Антарктикой называется обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий климатическим, океанологическим и т. д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. В научных кругах высказывались различные точки зрения относительно того, что брать за географическую границу Антарктики. В качестве таковой предлагались: комбинация из 60-й и 50-й параллелей ю.ш.; Южный полярный круг (60°30 ю. ш.); годовая температурная изотерма; средняя граница распространения морских льдов. В конечном счете, подавляющее большинство ученых пришли к мнению, что северной границей Антарктики следует считать линию антарктической конвергенции - полосу слияния холодных антарктических вод с водами умеренных широт. Являясь естественным климатическим и биологическим барьером, эта линия непостоянна. В зависимости от сезона она в ряде мест поднимается до 50° ю. ш. и опускается до 60° ю. ш. Воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов к югу от линии антарктической конвергенции характеризуются исключительным своеобразием состава фитопланктона, фауны морских организмов, их распределением и иногда именуются Южным океаном.

Антарктида. Сердцем Антарктики является материк Антарктида. Его площадь составляет около 13500 тыс. кв. км, что больше Европы и почти в два раза превосходит Австралию. В эту площадь включены обрамляющие материк постоянные шельфовые ледники общей площадью более 1 млн. кв. км. Площадь его сокращается из год в год, из-за таяния льдов. Практически невозможно провести границу между ледовой шапкой, покрывающей материк, и шельфовым ледником, поскольку последний фактически является продолжением материкового ледника. Под весом ледникового покрова материк утоплен в среднем па 600 м.

Кратчайшее расстояние от Антарктиды до Южной Америки - 1000 км, до Австралии - 3100 и до Африки - 3980 км. В сторону Южной Америки тянется длинный и узкий Антарктический полуостров, северная оконечность которого, мыс Сифре, достигает 63°13` ю. ш. (самая северная точка А.). Центр материка, который получил название "полюс относительной недоступности", расположен приблизительно на 84° ю. ш. и 64° в. д., в 660 км от Южного полюса. Береговая линия длиной свыше 30 тыс. км слабо изрезана и почти на всём протяжении представляет собой ледниковые обрывы (барьеры) высотой до нескольких десятков метров.

Рельеф. Удивительно, но оказывается, что Антарктида - это самый высокий материк Земли. Средняя высота поверхности ледникового покрова 2040 м, что в 2,8 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков (730 м). Средние высоты коренной подлёдной поверхности Антарктиды - 410 м. По различиям в геологическом строении и рельефе Антарктида разделяется на Восточную и Западную. Поверхность ледникового щита Восточной части, круто поднимаясь от берегов, в глубине материка становится почти горизонтальной; центральная, наиболее высокая его часть (в районе плато Советское), достигает 4000 м и является главным ледоразделом, или центром оледенения Восточной Антарктиды. В Западной Антарктиде располагаются три центра оледенения высотой 2- 2,5 тыс. м. Вдоль побережья часто простираются обширные низменные равнины шельфовых ледников (обычно на высоте 30-100 м над уровнем моря), два из которых имеют огромные размеры (Росса - 538 тыс. км2,Фильхнера - 483 тыс. км2).

Рельеф коренной (подлёдной) поверхности Восточной Антарктиды представляет собой чередование высоких горных поднятий с глубокими впадинами. Наиболее глубокая впадина Восточной Антарктиды располагается к югу от Берега Нокса. Основными поднятиями являются подлёдные горы Гамбурцева и Вернадского, поднимающиеся в центральной части Восточной Антарктиды до высоты 3390 м. Частично перекрыты льдом Трансантарктические горы (г. Керкпатрик, 4530 м). Над ледниковой поверхностью поднимаются также хребты Земли Королевы Мод, горы Принс-Чарлз и др. Рельеф Западной Антарктиды более сложен. Горы чаще "прорывают" ледниковый покров, особенно на Антарктическом полуострове. Хребет Сентинел в горах Элсуорт достигает высоты 4897 м (массив Винсон) - высшая точка Антарктиды.

Антарктический материк покрыт почти сплошным ледяным покровом, толщина которого в среднем составляет 2000 м, а местами превышает 4000 м. Только 4% Антарктиды свободно ото льда. Согласно широко распространенной среди геологов теории, около 200 млн. лет назад Антарктида, Южная Америка, Африка, Австралия, Новая Зеландия и Индия составляли единый континентальный массив, получивший название Гондвана. Теория Гондваны дала основание для высказывания предположений о наличии в Антарктиде богатых месторождений железа, угля, меди, никеля, кобальта, хрома, урана, нефти и др., подобных тем, что обнаружены в Южной Африке, Австралии и Южной Америке. Последние исследования показали, что западная часть Антарктиды, отделяемая от восточной цепью Трансантарктических гор, не является, очевидно, сплошным континентальным массивом, а представляет собой архипелаги островов, покрытые сплошной единой ледяной плитой.

