Благинина Елена Александровна - поэт, переводчик, мемуарист.

Родилась в семье багажного кассира. Первые уроки словесности получила от деда - сельского священника и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отсюда - из семьи прочных крестьянских корней, из детства, прошедшего в окружении тургеневско-бунинской природы, под музыкальное звучание подлинно русской народной речи - этика и эстетика ее произведений для самых маленьких, неотделимая от атмосферы совсем незажиточного дома, где тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.

После переезда семьи в Курск, окончив Мариинскую гимназию, Благинина поступает в педагогический институт, одновременно все больше осознавая свое писательское призвание. Знаменательным для нее становится 1921, когда впервые было опубликовано ее стих. «Девочка с картинкой», а затем и ряд др.- в альманахе курских писателей. В этом же году Благинина уезжает в Москву, где - с благословения самого В.Брюсова - поступает в возглавляемый им Высший литературно-художественный институт, после окончания которого (1925) трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Затем становится сотрудницей, постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и «Затейник». «Детские» стихи, сочиняемые вначале просто для знакомых рябяти-шек, приобретают для Благининой все большее значение.

В 1936 выходят 2 ее книги для детей «Осень» и «Садко», в 1939 - «Вот какая мама!», в 1940 - «Посидим в тишине», в 1941 - «Мишка-шалунишка». Благинина становится одним из ведущих детских писателей, с 1938 - член СП СССР. Высокий профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического творчества. Она владеет всеми жанрами детской литературы - от сказок, считалок, дразнилок, скороговорок до песен, баллад, детской пейзажной и психологической лирики (пробуждение любви к близким и осознание необходимости заботы об уставшей маме, о дедушке), а давняя домашняя игра с братом в «сестрицу Аленушку и братца Иванушку» («Сказка») естественно приводит к созданию ряда игровых сценариев (в т.ч. для кукольного театра - «Выше дружбы счастья нет», «Петрушка на крыше»). Всепоглощающей любовью наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Посидим в тишине», «Осень» и др.). В маленькой поэме «Аленушка» (1940) даже композиционное построение текста как бы демонстрирует логику изменения характера произведений для детей в зависимости от их возраста. Начало «Аленушки» - восторг общения с ребенком, активная ласковая игра: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички / Темные реснички! / Как у нашей крошки / Тепленькие ножки, / Как у нашей лапки / Ноготки-царапки!». То же самое, но в иной «тихой» интонации - в «колыбельной главке»: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / - Спит ли ваша девочка, / Девочка-припевочка? / - Уходите, заиньки. / Не мешайте баиньки!» Потом появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «Я привез карандаши / Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время осознания необходимости полить огород, так как он - «тоже хочет пить», как и маленькие читатели. Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте - смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба - 1971), «Журавушка (1973) особенно привлекает основанная на ряде приемов фольклорной поэтики патриотическая пейзажная лирика («Черемуха», «Гори-гори ясно», «Золотая осень» и др.), а также тема «братьев наших меньших» (С.Есенин), любовь к которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим маленьким читателям. Детские стихи Благининой переведены на немецкий, польский, болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки. Под ее пером зазвучали по-русски произведения Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинки, Л.Квитко, Ю.Тувима и др.

Уже во второй половине 1960-х в творчестве Благининой все более активно начинает заявлять о себе «взрослая» лирика (сб. «Окна в сад», 1966; «Складень», 1973; ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя»). Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы. Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Сумевшая внутренне противостоять тоталитаризму, отстоять свою независимость, что в меньшей степени удалось, например, Агнии Барто или Вере Инбер (Приходько В. Золушка и принц. С.97), Б. все меньше вписывалась в атмосферу «застойного периода». Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака, Л.Чуковскую и др. В ее доме (в одном из стих, она назвала его «пристанищем чуда») собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954), представителя древнего дворянского рода, участника Великой Отечественной войны, увидевшего при жизни напечатанным только одно свое стихотворение (1929).

В мемуарную прозу Благининой вошел целый ряд воспоминаний о детстве, юности, 1930-х, военном и послевоенном периоде отечественной истории. Эта книга - «о времени и о себе», в ней отразился «век и человек» с его интеллектуальной и нравственной высотой и трагически неустойчивым бытом. Публикацию романа завершает цикл «взрослых» стихов Благининой: «Другие сны слетятся к изголовью, / Умолкнут грозы в стынущей крови. / И все, что называли мы любовью, / Воспоминаньем станет о любви... / И если в час последнего прощанья / Восстанут вдруг в проснувшейся крови / Все неисполненные обещанья, / Все росстани, все горести любви, /Мы встретим их томительным рыданьем, / Обрадуемся, что еще живем, / И то, что называли мы страданьем, / Обыкновенной жизнью назовем...»

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 221-222.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Огонек. М. 1950;

Не мешайте мне трудиться. М., 1959;

Азбука в стихах. М., 1964;

Окна в сад. М. 1966;

Гори-гори ясно! М., 1971;

Журавушка. М., 1973;

Складень. М., 1973;

Стихи, сказки. М., 1990;

Как была я, так и буду быть // Общая газета. 1994. №43. С.16;

Бабушка-забота. М., 1996;

Люблю мучителя своего все неистовее // Новая Россия. 1997. №1,2;

«Я стану чище и моложе...» и др. стихи // Знамя. 1998. № 10.

Литература:

Инбер В. О веселом и серьезном // Детская литература. 1940. №11,12;

Соложенкина С. Е.Благинина. Окна в сад // Новый мир. 1968. №2;

Приходько В.А. Е.Благинина. Очерк творчества. М., 1971;

Озеров Л. И только песня остается. Памяти Елены Благининой // Детская литература. 1989. №9;

Приходько В. Была и буду. О творчестве Е. Благининой // Дошкольное воспитание. №10;

Приходько В. Золушка и принц: предисл.к публикации биографического романа // Новая Россия. 1997. №1. С.97.

