Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одиссея Робинзона Крузо.

Цели урока: ● Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» ● Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку

Одиссея – богатые событиями странствия, похождения.

Даниэль Дэфо

Зло Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Я отделен от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело. Я беззащитен против нападения людей и зверей. Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня. Добро Но я жив и не утонул, подобно всем моим товарищам. Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и из моего безотрадного положения. Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на африканский берег? Но Бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

Тест 1. Почему ячмень, взятый с корабля, не пригодился Робинзону? 2. Что явилось самой драгоценной находкой для Робинзона? 3. Сколько шпаг взял Робинзон с корабля? 4. Почему Робинзон не смог съесть подстреленную птицу? 5. Из чего сделал Робинзон себе палатку? 6. Какое из путешествий на корабль было самым успешным? 7. Каким образом Робинзон переправил на берег канаты? 8. За 13 дней Робинзон побывал на корабле … раз. 9. Что сказал Робинзон о найденных деньгах? 10. Сколько лет прожил на острове Робинзон Крузо?

Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждете, И, может быть, не хотите. Власть книги огромна. Н.П. Смирнов-Сокольский

Литература Журнал «Литература в школе» №3/97, стр.132-138 Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе». 5 класс. – М.: «ВАКО», 2015 Журнал «Самые великие» №3/2011 Книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» с иллюстрациями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация текста и разработка лексико-грамматических заданий по книге Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"

Данная разработка лексико-грамматических упражнений предназначена для работы на уроках английского языка по внеклассному чтению учащихся 7-х классов школ с углубленным изучением иностранных языков....

Д.Дэфо. "Робинзон Крузо"

После изучения романа Д.Дэфо "Робинзон Крузо" с учащимися 7-х классов была проведёна игра-соревнование "Остаться в живых". Цель этого мероприятия заключалась не только в том, чтобы актвизиро...

  • Учитель русского языка и литературы
  • Шаповалова Н.М.
  • МОУ Мало-Вяземская СОШ
  • Цели урока:
  • кратко рассказать о жизни Д. Дефо и истории создания романа;
  • - показать значение романа для формирования личности.
  • Роман «Робинзон Крузо» известен всему миру уже около 300 лет – он издан в 1719 году. Успех был небывалый! В том же году появились 4 новых издания! При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий, книги продавались по 5 шиллингов – деньги, по тем временам, немалые.
  • Единственная иллюстрация в первом издании "Робинзона Крузо" 1719 года, гравюра Джона Кларка и Джона Пайна
  • Современное издание с иллюстрациями художника Игоря Ильинского
  • Получил духовное образование. Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой - тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени.
  • Даниэль Дефо родился в семье мясоторговца пресвитерианца Джеймса Фо (1630-1712), готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца.
    • Д.Дефо за свою жизнь написал немало книг, но на надгробии его высечена надпись: «Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо»».
  • Этот роман стал главным делом жизни Дефо, прототипом главного героя стал Александр Селькирк. Писатель многое изменил в истории Селькирка, но выдумка оказалась убедительнее правды.
  • История Александра Селькирка
  • История Робинзона Крузо
  • 1. Родился в 1711 году.
  • 1. Родился в 1632 году.
  • 2. Родился в Ларго (Шотландия).
  • 2. Родился в Йорке (Англия).
  • 3. После пленения пиратами сам стал пиратом.
  • 3. После пленения пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет.
  • 4.Отправился в плавание боцманом за золотом.
  • 4. Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками.
  • 5. На остров попал по своей воле из-за вражды с капитаном корабля.
  • 5. На остров попал после кораблекрушения.
  • 6. Прожил на острове 4,5 года.
  • 6. Прожил на острове 28 лет.
  • 7. Был спасен случайно зашедшим кораблем.
  • 7. Был спасен кораблем, захваченным пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем).
  • 8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб.
  • 8. Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии.
  • Остров Александра Селькирка.
В литературе того времени был популярным жанр аллегорической притчи. Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία - иносказание) . При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Согласно этой традиции почти любое повествование о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение.
  • В литературе того времени был популярным жанр аллегорической притчи. Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία - иносказание) . При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Согласно этой традиции почти любое повествование о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение.
  • Пираты и их пленники
  • Судьба не сразу забросила Робинзона на необитаемый остров. Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в плен. Кораблекрушение стало для него чем-то вроде расплаты за грехи.
  • Захват судна пиратами
  • Жизнь на острове стала своеобразным возрождением, искуплением грехов
  • Один на один с природой герой поддерживает свое существование сначала охотой, затем скотоводством, земледелием.
  • Дефо со вкусом и основательно пишет,
  • как устроены жилье и быт Робинзона,
  • как герой заново проходит путь, уже пройденный цивилизацией.
  • Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние,
  • но и учится быть благодарным судьбе за то,
  • что ему ниспослано,
  • находит радость в простых вещах.
  • Дефо вводит в повествование дикарей,
  • когда Робинзон достигает душевного спокойствия,
  • теперь он может учить других тому,
  • что постиг сам. Сначала Робинзон потрясен кровожадностью дикарей-людоедов,
  • но постепенно он понимает, что им просто неизвестны истинные ценности.
  • «Перевоспитать» всех дикарей - непосильная задача для одного человека.
  • Робинзон воспитывает, «просвещает» одного из них.
  • Имя, которое он дал дикарю – Пятница – символично.
  • В пятницу человечество получило искупление грехов.
Д. Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом свою силу и безграничные возможности.
  • Д. Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом свою силу и безграничные возможности.
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Что бы вы взяли с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?».
  • Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Что бы вы взяли с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?».

Cлайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛЕДАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. Д. ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО». 5 КЛАСС. Учитель: Цывкина Т.С, МОУ СОШ №8

Cлайд 2

Форма урока: литературное путешествие. Цели и задачи урока: - помочь учащимся осмыслить прочитанную книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо»; - помочь понять, что же привлекает к Р. Крузо читателей всех поколений; - развивать логическое мышление и речь учащихся, их творческие способности; - воспитывать интерес к литературе.

Cлайд 3

Предварительное задание. 1. Прочитать книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». 2. Работа творческого характера: - сочинение «Моя встреча с Р. Крузо на необитаемом острове»; - дописываем свою главу; - берём интервью…; - пишу стихи или песню. 3. Групповая работа. 1 группа. Рассказать, как очутился Р. Крузо на необитаемом острове. Его первое знакомство с безлюдным краем. 2 группа. Жизнь Р. Крузо на необитаемом острове (кратко). События, которые больше всего его потрясли. 3 группа. Спасение: Р. Крузо покидает остров. 4. Иллюстрации к роману. 5. Моя любимая страница… (выразительное чтение с комментариями). 6. Работа с «Толковым словарём». Значение слов: «царствование», «пленение», «заточение».

Cлайд 4

1 сентября 1659 г. 30 сентября 1659 г 19 декабря 1686 г 28 лет, 2 месяца и 19 дней Д. Дефо 1660-1731

Cлайд 5

Непреодолимого на свете нет ничего. А.В. Суворов Жизнь Д. Дефо - это длинная цепь подъёмов и падения: - приближённость к высшим сферам политики, - неоднократные тюремные заключения, - популярность и гражданская казнь у позорного столба, - литературный успех и полное лишений существование под чужим и именем. Д. Дефо было под 60, когда началась для него совершенно новая жизнь и – бессмертие. В 1719 году в возрасте 58 лет Дефо написал свой первый и лучший роман «Робинзон Крузо».

Cлайд 6

Творческая страничка урока. Я раскрываю книгу эту И, углубясь в свои мечты, Слежу за приключениями… И вижу незнакомый остров. Меня встречает тишина, Лес, хижина, тропинка. Огонёк в окне горит. Видно, кто-то ждёт кого-то. Но пока в тропической глуши Незаметно ни души. Дни проходят чередою. И горит в окошке свет, Неизвестно сколько лет.

