Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности - важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка?

Активный - лат. activus - деятельный, энергичный. Активность - усиленная деятельность, деятельностное состояние. Итак, активный - значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?

В научной литературе можно найти множетсво определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Итак, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Понаблюдайте и заметите:

  • увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
  • ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
  • проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
  • общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
  • эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т.п.), постоянное к нему стремление.

Проявляться познавательная активность может на разных уровнях. Высокий уровень познавательной активности характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.

Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

  • познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
  • она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере - ребенка интересует все, что его окружает;
  • познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
  • ребенок дошкольного возраста проявляет познавательный интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «Хочу все знать!» Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. От младшего до старшего дошкольного возраста познавательные интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;
  • в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интелектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
  • в конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволеного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдть проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;
  • в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
  • развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;
  • эфективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта собственой деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • после 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям;
  • все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.