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак , Барто , Михалков , появилось новое имя - Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко . Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Елена Александровна Благинина - человек рожденный поэтом.

Елена Александровна Благинина появилась на свет 27 мая 1903 года, в орловской деревне, в семье багажного кассира. Она, будучи внучкой священника, мечтала стать учительницей, чтобы учить детей жизни. История помнит, как эта хрупкая девушка ежедневно перебарывала себя и отправлялась в своих тонких, на веревочной подошве башмаках за семь километров до педагогического института, чтобы обучиться любимому делу. И погода ей была не страшна. Она знала, что рано или поздно, станет тем, кем захочет, главное иметь силу воли и работать. Однако уже в это время её поэтичная душа выпускала страстные, обжигающие стихотворения, и вскоре она поняла, что её страсть к написанию намного сильнее, нежели к преподаванию. Тогда же, во время учебы, в постоянном альманахе студентов появились первые поэтические произведения поэтессы.

Дальше она свернула и пошла по пути своего любимого дела. Она поступила и успешно закончила Высший литературно-художественный институт в Москве, где руководителем был Валерий Брюсов. Страсть к преподаванию и к сочинительству привела её в детскую литературу. Она печаталась на страницах журнала «Мурзилка» и была коллегой Маршака, Барто, Михалкова. Её имя стало распространяться и вскоре обрело звучание. Она всегда писала о том, что любила сама, и что очень ценили дети. Она рисовала для них мечты, в которых теплый ветер разгуливал по степям, вызывая добрый дождик и разговаривая с радугой.

Она часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок.

После печатания в журналах, в свет начали появляться отдельные ее книги. В 1936 году она выпустила сборник «Осень», в который поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года. Дальше она периодически выпускала множество других книг. Но все они были добрыми и красивыми. В них не было насилия и лжи. В них была природная красота и восхищение этой природой.

Елена Благинина работала всю свою жизнь, и потому успела выпустить очень много произведений и прожить долгую жизнь. Она писала и стихи, и всевозможные юморные дразнилки и считалки. Много сил также отдала на переводы известных народных писателей и деятелей. Так, она переводила работы Тараса Шевченко, Юлиана Тувима, Льва Квитко, Марии Конопницкой и других. Лучшие произведения поэтессы вошли в сборники «Улетают - улетели», «Журавушка» и «Гори-гори ясно!».

Последний сборник увидел свет тогда, когда писательницы уже не было в живых. Она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных и сильных произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Благининой Елены Александровны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Благинина Елена Александровна родилась в 1903 году в Орловской губернии в семье железнодорожника. Детские стихи начала писать в тридцатые годы, хотя печататься как поэтесса стала с 18-ти лет. В своих стихах Благинина чаще писала об обычных, повседневных вещах, окружающих ребёнка. Однако есть у нее и произведения, в которых автор превращает обыденное в необыкновенное, и яркий пример этому .

Сборник лучших детских стихов Е. Благининой

КОТЁНОК

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть — как баpхат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хоpош собой!

РАДУГА

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу…

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

ОДУВАНЧИК

Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

ПРО ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК

Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.

Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.

Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала…

Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
«Спать тебе пора давно!»
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок —
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

ФОРТОЧКА

Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою…
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.

Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.

Знаю, знаю — за окном не лето,
Стужа там крепчает под луной.
Почему ж квадратики паркета,
Дрогнув, закачались подо мной?

И вода, взревев, забушевала…
И уж не во сне, а наяву
Я стою на вахте у штурвала,
К берегам неведомым плыву.

Вот сирена бережно и низко
Понесла свой голос в высоту.
Где мы будем завтра?
В Сан-Франциско?
Иль в другом каком-нибудь порту?
Или поплывём без передышки
По лазурной этой глубине?
…Я очнулся. Ноги — как ледышки,
Руки — тоже. Голова — в огне.

Я захлопнул форточку. И стало
Всё на место. Я залез в кровать,
Поплотней зарылся в одеяло
И тихонько начал отплывать.

Звук разнёсся важный и протяжный —
Это полночь за стеною бьёт.
Весь наш дом — корабль многоэтажный —
Океаном тишины плывёт…

ПРО ФЛАЖОК

Поставила мама
В бутылку с водой
Вишнёвый пруточек,
Побег молодой.

Проходит неделя,
И месяц прошёл —
И прутик вишнёвый
Цветами зацвёл.

Я ночью тихонечко
Лампу зажёг
И в банку с водою
Поставил флажок:

Что, если кистями
Флажок зацветёт?
Вдруг вырастет знамя
На будущий год?

Но мама увидела
В комнате свет,
Пришла и сказала:
— Не вырастет! Нет! —
Она говорила: —
Ты, сын, не грусти!
Ты лучше-ка сам
Поскорее расти.
Вот станешь, как папа, —
Работать пойдёшь
И знамя большое
В руках понесёшь.

ОГОНЁК

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

ЭХО

Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо: — Замолчишь ты? —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ишь ты, ишь ты!»
Значит, понимает речь мою.

Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно!»
Значит, понимает речь мою.

Я смеюсь — и всё звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина…
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо…

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.

ВОТ КАКАЯ МАМА

Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!

ШИНЕЛЬ

— Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

— Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Я УМЕЮ ОБУВАТЬСЯ

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

ПОЛЮБУЙТЕСЬ-КА,
ИГРУШКИ!

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

УМОРИЛАСЬ

Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.

Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.

Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья —
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.

Я такому силачу
Два часа дивилась…
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась…

ЧЕРЁМУХА

— Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.

— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

ОСЕННИЙ ДОЖДИК
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.

Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!