Кунь (Истощение): замкнутый, окруженный, огороженный; ограждать, ограничивать; наказание, уголовный кодекс, тюрьма; беспокойство, тревога, страх; усталость, истощение, исчерпанные ресурсы; пораженный [болезнью], обескураженный; бедность, нищета. Иероглиф изображает растущее дерево, огороженное со всех сторон.

Свершение.
Стойкость. Великому человеку - счастье.
Будут речи, но они неверны.

Вы изолированы, истощены или угнетены. Вы не можете доверять тем, кто вас окружает. Необходимо овладеть ситуацией изнутри, волевым усилием. Соберитесь с силами и ждите момента для решающего прорыва. Единственный выход - искать благородного человека в себе, найти внутренний источник энергии и вдохновения. Это откроет путь. Не рассчитывайте на помощь других людей и не доверяйте красивым словам. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Цель вашего уединения заключается не в том, чтобы заставить вас страдать, а в том, чтобы вынудить вас найти личное связующее звено дао. В ситуации содержится обещание грядущих перемен. Вы сможете увидеть свою цель, если будете полагаться на собственные суждения. Если вы будете придавать большое значение словам окружающих, это лишь истощит ваши силы.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке “Книги Перемен” называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет “Книга Перемен”, великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, – этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя.

Внешний и Внутренний миры. Водоем (Туман) и Вода

Внешние связи и воздействия уносятся внутренним, препятствуя общению.

Изоляция и угнетение содержат скрытую возможность пребывания и сотрудничества с другими людьми в общем жилище.

Последовательность

Подъем без остановки приводит к истощению. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Истощение означает замкнутость.

Символ

Туман над водой. Истощение.
Благородный человек вовлекает судьбу в достижение своей цели.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Сидение затруднено на пне.
Войдешь в сумрачную долину.
Три года не будешь ничего видеть.

Вы одиноки и обижены либо недовольны своим положением. Сумрачная долина и три года бездействия - дополнительные образы нижней триграммы Бездна - указывают на трудный путь, который предстоит пройти.

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой – бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна.

Линия 2

Девятка вторая

Затруднение с вином и пищей.
Внезапно придет человек в алых наколенниках.
Время приносить жертвы.
Поход - к несчастью. Хулы не будет.

Ваши таланты не признаны, хотя у вас есть возможность вести довольно обеспеченную жизнь. Однако перемены уже близятся. Сейчас вы не можете предпринимать никаких крупных дел, поскольку зависите от вышестоящих. Это служение выражается в образе жертвы ради общего дела.

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами “Книги Перемен” как некое культовое действие – жертвоприношение.

Линия 3

Шестерка третья

Преткнешься о камень. Будешь держаться в терниях и шипах.
Войдешь в терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.

Вы находитесь в крайне затруднительном положении. Путь вперед закрыт, но если вы попытаетесь обойти препятствие, то будете искать поддержку в том, что больно ранит вас. Возвращение лишь усугубит ваше одиночество. Это время для остановки и размышлений.

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены.

Линия 4

Девятка четвертая

Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки.
Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Помощь приходит к вам, но крайне медленно. Затруднение выражено в образе тяжелой повозки, которую приходится толкать перед собой. Вы сожалеете об упущенном времени, однако можете довести дело до конца.

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения.

Линия 5

Девятка пятая

Казня, отрежут нос и ноги.
Будет трудность от человека в алых наколенниках.
Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моления.

Здесь ситуация истощения достигает максимума. Вы не можете двигаться вперед, так как это угрожает опасностью, но и оставаться на месте смерти подобно. Те, кто раньше стремился на помощь, теперь лишь затрудняют положение. Будьте очень осторожны. Ситуация должна разрешиться сама собой. Уповайте на высшие силы.

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент – первая позиция – была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать – это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы “Книги Перемен”, и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений.

Линия 6

Наверху шестерка

Будет затруднение в запутанных зарослях.
В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию!»
И будет раскаяние.
Но поход - к счастью.

Движение затруднено, но вам мешает не внешняя сила, а ваша собственная слабость. Встряхнитесь, дайте себе хороший толчок. Ситуация уже заканчивается. Возможно, у вас будет повод для сожалений, но перед вами откроются новые горизонты.

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения.

