Муниципальное бюджетное учреждение

Базковская средняя общеобразовательная школа

ст. Базковская Шолоховского района Ростовской области

Методическая разработка

Занимательные задачи на уроках физики в 9 классе

Подготовил: учитель физики

Бирюлина Наталья Ивановна

ст.Базковская

9-й класс. Колебания и волны. Звук/

Вариант 1.

1.Когда я, знаменитый барон Мюнхгаузен, в очередной раз отправился на Луну, то взял с собой любимые часы-ходики. И что бы вы думали? На Луне часы идут неправильно! Ответьте, отстанут или спешат на Луне часы с маятником? Почему?

2. Как-то я отправился к морю порыбачить. Сидя в лодке с удочкой, я обнаружил, что поплавок поднимается на волне каждые 8 с. Расстояние между гребнями волн оказалось 24 м. Определите, какова скорость волн? Могу ли я использовать волну, чтобы плыть со скоростью ее распространения без весел и паруса?

3. Увлекшись рыбалкой, я не заметил, как лодка сорвалась с якоря и была унесена ветром и таинственными морскими течениями далеко от берега. Но тут вдали я увидел пароход. Подойдя ближе, пароход дал гудок (я увидел клубы пара), который я услышал через 3 с. По прошествии 3,4 мин меня уже поднимали на борт. Меня, человека, хорошо знакомого с техникой, заинтересовал пароход, и я хотел спросить моряков о его скорости, но тут же вычислил ее сам, зная скорость звука в воздухе – 340 м/с. Сможете ли вы найти скорость парохода?

4. На море стоял штиль, барометр показывал «Ясно», я беседовал на палубе со знаменитым доктором Гулливером, возвращавшимся из одного из своих удивительных путешествий. Вдруг корабельный кот стал носиться по палубе, рыбы выскакивали из воды, да и мы начали испытывать неясное беспокойство. Гулливер предположил, что где-то произошло подземное землетрясение, и возникли инфразвуковые волны. Что это за волны и почему они оказывают такое странное воздействие на людей?

Вариант – 2

1. Баба-яга отправилась зимой в горы покататься на горных лыжах и взяла с собой часы с кукушкой. Как ей пришлось изменить длину маятника, чтобы часы шли точно, и почему?

2. По дороге с горнолыжного курорта Баба-яга решила заглянуть к Кощею Бессмертному. Подлетая к его замку, она чуть не столкнулась со Змеем Горынычем. К счастью для Бабы-яги, Горыныч – заядлый курильщик, поэтому периодически извергает пламя изо всех ртов и надсадно кашляет. Яга увидела пламя, а через 2 с услышала сопровождающий его кашель и успела, развернув ступу, избежать столкновения, которое произошло бы через 34 с после того, как она увидела вспышку. Определите, с какой скоростью (в км/ч) летает Змей Горыныч.

3. Прихлебывая из изящной чашечки живую воду, Змей Горыныч пожаловался собеседникам, что после очередного поединка с Иваном – царевичем частота взмахов его крыльев уменьшилась и составляет теперь 0,5 Гц. Каков период колебаний крыльев Змея Горыныча? Сколько взмахов он делает за 10 с?

4. Вокруг башен замка Кощея Бессмертного постоянно кружит огромное количество летучих мышей. Гостей удивило, каким образом эти животные ориентируются, почему в темноте не натыкаются постоянно на башни, выступы и прочие архитектурные украшения, ведь замок известен своим великолепием далеко за границами Тридевятого царства. Кощей объяснил, что мыши ориентируются с помощью ультразвука и люди тоже его используют для определения расстояний. Что же такое ультразвук и как его используют мыши, а по их примеру и люди?

Решения и ответы

Вариант - 1

1. Поскольку ускорение свободного падения на Луне меньше, период колебаний маятника T =2 l /g увеличивается и часы отстают.

2. v = /T = 3м/с; волна не переносит вещество.

3. v = t *v /t =(3 с*340 м/с)/(3,4*60 с) = 5 м/с =18 км/ч.

4. Инфразвуковые колебания имеют частоты меньше звуковых. При их совпадении с собственными частотами колебаний внутренних органов возникает резонанс, что вызывает неприятные ощущения.

