Антарктикой называется обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий климатическим, океанологическим и т. д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. В научных кругах высказывались различные точки зрения относительно того, что брать за географическую границу Антарктики. В качестве таковой предлагались: комбинация из 60-й и 50-й параллелей ю.ш.; Южный полярный круг (60°30 ю. ш.); годовая температурная изотерма; средняя граница распространения морских льдов. В конечном счете, подавляющее большинство ученых пришли к мнению, что северной границей Антарктики следует считать линию антарктической конвергенции - полосу слияния холодных антарктических вод с водами умеренных широт. Являясь естественным климатическим и биологическим барьером, эта линия непостоянна. В зависимости от сезона она в ряде мест поднимается до 50° ю. ш. и опускается до 60° ю. ш. Воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов к югу от линии антарктической конвергенции характеризуются исключительным своеобразием состава фитопланктона, фауны морских организмов, их распределением и иногда именуются Южным океаном.
Антарктида. Сердцем Антарктики является материк Антарктида. Его площадь составляет около 13500 тыс. кв. км, что больше Европы и почти в два раза превосходит Австралию. В эту площадь включены обрамляющие материк постоянные шельфовые ледники общей площадью более 1 млн. кв. км. Площадь его сокращается из год в год, из-за таяния льдов. Практически невозможно провести границу между ледовой шапкой, покрывающей материк, и шельфовым ледником, поскольку последний фактически является продолжением материкового ледника. Под весом ледникового покрова материк утоплен в среднем па 600 м.
Кратчайшее расстояние от Антарктиды до Южной Америки - 1000 км, до Австралии - 3100 и до Африки - 3980 км. В сторону Южной Америки тянется длинный и узкий Антарктический полуостров, северная оконечность которого, мыс Сифре, достигает 63°13` ю. ш. (самая северная точка А.). Центр материка, который получил название "полюс относительной недоступности", расположен приблизительно на 84° ю. ш. и 64° в. д., в 660 км от Южного полюса. Береговая линия длиной свыше 30 тыс. км слабо изрезана и почти на всём протяжении представляет собой ледниковые обрывы (барьеры) высотой до нескольких десятков метров.
Рельеф. Удивительно, но оказывается, что Антарктида - это самый высокий материк Земли. Средняя высота поверхности ледникового покрова 2040 м, что в 2,8 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков (730 м). Средние высоты коренной подлёдной поверхности Антарктиды - 410 м. По различиям в геологическом строении и рельефе Антарктида разделяется на Восточную и Западную. Поверхность ледникового щита Восточной части, круто поднимаясь от берегов, в глубине материка становится почти горизонтальной; центральная, наиболее высокая его часть (в районе плато Советское), достигает 4000 м и является главным ледоразделом, или центром оледенения Восточной Антарктиды. В Западной Антарктиде располагаются три центра оледенения высотой 2- 2,5 тыс. м. Вдоль побережья часто простираются обширные низменные равнины шельфовых ледников (обычно на высоте 30-100 м над уровнем моря), два из которых имеют огромные размеры (Росса - 538 тыс. км2,Фильхнера - 483 тыс. км2).
Антарктический материк покрыт почти сплошным ледяным покровом, толщина которого в среднем составляет 2000 м, а местами превышает 4000 м. Только 4% Антарктиды свободно ото льда. Согласно широко распространенной среди геологов теории, около 200 млн. лет назад Антарктида, Южная Америка, Африка, Австралия, Новая Зеландия и Индия составляли единый континентальный массив, получивший название Гондвана. Теория Гондваны дала основание для высказывания предположений о наличии в Антарктиде богатых месторождений железа, угля, меди, никеля, кобальта, хрома, урана, нефти и др., подобных тем, что обнаружены в Южной Африке, Австралии и Южной Америке. Последние исследования показали, что западная часть Антарктиды, отделяемая от восточной цепью Трансантарктических гор, не является, очевидно, сплошным континентальным массивом, а представляет собой архипелаги островов, покрытые сплошной единой ледяной плитой.
Климат. Климат Антарктиды называют полярным континентальным (исключая побережье). Несмотря на то, что в Центральной Антарктиды зимой в течение нескольких месяцев продолжается полярная ночь, годовая суммарная радиация приближается к годовой суммарной радиации экваториальной зоны. Однако до 90% приходящего тепла отражается снежной поверхностью обратно в мировое пространство и только 10% идёт на её нагревание. Поэтому радиационный баланс Антарктиды отрицательный, а температура воздуха очень низка.
