Константин Николаевич Батюшков На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит решить несколько методических задач: познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского, а также продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинению. При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых в лирике поэта множество. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями. На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых - оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики.

Урок можно начать погружением в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в IX классе. Для этого возможен концерт-миниатюра, где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов...

» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона). Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал...» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь, и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «ТаИз погшшЪш йдй огаио: диаНз упа» - речь людей такова, какой была их жизнь. Вопросы классу для выявления первичного восприятия (вопросы могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него) 1. Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова?

Что было непонятно, требовало комментариев? 2.

Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются? Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи: 18 мая 1787 года - в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду.

Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя - известный в то время писатель М. Н. Муравьев. 1803 год - поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н.

И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима. 1805 год - первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы». 1807 Год - вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь.

Возвращение в полк. 1808 Год - участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии. 1809-1812 годы - сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л.

Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века.

Борьба с «Беседой любителей русского слова» - апологетом литературного «староверия» и политической реакционности - в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы. 1814 Год - участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»). 1815 Год - выход в отставку.

Переезд в Москву. 1817 год - опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.

1821 год - создание последних стихов. 1822-1855 годы - Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 года - в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа. В центре урока - изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805-1812 годы). Это период «легкой поэзии».

Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта. В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий. Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «А тез репгйез» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733-1816), французского поэта-классика, и «Ьа спаПтеше» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709-1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий.

Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты» Индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе 1. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты». (При составлении комментариев можно воспользоваться следующими источниками: Русские поэты XVIII-XIX веков. - М. , 1985.

Т. 6. - С. 673-676. - (Библиотека мировой литературы для детей). Батюшков К. Н. Сочинения /Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1979. - С. 374-396.) Приводим примерный вариант комментария: Пенаты - боги-покровители домашнего очага (рим.

миф.). Перен. - дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны.

Пермес - ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.). «Богинь пермесских дар» - вдохновение. Лары - души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.). Лилета - вымышленное имя возлюбленной. Аония - область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч.

миф.). Сретать - встречать (старосл.). Отсюда «сретение» - встреча. Стигийские берега - т.

е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч.

миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной. Парнасский исполин - Г. Р. Державин, автор стихотворений «Лебедь», в котором он вольно подражал Горацию, и «Соловей» - образцов интимной лирики. Пиндар - древнегреческий поэт. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В.

А. Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны».

На реке Су не в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад». Платон и Агатон - в пьесе Карамзина «Афинская жизнь» изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон.

Колыбель славы - в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его». Сильф - дух воздуха (герм.

миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька». Мелецкий - Ю. А.

Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен. Федр - латинский баснописец I века н. э. Пильпай (Бидпай) - древний индийский баснописец. Дмитриев - И.

И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в «легком», горацианском роде. Хемницер - И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность.

Феб - Аполлон, бог искусств. Хариты - три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.). Пиериды - музы. Фортуна - богиня судьбы (рим.

миф.). «Сложи печалей бремя» - намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой. Вакх - бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч.

и рим. миф.). Аристипп - греческий философ-гедонист V-IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. «Аристиппов внук» - здесь имеется в виду П.

А. Вяземский, названный так за прославление культа наслаждений. «Пока бежит за нами Бог времени седой» - образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто. Парки - богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.

). При обрыве нити человек умирал. «Наемных ликов глас» - имеется в виду хор, отпевающий покойников.

Цевница - пастушья свирель. Перен. - поэзия вообще. 2. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл.

Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.). 3. Найдите в тексте стихотворения слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту?

Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески - отеческие, златом - золотом, темны - темные, сыскал - нашел и др.). Вопросы и задания для фронтальной работы с классом 1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить? Каково настроение каждой части?

Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы? 2. Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека? 3. Почему Батюшков считает, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище «роскошной» действительности? Как это его характеризует? 4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? 5. Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? 6. Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма? 7. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского? 8. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра. 9. Подтвердите текстом характеристику стихотворения «Мои пенаты», данную Пушкиным: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. - 1958. - Т. 7. - С. 581.) 10. Сопоставьте «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина.

Есть ли в них основания для сопоставления? Вывод. В стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, - это любовь и творчество.

В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей - Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской». Вопросы и задания к стихотворению «Радость» (вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти, итальянского поэта (1721-1803) 1.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста? 2. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии?

Любимец Кипридин - любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре. Лира Тиисская - по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч.

миф.). Камены - богини-покровительницы искусств и наук (рим. миф.). Грации - то же, что хариты.

Филлида - условное имя возлюбленной. Цитера - одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты. Пафос - город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа. 3. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

4. Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему? 5. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков «р» и «л»? 6. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение Батюшкова «Радость» и стихотворение Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье. .. »). Есть ли здесь основания для сопоставления? В заключительной части урока можно проанализировать с классом стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским (см. «Сочинения Александра Пушкина», статьи 2, 3). Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э.