Вариант – 2

1. Длину маятника нужно уменьшить, т.к. ускорение свободного падения на большой высоте меньше.

2. v = t *v /t = (2 с*340 м/с)/(34 с) = 20 м/с = 72 км/ч.

3. T =1/v = 2c ;n = t *v =5

4. Ультразвуковые колебания имеют частоты больше звуковых, летучие мыши получают информацию о препятствиях, издавая ультразвуковой импульс и воспринимая эхо – сигнал. На этом принципе устроен эхолот.

Занимательные задачи по теме « механические колебания» 9 класс.

Задачи

1. Две мартышки раскачиваются на лианах, пролетая мимо пальмы 19, а другая 21 раз. Какова длина лиан, если одна длиннее другой на 1 м?

2.Мальчик несет на коромысле ведро с водой, период собственных колебаний равен 1,6 с. При какой скорости движения воды начнет особенно сильно выплескиваться, если длина шага мальчика 60 см?

3. Для слома построек используется автокран, на стреле которого подвешен трос длиной 10 м с массивным грузом. Кран может сообщить грузу максимальную скорость 4 м/с. Стоит ли посылать такой кран для слома стены, если известно, что с ней можно приблизиться на расстояние до 3 м, а скорость груза перед ударом должна быть не меньше 2 м/с?

4.В машине подвешена игрушка на пружине. Водитель резко останавливается у светофора так, что игрушка начинает качаться вверх-вниз и при наибольшем отклонении вниз на 5 см заслоняет от водителя светофор. Сколько раз игрушка заслонит светофор, если машина простоит 15 с? Максимальная скорость игрушки 15 м/с.

5.Для оценки плотности лунного грунта астронавт плотно набил им капсулу массой 5 г и объемом 10 см³ и подвесил ее к пружине жесткостью 1 Н/м. Период колебаний капсулы оказался равным 1,2 с. Чему равна плотность грунта?

6.Обезьянка качается на лиане длиной 4,5 м так, что пролетает мимо бананового дерева. Пролетая каждый четвертый раз, она срывает банан. Сколько бананов она съест, если будет качаться 2 мин?

7.Станок испытывает вибрации при работе из-за смещения центра масс ротора двигателя относительно оси вращения. Есть ли опасность разрушения опоры, на которой установлен станок, при частоте вращения двигателя 3·10³ сˉ¹, если коэффициент жесткости опоры 1,5·10¹² Н/м, ее масса 500 кг, а масса станка 100 кг?

2.Физика. 7-9 класс. Сборник задач по физике. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова:

Скорость в механическом движении

Занимательные задачи.

Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с в течение 5мин, затем полчаса бежала 2км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой? (Ответ: 2,2м/с)

Ежик катился со склона длиной 10м со скоростью 20см/с, потом раскрылся и пробежал еще 30м за 1мин. С какой средней скоростью двигался ежик? (Ответ: 0,36м/с)

Муравей поднимается вверх по 10-метровой березе со скоростью 1см/с. Какова его средняя скорость, если в середине пути он сделал 5-минутную остановку? (Ответ: 0,0077м/с)

Муха села на край грампластинки диаметром 20см, вращающейся с частотой 33 оборота в минуту, и катается «с ветерком». Какова средняя скорость этого ветерка? (Ответ: 0,36м/с)

Страус бежит со скоростью 22м/с. Какой путь он пробежал за 1мин? (Ответ: 1320м)

Черепаха проползла 5м. Как долго длилось ее путешествие, если ее скорость 0,1м/с? (Ответ: 50с)

Скорость зайца 15м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?

Скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля 36км/ч. Что из них быстрее?

Скорость электровоза 25м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108км/ч. Что из них быстрее?

Скорость скворца 72км/ч, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них быстрее?

Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?

Группа туристов, двигаясь цепочкой по обочине дороги со скоростью 3,6км/ч, растянулась на 200м. Замыкающий посылает велосипедиста к вожатому, идущему впереди группы. Велосипедист едет со скоростью 7м/с, выполнив поручение, он тут же возвращается к замыкающему группы с той же скоростью. Через сколько времени после получения задания велосипедист вернулся обратно?

Класс: 7

Цели урока:

  • Повторение и закрепление ранее полученных знаний. Формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
  • Образовательные : содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать ее опытом.
  • Воспитательные : содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
  • Развивающие : создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.