Для начала вспомните, о чем шла речь в описании предыдущей гексаграммы «Шэн - Подъем» . Если мы хотим быть последовательными, нужно вообразить себе тот реальный подъем, который происходил недавно в вашей жизни. Вы очень успешно занимались проведением в жизнь своих планов и намерений. И ваше трудолюбие, наряду с поддержкой судьбы, принесло поистине замечательные плоды.
Но, как подсказывает текст китайской классической «Книги перемен» и как вы, несомненно, отлично знаете сами, ни один подъем не может длиться вечно. Даже самый большой запас сил и энергии рано или поздно будет исчерпан, и тогда в вашей жизни начнется период упадка и истощения. Именно о таком истощении и свидетельствует сорок седьмая гексаграмма «Книги перемен».
Но не в этом - основная идея данного гадания. На самом деле идея упадка и истощения - это та ступень, от которой вам необходимо оттолкнуться, чтобы ваша жизнь не пошла «под уклон». Основное внимание надо сосредоточить на моменте выхода из неблагоприятной ситуации, причем с наименьшими потерями. Сможете ли вы справиться с этим заданием - вопрос ближайшего будущего.
Во многом ваше дальнейшее поведение будет зависеть от ранее накопленных знаний и навыков. Старайтесь также побольше доверять своей интуиции. Надеемся, вы без труда «попадете в нужную струю», что облегчит вам продвижение через целый ряд сложных ситуаций.

Будьте предельно осторожны в отношениях с окружающими . Этот совет дается вам неслучайно, поскольку вскоре вам предстоит действовать на свой страх и риск, практически не получая поддержки окружающих. Не исключены также перешептывания за вашей спиной: слишком уж вы выбьетесь «за рамки приличий».
Не рассчитывайте найти повсеместное понимание и одобрение. Впрочем, они вам, видимо, и не понадобятся. Куда важнее придерживаться однажды принятого решения. Если вы будете последовательны и тверды в своих поступках, вам нечего беспокоиться за свое будущее!

Результативность вашей работы во многом зависит сейчас от вас самих. Разумеется, нередки в жизни моменты, когда от вас на деле не зависит практически ничего. Сколько бы вы ни старались, результат все равно оказывается либо до ничтожного смешным, либо просто непредсказуемым. Сейчас, однако, ситуация другая.
Безусловно, вы ограничены в выборе путей прогресса, но зато в рамках выбранного можете действовать без боязни проигрыша. Единственным неприятным моментом станет для вас тот факт, что все результаты окажутся чуть дальше во времени, чем вы ожидали.

В контексте вышесказанного следует рассматривать и вопрос об исполнении вашего желания . Все непременно сбудется именно так, как вы рассчитывали. Не исключено также, что результат окажется куда значительнее запланированного вами! Однако это не спасает вас от необходимости ждать окончательного «решения судьбы». Проявите должное терпение и снисходительность - ведь у судьбы столько проблем помимо ваших!

Символ один из четырех самых наихудших, в период его действия не стоит начинать ничего нового. Сейчас время затаиться и тихо ждать.

Мысли у вас путаются и недостаточно ясны. Вера в свои силы сейчас у вас очень слабая. Отнеситесь внимательней к своим поступкам и не предпринимайте ничего без анализа ситуации.

Прислушайтесь к советам человека, занимающего высокое положение, который протянет вам руку помощи. Он из вашего окружения и только у него есть возможность вам помочь.

Но не принимайте происходящее слишком трагично. Черная полоса уступит место светлой, пройдет негативный период жизни, ваши обстоятельства улучшатся.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 47.Истощение

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Кунь — Истощение.

Иероглиф изображает дерево, растущее за изгородью со всех сторон.

Окруженный, огороженный, замкнутый; ограничивать, ограждать. Наказание, тюрьма, уголовный кодекс. Истощение, усталость, исчерпанные ресурсы; обескураженный, пораженный [болезнью]. Тревога, страх, беспокойство. Нищета, бедность.

Смысловые связи гексаграммы 47. Кунь

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время изоляции и истощения. Вы угнетены и не можете доверяете окружающим. Необходимо волевым усилием изнутри овладеть ситуацией. Собирайтесь с силами, ищите источник энергии и внутреннего вдохновения. Единственный выход сейчас - открыть в себе благородного человека и терпеливо ждать решающего момента для прорыва. Это откроет вам путь.

