Развитие исследовательских умений младших школьников

В настоящее время проблема развития исследовательских умений является особенно актуальной. Актуальность определена социальным заказом. В условиях модернизации современного российского образования уделяется пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств личности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени и современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Исследовательская деятельность же является средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. А данные исследований педагогов современников (Л.П.Виноградовой, А.В.Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.

Раскроем основные понятия.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников - специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре напоминающая научную деятельность. Характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования.

Субъектами учебно-исследовательской деятельности могут являться: ученик, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).

Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

Процесс самой учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы:

    выбор темы;

    постановка цели и задач исследования;

    выдвижение гипотез;

    планирование исследования и выбор методов;

    поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм;

    формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

Результатом учебно-исследовательской деятельности является личностное развитие ученика, формирование социальных, познавательных мотивов, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, исследовательских умений.

У чебно-исследовательские умения детей младшего школьного

возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников:

    умения организовать свою работу (организационные);

    умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

    умения работать с информацией, текстом (информационные);

    умения оформить и представить результат своей работы.

    умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Мною выделены следующие педагогические условия , способствующие развитию исследовательских умений младших школьников:

    Учёт возрастных особенностей.

    Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

    понятия, связанные с исследовательской деятельностью должны быть адаптированы;

    формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

    исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития;

    необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося;

    регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

    Мотивированность.

Необходимо помогать видеть учащимся смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

    Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения; поддерживать интерес к исследовательской работе, способствовать самореализации учащихся, проявлению их самостоятельности и инициативности.

    Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допускать ошибку, воздерживаться от негативных оценок.

    Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков.

Отмечу, что учебным планом отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не предусмотрено, но в ходе работы над проблемой сложилась определенная система.

В 1 классе в уроки и внеклассные занятия включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями анализа, синтеза, классификации, обобщения и сравнения. Даю общее представление об исследовательской деятельности, знакомлю с основными понятиями: «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др.. Учу определять свойства предметов, составлять предметные модели, высказывать предположения, наблюдать, описывать, работать с учебным текстом, привлекаю к выполнению творческих заданий.

С первых дней занятий в школе мы с детьми рассматриваем методы исследования. Например, в ходе беседы выясняем, что получить информацию можно разными способами: спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете, просмотреть познавательную телепередачу и т. д.

Подвожу ребят к тому, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Затем, предлагаю задание - вопрос (Почему у пингвина белое брюшко? Кого боятся пчелы? Почему у глобуса белая шапка? Почему у белого медведя нос черный? Почему у человека пять пальцев? Зачем слону хобот?) Такая работа заканчивается уроком – презентацией работ учащихся. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даю слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.

У учащихся первого класса нет навыка письма, поэтому учу информацию фиксировать с помощью схем-рисунков, кластеров. Дети вместе с родителями составляют фото - отчеты о проделанной работе. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики.

Начиная со второго класса, работаю над развитием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Примеры заданий на развитие тех или иных умений представлены в папке «Задания, направленные на развитие исследовательских умений младших школьников».

Для развития исследовательских умений использую материалы личной библиотеки, задания учебников. Привлекаю учащихся к написанию рефератов, мини – проектов, проведению домашних исследований. С огромным удовольствием дети анализируют и инсценируют литературные произведения, включаются в ролевые игры. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе учащимся было предложено представить себя в роли и рассказать о Солнце от лица астронома, врача, биолога, садовода, поэта и художника.

В 3 - 4 классах провожу уроки – проекты и исследования, привлекаю учащихся к выполнению исследовательских работ. М ногие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Я только направ ляю их к правильному выбору с помощью вопросов и осуществляю педагогическое руководство учебными исследованиями на всех этапах выполнения работы (слайд – этапы исследовательской работы).

В практике своей работы использую технологии , помогающие организовать исследовательскую деятельность:

    элементы гуманно – личностной технологии Ш.А. Амоношвили;

    здоровьесберегающая технология;

    технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (организация проблемного диалога) ;

    технология развития критического мышления;

    технология проблемного обучения;

компьютерные технологии.

разные формы проведения уроков:

    уроки - путешествия,

    проблематизации,

    игры,

    презентации,

    уроки взаимного обучения,

    дискуссии,

    уроки с элементами исследования и уроки исследования.

В игре ребёнок активизируется как личность, познаёт окружающий мир. На уроках взаимного обучения первые, справившиеся с заданием, начинают помогать остальным, так как зачастую ребёнку легче принимать помощь не от взрослого, а от сверстника. Моим ученикам такая работа очень нравится, каждый стремиться выполнить задание в более быстром темпе и качественно. На уроках – презентациях ученики выступают в роли научных консультантов, деятелей искусства, исследователей, археологов, историков геологов. На уроках – дискуссиях создаю педагогические ситуации общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, субъективную избирательность при переработке учебного материала. Дискуссия позволяет сделать эмоциональным и ценным для ребёнка сам путь поиска верного решения.

На уроках с элементами исследования учащиеся обучаются и отрабатывают отдельные исследовательские приёмы:

    планирование деятельности;

    наблюдение;

    выбор метода исследования

    выделение главного в событиях, явлениях;

    проведение анализа, сравнения, синтеза;

    постановка простых опытов;

    обобщение;

    создание образа;

    проектирование, моделирование и др.