Cлайд 7

Работа по группам 1 группа. Расскажите, как очутился Р. Крузо на необитаемом острове? Опишите его знакомство с безлюдным краем и настроение героя. Первые заботы Р. Крузо. 2 группа. Как же он жил все эти годы на острове? Чем занимался? 3 группа. Идут годы, а спасения всё нет. «Сколько раз мне казалось, будто вдали белеет парус, и я предавался радостным надеждам! Я смотрел, смотрел, пока у меня не туманилось в глазах, потом впадал в отчаяние, бросался на землю и плакал, как дитя, только усугубляя своё несчастье собственной глупостью…» И вдруг… «произошло непредвиденное событие», которое помогло Р. Крузо покинуть остров. Расскажите, что же случилось?

Cлайд 8

Работа с «Толковым словарём» ЗАТОЧЕНИЕ, -я, ЦАРСТВОВАНИЕ, я, ПЛЕНЕНИЕ, я, ср. 1. см. заточить. 2. Пребывание в тюрьме, ссылке, а также место такого пребывания (устар.). Жить в заточении. ср. 1. Действие по глаг. царствовать, ствую, ствуешь, несов. 2. Быть царем, управлять страной в качестве монарха, царя. || перен. Распоряжаться, управлять (шутл., ирон). || Время, в течение к-рого царствует кто-н. мн. нет, ср. (книжн. устар). 1. Действие по глаг. пленить: взять в плен (воен.). 2. То же, что плен: состояние, положение человека,участвующего в военных действиях, или захваченного неприятелем, или задержанного властями враждебного государства и лишенного свободы на время войны; жизнь.

Cлайд 9

Творческая работа «Моя встреча с Р. Крузо на необитаемом острове» Встреча Иры… Я представляю себе, что иду по необитаемому острову. Кругом висят душистые гроздья винограда, неизвестные птицы поют, перелетая с ветки на ветку, и великолепные цветы… Подхожу к берегу и вижу на берегу моря лодку. Я посмотрела на море: не видно ли какого-нибудь корабля. Нет, море было шоколадным и пустынным. Тогда я подумала: “Неужели здесь живут люди?”Пока я терялась в догадках, из леса послышался звонкий собачий лай. На берег выбежала собака, а вслед за ней вышел человек и направился к лодке. Увидев меня, собака подбежала и стала обнюхивать. Я испугалась. - Не бойся, она не укусит, - сказал человек, увидевший изумление на моем лице. - Так, значит, вы здесь живете? -Да, - ответил человек, смеясь. - Я Р.Крузо. По дороге в свою хижину он поведал мне историю о том, как попал на остров. Р.Крузо оказался хорошим рассказчиком… И тут зазвонил телефон.

Cлайд 10

Прототип Заглянем на минутку в кабинет к Дефо как раз в тот самый момент, когда он склонился над недавно купленной книгой – «Путевым дневником» капитана Вудса Роджерса – и читает особенно заинтересовавшее его место об Александре Селькирке, шотландском матросе, история которого подсказала Дефо сюжет его знаменитого романа. Селькирк прожил на острове 4 года и 5 месяцев.

Cлайд 11

Писатель взялся за хорошо известный факт. Но при этом - переменим имя героя; - перенес действие из Тихого океана в Атлантический, от берегов Чили к берегам Бразилии, в устье реки Ориноко; - отодвинул действие на эпоху назад; - увеличил срок пребывания своего героя на острове в 7раз.

Cлайд 12

Cлайд 13

Чтение любимой страницы 1. Первое путешествие Робинзона по морю. 2.Р. Крузо за обеденным столом со своими животными. 3.Р. Крузо находит себе друга Пятницу. 4.Р. Крузо беседует с Пятницей и поучает его некоторым премудростям. 5. Пятница убивает медведя.

