Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
Флаг Польши
СССР 22x20px СССР

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Григорий Романович Ширма (белор. Рыго́р Рама́навіч Шы́рма ; псевдонимы: Р. Баравы , Вучыцель ; криптонимы: В. М. ; В.-ч ; Г. Ш. ; Р. Ш. ;) ( -) - советский белорусский хоровой дирижёр , композитор , педагог , музыковед -фольклорист , музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда ().

Биография

В конце войны мобилизован в армию. Окончил Чугуевское военное училище на Харьковщине . Служил в звании прапорщика в Туркестане .

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с - Государственный академический хор Белорусской ССР, с - Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР , с - имени Г. Ширмы). С началом войны коллектив находился на гастролях в РСФСР , откуда выехал на Кавказ , а затем в Красноярск . Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта года. После перевезен на Лубянку , где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан , где работал учителем средней школы.

Семья

Еще в Новогольском Григорий Ширма познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Клавдией Ивановной Раевской. После брака она тридцать лет пела в капелле. Дочь Елена.

Творчество

Григорий Романович Ширма - автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по вопросам белорусского искусства, фольклору и хоровому исполнительству. Составитель многочисленных фольклорных сборников, в том числе:

  • «Белорусские народные песни» (1929)
  • «Наша песня» (1938)
  • «Белорусские народные песни, загадки и пословицы» (1947)
  • «Белорусские песни» (1955)
  • «Школьный песенник» (1957)
  • «Избранные песни из репертуара Государственного хора БССР» (1958)
  • «Двести белорусских народных песен» (1958)
  • «Белорусские народные песни» (т. 1-4, 1959, 1960, 1962, 1976)
  • «Поет Государственная академическая хоровая капелла БССР» (1966)
  • «Белорусские народные песни (для хора)» (т. 1-2, 1971, 1973)
  • «Песня - душа народа: Публицистика; Фольклор; Музыка; Литература: 1929-1939; 1944-1974» - Мн., 1976
  • « Песня - душа народа: Из литературного наследия». Мн., 1993.

Сочинения

  • «Белорусская рапсодия» для симфонического оркестра
  • Пьеса для скрипки на тему колядки из Пружанского уезда «Дар Белой Руси»
  • Музыка для пьесы Василия Шашалевича «Преисподняя»
  • Обработоки белорусских народных песен для голоса и фортепиано, для смешанного хора.

Награды и звания

Память

  • Имя Григория Ширмы носят основанная им Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, Пружанская детская школа искусств, Брестский государственный музыкальный колледж , а также улицы в Пружанах и Минске
  • В Пружанах открыт музей Г. Ширмы, в средней школе № 150 Минска с хоровой специализацией Г. Ширме посвящена экспозиция
  • Мемориальные доски установлены на домах, где он жил, в Вильно, Гродно, Минске (дом № 19 по улице Советской)
  • В 1991 году издан художественный маркированный конверт , посвященный дирижёру
  • Г. Ширме посвящено стихотворение Нила Гилевича «Сердце дяди Григория».

Напишите отзыв о статье "Ширма, Григорий Романович"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1093 дня))