Климат. Климат Антарктиды называют полярным континентальным (исключая побережье). Несмотря на то, что в Центральной Антарктиды зимой в течение нескольких месяцев продолжается полярная ночь, годовая суммарная радиация приближается к годовой суммарной радиации экваториальной зоны. Однако до 90% приходящего тепла отражается снежной поверхностью обратно в мировое пространство и только 10% идёт на её нагревание. Поэтому радиационный баланс Антарктиды отрицательный, а температура воздуха очень низка.

В Центральной части Антарктиды располагается полюс холода нашей планеты. На станции Восток в 1983 году зарегистрирована рекордная температура -89,6°С. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С. Даже летом температура никогда не поднимается выше -20°С. На побережье, особенно в районе Антарктического полуострова, температура воздуха достигает летом 10-12°C, а в среднем в самый тёплый месяц (январь) составляет 1°С, 2°С. Зимой же (июль) на побережье температура в среднем за месяц колеблется от -8 на Антарктическом полуострове до -35°С у края шельфового ледника Росса. Холодный воздух скатывается из центральных районов Антарктиды, образуя стоковые ветры, достигающие у побережья больших скоростей (средняя годовая до 12 м/сек), а при слиянии с циклоническими воздушными потоками превращающиеся в ураганные (до 50-60, а иногда и 90 м/сек).

Характерной чертой климата Антарктики является большая частота циклонных штормов. В некоторых районах среднегодовая скорость ветра превышает 20 узлов. Зимой паковый лед охватывает Антарктический материк сплошным кольцом и в некоторых местах образует поля шириной до 1700 км. Антарктические айсберги, возникающие в результате облома фронтальной части шельфовых ледников, намного крупнее арктических айсбергов и в длину иногда превышают 100 км. В последние годы, в связи с потеплением климата, устанавливаются своеобразные рекорды по размеру айсбергов, откалывавшихся от шельфовых ледников Антарктиды. Это вызывает обоснованную тревогу общественности и ученых.

История исследования Антарктиды.

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и свое название - anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Все еще неувиденная и неизведанная, Антарктида появилась на географических картах раннего средневековья под названием Terra Australis Incognita - Земля Южная Неведомая. После того как Васко да Гама обнаружил, что к югу от мыса Доброй Надежды лежит свободное водное пространство, а Ф. Магеллан во время своего плавания в 1519-1521 годах открыл южные оконечности Американского континента, предполагаемый южный материк стали изображать по всей южной полярной области. Именно так он показан в атласе Г. Меркатора, вышедшем в 1587 году. Гипотезы о существовании и местоположении загадочного материка выдвигались в XVII и XVIII веках учеными различных стран. Великий русский ученый М. В. Ломоносов высказал в 1761 году предположение, что в южной полярной области существуют острова и „матерая земля".

Мореплаватели неоднократно предпринимали попытки найти Антарктиду, но долгое время никому из них это не удавалось. Кругосветное путешествие английского мореплавателя Джеймса Кука в 1772-1775 годах в значительной степени было посвящено поискам Антарктиды. В январе 1774 года под 74°10` ю. ш. и 106°54` з. д. в районе, который впоследствии получил название моря Амундсена, Кук, встретив сплошной ледяной барьер, через который невозможно было пробиться, прекратил дальнейшие поиски и повернул обратно. Через год Кук вновь был в антарктических водах, на юге Атлантического океана. Он открыл здесь остров Южную Георгию и Землю Сандвича (Южные Сандвичевы о-ва), но Антарктического материка не нашел. В своем отчете о плавании Кук писал: „Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания... Я льщу себя надеждой, что задачи моего путешествия во всех отношениях выполнены полностью; южное полушарие достаточно обследовало; положен конец дальнейшим поискам южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав и был излюбленным предметом рассуждений для географов всех времен... Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы"2. Таким образом, Кук поставил под сомнение саму возможность существования Антарктического материка и утверждал, что область, лежащая за Южным полярным кругом, бесполезна для человечества. Ошибочные выводы Кука значительно затормозили дальнейшие поиски Антарктиды. После его плаваний почти в течение полувека в Антарктику не посылалось экспедиций с такой целью. Только промьшленники-тюленебои, обнаружившие большие лежбища тюленей на Антарктических островах, продолжали и после Кука плавать в этих водах, проникая все далее на юг, в более высокие широты Южного полушария.

Открытие Антарктиды русскими моряками.

Именно русским мореплавателям удалось опровергнуть утверждения Кука, открыть Антарктиду и начать эру научных исследований нового материка. Русские ученые-мореплаватели - И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычсв, В. М. Головнин и др., основываясь на научных данных, неоднократно высказывали мысль о том, что выводы Кука ошибочны, и утверждали, что южный материк существует. Именно они выступили инициаторами русской экспедиции для поисков Южного материка. Предложение флотоводцев получило одобрение Александра I в начале февраля 1819 г. И сразу же выяснилось, что времени осталось чрезвычайно мало: отплытие намечалось на лето того же года. Вот почему началась спешка и в состав экспедиции пришлось включить разнотипные суда шлюп «Восток» (985 т) и транспорт, переоборудованный в шлюп водоизмещением 884 т, получивший имя «Мирный»; оба корабля практически не были приспособлены к плаванию в полярных широтах.