Парни «Бё§Ш8етеп1;8 ёеУепш» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть...» Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка» 1.

Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились? 2. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы? Эригона - дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию.

Эвр - теплый юго-восточный ветер. Нагло - здесь: внезапно. Ланиты - щеки.

Тимпан - древний ударный музыкальный инструмент. Эвоэ! - дикий крик, издававшийся участниками вакханалий. 3. Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?

4. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней? 5. Каков образ лирического субъекта стихотворения? 6. Охарактеризуйте фонетические особенности текста.

Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»? 7. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста.

Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха? 8. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста? 9. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. Выводы урока. Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности.

Его ранние стихи - образец художественного мастерства, они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха».

«Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков! »

Своеобразие романтизма Батюшкова. Белинский о его поэзии.

Константин Ник. Батюшков вошёл в историю литературы 19 века как один из зачинателей романтизма. В основу его лирики легла « Легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм, выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии.

Родился 1787 г. в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

Всё творчество Батюшкова можно разделить на 4ре периода:

1802-08 г. – ученический

1809 – 12 – оригинальное творчество

1812 – 1816г – духовный и поэтический кризис

1816-23г – попытки его преодоления, выход к новым рубежам творчества

Итак, поначалу общие жизненные и эстетические представления юного Батюшкова сочетаются с резко выраженными литературными вкусами. Поэт на стороне тех, кто ценить «легкую поэзию» и малые жанры. Поэтические ориентиры – французская просветительская философия и античные авторы, изучением которых Батюшков занимался в ученические годы. В 1806г в « Любителе Словесности» публикуется стихотворение Б. « Мечта». Б. трактует её как путь к духовной свободе, ведь суета жизни – удел глупцов.

Любовь, юность, веселье – вот истинные ценности подлинных мудрецов, подобных Анакреону. Эту линию поэт продолжает и в творчестве второго периода, периода, когда оформление получает его «маленькая философия», или философия « Маленького человека». Она заключала убежденность в том, что чувственные и духовные земные наслаждения доступны человеку с добродетельной душой, что личное счастье доступно одинокой личности в мечтах, в уединении от окружающей среды. Наслаждение дарами жизни (эпикурейство) и гедонизм (стремление к добру, понимаемому как наслаждение) и становятся мечтами Батюшкова. Сознание разрыва между мечтой и действительностью заставляют поэта, подобно всем романтикам, обособить личный внутренний мир, сделав его своего рода центром Вселенной. Поэт и сам чувствовал, что в жизни его воображение не может сбыться, поэтому ему был свойственен скептицизм. Сочетание эстетически возвышенного наслаждения и скептическое сознание его вымышленного характера придаёт исключительное своеобразие лирике Батюшкова.

« Маленькая философия» и « легкая поэзия» в сознании Батюшкова это не только мировосприятие, но и язык. Поэт предлагает отказаться от употребления устаревших форм в пользу ясного смысла. В изображении героя, как и Жуковский, Батюшков склонен к сосредоточению на внутреннем мире, однако его герой – более определен, передан через видимые признаки – мимику, жесты, движение, позу.

Во всей лирике 9 – 11 годов возникает образ чувственной юности (« Вакханка»), бурно проявляющей страсть, но страсть не как бездумное торжество природы, а нечто изящное, грациозное, целомудренное. Наслаждению любовью трансформируется в наслаждение жизнью, её естественными радостями. Итогом этого периода можно считать стихотворение « Мои Пенаты». Поэт погружает читателя в домашнюю обстановку, вовлекает в задушевную беседу, о том, что ему близко и дорого. НЕ зря он выбирает жанр послания. В «Пенатах» Батюшков соединяет мечту о прекрасном и поэзию с обыденной обстановкой. Мечта спустилась на землю и нашла приют в шалаше. Портрет поэта, который нарисован в « Моих пенатах» и других стихотворениях, не тождественен точной биографии самого Батюшкова. Его лирический герой - необычайно страстный молодой покоритель сердец, вечно беспечный и ленивый философ, наслаждающийся обществом друзей в ожидании возлюбленной. Сам же Батюшков ничем из перечисленного не отличался. Однако, это не отнимает психологической правдивости его героя. Сотворённый Батюшковым поэтический портрет бесконечно обаятелен и жизнелюбив. Однако, вскоре всё переменяется. Наступает 1612 год, Батюшков видит разорённую Москву, варварство и вандализм Франции, идеалам которой он поклонялся. Не во что стало верить, не на чём основать мечту. Перед лицом исторической катастрофы поэт отказывается воспевать любовь и радость. Мир представился поэту хаотичным, в нём не было объёдиняющей идеи. И Батюшков кинулся искать положительные основы миросозерцания. Переосмысливая исторические реалии, он приходит к новому типу элегии – элегическая тоска получает историческую мотивировку. А отличительным мировосприятием поэта становится трагизм. Разочарование в действительности поэт объясняет ходом самой истории, независимо от социально-общественного устройства. В элегии « На развалинах замка в Швеции» Батюшков задумывается над превратностями бытия, задаётся вопросами, почему погибают лучшие, а жизнь превращается в «мертвый сон». Новаторство автора состоит в том, что разочарование получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о превратностях безжалостной судьбы. Итогом печальных размышлений об участи человека становится «К другу», обращённое к Вяземскому. Земная жизнь – это не вечные наслаждения, а вечные утраты. В поисках выхода Батюшков приходит к религии и начинает думать о земном бытии как о приготовлении в потустороннему блаженству.

