Это довольно необычный мост через реку Яузу, построенный в 1783-1784 годах после эпидемии чумы по приказу Екатерины II. В тот момент существовала такая проблема, как доставка чистой воды в город. Архитекторы Ф. Б. Бауэр и И. Герард достраивали акведук еще 25 лет после его открытия, и только в 1804 году водопровод был запущен.

Ростокинский акведук представляет собой обычный водовод, хоть и построен он был в виде моста через одну из водных артерий города Москвы – реку Яузу. Впрочем, не внешний вид является его важной отличительной особенностью. Прежде всего, это сооружение интересно историей своего создания. А еще это единственная сохранившаяся часть такого масштабного проекта, как Мытищинский самотечный водопровод.

Мытищинский самотечный водопровод – это первый водопровод в России, работы по возведению которого были начаты в 1780 году под руководством российского инженера-гидротехника Фридриха Бауэра и военного инженера Ивана Герарда. Интересно, что этот водопровод, длина которого составляла порядка 26 километров, был самотечным. Иными словами, вода в нём текла без какого-либо механического воздействия, исключительно благодаря умело продуманному инженерами и воплощенному в жизнь перепаду высот.

Всего Мытищенский водопровод состоял из пяти акведуков и Ростокинский – единственный, который сохранился до наших дней. Интересно, что работы по строительству этого самотечного водопровода продолжались в течение двадцати пяти лет и обошлись государству в колоссальную по тем временам сумму – около полутора миллиона рублей. По этой причине Ростокинский акведук имеет ещё одно название – Миллионный мост.

Для всех посетителей вход на акведук бесплатный, однако его посещение разрешено только по выходным или праздничным дням, ведь кроме созерцания окрестностей, стоя на поверхности акведука, здесь вряд ли найдется ещё какое-нибудь занятие. Особо любопытные посетители этого памятника отечественной инженерной мысли могут заглянуть в специальные стеклянные окна, некогда созданные для наблюдений за текущей водой. В наше время текущая вода уже не видна, однако можно представить, где именно столетия назад проходило русло канала, питающего водой центральные районы Российской столицы.

Особого внимания заслуживает парк, который разделен Ростокинским акведуком на две части. Эта приведённая в порядок и облагороженная территория является хорошим вариантом для семейного отдыха. Здесь большое количество зеленых насаждений, цветники, газоны, удобные скамейки и детские площадки. Зимой открывается бесплатный каток с тёплой раздевалкой и туалетом, оборудуется горка для катания на санках.
В парке планируется открытие одной из экспозиций городского музея воды. Добраться до Ростокинского акведука просто – он находится недалеко от метро ВДНХ, у пересечения проспекта Мира и реки Яузы.

Вконтакте

Акведук в Москве, воздвигнутый во времена Екатерины II.

Не перестраивался с 1804 года. (По названию и расположению в одном месте самый старый - Дорогомиловский мост, но его перестраивали).

Главная достопримечательность Мытищинского-Московского водопровода — Ростокинский акведук ED-tech , Public Domain

История

В 1777 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивалась проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»).

28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауэр провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода.

Smum , CC BY-SA 3.0

Строительство началось в 1780 году. При строительстве акведука архитекторами были Бауэр и полковник И. К. Герард.

Строительство водопровода несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году. Это строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги): Ростокинский акведук получил в народе название «Миллионный мост».


Геннадий Климов , CC BY-SA 3.0

Мытищинский водопровод в те времена представлял собой грандиозное сооружение. В 1785 г. Екатерина назвала его самой лучшей постройкой в Москве, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен». Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был для своего времени самым большим в России каменным мостом.

В 1902 году акведук был отремонтирован и приспособлен для прокладки двух чугунных водоводов диаметром 24 дюйма, по которым в Москву подавалась мытищинская вода.

Фотогалерея

Полезная информация

Ростокинский акведук, Миллионный мост
Акведу́к: водовод (канал, труба) для подачи воды
от лат. aqua - вода и ducere - вести

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, прогулка по мосту, сб, вс: 9:00–19:00

Адрес и контакты

Проезд Кадомцева, вл. 1, стр. 4

Как добраться

Метро ВДНХ (выход к Гостинице «Космос»), далее идти по проспекту Космонавтов до ул. Ярославская, на улице Ярославская свернуть и идти прямо до Акведука.

Современность

В наше время расположен параллельно проспекту Мира в районе ВДНХ. Акведук проходит над рекой Яуза. В советское время по акведуку проходила теплотрасса.

В 2004–2007 гг. акведук был отреставрирован, снабжён перилами и декоративной крышей. В 2008 году был открыт для пешеходного прохода (по выходным и праздникам).