Отрывок, характеризующий Ширма, Григорий Романович

– Ты абсолютно права, Изидора. Как я уже говорил тебе ранее, «сильные мира сего», кто создавал фальшивую историю человечества, «надели» на истинную жизнь Христа чужую жизнь иудейского пророка Джошуа (Joshua), жившего полторы тысячи лет тому назад (со времени рассказа Севера). И не только его самого, но и его семьи, его родных и близких, его друзей и последователей. Ведь именно у жены пророка Джошуа, иудейки Марии, была сестра Марта и брат Лазарь, сестра его матери Мария Якобе, и другие, которых никогда не было рядом с Радомиром и Магдалиной. Так же, как не было рядом с ними и чужих «апостолов» – Павла, Матфея, Петра, Луки и остальных...
Именно семья пророка Джошуа перебралась полторы тысячи лет назад в Прованс (который в те времена назывался Гаул (Transalpine Gaul), в греческий город Массалию (теперешний Марсель), так как Массалия в то время была «воротами» между Европой и Азией, и это было самым лёгким путём для всех «гонимых» во избежание преследований и бед.
Настоящая же Магдалина перебралась в Лангедок через тысячу лет после рождения иудейки Марии, и она-то шла именно Домой, а не убегала от иудеев к другим иудеям, как это сделала иудейка Мария, никогда не бывшая той светлой и чистой Звездой, которой была настоящая Магдалина. Иудейка Мария была доброй, но недалёкой женщиной, выданной замуж очень рано. И она никогда не звалась Магдалиной... Это имя «повесили» на неё, желая соединить в одно этих двух несовместимых женщин. И чтобы доказать подобную нелепую легенду, придумали фальшивую историю про город Магдалу, которого во время жизни иудейки Марии в Галилее ещё не существовало... Вся эта возмутительная «история» двух Иисусов была намеренно так перемешана и перепутана, чтобы простому человеку оказалось слишком сложно доискаться до истины. И только лишь те, которые по-настоящему умели мыслить, видели, какую сплошную ложь несло христианство – самая жестокая и самая кровожадная из всех религий. Но, как я уже говорил тебе ранее, в большинстве своём люди не любят ДУМАТЬ самостоятельно. Поэтому они принимали и принимают на веру всё, чему учит римская церковь. Так было удобно, и так было всегда. Человек не был готов принимать настоящее УЧЕНИЕ Радомира и Магдалины, которое требовало труда и самостоятельного мышления. Но зато людям всегда нравилось и ими одобрялось то, что было предельно просто – что говорило им, во что надо верить, что можно принимать, а что должно отрицаться.

На минуту мне стало очень страшно – слова Севера слишком напоминали изречения Караффы!.. Но в своей «бунтующей» душе я никак не желала согласиться, что кровожадный убийца – Папа – мог оказаться хоть в чём-то по-настоящему прав...
– Эта рабская «вера» нужна была всё тем же Думающим Тёмным, чтобы укрепить своё господство в нашем хрупком, ещё только зарождающемся мире... чтобы никогда уже не позволить ему родиться... – спокойно продолжал Север. – Именно для того, чтобы успешнее поработить нашу Землю, Думающие Тёмные и нашли этот малый, но очень гибкий и тщеславный, им одним понятный еврейский народ. В силу его «гибкости» и подвижности, этот народ легко поддавался чужому влиянию и стал опасным орудием в руках Думающих Тёмных, которые и нашли жившего там когда-то пророка Джошуа, и хитро «переплели» историю его жизни с историей жизни Радомира, уничтожив настоящие жизнеописания и подложив фальшивые, дабы наивные людские умы поверили в такую «историю». Но даже и тот же иудейский Джошуа, так же не имел ничего общего с религией, называемой Христианством... Оно было создано по приказу императора Константина, которому требовалась новая религия, чтобы бросить уходящему из-под контроля народу новую «кость». И народ, даже не задумавшись, с удовольствием проглотил её... Такова пока ещё наша Земля, Изидора. И очень нескоро кому-то удастся изменить её. Очень нескоро люди захотят ДУМАТЬ, к сожалению...
– Пусть они не готовы ещё, Север... Но ты же видишь, люди очень легко открываются «новому»! Так не показывает ли это именно то, что человечество (по-своему) ИЩЕТ пути к настоящему, что люди стремятся к ИСТИНЕ, которую просто некому им показать?..
– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
– Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.

Ширма Григорий Романович [р. 8(20).1. 1892, дер. Шакуны, ныне Пружанского района Брестской обл.], советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Член КПСС с 1959. В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР организовал (1940) и возглавлял до 1970 Государственную академическую хоровую капеллу БССР (первоначально ‒ Белорусский ансамбль песни и танца). Председатель правления Союза композиторов БССР (с 1966). С 1910 собирает белорусские народные песни. Составитель ряда фольклорных сборников («Белорусские народные песни», т. 1‒4, 1959‒76, и др.). Издано 2 тома его хоровых обработок белорусских народных песен (1971‒73). Депутат Верховного Совета БССР 4‒ 9-го созывов. Государственная премия БССР (1966 и 1974). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

Лит.: Нисневич И. Г., Григорий Романович Ширма, 2 изд., [Л., 1971].


