Иногда жизнь преподносит приятные сюрпризы.

Мой младший сын стал победителем международной математической олимпиады "Кенгуру-2016" , набрав 100 баллов. Абсолютный результат.

Считается, что мужчинам цифры важнее чувств или эмоций.

Поэтому, как мужчине, мне следовало бы сразу перейти к статистике олимпиады, разбору задач, анализу решений...

Чуть позже.

А сейчас я не стану лукавить и по-мужски, сдержанно-суховато скажу:

мне очень приятно.


Кто создает мифы о "мужественности"?

"Большинство", "серая масса", которая, по выражению Франклина Рузвельта, 32 Президента США,

"Не может ни наслаждаться от души, ни страдать
потому, что живет в сером мраке,
где нет ни побед, ни поражений".

Эмоции - сущность человеческой жизни. Соприкосновение с реальностью, с Жизнью генерирует эмоции. Не испытывает эмоций тот, кто не чувствует.

Такой человек либо не живой, либо чиновник.

И мой дед и мой отец, прошедшие Вторую Мировую, случалось, не скрывали эмоций, рассказывая о ней.

Спортсмен, победивший в тяжелейшей борьбе, стоя на пьедестале не скрывает слез радости.

Зачем же лицемерить мне? Мне очень приятно и я испытываю гордость за сына.


Школьное образование дискредитировало себя полностью.

Влияние школьных оценок на судьбу ребенка минимально, либо отрицательно. Любая школьная оценка для меня не более значима, чем мнение любого из представителей "большинства".

Но олимпиады - это другая реальность. Здесь ребенок действительно может проявить свои способности, волю, умение преодолевать себя и стремление к победе...

Поэтому для развития ребенка, формирования его самооценки олимпиады имеют совершенно иное значение...

100 баллов - это хорошо и приятно.

Но даже просто участвовать в олимпиаде, где неоткуда списать и не у кого спросить и... набрать этих самых баллов больше, чем "Средняя величина" - для ребенка это уже победа. Важная веха в его развитии. Первый опыт побед. Семена успеха, которые неизбежно взойдут в его взрослой жизни.

Предоставить ребенку опыт такой самостоятельности - это ближе к понятию "Обучение", чем вся программа современной школы, шаблонизирующей мышление ребенка, убивающей его способности в самом зародыше и минимизирующей шансы стать действительно успешным и счастливым человеком.

Поэтому, когда спустя неделю после объявления результатов математической олимпиады "Кенгуру" сын занял второе место в боксерском турнире я радовался не меньше, а может быть даже больше.

Да, он не смог переиграть по очкам соперника, который был и старше и опытнее. Но судейская бригада соревнований, среди членов которой было два чемпиона мира, присудила сыну специальный приз: "За волю к победе" .

Уверенность в себе, а не страх перед "плохой оценкой" - вот на что должно быть направлено истинное образование. Потому что именно это качество позволит ребенку во взрослой жизни стать успешным, а не скатиться в "серую массу, не знающую ни побед, ни поражений" ...

И не важно, где это качество формируется: на занятиях математикой или боксом...


Или даже шахматами...

Поэтому, когда выяснилось, что сын вышел в финал кубка Гран-При Русской шахматной школы, я тоже был рад. На этот раз в финале ему не удалось занять призовое место. "Но все-таки",- сказал я сам себе, "Выйти в финал после полугодовой серии отборочных туров не так уж и плохо, как думаешь?.."


...Слишком ранняя и слишком узкая специализация - враг естественного и эффективного развития человека .

Даже в сельском хозяйстве для того. чтобы избежать истощения почвы и сохранить ее урожайность на долгие годы проводят т.н. "Севооборот", высевая на одном поле различные культуры...

Если даже Виталий Кличко, чемпион мира в супер-тяжелом весе имеет разряд по шахматам и способен продержаться с экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым 31 ход... почему обычный мальчишка не может развивать одновременно ноги, руки и голову - на благо "всему себе"?

То, что тысячелетиями понимали простые крестьяне, к сожалению, не понимает большинство педагогов и родителей... А иначе мы жили бы в другом обществе, более разумном и счастливом.

И с меньшим количеством чиновников на одну человеческую душу .


Иногда я слышу: "Ах, какой способный ребенок!.."

О чем это Вы вообще?!

Вспоминая и перефразируя профессора Преображенского из "Собачьего сердца" я скажу:

Что это такое ваши "Способности"? Педагог-воспитатель детского сада? Школьный учитель с дипломом педвуза, вытравившего остатки разумности и гуманизма? Да их вовсе и не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы каждый день заниматься воспитанием и обучением собственного ребенка предоставлю делать это вышеупомянутым "специалистам" - вот тогда через некоторое время я обнаружу у него "отсутствие способностей". Следовательно, "способности" в Вашем желании воспитывать собственное дитя и в понимании, как это делать правильно.


Вот об этом я и буду говорить в серии открытых летних вебинаров о школьном образовании.