Интерес к античной литературе, к стремлению к совершенству формы, гармонии частей, пластичности. По этим признакам Белинский готов назвать его классиком, т.к романтизм Жуковского – туманный и неопределенный. Он не принимает современную действительность, не удовлетворяющим не этическим, ни эстетическим идеалам поэта. Он утверждает личность и ее внутреннее начало как высшую ценность, призывает к независимости и свободе от лжи и мелочности света. Ранний романтизм складывается в течение, которое становится одним из разновидностей романтического направления в целом – элегическйи или мечтательный романтизм. Поэзия Б, как и Жуковского, отразила ранний этап социально – исторического перелома, начавшегося в России. Для него характерна большая противоречивость, внутренняя борьба прогрессивных и регрессивных тенденций.

Белинский утверждал, что своеобразие романтической формы определяется оригинальной идее:1.идея свободы, 2.свободнй личности, 3. человека в его собственном достоинстве, независимом от сословного ранга. Пониманию свободы соответствует характер романтического протеста против существующей действительности, они не приемлют окружающего мира. Противопоставляя «мечтательный» мир реальному, романтик стремится воплотить этот мир в образах. Поэтому романтический образ, отражая элементы действительности, становится воплощением элементов романтического мира, созданного воображением поэта, его мечты и идеала. Лирика приобретает характер поэтической исповеди, творческого дневника.

В стихотворении «К друзьям», являющимся посвящением к «Опытам», Батюшков просит принять список его стихов, в которых можно найти чувства, историю.

Основную роль в романтическом творчестве занимает эмоциональная окраска слова, предметное же значение слова ослабляется.

Б употребляет романтические эпитеты: сладкое мечтанье, ужасная минута, отчизны милый край, печальная опытность.

Статья «Нечто о поэте и поэзии» - Батюшков начинает романтическим определением поэзии как «сочетание воображения, чувственности, мечтания».Он рассматривает поэзию как субъективный отклик поэта на происходящие явления. Источником поэзии является человек.

Вторая статья Б «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» - такая поэзия приносит пользу языку и образованность. Борьба за высокое совершенство поэзии и составляет гражданское служение поэта. Общественная борьба не благоприятсвует успехам литературы.

Б был прав в своем стремлении поднять значение русской легкой поэзии – простых человеческих чувств, земных радостей, личной свободы, независимости от придворных уз («Мои пенаты»).

Он влиял на поэзию Пушкина. Был его учителем в поэзии, как это видно в лицейских стихотворениях. Все, что было существенно в его (а также Державина и Жуковского), поэзии, пресуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным элементом. Батюшков впервые, до Пушкина, дал антологический слог, в котором показал все возможности русского языка. После этого Пушкину не стоило слишком большого шага вперед начать писать таким антологическими стихами. Совершенство антологического стиха Пушкина – совершенство, которым он много обязан Батюшкову. Влияние Батюшкова на Пушкина, особенно заметно в стихе, столь артистическом и художественном: не имея Батюшкова своим предшественником Пушкин, вряд ли смог бы выработать себе такой стих. Батюшков много способствовал тому, чтобы Пушкин явился таким, каким он действительно явился. Он передал ему почти готовый стих.

3. Особенности романтизма Батюшкова.

Бе­линский, определяя своеобразие поэзии автора «Вакханки», пи­сал: «Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского. Если неопределенность и ту­манность составляют отличительный характер романтизма в духе средних веков, то Батюшков столько же классик, сколько Жуков­ский - романтик». Но чаще критик восхвалял его как романтика.