Должность начальника экспедиции и капитана «Востока» долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) Беллинсгаузена, участника плавания И. Крузенштерна в 1803-1806 гг. Поэтому все труды по набору экипажей кораблей (около 190 человек), обеспечению их всем необходимым для длительного плавания и переоборудованию транспорта в шлюп легли па плечи лейтенанта Михаила Петровича Лазарева, командира «Мирного». Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».


4 июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и в декабре достигли острова Южной Георгии. Два дня моряки производили опись ее юго-западного берега и открыли небольшой остров, названный в честь лейтенант «Мирного» Михаила Анненкова. Взяв затем курс на юго-восток, экспедиция 22 и 23 декабря 1819 г. открыла три небольших вулканических острова. Двигаясь далее к юго востоку, суда достигли «Земли Сандвича», открытой Д. Куком. Она оказалась архипелагом, за которым Ф. Беллинсгаузен оставил с некоторым изменением старое название - Южные Сандвичевы о-ва. Русские моряки первые установили их связь с другими островами и скалами Юго-Западной Атлантики и указали на наличие подводного хребта между ними. Затем экспедиция некоторое время шла вдоль 60 параллели и потом резко повернула к югу. 28 января 1820 года произошло историческое событие, корабли подошли к неизвестному ранее материку. В течение последующих двух месяцев российские мореплаватели еще несколько раз подходили к берегам Антарктиды. С наступлением зимы суда отправились к берегам Австралии. В октябре 1820 года экспедиция вновь отправилась в Антарктиду. Корабли обогнули Ледовый материк со стороны Тихого океана. Были открыты острова Петра Первого, Шишкова, Мордвинова, Земля Александра I, уточнены координаты некоторых ранее открытых островов. 5 августа 1821 года экспедиция возвратилась в Кронштадт (всего было пройдено свыше 92 тысяч километров, шесть раз суда пересекали Южный полярный круг, доказав относительную безопасность плавания в антарктических водах.

Приоритет открытия Антарктиды русскими мореплавателями получил признание у западноевропейских исследователей. Так, руководитель английской антарктической экспедиции (1840--1843 гг.) Д. Росс писал: „Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Ф. Ф. Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».

Второй период географического исследования Антарктиды.

В 1820-1821 английские и американские зверопромышленные суда (руководители Э. Брансфилд и Н. Палмер) находились близко к Антарктическому полуострову (Земля Грейама). Плавание вокруг Антарктиды и открытие Земли Эндерби, островов Аделейд и Биско совершил в 1831-33 английский мореплаватель Дж. Биско. Но настоящий прорыв произошел в период с 1838 по 1842 годы, когда три экспедиции из разных стран смогли впервые высадиться на территорию ледового материка и провести большие по объему и интересные научные исследования. Французская экспедиция под командованием Ж. Дюмон-Дюрвиля высадилась на территорию так называемой Земли Адели, а также открыла Землю Луи Филиппа, Землю Жуанвиля и Землю Клари. Американцы под командованием Ч. Уилкс, окрестили территорию открытую ими Землей Уилкса. Третьим героем оказался англичанин Дж.Росс, который назвал открытый им район суши в честь своей королевы - Землей Виктории, ему удалось также впервые пройти вдоль гигантского шельфового ледника Росса, вычислила местоположение Южного магнитного полюса.


После этих плаваний в Антарктиде наступил пятидесятилетний период затишья. Интерес к ней возрос в конце 19 века в связи с тем, что из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике. В Антарктике побывало несколько экспедиций: шотландская на судне «Валена» (1893), открывшая Землю Оскара II, позже так названную норвежской экспедицией на «Язоне» и «Антарктике» (1893-94); последняя обнаружила Берег Ларсена и осуществила высадку на берег Антарктиды в районе мыса Адэр; бельгийская (1897-99) под руководством А. Жерлаша, зимовавшая в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика», и английская на «Южном Кресте» (1898-99), организовавшая зимовку на мысе Адэр (начало зимовки К. Борхгревинк).

1. Какие части земной поверхности включает область, называемая Антарктидой?

Южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

2. Отразите в таблице сведения об открытии и изучении Антарктиды.

3. Опишите географическое положение Антарктиды по плану в приложении учебника.

1. Пересекает Южный полярный круг (полностью располагается в полярной области планеты), расположен в Южном полушарии, пересекается нулевым меридианом.
2. Северная крайняя точка – мыс Сифре 63⁰ ю.ш., 57⁰ в.д.
3. Расположен в субантарктическом и антарктическом климатических поясах.
4. Омывается водами Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
5. От других материков отделён огромным океаническим пространством (ближайший – Южная Америка).

4. Определите в градусной мере и километрах расстояние от Антарктиды до:

а) Африки 36⁰, 3980 км;
б) Южной Америки 9⁰, 1000 км;
в) Австралии 28⁰, 3100 км.

