АЯКС ТЕЛАМОНИД

Аякс, сын Теламона, звался Большим Аяксом. Он был двоюродным братом Ахилла. Говорили, что сам Геракл просил своего отца Зевса даровать Теламону могучего сына. Бог подал знак, явив орла, и у Теламона родился мальчик, которого назвали Аякс (от греческого слова «орел»). Примечательным образом в появлении на свет Аякса Теламонида огромную роль играет не его отец, а другой мужчина. Велик соблазн трактовать активное поведение Геракла как метафору более непосредственной его помощи в рождении у супруги Теламона Перибеи могучего сына… Но оставим это, ограничившись намеком.

Аякс Большой прославился под стенами Трои, уступая в геройстве и мощи лишь только Ахиллу. Его описывают как воина огромного роста, могучего и грозного, вооруженного семикожным щитом, покрытым медью, и даже сравнивают с самим Аресом. В бою он устрашает врагов одним своим видом и крушит всех, кто подвернется. Это идеальный образ бойца, непобедимого в бою и страшного для своих врагов. Это символический образ идеального мужчины для человека типа Ареса. Когда в бою погиб Патрокл, старший товарищ Ахилла, Аякс Теламонид участвует в битве за его тело и прикрывает своим знаменитым щитом. Затем он так же защищает тело убитого Ахилла. Вновь мы встречаемся с верностью и преданностью героя своим соратникам - с риском для жизни, когда на кон поставлена честь их воинского братства. Этого обычно и требуют правила, устанавливаемые Аресом. После смерти двоюродного брата Аякс претендует на его доспехи, но их почему-то присуждают Одиссею. Оскорбленный Теламонид решает убить всех вождей своего войска, но Афина насылает на него безумие (она покровительствовала войску и не была заинтересована в гибели всей его верхушки), и Аякс режет мечом скот. Когда к нему возвращается рассудок, он, не в силах перенести позора, кончает жизнь самоубийством, бросившись на свой меч. (Для античных воинов это был традиционный способ свести счеты с жизнью.) История об оскорблении, нанесенном Аяксу, его планах мести и безумии также вечна как история всех войн. После каждой войны в любую эпоху вдруг оказывается, что награды дали не тем, а настоящие герои прозябают в забвении. Но только в современных киномифах мститель вооружается и идет наводить справедливость. В реальности же люди иногда просто ждут награды, иногда требуют хотя бы жалования, и разве только чувство горечи объединяет мифологического героя Аякса и современного человека, отдавшего войне слишком много. И главная боль, конечно, - это погибшие близкие, товарищи. В мифе об Аяксе мы видим еще один сюжет - самоубийство военного человека, когда честь оказывается превыше жизни и своим же оружием герой убивает самого себя. Причиной может быть и смертельное унижение, и невыносимость будущего позора.

Аякс Великий (Эак Теламонд)

Аякс Великий - такой же простой смертный, как ?
Вот уже несколько статей подряд я разбираюсь с родословной греческих героев в надежде выяснить - были ли они потомками богов. Эта тематика мне интересна по многим причинам. В частности, я хочу понять -верно ли :

"Согласитесь, интересно, что у греки не просто почитали героев, но частично обожествляли их. Почему? Получается, они не представляли, что нормальный обычный человек способен на подвиги, так? Что на самом деле подвиги совершает только тот, кто носит в себе частицу бога? А как же быть с простыми смертными? Они, выходит, такой частицей бога не обладают?"

Исследования родословной Одиссея и Аякса не было бы, если бы не один из моих читателей, который буквально натолкнул меня на этих греческих героев.

Итак, кто же такой Аякс Великий и каково его происхождение? Носит ли он в себе частицу бога или нет? Попробуем разобраться. Взгляните...

Для начала нужно разобраться - является ли Аякс Великий гером. Конечно, слово "Великий" уже даёт весомый кредит доверия, но всё же знать надо - кем был Аякс. Короткая справка из Википедии:

Сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи). Двоюродный брат Ахилла. Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла, от которого и получил имя Эант. По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка.