В конце 2013 года территория акведука была присоединена к парку «Сокольники». Рядом с акведуком появилась танцплощадка.

В древности водоснабжение городов на сложной в плане рельефа территории осуществлялось с помощью сложных инженерных сооружений. Акведук - это один из вариантов прокладки магистрали от высотного источника к потребителям, расположенным ниже. В чем особенность таких конструкций и почему им отдавали предпочтение древние строители?

Акведук: что это такое?

В разных государствах пытались изобрести оптимальный вариант передачи воды от источника к потребителям. Если на пути случались сложности рельефа, а обойти их не было возможности или это было дорого, инженеры-конструкторы обычно обустраивали магистраль на высотных опорах.

Что означает "акведук"? Если переводить с латыни, то это по сути водовод. Однако многие с акведуками ассоциируют только сложные и часто красивые многоярусные конструкции, похожие на ступенчатые мосты. На самом деле акведук - это целостная система и должна рассматриваться комплексно на всей протяженности от источника до конечного пункта потребления.

Высотная конструкция, несомненно, играет важную роль в прохождении сложного отрезка трассы. Если она находится в городской черте, поблизости с жилыми зданиями, то инженеры старались сделать ее приятной для глаз. Но водовод состоял не только из красивых арок и опор. На всем протяжении (они могли составлять от нескольких сот метров до десятков километров) могли быть и подземные отрезки.

Водопровод такого масштаба строился не на год-два. Использоваться он мог десятилетиями, а то и века. Поэтому проектирование и само строительство велось тщательно. Камни для основания и опор подбирались и обрабатывались отдельно. Расчеты арок и перекрытий должны были быть безупречными. Конструкция подвергалась постоянным воздействиям ветров и осадков. Малейшие неточности или недочеты в процессе строительства могли свести на нет грандиозную работу.

История

Строительство мостов, эстакад и путепроводов практиковалось во многих древних государствах. Положить на такую конструкцию трубу или открытый желоб для провода воды пробовали и в Греции, и на Востоке, однако наибольшее распространение водоводы такого типа получили в античном Риме. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Они не только являются памятниками архитектуры, но еще и находятся в действующем состоянии.

Другой вопрос, почему они получили такое распространение. На тот момент уже существовали в теории и на практике напорные трубопроводы для поставок воды, были системы, построенные по принципу сифона.

Римский акведук - что это такое? Древние конструкторы избрали для своего водоснабжения гравитационную самотечную систему. Большая часть этих акведуков были проложены на высотных опорах. В отдельных местах их высота составляла до пятидесяти метров.

Характеристика

Древние акведуки обычно строились из каменных блоков. Небольшие водоводы могли обустраиваться на сравнительно невысоких деревянных опорах. Позже, с развитием строительных технологий, инженеры применяли кирпич и бетон. Расцвет металлургии дал возможность использовать в сложных конструкциях сталь и чугун.

Устройство акведуков римского типа предполагает наличие водопроводной кюветы открытого или закрытого типа. Это своеобразный канал или желоб, сооружаемый из материалов, устойчивых к разрушительному воздействию водного потока. Для этого чаще всего применялись каменные блоки. Закрытый канал накрывался сверху сводом или плитами, чтобы исключить загрязнение воды.

Трубы, использовавшиеся в некоторых акведуках, на тот момент могли быть либо керамическими, либо свинцовыми. Керамика производилась из обожженной глины, но этот материал был ненадежным. Сверлить в каменных блоках отверстия было тяжело. О вреде свинца для здоровья человека на тот момент уже было известно. Однако с этим фактом мирились. К тому же в местах с жесткой водой свинцовые стенки труб быстро покрывались плотным слоем налета.

В древности большой город насчитывал от 500 тысяч человек. В расцвет империй в столицах могли постоянно проживать до двух миллионов граждан. Чтобы обеспечить их водой, необходима была надежная, постоянно функционирующая система. В отдельных городах одновременно мог работать десяток акведуков. Общая протяженность системы становилась свыше 400 км. Объем воды, подаваемый в сутки, по некоторым оценкам, мог составлять до 1,5 млн кубометров.

Акведук - это сложная система, и работала она таким образом, чтобы обеспечить постоянный естественный ток воды на всем своем протяжении под действием гравитационных сил. Расчеты производились так, чтобы уклон каналов был оптимальным. Далеко не все акведуки были в большинстве своем высотные. На долю таких сложных участков могло приходиться всего лишь до 10 % общей протяженности.

В отдельных случаях считалось целесообразным делать углубление в почве. Скальные породы рубили. Рыхлые грунты выкладывали обработанными блоками, которые накрывались сводами. Главной задачей было обеспечить постоянство уровня. В системе могли быть дополнительные резервуары. Они могли служить для отстаивания воды, накопления запасов, создания объемов для напорных сооружений.

