100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Александровский дворец, один из лучших образцов палладианского стиля в России, входит в число самых красивых дворцов Санкт-Петербурга. К сожалению, сейчас он снова закрыт на реставрацию, которая продлится до середины 2018 года. Мне удалось побывать в нем несколько лет назад, когда для посещения были открыты лишь некоторые залы.

Александровский дворец со стороны Фасадного пруда

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой . По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Мне надо знать также, какие комнаты выходят в замке на север и какие на юг, восток и запад. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра.

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Как того требовали условия и высокое положение августейшего лица, которому предназначался Новый дворец, архитектор придал его формам величайшую красоту, соединив в то же время полезное с приятным для глаз. Эти нежные линии, эти гармоничные пропорции, эта умеренность орнамента, которыми так обогащено благородное здание, наблюдаются также и во внутренних частях, соответственно различным назначениям их, без нанесения ущерба удобству жилища при стремлении к великолепию и элегантности. Бросая беглый взгляд на план, видно, как хорошо распределены внутренние помещения. Из помещений, предназначенных для дневного пребывания князя, проходят в элегантнейшую большую залу, устроенную для дворцовых празднеств и развлечений – и на открытую террасу, откуда любуются бесконечными окрестностями императорской Царскосельской резиденции… — Джулио Кваренги (сын Джакомо Кваренги), предисловие к изданным в 1821 году в Милане чертежам Дж.Кваренги.

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Портреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном зале

Бильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить» . При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Александровский дворец при Николае I, Александре II и Александре III

Дворец стал любимым местом пребывания императора Николая I . При нём за дворцом закрепилось название Александровского – в честь его предшественника и брата, императора Александра I. Особенно любил он проводить здесь весенние и осенние месяцы. Официальные мероприятия – приемы и торжества, устраивали в Большом Екатерининском дворце. Однако после скоропостижной смерти любимой дочери Александры (Адини, 1825-1844), Николай почти перестал приезжать сюда.

Александр II предпочитал жить в своих покоях в Екатерининском дворце. Александровский дворец стал великокняжеской резиденцией великого князя Александра Александровича, его покои были обустроены в левой стороне. Однако после своего восшествия на престол Александр III большей частью времени жил в .

Николай II и его семья в Александровском дворце

В 1868 году в Александровском дворце родился последний русский император Николай II . После 1904 года он избрал его местом своего постоянного проживания. На месте помещений в правом крыле, которые прежде занимала свита, появились личные покои Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Расположенный неподалеку стал домовой церковью царской семьи.

В это время дворец претерпел ряд перестроек и усовершенствований. К внешней стене первого этажа был пристроен балкон. Была усовершенствована система отопления и водоснабжения, благодаря чему во дворце теперь можно было жить и в холодное время года. В 1897 году из дворца в Кухонный флигель (Дж.Кваренги, пристройки — А.Ф.Видов) по проекту архитектора С.Данини был прорыт подземный тоннель (ныне не действующий).

Кухонный флигель со стороны Кухонного пруда

В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. В Александровском парке напротив Знаменской церкви было вырыто подземное водохранилище, снабжавшее Александровский дворец чистой водой.

Александровский дворец, старая фотография

После событий 1905 года в Александровском дворце были серьезно усилены меры безопасности. В подвалах дворца (которые по своим размерам превосходили основание здания) постоянно находились 200-250 человек дежурных офицеров охраны и обслуги. В императорских покоях были установлены тревожные кнопки, между дежурным помещением, постами у ограды и городской телефонной сетью проведена телефонная линия.

Если в прежние царствования Александровский дворец был, прежде всего, жилищем, а торжественные мероприятия проводили в Большом Екатерининском дворце, то в царствование Николая II все важнейшие события происходили здесь. В 1910 году в Александровском дворце с размахом отметили 200-летие Царского Села, а в 1913 году здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах

Однако впереди их ждала страшная развязка. С 9 марта по 1 августа 1917 года Николай II с семьей содержались в своем дворце под домашним арестом. 1 августа 1917 года царская семья навсегда покинула Александровский дворец и отправилась в ссылку в Тобольск, а оттуда – в Екатеринбург. В последний раз они вышли из дверей Полуциркульного зала в сад и отправились в долгий путь.

Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

В 1918 году в стенах Александровского дворца была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего русского императора. Позднее дворец был отдан под дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших комнатах царских детей разместился Детский дом имени Юных коммунаров. В 1932 году он был закрыт, игрушки и мебель передана в Музей игрушки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца успели эвакуировать лишь часть экспозиции: люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Во время оккупации города в Александровском дворце находился немецкий штаб, а в подвалах – застенки гестапо. На газоне перед дворцом выросли кресты кладбища немецких офицеров.

Разрушения Александровского дворца после немецко-фашистской оккупации

В 1946 году дворец был передан Академии наук СССР под хранение коллекций Института русской литературы. Здесь же размещалась экспозиция Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В 1947-1951 годах была начата реставрация под руководством архитектора Л.М.Безверхнего (1908-1963) с целью воссоздания первоначальных интерьеров Дж.Кваренги. В результате часть интерьеров и элементов отделки более позднего времени была утрачена.

Колоннада и флигель дворца

В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а затем – военному НИИ. Коллекции дворца были переданы на хранение в Екатерининский и . Александровский дворец был обнесен колючей проволокой и закрыт для посещений. Внутрь его не могли попасть даже искусствоведы.