С 12 кораблями Эант Теламонид выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахилла . Сражался с Гектором, подарил тому ремень, за который тащили его тело, получил в подарок меч. Убил Гипподама и Хромия. В «Илиаде» убил 14 троянцев. Всего, по Гигину, убил 28 воинов . На погребальных играх в честь Патрокла одержал победу в борьбе, на играх в честь Ахилла — в метании диска. Либо на играх по Ахиллу состязался в борьбе. По Софоклу, у Эанта был сын Еврисак, родившийся в ходе войны от пленницы Текмессы.


Думаю, что после приведённых выше слов вопрос о героизме Аякса Великого можно считать решённым. Герой и точка. С чем же связано величие этого греческого героя? Думаю, полезно будет отметить, что Аякс всё же не простой смертный, а "сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи). Двоюродный брат Ахилла". То есть уже видно, что храбрость, которой восхищается Гомер плотно связана с семейством Аякса, к которому относится и Ахилл.
А теперь взгляните на следующие цепочки, связывающие Аякса с олимпом:

  1. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эндэида -> Хирон (кентавр) -> Филира (Океанида) -> Океан (первоначало всего сущего)

  2. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эндэида -> Хирон (кентавр) -> Кронос (Титан)

  3. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эак -> Зевс

Интересно, не правда ли? Думаю, что схема родственных связей Аякса будет понятнее:


Что же это получается? Выходит, что и Аякс простым смертным не был! И он происходит от богов... Думаю, что изысканий на этой теме достаточно для того, чтобы убедиться в божественном происхождении героев Древней Греции. Возможно, среди огромного множества героев, которым мы не рассмотрели всё же появится герой "человеческого происхождения", буду очень этому рад. Однако, пока проведённые изыскания говорят об обратном.

На этом тему исследования родословных древнегреческих героев предлагаю закрыть и перейти к обсуждению смежных тем на героическую тематику.

Аякс (Αίας), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).

Аякс и Кассандра, 1886 год,
художник Йозеф Соломон

Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции. Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый "малый Аякс", – не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер, Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор, V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке до нашей эры.

Аякс Теламонид (Αίας Τελαμώνιος), ведет свой род от Зевcа и нимфы Эгины. Он – внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аias (от греч. aietos – орел; Аполлодор, III 12 7). Аякс Теламонид – царь Саламина, приведший под Трою двенадцать кораблей (Гомер, Илиада, II 557-558). Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (так называемый "большой Аякс"), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине.


античная фреска

Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать троянцев. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причем судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Аполлодор, V 6). Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух (Гомер, Одиссея, XI 541-565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Аякса (Павсаний, I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли.

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, Афаретиды, Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (на древнегреческом языке telamon, ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в "Илиаде" также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.


Царство Флоры и Самоубийство Аякса, 1631 год,
Картинная галерея, Дрезден, автор Никола Пуссен

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах на Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооруженного воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин Питера Пауля Рубенса, Йозефа Соломона и других художников.
Аякс Теламонид – один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "Спор из-за доспехов Ахилла", "Самоубийство Аякса", "Поединок Аякса с Гектором и другими троянцами", "Участие Аякса в битве за тело Ахилла" и т.п. В европейском изобразительном искусстве извесны картины "Царство Флоры" Никола Пуссена, статуя "Аякс" Антонио Кановы и другие произведения.

Трагическая смерть героя Аякса Теламонида была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих Аяксов.

Прощание Гектора и Андромахи. Быстро принес Гектор богатые дары богине и уже спешил назад на поле сражения, но повстречалась ему у самых ворот его любимая жена Андромаха и сказала: “О, мой Гектор! Храбрость тебя погубит! Останусь я вдовой, а без тебя мне лучше не жить на свете! Ты для меня все — и отец, и брат, и муж. Сжалься надо мной и нашим маленьким сыном, не выводи больше воинов в поле, останься в городе!”