В Центральной части Антарктиды располагается полюс холода нашей планеты. На станции Восток в 1983 году зарегистрирована рекордная температура -89,6°С. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С. Даже летом температура никогда не поднимается выше -20°С. На побережье, особенно в районе Антарктического полуострова, температура воздуха достигает летом 10-12°C, а в среднем в самый тёплый месяц (январь) составляет 1°С, 2°С. Зимой же (июль) на побережье температура в среднем за месяц колеблется от -8 на Антарктическом полуострове до -35°С у края шельфового ледника Росса. Холодный воздух скатывается из центральных районов Антарктиды, образуя стоковые ветры, достигающие у побережья больших скоростей (средняя годовая до 12 м/сек), а при слиянии с циклоническими воздушными потоками превращающиеся в ураганные (до 50-60, а иногда и 90 м/сек).
Характерной чертой климата Антарктики является большая частота циклонных штормов. В некоторых районах среднегодовая скорость ветра превышает 20 узлов. Зимой паковый лед охватывает Антарктический материк сплошным кольцом и в некоторых местах образует поля шириной до 1700 км. Антарктические айсберги, возникающие в результате облома фронтальной части шельфовых ледников, намного крупнее арктических айсбергов и в длину иногда превышают 100 км. В последние годы, в связи с потеплением климата, устанавливаются своеобразные рекорды по размеру айсбергов, откалывавшихся от шельфовых ледников Антарктиды. Это вызывает обоснованную тревогу общественности и ученых.
История исследования Антарктиды.
Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и свое название - anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Все еще неувиденная и неизведанная, Антарктида появилась на географических картах раннего средневековья под названием Terra Australis Incognita - Земля Южная Неведомая. После того как Васко да Гама обнаружил, что к югу от мыса Доброй Надежды лежит свободное водное пространство, а Ф. Магеллан во время своего плавания в 1519-1521 годах открыл южные оконечности Американского континента, предполагаемый южный материк стали изображать по всей южной полярной области. Именно так он показан в атласе Г. Меркатора, вышедшем в 1587 году. Гипотезы о существовании и местоположении загадочного материка выдвигались в XVII и XVIII веках учеными различных стран. Великий русский ученый М. В. Ломоносов высказал в 1761 году предположение, что в южной полярной области существуют острова и „матерая земля".
Открытие Антарктиды русскими моряками.
Должность начальника экспедиции и капитана «Востока» долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) Беллинсгаузена, участника плавания И. Крузенштерна в 1803-1806 гг. Поэтому все труды по набору экипажей кораблей (около 190 человек), обеспечению их всем необходимым для длительного плавания и переоборудованию транспорта в шлюп легли па плечи лейтенанта Михаила Петровича Лазарева, командира «Мирного». Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».
Приоритет открытия Антарктиды русскими мореплавателями получил признание у западноевропейских исследователей. Так, руководитель английской антарктической экспедиции (1840--1843 гг.) Д. Росс писал: „Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Ф. Ф. Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».
Второй период географического исследования Антарктиды.
В 1820-1821 английские и американские зверопромышленные суда (руководители Э. Брансфилд и Н. Палмер) находились близко к Антарктическому полуострову (Земля Грейама). Плавание вокруг Антарктиды и открытие Земли Эндерби, островов Аделейд и Биско совершил в 1831-33 английский мореплаватель Дж. Биско. Но настоящий прорыв произошел в период с 1838 по 1842 годы, когда три экспедиции из разных стран смогли впервые высадиться на территорию ледового материка и провести большие по объему и интересные научные исследования. Французская экспедиция под командованием Ж. Дюмон-Дюрвиля высадилась на территорию так называемой Земли Адели, а также открыла Землю Луи Филиппа, Землю Жуанвиля и Землю Клари. Американцы под командованием Ч. Уилкс, окрестили территорию открытую ими Землей Уилкса. Третьим героем оказался англичанин Дж.Росс, который назвал открытый им район суши в честь своей королевы - Землей Виктории, ему удалось также впервые пройти вдоль гигантского шельфового ледника Росса, вычислила местоположение Южного магнитного полюса.
1. Какие части земной поверхности включает область, называемая Антарктидой?
Южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
2. Отразите в таблице сведения об открытии и изучении Антарктиды.
3. Опишите географическое положение Антарктиды по плану в приложении учебника.
1. Пересекает Южный полярный круг (полностью располагается в полярной области планеты), расположен в Южном полушарии, пересекается нулевым меридианом.
2. Северная крайняя точка – мыс Сифре 63⁰ ю.ш., 57⁰ в.д.
3. Расположен в субантарктическом и антарктическом климатических поясах.
4. Омывается водами Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
5. От других материков отделён огромным океаническим пространством (ближайший – Южная Америка).
4. Определите в градусной мере и километрах расстояние от Антарктиды до:
а) Африки
36⁰, 3980 км;
б) Южной Америки
9⁰, 1000 км;
в) Австралии
28⁰, 3100 км.
5. Установите различия в рельефе западной и восточной частей Антарктиды. Обоснуйте ответ.
В основании восточной части – древняя платформа (поверхность представляет собой приподнятое плоскогорье), а западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости (представляет собой молодое горное сооружение).
6. По климатической карте Антарктиды определите:
а) среднюю температуру воздуха в январе в центре материка -23⁰С, на побережье 0- +5⁰С;
б) среднюю температуру воздуха в июле в центре материка -60⁰С, на побережье -18⁰С;
в) минимальную температуру воздуха -89,2⁰С;
г) максимальную температуру воздуха +14,6⁰С.
7. Назовите типичных представителей органического мира Антарктики.
Млекопитающие
– тюлени;
Птицы
– буревестник, чайки-поморники, пингвин.
8. Пользуясь текстом учебника, сделайте рисунок антарктического оазиса.
9. Попробуйте нарисовать образование айсберга из шельфового ледника Антарктиды.
10. В каких компонентах природы материка проявляется широтная зональность?
В распределении осадков и температур.
12. Назовите направление возможного использования природных богатств (и даже географического положения) Антарктики в научных и хозяйственных целях.
Разведка и добыча полезных ископаемых, возможно, растопка льда для получения пресной воды, проектирование в Антарктиде городов будущего.
13. Предложите перечень природоохранных мер, которые необходимо проводить в Антарктике.
Ограничения на рыболовство;
уменьшение числа техники, которая загрязняет окружающую среду;
вывоз всего мусора для утилизации вне материка.
Уроки по теме "Антарктида" (1)
АНТАРКТИДА
Урок 1
Тема. Антарктика и Антарктида.Открытие Антарктиды.
Пособия: физическая карта полушарий, карта Антарктиды, стенная картина «Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев у берегов Антарктиды», портреты Р. Амундсена и Р. Скотта, иллюстрации о природе Антарктиды.
Изучение нового материала
Учитель говорит, что учащиеся начинают изучать один из ма-лоизвестных материков, который еще хранит свои тайны. Учащим- ся предлагается на глобусе и картах найти Антарктику и Аркти-ку - полярные области Земли - и определить географическое положение Антарктиды.
Антарктика - южная полярная область, включающая в себя южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктидой в центре. Условной грани-цей Антарктики считают кромку плавучих льдов, проходящую приблизительно между 53-60° ю. гл.
С помощью градусной сетки (по меридианам) учащиеся опре- деляют расстояния от Антарктиды до других материков. Резуль-таты вычислений примерно будут такими:
до Южной Америки - 1000 км, до Австралии - 2100 км, до Африки - 4000 км.
После этого учащиеся по градусной сетке определяют протя- женность Антарктиды по 90° и по 0° - 180° в градусах и кило-метрах.
По 0°-180°:
90 о _71°=19°;90°-82° = 8°;
19°+8°=27°;111 км х 27 «2997 км.
По 90°:
90°-66 о = 24°;90 – 73° = 17 о;
24° + 17° = 41;111 км Х 41 = 4551 км.
По диаграмме (рис. 2) учащиеся определяют площадь Антарк- тиды и сравнивают с площадью других материков.
Учитель обращает внимание учащихся на береговую линию материка и на моря, омывающие берега Антарктиды. Материковая отмель Антарктиды простирается в среднем на 180 км от берега. Воды всех океанов, омывающих материк, холодные, приливы здесь невысокие - около 1 м.