5. Установите различия в рельефе западной и восточной частей Антарктиды. Обоснуйте ответ.

В основании восточной части – древняя платформа (поверхность представляет собой приподнятое плоскогорье), а западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости (представляет собой молодое горное сооружение).

6. По климатической карте Антарктиды определите:

а) среднюю температуру воздуха в январе в центре материка -23⁰С, на побережье 0- +5⁰С;
б) среднюю температуру воздуха в июле в центре материка -60⁰С, на побережье -18⁰С;
в) минимальную температуру воздуха -89,2⁰С;
г) максимальную температуру воздуха +14,6⁰С.

7. Назовите типичных представителей органического мира Антарктики.

Млекопитающие
– тюлени;
Птицы – буревестник, чайки-поморники, пингвин.

8. Пользуясь текстом учебника, сделайте рисунок антарктического оазиса.

9. Попробуйте нарисовать образование айсберга из шельфового ледника Антарктиды.

10. В каких компонентах природы материка проявляется широтная зональность?

В распределении осадков и температур.

12. Назовите направление возможного использования природных богатств (и даже географического положения) Антарктики в научных и хозяйственных целях.

Разведка и добыча полезных ископаемых, возможно, растопка льда для получения пресной воды, проектирование в Антарктиде городов будущего.

13. Предложите перечень природоохранных мер, которые необходимо проводить в Антарктике.

Ограничения на рыболовство;
уменьшение числа техники, которая загрязняет окружающую среду;
вывоз всего мусора для утилизации вне материка.

Уроки по теме "Антарктида" (1)

АНТАРКТИДА

Урок 1

Тема. Антарктика и Антарктида.Открытие Антарктиды.

Пособия: физическая карта полушарий, карта Антарктиды, стенная картина «Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев у берегов Антарктиды», портреты Р. Амундсена и Р. Скотта, иллюстрации о природе Антарктиды.

Изучение нового материала

Учитель говорит, что учащиеся начинают изучать один из ма-лоизвестных материков, который еще хранит свои тайны. Учащим- ся предлагается на глобусе и картах найти Антарктику и Аркти-ку - полярные области Земли - и определить географическое положение Антарктиды.

Антарктика - южная полярная область, включающая в себя южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктидой в центре. Условной грани-цей Антарктики считают кромку плавучих льдов, проходящую приблизительно между 53-60° ю. гл.

С помощью градусной сетки (по меридианам) учащиеся опре- деляют расстояния от Антарктиды до других материков. Резуль-таты вычислений примерно будут такими:

до Южной Америки - 1000 км, до Австралии - 2100 км, до Африки - 4000 км.

После этого учащиеся по градусной сетке определяют протя- женность Антарктиды по 90° и по 0° - 180° в градусах и кило-метрах.

По 0°-180°:

90 о _71°=19°;90°-82° = 8°;

19°+8°=27°;111 км х 27 «2997 км.

По 90°:

90°-66 о = 24°;90 – 73° = 17 о;

24° + 17° = 41;111 км Х 41 = 4551 км.

По диаграмме (рис. 2) учащиеся определяют площадь Антарк- тиды и сравнивают с площадью других материков.

Учитель обращает внимание учащихся на береговую линию материка и на моря, омывающие берега Антарктиды. Материковая отмель Антарктиды простирается в среднем на 180 км от берега. Воды всех океанов, омывающих материк, холодные, приливы здесь невысокие - около 1 м.

Толстым слоем льда покрыта Антарктида. Лед медленно спол-зает с материка в океаны. Во многих районах сползающий ледник превращается в шельфовый, т. е. лежащий на материковой отме-ли. Шельфовые ледники, спускаясь в море, обламываются с оглу- шительным треском, и их ледяные части - огромные льдины - всплывают. Так образуются айсберги - ледяные плавающие горы («айсберг» в переводе с английского - «ледяная гора»). В Ан-тарктиде встречаются столообразные и пирамидальные айсберги. Они достигают огромных размеров. Самый большой встречавший- ся в Антарктиде айсберг имел длину 170 км и высоту надводной части 40 м. Плавающий айсберг поднимается над водой только на 7б часть своей величины. Отдельные айсберги плавают до 10 лет. Соленость воды у берегов Антарктиды значительная - около 34 °/оо.

Затем учитель рассказывает об открытии Антарктиды. С дав-них пор существовала легенда о том, что у Южного полюса нахо- дится неизвестная земля «Южный материк». Плавание голланд-ского мореплавателя Абеля Тасмана в 1642 г. опровергло пред-ставление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом. Знаменитый англий-ский мореплаватель Джеймс Кук после продолжительных плава-ний в южных морях (1772-1775) также не нашел «Южной земли».

Подводя итог своей экспедиции к загадочному материку, Д Кук писал: «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство...и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не прине-сут никакой пользы». До конца жизни замечательный морепла-ватель сомневался в существовании Антарктиды. С тех пор поиски «Южной земли» на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.