Cлайд 14

Дописываем главу… Моя встреча с пони Однажды в ясный солнечный день я решила пойти на свою дачу. Когда я пришла, то, к моему удивлению, увидела в кустах рыжего пони с лохматой гривой и с пушистым хвостом. У него были большие добрые глаза, а на лбу белое пятнышко. Я подошла к нему, а он отбежал, испугавшись меня. Тогда я протянула руку и погладила его. Потом дала ему корку хлеба, но он не стал есть, Я положила хлеб на землю, отошла в сторону и стала наблюдать. Пони сначала понюхал хлеб, а потом съел. Вечером я пошла домой, а когда в следующий раз пришла на свою дачу, то опять встретила этого пони. Я решили его приручить. Кормила хлебом, зерном, травой. Вскоре пони привык ко мне. Через несколько дней я пошла на охоту и взяла его с собой. На охоте Красавчик (так я его назвала)помог мне: отвез дичь до моего дома. С тех пор мы стали хорошими друзьями Таня Иванова.

Cлайд 15

Викторина “Кто лучше знает?” Задание. О ком или о чем идет речь? Какой эпизод описывается? 1.”Единственное, что я мог тогда придумать, это взобраться на росшее поблизости толстое, ветвистое дерево, похожее на ель, но с колючками, и просидеть на нем всю ночь, а когда придет утро, решить, какою смертью лучше умереть, ибо я не видел возможности жить в этом месте”. 1-ая ночь Р. Крузо на необитаемом острове.

Cлайд 16

2.”Следующей моей заботой было осмотреть окрестности и выбрать себе защищенное от всяких случайностей…” Что? 3.”Мои мысли были теперь всецело поглощены тем, как мне обезопасить себя…” От кого? 4.”Я принялся за приготовление самых необходимых предметов обстановки, прежде всего… “ Чего? “Местечко для жилья”. “От дикарей, если таковые окажутся, и от зверей, если они водятся на острове”. Стола и стула.

Cлайд 17

5. «Но каково же было моё изумление, когда спустя еще несколько недель зеленые стебельки (их было всего штук десять - двенадцать) выпустили колосья, оказавшиеся колосьями отличного…»? 6. «Но не успел я сойти на землю, как мне стало ясно, что на этот раз причиной обвала в пещере было страшное…»? 7. «Я всегда кормил его сам, и он сделался таким ласковым и ручным, что вошел в семью моих домашних животных и впоследствии никогда не отходил от меня» Кто? Ячменя. Землетрясение. Козленок.

Cлайд 18

8. «Скоро он уже знал своё имя, а потом научился довольно громко произносить его». О ком идет речь? 9. «Они лежали как жалкий, ни на что не годный хлам: мне было некуда их…» Что делать? 10. «…каково было моё изумление, когда я был разбужен чьим -то голосом, звавшим меня по имени несколько раз: «Робинзон Крузо! Бедный Робинзон Крузо! Где ты, Робин Крузо? Где ты? Где ты был?» Чей это голос? 11. «Однажды около полудня я шел к берегу моря, направляясь к своей лодке, и, к величайшему своему изумлению, вдруг увидел…»? О попугае по имени Попка. Тратить деньги. Попки. След голой человеческой ноги, ясно отпечатавшийся на песке.

Cлайд 19

12.”Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов. Вся корма была снесена…, но вся новая часть уцелела”.О каком корабле здесь рассказывается? Испанском. Какой год пребывания Робинзона Крузо на острове шел? 13.”Другой пленник стоял тут же, ожидая своей очереди. В этот момент несчастный, почувствовав себя на свободе, очевидно, исполнился надеждой на спасение, он вдруг ринулся вперед и с невероятной быстротой пустился бежать…” Кто? Пятница. В какой момент описан герой? 14.”Пятница бросился его обнимать, заплакал, засмеялся, потом стал прыгать вокруг него, затем заплясал, словом, вел себя как безумный”. Когда он наконец-то успокоился, то сказал… Что это? 24. Готовилась расправа. Отец.

Прототип
В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана
Роджерса
«Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 г.: «...Мы подошли к острову
Хуан-Фернандес
. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр
Селькирк
».
Вернувшись на родину,
Селькирк
заявил: «Теперь у меня капитал, но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни...»

Географическое положение островов
Остров
Александра
Селькирка

9. Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?