Толстым слоем льда покрыта Антарктида. Лед медленно спол-зает с материка в океаны. Во многих районах сползающий ледник превращается в шельфовый, т. е. лежащий на материковой отме-ли. Шельфовые ледники, спускаясь в море, обламываются с оглу- шительным треском, и их ледяные части - огромные льдины - всплывают. Так образуются айсберги - ледяные плавающие горы («айсберг» в переводе с английского - «ледяная гора»). В Ан-тарктиде встречаются столообразные и пирамидальные айсберги. Они достигают огромных размеров. Самый большой встречавший- ся в Антарктиде айсберг имел длину 170 км и высоту надводной части 40 м. Плавающий айсберг поднимается над водой только на 7б часть своей величины. Отдельные айсберги плавают до 10 лет. Соленость воды у берегов Антарктиды значительная - около 34 °/оо.
Затем учитель рассказывает об открытии Антарктиды. С дав-них пор существовала легенда о том, что у Южного полюса нахо- дится неизвестная земля «Южный материк». Плавание голланд-ского мореплавателя Абеля Тасмана в 1642 г. опровергло пред-ставление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом. Знаменитый англий-ский мореплаватель Джеймс Кук после продолжительных плава-ний в южных морях (1772-1775) также не нашел «Южной земли».
Подводя итог своей экспедиции к загадочному материку, Д Кук писал: «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство...и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не прине-сут никакой пользы». До конца жизни замечательный морепла-ватель сомневался в существовании Антарктиды. С тех пор поиски «Южной земли» на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.
Спустя пятьдесят лет первая русская антарктическая экспе-диция, возглавляемая знаменитыми мореплавателями и исследо-вателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, опровергла предположение Д. Кука.
В начале XIX в. русская экспедиция открыла материк Антарк-тиду и многие острова в Антарктике. Поэтому на карте многочис- ленные острова названы.русскими именами:, остров Петра I , Зем-ля Александра I , остров Лескова и др. Долго и тщательно готови-лась эта экспедиция. Нужно было подобрать экипаж и командиров судов из опытных, бывалых моряков. Экспедиция состояла из двух военных шлюпов - «Востока» и_«Мирного». Начальником экспе- диции морское министерство назначило капитана Беллинсгаузе-на Фаддея__Фаддеевича. Он же был назначен командиром шлюпа «Восток». Достойным помощником Беллинсгаузена и командиром шлюпа «Мирный» был назначен Михаил Петрович _Лазарев.
Ф. Ф. Беллинсгаузен_родился в_ 1779 г. Ко времени отправле- ния экспедиции он имел большой опыт в дальних плаваниях, да и родился Беллинсгаузен «среди моря», на острове Эзель (теперь остров Сарема в Балтийском море).
«Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря»,- говорил о себе Беллинсгаузен. Восемнадцати лет он окончил Морской корпус в Кронштадте. Во время летней практики плавал к берегам Англии, с 1803 по 1806 г. участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда», которым командовал знаменитый русский мореплаватель PL Ф. Крузенштерн.
Михаил„11ел^ов^ш^1азарев родидс-я-в-17-88 г. и, в противопо ложность Беллинсгаузену, далеко. от моря, во Владимирской губернии. Он также учился в Морском корпусе. Свою службу во флоте М. П. Лазарев начал на Балтийском море. Он участвовал в войне со Швецией и Наполеоном. После окончания войны 1812 г. был назначен командиром корабля «Суворов», направлявшегося в Русскую Америку (Аляску). Во время этого плавания он открыл в Тихом океане группу островов, которые назвал островами Суво рова.
16 июля (f
819
J
.
корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря
и покинули порт Кронштадт. Через три с лишним месяца они подошли к столице Бразилии Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс
на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем дальше к югу, тем становилось холоднее. Встречалось много птиц, особенно
буревестников, проплывали мимо киты. Вскоре показались пер вые айсберги. В начале января 1820 г. был открыт ряд островов, которые мореплаватели нанесли на карту и назвали именами уча
стников экспедиции: острова Лескова, Завадовского и др. (остров
Завадовского оказался действующим вулканом). 28 января корабли впервые подошли к материку.
Между тем все труднее стало пробиваться сквозь льды, кораб-лям приходилось не раз поворачивать на север, чтобы выйти из ледяного плена.