Оформление доски:

Дата. Тема урока: Посвящение в физики.

Цель урока: Систематизировать знания, формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.

Д/з: Составить кроссворд.

Рисунки с ошибками.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: колба-26 шт., калия перманганат, динамометр-16 шт., груз (100г.) - 26 шт, сверток пергамента с "Указом", рисунки с ошибками, плакат "Задача", плакат "Поле для игры в хоккей", кефирная бутылка, яйцо, стакан с водой, бумага, спички, блюдце, монета, парафиновый шарик.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний по теме: молекулярное строение вещества.
  3. Проверка знаний по теме: движение тел.
  4. Проверка знаний по теме: плотность.
  5. Проверка знаний по теме: сила.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению новой и очень интересной темы - "Давление".

Мистер Давление: (заходит в класс, прерывая учителя). Это 7-й класс? У меня приказ Ее Величества Физики (читает).

"Приказ Ее Величества Физики. Перед изучением очень важной и сложной темы "Давление" приказываю: Самым строгим образом покарать незнаек и, наоборот, посвятить в физики активных и знающих учеников. Разрешить изучение темы "Давление" только в том

случае, если в классе не останется ни одного незнайки. Для проверки знаний привлечь мисс Молекулу, мисс Плотность, мисс Силу. Ответственным за исполнение данного приказа назначить мистера Давление (т.е. меня)".

Вот сейчас я и проверю все ваши знания. Для этого я приглашаю своих помощников. Ну что, мисс Молекула, начнем с вас.

Мисс Молекула: Я уже по глазам вижу, что в этом классе, одни незнайки. Ну-ка скажите:

Что такое молекула?

Говорят, что молекулы неподвижны, правда ли это?

Как молекулы взаимодействуют друг с другом?

В чем различие твердых, жидких и газообразных тел?

Что такое диффузия?

Как с помощью кристаллика марганцовки узнать, в какой из двух пробирок горячая вода?

(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое задание.)

Мисс Молекула: В этом классе одни гении. Я забираю свои слова о его невежестве обратно и засчитываю эту тему. А как Вы знаете тему скорость? В повседневной жизни Вы сталкиваетесь с ней постоянно, поэтому знать ее просто необходимо.

Что такое скорость?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение скорости, пути, времени, единицу скорости, единицу времени, единицу пути.

А как вы умеете решать задачи? Сейчас проверим.

Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой? <Рисунок1>.

Дано: СИ: Решение:
v 1 =20 м/с v ср = S/t
t 1 =5 мин = 300 с S = S 1 + S 2 + S 3
S 2 =2 км = 2000 м t = t 1 + t 2 + t 3
t 2 =0,5 ч = 1800 с S 1 = v 1 * t 1
S 3 =1000 м S 1 = 20 м/с * 300 с = 6000 м
v 3 =0,5 м/с t 3 = S 3 / v 3
-------------- t 3 = 1000 м / 0,5 м/с = 2000 с
v ср - ? S = 6000 м + 2000 м + 1000 м = 9000 м
t = 300 с + 1800 с + 2000 с = 4100 с
v ср = 9000 м / 4100 с = 2,195 м/с = 2,20 м/с
Ответ: v ср = 2,20 м/с

Я вынуждена признать, что понятие скорость они тоже знают очень хорошо.

Мистер Давление: Тогда я обращаюсь к мисс Плотности. Уж наверняка тут-то они запутаются!

Мисс Плотность: Это я сделаю с большим удовольствием. Вот вам теоретические задания:

Что такое плотность?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение плотности и единицу плотности.

Перед вами несколько тел одинакового объема, но разной массы. Может ли такое быть и почему?

Найдите ошибки на рисунках. <Рисунок2>,<Рисунок3>,<Рисунок4>

Сопоставить ответ с плакатом "Плотность" <Рисунок5>, висящим на стене.

Мисс Плотность: Я потрясена знаниями этого класса! Про плотность они знают все!

Мистер Давление: Тогда на помощь я вызываю мисс Силу, самую сильную и могучую.

Мисс Сила: Уж меня-то они точно не знают. Но если хоть один не ответит на мой вопрос, я раздавлю его в лепешку!