На уроках - исследованиях учащиеся овладевают методикой научного исследования, осваивают этапы научного познания. Учитель выполняет роль консультанта, а ученики сами добывают знания.

В структуре урока-исследования выделяю несколько этапов, которые соответствуют общему алгоритму исследовательской деятельности:

    актуализация знаний;

    мотивация;

    создание проблемной ситуации;

    постановка проблемы исследования;

    определение темы исследования;

    формулирование цели исследования;

    выдвижение гипотез;

    проверка гипотезы;

    интерпретация полученных данных;

    вывод по результатам исследовательской работы;

    применение новых знаний в учебной деятельности;

    подведение итогов урока;

    домашнее задание.

В практике своей работы использую разные формы организации деятельности. Предпочтение отдаю групповой, парной и индивидуальной формам работы, так как данные формы предполагают отсутствие вмешательства со стороны взрослого, у ребёнка появляется возможность находиться в группе равных (т.е. сверстников), при этом дети испытывают максимальную комфортность.

Немаловажным считаю и использование разных приемов оценивания. В своей практике использую следующие:

    словесная оценка (считаю, что она является краткой характеристикой труда школьника и позволяет раскрыть динамику развития и продвижения ученика);

    взаимооценка (критерии оценивания вырабатываются совместно);

    отметка;

    самооценка, саморефлексия (шкалированная, сигнальная; как устная, так и письменная рефлексия совместной деятельности).

На первых порах большую помощь оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, помогают выбирать информацию по теме, оформлять работу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: о рганизованная мною учебно-исследовательская деятельность обеспечила развитие как предметных, так и обще-учебных умений и навыков, рефлексивных умений, самостоятельности в достижении знаний; способствовала результативности образовательного процесса.

Учащиеся показывают стабильный уровень качества знаний по основным предметам, хорошо адаптируются к новым условиям школьной жизни. На протяжении всех лет обучения в начальной школе и при переходе в 5 класс сохраняют высокий уровень мотивации. С удовольствием принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах на разном уровне и достигают высоких результатов .

Сущность исследовательских умений младших школьников

Для того чтобы правильно выстроить процесс формирования исследовательских умений учащихся, необходимо выяснить содержание и структуру исследовательских умений младших школьников, нужно установить их дидактическую суть. При обосновании понятия «исследовательские умения младших школьников» будем придерживаться дедуктивного метода исследования. Выделим сначала содержание родовых понятий: «умение», «учебное умение», «исследовательские умения младших школьников». Таким образом, уточним сущность базовых понятий.

Исследовательские умения необходимо рассматривать с позиции психологической теории деятельности, так как формирование умений предусматривает овладение определёнными видами деятельности в учебном процессе. А.Н. Леонтьев указывает, что умение есть сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков .

В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «умение». Рассмотрим это понятие с точки зрения сущности, структуры и особенностей его функционирования.

В определении сущности многие учёные придерживаются мнения, что это знания в действиях. Сущность понятия «умение» в педагогической энциклопедии определяется, как возможность эффективно выполнять действие; при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «умение». Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:

    умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно (И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

    умение – это готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (В.А Петровский, П.Б. Гурвич, Г.И. Щукина).

Функциональность понятия «умение» обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых сложных ситуациях. В отличие от навыка, умение предусматривает активность сознания, чёткий самоконтроль, овладение обобщёнными способами выполнения действий.

В учебной деятельности ведущая роль принадлежит учебным умениям, при помощи этих умений, учащийся познаёт действительность, обогащает опыт. Существуют различные классификации умений. Т.И. Шамова выделяет общие, интеллектуальные и специальные умения, называя их способами учения. К интеллектуальным она относит овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение). В группу общих умений включены умения планировать, познавательная деятельность, рациональная её организация и контроль за выполнением. Специальные умения выделяются по направленности деятельности на усвоение содержания учебного предмета . А.В. Усова подразделяет все умения на две большие категории: умения познавательного характера и умения практического характера .

В результате анализа психолого-педагогических исследований, выяснили, что в определении сущности понятия «умение» единого мнения не представлено. В то же время выделяются основные характеристики умения. Это умственные действия, практические и опыт осуществления операций и действий. В структурную характеристику умений входят система умственных, практических действий. Среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщённость. Учитывая все вышеперечисленные характеристики «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчиняются осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях посредством переноса приобретённых знаний и навыков.

Сущность умений по И.Я. Лернеру состоит в подготовке учащихся к самоорганизации учения и соответствующей ему познавательной деятельности . Он разделяет их в 3 группы в зависимости от их роли в учебном процессе. Первая группа – предметные. Это умения по отдельным учебным предметам. Умения второй группы – есть способы усвоения разных видов содержания (восприятие, осознание, запоминание, проявление творческого поиска). К третьей группе относятся умения, которые являются способами организации своих действий по усвоению предметного содержания. К учебным умениям И.Я. Лернер отнёс умения третьей группы. Так как они выступают как умения, которые содействуют усвоению предметного содержания.

Учебные умения в зависимости от их функций подразделяют на четыре группы: организационные, практические, интеллектуальные, психолого-характерологические. В большей степени в исследовании внимание уделяется интеллектуальным умениям, так как в них главенствующая роль принадлежит мышлению и воображению.

Исследования, которые проводят учащиеся, являются учебными, значит и формируемые исследовательские умения также будут учебными.

