Современный учитель и современный ученик. «В первую очередь учитель должен быть патриотом своей профессии. Я иногда вспоминаю слова Василия Сухомлинского о том, что такое ад, а что – рай. Так вот, ад, когда человек работает не по призванию, а рай – это место, где все люди работают в соответствии со своими талантами. Учитель и его воспитанники будут счастливы только тогда, когда эта работа по просветлению детских голов, будет ему по душе.» Во­вторых, учитель должен быть высокообразованным профессионалом, постоянно самосовершенствующимся. Ну и, конечно, он должен быть социально защищен. Государству нужно во всем способствовать учителю, чтобы он не ходил, скажем, с лопатой по огороду, дабы накормить свою корову и свиней, а создать все условия и возможности для того, чтобы почитать, подумать, поработать в Интернете. Чтобы он мог и оздоровиться, и пролечиться». Десятилетний Савва был более конкретен: «Учитель должен знать свой предмет. Знать меру в подаче учебного материала и уметь преподать его так, чтобы каждый сидящий в классе мог понять, о чем речь. Я считаю, что сделать это может каждый учитель, стоит только захотеть». «Мне нравится, когда учитель дает второй шанс тем, кто не сделал уроки. Если это повторится, то тогда пусть ставит двойку, ­ считает ученица начальной школы и в конце добавляет: ­ Я вижу учителя с коричневыми волосами, карими глазами и не очень высокой». Интересно, что мнения старшеклассников о современном учителе кардинально противоположные. Одни видят его «в доску» своим, другие – ходячей энциклопедией. Почти все сошлись в одном ­ чтобы не ругал(а) за макияж и стильную одежду. Остальные размышлизмы подростков вместились в словах 15­ летнетнего подростка: «Современный учитель ­ это не молоденький «прикольный учитель» в пирсинге, который рассматривает тебя как объект своей работы. Это учитель, который понимает тебя и всегда готов помочь тебе. Он привязывается к своим ученикам и желает им только лучшего. Он может найти со всеми общий язык. И конечно, он будет счастлив, если его ученики оценят его труд. Настоящий учитель должен быть терпеливым, потому что ученики могут «немножко выводить». Наверное, очень трудно из «бревна» сделать толкового человека, поэтому надо хоть иногда идти навстречу учителю, и, какой бы он ни был, уважать его». Современный учитель, подлинный профессионал. Это учитель, способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение? На наш взгляд, основополагающим в содержании и структуре методической работы является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Признавая учителя ключевой фигурой в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия и для развития его личности. Организация конкурсов педагогических инициатив в рамках проекта ИСО создает условия, способные обеспечить раскрытие и развитие инновационного потенциала учителя – способности проектировать и моделировать развитие образования в конкретных формах, в практической деятельности. Участниками конкурсов педагогических инициатив становятся педагоги, более других ориентированные на достижение успеха, свободное педагогическое творчество. Участие в конкурсе дает учителю возможность представления педагогического опыта, доброжелательного обсуждения его, свидетельствует о росте профессиональной компетентности. Ученикам был задан вопрос ­ «Каким должен быть современный учитель?» в диаграмме представлены ответы учеников.