Отвечал ей Гектор: “И сам я знаю, что настанет день, погибнет Троя, мой царь-отец, весь народ. Но еще больше печалит меня твоя судьба, любимая Андромаха! Уведет тебя в плен какой-нибудь грек, и будут на чужбине показывать на тебя пальцами и говорить: “Вот жена Гектора, который был славнейшим из троянских героев!” Тяжело будет слышать такие слова. Пусть лучше убьют меня раньше, чем подобное случится! Никто не спустится в царство мрачного Аида против веления судьбы, ни храбрый, ни трус не избегнет своей участи. Великий стыд был бы для меня остаться в Трое и не участвовать в битве! Иди же, займись домашними делами, мы же, мужчины, будем заботиться о военных!” Надел Гектор шлем и вышел за городские ворота.

Единоборство Гектора и Аякса. Вернулся Гектор к троянцам, воспрянули они духом, вновь увидев на поле своего предводителя, и с новой силой бросились на греков. Так силен был их натиск, что стали ахейцы медленно отступать к кораблям. Увидела это Афина, помчалась на помощь грекам. Но по пути встретила Аполлона, и договорились они прекратить на один день сражение, дать передохнуть героям. Внушили они Гектору мысль вызвать на единоборство славнейшего из героев-греков. Тотчас остановил Гектор битву, так же поступил Агамемнон. Сели на землю утомленные бойцы, вышел вперед Гектор, бросил вызов. Долго совещались греки, кому его принять, многие горели желанием помериться силами со славным героем; решили бросить жребий, чтобы воля богов определила, кому вступить в бой. Пал жребий на могучего Аякса.

Вышел Аякс на место поединка, огромный, могучий, грозный, был он подобен самому Аресу! Нес он перед собой окованный медью щит, большой, как башня, и потрясал тяжелым копьем. Даже Гектор, не ведавший до этого страха, заробел! Но не отказался он от поединка, первым метнул в противника свое копье: оно воткнулось в щит Аякса, но не пробило его. Метнул копье Аякс: насквозь пробило оно щит Гектора, но отпрыгнул в сторону троянский герой и тем спасся от верной гибели. Вырвали герои копья и вновь сшиблись; прогнулось от мощных ударов копье Гектора, схватил он тогда громадный камень и метнул в Аякса: загремела медь, покрывавшая его, но лишь рассмеялся грек и бросил в Гектора еще больший камень. Упал Гектор на землю, но сразу же помог ему подняться Аполлон. Схватились герои за мечи и, наверное, в куски изрубили бы друг друга, но тут вышли на поле глашатаи и провозгласили: “Великие вы воины, и обоих вас одинаково любит Зевс! Кончайте ваш бой, — наступает ночь и вам нужен отдых!”

Перемирие. Опустили оружие герои, и сказал Гектор: “Воистину, Аякс, великий ты воин! Мы, может быть, еще встретимся с тобой в бою, но сегодня в память о нашем поединке почтим друг друга дарами. Пусть говорят люди: “Бились, пылая враждой, разошлись, как друзья”. Сказав так, протянул Гектор Аяксу свой грозный меч, украшенный серебром, а Аякс ему — драгоценный пурпурный пояс.

Заключили греки и троянцы на день перемирие друг с другом, чтобы похоронить погибших, и разошлись. Весь следующий день подбирали они на поле павших и совершали над ними погребальные обряды, зная, что назавтра будет их еще больше.

Аякс
Древнегреческая мифология

Аякс (Аянт, Эант) (Αιας) - в греческой мифологии - герой, сын Теламона, участник Троянской войны.

Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530-525 до н. э.

Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына. Когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамения орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аякс ("орёл").

Аякс был царем Саламина, приведший под Трою 12 кораблей.

