ВАРИАНТ 1

1.Найдите причастие

А) золотой; Б) озолотить; В) позолоченный; Г) золото

2. Найдите деепричастие

А) сделав; Б) сделанный; В) сделать; Г) дело

3. В каком предложении причастный оборот выделяется запятой

А) Человек идущий по дороге был мне знаком

Б) Мы долго думали о предстоящем походе.

В) Мы ехали по занесенной снегом дороге.

Г) Опавшая с деревьев листва золотым ковром расстилалась перед нами.

4. В каком варианте не с причастием пишется слитно

А) (не)рассказанная история Б) книга (не)прочитана В) (не)купленная, а подаренная вещь

Г) (не)решенная мною задача

5. В каком варианте в суффиксе причастия пишется одна буква н.

А) избалова..ый Б) ухоже..ый В) связа..ая бабушкой Г) дорога пройде..а

6. Найдите неправильный ответ

А) Причастия образуются от глагола

Б) Причастия бывают настоящего, будущего и прошедшего времени

В) Причастия бывают совершенного и несовершенного вида

Г) Полные причастия пишутся с двумя буквами Н

7. Найдите действительное причастие

А) построенный Б) унесенный В) сказавший Г) выученный

8. Назовите признаки наречия у деепричастия

А) вид Б) неизменяемость В) возвратность Г) время

А) открыв окно Б) спустя день В) спустя рукава Г) раскрыв книгу

А) (не)сказав Б) (не)годуя В) (не)читая Г) (не)думая

Утро

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов.

1.Выпишите все деепричастия и укажите глаголы, от которых они образованы.

2.Выпишите причастие и укажите его морфологические признаки.

ВАРИАНТ 2

1.Найдите причастие

А) цвести Б) цветущий В) цвет Г) зацвести

2. Найдите деепричастие

А) золотой Б) выбежав В) догорает Г) убежден

3.Назовите предложение с деепричастным оборотом

А) Мы шли по тропинке усыпанной листьями.

Б) Дорога ведущая к дому была мне знакома

В) Гусь увидя детей улетел.

Г) Это было длинное и грустное письмо.

4. В каком варианте НЕ с причастием пишется раздельно

А) (не) рассказана история Б) (не)прочитанная повесть В) (не)сделанная работа

Г) (не)построенный дом

5. В каком варианте пишется две буквы н в суффиксе причастия

А) мороже..ое мясо Б) груже..ый автомобиль В) краше..ый вчера пол

Г) краше..ый пол

6. Найдите правильный ответ

А) Причастный оборот обособляется всегда

Б) Не с причастиями всегда пишется раздельно

В) Деепричастия образуются от глагола при помощи суффикса

Г) Деепричастия бывают действительные и страдательные

7. Найдите страдательное причастие

А) унаследованный Б) сказавший В) говорящий Г) думающий

8. Назовите признаки прилагательного у причастия

А) вид Б) время В) падеж Г) возвратность

9. Назовите фразеологический оборот

А) приведя в класс Б) приведя в чувства В) думая о прочитанном Г) рассказав историю

10. В каком варианте не с деепричастием пишется слитно

А) (не)доумевая Б) (не)решив В) (не) убрав Г) (не)посмотрев

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Николай Рубцов

1.Выпишите все деепричастия и укажите глаголы, от которых они образованы.

2.Выпишите причасти и укажите его морфологические признаки

Н. А. Погодина, ГБОУ СОШ № 45, Москва

Тест по теме « Деепричастие»

1 .Укажите слово, называющее добавочное действие и показывающее, каким образом совершается действие основного глагола – сказуемого.

Потоптавшись на лужайке, коровы понуро уходят на пастбище.

1.Потоптавшись

3.На пастбище.

2.Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

1.Признаки глагола.

2.Признаки прилагательного.

3. Признаки наречия.

3.Какими грамматическими признаками обладает деепричастие?

1.Вид, возвратность, неизменяемость.

2.Вид,возвратность, лицо, число.

4. Что называется деепричастным оборотом?

1.Деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

2.Деепричастие с зависимыми от него словами.

5.В каком предложении есть деепричастный оборот?

1.Он смутился и сел, краснея, как девушка.

2. Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки.

6. Укажите первое и последнее слово деепричастного оборота.