Каким должен быть современный учитель? 19.1% (476) 11.9% (295) 9.7% (241) 6.6% (163) 13.8% (344) 17.8% (443) 11.8% (293) 9.3% (231) компетентным; мобильным; гуманным; практичным; порядочным; увлеченным; неунывающим другое Учащийся и Учитель: педагогика сотрудничества С чего начинается школа? С классной доски? С куска мела, учебников и тетрадок? Любой учитель скажет: «С меня»! Родитель скажет: «С меня»! А вот обыкновенный школьник, выстроив свою иерархию школьных ценностей, скажет: «Эй, взрослые люди­человеки! Спросите меня»! На наш взгляд, этот ребенок будет прав. Зачастую взрослые начинают рисовать на «чистом листе детства» замысловатые фигуры и рисунки, пытаясь, каждый по­своему, что­то добавить, изменить, чтобы получился шедевр педагогического искусства. Но какой? Игра «Современный ученик глазами…» (родителей, учителей, детей) и аналогичная «Современный учитель глазами…» Все участники делятся на три группы – родители, ученики, учителя. На листе рисуют образ ученика глазами представителей своей группы, затем передают по кругу и каждая группа дорисовывет образ ученика. Затем все рисунки вывешиваются на доску и идет мозговой штурм – как учить, как воспитывать, чтоб образование современного ученика было эффективным и интересным, а дети были успешными. Затем, на основании полученных данных, делается вывод – чему учить и как учить. Как можно использовать эти данные. Как нам изменится, чтобы стать успешными учителями, а наши ученики стали успешными. Родитель приводит в школу ребенка в надежде и полной уверенности, что у любимого чада неоспоримые «вундеркиндовские способности» и их можно развить. Учитель же считает, что все дети перед ним с одинаковым развитием, и учит их согласно стандартной программе (не выполнить программу равно профессиональному преступлению!). Мало того, что родитель пытается в чаде реализовать порой невыполнимые мечты, так и учителя в школе стремятся через свой предмет создать будущих Михайло Ломоносовых и А.Пушкиных, потому что мнение учителя непререкаемо и безапелляционно. Мне кажется, что от такой практики давно необходимо избавляться, так как она вредит не только самим взрослым (ведь по большому счету конфликтующими сторонами в школе являются не дети, а родители и учителя), но, главное, ребенку! Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником, может постепенно терять вкус к обучению. Так, С. Пейперт подчеркивал, что одной из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и гуманитариев, хотя дело вовсе не в способностях, а в организации процесса обучения. Школьный учитель считает, что все успехи его ученика связаны с его авторитетом, с качеством обучения, а ведь порой такие успехи строятся на репетиторах, дополнительном платном образовании, усилиях родителей. В череде проблем мы с вами забываем о главном, что в слове «школа» объединены важнейшие слова «ученик», «учитель», «родитель»!

Пока мы не найдем тесного соприкосновения в социологической цепочке, покуда мы не станем понимать, что общие усилия должны дать плодотворный результат, говорить об изменениях в образовании, которые будут способствовать развитию национального проекта «Образование», еще рано. Для себя несколько лет назад я приняла решение о необходимости радикальных мер в профессиональном саморазвитии. Я прочитала множество книг и публикаций. Но нового прилива энергии не последовало, и любовь учеников к предмету не увеличилась. Возник некий скепсис и недоверие: «А кому эти инновации нужны»? Но именно опыт показывает, что применение нетрадиционных форм и методов способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, исключает зазубривание материала, знания усваиваются через практику. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникает необходимость в новой, активной модели обучения, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Урок с применением информационных технологий можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Ведь для учителя – это возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащегося – это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве, а значит появление новых обязанностей и ответственности. Для учителя и ученика – это возможности развивать свои творческие способности, ощутить взаимосвязь разных наук, применять различные источники знаний. В процессе проведения уроков с применением информационных технологий складываются благоприятные условия для развития критического мышления, аналитических способностей, конкретики в формулировках как вопросов, так и ответов. Как заметил известный английский педагог Энтони Маллан, «если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования». И в понимании этого тезиса начинать необходимо с самих учителей, которые, в большинстве своем, не видят ценности использования компьютерной техники в учебном процессе. На наш взгляд, современный учитель должен владеть элементарными навыками использования информационных технологий и компьютера, которые помогут ему решить следующие проблемы:         оформление школьных документов; создание мониторингов и диагностик; использование медиатеки; создание презентаций и применение их в обучении; организация самостоятельной работы учащихся; обмен информацией через Интернет; создание творческой лаборатории учителя; комплектование методической базы учителя. По мере овладения информационными технологиями учителю обязательно захочется испробовать их в своей деятельности. Появится желание творить не только самому, но и вместе с учениками. А это самое ценное. Могу с уверенностью сказать, что дети никогда не смеются над промахами учителя, они стараются помочь и всегда это делают с открытой душой. Чем это не педагогика сотрудничества? Нам кажется, что и в этапы традиционного урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания), и в разные типы урока (комбинированный, изучение нового материала, закрепление знаний, на уроках контроля и оценки знаний) гармонично вписываются информационные технологии. На помощь учителю и ученику приходит проектная деятельность, позволяющая глубоко и разносторонне изучить вопрос, используя самые разнообразные инструменты исследования. Учащиеся