Смотреть больше слов в « »

ШИРМА Григорий Романович (1892-1978) - белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный руководитель (до 1970) Государственой академической хоровой капеллы Белоруссии (с 1978 имени Ширмы). Собиратель и исследователь белорусских народных песен.

  • - Переносной складной заслон в виде одинаковых вертикальных рам с поворотными петлями, обтянутых тканью...

    Архитектурный словарь

  • - Оператор; родился 9 января 1950 г. в Москве. Снимал фильмы: "Прилетал марсианин в осеннюю ночь" ; "Будьте моим мужем" ; "Нежданно-негаданно" ; "Шанс" ; "Загадка Кальмана" ; "...
  • - Род. 1904, ум. 1961. Пианист, лауреат 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. С 1935 г. профессор Московской консерватории...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1780 г., из Алекс.-нев. семинарии в 1797 г. отдан в Мед.-хир. акад. и получил степень доктора медиц...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода царя Иоанна Грозного; в 1551 году значится в списке московских детей боярских, в 1560 г. участвовал в качестве головы в сторожевом полку в походе князя Ивана Мстиславского на Лифляндию и во взятии Феллина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - адмирал, † 4 авг. 1761...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. хоровой дирижер, композитор, фольклорист, муз.-обществ, деятель. Образование получил в учительском институте...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - то, что служит прикрытием для кого-либо, чего-либо, обычно неблаговидного...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра философии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Григорий Романович, советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1959...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский пианист, педагог, заслуженный деятель искусств России. Лауреат 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. Гастролировал за рубежом. Профессор Московской консерватории...
  • - белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Организатор и художественный руководитель Государственой академической хоровой капеллы Белоруссии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. этикет...

    История слов

  • - ; мн. ши/рмы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен. и ширмы мн., нем. щит, заставка, заслон; ширмы б.ч. делаются створчатые, складные, филенчатые или из рам, обитых тканью...

    Толковый словарь Даля

  • - ШИ́РМА, -ы, мн. ширмы, ширм, ширмам, жен. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой. Сложить, расставить ширму. Кровать за ширмами. Ш. в театре кукол. 2...

    Толковый словарь Ожегова

"ШИРМА Григорий Романович" в книгах

Симультанная ширма

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Симультанная ширма Совсем по-другому той же Александровой было организовано место действия спектакля «Поросенок в ванне».Опять посмотрите на фотографию. Перед вами фасад небольшого дома. Перед домом – забор с калиткой. Фактически дом этот состоит из нескольких стоящих

Ширма

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

Ширма С Анатолием Приставкиным я познакомился, если не ошибаюсь, где-то в конце шестидесятых. Известно было: пишет он о рабочем классе, о сибирских стройках. Ничем особенным его работы не отличались, да, впрочем, и все мы, разрабатывавшие тогда те же дежурные темы, писали,

Приложение 2 Ширма у радиатора

Из книги Отопление и водоснабжение загородного дома автора Смирнова Людмила Николаевна

Приложение 2 Ширма у радиатора Эстетика интерьера в доме создается не только мебелью, красивыми коврами, цветами и картинами. Отопительные приборы, особенно чугунные радиаторы, способны напрочь разрушить всю красоту.Чтобы спрятать радиаторы, следует сделать для них

Шторы и ширма

автора Доброва Елена Владимировна

Шторы и ширма Шторы и ширмы, особенно если они сделаны своими руками и имеют необычный вид, придают неповторимый облик и законченность интерьеру помещения, создавая в нем особый уют и комфорт. Однотонные шторы приобретут совсем иной вид, если вы распишете их

Ширма из колечек

Из книги Украшение дома своими руками. Хендмейд. Модные решения интерьеров, подарков и аксессуаров автора Доброва Елена Владимировна

Ширма из колечек На фоне обеденного стола из массива ольхи, выкрашенного белой краской и покрытого прозрачным лаком, прекрасно смотрится прозрачная хрупкая ширма из переплетенных в затейливый узор пластиковых колечек размером 20 х 20 см (рис. 41). Рис. 41. Ширма из