Проблема формирования исследовательских умений возникла в 60-х годах. Она связана с разработкой теории и методики развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и теории проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). Также связана с проблемой познавательной самостоятельности (П.И.Пидкасистый, Т.И. Шамова), проблемой развития творческих способностей (А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер).

Исследовательские умения широко освещены в литературе, но единого, конкретного определения этого понятия нет.

Чтобы охарактеризовать «учебные исследовательские» умения необходимо дополнительное уточнение структуры и сущности. Одни считают, что надо выделить исследовательские умения в отдельную группу. Это объясняется ростом темпов развития техники, технологий, науки. Знания, полученные на основе поиска и исследования, способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей и повышению качества знаний. При описании уровней развития умений учебной исследовательской деятельности А.Г. Иодко перечисляет умения, которые необходимы при проведении исследования . Это умение сравнивать, наблюдать, находить причинно-следственные связи. Но, чтобы провести исследование, недостаточно обладать отдельными исследовательскими умениями. Нужно научить пользоваться ими в совокупности.

В.П. Ушачёв даёт следующее определение исследовательским умениям: «Учебные исследовательские умения – это способность учеников выполнять теоретические и практические действия, которые соответствуют научно-исследовательской деятельности, подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений и приобретаются в процессе изучения основ наук».

В.Н. Литовченко придерживается такого мнения, что исследовательские умения – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, с помощью которых определяется функциональная готовность учащихся к творческому решению познавательных задач.

    Операционные исследовательские умения. К ним относят умственные приёмы и операции, используемые в исследовательской деятельности (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение, сопоставление, выдвижение гипотезы).

    Организационные исследовательские умения. Они включают в себя применение приёмов организации научно-исследовательской деятельности, планирование исследовательской деятельности, проведения самоанализа, регуляции в процессе исследовательской деятельности.

    Практические исследовательские умения. К этим умениям относится обработка литературных источников, проведение экспериментальных исследований, наблюдение фактов, событий, обработка наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность.

    Коммуникативные исследовательские умения. Они предусматривают применение приёмов сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, для осуществления взаимопомощи, взаимоконтроля.

Д.Г.Левитес определил следующую структуру исследовательских умений: умение формулировать цель, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы.

Опираясь на исследования А.Н. Поддьякова, А.В.Леонтовича, А.И. Савенкова, исследовательские умения рассматриваются как способность к организации собственной исследовательской деятельности, отбор и анализ информации, самостоятельный выбор и применение методов исследования, которые обеспечивают желаемый результат .

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, сравнивать, задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, проводить эксперименты, добывать информацию, давать определение понятиям, проводить самостоятельное исследование, структурировать материал, делать сравнения, давать оценку, составлять внутренний план действий, доказывать правильность точки зрения.

Выше перечисленные исследовательские умения выделяют большинство авторов. (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер).

Исследовательские умения, формируемые в младшем школьном возрасте можно разделить на четыре группы:

    организационно-практические (умение планировать работу, задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать полученные данные, выдвигать предположения, уметь использовать различные формы представлении результатов исследования);

    поисковые (умение выбрать тему исследования, увидеть проблему и поставить цель исследования, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать и применять доступные методы исследования);

    информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими, работать с определениями, терминами, понятиями, понимать и интерпретировать письменный и устный текст, фиксировать информацию в виде символов, условных знаков, формулировать выводы);

    оценочные (умение оценивать свою работу, определять её достоинства и недостатки, формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку, давать отзывы и рекомендации).

Исследовательские умения являются сложными и обобщёнными, так как обладают свойством переноса в новые условия, применяются к различному предметному содержанию, способствуют творческому применению полученных знаний на практике.

Проанализировав различные литературные источники, можно прийти к выводу, что ученые не имеют единого мнения о структуре исследовательских умений. Несмотря на неоднозначность мнений, исследовательские умения должны соответствовать основным этапам исследовательской деятельности. Любое структурирование будет носить условный характер, и изменяться в зависимости от поставленной цели и предмета исследования.








Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Развитие познавательных потребностей и способностей Развитие познавательных потребностей и способностей Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОЗРАСТУТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОБСТВЕННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РАСШИРИТ КРУГОЗОР РЕБЕНКА, ПОЗВОЛИТ ОСВОИТЬ МЕХАНИЗМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. В ХОДЕ ТРЕНИНГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ. В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ ВЫСТУПАЮТ СТРЕМЛЕНИЕ И ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ. Основные требования к ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ




1.ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение проблемы и формулирование вопроса,который вызывает необходимость поиска и является регулятором этого поиска 2.ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение (поиск фактов для ее обоснования) Мотивация(создание проблемной ситуации)






ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи,обобщения ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности гипотезы ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме, рефлексия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание малых гипотез вытекающих из основной гипотезы –обобщения, осмысление ее значения,уточнение,развитие. Рефлексия


ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование обоснований в ходе исследования гипотезы- обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев


НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ- ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТИ УЧАТСЯ Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблемы Выдвигать гипотезы Составлять план работы Вести наблюдения Планировать, проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез Выделять существенную информацию из разных источников Систематизировать информацию Представлять результаты в разных формах(схема, таблица, график,рисунок, устное или письменное сообщение


Введение

Понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте

Особенности развития младшего школьника и влияние на исследовательские умения

Методы диагностики исследовательских умений младших школьников

Из опыта работыпедагогов начальной школы подиагностике исследовательских умений младших школьников

Заключение

Список использованных источников


Введение


В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив постепенно теряется, и желание учиться у ребенка угасает. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения.