успешно выполняют работу, когда у них появится личная заинтересованность, возможность проявить себя, понимание практической значимости исследования. Именно такие условия и должен создать учитель для самостоятельной деятельности школьников. Эта функция – непроста и ответственна. Информационные технологии остаются одним из инструментов самостоятельной работы ученика, а поддержка, корректировка действий учащихся, выстраивание атмосферы исследования – все это ложится на плечи наставника, учителя. Может быть, мы ошибаемся, но пока мы четко видим четыре этапа урока, в которых можно использовать метод творческого проекта в образовательном процессе:     объяснение нового материала, домашние задания, внеклассная деятельность, оценка качества знаний.

Мастер класс

для руководителей методических объединений

Образ учителя ХХI века

Министерство образования и науки РК

Южно-Казахстанская область

Г. Шардара

Подготовила: зам. директора по НМР Карюгина М.Л.

Л. С. Выготский

Мастер - класс

Подготовила

Карюгина Марина Леонидовна

Образ учителя ХХI века

Слайд 1

В связи с расширяющимся полем информационных технологий, побудить учителей задуматься о необходимости менять подходы в преподавании и обучении

Результат обучения

Учителя должны:

Понять необходимость изменений подходов в преподавании и обучении в соответствии с мировыми тенденциями

Внести изменения в работу методических объединений.

Знать основные барьеры в преподавании и формы их преодоления

Ключевые идеи

Мир меняется-меняемся мы, меняются подходы к преподаванию и обучению.

Мы учим тому, как учиться…

Идеальный учитель, успешность, барьер, характер, подход.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, стикеры, постеры, раздаточный материал

Ход занятия

Этапы проведения занятия

80-85 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…

Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя.

Л. С. Выготский

Знакомство с темой, целью и задачей

Знакомлю коллег с темой мастер класса, называю цель и задачу современного учителя. Слайд № 6

Деление на группы

С помощью стикеров – яблочек двух цветов

Показ видео

Итак, тема нашего занятия: Образ учителя ХХI века. Слайд № 7

Рефлексия

Слайд № 8

Работа в группах

Создание постера

Участники создают постеры, в котором на каждую букву слова «учитель» называют качество учителя в группах и презентуют их. Слайд № 9

Презентация

Профессиональные качества современного учителя. Какую роль играет школьный учитель на современном этапе развития образования? Слайд № 10

Глядя на слайд, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем? Слайд № 11

Назовите основные требования, предъявляемые современному учителю. Слайд № 12

Разминочное упражнение 1

На первую букву имени назвать свое качество и пожелание соседу на эту же букву

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения?

Как вы думаете, как будут реагировать ученики на данное упражнение?

Показ видео

Видеофильм «Об учителе». Слайд № 13

Коуч задает вопрос:

Каждая группа получает индивидуальное задание, написать на флипчартах признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Участники создают постеры в группах и презентуют их. Слайд № 14

Рефлексия

Вопросы к участникам:

Размышляют о наших действиях и антидействиях, приводящих к этому состоянию образования (все ли дети принимают активное участие на наших уроках, интересен ли наш урок, учитываем ли мы возрастные особенности детей, применяем ли новые подходы, как оцениваем учащихся, ИКТ, умеют ли дети критически мыслить и применять те знания, которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни) Слайд № 15

Презентация

Слайд №16

Презентация

Современный учитель - учитель ХХΙ века

Слайды № 17-20

Показ видео

«13 признаков, что вы учитель». Слайд №21

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что нового вы и полезного вы узнали?

