Презентация к уроку русского языка. Правописание корней с чередованиями

Зар- – -зор-,

Гар- – -гор-,

Твар- – -твор-,

Клан- – -клон.

(к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. 6 кл.)

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы № 121 г.о. Самара

Козлова Татьяна Сергеевна


Классная работа.

Правописание корней с чередованиями

Зар- – -зор-,

Гар- – -гор-,

Твар- – -твор-,

Клан- – -клон.


Списать, вставить буквы на месте пропусков. Обозначить орфограммы. Расставить недостающие запятые, объяснить их постановку .

1) Ну Дмитрий Павлович изл…гайте дело.

2) Озеро, замкнутое поясом непроходимых зар…слей, поблескивало внизу.

3) Со…нце едва к…снулось верхушек сосен а медвежонок уже выб…жал из дома и помчался прямиком к л…вушке на Слонопотама.

4) С запада слышался нар…стающий гул сам…летов.

5) Ты только взял ч…жую мысль но изуродовал ее и хочеш(ь) прил…гать к неприл…жимому.

6) Г…ризонтом я назову ту грань где хрустальный купол соприк…сается с краем небес.

7) Любовно выр…щенные д…р…вца стали пл…доносить.

(дерево, деревья)


без ударения

Гар- – -гор-

под ударением

Твар- – -твор-

Клан- – -клон

Зар- – -зор-

В ы г а рки, и зг а рь, пр и г а рь, г а рев о й

заг о р е ть

тв о р и ть

тв о рчество

(божья) тв а рь

скл о н и ть

кл а няться

з а рн и ца,

птица з а р я нка

з о рев а ть


В корнях -гар- – -гор-, -твар- – -твор-, -клан- – -клон без ударения пишется О,

В корне -зар- – -зор-

без ударения пишется А,

под ударением пишется то, что слышится.


Вставить буквы на месте пропусков, выделить орфограммы.

Г…рение,оз…рять, тв…рение,покл…ниться, уг…рный (газ), з…ря, утв…рь, раскл…ниваться, приг…рь, з…рька, покл…н, з…ревать, заг…рали, тв…рец, г…ревой, уг…релый, тв…рить.


Домашнее задание

  • Правило написания корней с чередованиями а//о выучить;
  • упр. 191 -п, подобрать слова для диктанта по изученной орфограмме (20 слов)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Корни –гор--гар-, -зар-зор.

Работа с сигнальными карточками Изл…жение, прил…гательное, возл…жить цветы, прил…жение к журналу, предпол…жение, сл…гаемое, сл…жение, пол…жение, изл…гать, низл…жить, пол…гается, отл…жить. -От чего зависит правописание о-а в корнях лаг-лож, кас-кос? О а О О О а О О а О а О

Найдите и запишите слова с чередующимися корнями. Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил

Буквы О-А в корнях гар-гор, зар-зор. Значение слов: Гореть- Сгорать- Угорать- поддаваться действию огня уничтожаться огнём отравиться угаром

Орфография Кореньград

Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».

Проверим! Возвышаться Пылать Гора гореть Гористый загар Горный угарный

Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар гарь Заг. реться Выг…реть Разг…реться Выг…ревший Г…рючее Сг…рание О О О О О О

Орфография Кореньград

По правилу, где командует ударение, живёт и корень зар - зор, клан- клон.

Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.

Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный Звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, Как слышу Вывод: Пишу:- ГОР-,но –ЗАР-

ГОР- - ГАР- : Заполните таблицу, используя следующие сочетания: Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, г.рящий танк, сильный уг.р

Проверим! -гор- - гар- Подг о ревший пирог Г а ревая дорожка Г о рячий чай Наг а р от свечи Дог о рающий закат Уг а рный газ Несг о раемый шкаф Сильный уг а р Заг о релый юноша Разг о рающийся костёр Цистерна с г о рючим Г о рящий танк Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

Работа с перфокартой. 1.Выр…щенный, подр…сли,зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело, сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша

Домашнее задание. Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор-гар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Цели урока :

- образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР-ГАР;

- развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока :

- дидактическая : создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная : определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР-ГАР-.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Технология : технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование : дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1 .Актуализация имеющихся знаний .