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. С появлением нового стандарта учителю начальных классов приходится чаще сталкиваться с исследовательской деятельностью младших школьников. Поэтому важно иметь полное представление об этом виде деятельности.

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего школьника. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат, на те умения которые прописаны в ФГОС НОО. А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные методы в совокупности.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы научно-методической работы: изучить в теоретическом аспекте проблему диагностики исследовательских умений младших школьников.

В исследовании мы ставим следующие задачи:

.Изучить теоретический аспект понятия исследовательские умения

2.Изучить особенности развития младших школьников и их влияние на исследовательские умения

.Изучить методы диагностики исследовательских умений

.Проанализировать опыт работы учителей.

Для решения задач необходимо использовать следующий комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение опыта работы учителей, реферирование, составление библиографии.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из двадцати девяти источников.


1. Понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте


Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательской деятельности. По определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».

Для того, чтобы в полной мере изучить понятие «исследовательская деятельность» мы изучили понятие «деятельность» и «исследование»

Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности.

Понятие деятельности можно определить как специфический вид сознательной активности человека, в течение которой человек познает и совершенствует окружающий его мир, а так же себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Поисковая активность - начало поисковой деятельности, затем поискового поведения как способа взаимодействия с окружающим миром. Развитая поисковая активность создает условия для развития исследовательских способностей, на основе которых формируется исследовательское поведение. А оно является источником здоровой личности. По мнению А.И. Савенкова, именно поисковое поведение позволяет действовать в нестандартных ситуациях. И это не просто деятельность, в условиях неопределенности, а адекватное поведение в такой ситуации с проявлением всех умений, которые формируются через исследовательское обучение: оценивать ситуацию, моделировать, прогнозировать, умение выстроить свое действие.

По определению Поддъякова А.Н. исследовательское поведение - это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром. Исследовательское поведение, инициативность играют огромную роль в овладении новыми областями познания, в приобретении социального опыта и развития личности. Однако исследовательское поведение может быть качественно разным. В одном случае главенствующую роль занимает интуиция и тогда ребенок действует методом проб и ошибок. В другом случае размышления ребенка в большей степени выстроены на основании логики и логического отношения к миру. В таком случае ребенок всегда анализирует свои действия, оценивает их и прогнозирует результаты. В основе такого поведения лежат исследовательские способности ребенка.

Для того, чтобы перевести исследовательскую деятельность ребенка на качественно новый уровень недостаточно одной лишь поисковой активности, так же важен анализ полученных результатов, построение гипотез дальнейшего развития ситуации, моделирование и реализация своих дальнейших действий-коррекцию исследовательского поведения. но и этого не достаточно для повышения уровня исследовательской деятельности. Только после нового корректированного наблюдения и эксперимента и оценки своей деятельности, исследование выводится на новый уровень.

Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, а в частности и младшего школьника, ведь в основе такого поведения лежит любознательность. Исследование помогает приспособиться к постоянно меняющемуся миру, а так же ведет к развитию личности.

Исследовательская деятельность всегда активна, когда возникает какое-либо противоречие, либо пробел в знаниях. Ребенок, занимающийся такой деятельностью всегда стремиться объяснить все противоречия и заполнить все пробелы, тогда он чувствует удовлетворенность, а его исследовательские умения качественно растут.

Под исследовательской деятельностью, по определению А.И. Савенкова, понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод.

Исследования можно классифицировать по-разному:

по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени (кратковременные и долговременные);

по теме (предметные или свободные),

по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся, его предрасположенности к исследовательской деятельности и конкретных педагогических задач.

Исходя из этого, можно выделить следующие умения, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности:

·умение видеть проблемы;

·умение задавать вопросы;

·умение вырабатывать гипотезы;

·умение давать определение понятиям;

·умение классифицировать;

·умение наблюдать;

·умение проводить эксперименты;

·умение делать выводы и умозаключения;

·умение структурировать материал;

·умение доказывать и защищать свои идеи.

Мы согласны с исследователем А.Б. Мухамбетовой, которая рассматривает умение как готовность к осуществлению определенной деятельности на основе осознанного использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств этой деятельности. В свою очередь исследование - это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний.

Важно, что исследование обладает следующими особенностями: стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; всегда определять место изучаемого в системе известного. Если научный поиск обладает этими тремя характеристиками, то его можно назвать исследованием.

Так же исследование предполагает наличие основных этапов:

постановка проблемы;

изучение теории, посвящённой данной проблематике;

подбор методик исследования;

сбор материала, его анализ и обобщение;

научный комментарий;

собственные выводы.

Мы согласимся с исследователем Савенковым А.И. в том, что практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.

Таким образом, в контексте нашего исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности младшего школьника, мы будем разделять позицию ученого Н.А. Семеновой, которая понимает под этим специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Исследовательскими умениями, характерными для учащихся начальных классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.

Так же можно отметить, что исследовательская деятельность это приемлемый способ работы с детьми, но он отличается некоторыми особенностями и не может существовать как единственный вид занятия на уроке, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.