Спустя пятьдесят лет первая русская антарктическая экспе-диция, возглавляемая знаменитыми мореплавателями и исследо-вателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, опровергла предположение Д. Кука.

В начале XIX в. русская экспедиция открыла материк Антарк-тиду и многие острова в Антарктике. Поэтому на карте многочис- ленные острова названы.русскими именами:, остров Петра I , Зем-ля Александра I , остров Лескова и др. Долго и тщательно готови-лась эта экспедиция. Нужно было подобрать экипаж и командиров судов из опытных, бывалых моряков. Экспедиция состояла из двух военных шлюпов - «Востока» и_«Мирного». Начальником экспе- диции морское министерство назначило капитана Беллинсгаузе-на Фаддея__Фаддеевича. Он же был назначен командиром шлюпа «Восток». Достойным помощником Беллинсгаузена и командиром шлюпа «Мирный» был назначен Михаил Петрович _Лазарев.

Ф. Ф. Беллинсгаузен_родился в_ 1779 г. Ко времени отправле- ния экспедиции он имел большой опыт в дальних плаваниях, да и родился Беллинсгаузен «среди моря», на острове Эзель (теперь остров Сарема в Балтийском море).

«Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря»,- говорил о себе Беллинсгаузен. Восемнадцати лет он окончил Морской корпус в Кронштадте. Во время летней практики плавал к берегам Англии, с 1803 по 1806 г. участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда», которым командовал знаменитый русский мореплаватель PL Ф. Крузенштерн.

Михаил„11ел^ов^ш^1азарев родидс-я-в-17-88 г. и, в противопо ложность Беллинсгаузену, далеко. от моря, во Владимирской губернии. Он также учился в Морском корпусе. Свою службу во флоте М. П. Лазарев начал на Балтийском море. Он участвовал в войне со Швецией и Наполеоном. После окончания войны 1812 г. был назначен командиром корабля «Суворов», направлявшегося в Русскую Америку (Аляску). Во время этого плавания он открыл в Тихом океане группу островов, которые назвал островами Суво рова.

16 июля (f 819 J . корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и покинули порт Кронштадт. Через три с лишним месяца они подошли к столице Бразилии Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем дальше к югу, тем становилось холоднее. Встречалось много птиц, особенно
буревестников, проплывали мимо киты. Вскоре показались пер вые айсберги. В начале января 1820 г. был открыт ряд островов, которые мореплаватели нанесли на карту и назвали именами уча стников экспедиции: острова Лескова, Завадовского и др. (остров Завадовского оказался действующим вулканом). 28 января корабли впервые подошли к материку.

Между тем все труднее стало пробиваться сквозь льды, кораб-лям приходилось не раз поворачивать на север, чтобы выйти из ледяного плена.

В марте наступила осень, а за ней зима с морозами и шторма-ми. Все опаснее становилось плавание. Тогда Беллинсгаузен ре-шил вести суда в Австралию. 21 марта 1820 г. страшный шторм в Индийском океане, продолжавшийся несколько суток, разъеди-нил шлюпы.

В половине апреля первым бросил якорь в гавани Порт-Джек-сон (ныне Сидней) шлюп «Восток», а через семь дней сюда же пришел и шлюп «Мирный». Так закончился первый период ис следований.

В Порт-Джексоне шлюпы пробыли только месяц, чтобы произ- вести необходимый ремонт судов, сильно потрепанных штормами и льдами. В мае 1820 г. суда покинули Австралию для продолже-ния исследований в тропических широтах Тихого океана в период южной зимы. Это плавание ознаменовалось новыми открытиями. По параллели 16° ю. ш. и 140°-146° з. д. был открыт целый архи- пелаг островов. Они получили русские названия. К концу зимы, в сентябре, шлюпы вернулись в Порт-Джексон для подготовки к вторичному походу к южному материку. Только в начале января 1821 г. шлюпы, преодолевая льды, туманы, сильные ветры, напра- вились на юг. 10 января 1821 г. отважные моряки вдали заметили землю. «Берег! Берег!» - повторялось повсюду. На 69°59" ю. ш. и 92°19" з. д.былвысокий скалистыйостров,занесен ный снегом. В честь создателя русского флота остров назвали именем Петра I . 17 января «Восток» и «Мир ный» подошли к гористому берегу, названному Землей Александра I . «Я называю обретение сие берегом потому, что отдален ность другого конца к югу исчезла за предел зрения на- шего. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег сей обширен или по крайней мере состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими» - так писал о своем открытии начальник экспедиции Ф.,Ф. Беллинсгаузен.

Открытием этого берега русская экспедиция подтвердила су-ществование Антарктического материка, к краю которого она не- однократно уже подходила. Таким образом, честь открытия.Ан-тарктиды принадлежит русским морякам_и_русскому флоту.

В плавании экспедиция пробыла 751 день. Суда «Восток» и «Мирный» прошли 92 тыс. км. 5 августа 1821 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт.

Через 20 лет, а именно_2.2..янвэря1840 г., французская экспедиция, возглавляемая Дюмон -Дюрвилем высадилась на побережье Антарктиды.