1. Кошку и собаку.
2. Пятницу и попугая.
3. Пятницу и собаку.
Пятницу и попугая
.

Родился под именем
Daniel

Foe
около 1660 в
Криплгейте
. Умер 26 апреля 1731 в
Мурфилдс
. Его отец был мясником. Около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо.

4. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?
18 лет
В какой одежде ходил Робинзон Крузо?
В первые три года носил
рубашку и брюки,
затем сшил себе одежду
из шкур убитых
им животных
Что придумал Робинзон, чтобы не терять счет времени?
Он поставил столб и делал
ножом зарубки
Даниэль Дефо. Афоризмы
Никогда не поздно поумнеть.
В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное, если хорошо поискать.
Добрый советчик может вернуть человека к жизни, он вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в разуме человеческом способность поступать нужным образом.
В минуты колебания смело следуй внушению внутреннего голоса, если услышишь его, хотя бы, кроме этого голоса, ничто не побуждало тебя поступить так, как он тебе советует.
К каким только нелепым решениям не приходит человек под влиянием страха! Страх отнимает у нас способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам в помощь.
Человеку не хватает мудрости успокоиться на достигнутом.
Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.
Страх - болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг.
Банкротство
В 1684 Дефо женился на Мэри
Таффли
, которая родила ему восьмерых детей. Жена также принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов.
Некоторое время Дефо мог считаться сравнительно состоятельным человеком, однако в 1692 и приданое жены, и его собственные сбережения поглотило банкротство, унесшее 17 тысяч фунтов стерлингов.
История
Александра
Селькирка
История
Робинзона Крузо
1. Родился в 1711
году.
1. Родился в 1632 году.
2. Родился в Ларго (Шотландия).
2. Родился в Йорке (Англия).
3. После пленения пиратами сам стал пиратом.
3. После пленения
пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет.
4.Отправился в плавание боцманом
за золотом.
4.
Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками.
5. На остров попал по своей
воле из-за вражды с капитаном корабля.
5. На остров попал после кораблекрушения.
6.
Прожил на острове 4,5 года.
6. Прожил на острове 28 лет.
7. Был спасен случайно зашедшим кораблем.
7. Был спасен кораблем, захваченным
пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем).
8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб.
8.
Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии.
3. Из скольких томов состоит книга о Робинзоне Крузо?
из трех томов:
1-й – 1719 г.,
2-й – 1719 г., - «Дальнейшие приключения Р.Крузо»,
3-й – 1720 г. – «Серьезные размышления Р.Крузо».

7. Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?

1. «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?»
2. «Робинзон родился в Англии. Хочу домой».
3. «Мы вернемся домой».
«Бедный, бедный Робинзон.
Куда ты попал?»
На чем переправлял Робинзон вещи на остров?
Робинзон соорудил плот
Даниэль Дефо
(ок.1660- 1731)
Это имя стоит в ряду самых лучших писателей не только Англии, но и вероятно всего света.
Торговец и путешественник, советник королей и правительств, тайный агент на территории Англии и Шотландии, многодетный отец и богач, он не раз преследовался властями, несколько раз его ставили к позорному столбу
и даже сажали в тюрьму за памфлеты, высмеивающие политический строй
.
Остров Робинзона Крузо (старое название Острова Робинзона Крузо – остров
Мас
-а-
Тьерра
)