2. Особенности развития младшего школьника и влияние на исследовательские умения


Важной для нашей работы является позиция исследователя Семеновой Н.А., которая определяет такие педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся начальных классов, как учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации к исследовательской деятельности; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников. Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей.

Младший школьный возраст начинается в 6-7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до 10-11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека.

Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические и анатомические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью либо препятствуют им.

Л.Ф. Обухов отмечает, что самая важная характеристика младшего школьника - это его природная любопытность Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости, строит свою картину мира. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Ребенок сам стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Ученый А.И. Савенков считает в своем исследовании, что исследовательская деятельность идеально подходит для утоления жажды познаний. Он говорит о том, что важно не загубить у ребенка стремление к новому, стремление познавать мир, и окружающую его действительность, если мы хотим развить у ребенка универсальные учебные действия. В этом младшему школьнику должны помогать родители и педагог.

Так же важно помнить, что в этом возрасте мышление отличается образностью и эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное, когда на его глазах происходит изменение конфигурации их состояния в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Однако, в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников. Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 7 лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку в этом возрасте сложно мысленно переместиться с одной точки в другую, трудно представить, что можно видеть мир по-разному. Так же у семилеток отсутствует представление о постоянстве некоторых свойств вещей. Это может значительно усложнить исследовательскую работу с детьми семи лет.

Ученая В.С. Мухина отмечает, что познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он будет томиться и отвлекаться, если деятельность ему будет безразлична. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Внимание ребенка может сконцентрировать взрослый при помощи устных указаний. Таким образом, педагог с 1 класса помогает организовать исследовательскую деятельность ребёнка для того, чтобы в дальнейшем школьник мог самостоятельно в полной мере заниматься исследованиями.

После длительной, чрезмерной, а так же во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности. Исследования показали, что наиболее плодотворно дети семилетнего возраста работают в течение 45 минут, второклассники- 1 час, учащиеся 3-4 классов - 1,5 часа. . Таким образом, мы понимаем, что учитель должен планировать временную продолжительность деятельности учащихся, чтобы желание исследовать у школьника не пропало. Так же важно правильно подобрать тему исследования. Она не только должна заинтересовать школьника, но и должна способствовать смене деятельностей ребенка. Подвижная деятельность должна сменяться умственной.

В этом возрасте у ребенка активно формируется речь и словарный запас. Во время исследования от ребенка требуется работа над словом, над словосочетанием и предложением, а так же над связной речью. Что способствует пополнению словарного запаса новыми словами, а так же правильному развитию устной и письменной речи.

Ученая О.В. Иванова считает, что начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие. Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях - с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Одна из главных их особенностей - наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Часто школьники находят опечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, макетов, предметов действительности, заданий.

Другой особенностью маленьких исследователей являются их аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана. Они готовы отказаться от всего, главное чтобы эксперимент удался. Таким образов младшеклассникам свойственно самопожертвование ради науки. Необходимо поощрять это стремление. Это может делать как учитель, так и родители.

Младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему.

Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты, допускают орфографические и стилистические ошибки. У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Если учесть эти обстоятельства, становится понятным то, что не следует перегружать ребенка, особенно 1-2 класса, письменной работой в исследовании, опять же в связи с тем, что у него будет откладываться в памяти лишь негативный отпечаток от этой работы. Никакого удовлетворения от исследования ребенок не получит. Поэтому ребятам на первых этапах, на этапах включения в исследовательскую деятельность необходима помощь взрослых - учителей, родителей, старшеклассников.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи. В любом случае учитель должен давать возможность ребенку самому поставить цель исследования, наметить план действий, если учитель видит, что ребенок затрудняется на первых этапах сделать это самостоятельно, то педагог должен подтолкнуть ученика к правильным действиям, с целью избегания ситуации провала, неудачи, которая может не благоприятно повлиять на дальнейшие занятия наукой.

Подводя итог написанному, мы выяснили, что младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. У ребенка появляются анатомические преобразования - формирование скелета, рост мышц, укрепление сердечной мышцы, так же увеличение головного мозга. Кроме этого у младших школьников можно наблюдать такие психологические новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности. Для нас становится понятным, что для ребенка исследование - это часть его жизни, в связи с этим для учителя главной задачей становится не просто поддержание детского интереса к исследовательской деятельности, но и развитие этого интереса.

исследовательский творческий учебный школьник

3. Методы диагностики исследовательских умений младших школьников


Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи, поэтому, мы полагаем, достаточно сложно определить сформированность у младшего школьника исследовательских умений, так как трудно определить степень его самостоятельности в определении с темой исследования.

Исходя из этого мы считаем, что именно степень самостоятельности и является одним из приоритетных критериев диагностики сформированности исследовательских умений младшего школьника.

Кроме того, мы полагаем возможным использовать наблюдение за ребенком с целью определить, насколько ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат своей работы.

Исследователь А.И. Савенков, касаясь диагностики исследовательских умений, которая, по его мнению, «может успешно осуществляться в ходе наблюдений», считает, что наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:- умение видеть проблемы;- умение ставить вопросы;- умение выдвигать гипотезы;- умение давать определение понятиям;- умение классифицировать;- умения наблюдать;- умения и навыки проведения экспериментов;- умение делать выводы и умозаключения;- умение структурировать материал;- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи».