В марте наступила осень, а за ней зима с морозами и шторма-ми. Все опаснее становилось плавание. Тогда Беллинсгаузен ре-шил вести суда в Австралию. 21 марта 1820 г. страшный шторм в Индийском океане, продолжавшийся несколько суток, разъеди-нил шлюпы.
В половине апреля первым бросил якорь в гавани Порт-Джек-сон (ныне Сидней) шлюп «Восток», а через семь дней сюда же пришел и шлюп «Мирный». Так закончился первый период ис следований.
В Порт-Джексоне шлюпы пробыли только месяц, чтобы произ- вести необходимый ремонт судов, сильно потрепанных штормами и льдами. В мае 1820 г. суда покинули Австралию для продолже-ния исследований в тропических широтах Тихого океана в период южной зимы. Это плавание ознаменовалось новыми открытиями. По параллели 16° ю. ш. и 140°-146° з. д. был открыт целый архи- пелаг островов. Они получили русские названия. К концу зимы, в сентябре, шлюпы вернулись в Порт-Джексон для подготовки к вторичному походу к южному материку. Только в начале января 1821 г. шлюпы, преодолевая льды, туманы, сильные ветры, напра- вились на юг. 10 января 1821 г. отважные моряки вдали заметили землю. «Берег! Берег!» - повторялось повсюду. На 69°59" ю. ш. и 92°19" з. д.былвысокий скалистыйостров,занесен ный снегом. В честь создателя русского флота остров назвали именем Петра I . 17 января «Восток» и «Мир ный» подошли к гористому берегу, названному Землей Александра I . «Я называю обретение сие берегом потому, что отдален ность другого конца к югу исчезла за предел зрения на- шего. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег сей обширен или по крайней мере состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими» - так писал о своем открытии начальник экспедиции Ф.,Ф. Беллинсгаузен.
Открытием этого берега русская экспедиция подтвердила су-ществование Антарктического материка, к краю которого она не- однократно уже подходила. Таким образом, честь открытия.Ан-тарктиды принадлежит русским морякам_и_русскому флоту.
В плавании экспедиция пробыла 751 день. Суда «Восток» и «Мирный» прошли 92 тыс. км. 5 августа 1821 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт.
Через 20 лет, а именно_2.2..янвэря1840 г., французская экспедиция, возглавляемая Дюмон -Дюрвилем высадилась на побережье Антарктиды.
После этого были еще научные экспедиции в Антарктиду: английская, бельгийская, немецкая, французская, которые нано-сили на карту побережье материка, проводили метеорологические ж магнитные наблюдения.
В 1907-1908 гг. английской экспедицией в Антарктиду руко- водил Эрнест Шеклтон (1874-1922). Он пытался пешком дойти до Южного полюса. Из-за недостатка продовольствия он вынуж-ден был вернуться, не дойдя до цели всего 180 км.
Почти через 100 лет после открытия Антарктиды:; _14 декабря 1911 г., замечательный полярный исследователь Руаль Амундсен открыл Южный полюс.
К Южному полюсу одновременно шли две экспедиции - нор- вежская Амундсена и английская Роберта С котта.
Руаль Амундсен - полярный путешественник - родился в 1872 г. Он впервые прошел в 1903-1906 гг. Северо-западным про- ходом с востока на запад - от Гренландии к Аляске. В 1910 г. на судне «Фрам» он отплыл из Норвегии к берегам Антарктиды. В феврале 1911 г. Амундсен подошел к барьеру Росса и зимовал на 79° ю. ш. В октябре, в начале антарктической весны, Амунд-сен с товарищами двинулся в путь. У них было пять саней, 70 собак и четырехмесячный запас продовольствия. Они ежедневно проходили по 30 км на высоте до 4000 м. Экспедиция Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и более-менее легко преодолевала расстояния. 14 декаб- ря 1911 г. Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе. Там он сделал снимок: участники похода поднимают над полюсом нор- вежский национальный флаг.
Экспедиция Амундсена благополучно вернулась домой. Роберт Скотт родился в 1868 г. В первой антарктической экс-педиции (1Уи1-1У04) он изучал природу антарктических остро-вов и ледяной барьер Росса. Во второй экспедиции он поставил цель: достичь Южного полюса.
Английская экспедиция шла по горным плато с крутыми скло-нами на санках, запряженных шотландскими пони, и на моторных санях. Однако сани быстро вышли из строя. Пони проваливались в снег, с трудом преодолевали подъемы. Сани были тяжело нагру- жены; кроме всего, пришлось везти с собой много корма для пони. Уже на первой половине пути обессилевших пони пришлось за- стрелить.