Ширма

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Ширма Ну что же… первая серия вышла в эфир. Я, как и обещала, сейчас буду рассказывать вам о том, как мы проходили самое первое испытание – ширму.Собрали нас в час дня. Пошли.Пришли на какую-то улочку, остановились у забора. Время 13:40.Нас снимали с разных ракурсов. Потом забор

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его смерть. - Иннокентий V.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

Стеклянная ширма

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Стеклянная ширма Каждое помещение нуждается в своем особенном цветовом наполнении. Как правило, эту функцию в квартире выполняют обои, ковры, светильники, картины или настенные панно. Однако можно очень интересно оформить помещение, разгородив его стеклянной ширмой,

Ширма

Из книги Кукольный театр: детская энциклопедия автора Голдовский Борис Павлович

Ширма Занавес, за которым скрывается кукольник, работающий с верховой куклой (см. «Верховая кукла»), сама кукла действует над занавесом - кажется, будто она движется без участия человека.В начале XVII века ширмой служила остроумная «конструкция», которая выглядела так:

Ширма Григорий Романович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШИ) автора БСЭ

РАСКИН Александр Борисович (1914-1971); СЛОБОДСКОЙ Морис Романович (1913-1991), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

РАСКИН Александр Борисович (1914-1971); СЛОБОДСКОЙ Морис Романович (1913-1991), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер 12 Где бы ни работать, только бы не работать.К/ф «Весна» (1947), сцен. Раскина, Слободского и Александрова, реж.

Негодная «ширма»

Из книги Семья и как в ней уцелеть автора Скиннер Робин

Негодная «ширма» Джон. Как же «ширма» подводит?Робин. Ну, во-первых, иногда валится и выставляет спрятанные чувства на обозрение. Во-вторых, с ней не так, что поставил и из головы вон - надо ее держать, тратить энергию. А в-третьих, просто невозможно отсечь какой-то «кусок»

Дырявая ширма

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Дырявая ширма Любой желающий, зайдя на официальный сайт Минфина, может удостовериться, что важнейшие разделы сайта – «Сведения об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета» и «Расчетная сумма процентного дохода (убытка)», призванные информировать о

План-ширма

Из книги К востоку и западу от Суэца: Закат колониализма и маневры неоколониализма на Арабском Востоке. автора Медведко Леонид Иванович

План-ширма Эскалация военных действий в зоне Суэцкого канала и глубинные рейды израильской авиации над территорией Египта с целью нажима на египетское руководство не приблизили урегулирование арабо-израильского конфликта, а, напротив, загнали его еще дальше в тупик.

Ширма

Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Ширма Есть такое простое приспособление в кукольном театре - ширма. Чего только за ней нет! Во время спектакля оттуда всегда появляется что-то неожиданное: новые куклы, новые предметы, раздаются звуки музыки и голоса, которые совпадают с движением кукол. Сами куклы во

Григорий Ширма (И. Нисневич)

Белорусское профессиональное музыкальное искусство знает немало славных имен художников, чья творческая деятельность оставила яркий след в истории национальной культуры советской эпохи. Однако трудно назвать среди них имя, которое вошло бы столь органично в жизнь народа, как имя Григория Романовича Ширмы.

У него счастливая судьба, у "нашего Ширмы" - как любовно называют Григория Романовича люди, знающие его удивительное искусство. Ведь немногие творцы прекрасного могут испытать удовлетворение от того, что результаты их творческого труда равно нужны и просвещенным ценителям музыки и самой, казалось бы, неподготовленной аудитории слушателей. Но стоит познакомиться с потоком писем, которые ежедневно идут в адрес Г. Ширмы из всех уголков нашей страны и из-за рубежа, и станет ясно, что это так, что его песня входит в каждый дом как друг и попутчик.

Написав "его песня", я невольно задумался: правомерно ли такое определение? Ведь поле творческой деятельности этого художника - прежде всего фольклор: собирание, изучение, обработка и исполнение. И все же можно с полным правом говорить именно о "песнях Ширмы". Ибо познать красоту услышанных песен мы сумели благодаря чарующему толкованию творений народа этим неподражаемым художником. И сами собой приходят в голову строки из обращения к Г. Ширме ленинградской поэтессы М. Комиссаровой . Она говорит о нем как о человеке, "чьи певучие руки вдохновенно окрылили белорусскую песню так, что раз полюбив ее, никогда не разлюбишь".