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги. Гомер Илиада (II 557-558) Когда он всходил на корабль, его отец посовето­вал ему на прощание: "Всегда думай о победе, и боги помогут тебе" Сын хвастливо ответил: "С помощью богов любой трус и глупец сможет обрести славу; я надеюсь достичь всего и без их помощи!" Такой по­хвальбой он навлек на себя гнев богов. Однажды, когда Афина явилась, чтобы приободрить его в бою, Аякс воскликнул: "Не мешай, богиня, лучше ободри моих соратников-ахейцев, а там, где я, враг не пройдет!"

Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он был огромен ростом ("большой Аякс"), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью.

Аякс покрывался блистательной медью И, как скоро одеялся весь в боевые доспехи, Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный, Если он шествует к брани народов, которых Кронион Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву: Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данаев, Грозным лицом осклабляясь; и звучными сильный стопами Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля. Все аргивяне, смотря на него, восхищалися духом; Но троянину каждому трепет вступил во все члены; Даже у Гектора сердце в могучей груди содрогалось; Но ни врага избежать, ни в толпы ополчений укрыться Не было боле возможности: сам на сражение вызвал. Быстро Аякс подходил, пред собою несущий, как башню, Медный щит семикожный, который художник составил Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живший; Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность. (Гомер Илиада VII, 206-223) Аякс выступал в бою как сам бог Арес. Когда Гектор вызвал Ахилла на поединок, а тот ответил, что больше не воюет, греки вместо него решили выставить Аякса Теламонида. Два воина сражались без от­дыха до наступления темноты, а когда их развели, каждый как мог вос­хвалял ловкость и отвагу другого. Во время сражения с Гектором, он метнул в него огромнейший камень и пробил им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегались в испуге, а он продолжал разить врагов, бушуя на равнине. Когда был убит Патрокл и произошла борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывал поверженного, а затем помогал ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев.

Аякс Теламонид с телом Ахилла. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 540 до н. э.

В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. Защищая корабль от огня, он убил в рукопашной схватке двенадцать мужей. После гибели Ахилла Аякс донес его тело до ахейских укреплений и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Но доспехи были присуждены Одиссею, который защищал Аякса, пока тот нес тело Ахилла. Оскорблённый Аякс решил перебить ночью всех ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой его меча стали стада скота. Когда рассудок возвратился к Аяксу, он не смог пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей наложницы Текмессы и друзей, в отчаянии покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Агамемнон, вначале на­меревавшийся не совершать погребальный обряд, а оставить тело на растерзание стервятникам, по совету Калханта все же позволил похоро­нить Аякса Теламонида на условиях, подобающих самоубийцам, запре­тив при этом сожжение на костре, поскольку погибший не пал на поле боя. Могилой Аякса стал Ретейский мыс.

Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи Чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 530 до н. э.

Аякс не смог забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он ответил мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух.

Горестно души других мертвецов опочивших стояли. Все домогались услышать о том, что у каждой лежало На сердце. Только душа Теламонова сына Аякса Молча стояла вдали, одинокая, все на победу Злобясь мою, даровавшую мне пред судами доспехи Сына Пелеева... ...О, для чего в состязаньи таком одержал я победу! Что за муж из-за этих доспехов погиб несравненный, Сын Теламонов Аякс, - и своими делами и видом После Пелида бесстрашного всех превышавший данайцев! С мягкой и ласковой речью к душе его я обратился: "Сын Теламонов, бесстрашный Аякс! Неужели и мертвый Гневаться ты на меня никогда перестать не желаешь Из-за проклятых доспехов, так много нам бед причинивших! Ты, оплот наш всегдашний, погиб. О тебе непрестанно Все мы, ахейцы, скорбим, как о равном богам Ахиллесе, Раннюю смерть поминая твою. В ней никто не виновен, Кроме Зевеса, который к войскам копьеборных данайцев Злую вражду проявил и час ниспослал тебе смерти. Ну же, владыка, приблизься, чтоб речь нашу мог ты и слово Слышать. Гнев непреклонный и дух обуздай свой упорный!" Так я сказал. Ничего мне Аякс не ответил и молча Двинулся вслед за другими тенями умерших к Эребу. Гомер Одиссея (XI, 541-565) Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.