Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, это - неизбежный этап социализации, этап трудный, но качественная подготовка позволяет успешно его преодолеть. Многие школьники, студенты терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом.

Наш первый совет - подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной. Изучая методические рекомендации, выполняя представленные в данном пособии задания, вы увидите, что они проверяет теоретические знания и разнообразные умения, позволяющие осмысленно оперировать обществоведческими понятиями. Невозможно за короткое время не просто заучить определения, но осмыслить содержание, структуру понятий, уяснить хотя бы основные их внутренние и внешние связи, тем" более - выработать соответствующие умения. Аналогичным образом невозможно быстро освоить разнообразные умения, связанные с анализом текста. Требует определённого времени и развитие умения формулировать и связно излагать в письменной форме свои мысли.

Определённая часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, много читает и анализирует информацию различных СМИ.

Второй совет - целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов курса.

С чего же следует начать подготовку к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ?

Для того чтобы получить верное представление об экзаменационной работе, советуем внимательно изучить следующие документы: Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, Спецификацию контрольных измерительных материалов, Демонстрационный вариант и систему оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому советуем знакомиться с документами последнего года (www.fipi.ru).

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых, согласно государственным требованиям к содержанию образования и подготовке выпускников, заданиями экзаменационной работы. В экзаменационной работе не может быть заданий, проверяющих элементы содержания, не предусмотренные государственными нормативами.

В Спецификации описаны структура и содержание контрольных измерительных материалов, приведён план варианта экзаменационной работы. Из этого документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.

Демонстрационный вариант позволит получить представление о сложности экзаменационной работы по предмету. Естественно, что в экзаменационных вариантах представлены не те задания, что вошли в демоверсию, а подобные им. Выполните задания демонстрационного варианта и сверьте свои ответы с системой оценивания демонстрационного варианта, подсчитайте полученные за выполнение всей работы баллы и определите, хватило ли вам отведённого для выполнения экзаменационной работы времени - так вы в определённой мере сможете оценить свою готовность к сдаче экзамена по обществознанию.

Ознакомьтесь с оглавлением данного пособия. Посмотрите, какие темы вами уже изучены, и начинайте выполнять задания. Желательно выполнять задания по мере прохождения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для вас задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.

Если, готовясь к экзамену, вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к преподавателям, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Не ограничивайтесь учебником, обращайтесь к словарям и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости снова обратиться к нему.

Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!

Общая информация об экзамене

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.

Теория к ОГЭ по Обществознанию

Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).

ОГЭ-2016. Обществознание. 30 типовых экзаменационных вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.

М.: 2016. - 302 с.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к ОГЭ по обществознанию, которое содержит 30 вариантов типовых тренировочных работ.

Формат: pdf

Размер: 9,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Инструкция по выполнению работы 5
Карта индивидуальных достижений обучающегося 6
Вариант 1 . . 8
Вариант 2 16
Вариант 3. .. 23
Вариант 4. . . 30
Вариант 5. ... 37
Вариант 6. ..... 45
Вариант 7 52
Вариант 8 59
Вариант 9 .66
Вариант 10 . . 73
Вариант 11 . . 80
Вариант 12 . . 88
Вариант 13 . . 95
Вариант 14-. . 102
Вариант 15 ..... 109
Вариант 16 . . . . 116
Вариант 17 123
Вариант 18 ... , 130
Вариант 19 138
Вариант 20. . . .. 146
Вариант 21 . . . 154
Вариант 22 .... 162
Вариант 23 .... 169
Вариант 24 . . 176
Вариант 25. . .. . . 183
Вариант 26 . . . 191
Вариант 27.... . . 198
Вариант 28 . . . . . 205
Вариант 29". 213
Вариант 30 .... 220
Ответы и критерии оценивания 227

Предлагаемый сборник содержит 30 типовых экзаменационных вариантов для систематического повторения учебного материала по обществознанию и подготовки к государственной итоговой аттестации.
После выполнения вариантов правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицами ответов в конце книги. Для заданий, требующих развёрнутого ответа, приводятся подробные решения.
В книге дана карта индивидуальных достижений обучающегося, которую можно использовать для отслеживания динамики результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов.
Выполняя задания представленных вариантов, учащийся получает возможность эффективно повторить учебный материал всех тем курса и самостоятельно подготовиться к экзамену.
Учителям книга будет полезна для организации занятий по подготовке к ОГЭ, а также контроля знаний на уроках обществознания.
Типовые экзаменационные варианты и по форме, и по содержанию заданий полностью соответствуют вариантам контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по обществознанию. Каждый такой вариант содержит 31 задание: 25 заданий, требующих краткого ответа, а также документ и 6 заданий к нему с развёрнутым ответом.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов оценивается следующим образом.
За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 22, ставится 1 балл. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла -*- нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибки.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26-28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе - 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа - 2 балла или 1 балл.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, - 39.

Экзаменационная работа состоит из 2 частей , включающих в себя 31 задание . Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

К каждому заданию 1-20 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов .

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами .

Каждое правильно выполненное задание 1-21, 23-25 оценивается 1 баллом . Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26-28, 30 и 31 выставляется 2 балла . При неполном ответе — 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла . При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа — 2 или 1 балл.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

Вариант № 53

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Что отличает человека от животного?

1) наличие физиологических потребностей

2) забота о потомстве

3) способность к сознательной деятельности

4) приспособление к природной среде

Ответ:

Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

Ответ:

Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

Ответ:

Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Ответ:

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответ:

Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста, которое стремится найти работу, но не может этого сделать.

2) безработица

3) иждивенчество

4) правонарушение

Ответ:

В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

1) рыночной

2) административной

3) традиционной

4) командной

Ответ:

Верны ли следующие суждения о свойствах товара?

А. Любой товар удовлетворяет потребности людей.

Б. Товар имеет определенную стоимость, в соответствии с которой его можно обменять на другой товар.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

К социальной сфере общества относятся отношения между

1) правительствами государств

2) предпринимателями одного государства

3) государством и предпринимателем

4) государством и пенсионером

Ответ:

Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) многопоколенной

Ответ:

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

Ответ:

Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

Ответ:

В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

Ответ:

Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент - коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

К сфере правовых отношений можно отнести контакты между

1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса

2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты

3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом

4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции

Ответ:

Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма

2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам

4) поддержка силой государства

Ответ:

Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

1) административным проступком

2) уголовным преступлением

3) дисциплинарным проступком

4) гражданским проступком

Ответ:

Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) открывают человеку новые возможности

2) влияют на деятельность человека

3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо

4) меняются с возрастом

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми общественной жизни: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те элемент из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.

2) Большинство опрошенных граждан считают экологическую обстановку в своем городе очень хорошей.

3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе.

4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую.

5) Большинство граждан не задумываются о состоянии экологии в своих городах и затрудняются ответить на поставленный вопрос.

Ответ:

В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» Результаты опроса представлены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди населения страны X нет единства мнений по вопросам экологической обстановки.

2) Правительству страны X можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан.

3) Экология является самой острой проблемой для экономики страны X.

4) Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке.

5) При развитии производства должен быть усилен экологический контроль.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Рыночная экономика

Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20−30-е годы XX века.


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.