевать межзвёздные расстояния со скоростями, превышающими скорость света. Это возможно, как ожидают некоторые физики, благодаря генерации специального поля искривления - варп-поля, - которое, окутывая судно, искажает пространственно-временной континуум, перемещая его. Двигатель искривления не будет разгонять физическое тело быстрее скорости света в обычном пространстве, но использует свойства пространства-времени для перемещения быстрее, нежели это происходит с плоской электромагнитной волной (светом) в вакууме.

В общих чертах принцип работы варп-двигателей заключается в деформации пространства впереди и позади звездолёта, позволяя тому двигаться быстрее скорости света. Пространство «сжимается» перед судном и «разбухает» позади судна. При этом само судно находится в своеобразном «пузыре», оставаясь защищённым от деформаций. Сам корабль внутри поля искажения фактически остаётся неподвижным: перемещается само искажённое пространство, в котором он находится. Например, вымышленный варп-двигатель в Звездном пути работает именно так.

Понятие варп-драйва (warp drive), космического двигателя, работающего за счет деформации пространства-времени, пришедшее к нам из научной фантастики, в частности из сериала «Star Trek», недавно сочли «теоретически выполнимым и стоящим дальнейших исследований» понятием некоторые умные и, возможно, немного сумасшедшие ученые НАСА. Даже более того, эти ученые пошли немного дальше предположений и создали в своей лаборатории научный прибор внутри которого им удалось получить, пусть и крошечные, но все же, «пузырьки» деформации пространства.

Принцип варп-драйва, двигателя, работающего на деформации пространства, достаточно прост. Согласно теории Эйнштейна, ничто существующее во Вселенной, не может двигаться быстрее скорости света. Но, используя искусственно созданную деформацию пространства, своеобразную червоточину, можно проложить прямой и короткий путь из одной точки космоса в другую, независимо от расстояния, разделяющего эти точки.

Такая методика позволяет, по крайней мере, героям из «Star Trek» избежать массы парадоксов, проблем и ограничений, связанных с полетами на световых и околосветовых скоростях.

По мнению ученых НАСА для того, что бы полететь быстрее скорости света, необходимо с помощью кольца из некоего экзотического материала создать область деформации пространства, заключив космический корабль в отдельный «пузырь» нормального пространства, и каким-то образом заставить всю Вселенную двигаться быстрее скорости света. Как бы такое безумно ни звучало, это – обход теории Эйнштейна, и это должно сработать, по крайней мере еще не доказано, что это не должно сработать.

С точки зрения космического корабля, находящегося в изолированном пузыре, это будет выглядеть так, будто бы весь космос перед кораблем будет сжат и затем расширен позади корабля, почти моментально перемещая корабль на немыслимые расстояния.

В то время, как описанный выше «мысленный эксперимент» кажется достаточно простым, его реализация является невероятно сложной проблемой, так как здесь затрагиваются такие фундаментальные понятия, как время и пространство, являющиеся «тканью» Вселенной. Реализация принципа варп-драйва может потребовать изобретения и создания некоторых совершенно невероятных вещей, таких как отрицательная энергия и некие экзотические материалы, которые не могут существовать в нормальных условиях, иначе для этого потребуется целый океан обычной энергии.

Кстати об этой энергии, ученые-физики ориентировочно подсчитали, что для перемещения нескольких атомов вещества описанным выше способом, потребуется энергия, превышающая в три раза энергию, заключенную в Солнце. А для перемещения космического корабля потребуются энергии, на несколько порядков превышающие энергию, вырабатываемую во всей Вселенной.

На симпозиуме 100 Year Starship Symposium, проходившем совсем недавно, Гарольд Вайт (Harold White), ученый из НАСА, предоставил результаты некоторых своих исследований, которые указывают на то, что создание варп-драйва является делом не столь уж безнадежным. С его точки зрения,

Космический корабль в форме мяча для регби, можно окружить кольцом экзотического вещества, обладающего совсем невероятными свойствами. Влияние этого вещества позволит реализовать принципы работы варп-драйва с намного и намного меньшими энергетическими затратами, чем те, которые были озвучены выше.

«Наши математические расчеты показывают то, что с помощью варп-драйва мы сможем добраться к Алфа Центавра за две недели времени с момента старта от Земли» – заявляет Вайт. – «При этом время бортовых часов космического корабля не будет разниться с временем в наземном центре управления. Полностью отсутствуют всевозможные временные парадоксы, а ускорение, с которым будет двигаться космический корабль, не размажет экипаж тонким слоем по переборкам».

Используя лабораторный научный прибор White-Juday Warp Field Interferometer, созданный для подтверждения своих догадок, Гарольд Вайт и его коллеги оказались способны создать крошечные «пузырьки» деформации пространства-времени.

Степень полученной деформации была очень мала, где-то в районе одной миллионной доли процента, этого, конечно, недостаточно для того, что бы доставить нас к далеким звездам, но это является практическим подтверждением того, что когда-нибудь это станет вполне возможным.