После этого были еще научные экспедиции в Антарктиду: английская, бельгийская, немецкая, французская, которые нано-сили на карту побережье материка, проводили метеорологические ж магнитные наблюдения.

В 1907-1908 гг. английской экспедицией в Антарктиду руко- водил Эрнест Шеклтон (1874-1922). Он пытался пешком дойти до Южного полюса. Из-за недостатка продовольствия он вынуж-ден был вернуться, не дойдя до цели всего 180 км.

Почти через 100 лет после открытия Антарктиды:; _14 декабря 1911 г., замечательный полярный исследователь Руаль Амундсен открыл Южный полюс.

К Южному полюсу одновременно шли две экспедиции - нор- вежская Амундсена и английская Роберта С котта.

Руаль Амундсен - полярный путешественник - родился в 1872 г. Он впервые прошел в 1903-1906 гг. Северо-западным про- ходом с востока на запад - от Гренландии к Аляске. В 1910 г. на судне «Фрам» он отплыл из Норвегии к берегам Антарктиды. В феврале 1911 г. Амундсен подошел к барьеру Росса и зимовал на 79° ю. ш. В октябре, в начале антарктической весны, Амунд-сен с товарищами двинулся в путь. У них было пять саней, 70 собак и четырехмесячный запас продовольствия. Они ежедневно проходили по 30 км на высоте до 4000 м. Экспедиция Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и более-менее легко преодолевала расстояния. 14 декаб- ря 1911 г. Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе. Там он сделал снимок: участники похода поднимают над полюсом нор- вежский национальный флаг.

Экспедиция Амундсена благополучно вернулась домой. Роберт Скотт родился в 1868 г. В первой антарктической экс-педиции (1Уи1-1У04) он изучал природу антарктических остро-вов и ледяной барьер Росса. Во второй экспедиции он поставил цель: достичь Южного полюса.

Английская экспедиция шла по горным плато с крутыми скло-нами на санках, запряженных шотландскими пони, и на моторных санях. Однако сани быстро вышли из строя. Пони проваливались в снег, с трудом преодолевали подъемы. Сани были тяжело нагру- жены; кроме всего, пришлось везти с собой много корма для пони. Уже на первой половине пути обессилевших пони пришлось за- стрелить.

79 дней в суровых условиях шел Р. Скотт со своей экспедици-ей. 18 января 1912 г. Скотт и его товарищи достигли Южного полюса, но их ждало разочарование. На полюсе стояла палатка с норвежским флагом и надпись Амундсена: «Добро пожаловать».

В тот же день Скотт и его спутники двинулись в обратный" путь, но на родину не вернулись. Ненастная погода, которая сопутство- вала им, затрудняла движение экспедиции. Произошла трагедия. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антаркти-ды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада, кото- рый они оставили на пути к полюсу. В дневнике, который Скотт вел до последнего дня, было написано: «...мы знали, что идем на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться провидению, решив до- ждаться конца. ...Я умираю в мире с собой и со всем миром».

Урок 2

Тема. Современные исследования Антаркти- ды, ледяной покров и рельеф.

Пособия: физическая карта полушарий, карта Антарктиды, стенная картина «Поселок Мирный в Антарктиде», иллюстрации о работе советских ученых в Антарктиде.

Вопросы для повторения и проверки знаний уча-щихся

Что можно сказать о географическом положении Антарктиды? Какова площадь Антарктиды в сравнении с другими материками? Когда и кем была открыта Антарктида?

Изучение нового материала

На этом уроке учитель в основном рассказывает сам.

Со времени открытия Антарктиды русскими моряками до на-ших дней сотни экспедиций побывали на этом материке. Однако до сих пор Антарктиду называют континентом, который еще не раскрыл свои тайны. В послевоенные годы в капиталистическом мире возник повы- шенный интерес к Антарктиде. 7 июня 1957 г. правительство СССР выступило с меморандумом по вопросу о режиме Антаркти- ки. Напомнив о заслугах русских первооткрывателей и об интере-сах нашей страны в этой части света, Советское правительство заявило, что не может признать законным любое решение о режи-ме Антарктики, принятое без его участия.

Освоение Южной полярной области, начатое русскими моря-ками, успешно продолжают советские моряки и ученые.

Более десяти лет назад 12 государств, и в том числе Советский Союз, заключили договор об использовании территории Антарк-тиды только в мирных целях.

В настоящее время в Антарктиде работают советская, аме-риканская, бельгийская, французская, австралийская и другие научные экспедиции.

Первые исследования Советского Союза в Антарктике относят- ся к 1 946-г- С этого времени китобойная флотилия «Слава» нача-ла ежегодный промысел китов в водах Антарктики. Научные со-трудники флотилии проводили изучение природы этой полярной области.

С 1956 г. в разных местах советского сектора Антарктиды в суровых природных условиях организованы и ведут научные наблюдения станции «Мирный» (66°33" ю. ш., 93° в. д.), «Пионер- ская» (69°44" ю. ш., 95 о 30" в. д.), «Восток» (в районе геомагнит-ного полюса - 78°27" ю. ш., 106°52" в. д.), «Оазис», «Советская» и др.