79 дней в суровых условиях шел Р. Скотт со своей экспедици-ей. 18 января 1912 г. Скотт и его товарищи достигли Южного полюса, но их ждало разочарование. На полюсе стояла палатка с норвежским флагом и надпись Амундсена: «Добро пожаловать».
В тот же день Скотт и его спутники двинулись в обратный" путь, но на родину не вернулись. Ненастная погода, которая сопутство- вала им, затрудняла движение экспедиции. Произошла трагедия. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антаркти-ды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада, кото- рый они оставили на пути к полюсу. В дневнике, который Скотт вел до последнего дня, было написано: «...мы знали, что идем на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться провидению, решив до- ждаться конца. ...Я умираю в мире с собой и со всем миром».
Урок 2
Тема. Современные исследования Антаркти- ды, ледяной покров и рельеф.
Пособия: физическая карта полушарий, карта Антарктиды, стенная картина «Поселок Мирный в Антарктиде», иллюстрации о работе советских ученых в Антарктиде.
Вопросы для повторения и проверки знаний уча-щихся
Что можно сказать о географическом положении Антарктиды? Какова площадь Антарктиды в сравнении с другими материками? Когда и кем была открыта Антарктида?
Изучение нового материала
На этом уроке учитель в основном рассказывает сам.
Со времени открытия Антарктиды русскими моряками до на-ших дней сотни экспедиций побывали на этом материке. Однако до сих пор Антарктиду называют континентом, который еще не раскрыл свои тайны. В послевоенные годы в капиталистическом мире возник повы- шенный интерес к Антарктиде. 7 июня 1957 г. правительство СССР выступило с меморандумом по вопросу о режиме Антаркти- ки. Напомнив о заслугах русских первооткрывателей и об интере-сах нашей страны в этой части света, Советское правительство заявило, что не может признать законным любое решение о режи-ме Антарктики, принятое без его участия.
Освоение Южной полярной области, начатое русскими моря-ками, успешно продолжают советские моряки и ученые.
Более десяти лет назад 12 государств, и в том числе Советский Союз, заключили договор об использовании территории Антарк-тиды только в мирных целях.
В настоящее время в Антарктиде работают советская, аме-риканская, бельгийская, французская, австралийская и другие научные экспедиции.
Первые исследования Советского Союза в Антарктике относят- ся к 1 946-г- С этого времени китобойная флотилия «Слава» нача-ла ежегодный промысел китов в водах Антарктики. Научные со-трудники флотилии проводили изучение природы этой полярной области.
С 1956 г. в разных местах советского сектора Антарктиды в суровых природных условиях организованы и ведут научные наблюдения станции «Мирный» (66°33" ю. ш., 93° в. д.), «Пионер- ская» (69°44" ю. ш., 95 о 30" в. д.), «Восток» (в районе геомагнит-ного полюса - 78°27" ю. ш., 106°52" в. д.), «Оазис», «Советская» и др.
В январе 1956 г. к берегу материка подошел ледокольный ди зель-электроход «Обь» с советской антарктической экспедицией,
«Флагманское судно Первой советской антарктической экспе- диции дизель-электроход «Обь» остановился у скопления огром-ных айсбергов. Мы уже в непосредственной близости от цели, но материка пока не видно, он скрывается за плавающими ледяными великанами.
После того как было уточнено по солнцу место нашего нахож- дения, капитан «Оби» И. А. Манн осторожно повел корабль меж-ду айсбергами, и вот перед нами открылся ледяной континент. Несмотря на очень ранний час, солнце было довольно высоко над горизонтом, снега и льды ослепительно сияли в его лучах. Был самый разгар южнополярного лета, в Антарктиде господствовал полярный день.
В ясный солнечный день Антарктида выглядела величественно и отнюдь не сурово. Но это были холодная красота и обманчивый покой застывшего в безмолвии царства льда и снега. Через не-сколько дней налетел ураганный ветер, скрывший все в вихрях пурги».