Мальчик шёл, отыскивая знакомую торговку, мимо корзин, кишевших прозрачными светло-зелёными раками.

1.Отыскивая….торговку.

2.Шёл….отыскивая.

3.Кишевших….раками.

7.Какой морфологической характеристике соответствует приведённое в предложении

деепричастие?

И, преклоняясь к лавровому кусту, дышала роза молодая.

1.Совершенный вид, возвратное, неизменяемое, зависящее от глагола дышала ,выполняющее роль обстоятельства образа действия в составе деепричастного

2.Несовершенный вид, возвратное, неизменяемое слово, зависящее от глагола дышала ,

выполняющее роль обстоятельства времени.

8.Как пишется не с деепричастиями?

1.Согласно правилам употребления не с наречиями, так как это неизменяемые слова.

2.Согласно правилам употребления не с глаголами – отдельно, так как это особая форма

9. Укажите слитно пишущееся деепричастие с не.

1.(Не)вернувшись.

2.(Не)играя.

3.(Не)годуя.

10. Как пишутся деепричастия с не в пословицах?

1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2.(Не)положа, не ищут.

3.(Не)учась и лаптя не сплетёшь.

А). Слитно

Б). Раздельно.

ОТВЕТЫ

1 - 1; 2 – 1,3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1Б,2Б,3Б

6 класс

Тест по теме «Деепричастие»

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по действию, б) добавочное действие, в) действие предмета.

2. Деепричастие объединяет признаки

А) глагола и прилагательного,

Б) глагола и наречия,

В) глагола и существительного.

3. Синтаксические признаки деепричастия:

А) зависит от существительного и является определением,

Б) зависит от глагола и является обстоятельством.

4. Деепричастный оборот – это а) одиночное деепричастие, б) деепричастие с зависимыми от него словами, в) деепричастие с глаголом.

5. Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов: а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

6. Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов:

а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

7. Укажите признаки глагола у деепричастия: а) время,

б) вид,

г) лицо,

д) возвратность.

8. Найдите деепричастия: а) увидел,

б) поднявши,

в) принявший, г) шлепая,

д) спеша,

е) свежо.

9. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
а) Ребятишки прыгали любуясь на елку.
б) Прыгающие ребятишки любовались на елку. в) Ребятишки прыгали и любовались на елку. Г) Прыгая ребятишки любовались на елку.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,
а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

11. Как надо писать не со словами? 1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2.(Не)годуя, он ушел. а) В 1 случае слитно, во 2 – отдельно. б) В1 случае раздельно, во 2 – слитно. в) В обоих случаях слитно. г) В обоих случаях раздельно.

12. Найдите деепричастия совершенного вида, выделите суффикс : а) глядя,

б) прочитав, в) отнявши,

г) улыбаясь.

13. Найдите деепричастия несовершенного вида, выделите суффикс:
а) играя,

б) увидевши, в) кружась,

г) просохнув.

14. Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп,

б) укрепил болт,

в) вырастив урожай,

г) запер на замок.

15. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков?

А) Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б) Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.

В) Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г) Кто-то не спеша шёл по аллее.

16. От какого глагола нельзя образовать деепричастие: а) крыть,

б) лить,

в) жить,

г) плыть.

17. Выберите правильный ответ. а) б) в) Г..лерея а о а К..мбинация о о а Д..ректор и е и Уч..ник е е и П..лисадник а а о

18. Определите часть речи

а) делая- ______________________________________________________________________________

б) указка- _____________________________________________________________________________

в) школьный- __________________________________________________________________________

г) рассказывающий- ____________________________________________________________________

д) написал- ____________________________________________________________________________

е) нигде- ______________________________________________________________________________

ё) одиннадцать- ________________________________________________________________________

ж) а- _________________________________________________________________________________

з) за- _________________________________________________________________________________

и) бы- ________________________________________________________________________________

19. Образуйте деепричастие от глагола «принести»_________________________________

20. При морфемном разборе надо учитывать, что у деепричастия отсутствует _____________________________________________________________________________________

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно - кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

1) Какова тема и главная мысль текста?

2) Определите его стиль, докажите. 3) Какие типы речи характерны для текста? 4) Какой образ создает автор, описывая грибы? 5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу? 6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его. 7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано. 8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А ) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.