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).

Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? (с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал » (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

заг о р еть заг а р

г о р елый ог а р ок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается ?

4. Закрепление изученного материала .

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А(огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

–ГОР-, -ГАР-?

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.

Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

    Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10).

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

р..стительность

возл…гать

к..сание

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

зар…сли

к…снуться

разр…статься

ог…рок

к…сательная

предпол..гать

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

А А А

А о о

А А А

о о А

А А А

5.Итоги урока .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.

Презентация к уроку по русскому языку «Корни ГОР –ГАР»

Падалко Татьяна Викторовна


Настрой на урок Цель: снятие напряжения учащихся, настроиться на работу

Мы проснулись, мы здоровы,

И к работе все готовы.

Голова наша светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги-руки – все в движенье

Вот и снято напряженье


Орфографическая РАЗМИНКА Цель: учить аргументировать свои высказывания; воспитывать внимание

Работа в группах

Проверка домашней работы учителем.


2.МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП Цель: вспомнить правило с чередующими гласными в корне слова; уметь самостоятельно делать выводы; сформулировать тему урока, назвать цель урока

  • Предпол...жить, предпол…гать, загар;
  • возр...стной, гореть, отр...слевой;
  • горелый, прик...сновение, к...сание.

  • Прочитайте ряды слов вслух.
  • Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.
  • Прочитайте слова первого ряда.
  • Скажите, какое слово в нем можно выделить и почему?
  • Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож-лаг-
  • Назовите слова второго ряда.
  • Какое слово можно выделить и почему?
  • раст--рос-.
  • Что вы можете сказать о словах третьего ряда?
  • Расскажите правило о правописании безударной гласной в корне - кос- кас-.

  • ЗАГ А Р
  • Г О РЕТЬ
  • Г О РЕЛЫЙ

Тема урока:

Цель урока:

1)познакомиться с

правилом написания гласных о и а в корне -гор - -гар-;

2)учиться находить и правильно

писать слова с этим корнем.

Буквы

О и А

в корне

гор- гар


Выпишите оставшиеся слова. Выделите в этих словах корень. Какое лексическое значение имеют слова

горелый

обожженный огнем, жаром, но окончательно ими не уничтоженный.

гореть

уничтожаться огнем.

загар

смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.

ВЫВОД: поддаваться воздействию огня, жара.


Поставьте ударение в словах. Определите, от чего зависит чередование гласных О и А в корне –гор- -гар? Сформулируйте правило.


Обрати внимание на правило!

Исключения: пригарь, изгарь, выгарки

В корне с чередованием

-гор- гар-

в безударном положении пишется буква о,

под ударением - а .


Физминутка

Цель: формирование правильного дыхания.

Делаем носом вдох, а на выходе произносим слова:

Писать «корова» нелегко.

Даёт корова молоко,

Она пасется на лугу,

Мы слышим громкое «му-му».

Вдох носом, на выходе:

Мы за коровой последим,

Подышим носом, помычим:

«М-М-М-М-М».


5. Закрепление изученного материала Цель : умение выполнять правильно задания на изученное правило, от простого к более сложному заданию


  • От глагола приехать взять приставку.
  • От существительного горение --- корень.
  • От глагола лететь взять суффикс.
  • От глагола увидеть ---окончание.

Какое слово у вас получилось?


УПРАЖНЕНИЕ № 2

  • Прог...рел, выг...рел...;
  • заг...р, уг...р...;
  • заг...релый. уг...релый....

Справка: перег...рел, ог...рок, наг...рел, разг...р, обг...рел, перег...р, дог...релый, заг...рел, приг...релый, наг...р, уг...рел.