Что такое сила?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение силы и единицу силы.

Какие силы вы знаете, в чем их различие и сходство?

От чего зависит результат действия силы? : А это мы сейчас проверим, поиграв в хоккей <Рисунок6>. Когда вы занимаетесь спортом, вы все время прикладываете разные силы. При каждом ударе по шайбе вы прикладываете к нему силу. Приложенная вами сила может заставить шайбу начать двигаться или, если она уже движется, ускорить, замедлить или изменить направление движения или остановиться. В каком направлении надо приложить силу к шайбе, чтобы остановить шайбу №1 (налево) ; быстрее двигалась шайба №2 (направо) ; медленнее двигалась шайба №3 (налево) ; попала в красные ворота шайба №4 (вниз) ; медленнее двигалась шайба №8 (вниз) ; быстрее двигалась шайба №7 (вниз) ; остановить шайбу №6 (вниз) ; попала в синие ворота шайба №5 (вверх).

А справитесь ли вы с практическим заданием: используя пружину и грузик, предскажите поведение грузика, подвешенного на пружине, сделав предварительно рисунок в тетради с указанием всех действующих на него сил. Один ученик эту работу проводит у доски.

(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое, последнее, задание.)

Мисс Сила: Уважаемый мистер Давление! Даже я, такая сильная и смелая, должна признать свое поражение. Они знают ответы на все вопросы!

Мистер Давление: Уважаемый учитель! Ваш класс показал отличные знания по физике. Я от имени Ее Величества Физики вручаю вам официальные свидетельства "Посвящение в физики" <Рисунок7> и разрешение на изучение темы "Давление". А также от имени Ее Величества Физики наградить оценками самых активных учеников.

Учитель: Я очень рада за ребят, они выдержали это испытание. Это значит, что со следующего урока вы вновь будите узнавать много нового о природе и ее законах. Ребята, а вам что понравилось на уроке больше всего? О чем бы вы хотели узнать побольше? Когда было интересно, а когда скучно? Какие были затруднения? Что вас удивило? Довольны ли вы своей работой на уроке? Запишите, пожалуйста, в дневники сегодняшнее домашнее задание: составить кроссворд по изученному материалу, чтобы ключевое слово было: давление.

(Если останется время) - А не могли бы вы, уважаемый мистер Давление, показать нам некоторые интересные опыты, где вы играли бы главную роль?

Мистер Давление: Я сделаю это с большим удовольствием. (Показывает опыты:

  • "Настойчивое яйцо": сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажгите полоску бумаги, опустите ее в бутылку и накройте бутылку яйцом - оно упадет.
  • "Прилипчивая бумага": налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана. Почему? Ответ обоснуйте.
  • "Водолазный колокол": опустить парафиновый шарик на дно большого стеклянного сосуда. В этот сосуд погрузить вверх дном стакан (диаметр которого в 2-3 раза больше поперечника шарика) и накрыть им шарик. Поднять стакан вверх - вместе с ним будет подниматься и шарик. Когда шарик будет плавать на поверхности воды, стакан осторожно убрать. Парафиновый шарик можно заменить пробковым кружком, на котором находится кусочек сахара. Тогда пробковый кусочек должен находиться на поверхности воды.
  • "Сухим из воды": положить на плоскую тарелку монету и налить воды. Зажечь внутри стакана бумагу и, когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку, рядом с монетой. Когда вода втянется в стакан, можно будет брать монету, не замочив пальцы.

Приложение.

Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой?

Класс: 7

Цели урока:

  • Повторение и закрепление ранее полученных знаний. Формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
  • Образовательные : содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать ее опытом.
  • Воспитательные : содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
  • Развивающие : создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.

Оформление доски:

Дата. Тема урока: Посвящение в физики.

Цель урока: Систематизировать знания, формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.

Д/з: Составить кроссворд.

Рисунки с ошибками.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: колба-26 шт., калия перманганат, динамометр-16 шт., груз (100г.) - 26 шт, сверток пергамента с "Указом", рисунки с ошибками, плакат "Задача", плакат "Поле для игры в хоккей", кефирная бутылка, яйцо, стакан с водой, бумага, спички, блюдце, монета, парафиновый шарик.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний по теме: молекулярное строение вещества.
  3. Проверка знаний по теме: движение тел.
  4. Проверка знаний по теме: плотность.
  5. Проверка знаний по теме: сила.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению новой и очень интересной темы - "Давление".