Творчество Батюшкова весьма сложно и противоречиво. Это порождает большую разноголосицу в его оценке. Некоторые кри­тики и литературоведы считают его неоклассиком (П. А. Плет­нев, П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов). Опираясь на явные связи поэта с сентиментализмом, его воспринимают то сентиментали­стом (А. Н. Веселовский), то предромантиком (Н. В. Фридман). Преувеличивая свойственные Батюшкову переклички с Жуков­ским, его причисляли к «унылому» романтизму. Но Батюшков, испытывая в начале своего творчества частичное влияние клас­сицизма («Бог»), а затем гуманистическо-элегического роман­тизма, не принадлежал к правоверным приверженцам ни клас­сицизма, ни элегического романтизма. Вся его литературная дея­тельность, поэтическая и теоретическая, в своей основе развер­тывалась в непрестанной борьбе с классицизмом и его эпигонами. Явно метя в классицизм, он спрашивал в «Послании к Н. И. Гне­дичу»: «Что в громких песнях мне?» Батюшков выступил в слож­ных условиях переходного времени: уходящего, но еще активно действовавшего эпигонского классицизма, крепнувшего сенти­ментализма, возникавшего и приобретавшего популярность гума­нистическо-элегического романтизма. И это отразилось в его поэ­зии. Но, испытывая и преодолевая воздействие литературных влияний, Батюшков формировался преимущественно как поэт ге-донистическо-гуманистического романтизма. Для его поэзии ха­рактерно создание объективного образа лирического героя, обра­щение к реальной действительности, выразившееся, по словам Белинского, в частности, во введении в некоторые элегии «события под формой воспоминания». Все это было новостью в литературе того времени.

Большое количество стихов Батюшкова называются друже­скими посланиями. В этих посланиях ставятся и решаются проб­лемы социального поведения личности. Идеал Батюшкова в худо­жественном воплощении - определенность, естественность и скульптурность. В стихотворениях «К Мальвине», «Веселый час», «Вакханка», «Таврида», «Я чувствую, мой дар в поэзии погас» и подобных им он достигает почти реалистической ясности и прос­тоты. В «Тавриде» сердечно начальное обращение: «Друг милый, ангел мой!» Пластично изображение героини, румяной и свежей, как «роза полевая», делящей с любимым «труд, заботы и обед». Здесь намечены и предполагаемые обстоятельства жизни героев: простая хижина, «домашний ключ, цветы и сельский огород». Восхищаясь этим стихотворением, Пушкин писал: «По чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши и небреж-"ности воображения - лучшая элегия Батюшкова». Но ей не ус­тупает элегия «Я чувствую, мой дар в поэзии погас». Искрен­ностью чувств, задушевностью обращения к любимой она предвос­хищает лучшие реалистические элегии Пушкина.

Подробности быта лирического героя («Вечер», «Мои пена­ты») свидетельствуют о вторжении в поэзию повседневной жизни. В стихотворении «Вечер» (1810) поэт говорит о «посохе» дрях­лой пастушки, о «лачуге дымной», об «остром плуге» оратая, об утлой «ладие» и других конкретных деталях воссоздаваемых им обстоятельств.

Яркая пластичность лучших произведений Батюшкова опре­деляется строгой целенаправленностью всех средств их изобра­жения. Так, стихотворение «К Мальвине» начинается сравне­нием красавицы с розой. Последующие четыре строфы обыгры­вают и расширяют это сравнение. И грациозное произведение завершается пожеланием-признанием: «Пусть розы нежные гор­дятся На лилиях груди твоей! Ах, смею ль, милая, признаться? Я розой умер бы на ней». Стихотворение «Вакханка» воссоздает образ жрицы любви. Уже в первой строфе сообщающей о стре­мительном беге вакховых жриц на праздник, подчеркивается их эмоциональность, порывистость, страстность: «Ветры с шумом разнесли Громкий вой их, плеск и стоны». Дальнейшее содержание стихотворения - развитие мотива стихийной страсти. Белинский об элегии «На развалинах замка в Швеции» (1814) писал: «Как все в ней выдержано, полно, окончено! Какой роскошный и вместе с тем упругий, крепкий стих!».

Поэзии Батюшкова свойственна сложная эволюция. Если в ранних стихах он склонен выражать и изображать душевные со­стояния в большей или меньшей мере статически («Как счастье медленно приходит»), то в расцвете своего творчества поэт рисует их в развитии, диалектически, в сложных противоречиях («Раз­лука»; «Судьба Одиссея»; «К другу»).

Произведения Батюшкова, воплощая естественные, индиви­дуальные чувства и страсти, не укладывались в привычные жанрово-видовые формообразования и стиховые метроритмические схе­мы классицизма, предназначенные для выражения отвлеченных чувств. Следуя за Жуковским, поэт внес и свою долю в разработ­ку силлабо-тонического стиха. «Легкая поэзия», требовавшая ес­тественности, непосредственности, обусловила широкое обраще­ние Батюшкова к разностопному ямбу, отличающемуся разговор­ностью, выразительностью, гибкостью. По свидетельству И. Н. Розанова, этим размером написано почти две трети его сти­хов («Мечта», «Послание к Н. И. Гнедичу», «Воспоминание» и др.). Но для большинства наиболее жизнерадостных лириче­ских произведений, славящих любовь, Батюшков предпочел игро­вой хорей («К Филисе», «Ложный страх», «Счастливец». «При­видение», «Вакханка»). Раздвигая возможности силлаботоники, поэт, кроме четырехстопного («Как счастье медленно приходит»), шестистопного («Послание к стихам моим») ямба, также исполь­зует трехстопный. Живость послания «Мои пенаты», написанного трехстопным ямбом, вызвала похвалу Пушкина и Белинского.