Сформулируйте к ним задание.


ФИЗМИНУТКА Цель : разминка тела, развитие внимания

  • В классе на стенах буквы О, А. - Я называю слово, вы определяете корень и идёте в сторону этих букв.

Дифференцированное задание

Работа по

электронному

тренажёру

Работа по карточке

Работа в паре (сильные учащиеся)

1 . Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, одержать верх, пропади пропадом,

выйти в люди, не на пожар.

2. Г...ри синим пламенем, не г...рит, наложить лапу, как на г...рящих углях, проложить

дорогу, положить на лопатки, сидеть сложа руки

Образец: лежать на печи - сидеть сложа руки.

-Прочитайте фразеологические обороты под цифрами 1 и 2.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с образцом.


ФИЗМИНУТКА

Споём куплеты

о чередующихся гласных


РАБОТА В ГРУППАХ

1. Рассвет тяжело разг…рался над гор...дом.

2. В самом разг...ре стремительное лето.

3. (За) ...кном ле..ко несутся...блака, солнце г...рячими пятнам лежит на куполах, летает обильный пух (от) одуванчиков.

4. Нева шла гр...мадой железной в...ды, волны грозно рок...тали

около м...стовых, в д...мах г...рели свечи.

Первая зарисовка «РАССВЕТ НАД ГОРОДОМ»

1. 2.,,.

Вторая зарисовка « РАЗГАР ЛЕТА»

1. 2.,,.

- Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы.

Сформулируйте к ним задание.


  • Дайте синтаксическую характеристику первого простого предложения

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА Цель: проверить уровень усвоения темы

  • «5» (указать количество слов с буквой О)
  • «4» (вставить пропущенные буквы)
  • «3»(вставить пропущенные буквы с подсказками)

Подведём итог урока

  • Вспомните цель нашего урока.
  • Расскажите правило о правописании букв О и А в корнях –гор- - гар.
  • Оцените, как мы её выполнили.
  • Я вспомнил(а)……..
  • Меня удивило……….
  • Вызвало затруднение…….
  • Нужно выучить……….

  • Упражнение

№ 142, стр 65

  • Выучить правило о правописании корней –гор-гар.

Чтобы ещё лучше были наши знания, даю домашнее задание




Я вам сегодня подарила много улыбок. Улыбайтесь чаще. Подарите свою улыбку всем в классе гостям. Пусть гости уйдут с урока с хорошим настроением.

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях -гар- - -гор-, зар- - зор-

Зага р

Нага р

Зо ри

Зо рюшка

Го реть

Го релый

За ря

За ревой

А пиши под

ударением,

О без ударе-

А пиши без ударения,

О под ударением

-ГАР- - -ГОР-

-ЗАР- - -ЗОР-

Исключение:

зо ревать

Распределите слова в зависимости от написания гласных о - а. Орфограмму обозначьте.

Оз..ренность, г..рение, з..ре-

вать, возг..рается, наг..рит,

з..рничный, огарок, разгар,

г..реть, зорька, з..ревой.

Зоревать

Возгорается

Озаренность

Зарничный

Найди меня!

Горевать

Загореть

Выг..реть, г..рит, под-

г..реть, обг..рел, выг..-

ревший, уг..реть, раз-

г..рается.

ГОР- Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго- ревший, угореть, раз-горается.

Корр екто р-

работник издатель-

ства, газеты или ти-

пографии, чита-

ющий корректуру.

Игра «Корректор» Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. Игра «Корректор» Дого рала румяная за ря, и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все оза рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заго релись нежным светом. Красой солнца оза рена гладь озера. Сочинение – миниатюра. Утренняя заря.

Тихо разг..ралась, утрен-

няя з..ря, оз..рились

светом, к..снулся крыш,

заг..релись на сугробах.

Ключ к тесту:

-ГОР-

-ГАР-

-ЗАР-

-ЗОР-

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

ударения

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

ударения

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Искл.: зоревать

Спасибо за урок!