Г. Ширма - создатель и до 1970 года бессменный (в течение тридцати лет) руководитель Государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР. Откликаясь своим искусством на требования жизни и времени, Ширма видит в искусстве средство общения и взаимопонимания людей, создает произведения для народных масс. Вот почему, составляя программы концертов своей капеллы, Г. Ширма всегда стремился "избегать дешевых эффектов, развращающих зрителя и понижающих его эстетический уровень".

Г. Р. Ширма - первый и бесспорно лучший в стране исполнитель, страстный пропагандист хорового творчества белорусских композиторов. Он обогатил академический стиль народной манерой исполнения. Ему принадлежат поистине непревзойденные образцы трактовки хоровой музыки практически всех авторов республики. Но наряду с ними в репертуаре его капеллы весомое место занимают сочинения композиторов всех союзных республик. Достаточно назвать имена: Д. Шостаковича и Д. Кабалевского, В. Волошинова и М. Чулаки, Я. Солодухо и М. Коваля, Е. Козака и А. Ленского, О. Тактакишвили и А. Пащенко, Н. Дремлюги и А. Флярковского, Г. Свиридова и А. Нестерова, Н. Колессы и М. Бурханова, А. Жилинского и Э. Арро, А. Арутюняна и А. Колосова, В. Салманова и В. Мурадели... А ведь это далеко не полный перечень тех, чьи произведения нашли чуткого истолкователя в лице Григория Романовича Ширмы. Не потому ли многие композиторы страны предоставляли именно ему право первого исполнения своих хоровых произведений, посвящали этому художнику многие из них?

Более двух десятилетий тому назад, в дни второй декады белорусской литературы и искусства в Москве Александр Фадеев писал Григорию Романовичу: "Все Вам подвластно - это ли не счастье в искусстве?.. Еще раз хочется сказать, что в Вашем лице наша страна может гордиться одним из лучших учителей и воспитателей, хранителей и продолжателей того самого лучшего, что может дать нам хоровое искусство". Как бы перекликаясь с этими словами звучат строки из письма Арама Хачатуряна: "Ваше высокое искусство признано всем нашим народом. Мне кажется, что Вы своим творчеством и всей деятельностью занимаете одно из почетных мест в истории советского хорового искусства. Думая о Вас, я живо вспоминаю наши встречи, Вас как обаятельного человека и фанатика своего хорового дела..."

Как же добивается Григорий Романович Ширма таких художественных высот?

Тот, кто присутствовал на рабочих репетициях этого замечательного мастера, обращал внимание на "ширмовский" строгий, сдержанный, почти неуловимый зрением жест. Именно этот жест заставляет капеллу петь с тем упоением, когда на смену служебному "должен петь" приходит творческое "хочу петь". Присутствующие на репетициях всегда видят, как дирижер уже в процессе подготовительной работы умеет убедить исполнителей в соответствии своего раскрытия художественного образа авторскому замыслу. Ширма терпелив и настойчив: он репетирует до тех пор, пока его требование не будет воспринято каждым исполнителем.

В связи с тем, что чистота интонирования зависит от правильного звукообразования, Г. Ширма в работе над произведениями особое внимание уделяет правильности взятой певцами вокальной позиции. Занимаясь с коллективом, он немало времени посвящает выработке с каждым отдельным артистом правильного певческого дыхания, следит, чтобы "вдох" соответствовал темпу, характеру музыки, фактуре произведения, а "выдох" отвечал протяженности музыкальной фразы. Каждый артист у Ширмы обязан исполнять фразу осмысленно и выразительно, добиваться красоты звука, его округленности, а дикция непременно должна быть чистой и четкой. Работа над динамикой неразрывно связана у Ширмы с текстом произведения, которому должен соответствовать эмоциональный настрой певца, помогающий раскрыть общий идейно-художественный замысел.

Впечатление исключительной нежности, звуковой "таинственности" оставляют оттенки пиано и пианиссимо, которых добивается артист. Верхняя же граница звучания чаще всего определяется форте. Большое внимание в ширмовских программах уделено тональному разнообразию репертуара: "повторения расхолаживают коллектив",- подчеркивает он.