Батюшков в ряде стихов показал образцы строфического искусства и замечательное мастерство симметрического построе­ния стиха («На смерть супруги Ф. Ф. Кокошкина», «К другу», «Песнь Гаральда Смелого», «Переход через Рейн»). Придавая своим стихам непринужденность, непосредственность потока чувств и мыслей, он чаще пользуется свободной строфикой, но и в ней стремится к симметрии («Веселый час»).

Заботясь о естественности стихов, поэт много внимания уде­ляет их благозвучности. Он любит музыкальные созвучия со­гласных: «Играют, пляшут и поют» («К Мальвине»); «Часы крылаты! не летите» («Совет друзьям»); «Во всем величии блис­тала» («Воспоминание»); «Коней серебряной браздой!» («Счаст­ливец»). Искусно повторяя, концентрируя звуки п, р, б и др., поэт создает целую музыкальную симфонию в стихотворении: «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении авро-риных лучей...» (1819).

Батюшков один из первых среди поэтов нарушает абсолютные границы между жанрами, установленные классицистами. Посла­нию он придает свойства то элегии («К другу»), то исторической элегии («К Дашкову»), он обогащает жанр элегии и превращает ее в лиро-эпическое произведение («Переход через Рейн», «Гезиод и Омир - соперники», «Умирающий Тасс»).

Расширяя возможности разговорной речи в поэзии, Батюшков достигает непосредственности в стихах: «Подайте мне свирель простую, Друзья! и сядьте вкруг меня под эту вяза тень густую. Где свежесть дышит среди дня» («Совет друзьям»). Но при этом там, где необходимо, он обращается к анафорам («Отрывок из XXXIV песни «Неистового Орланда»), инверсиям («Тень друга») и к другим средствам синтаксической изобразительности.

Демократизируя литературный язык, поэт не страшится слов и выражений более широкого круга, чем любезное ему общество просвещенного дворянства. У него мы встретим уместно применен­ные слова: «крушиться» («Совет друзьям»), «топая» («Радость»), «рдеет» («Пленный»).

Пластической выразительности произведений Батюшкова по­могают и точные, конкретные изобразительные средства, в част­ности эпитеты. У него юность красная, вакх веселый, часы кры­латы, луга зелены, ручьи прозрачны, («Совет друзьям»), нимфы резвые и живые, сон сладкий («Веселый час»), дева невинная («Источник»), рощи кудрявые («Радость»), стан стройный, ла­ниты девушки пылающи («Вакханка»).

Но, полностью владея искусством художественного слова и блестяще проявив его во многих прекрасных лирических творе­ниях, Батюшков оставил и стихотворения, в той или иной степени недоработанные. Это отметил еще Белинский. По его наблюдению, лирические произведения поэта по преимуществу «ниже обнаруженного им таланта» и далеко не выполняют «возбужденных им же самим ожиданий и требований». В них встречаются затруд­ненные, неуклюжие обороты и фразы: «Скорее морем льзя без­бедно на валкой ладие проплыть» («Н. И. Гнедичу», 1808). Или: «Ведомый музами, в дни юности проник» («К Тассу», 1808). Они не всегда избавлены от неоправданной архаики: в элегии «Умирающий Тасс», написанной в 1817 г., встречаются слова, явно выпадающие из ее стиля: «кошницы», «лобзаний», «веси», «перст», «оратая», «зрел», «огнь», «соплетенный», «десницу», «стогнам», «глас», «небренной».

Батюшков - замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, гра­ции, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотво­рении «Совет друзьям» - нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о совре­менности, несомненно, привносит стилистический разнобой. Имен­но поэтому Пушкин по поводу послания «Мои пенаты» заметил: «Главный порок в сем прелестном послании есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни». В этом стихотворении в «хижине убогой» с «ветхим и треногим столом», «жесткой постелью», «рухлядью скудельной» соседствуют «кубки», «чаша золотая» и «ложе из цветов».

Кризис мировоззрения, исторические элегии, антологические стихи. Сохраняя верность эпикурейской музе, Батюшков в 1817"г. писал: «Тот вечно молод, кто поет Любовь, вино, эрота». Но в эту пору «легкая поэзия», полная жизнерадостности, уже уте­ряла в его творчестве ведущую роль. Во втором периоде своего творческого пути, который начинается примерно с 1813 года, поэт вступает в полосу идейных сомнений, колебаний и разоча­рований.

Ничем не удержимое наступление «железного века» буржу­азно-капиталистических отношений, обострявшиеся социальные противоречия грубо разрушали сладостную мечту поэта о неза­висимой, мирной, счастливой жизни хижин вдали от городов. Его буквально потрясли разрушительные события, перенесенные народами, в особенности соотечественниками, в войне 1812 г. В октябре 1812 г. он писал Н. И. Гнедичу из Нижнего Новгоро­да: «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и в ее окрестностях, поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с челове­чеством».