Мистер Давление: (заходит в класс, прерывая учителя). Это 7-й класс? У меня приказ Ее Величества Физики (читает).

"Приказ Ее Величества Физики. Перед изучением очень важной и сложной темы "Давление" приказываю: Самым строгим образом покарать незнаек и, наоборот, посвятить в физики активных и знающих учеников. Разрешить изучение темы "Давление" только в том

случае, если в классе не останется ни одного незнайки. Для проверки знаний привлечь мисс Молекулу, мисс Плотность, мисс Силу. Ответственным за исполнение данного приказа назначить мистера Давление (т.е. меня)".

Вот сейчас я и проверю все ваши знания. Для этого я приглашаю своих помощников. Ну что, мисс Молекула, начнем с вас.

Мисс Молекула: Я уже по глазам вижу, что в этом классе, одни незнайки. Ну-ка скажите:

Что такое молекула?

Говорят, что молекулы неподвижны, правда ли это?

Как молекулы взаимодействуют друг с другом?

В чем различие твердых, жидких и газообразных тел?

Что такое диффузия?

Как с помощью кристаллика марганцовки узнать, в какой из двух пробирок горячая вода?

(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое задание.)

Мисс Молекула: В этом классе одни гении. Я забираю свои слова о его невежестве обратно и засчитываю эту тему. А как Вы знаете тему скорость? В повседневной жизни Вы сталкиваетесь с ней постоянно, поэтому знать ее просто необходимо.

Что такое скорость?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение скорости, пути, времени, единицу скорости, единицу времени, единицу пути.

А как вы умеете решать задачи? Сейчас проверим.

Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой? <Рисунок1>.

Дано: СИ: Решение:
v 1 =20 м/с v ср = S/t
t 1 =5 мин = 300 с S = S 1 + S 2 + S 3
S 2 =2 км = 2000 м t = t 1 + t 2 + t 3
t 2 =0,5 ч = 1800 с S 1 = v 1 * t 1
S 3 =1000 м S 1 = 20 м/с * 300 с = 6000 м
v 3 =0,5 м/с t 3 = S 3 / v 3
-------------- t 3 = 1000 м / 0,5 м/с = 2000 с
v ср - ? S = 6000 м + 2000 м + 1000 м = 9000 м
t = 300 с + 1800 с + 2000 с = 4100 с
v ср = 9000 м / 4100 с = 2,195 м/с = 2,20 м/с
Ответ: v ср = 2,20 м/с

Я вынуждена признать, что понятие скорость они тоже знают очень хорошо.

Мистер Давление: Тогда я обращаюсь к мисс Плотности. Уж наверняка тут-то они запутаются!

Мисс Плотность: Это я сделаю с большим удовольствием. Вот вам теоретические задания:

Что такое плотность?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение плотности и единицу плотности.

Перед вами несколько тел одинакового объема, но разной массы. Может ли такое быть и почему?

Найдите ошибки на рисунках. <Рисунок2>,<Рисунок3>,<Рисунок4>

Сопоставить ответ с плакатом "Плотность" <Рисунок5>, висящим на стене.

Мисс Плотность: Я потрясена знаниями этого класса! Про плотность они знают все!

Мистер Давление: Тогда на помощь я вызываю мисс Силу, самую сильную и могучую.

Мисс Сила: Уж меня-то они точно не знают. Но если хоть один не ответит на мой вопрос, я раздавлю его в лепешку!

Что такое сила?

Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение силы и единицу силы.

Какие силы вы знаете, в чем их различие и сходство?

От чего зависит результат действия силы? : А это мы сейчас проверим, поиграв в хоккей <Рисунок6>. Когда вы занимаетесь спортом, вы все время прикладываете разные силы. При каждом ударе по шайбе вы прикладываете к нему силу. Приложенная вами сила может заставить шайбу начать двигаться или, если она уже движется, ускорить, замедлить или изменить направление движения или остановиться. В каком направлении надо приложить силу к шайбе, чтобы остановить шайбу №1 (налево) ; быстрее двигалась шайба №2 (направо) ; медленнее двигалась шайба №3 (налево) ; попала в красные ворота шайба №4 (вниз) ; медленнее двигалась шайба №8 (вниз) ; быстрее двигалась шайба №7 (вниз) ; остановить шайбу №6 (вниз) ; попала в синие ворота шайба №5 (вверх).

