11класс Литература 08 .12.16 урок 40
Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;
- раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;
- воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
2.Актуализация знаний.
1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.
3.Мотивация.
4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
Запись темы урока и определение целей учащимися.
5.Основная работа урока.
1.Слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. В 1922 - 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 - «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 - 1925.
Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года
Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)
Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922)
Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).
Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?
- Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?
- Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?
- Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?
- Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?
2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".
Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!".
Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".
3.Запись в тетрадь.
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность 4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.
5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.
1. Ждут на пыльные дороги»
2. «Моим стихам, написанным так рано…»
-Какова интонация этого стихотворения?
- Как поэт относится к своим стихам и своему дару?
- Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?
3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?
- Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?
- Близки ли они вам?
- Какая жизнь ее влечет?
-Какие чувства она испытывает?
6. Самостоятельная работа.
Письменно ответить на вопрос: Почему у автора возникает желание «умереть, покуда вся жизнь как книга…»? Как понять парадокс этого стихотворения?
Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой
7.Закрепление изученного материала.
Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
-Как в стихотворении автор обыгрывает свое имя?
- Что общего между поэтом и морем?
- Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?
-Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?
-В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?
-Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?
-Как бы вы ее изобразили?
-На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?
8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.
Цветаева.
Несравненная, страдающая.
Мучилась, творила, любила.
Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный зверь
Ответы на вопросы кроссворда:
1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Урок «Поэзия М.И.Цветаевой как лирический дневник эпохи

Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэтессы; пробудить у учащихся интерес к личности Цветаевой и её произведениям, развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции, пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.

Ход урока

Слово учителя. " Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")"

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

2 ученица . Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

1 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".

(Аудиозапись стихотворения)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская! (анализ стих - 1 группа)

2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все ходит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти".

1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла".На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин.

2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

(Чтение и анализ стих – 2 группа)

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

1 учениица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих.

2 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.

(Чтение и анализ стих – 3 группа)

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу надвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок (анализ)

1 ученик. Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния.

Рас - стояние: версты, мили:
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас - стояние: версты, дали:
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий:
Не рассорили - рассорили,
Расслоили:
Стена да ров.
Расселили нас как орлов -
Заговорщиков: версты, дали:
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт (анализ- 4 группа)

1 ученица. В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,.." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение "Тоска по родине:"

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк лом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина:

2 ученик. В эти же годы Марина писала: "Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде "стража беспечности" - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам:

1 ученица. "У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: "Можно ли?" Я здесь никому не нужна".

2 ученик. В 1936-ом - 1937-ом годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы.

1 ученица. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила.

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез:

Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает.

Домашнее задание:

1.Анализ стихотворений " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)" Идешь, на меня похожий:" (1913)"Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)


Литература. 11 класс
Урок №2
Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели:
- познакомить учащихся с основными темами и мотивами лирики;
- показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, эпиграф, тексты стихотворений.
Эпиграф на доске:
Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. Цветаева, 1913
Ход урока
I. Введение. Вступительное слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых: Голод голодных – и сытость сытых!
18 августа 1918.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
II. Коллективный анализ стихотворения:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920.
Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)
1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.
2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)
- Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
- Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
- Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
- Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)
Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.
III. Вехи жизни – в стихах, вехи времени - в стихах.
1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.
a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)
2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.
Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
- Чье творчество напоминают эти мотивы? (Н.А. Некрасова.)
3. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.
Слушаем “Стихи к Блоку”.
Зверю - берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.
(2 мая 1916)
Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)
4. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.
Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова. Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе. (...)
В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.
В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)
Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)
- Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.
5. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.
Стихотворение “Аля” (отрывок)
Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.
- О ком стихотворение? (О матери и дочери)
- Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)
- Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)
Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.
Отрывок “Стихи к сыну” (1932).
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее – Дитя!
Какое пожелание высказывает поэтесса? (Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)
6. И вот в 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.
Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух.”
Знаю, умру на заре! На которой из двух,Вместе с которой из двух – не решить по заказу!Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночьБог не пошлет на мою лебединую душу!Нежной рукой отведя нецелованный крест,В щедрое небо рванусь за последним приветом.Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
IV. Вывод, итоги.
Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность
4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
Задание на дом: стр.305-310. Ответить (письменно) на вопрос после материала учебника по выбору.

Любовь к поэзии проснулась у Цветаевой рано. Еще будучи совсем юной, она тайком от семьи выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отзывы на эту книгу были весьма благосклонными, что вселило в юную поэтессу уверенность в своих силах. Поэзия Цветаевой - это своеобразный дневник, где нашли отражение все значительные события ее непростой жизни:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

Когда началась гражданская война, Сергей воевал на стороне белых. Это обстоятельство поставило Марину практически в безвыходное положение, ведь ее в любой момент могли арестовать большевики, несмотря на то что она приветствовала обе революции.
На войне Сергей пропадает без вести. Для Цветаевой это было тяжелое и страшное время, когда она, с двумя детьми на руках, прозябала в голодной Москве. Именно тогда родились эти беспощадные строки:

Два на миру у меня врага,
Два близнеца-неразрывно слитых:
Голод голодных-и сытость сытых!..

Вскоре от голода, не дожив даже до своего трехлетия, погибает вторая дочь Цветаевой и Эфрона - Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:

Светлая-на шейке тоненькой-

Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

Долгие семнадцать лет поэтесса жила вдали от Родины, в эмиграции. По этому поводу ходило много толков. Некоторые осуждали Цветаеву, говорили, что она не выдержала трудной жизни и голода, убежав за границу, сытую и процветающую. Но любое осуждение здесь просто неуместно, ведь не каждый человек вынесет то, что перенесла Марина.

Именно за границей, в Праге, нашелся ее любимый муж. Вот Цветаева и решилась на эмифацию, ведь приезд Сергея в Россию был просто невозможен. Вдалеке от Родины Марина Цветаева продолжает много писать. Именно в это время появляются стихи о собратьях-поэтах. Особенно восторгал поэтессу Блок, которого она боготворила.
В 1939 г. Цветаева возвратилась в Советский Союз вместе с мужем, дочерью и сыном. Вскоре мужа и дочь арестовали. Началась Великая Отечественная война. Все эти трагические события неумолимо толкали Цветаеву к тому страшному решению, которое она приняла и осуществила 31 августа 1941 г., - она покончила с собой.

Мне так же трудно до сих пор
Вообразить себя умершей.
Как скопидомкой-мильонершей
Средь голодающих сестер.
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть...
Лицом повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.

Так отозвался Борис Пастернак на ее гибель.

    Имя Марины Цветаевой, наряду с именами Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, определяет целую эпоху русской поэзии первой трети 20 века. Сейчас их имена перестают быть только собственными именами реальных людей, а...

    Поэт - издалека заводит речь, Поэта - далеко заводит речь... Это двустишие можно поставить эпиграфом ко всему, что Цветаева сделала в поэзии. Она постоянно видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко». ...

    Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры “серебряного века”, так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими...

    Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в историю под...

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Вехи жизни.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги – “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее – Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.