Образовательная цель: совершенствование аналитических текстовых умений и навыков. Задачи: - повторить основные речеведческие понятия (тип речи, средства выразительности); - закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста; - совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Задание 21.

Образовательная цель: совершенствование аналитических текстовых умений и навыков.

Задачи:

Повторить основные речеведческие понятия (тип речи, средства выразительности);

Закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

Совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи.

Оборудование: презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление записей в рабочих тетрадях.

2. Актуализация знаний.

Презентация. Слайд 1. Наше занятие мы посвятим повторению материала, который поможет вам выполнить задание 21 ЕГЭ.

Презентация. Слайд 2. После прочтения текста вы должны выполнить несколько заданий. В демоверсии задание 21 сформулировано так: Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. (Оценивается в 1 балл).

Презентация. Слайд 3. Как показал анализ результатов ЕГЭ-2015, именно это задание выпускники выполнили хуже всего. Как вы думаете, почему? (Не могут определить типы речи). Что будем делать? (Повторять).

3. Основная часть.

Что такое повествование, рассуждение, описание? (Функционально-смысловые типы речи – подсказка на слайде 3 презентации). – Запись темы урока в тетради и на доске.

Какие типы речи вы должны знать? (Повествование, описание, рассуждение) Слайд 4 .

Как вы их различаете? По каким признакам? (Ответы учащихся, предположения). Возьмите желтые карточки с текстами (Приложение 1). Прочитайте тексты и определите их типы.

Описание

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или еще что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии.

Повествование

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа.

Рассуждение

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого.

По каким признакам вы определили типы речи?

Давайте попробуем составить таблицу-подсказку (шаблоны таблиц на зеленых листочках). Приложение 2.

Обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете? (Текст выполняет определенную функцию). Тексты создаются с определенной целью. Это 1 признак.

Чем еще тексты отличаются? (в ходе беседы выходим на содержание и форму, а далее на части речи, типы предложений и – грамматические средства оформления).

Представьте себя на месте фотографа. Сколько кадров вы сделаете в каждом случае? Что будет представлять собой повествование? Описание? Рассуждение?

В итоге получится такая таблица (раздать готовые таблицы). Приложение 3 (голубые карточки).

Отличительные признаки.

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель создания текста

Рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности.

Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Обосновать взаимосвязь явлений.

Отвечает на вопрос

Что происходит?

Какой?

Зачем? Почему?

С какой целью?

Последовательность событий. Хронология. Завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Представление о предмете в целом, его деталях. Сравнение с другими, аналогии, противопоставления.

Тезис – аргументы – выводы.

Типичные грамматические средства оформления

Видо-временные формы глаголов. Простые и сложные предложения с прямым порядком слов.

Определения, выраженные разными частями речи. Средства выразительности.

Распространенные предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, обстоятельственными придаточными.

Прием фотографии

Последовательный ряд кадров. Череда картинок.

Один кадр (портрет, пейзаж, интерьер). 1 картинка.

4. Практикум.

Давайте попробуем применить на практике наши знания. Алгоритм выполнения задания на слайде 5. Приложение 4. Тексты с заданиями – Приложение 5.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым - за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» - орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было: его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)

Могут встретиться и комбинированные тексты. (Задание повышенного уровня сложности)

Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши - Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, - пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало, и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

- Тесты по вариантам ЕГЭ-2015. http://russkiy-na-5.ru . Приложение 6.

5. Использование различных типов речи в художественных текстах.

- Последовательность расположения различных типов текста помогают автору донести главную идею своего произведения до читателя. Выбор типа текста определяет и выбор языковых средств. Рассмотрим на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Последняя встреча» (Приложение 7).

Чтение текста учеником вслух.

И.С. Тургенев. "Последнее свидание"

Повествование

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг - и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен - и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.

Описание

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов - привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась - и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Рассуждение

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него - и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила.

Апрель 1878

Анализ текста. Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства? Каково типологическое строение данного текста? (Определите, где здесь описание, рассуждение, повествование). Разбейте текст по типам речи. Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

Анализ текста

Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом, находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги . Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “ короткими, близкими ”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие ” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг !” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохший – худая, словно обглоданная рука измождённая грудь – съеженные зрачки ”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом : “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть ”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились ” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить ) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал , порывисто протянул, заколыхалась, скатились ) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы ). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает ), о себе – в разговорном (почудилось ). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

8. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

§ 112-116 по учебнику Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

§ 21-24 по учебнику Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень 10-11 кл.: учебник/В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2015.