В январе 1956 г. к берегу материка подошел ледокольный ди зель-электроход «Обь» с советской антарктической экспедицией,

«Флагманское судно Первой советской антарктической экспе- диции дизель-электроход «Обь» остановился у скопления огром-ных айсбергов. Мы уже в непосредственной близости от цели, но материка пока не видно, он скрывается за плавающими ледяными великанами.

После того как было уточнено по солнцу место нашего нахож- дения, капитан «Оби» И. А. Манн осторожно повел корабль меж-ду айсбергами, и вот перед нами открылся ледяной континент. Несмотря на очень ранний час, солнце было довольно высоко над горизонтом, снега и льды ослепительно сияли в его лучах. Был самый разгар южнополярного лета, в Антарктиде господствовал полярный день.

В ясный солнечный день Антарктида выглядела величественно и отнюдь не сурово. Но это были холодная красота и обманчивый покой застывшего в безмолвии царства льда и снега. Через не-сколько дней налетел ураганный ветер, скрывший все в вихрях пурги».

20 января к Антарктиде подошел второй ледокольный дизель- электроход «Лена». «Обь» и «Лена» доставили к берегам Антарк- тиды свыше 6 тыс. т различных грузов: разборные дома, самоле-ты и вертолеты, электростанции, тракторы, бульдозеры, различное оборудование, научную аппаратуру, горючее. 25 января к берегу подошло еще одно судно (рефрижератор № 7), которое достави-ло продовольствие.

После тщательной разведки побережья был выбран участок для строительства базы, названный Берегом Правды. Здесь выро-сла полярная станция «Мирный». Отсюда начали советские уче-ные антарктические исследования.

С тех пор как советские ученые сошли на берег Антарктиды, там непрерывно ведется исследовательская работа. Открыты но-вые острова, мысы, горы, которых прежде не было на географи-ческой карте. Главная особенность А нтарктиды- её огромный ледяной щит. Исследования показали, что средняя толщина ледя- ного щита составляет около 2600 м, а объем льда - около 30 млн. куб. км. Наибольшаятолщина щитапревышает 4000 м.

Стало известно также, что в центре материка подо льдом рас- положены горы протяженностью более 1000 км высотой свыше 3000 м над уровнем моря. В западной части Антарктиды обнару-жено много горных хребтов, их отдельные вершины превышают 5000 м.

Советские исследователи совершили походы на санно-гусенич- ных поездах в глубь материка. (Учащимся предлагается просле-дить эти маршруты по рисунку учебника, указать наибольшую и наимень-шую толщину ледникового покрова на рис. 64 в учебнике.)

Антарктида вместе с ледниковым покровом выше всех других частей света. Если в Евразии, Африке, Америке средняя высота близка к 725 м над уровнем моря, то средняя высота Антарктиды достигает 2200 м, Южный полюс лежит на высоте 2700 м над уровнем океана.

Горообразование в Антарктиде еще не прекратилось, о чем свидетельствует имеющийся здесь действующий, вулкан Эребус (в переводе с греческого означает «вечный мрак подземного цар- ства»). Учащимся предлагается на картах найти этот вулкан, расположенный на острове Росса.

В недрах материка обнаружено много полезных ископаемых: уголь, медь, хром, никель, графит, золото (всего около 150 назва- ний).

В заключение урока учащиеся на контурную карту наносят советские полярные станции, обозначенные в атласе (стр. 10), их координаты записывают в тетрадь (с округлением до одного гра- дуса). Например, запись будет такая:

Мирный -66° ю. ш. 93° в. д.

Восток - 78° ю. ш.107° в. д.

Молодежная- 68° ю. ш. 47° в. д.

Новолазаревская - 70° ю. ш. 13° в. д.

Дома нанести другие советские антарктические станции. Ко- ординаты для выполнения этой работы учащиеся записывают в тетрадь с доски:

Комсомольская- 74° ю. ш. 97° в. д.

Пионерская- 70° ю. ш. 95° в. д.

Оазис- 66° ю. ш. 101° в. д.

Советская- 78° ю. ш. 84° в. д.

Полюс Недоступности - 82° ю. ш. 54° в. д.

Урок 3

Тема.- Климат, растительный и животный мир.

Пособия: физическая карта полушарий, Антарктиды, стенная картина «Китобойная флотилия в Антарктиде», иллюстрации о животном мире, кинофильм «Антарктида».

Вопросы дляповторения и проверки знаний учащихся

Почему были созданы полярные станции в Антарктиде? С ка-кой целью начали изучать Антарктиду? Каковы особенности по- верхности материка? Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?

Изучение нового материала

По карте из атласа (стр. 32) следует определить, в каком климатическом поясе расположена Антарктида, затем по клима- тической карте (стр. 10) назвать изотермы с самой высокой тем-пературой летом и с самой низкой - зимой, минимальную темпе- ратуру на станции «Восток», а также районы с минимальным и максимальным количеством годовых осадков.