Полезно ли было для Вас содержание презентации?

Как вы думаете, можно ли использовать данные методы в работе с коллегами и учащимися? Слайд №22

Подведение результатов

Обратная связь

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни

в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Главная задача

Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными

во взрослом мире

Главная цель

Просмотр видеоролика «Каким должен быть учитель?»

Рефлексия

Каким должен быть учитель в ХХI веке?

Какие качества объединяют всех учителей на Земле?

Учитель, влюблённый

в свой предмет

Учитель, уважающий

личность учащегося

Учитель, способный воспринять точку зрения ученика.

Учитель, владеющий современными ИКТ

Учитель - психолог

Учитель - соратник.

Каким должен быть учитель в этом современном стремительно меняющемся ХХI веке?

Работа в группах. Создание постера

Профессиональные качества современного учителя

Глядя на слайд скажите, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем?

Первая модель

Вторая модель

Третья модель

Основные требования к педагогическим кадрам

1) Квалификация соответствующего уровня и профиля

2) Конкурентоспособность на рынке труда

3) Компетентность

4) Ответственность

5) Свободное владение своей профессией

6) Ориентирование в смежных областях деятельности

7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями

8) Способность к постоянному профессиональному росту

9) Социальная и профессиональная мобильность

Видеофильм «Об учителе»

Работа в группах. Создание постера

С чем у Вас ассоциируется понятие «барьер»?

Задание: напишите на флипчарте признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Рефлексия

Почему именно с этим образом у Вас ассоциируется барьер?

Как можно преодолеть данные барьеры?

Все ли дети принимают активное участие на наших уроках? ----Интересен ли наш урок?

Учитываем ли мы возрастные особенности детей?

Применяем ли новые подходы?

Как оцениваем учащихся?

Умеют ли дети критически мыслить и применять те знания которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни?

1. Владение содержанием и методологией предмета

2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса

3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса

4. Владение приёмами эффективного общения

с детьми, с коллегами,

с родителями

5. Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета

6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)

7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент)

8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта

Система профессиональных компетенций учителя

Умеет находить общий язык со своими учениками

Учитель ХХΙ века

Должен идти в ногу со временем

Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора

Должен быть современным интеллигентным

человеком

Не ждите вознаграждения

за свою работу

Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите

Учитель ХХΙ века

Сохраняйте в себе детскость

Примите всё то, что есть в ребёнке

Помогай и одобряй труд ребёнка

Учитель ХХΙ века

Старайся ничему

не учить ребёнка напрямую. Учись сам

Искренне восхищайся всем красивым,

что видишь вокруг

Педагогика нежности – требование сурового времени

Учитель ХХΙ века

Видео: 13 признаков того, что вы учитель

«Имидж современного педагога» - Работа со словарями. Взгляд учителя. Профессионализм. Внешние факторы. Имидж современного учителя. Здоровье педагога. Личностные качества. Коммуникативные качества. Дискуссия. Дети. Корпоративная культура. Древо решений. Имидж педагога. Работа с терминами. Составляющие профессиограммы. Школа будущего.

«Работа педагога по самообразованию» - Формы повышения самообразования. План работы по самообразованию. Мотивы. Самообразование педагогов. Обширный информационный материал. Изучаемый процесс. Возможная проблема. Содержание тетради по самообразованию. Ключевые слова. Пути решения. Овладение способами проектирования. Тематика самообразования.

«Самообразование» - Овладение методикой работы с детьми. Выбор темы для самообразования. Развитие способностей к перепроектированию. Формы работы по самообразованию. Практическая деятельность. Раздел плана. Алгоритм составления плана по самообразованию. Самообразование педагогов. Знания. Теоретическое изучение проблемы.

«Профессиональная культура педагога» - Общение в педагогической деятельности. Профессиональный стиль общения. Результаты анкетирования. Макияж. Общение на основе увлеченности. Культура педагога. Отношение к ученику. Пустяки. Коммуникативные задачи. Стиль одежды. Внешний вид учителя. Коммуникация. Интересные уроки. Качества характера учителя.