Нельзя не вспомнить и деятельность Ширмы - исследователя искусства, исследователя-интернационалиста, раскрывающего богатство духовного мира, историю своего народа во взаимосвязях с другими родственными культурами и, прежде всего, с русской, украинской и польской. Им впервые собраны и рассмотрены образцы народного творчества, в которых многообразно и красочно воссозданы различные исторические эпохи и события из жизни белорусского народа, отражены дружественные связи с Волынью, Киевщиной и Львовщиной. Это образцы фольклора, свидетельствующие о социальной направленности, о революционном духе белорусского народного творчества.

Можно привести еще ряд очень ярких и важных особенностей исследований Г. Ширмы, основой которых стали пять тысяч образцов неповторимых по красоте мелодий и поэтической афористичности текстов, которые Григорий Романович собрал во всех уголках Белоруссии, создав на их основе уникальную энциклопедическую коллекцию фольклорных записей. Его исследования проникнуты мыслью о том, что все неисчерпаемые богатства необходимо передавать в живую музыкальную и поэтическую практику. Вот почему Г. Ширма с полной творческой отдачей работает над фундаментальными томами своих исследований и над репертуарными сборниками хоровых произведений, предназначенными для широких кругов любителей, над школьными песенниками и над развернутыми про-граммами для профессиональных хоровых коллективов. В каждом из таких трудов автор утверждает: песня должна не только воспитывать музыкальный вкус и способности, но духовно и нравственно возвышать человека.

Говоря об интенсивной и разносторонней работе Ширмы, нельзя обойти молчанием и его активную общественную деятельность. Он всегда ощущает пульс времени, ритм эпохи, понимая требования, выдвигаемые современностью, и стремясь выполнить их. Еще в начале века он, сын полунищего белорусского крестьянина с Брестчины, добился возможности стать учителем и нести свет знаний детям своего народа. Г. Ширма чувствовал потребность включиться в большое общественно значимое дело. Тысячи километров, которые он прошел пешком по дорогам Белоруссии в поисках бессмертных образцов народного творчества, памятников славы, невзгод и борьбы своего народа, дали ему возможность осознать и собственное место в этой борьбе. Потом была напряженная, полная опасностей революционно-просветительская деятельность в годы, когда Западная Белоруссия страдала под гнетом белопольской буржуазии. Григорий Романович помнит и преследования полиции и тюрьмы, и безработицу, и запрет говорить на родном языке, петь родные песни. Но именно в этот период Г. Ширма становится одним из руководителей Товарищества Белорусской школы, организатором национальных учебных заведений, спектаклей и концертов с национальным репертуаром, лектором, автором статей, в которых воспевалась духовная сила народа. Он призывал соотечественников бороться за высокие идеалы равноправия, свободы и справедливости, выступать против тех, кто ориентировал население Западной Белоруссии на буржуазный Запад. Его мысли и надежды были устремлены на Восток - к стране победившего социализма. И освобождение пришло оттуда.

Тяжело приходилось Г. Ширме в те годы, но изредка выпадали и счастливые минуты. Разве не счастье создавать студенческие хоры из учащихся-белорусов, издавать первые поэтические сборники Максима Танка, стихи Пилипа Пестрака, Михася Василька и песенные собрания фольклорных записей?! Разве не радость пропагандировать произведения композиторов Н. Чуркина и Н. Аладова, чьи песни иногда проникали из Советской Белоруссии на территорию польского буржуазного государства?!