Древние водопроводы и современность

Старинный акведук - это сложнейшая инженерная система. Разбираясь с устройством таких водопроводов, специалисты отмечают, что конструировали их настоящие зодчие. Надо понимать, что их авторы творили настоящие чудеса, проявляя глубокие познания в гидравлике, механике, строительстве.

Некоторые считают, что эти акведуки сохранились только из-за того, что в них был заложен многократный запас прочности. Однако современные исследования и изучения действующих систем доказывают, что они отвечают требованиям современных водопроводов. Известно, что инженеры тех времен умели рассчитать нагрузки и сопротивление материалов при строительстве. Однако как они смогли вычислить действие опрокидывающих сил ветров и паводков, остается загадкой. Формулы для расчетов коэффициентов самотечного водопровода появились спустя много веков. А действующая на тот момент система математических расчетов с использованием камешков и счетных досок была очень трудоемкой и неудобной.

Легенды и факты

Несмотря на грандиозность и сложность римских акведуков, в их системах не было запорной арматуры. Вода текла постоянно: и днем, и ночью. Расход ее был огромен даже по нынешним меркам. Но плюсом такого расточительства было то, что канализация постоянно промывалась, было меньше проблем с засорами.

Акведук - это действительно грандиозное архитектурное сооружение. Недаром по одной из легенд, авторство всемирно известной арочной конструкции в Сеговии приписывают дьяволу. Будто это он построил грандиозное сооружение в обмен на заложенную душу девушки. Но она вовремя спохватилась и вымолила у Всевышнего прощение. Тот не дал закончить строительство. Дьявол не успел положить всего один камень. Горожане сообща доделали работу и после освящения запустили водопровод в действие.

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

Проезжая по проспекту Мира, достаточно сложно не заметить удивительный архитектурный памятник прошлого – Ростокинский акведук. Он является частью самотечного Мытищинского водопровода, созданного инженерной мыслью замечательных гидротехников и строителей прошлого. Возводился мост во времена царствования Екатерины II и по праву считался одним из крупнейших каменных мостов тогдашней России.

История появления Ростокинского акведука

Исстари Москва-река была водной артерией и обеспечивала жителей города водой, однако появление в XVIII столетии первых производственных предприятий – мануфактур изменили ситуацию. К загрязнению реки привели промышленные стоки, отчего вода стала малопригодной для питья. Положение с чистой водой значительно усугубилось после страшной эпидемии чумы, вспыхнувшей в Москве в 1771 году.

Это заставило императрицу издать указ о строительстве в первопрестольной централизованного водоснабжения. Водяные работы, как говорилось в монаршем документе, были поручены инженеру Ф. Бауэру. Спустя месяцы упорных трудов им был представлен проект строительства Мытищинского самотечного водопровода. Работы по его строительству стартовали в 1780 году и затянулись практически на четверть века, завершившись только в 1804. Именно с этого момента и ведет отсчет история возникновения в Москве водопровода.

Из пяти существовавших акведуков, которые входили в водопроводную систему города, сохранился до нашего времени только один Ростокинский. Представляет он собой 12-ти арочную каменную конструкцию длиной немногим более 350 метров, которая опирается на устои 15-ти метровой высоты. Мост перекинут через р. Яузу, и некогда по обустроенному в нем каналу вода поступала к Самотечной и Трубной площадям, где находился бассейн. На возведение акведука ушла баснословная по тем временам сумма: более полутора миллиона рублей, поэтому мост в народе метко окрестили Миллионным.

Полтора века Мытищинская водопроводная система безотказно снабжала жителей Москвы питьевой водой, со временем уступив место более совершенной водопроводной системе.

Ростокинский акведук в наши дни

В советский период по акведуку проложили теплотрассу, и случавшиеся на ней аварийные ситуации негативно сказались на состоянии моста, он стал постепенно разрушаться. На стенах образовывались трещины, прораставшие в них растения, способствовали дальнейшему нарушению поверхности сооружения. В 90-е годы на акведук положили глаз альпинисты и любители рисовать граффити. На белокаменных конструкциях появились разноцветные художества.

Наконец, в середине 2000-х годов архитектурный памятник прошел реставрацию, на мосту установили перила и устроили обзорную галерею. В 2008 году объект открыли, его можно посещать в выходные или праздничные дни. В галерее устроен желоб, по которому протекала вода, он находится под прозрачной плитой и дает представление любопытствующим посетителям увидеть, каким образом работал водопровод два века тому назад.

Ростокинский акведук можно отнести к интереснейшим историческим достопримечательностям столицы. Некогда он считался самым грандиозным мостом на территории екатерининской России, о котором монархиня сказала, что с виду он легок подобно перу, но весьма прочен.