Тихоокеанский каменистый остров Робинзона Крузо, длиной 22 и ширину 7 километров, располагается
в 667 километрах
к западу от чилийского города Вальпараисо.
Прежде всего
«
Робинзон Крузо» - приключенческий роман. Это увлекательный рассказ о человеке, жаждавшем приключений и бежавшем
из
родительского
дома
для того, чтобы вверить свою судьбу игре случайностей, с которыми были сопряжены опасные путешествия на суше
и
море.
двенадцать
Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон Крузо?
Предприниматель Даниель Дефо
В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью.
Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Одно время Даниель Дефо был владельцем чулочного производства, затем сначала управляющим, а потом и владельцем кирпично-черепичного завода.
Известно, что в период до 1685 на пути между
Хариджем
и Голландией Дефо попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили.
«Приключения
Робинзона Крузо»
Один из самых известных романов Даниеля Дефо «Приключение Робинзона Крузо».
Полное название романа - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»
Первое издание романа.
Слева гравюра Кларка и
Пайна
,
перерисованная Жаном
Гранвилем
в 1840 году
Иллюстрации к роману
2.Кто был прототипом Робинзона Крузо?
(шотландский моряк и боцман Александр
Селькирк
, который прожил на необитаемом острове
Мас-а-Тьерра
, что в 400 километрах от Чили, больше четырех лет.)
8. Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?
1Суббота.
2. Понедельник.
3. Пятница.
3. Пятница.
10. Сколько лет прожил
на острове Р.Крузо?

1. 28 лет.
2. 32 года.
3. 15 лет.
28 лет.
Где Робинзон провел первую ночь на острове?
На дереве.
Он боялся хищных зверей
Образование
Учился в школе Дж.Фишера в Доркинге, затем в Академии, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви.
Александр
Селькирк

родился в 1676 году в местечке Ларго, расположенном в одном из уютных приморских уголков Шотландии на берегу Северного моря, в семье башмачника. В мастерской, где с ранних лет приходилось помогать старшим, ему было скучно. Зато его неудержимо влекло в харчевню “Красный лев”, расположенную неподалеку от их дома. Здесь собирался бывалый народ, “морские волки”, повидавшие сказочные страны и наглядевшиеся там разных диковин.
Иллюстрации
к роману
Иллюстрации
к роману
6. Каких животных взял
с корабля Р.Крузо?
1.Двух кошек и собаку.
2. Морских свинок.
3. Попугая
.
Двух кошек и собаку
Посудой из какого материала пользовался Робинзон?
глиняной
Могила Даниэля Дефо
Прославленный роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» был написан Дефо на 58-м году жизни и увидел свет 25 апреля 1719 года. Книгу раскупили мгновенно, и понадобились новые издания. В течение одного только 1719 года роман издавался четыре раза.
Роман о Робинзоне
Вспомните полное название романа о Робинзоне Крузо.
Модератомодераторр
(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка. Прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки
Ориноко,куда
он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж. исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»)
Сколько лодок построил Робинзон Крузо?
Две
Мечта родителей
Отец решил сделать сына
религиозным проповедником
Дефо - редактор
Дефо стал редактировать «
Ривью
» («
Review
»), периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713, чаще всего раз в три недели. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «
Ривью
» известны лучше всего.
В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой.
Не секрет, что Дефо был руководителем разведки, действовавшей под патронатом спикера палаты общин, а затем графа Оксфордского Роберта
Харли
.
Умер Дефо в Лондоне 26 апреля 1731.
Александр
Селькирк
В октябре 1704 года
Селькирк
после ссоры с капитаном галеона
Cinque

Ports
был высажен на пустынном острове
Мас-а-Тьерра
или
Аквас

Буэнас
(сейчас носит имя Робинзон Крузо), входящем в состав архипелага Хуан
Фернандес
в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили.
Александр
Селькирк
Alexander

Selkirk
(1676-1721)

Роман о Робинзоне
Не всем известно, что история о жизни Робинзона Крузо превратилась в литературную эпопею, состоящую из трёх частей.
Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно, герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России.
Третья часть эпопеи, носящая название «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет собой эссе на социально-философские и религиозные темы.

ВИКТОРИНА
5.Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова.
(На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)
Почему зонтик и одежду Робинзон сшил себе мехом наружу?
Чтобы дождевая вода могла
стекать по меху, как по наклонной плоскости
Из каких зерен вырастил урожай Робинзон?
Из зерен ячменя и риса
Публичное наказание

Дефо был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу. Однако наказание превратилось в триумф писателя: Дефо был осыпан цветами.
Айр

Цели урока:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.

Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1 >; раздаточный материал <Приложение 2 >, портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

I. этап урока. Вступительное слово учителя. Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" <Приложение 1, часть 1>. Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

Учитель. Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учителя с использованием материалов презентации <Приложение 1, часть 2>.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя. Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе "Приключения Робинзона Крузо" Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины".

Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?

Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?

Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. ":мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". ":благоразумием я никогда не отличался:".

Учитель. Таким образом, Робинзон - это типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. Ему присущи деловая смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость, интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать свою судьбу. Как писатель эпохи Просвещения, автор решает провести своеобразный эксперимент над своим героем, над человеческой природой. Буржуа, наделенный разумом и страстью, оказывается один на один с дикой, первозданной природой необитаемого острова. Он, теперь "естественный человек", должен действовать согласно своей "природе" и велению разума. Робинзону предстоит раскрыть возможности человека, указать на предназначение индивидуума в огромном мире, в природе и, конечно же, в обществе. Именно поэтому жизнь на острове оказывается в центре романа, что подчеркивается и композицией романа.

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?

Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?

"Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?

Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем говорит голос рассудка. ":вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением". ":разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и изменяя разумом вещи и составляя о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом". Он овладевает многими ремёслами "благодаря трудолюбию и прилежанию".

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Остров не выдумка Дефо, а реальный географический объект, о котором, тем не менее, автор знал только из книг и который совсем не представлял. Тем не менее, описывая остров, Дефо создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?

Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо старается утешить себя тем, "что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро". Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл. Робинзон "работал не покладая рук".

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове? Дефо - мастер описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, автор подробно описывает процесс изготовления того или иного предмета. Найдите такие описания.

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в правдоподобных формах, показывает, как человек, оказавшись один на один с природой, смог не только выжить, но и познать окружающий мир, приобрести путём проб и ошибок многие важные навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины.

Обратимся теперь к карточке 1 < Приложение 2>. Можем ли мы согласиться с таким изображением Робинзона Крузо? Соответствуют ли внесённые в список понятия этапам, которые проходит в своей жизни на острове Робинзон?

Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая, что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Это просветительские идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он размышляет, оценивает свои поступки, анализирует природу человека. Робинзон повторяет путь человечества в эволюционном развитии. Именно поэтому роман приобретает обобщенный смысл, становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона на острове читатели угадывают представление автора о человеческой жизни, об истории человечества, основные этапы развития которого проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим исходным пунктом становится индивидуум, чьё значение в историческом и эволюционном развитии невозможно переоценить. Это отражение просветительских идей, хотя, возможно, не совсем соответствующих правде истории. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с "чистого листа"?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?

О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не менее важны для понимания идейного замысла писателя. Например, встреча с Пятницей помогает понять, как относится Робинзон к дикарям и что из прошлой жизни героя способствует такому восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

Сначала Робинзон Крузо воспринимает Пятницу всего лишь как покорного слугу, раба. Первым словом, которому он учит спасённого дикаря, становится слово "господин". Робинзона радуют в Пятнице "смиренная благодарность", "бесконечная преданность", покорность. Однако, когда герой узнаёт Пятницу ближе, понимает, что у него есть живость ума, "душевные способности". Крузо видит, что дикарь услужлив, умен, восприимчив. Наконец, Робинзон замечает, что Пятница понимает всё, чему его обучают. Несмотря на множество возникающих казуистских вопросов, Пятница даже приобщается к религии. ":если Бог такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай больше зла?" Робинзон искренне привязывается к недавнему дикарю, рабу, слуге. ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:". Он воспитывает его.

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 < Приложение 2>. Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Роману Даниеля Дефо дают высокую оценку и с точки зрения его жанровой специфики. Обратимся к карточке 3 <Приложение 2>. Докажите, что такая характеристика романа правомерна.

С лёгкой руки Дефо жанр "робинзонады" вошёл в мировую литературу. Я предлагаю заглянуть в карточку 4 <Приложение 2>. Знакомы ли вам эти произведения? Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего характера. Какие черты эпохи Просвещения вы видите в романе? В чем аллегоричность романа?