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) В предложениях 5−12 представлено повествование.
2) Предложения 13−14 содержат повествование.
3) В предложениях 25−29 представлено рассуждение.
4) В предложениях 15-16 представлено описание.
5) Предложение 32 содержит описательный фрагмент.

(1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23)Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное
зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

(В. Солоухин*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист .

Комментарий:
В предложениях 5−12 представлено рассуждение, а не повествование.
В предложениях 15-16 повествование, а не описание.
Поэтому верны оставшиеся.
Ответ: 235

Что нужно знать:

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение различать типы речи, видеть основной и вспомогательный типы речи в тексте.

Для того чтобы выполнить задание 22 нужно знать:

Что такое функционально-смысловые типы речи?

Функционально-смысловые типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Следовательно, деление речи на три типа обусловлено самой целью речи. Выделяют три типа речи : повествование, описание, рассуждение.

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель:

Рассказать о последовательно сменяющих друг друга событиях

Описать предмет, явление, человека, действие, состояние

Доказать какую-либо мысль, поразмышлять над проблемой

Применение метода фотографирования:

Несколько фотографий, по количеству сменяющих друг друга событий

Одна фотография (полностью передаст описываемую картину)

Ни одной фотографии (мы ведь не можем сфотографировать чьи-либо мысли)

Например:

Шёл апрель 1947 года. Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги.

Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Природа стояла словно в оцепенении.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Приведем примеры текстов комбинированных типов:

Повествование с элементами описания

На следующее утро мы с Серёжей встали пораньше, напились поскорее чаю и побежали гулять с Джеком. Пес весело бегал в высокой густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам.
Набегавшись, решили мы идти играть в «охотников». Джек тоже отправился с нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстрогали стрелы и пошли на «охоту».
Посреди сада виднелся небольшой пенёк. Первый стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек подбежал к стреле, схватил её зубами и, виляя хвостом, принёс и подал её нам.

Описание с элементами рассуждения

Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии

Повествование с элементами рассуждения

Я очень ценил свою дружбу с Вовкой. Мы — одноклассники. Наши родители работают на авиационном заводе. Они тоже друзья. Однажды на уроке русского языка мы писали сочинение на тему «Друг познаётся в беде». Не могу сказать, что я написал хорошее сочинение. Даже, наверное, плохое. Это же такая трудная тема! А Вовка списал сочинение у меня. Он вообще не знал, о чём писать. «Ладно. Другу надо помогать, пусть списывает», — подумал я. На следующем уроке учительница спросила, кто из нас двоих написал это сочинение? Я сказал: «Я!» И Вовка сказал: «Я!» «В таком случае вы оба получаете единицы», — констатировала (какое трудное и длинное слово!) Надежда Ивановна. После этого наша дружба, как говорится, сошла на нет. Я ничего не сказал Вовке. Но у меня больше не возникало желания с ним играть, гулять и разговаривать. Наверное, надо было кому-нибудь рассказать обо всём. Но мне трудно бьггь откровенным. Да и беда ли это? Может быть, не беда. Только у меня теперь нет друга. А это беда.

Слайд 1

Задание № 21 Функционально-смысловые типы речи

Слайд 2

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа. Описание - это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Слайд 3

Повествование - это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Слайд 4

Рассуждение - это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения. Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Слайд 5

Описание: Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная») Описание: Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или еще что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)

Слайд 6

Описание: Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная») Повествование: Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Слайд 7

Повествование: Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Слайд 8

Рассуждение: По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым - за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» - орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось. Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)
Рассуждение: Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Слайд 9

Повествование с элементами описания: Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши - Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Слайд 10

Повествование с элементами описания: Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, - пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).

Слайд 11

Описание с элементами рассуждения: Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Задание № 22. Типы речи

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование - это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия(начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям(разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

Описание

Описание - это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?(справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?(хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста - рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?(толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

Пример текста – рассуждения

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами повествования и описания


Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание ]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание] . Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование] . Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание] .

«Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

  • < Назад

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)