Так же мы полагаем, что можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений степень самостоятельности, заинтересованность в исследовательской деятельности, проявление креативности. Но результат может явиться ошибочным, так как в тестах ребенок захочет «приукрасить» действительность. Лучше всего использовать все методы комбинированно.

На основании исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича Мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников:

первый: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

второй: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И учителя должны стремиться довести ребенка именно до этого уровня. Тогда мы можем говорить о сформированности исследовательских умений.

Но можно ошибочно предписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания не соответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации не успешности, когда учитель даст ему задание не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

Неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

Недостаточное умение работать с гипотезами;

Несформированность общеучебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);

Желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;

Недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней.

Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений обозначим диапазон их развития.

Диапазон развития исследовательских умений


Исследовательские уменияНачальный уровень развитияВысокий уровень развитияУмение видеть проблемуУмение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зренияУмение увидеть, осознать и сформулировать проблемуУмение классифицироватьУмение распределять предметы на группы по определенным признакамУмение составлять классификационные и структурные таблицы, схемыУмение задавать вопросыУмение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросыУмение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросыУмение определить понятиеУмение дать описание предмета, разъяснить посредством примераУмение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтезУмение представить понятие на языке символовУмение придумать понятный значок для обозначения предметаУмение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объектаЦелеполаганиеУмение сформулировать цель исследованияРазработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельностиРефлексияУмение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельностиУмение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся может быть предложен критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.

Каждое умение оценивается по трехбалльной шкале:

Умение не сформировано;

Умение сформировано частично;

Умение сформировано полностью.

На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

В заключение мы считаем, что cложность в диагностировании исследовательских умений младших школьников заключается в том, что у ребенка, в силу возрастных особенностей, еще не сформировано умение ставить цель, задачи, выбирать тему, он делает это с помощью учителя. В этом случае при диагностике получается неверный результат.

Возможно, для получения более достоверного результата должна быть разработана новая методика диагностирования исследовательских умений.


4. Из опыта работы педагогов начальной школы по диагностике исследовательских умений младших школьников


Мы проанализировали этап диагностирования исследовательских умений в работах разных учителей.

Диагностика во всех работах проходила в 2 этапа. Первый - определение начального уровня исследовательских умений. Второй диагностирование умений после формирующего эксперимента. Нам важны не результаты, а методы диагностики, поэтому в нашей работе мы заострим свое внимание именно на методах.

В эксперименте на базе МОУ СОШ №31 города Ишима приняли участие учащиеся 4 класса.

Учителями было выявлено пять групп исследовательских умений младших школьников:

Умения организовать свою работу (организационные);

Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

Умения работать с информацией, текстом (информационные);

Умения оформить и представить результат своей работы.

Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умениядетей младшего школьного возраста они определяют как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценивали сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов они с помощью выявленных, на основании анализа соответствующей литературы (Л.И. Божович, А.Г. Иодко, Е.В. Кочановская, Г.В. Макотрова, А.К. Маркова, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) критериев:

Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в их работе:

Исходный уровень они определяют как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для педагогов и заданий для учащихся.

Методика контрольного диагностирования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.

В результате нашего анализа работы педагогов ГБОУ СОШ №1155 г. Москва, нами было выявлено, что уровни развития исследовательских умений и критерии в обоих работах были взяты одинаковые, на основе исследовательской деятельности О.А. Ивашовой.

Отличие составляют методы диагностики исследовательских умений. В ГБОУ СОШ №1155 учащиеся оценивались по критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов - не умеет, 1 балл - нуждается в помощи учителя, 2 балла - может выполнить самостоятельно.

Также ими были определены уровни развития исследовательских навыков:

5 - низкий уровень

9 - средний уровень

14 - высокий уровень

Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.


Заключение


Таким образом, я пришла к выводу:

Определяя учебно-исследовательскую деятельностьмладших школьников, мы будем говорить о специально организованной, познавательной творческой деятельности учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Исследовательскими умениями, характерными для учащихся начальных классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.

Так же можно отметить, что исследовательская деятельность это приемлемый метод работы с детьми, но он отличается некоторыми особенностями и не может существовать как единственный вид занятия на уроке, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

В настоящее время ФГОС НОО требует он учителей как раз таки развития у младшеклассников универсальных учебных действий, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна.

Младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. У ребенка появляются анатомические преобразования - формирование скелета, рост мышц, укрепление сердечной мышцы, так же увеличение головного мозга.

Кроме этого у младших школьников можно наблюдать такие психологические новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности. Для нас становится понятным, что для ребенка исследование - это часть его жизни, в связи с этим для учителя главной задачей становится не просто поддержание детского интереса к исследовательской деятельности, но и развитие этого интереса.

Сложность в диагностировании исследовательских умений младших школьников заключается в том, что у ребенка, в силу возрастных особенностей, еще не сформировано умение ставить цель, задачи, выбирать тему, он делает это с помощью учителя. В этом случае при диагностике получается неверный результат.

На сегодняшний день не достаточно разработаны критерии и уровни сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста, что, соответственно, затрудняет процедуру диагностики исследовательских умений младших школьников. Эта проблема остается актуальной и мало проработанной, мы считаем, что ей следует уделить больше внимания.

Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированности исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.

Таким образом, через решение поставленных нами задач, мы достигли цели.


Список использованных источников:


1.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 1975. 304 с.

2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Дис. канд. психол. наук: Москва, 2003. -210 с.

.Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск: ИЦПКПС, 2001.

.Психическое развитие младших школьников: Эксперим. Психол. Иссл. / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика,1990.-168с.

.Семенова Н.А.Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей: журнал Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Номер выпуска: 10

.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.,2003.-448 с.

.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008. - 150 с.

.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М., 2000.231 с.

.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков.- М., 2006.- 479 с.

.А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.- М., 2011.- 42 с.

.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М.,1990, 319 с.

.Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 2003, 456 с.

.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 1974.-64с.

.Подолец В.В. Деятельность как социальная форма самоорганизации // Российская идея и идея глобализации. - 1993 .

.Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб.: Питер, 2010.

.Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.д-ра. Психол. Н.: М. 2001.- 350 с.

.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. (Электронная версия: сайт «Образование: исследовано в мире». М.: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, раздел «Монографии»)

.Мостовая Л.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе.

.Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» - Сборник методических материалов / под ред. С.Ю. Прохоровой. Ульяновск: УИПКПРО,-2010.- 73 с

Электронные ресурсы:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Разделы: Начальная школа

Исследовательское поведение и исследовательские способности.

Бесконечно много таких ситуаций в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. Так, будильник может неожиданно не прозвонить в нужное время, в ванной может не оказаться воды, в результате аварии, сильного гололеда может быть парализовано движение транспорта и нет возможности вовремя приехать на работу. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм - механизм поисковой активности.

Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке - логическом прогнозе. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие:

  • видеть проблему;
  • вырабатывать гипотезу;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать умозаключения;
  • формулировать выводы и определять новые понятия.

Учащиеся, владеющие исследовательскими способностями, отличаются:

  • поисковой активностью,
  • уровнем дивергентного мышления (многовариантного мышления, умения находить несколько путей решения творческой задачи);
  • уровнем конвергентного мышления (связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу).

Исследовательские способности представляют результат взаимодействия этих трёх элементов

Организация игр-исследований с младшими школьниками.

Педагогические ситуации помогают развить у учащихся навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Работу по формированию исследовательских способностей начинаю в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей.

С этой целью использую разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса. Например:

Задание 1. "Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете?"

Показываю игрушечный автомобиль, куклу или что-то другое. Предлагаю при помощи карточек с символами вопросов "Что, кто, где, когда, для чего, зачем?" задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.

Задание 2. "Угадай, о чём спросили".

У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: "Я люблю животных". Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.

Варианты вопросов:

Какой окрас обычно имеют тигры?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на змею? И т.д.

Задание 3. "Машина времени".

Детям предлагаю задать машине времени три вопроса: из прошлого, настоящего и будущего.

Задание 4. "Вопросы домашних животных".

Ставлю детей в следующую ситуацию: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

В первом классе на различных уроках предлагаю задания на классификацию по разным основаниям:

  1. Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин - фрукты;
  2. Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб - предметы потребления.
  3. Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка - "живут" в дикой природе.
  4. По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.

Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.

Во втором, третьем классе начинаю учить детей видеть проблему. Для этого использую следующее задание "Изменение точки зрения на объект".

Предлагаю детям продолжить неоконченный рассказ от имени разных персонажей.

"Осеннее небо покрылось чёрными тучам., Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги:."

Задание: Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями). Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге, как ты отнесёшься к снегу с его точки зрения; и т.д. Дети высказывают свои предполагаемые мнения о поведении в нужной ситуации.

В ходе выполнения задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Следует воздержаться от критики, чаще поощрять и отмечать наиболее яркие, интересные ответы. У части детей они будут неизбежно однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

Для детских исследований могут подойти следующие проблемы:

  • "Почему светит солнце?";
  • "Почему играют котята?";
  • "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?";
  • "Почему желтеют листья?".

Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем.

Используемое мною задание "На что похоже?" развивает детское воображение, речь, мышление. Показываю следующие предметы: конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. и спрашиваю, на что это может быть похоже. Дети высказывают свои предположения.

Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за птицами:

Все ли они одинакового размера?

Все ли они имеют одинаковую окраску?

Все ли они имеют одинаковое оперение?

Все ли они одинаково кричат?

Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?

Все ли они едят одно и то же?

Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?

Один из приёмов развития наблюдательности является рисование с натуры.

Рассматривание неживых и живых объектов также способствует развитию наблюдательности: "Кто больше заметит изменений на школьном участке? В своём дворе? В саду?"

Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы - основное умение исследователя.

В 3-4 классах для выработки умения конструировать гипотезу использую следующие задания:

Задание1. "А почему?":

Перед детьми ставлю проблему: "Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?". Дети высказывают свои предположения.

В данном случае гипотезами могут быть:

- "возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам".

- "может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта";

- "вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу";

Особое внимание уделяю выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение, таких как: "возможно", "вероятно" "допустим", "а может быть:", "а что, если"

Гипотезы можно выдвигать по следующим проблемам:

На улицах звучит музыка,

На деревьях появилась листва,

Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом, т.д.

Дети предполагают причину данного события.

Задание 2. "Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение".