В те же годы Ширма работает над созданием хоровых обработок белорусских народных песен в содружестве с такими крупными мастерами, как А. Гречанинов, М. Гайваронский, К. Галкаускас, А. Кошиц . В статьях, связанных с проблемами народно-музыкального искусства, Ширма резко выступает против тех, кто определяет белорусскую народную песню как "тоскливую и заунывную", кто, якобы борясь за сохранение "самобытности" песни, стремится на деле к примитивизму обработок, не отбирает лучшее, что создано народом в течение его истории. Восстанавливая историческую и научную правду, автор этих статей указывает, что многие замечательные образцы белорусского фольклора ошибочно, а то и сознательно приписываются соседним народам. В марте 1939 года в "Белорусской летописи" была опубликована статья, посвященная 15-летию творческой деятельности Григория Романовича Ширмы в условиях белопольской оккупации Западной Белоруссии. Автор ее с полным правом писал: "Пример Ширмы показывает, что для того чтобы обогащать наше духовное богатство истинными культурными достижениями, нужно прежде всего сохранить живую связь с народом и не терять веры в его будущее, несмотря на очень неблагоприятные и прямо фатальные условия жизни. В области собирания народного творчества и обнародования его никто у нас столько не сделал, как Г. Ширма... Каждый ждет его совета или помощи... Он никогда не работал корыстно... Можно даже говорить о целом периоде, созданном им" (в развитии белорусского искусства.- И. Н.).

В годы Великой Отечественной войны, будучи уже создателем своего знаменитого хора и выступая с концертами для тружеников тыла и воинов фронта, Г. Ширма боролся за торжество победы и своим словом. Он писал: "Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли - вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песня - это душа народа, его живая история. Песня - это оружие, которое несет народу великие идеи, зовет его на борьбу за свою Родину. Народ живет, а вместе с ним живет и его чудесная песня, которая зовет к мести и ненависти". Одно из подтверждений этого - отзыв на исполнение одной из военных песен самого Ширмы - "Плещут холодные волны", посланный Григорию Романовичу старшиной Советской Армии после концерта. Он пишет о том огромном впечатлении, которое произвела на него песня, звавшая людей к борьбе, учившая ненависти к захватчикам.

После окончания войны, ведя в течение свыше тридцати лет напряженную творческую и научную деятельность, выступая с сотнями концертов во всех уголках страны, Ширма одновременно создает фундаментальные труды по фольклору, среди которых четыре тома "Белорусских народных песен, загадок и пословиц", сборник "Двести белорусских народных песен", четырехтомник "Белорусские народные песни", "Антология белорусской народной песни", двухтомник "Белорусские народные песни в обработках для хоров".

Маститый музыкант продолжает еще более активно заниматься и общественной деятельностью: За ним по праву закрепилась репутация на редкость справедливого, чуткого человека. Потому-то к нему обращаются все. кого тревожит что-либо в общественной или личной жизни. Потому-то столько раз избирали сограждане Григория Романовича своим посланцем в Гродненский и Минский городские Советы депутатов трудящихся, в Верховный Совет Белорусской ССР. Потому-то столько лет ему было доверено возглавлять композиторскую организацию Белоруссии, быть ее представителем в Секретариате Правления Союза композиторов страны. Мы часто видим музыканта во главе жюри смотров и фестивалей, он выступает на научных симпозиумах, творческих конференциях, на собраниях молодежи. Эпиграфом ко всем его высказываниям оратора и публициста можно было бы взять следующие слова: "Что сделал ты, художник, какую лепту внес, чтобы музыка звучала еще ярче, еще мощнее, непобедимее? Советский художник-коммунист не может не обдумывать со всей страной свои дела". С особенной силой подчеркивает Г. Ширма значение искусства в идеологи-ческой борьбе. Он борется за народное против псевдо-народного, за развитие содружества советских музыкальных культур.

Имя народного артиста Советского Союза, дважды лауреата Государственной премии БССР Григория Романовича Ширмы известно и любимо далеко за пределами родного края. Ибо его искусство являет собой для многих и многих современников образец служения людям, выполнения обязанностей художника перед обществом.

Ширма Григорий Романович, родился 20 января 1892 в дер. Шакуны Пружанского р-на Брестской обл. Герой Социалистического Труда (1977).

В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. С 1926 преподавал в белорусской гимназии, руководил хорами, участвовал в деятельности "Товарищества белорусской школы" в Западной Белоруссии. Организатор (1940) и руководитель (до 1970) Белорусского ансамбля песни и танца, преобразованного позднее в Государственную академическую хоровую капеллу БССР. В 1966-1976 - председатель Правления Союза композиторов БССР. Автор песен и хоровых обработок белорусских народных песен. Лауреат Государственных премий БССР (1966, 1974). Заслуженный деятель искусств БССР (1946). Народный артист БССР (1949). Народный артист СССР (1955).