Жизнь неумолимо разрушала просветительскую философию Батюшкова. Он вступил в полосу мировоззренческого кризиса.

4. «Думы» Рылеева, особенности жанра.

Крупнейшим поэтом и главой де­кабристского романтизма по праву считается К. Ф. Рылеев. Накану­не 14 декабря 1825 г. и в день выступления он сыграл активную роль, фактически заменив намеченного диктатором Трубецкого, ко­торый изменил восставшим в последний момент. Рылееву в особую вину поставили попытку уговорить „Каховского рано утром 14 де­кабря... проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы само­стоятельный террористический акт, убить Николая". Причисленный к тем, кто замышлял цареубийство, он был осужден на смертную казнь. Имя его изъяли из литературы.

В 1823-1825 гг. Рылеев работал над завершением цикла „Ду­мы", начатого ранее. Это были произведения особой жанровой структуры. Написанные на историческом материале, они заметно от­личались от исторических поэм и баллад. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах. В творческой установке Рыле­ева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

Ощущая, что Россия находится накануне революционного взры­ва и решительного перехода к будущему, Рылеев обратился к прош­лому. Это не уход от актуальных проблем, а попытка решить их особым образом. У Рылеева возник глубоко продуманный замысел: создать ряд произведений о героях, чей пример способствовал бы воспитанию полезных для общества качеств - патриотизма, граж­данской ответственности, ненависти к тиранам.

„Думы" - не сборник разрозненных произведений, хотя бы близких по теме: это в строгом значении слова цикл - наджанровое (или сверхжанровое) объединение ряда произведений для раскрытия замысла, для воплощения содержания, которые не раскрыва­ются и не выражаются в каждом отдельном слагаемом, а в полном объеме предстают лишь в границах всего цикла. Картина действи­тельности в циклах создается по принципу мозаики. Отдельные про­изведения взаимно дополняют друг друга. Связь между ними об­разуется не путем прямых авторских указаний, а вследствие сосед­ства, прилегания, взаимных параллелей, аллюзий; образных пере­кличек. Эти не заявленные в слове связи содержательны. Вследст­вие чего и возникает сверх суммы содержания отдельных слагаемых также дополнительное содержание или, по определению академика В.В. Виноградова, „приращение поэтического смысла".

По-видимому, Рылеев сам сознавал новаторский, необычный для русского читателя той поры характер своего цикла. Поэтому он счел необходимым „помочь" читателю, пояснив в общем введении суть своего замысла, а затем к каждому произведению дал пояснение в виде краткого предисловия или примечания. В общем введении сказано о задаче: „Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ни­что уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

Как видно, это - поэтическая интерпретация политической программы „Союза благоденствия": длительное, на протяжении двух десятилетий воспитание целого поколения для планируемой на се­редину 40-х годов революции. „Думы" в этом смысле - произве­дения воспитательные. Литература превращается в орудие, с по­мощью которого должны быть достигнуты, по сути дела, внелитературные цели.

Создаваемая Рылеевым сложная, многослойная структура со многими внутренними связями должна была соответствовать богат­ству и общественной значимости содержания цикла „Думы". Объек­тивное содержание истории России не только изложено и освоено на разных поэтических уровнях, но и неоднократно преломлено под разными углами зрения. В принципе это должно было дать вы­пуклое, объемное выражение отдельным эпизодам и всей картине исторического развития страны.

В духе того времени Рылеев для обоснования своего новатор­ства решил сослаться на авторитеты, на давние корни явления, на давнишний характер жанра: „Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли ее от нас". На самом же деле он, заимствуя, вступал в соревнование с иноземной традицией, создавал жанр действительно новый и положил начало собственной традиции. В результате творческих исканий и открытий Рылеева дума прижилась в жанровой системе русской поэзии. К ней обращались Пушкин и Лермонтов. Особый вид она затем приняла у Некрасова, Блока и Есенина.

Особенно перспективным оказалось объединение дум в цикл.
По сути, это первый в русской литературе цикл: вслед за Рылеевым
стали создавать собственные системы из стихов, рассказов, очер­ков, повестей, драм и даже романов почти все крупные писатели
России от пушкинских „Повестей Белкина" и „Маленьких траге­дий", а затем тургеневских „Записок охотника" до сатирических
циклов Салтыкова-Щедрина и „Русских сказок" Горького. В своем
развитии мировое художественное сознание подошло к тому уровню,
на котором освещение личной и общественной жизни человека по­
требовало обращения к новым формам эпоса. Циклизация и была
одним из проявлений этой потребности в эпическом осмыслении
и изображении действительности.