Детям предлагаю задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим ситуациям:

Ситуация: "На столе лежит открытая книга";

Возможно, такое самое логичное объяснение: "Девочка сидела за столом, делала уроки. Она захотела попить и вышла на кухню, а книгу не стала закрывать:"

Возможно, такое самое нелогичное объяснение: "Девочка сидела за столом и читала книгу. Вдруг налетел вихрь, захватил девочку и унёс в дальние страны. А книга осталась лежать открытой:"

Детям можно предложить следующие ситуации:

- "На улицах начал таять снег";

- "Мама сердится"

Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте себе, что мухи стали размером со слонов? Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку, холодное солнце и дождь из конфет и т.д.

Технология исследовательской деятельности.

Игра - исследование.

Во второй половине третьего года обучения учу детей на практике вести исследовательскую работу. Использование индивидуальных и коллективных игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов:

  • тренировочные занятия;
  • самостоятельные исследования.

Тренировочные занятия.

На начальном этапе работы по проведению исследований необходимо познакомить учащихся с "техникой" проведения исследований.

Для проведения тренировочных занятий готовлю карточки с символическими изображениями методов исследования:

Эти карточки делаю из картона, красочно оформляю. Размер каждой карточки должен быть не менее половины альбомного листа. На таких же по размеру листах изображаю "темы" будущих исследований с иллюстративным материалом.

Чтобы научить детей проводить самостоятельные исследования, необходимо провести несколько обучающих занятий и сообщить технологию и методику исследования. На учениках-"добровольцах" в течение одного урока показываю, как дети должны будут работать самостоятельно в области исследований, как взрослые учёные.

На столе лежат несколько тем для исследования: "Попугаи", "Кошки", "Собаки", "Волки" и т.д.

Детьми выбирается карточка с понравившейся темой исследования (кошки).

(Остальные карточки убираются со стола)

На доске вывешивается или записывается алгоритм действий учеников - "добровольцев":

  1. Задача: подготовить небольшое сообщение о кошках. Как это можно сделать? (дети предлагают)
  2. Найти пути поиска информации (работа по карточкам).
  3. Какая нужна информация? (Дети самостоятельно определяют направление сбора информации)
  4. Поиск информации о кошках.

Выполняя задания учителя, дети используют необходимые им методы, отражённые на карточках: "Подумай", "Спроси у другого человека", "Проведи эксперимент", "Получи информацию из книг", "Посмотри по телевизору", "Получи информацию в сети Интернет" и т.д.

Начиная работу по сбору информации, необходимо научить детей фиксировать её ручкой способом записей, схем, чертежей и т.д., чтобы не забыть полученную информацию. Далее по карточкам-опорам дети учатся работать по плану:

  1. "Подумай". Дети, подумав, на листе изображают всю им известную информацию о кошке.
  2. "Задай вопросы своим одноклассникам, или взрослым". (Дети идут в класс и спрашивают товарищей об известной им информации по заданию).
  3. "Получи информацию из книг". Учителю необходимо заранее приготовить нужную литературу по теме исследования: справочники, энциклопедии.

Если есть возможность, надо показать видеосюжет о кошках.

Не стоит затягивать данную работу, так как способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита. Необходимо провести исследование так, чтобы создалось ощущение работы "на одном дыхании".

Полученную информацию необходимо проанализировать и обобщить. Дети должны рассказать, что нового они узнали в ходе исследования. Такая работа хорошо развивает мышление и творческие способности детей. Если в начальной школе не научить ребёнка смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.

Информация обобщена, необходимо начать подготовку сообщения. Первый доклад обычно не бывает долгим, но со временем доклады становятся более глубокими и содержательными. После выступления надо обязательно устроить обсуждение доклада. Дать возможность слушателям задать вопросы, не забыть похвалить докладчика и детей, которые задавали умные вопросы.

В плане исследования могут быть такие пункты, ценные в любой исследовательской работе "Наблюдение" и "Эксперимент". По проблеме исследования жизни кошки дети могут провести наблюдения, так как у некоторых они есть дома. Даётся готовый план, по которому дети будут вести наблюдение и эксперименты со своим питомцем в определённый промежуток времени и делать выводы. Приблизительный план наблюдения:

1. Какой породы ваша кошка?

2. К каким климатическим условиям привыкли кошки данной породы?

3. Как природа приспособила кошку к климатическим условиям на Родине.

4. В каких условиях живёт ваша кошка дома?

5. Чем любит питаться?

6. Чем кормите вы кошку?

7. Как кошка ведёт себя после съеденной любимой пищи и после обычной?

8. Что особенного в поведении вашей кошки? И т.д.

Участники эксперимента из числа "добровольцев" и желающие дети, у кого есть кошки, 2-3 дня наблюдают и проводят эксперименты, записывают наблюдения в блокнот и готовятся доложить в классе.

Самостоятельные исследования.

После того, как был показан образец проведения исследования, можно давать задания для самостоятельного исследования. Для этого детям понадобятся карточки, которые использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств им понадобится "Папка исследователя". Папка - это лист картона с кармашками, куда будут вкладываться методы исследования. Выбрав тему, каждый ученик получает папку и начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Докладчик должен донести одноклассникам информацию, которую получил в ходе исследования. И не важно, что доклады очень простые, а важно, что у детей формируются качества творческой личности. Работу по исследованию можно организовать не только индивидуальную, но и парную, групповую. На таких занятиях учителя получают дополнительные воспитательные возможности.

Весь четвёртый год обучения дети уверенно ведут поисковую работу по сбору информации на различных предметах: окружающем мире, литературном чтении, изобразительном искусстве, технологии. Подготовленные сообщения используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний.

Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.