20 января к Антарктиде подошел второй ледокольный дизель- электроход «Лена». «Обь» и «Лена» доставили к берегам Антарк- тиды свыше 6 тыс. т различных грузов: разборные дома, самоле-ты и вертолеты, электростанции, тракторы, бульдозеры, различное оборудование, научную аппаратуру, горючее. 25 января к берегу подошло еще одно судно (рефрижератор № 7), которое достави-ло продовольствие.
После тщательной разведки побережья был выбран участок для строительства базы, названный Берегом Правды. Здесь выро-сла полярная станция «Мирный». Отсюда начали советские уче-ные антарктические исследования.
С тех пор как советские ученые сошли на берег Антарктиды, там непрерывно ведется исследовательская работа. Открыты но-вые острова, мысы, горы, которых прежде не было на географи-ческой карте. Главная особенность А нтарктиды- её огромный ледяной щит. Исследования показали, что средняя толщина ледя- ного щита составляет около 2600 м, а объем льда - около 30 млн. куб. км. Наибольшаятолщина щитапревышает 4000 м.
Стало известно также, что в центре материка подо льдом рас- положены горы протяженностью более 1000 км высотой свыше 3000 м над уровнем моря. В западной части Антарктиды обнару-жено много горных хребтов, их отдельные вершины превышают 5000 м.
Советские исследователи совершили походы на санно-гусенич- ных поездах в глубь материка. (Учащимся предлагается просле-дить эти маршруты по рисунку учебника, указать наибольшую и наимень-шую толщину ледникового покрова на рис. 64 в учебнике.)
Антарктида вместе с ледниковым покровом выше всех других частей света. Если в Евразии, Африке, Америке средняя высота близка к 725 м над уровнем моря, то средняя высота Антарктиды достигает 2200 м, Южный полюс лежит на высоте 2700 м над уровнем океана.
Горообразование в Антарктиде еще не прекратилось, о чем свидетельствует имеющийся здесь действующий, вулкан Эребус (в переводе с греческого означает «вечный мрак подземного цар- ства»). Учащимся предлагается на картах найти этот вулкан, расположенный на острове Росса.
В недрах материка обнаружено много полезных ископаемых: уголь, медь, хром, никель, графит, золото (всего около 150 назва- ний).
В заключение урока учащиеся на контурную карту наносят советские полярные станции, обозначенные в атласе (стр. 10), их координаты записывают в тетрадь (с округлением до одного гра- дуса). Например, запись будет такая:
Мирный -66° ю. ш. 93° в. д.
Восток - 78° ю. ш.107° в. д.
Молодежная- 68° ю. ш. 47° в. д.
Новолазаревская - 70° ю. ш. 13° в. д.
Дома нанести другие советские антарктические станции. Ко- ординаты для выполнения этой работы учащиеся записывают в тетрадь с доски:
Комсомольская- 74° ю. ш. 97° в. д.
Пионерская- 70° ю. ш. 95° в. д.
Оазис- 66° ю. ш. 101° в. д.
Советская- 78° ю. ш. 84° в. д.
Полюс Недоступности - 82° ю. ш. 54° в. д.
Урок 3
Тема.- Климат, растительный и животный мир.
Пособия: физическая карта полушарий, Антарктиды, стенная картина «Китобойная флотилия в Антарктиде», иллюстрации о животном мире, кинофильм «Антарктида».
Вопросы дляповторения и проверки знаний учащихся
Почему были созданы полярные станции в Антарктиде? С ка-кой целью начали изучать Антарктиду? Каковы особенности по- верхности материка? Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?
Изучение нового материала
По карте из атласа (стр. 32) следует определить, в каком климатическом поясе расположена Антарктида, затем по клима- тической карте (стр. 10) назвать изотермы с самой высокой тем-пературой летом и с самой низкой - зимой, минимальную темпе- ратуру на станции «Восток», а также районы с минимальным и максимальным количеством годовых осадков.
Потом предложить учащимся прочитать текст учебника о климате Антарктиды (стр. 90-91), после чего провести беседу примерно по таким вопросам: почему Антарктида является об-ластью вечного холода на Земле? Почему солнечное тепло, кото-роеполучаетАнтарктида (она получает его больше, чем Африка), не может растопить льды? Каковы свойства антарктической воздушной массы? В чем причина возникновения постоянных стоковых ветров?
Низкая температура, сильные ветры и штормы, частые снего-пады и туманы - вот показатели климата Антарктиды. Если зи-мой на станции «Мирный» среднемесячная скорость ветра дости- гает 17-18 м в секунду (60-65 км в час), то во время урагана ветер дует со скоростью 56-70 м в секунду, т. е. 200-250 км в час.