Потом предложить учащимся прочитать текст учебника о климате Антарктиды (стр. 90-91), после чего провести беседу примерно по таким вопросам: почему Антарктида является об-ластью вечного холода на Земле? Почему солнечное тепло, кото-роеполучаетАнтарктида (она получает его больше, чем Африка), не может растопить льды? Каковы свойства антарктической воздушной массы? В чем причина возникновения постоянных стоковых ветров?

Низкая температура, сильные ветры и штормы, частые снего-пады и туманы - вот показатели климата Антарктиды. Если зи-мой на станции «Мирный» среднемесячная скорость ветра дости- гает 17-18 м в секунду (60-65 км в час), то во время урагана ветер дует со скоростью 56-70 м в секунду, т. е. 200-250 км в час.

Однако в Антарктиде среди сплошного оледенения встречают-ся большие пространства, лишенные льда. Их называют оазиса- ми. Поверхность оазисов холмиста, покрыта каменными осыпя-ми. Между холмами много соленых и пресных озер разных раз-меров. Вода в одних озерах летом кажется зеленой, в других - желтой, в третьих - коричневой. Это зависит от водорослей, за- полняющих озера. О растительном и животном мире Антаркти-ды рассказывает учитель, используя различные наглядные посо-бия.

Антарктида - очень обширная и бесплодная область земного шара. Жизнь обитающих в этом районе животных связана исклю-чительно с морем. Следует отметить, что при сравнительно малом количестве видов птиц и зверей численность их велика.

В Антарктиде обитают пингвины, буревестники, южнополяр-ные поморники и др.

Пингвины адели - самые распространенные в Антарктиде. Они" небольшие: рост их достигает 50 см, а вес - 5-8 кг. Гнез-дятся адели на скалистых островах у берегов Антарктиды. Импе- раторские пингвины значительно больше аделей. Неповоротливые с виду пингвины могут проходить большие расстояния, а в воде необыкновенно подвижны. Живут пингвины колониями, где всег-да очень шумно. В сильные холода они согреваются, плотно при- жавшись друг к другу.

Императорские пингвины прекрасно приспособились к жизни в Антарктиде. В зимние холода полярной ночи самка откладывает одно яйцо, которое высиживает самец, держа его на лапах под кожной складкой, свисающей с брюшка в виде фартука. Когда один из родителей уходит на промысел, другой кормит детеныша «птичьим молоком». Особые железы перерабатывают пищу пинг- вина в кисловатую жидкость, ее-то взрослый пингвин и отрыги-вает в клюв пингвиненку. К концу лета птенцы становятся взрос- лыми. Но суровые условия природы позволяют лишь каждому третьему птенцу дожить до зрелого возраста. В Антарктиде из-вестно несколько гнездовий императорских пингвинов, в которых насчитывается примерно 135 тыс. птиц.

У берегов Антарктиды и на островах встречаются различные тюлени: морской лев - беспощадный враг пингвинов, котик, мор ской слон и др. В антарктических водах обитают синий кит, финвал, горбач, кашалот и др. Киты самые крупные животные на земле. В дли-ну они достигают 30 м, а веса 100 г. Детеныш синего кита рож-дается до 7 м в длину, а весом до 2 т. Питаются киты мелкими ракообразными размером от 4 до 5 мм (планктоном).

Кит - промысловое животное. Один финвал дает в среднем 10 т жира, синий кит - 18 г жира, горбач - 8 г.

В Антарктиде обнаружено около 700 видов различных расте-ний: водорослей, лишайников и мхов. Цветковые растения (два вида) и тундровая растительность встречаются на островах.

Богат растительный и животный мир придонной части берегов Антарктиды. Советские ученые обнаружили в прибрежных частях Антарктиды на глубине до 50 м разнообразных животных: губок, кораллов, актиний, морских звезд, морских ежей, лилий... Всех животных так много, что в некоторых местах они сплошь покры-вают дно.

Изучение и освоение шестой части света позволит проложить воздушные пути между южными материками. Наблюдения за по-годой в Антарктиде помогают с большей точностью предсказы-вать погоду на других материках. Постоянного населения в Антарктиде нет, но туда ежегодно направляются научные экспе-диции для изучения «Южной земли».

Много стало известно о шестом материке, но еще больше пред- стоит узнать. Антарктида еще хранит много тайн.

Урок и изучение темы заканчиваются просмотром учебного кинофильма «Антарктида». Фильм состоит из двух частей. В пер-вой части речь идет о географическом положении и площади мате- рика, о моментах из истории исследования, начиная от плавания Беллинсгаузена и Лазарева и кончая строительством поселка Мирный. Первая часть заканчивается показом поверхности Антарктиды, ее климатических особенностей, материкового льда, айсбергов, окружающих морей. Вторая часть повествует о растительном и животном мире окружающих морей и океанов, о работе советских ученых и советской китобойной флотилии. Фильм заканчивается панорамой поселка Мирный.