Не доверяйте ничьим красивым словам и не полагайтесь на помощь других. Не поддавайтесь усталости и отдавайтесь во власть отрицательных эмоций. Смысл вашего уединения заключается не в страданиях, а в том, чтобы найти связующее звено с Дао. В тяжелой ситуации находится обещание грядущих положительных перемен. Вы увидите свою цель и направление пути, если будете полагаться только на свои размышления и собственные суждения. Придание большого значения словам окружающих лишь навредит и истощит ваши силы.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок седьмой гексаграммы.

[Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет.

— Будут речи, но они не верны. Хулы не будет.]

I. В начале шестерка.

Свидание затруднено на пне.

Войдешь в случайную долину. Три года не будешь ничего видеть!

II. Девятка вторая.

Затруднения с вином и с пищей.

Внезапно придет [человек] в алых наколенниках.

— Благоприятствует необходимости приносить жертвы.

Поход — к несчастью. Хулы не будет.

III. Шестерка третья.

Преткнешься о камень и будешь держаться в терниях и шипах.

Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены.

— Несчастье!

IV. Девятка четвертая.

Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из — за металлической повозки.

— Сожаление! Но [дело] доведешь до конца!

V. Девятка пятая.

(Казня), отрежут нос и ноги.

Будет трудность от [человека] в красных наколенниках.

Но вот понемногу наступит радость.

— Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моление.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Будет затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь:

«Движение к раскаянию!» И будет раскаяние.

— Но поход — к счастью!

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли Ваши недостаточно ясны. Некто из Вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет Вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Вера в собственные силы у Вас сейчас очень слабая. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет и обстоятельства Ваши улучшатся.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 47 – Кунь. Истощение

[Свершение. Стойкость. Великому человеку – счастье. Хулы не будет. – Будут речи, но они не верны. Хулы не будет.]

I. В начале шестерка.
Свидание затруднено на пне.
Войдешь в случайную долину. Три года не будешь ничего видеть!

II. Девятка вторая.
Затруднения с вином и с пищей.
Внезапно придет [человек] в алых наколенниках.
– Благоприятствует необходимости приносить жертвы.
Поход – к несчастью. Хулы не будет.

III. Шестерка третья.
Приткнешься о камень и будешь держаться в терниях и шипах.
Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены.
– Несчастье!

IV. Девятка четвертая.
Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из – за металлической повозки.
– Сожаление! Но [дело] доведешь до конца!

V. Девятка пятая.
(Казня), отрежут нос и ноги.
Будет трудность от [человека] в красных наколенниках.
Но вот понемногу наступит радость.
– Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моление.

VI. Наверху шестерка.
(Если) будет затруднение в запутанных зарослях;
в неустойчивости воскликнешь: "Движение к раскаянию!" И будет раскаяние.
– Но поход – к счастью!

НАЗВАНИЕ

Кунь (Истощение): замкнутый, окруженный, огороженный; ограждать, ограничивать; наказание, уголовный кодекс, тюрьма; беспокойство, тревога, страх; усталость, истощение, исчерпанные ресурсы; пораженный [болезнью], обескураженный; бедность, нищета. Иероглиф изображает растущее дерево, огороженное со всех сторон.


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Вы изолированы, истощены или угнетены. Вы не можете доверять тем, кто Вас окружает. Необходимо овладеть ситуацией изнутри, волевым усилием. Соберитесь с силами и ждите момента для решающего прорыва. Единственный выход – искать благородного человека в себе, найти внутренний источник энергии и вдохновения. Это откроет путь. Не рассчитывайте на помощь других людей и не доверяйте красивым словам. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Цель Вашего уединения заключается не в том, чтобы заставить Вас страдать, а в том, чтобы вынудить Вас найти личное связующее звено с дао. В ситуации содержится обещание грядущих перемен. Вы сможете увидеть свою цель, если будете полагаться на собственные суждения. Если Вы будете придавать большое значение словам окружающих, это лишь истощит Ваши силы.

Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли ваши недостаточно ясны. Некто из вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет, и обстоятельства улучшаться.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной.

Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:

Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне.

Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст:

В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация.

Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:

Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.

Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение.

Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног.

Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным.

Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит:

Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.

Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:

Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.