В 1997 году в правом крыле Александровского дворца была открыта первая музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце» . Поскольку почти все покои Николая II, Александры Федоровны и их детей утратили первоначальную отделку, на стенах были установлены огромные фотообои с фотографиями царских интерьеров начала XX века, на фоне которых были выставлены предметы мебели.

В 2009 году весь дворец был передан музею. В июне 2010 года, когда отмечалось 300-летие Царского Села, были открыты после реставрации Портретный, Полуциркульный залы и Белая гостиная (Бильярдный зал).

Александровский парк

Адрес: Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Дворцовая, 2. До середины 2018 года Александровский дворец закрыт на ремонт.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Александровский дворец в Царском Селе является самым впечатляющим памятником в истории города и одним из мировых шедевров архитектуры. Ни одно строение в Москве, Санкт-Петербурге и другом городе России не может похвастаться столь редкой архитектурной графикой.

История

Александровский дворец был возведён в 1792–1796 годах по приказу императрицы Екатерины II и стал подарком её внуку князю Александру Павловичу (позднее императору Александру I) по случаю бракосочетания. Императрица Екатерина II много времени проводила в Петербурге, в особенности в Царском Селе. Здесь проходили балы и маскарады, её дни рождения, сюда приезжала императрица во время болезней. Неудивительно, что подарок любимому внуку она решила построить именно здесь.

Автором проекта дворца является известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, спроектировавший Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и здания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Однако и сама императрица пристально следила за строительством, интерьером и графиком работ. Дворец был построен в сроки, но отделочные работы продолжались вплоть до 1800 года.

Император Александр I редко останавливался в данном имении, предпочитая Большой Царскосельский дворец, в отличие от его приемника Николая I, который посвятил много времени обустройству и процветанию дворца.

Панорама дворца

С 1904 г. дворец являлся постоянной резиденцией Николая II, для которого Царское Село имело особое значение: именно в нём прошли последние годы правления рода Романовых.

Правление рода Романовых

В 1918 г. дворец был открыт для посещений в качестве государственного музея, позднее на его базе был основан Детский дом имени Юных Коммунаров. Во время ВОВ из дворца вывезли большое количество предметов мебели и внутреннего убранства. В период немецкого оккупационного режима во дворце находились немецкий штаб, политическая полиция Третьего рейха и тюрьма в подвальных помещениях сооружения.

В 1946 г. дворец законсервировали и отдали Академии наук СССР. В честь 150-летия с рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина здесь планировалось создать Всесоюзный центр пушкиноведения.

С середины XX века не раз были проведены работы по реконструкции здания для восстановления интерьера со времён правления последнего императора Российской империи. В 2015 г. начались масштабные работы по реставрации и созданию на территории дворца-музея многофункционального музейно-выставочного комплекса.

Важно! На данный момент* ремонтные работы продолжаются. Официальное открытие музея запланировано на середину 2019 года.

Реставрация

По архитектурному замыслу Д. Кваренги, дворец является двухэтажным зданием с двумя флигелями, образующими п-образную конструкцию. Фасад украшен колоннадой с парадным входом.

Фасад украшен колоннадой

Однако статуи перед колоннадой - «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Игра в свайку» А.В. Логановского - были установлены только в 1838 году. Такой внешний облик сохранился и до наших дней.

Экспозиция дворца

Экспозиция Александровского дворца создавалась на протяжении длительного периода существования Российской империи и претерпевала изменения с правлением нового императора, а позднее - властей республики и немецких оккупантов.

Экспозиция Александровского дворца

На 2015 год к основным местам паломничества туристов относились:

  • Мраморная гостиная , центральное место в которой занимает картина немецкого художника Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо», созданная по случаю пребывания Николая I и всей царской семьи в Палермо. Также здесь размещены портреты императрицы Александры Федоровны, английской королевы Виктории. Мебель в гостиной образует зоны для общения гостей.
  • Полукруглый зал - использовался при Николае II для размещения Рождественской елки. Здесь же находится ваза-канделябр придворного архитектора К.Ф. Шинкеля с букетом бронзовых цветов, позолоченные столы с амфорами и канделябрами.
  • Портретный зал с позолоченной мебелью, мраморным камином и убранством в стиле предыдущих залов, а также портретами Николая I и членов семьи.
  • Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны, в которой устраивали музыкальные вечера для членов императорской семьи и принимали иностранные делегации, различных послов и министров. Посреди гостиной расположен рояль из трёх сортов дерева, а на стене висит гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Эмилем Лубе в 1902 году.
  • Кленовый кабинет императрицы, представленный гардеробным шкафом, многочисленными игрушками императорских детей.
  • Палисандровая приёмная императрицы , в которой проводился приём официальных лиц учреждённых ею благотворительных организаций.
  • Императорская спальная , не сохранившая всех элементов убранства времён императрицы Александры Федоровны. Ранее здесь находились стеллажи с иконами и драгоценными яйцами, созданными Карлом Фаберже, подаренными императором Николаем II.
  • Приёмная императора Николая II , в которой он часто обедал. На потолке - кованая бронзовая люстра в русском стиле, а на полу лежит персидский ковёр.
  • Рабочий кабинет Николая II , в котором он принимал послов, депутатов, министров.
  • Уборная императора , обустроенная в «мавританском вкусе». Ранее в ней находились императорский бассейн и гимнастические турники.
  • Парадный кабинет с бильярдом , скульптурами, книжными шкафами и угловыми диванами для приёма князей и приближённых к императору гостей.

Парадный кабинет

Обратите внимание! К открытию музея в 2019 году экспозиции могут быть изменены или обновлены.

Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства. На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения.

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.

Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.

Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.

Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -

Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.