А справитесь ли вы с практическим заданием: используя пружину и грузик, предскажите поведение грузика, подвешенного на пружине, сделав предварительно рисунок в тетради с указанием всех действующих на него сил. Один ученик эту работу проводит у доски.

(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое, последнее, задание.)

Мисс Сила: Уважаемый мистер Давление! Даже я, такая сильная и смелая, должна признать свое поражение. Они знают ответы на все вопросы!

Мистер Давление: Уважаемый учитель! Ваш класс показал отличные знания по физике. Я от имени Ее Величества Физики вручаю вам официальные свидетельства "Посвящение в физики" <Рисунок7> и разрешение на изучение темы "Давление". А также от имени Ее Величества Физики наградить оценками самых активных учеников.

Учитель: Я очень рада за ребят, они выдержали это испытание. Это значит, что со следующего урока вы вновь будите узнавать много нового о природе и ее законах. Ребята, а вам что понравилось на уроке больше всего? О чем бы вы хотели узнать побольше? Когда было интересно, а когда скучно? Какие были затруднения? Что вас удивило? Довольны ли вы своей работой на уроке? Запишите, пожалуйста, в дневники сегодняшнее домашнее задание: составить кроссворд по изученному материалу, чтобы ключевое слово было: давление.

(Если останется время) - А не могли бы вы, уважаемый мистер Давление, показать нам некоторые интересные опыты, где вы играли бы главную роль?

Мистер Давление: Я сделаю это с большим удовольствием. (Показывает опыты:

  • "Настойчивое яйцо": сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажгите полоску бумаги, опустите ее в бутылку и накройте бутылку яйцом - оно упадет.
  • "Прилипчивая бумага": налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана. Почему? Ответ обоснуйте.
  • "Водолазный колокол": опустить парафиновый шарик на дно большого стеклянного сосуда. В этот сосуд погрузить вверх дном стакан (диаметр которого в 2-3 раза больше поперечника шарика) и накрыть им шарик. Поднять стакан вверх - вместе с ним будет подниматься и шарик. Когда шарик будет плавать на поверхности воды, стакан осторожно убрать. Парафиновый шарик можно заменить пробковым кружком, на котором находится кусочек сахара. Тогда пробковый кусочек должен находиться на поверхности воды.
  • "Сухим из воды": положить на плоскую тарелку монету и налить воды. Зажечь внутри стакана бумагу и, когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку, рядом с монетой. Когда вода втянется в стакан, можно будет брать монету, не замочив пальцы.

Приложение.

Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой?

Забавные нестандартные задачи по физике 7 класс.

На закрепление понятия средней скорости, как отношения всего пути ко всему времени, затраченному на этот путь, можно дать ряд забавных нестандартных задач, которые решаются учениками с большим интересом.

1 Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течении 5мин , затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой? (Ответ: 2,2 м/с)

2.Ёжик катился со склона длиной 10 м со скоростью 20 см/с , потом раскрылся и пробежал ещё 30 м за 1 мин. С какой средней скоростью двигался ёжик? (Ответ: 0,36м/с)

3. Муравей поднимается вверх 10- метровой березе со скоростью 1 см/с. Какова его средняя скорость, если в середине пути он сделал 5- минутную остановку? (Ответ: 0,0077 м/с)

4. Муха села на край грампластинки диаметром 20 см. вращающейся с частотой 33 оборота в минуту и катается «с ветерком». Какова средняя скорость этого ветерка? (Ответ: 0, 36 м/с).

Внимание: исходные данные представлены в самых разных единицах, их необходимо перевести в систему СИ.

Задачи на смекалку.

  1. Летчик – спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?
  2. Поезд проходит мимо наблюдателя в течении 10 с, а по мосту длиной 400 м - в течении 30 с. Определите длину поезда. (Ответ: 200м, 20 м/с).