В думах Рылеев стремился осветить историю России с иных позиций, нежели Карамзин. Фактически многое у него заимствуя, Рылеев переосмыслял взятое в свете декабристских воззрений. Ре­волюционный поэт-романтик вступил в идейный спор с придворным историографом по самому важному для той поры вопросу о роли самодержавия в объединении и укреплении России. И эта его антикарамзинская установка отчетливо прослеживается в изображе­нии событий и героев прошлого. Так, если Карамзин утверждал, что самодержавие спасло Русь от иноземных захватчиков, если он полагал, что великая держава и современная культура созданы самодержавием, то у Рылеева на этот счет иные представления. И они раскрываются не в прямых оценках (хотя и такие имеются), а в образных перекличках. Вот, например, изображается Ермак: завоеватель Сибири, разрушитель хищного царства на границах России, герой, раздвинувший и упрочивший пределы отечества. Все это совершено Ермаком без поддержки центральной власти, в пору несчастий, постигших Русь при злополучном Иване Грозном. С одной стороны - подлинное героическое деяние, подстать подвигам древ­них героев. А с другой - выжженная Москва при набеге крымского хана, трупы убитых, задохнувшихся, затоптанных москвичей - де­сятки тысяч погибших. Разгромленные армии на западных, северо­западных границах Руси. Неистовые злодейства помешанного вла­дыки на троне.

Таким же образом поступает Рылеев и в других случаях. Офи­циально прославленные, причисленные подчас к лику святых влады­ки у Рылеева предстают то как тираны, то как братоубийцы, насильники, развратники на троне, лицемеры и интриганы. Церковь нарекла Владимира Киевского святым - за принятие христианства. А Рылееву как будто неизвестен этот факт и его значение в исто­рии Руси. Зато он помнит о многоженстве Владимира, напоминает о его мстительности и жестокости. В момент сюжетного действия он готов убить Рогнеду, мать своего сына, на его глазах! Замученного в Орде Михаила Тверского церковь тоже святым, но замучили-то его по наущению московского князя! Об этом Рылеев осторожно напоминает в кратком предисловии. А в думе „Борис Годунов" царь на троне прямо назван похитителем власти, оборвавшим законную династию, убий­цей, человеком с неспокойной совестью. Не тираноборец, а новый тиран, выученик Ивана Грозного! Так выходит по смыслу думы.

У Пушкина имелись возражения насчет „Дум" Рылеева. В мае 1825 г. он высказал свое мнение в письме к Рылееву: „Что сказать тебе о думах? во всех встречаются стихи живые... Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один по­крой: составлены из общих мест... Описание места действия, речь героя и - нравоучение. Национального, русского нет в них ничего кроме имен (исключаю Ивана Сусанина, первую думу, по коей на­чал я подозревать в тебе истинный талант)".

Возражения Пушкина были двоякого рода. С одной стороны, он полагал, что никакая - даже самая высокая! - цель не оправды­вает антиисторизма. Так, он настойчиво требовал от Рылеева из ду­мы „Олег Вещий" убрать злополучный „щит с гербом России", якобы прибитый к вратам Царьграда. О каком гербе России могла идти речь в начале X в.?! Тогда была Киевская Русь, а герб (если только под гербом подразумевался двуглавый орел) появился чуть ли не шесть веков спустя, при Иване III, в Москве, которой еще не существовало во времена набегов восточных славян на Кон­стантинополь. На это величественное прошлое, на пра-Русь поэт-романтик проецировал недавние события 1812 г.: изгнание Наполео­на, поход русских армий на Запад, взятие Парижа... Но поэт-реалист категорически отвергал подобные аллюзии: историю должно изображать такою, какой она была на самом деле. Он не считал, что на такие „мелочи" можно не обращать внимания. Более того, он решительно разошелся с Рылеевым насчет его известного утверж­дения: „Я не поэт, а гражданин". Пушкин считал недопустимым низ­водить поэзию на служебный уровень, не принимал возражений Рылеева, что „формам поэзии вообще придают слишком много важ­ности".

В ответ на это Пушкин решительно заявил: „Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом, если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою".

Рылеев погиб за долго до полного расцвета своего таланта, не завершив спора с Пушкиным, не осуществив едва ли не большей части своих замыслов. При всем том вклад его в развитие русской поэзии является поистине уникальным.


Грани между нормой и патологией, между здоровьем и болезнью. Безумие, по мнению Достоевского, по своей сути непознаваемо. Таким образом, в русской литературе первой половины XIX века наблюдается переход от условно-метафорического изображения безумия в творчестве романтиков к медицински точному изображению процесса помешательства в повестях Гоголя “Записки сумасшедшего” и Достоевского “Двойник” с...

Синтез родов и жанров. 2. Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова 1829-1841гг. Осмысление личности Наполеона в ранних элегиях 1829-1830гг. Увлечение М.Ю.Лермонтова наполеоновской темой, характерное для русской поэзии 1820-1830 годов, сказывается у поэта с первых лет его творчества. Наполеоновский цикл, условно выделяемый в поэзии М.Ю.Лермонтова – это группа...