«Педагог» - Три составляющих имиджа. Восприятие. Имидж – загадочное и красивое слово. Профессия педагог – особенная. Как выглядит педагог. Красноречие. Составление портрета учителя выпускниками. Каким должен быть современный педагог. Технологии охраны здоровья педагога. Анкетирование. В одежде учителя должен отражаться его высокий статус.

«Современный педагог» - Послушание. Личность педагога в традиционной системе обучения. Создание ориентировочной основы познания. Неприязнь к предмету занятий. Педагогический профессионализм. Проблема педсовета. Оптимизм. Педагогический совет. Показатели эффективности учебной деятельности. Заповеди самому себе. Форма проведения.

Всего в теме 23 презентации

Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.

Джованни Руффини

Я часто задаю себе вопрос: “Почему я пришла в школу?” Самое интересное, что приходят в голову совершенно “студенческие” ответы: “Потому что люблю музыку, потому что люблю детей и всегда нахожу с ними общий язык, потому что знаю, как правильно учить детей и покажу, и докажу”, и тому подобное. Но часто ли мы осознаем всю меру ответственности, которую возлагаем на себя? А всё ли мы делаем для того, чтобы стать по-настоящему нужными детям? Становимся ли для них свечой, “которая светит другим, сгорая сама”?

Ученик с огромным букетом робко протягивает руку, он доверяет нам свою жизнь и судьбу. Как можно не оправдать его доверия! И есть немало учителей, у которых ученики получают не только знания, но и подражают им. Проходит время, и школьники, уже повзрослевшие, перенимают их интонацию, привычки, манеру одеваться, держать себя. Когда видишь, замечаешь эти мелочи, становится приятно, теплее на сердце, думаешь: не зря работаешь, не зря воспитываешь. Но не все сразу получается.

Сколько раз, признаюсь чистосердечно, хотелось все бросить, уйти, спрятаться, закрыться. Эти вечные тетради, дети, требовательные родители, вечная нехватка денег и лишенные драгоценного внимания собственные дети! Но какая-то неимоверная сила вновь и вновь заставляет нас идти в школу, открывать дверь в класс: “Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, садитесь”. А после уроков ты видишь искрящиеся глаза детей, полные веселых мыслей, любопытства, каких-то личных тайн. Они окружают тебя своим вниманием, любовью – и опять вырастают крылья! Ты опять забываешь все личные проблемы и невзгоды, ты заботишься о них, смеешься, веселишься, любишь и плачешь вместе с ними.

Каков же он современный учитель? Где ему научиться всему и узнать все? Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем квалификацию. Только неимоверно кропотливым ежедневным трудом мы можем добиться успеха. Невероятно сложно стать настоящим учителем. По-моему, им можно стать лишь тогда, когда каждый из преподавателей разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста.

Сегодня немало детей лишено внимания родителей, порой им не хватает ласки, доброты, заботы. Современному учителю с такими детьми необходимо быть особенно осторожным, тактичным. Главная его задача - найти подход, задеть струну детской души, подобрать ключ к сердцу школьника.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается одними уроками, выполнением всех программных норм и требований. И он не просто отбывает учебное время, а знает обо всем, что происходит с детьми. А как же иначе? Как по-другому прийти к детям? Без любви, без сердца? Нет, такими мы им не нужны. Раз уж мы выбрали эту профессию, то и сердце, и душу, и всю любовь, которые в нас есть, мы должны отдавать своим ученикам.

А кто же такой современный ученик, каков он? Он – тихий и неугомонный, прилежный и ленивый, веселый и грустный, скрытный и откровенный, маленький и одновременно взрослый. Но он – наш любимый ученик, та мягкая глина, из которой нам предстоит вылепить тончайшую прелестную вазу.

Современные дети – модернизированы, они идут в ногу со временем, у многих из них есть вся новейшая техника: и видео, и компьютер, и телефоны. Они имеют возможность широко использовать Интернет, могут получать колоссальное количество различной информации. А мы должны помочь умело применить это в своей работе.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.