Однако в Антарктиде среди сплошного оледенения встречают-ся большие пространства, лишенные льда. Их называют оазиса- ми. Поверхность оазисов холмиста, покрыта каменными осыпя-ми. Между холмами много соленых и пресных озер разных раз-меров. Вода в одних озерах летом кажется зеленой, в других - желтой, в третьих - коричневой. Это зависит от водорослей, за- полняющих озера. О растительном и животном мире Антаркти-ды рассказывает учитель, используя различные наглядные посо-бия.
Антарктида - очень обширная и бесплодная область земного шара. Жизнь обитающих в этом районе животных связана исклю-чительно с морем. Следует отметить, что при сравнительно малом количестве видов птиц и зверей численность их велика.
В Антарктиде обитают пингвины, буревестники, южнополяр-ные поморники и др.
Пингвины адели - самые распространенные в Антарктиде. Они" небольшие: рост их достигает 50 см, а вес - 5-8 кг. Гнез-дятся адели на скалистых островах у берегов Антарктиды. Импе- раторские пингвины значительно больше аделей. Неповоротливые с виду пингвины могут проходить большие расстояния, а в воде необыкновенно подвижны. Живут пингвины колониями, где всег-да очень шумно. В сильные холода они согреваются, плотно при- жавшись друг к другу.
Императорские пингвины прекрасно приспособились к жизни в Антарктиде. В зимние холода полярной ночи самка откладывает одно яйцо, которое высиживает самец, держа его на лапах под кожной складкой, свисающей с брюшка в виде фартука. Когда один из родителей уходит на промысел, другой кормит детеныша «птичьим молоком». Особые железы перерабатывают пищу пинг- вина в кисловатую жидкость, ее-то взрослый пингвин и отрыги-вает в клюв пингвиненку. К концу лета птенцы становятся взрос- лыми. Но суровые условия природы позволяют лишь каждому третьему птенцу дожить до зрелого возраста. В Антарктиде из-вестно несколько гнездовий императорских пингвинов, в которых насчитывается примерно 135 тыс. птиц.
У берегов Антарктиды и на островах встречаются различные тюлени: морской лев - беспощадный враг пингвинов, котик, мор ской слон и др. В антарктических водах обитают синий кит, финвал, горбач, кашалот и др. Киты самые крупные животные на земле. В дли-ну они достигают 30 м, а веса 100 г. Детеныш синего кита рож-дается до 7 м в длину, а весом до 2 т. Питаются киты мелкими ракообразными размером от 4 до 5 мм (планктоном).
Кит - промысловое животное. Один финвал дает в среднем 10 т жира, синий кит - 18 г жира, горбач - 8 г.
В Антарктиде обнаружено около 700 видов различных расте-ний: водорослей, лишайников и мхов. Цветковые растения (два вида) и тундровая растительность встречаются на островах.
Богат растительный и животный мир придонной части берегов Антарктиды. Советские ученые обнаружили в прибрежных частях Антарктиды на глубине до 50 м разнообразных животных: губок, кораллов, актиний, морских звезд, морских ежей, лилий... Всех животных так много, что в некоторых местах они сплошь покры-вают дно.
Изучение и освоение шестой части света позволит проложить воздушные пути между южными материками. Наблюдения за по-годой в Антарктиде помогают с большей точностью предсказы-вать погоду на других материках. Постоянного населения в Антарктиде нет, но туда ежегодно направляются научные экспе-диции для изучения «Южной земли».
Много стало известно о шестом материке, но еще больше пред- стоит узнать. Антарктида еще хранит много тайн.
Урок и изучение темы заканчиваются просмотром учебного кинофильма «Антарктида». Фильм состоит из двух частей. В пер-вой части речь идет о географическом положении и площади мате- рика, о моментах из истории исследования, начиная от плавания Беллинсгаузена и Лазарева и кончая строительством поселка Мирный. Первая часть заканчивается показом поверхности Антарктиды, ее климатических особенностей, материкового льда, айсбергов, окружающих морей. Вторая часть повествует о растительном и животном мире окружающих морей и океанов, о работе советских ученых и советской китобойной флотилии. Фильм заканчивается панорамой поселка Мирный.