Лит. соч.: Белорусские народные песни. Вильно, 1929; Наша песня. Вильно, 1938; Белорусские народные песни, загадки и поговорки, т. 1. Минск, 1947; Школьный песенник. Минск, 1957; Двести белорусских народных песен. Минск, 1958; Белорусские народные песни, тт. 1-4. Минск, 1959-1976; Белорускiя народные песнi для хору, ТТ. 1-2. Минск, 1971-1973; Песня - душа народа. Минск, 1976.

Лит.: Нисневич И. Г. Григорий Романович Ширма. Л., 1971 (2-е изд.).

Григорий Романович Ширма (белор. Рыгор Раманавіч Шырма; псевдонимы: Р. Баравы, Вучыцель; криптонимы: В. М.; В.-ч; Г. Ш.; Р. Ш.;) (1892-1978) - советский белорусский хоровой дирижёр, композитор, педагог, музыковед-фольклорист, музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1955). Герой Социалистического Труда (1977).

Биография

Родился 8 (21) января 1892 года (по другим источникам - 20 января) в деревне Шакуны (ныне в Пружанском районе Брестской области Беларуси) в семье белорусских крестьян.

Окончил Пружанское городское училище (1905-1910). В 1911-1912 годах учился на двухгодичных педагогических курсах в Свенцянах (ныне в Литве). После окончания курсов учительствовал в Лидском и Свенцянском уездах Виленской губернии. С 1914 года продолжил учбу на литературном факультете Седлецкого учительского института (ныне Польша). Во время Первой мировой войны вместе с эвакуированным институтом попал в Москву, затем в Ярославль и Воронеж (окончил в 1918).

В конце войны мобилизован в армию. Окончил Чугуевское военное училище на Харьковщине. Служил в звании прапорщика в Туркестане.

После революции по направлению Белорусского национального комиссариата едет организовывать школу в Новохопёрский уезд Воро­нежской губернии, куда выехали перед войной его родители. Здесь работал директором школы в с. Новогольском, преподавал литературу, психологию, педагогику и словесность, одновременно заведовал волостными отделами образования и культуры. Организовал школьную библиотеку, хор, драматический кружок.

В июне 1922 года, в ходе реэвакуации из РСФСР жителей районов Западной Белоруссии на родину Г. Ширма вернулся в родные Шакуны. Чтобы прокормить семью пришлось некоторое время работал на лесоразработках. В конце 1922 года стал регентом хора пружанского Александро-Невского собора. В 1924 году организовал в Пружанах хор.

В 1926 году переехал в Вильнюс. Работал в секретариате революционно-демократической организации «Громада», учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии, где организовал и руководил хором. В этом же году стал первым руководителем народной капеллы в Делятичах (ныне в Новогрудском районе Гродненской области). После увольнения из гимназии (1928) работал в Университете Стефана Батория (ныне Вильнюсский университет), руководил хором. Служил регентом в виленском Пречистинского соборе. В 1931 году организовал хор Белорусского союза студентов.

С 1907 года занимался собиранием и изучением белорусского народно-песенного фольклора. С 1922 года вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, выступал с лекциями, статьями, издавал сборники произведений белорусских поэтов (в том числе Максима Танка). С 1927 года был одним из руководителей прогрессивной культурно-просветительской западно-белорусской организацией Товарищество белорусской школы вплоть до её запрещения польскими властями в конце 1936 года. За свою деятельность дважды подвергался арестам в буржуазной Польше. Отбывал наказание в виленской тюрьме Лукишки.

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в 1940 году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с 1950 - Государственный академический хор Белорусской ССР, с 1957 - Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, с 1978 - имени Г. Ширмы). С началом войны коллектив находился на гастролях в РСФСР, откуда выехал на Кавказ, а затем в Красноярск. Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта 1942 года. После перевезен на Лубянку, где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан, где работал учителем средней школы.

В 1943 году Григорию Ширме разрешают вернуться в ансамбль. Коллектив давал концерты для горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. В июле 1944-го ансамбль вернулся в Минск. С осени 1944 года работает в Гродно. В 1952 году Государственный хор Белорусской ССР снова переезжает в Минск.