С каким работал умирающий Брюллов, его высокое мастерство, приобретенное за долгие годы неустанного труда. Несмотря на столь расхожие взгляды среди современников Брюллова все же он был одним из ярчайших художников в русском искусстве второй трети XIX века. К.П. Брюллов был талантливым педагогом. Его учениками были Мокрицкий Н.А., Гагарин Г.Г., М.И. Железнов и другие. Традиции учителя были...

... "массива", к началу XXI в. можно говорить только о попытках типологизации данного периода в развитии консервативной мысли в России в современной отечественной историографии. Они были сделаны в монографии, посвященной истории русского консерватизма XIX века, вышедшей под редакцией В.Я. Гросула (глава о консерватизме в царствование Александра I написана именно им)6 и в нашей рецензии на указанную...

Для Батюшкова основной критерий оценки художественного произведения - это понятие «вкуса». «Вкус» Батюшкова проявляется в том единстве формы и содержания, которое почти всегда присутствует в его поэзии. Батюшков требует от поэта точности и ясности. Самого Батюшкова привлекают не просто яркие краски. В его динамических картинах мы почти физически ощущаем конкретные детали: «счастливый Иль де Франс, обильный, многоводный», «огромный бог морей», «под эту вяза тень густую»...

Батюшков не изобретает новые слова (что мы увидим в творчестве Языкова) и очень редко новые сочетания («развалины роскошного убора»). Поэт смело использует в своих стихотворениях архаизмы («согласье прям», «зане»), славянизмы («десница», «веси», «стогны»); философскую «лексику» («соразмерность», «явленья», «равновесье»); разговорные выражения.

В его элегии «Таврида» (1815) мы находи те же особенности стиля; с «возвышенной фразеологией» («под небом сладостным полуденной страны», «под кровом тихой ночи») мирно сочетаются обиходные слова («сельский огород», «простая хижина»).

Автор смело вставляет в поэтический текст пословицы («А счастие лишь там живет, // Где нас, безумных, нет», «День долгий, тягостный ленивому глупцу, // Но краткий, напротив, полезный мудрецу»; «Здесь будет встреча не по платьям»).

Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, - писал В.А. Жуковский. - Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем... в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство - какая гармония», - восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.

Плавность и музыкальность ритма - вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» - «р» - усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:

Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.
Но воЛны напРасно, яРяся, хЛестаЛи,
Я чеРпал их шЛемом, Работал весЛом:
С ГаРаЛьдом, о дРуги, вы стРаха не знаЛи
И в миРную пРистань вЛетели с чеЛном!

В этом стихотворении интересны и звуковые повторы (Стена, Станина, приСТань, хлеСТали), которые придают стиху большую выразительность. Фонетическая гармония - это тот фон, на котором с удивительной силой проявляется поэтическое своеобразие Батюшкова.

Ритмический эффект достигается различными способами. Поэт любит анафору:

Ему единому, - все ратники вещали, -
Ему единому вести ко славе нас.

(«отрывок из I песни» «Освобожденного Иерусалима») (1808).

Прибегает он и к инверсии («Я берег покидал туманный Альбиона» - расположение слов зависит от ритма стиха); перемежает различные ямбы (часто шести-, пяти- и четырехстопные); любит усеченные прилагательные:

Воспел ты бурну брань, и бледны эвмениды
Всех ужасов войны открыли мрачны виды...
Рассеял... нежны красоты...
То розы юные, Киприде посвященны...
А там что зрят мои обвороженны очи?

«К Тассу», 1808

Батюшков смело сочетает различную лексику, разные стили. У позднего Батюшкова эта разностильность употребления «выполняет ответственнейшую задачу разрушения гармоничного образа мира, - пишет Н. Фридман, - Батюшкову нужно, чтобы читатель с наибольшей живостью воспоминаний переживал глубину утраты, чтоб он узнавал прекрасное, прежде чем его потерять».

Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Вопросы о творчестве К.Н. Батюшкова

  1. В каких жанрах пробует свои силы Батюшков?
  2. Какая основная идея его «анакреонтической» лирики?
  3. Какой тип сатиры использует Батюшков?
  4. В каком жанре с особой силой расцветает его талант?
  5. Что нового внес Батюшков в русскую поэзию?
  6. Можно ли утверждать, что Батюшкову удалось воссоздать «антологический» стих?
  7. Можно ли согласиться, что своей поэзией Батюшков создал красоту «идеальной» формы?
  8. Что отличает поэтический язык Батюшкова?
  9. Согласны ли вы со словами Белинского, что в лирике Батюшкова «старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому»?
  10. Удалось ли Батюшкову создать собственную «школу»?
  11. Каково основное отличие поэзии Батюшкова от поэзии Жуковского?
  12. Как можно определить роль Батюшкова и его значение в истории русской поэзии?

Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический .В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б- гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником - Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь - неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни - в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание .(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода :не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, - «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи - голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки - лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота - важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, - писал Белинский, - а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок - в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию . Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии .

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б - очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б - в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми - любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда - нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».