Но на сегодняшний день не все учителя владеют ПК, а тем более интерактивной доской. В многих школах такие доски только появляются в кабинетах начальной школы. В условиях введения ФГОС учителям просто необходимо научиться использовать этот ресурс обучения. Очень важно сейчас им помочь конкретными материалами для работы на доске, рассказать о режимах использования, возможностях, а еще лучше показать. Когда у них появится некоторый опыт, тогда и начнется новый виток творчества учителей.

Таким образом, современный учитель - это человек, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Современный учитель. Какой он?

Бабина Елена Ивановна,
г. Губкин Белгородской области

Участие в городском конкурсе «Учитель года-2007» заставило меня еще раз задуматься над тем, какой он, современный учитель. Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось, не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.

Основными целями и задачами образования является не только обеспечение грамотного преподавания учебных дисциплин, но и подготовка нового гражданина к взрослой жизни. Каждая из учебных дисциплин, изучаемых в школе, вносит свой специфический вклад в формирование гражданского мировоззрения учащихся.

В различных сферах трудовой деятельности нужны инициативные работники, готовые к быстрым и решительным переменам, необходима мобильность и коммуникабельность, а этому нужно учить со школьной скамьи. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».

Основа организации педагогического процесса - личностно-ориентированное образование. При этом воспитание личности является сверхзадачей, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.

В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Современный учитель... Какой он?

Л. Н. Толстого говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

А может ли назвать современным и совершенным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится у своих учеников? Наши дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много доброты, теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Всем известно, что способности, в том числе познавательные и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются. Происходит это только в процессе деятельности. В познавательной исследовательской деятельности развиваются умение учиться и способность к самостоятельному познанию.

Каждый школьный предмет - это особый способ достижения действительности. Связывая своей деятельностью науки в одно целое, ребенок становится целостным. В будущем такой человек не допустит разрушение мира, ибо считает себя его частью. И знания будут прочны в том случае, если представлять себе их практическое применение.

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры ». В этой цитате сформулированы основные цели и задачи образования России XXI века. Ключевыми здесь являются слова «личность», «развитие», «гуманизация», «культура». Развитие личности, как и развитие общества в целом, невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.

Чему же должны учить педагоги, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества? Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.

Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается образование на основе общечеловеческих ценностей. Любая тема любого урока преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. Именно поэтому одним из учебных курсов в рамках летнего лагеря изучения английского языка и страноведения США «Радуга», организованного на базе МОУ «Гимназия № 6» г. Губкина Белгородской области летом 2006 года, был курс «Формирование и развитие общечеловеческих, гражданских и культурных ценностей в преподавании иностранных языков» (на примере создания портфолио).

Школе отведена особая роль в формировании у подрастающего поколения гражданственности. Истоки гражданственности в нас самих, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи. Эти качества заложены в нашем отношении к детям, в мудрости нашей любви, уважении и требовательности к ребенку. Истоки гражданственности лежат на поверхности. Они - в отношении наших детей к окружающим людям, к их первым обязанностям, ко всему, что создано их руками, в первых навыках дисциплинированного поведения.

Современный учитель... Какой он?

Это учитель, способный подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества, потому что общество ждет от школы гражданина. У Ш. А. Амонашвили есть замечательные слова о том, что «только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие,... только оптимизм и глубокое понимание ребёнка - вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей ».

Современный учитель... Какой он?

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.

Чтобы ученик и учитель могли адекватно оценивать свои знания, прогресс в своей деятельности, у них должен быть какой-то эталон. Для меня и моих учеников таким эталоном, способствующим формированию необходимых навыков самооценки стал языковой портфель.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней ». Всегда найдутся те, кто смогут вам в этом помочь, те, кто вас окружают: учителя - единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» . Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек, люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо - ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» . Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

Принципы , которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность - новаторство - мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность .

Но главная формула успеха - это признание , когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова Мэри Кей Эш: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Современный учитель.... Какой он?