По результатам конкурса «Кенгуру» каждая школа должна получить следующий пакет:

  1. Итоговый отчет , в котором по каждому участнику имеется следующая информация: количество набранных им баллов, полный список выбранных им ответов (с указанием верных и неверных), место по школе (в данной параллели), место по территории (населенный пункт или район), место по региону (субъект РФ), а также процент участников в российском списке параллели, набравших меньшее количество баллов (графа «Процент» в школьной ведомости). Кроме того, в отчете содержатся некоторые статистические данные о конкурсе: количество участников в школе, на территории, в регионе и по России в целом (данные приводятся по каждой параллели отдельно).
  2. Сертификаты для каждого участника конкурса (школа получает бланки сертификатов по количеству сданных работ и программу для автоматического заполнения сертификатов). Если в школе нет возможности воспользоваться этой программой, сертификаты заполняются учителем вручную.
  3. Сертификаты школьных победителей , которые вручаются участникам, занявшим первое место по школе в своей параллели (при условии, что в параллели более одного участника).
  4. Свидетельство школьному организатору конкурса , свидетельство образовательному учреждению от российского оргкомитета «Кенгуру», подтверждающее, что школа приняла участие в очередном конкурсе. Кроме того, школа получает благодарственные письма для учителей , принявших активное участие в конкурсе.
  5. Приз для каждого участника : наклейка на тетрадь для учащихся 3-10 классов и конверт с открытками для второклассников.
  6. Подарки для лучших участников (по каждой параллели не менее одного подарка). За награждение по итогам конкурса отвечают региональные оргкомитеты, и они могут выбирать призы из ассортимента, разработанного российским оргкомитетом, а могут и воспользоваться другими возможностями. Поэтому призы, которыми награждаются участники в различных регионах, могут отличаться. Кроме того, надо помнить, что в большинстве регионов конкурс не имеет спонсоров, и все расходы, с ним связанные, покрываются исключительно за счет оргвзносов участников. Соответственно, подавляющее большинство призов - это какие-то небольшие сувениры или игрушки с символикой конкурса, но этих призов должно быть много и они должны доходить до каждой школы.

Международная математическая игра-конкурс "Кенгуру-2017" проводилась 16 марта 2017 года. 143 591 учащийся из 2 681 учреждения образования Республики Беларусь приняли участие в самом массовом математическом соревновании школьников в мире.

Счет, измерения, вычисления люди начали использовать в жизни с самых древних времен. Истоки математической науки обычно относят к Древнему Египту. В те далёкие времена знания были окружены тайной. Образование открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Только дети состоятельных родителей могли обучаться в школах. Первые школы появились при дворцах фараонов, позднее – при храмах и крупных государственных учреждениях. Будущий фараон, несмотря на свой священный и божественный статус, не имел никаких поблажек и привилегий в процессе овладения искусством счёта, измерений, вычисления площадей и объёмов различных фигур. Ежедневно он был обязан решать математические задачи, которые на папирусе (школьной тетрадке того времени) ему приносил учитель, и не было дел важнее, пока все задачи не будут решены. Эти знания были необходимы для грамотного управления великим государством.

Сегодня математики во всём мире прилагают усилия для популяризации этой науки. «Математика для всех!» - вот девиз международной ассоциации «Кенгуру без границ» (KSF - Le Kangourou sans Frontieres) , в которую сегодня входит уже 81 страна.

16 марта ребята из разных стран пробовали свои силы в решении задач, подготовленных лучшими учителями и преподавателями и утверждённых на ежегодной конференции стран-участниц KSF . Приятно отметить, что по количеству задач, отобранных для заданий шести возрастных уровней, группа белорусских математиков вышла на первое место.

В нашей стране в этот день задачи решали 143 591 учащийся, что на 6759 больше по сравнению с предыдущим конкурсом. Увеличение количества участников произошло во всех регионах, за исключением Гродненской области. Наибольшее количество учащихся, участников этого интеллектуального соревнования, зарегистрировано в столице. Количество участников по регионам отражено на диаграмме:

Задания «Кенгуру» разрабатываются для шести возрастных групп: для 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10 и 11 классов. Распределение участников в соответствии с классами следующее:

Напомним, что по правилам конкурса все задачи в задании условно разбиты на три уровня сложности: простые, каждая из которых оценивается в 3 балла; более сложные задачи, для решения которых иногда требуется хорошее знание школьной программы по математике (оцениваются в 4 балла); сложные, нестандартные задачи, для решения которых надо проявить смекалку, умение рассуждать, анализировать (оцениваются в 5 баллов). Успешность выполнения заданий отражена на следующих диаграммах.

Информация об успешности выполнения задания для 1-2-х классов, над которым трудились самые юные участники:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 2 класса:

При анализе результатов этого задания удивление вызывает тот факт, что в процентном отношении первоклассники справились более успешно, чем второклассники, с решением 8 задач (треть задания из 24 задач), и ещё 8 задач (ещё треть задания) были решены одинаково успешно. Только с задачами №№ 1, 5, 6, 8, 11, 12, 13 и 19 второклассники, которые изучают математику на год дольше, справились успешнее первоклассников.

Процент правильно решённых задач задания для 3-4-х классов третьеклассниками:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 4 класса:

В этом задании четвероклассники подтвердили более высокий уровень знаний по сравнению с третьеклассниками, справившись в процентном отношении более успешно со всеми задачами.

Статистические данные о выполнении задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 6 класса:

В этом задании также шестиклассники подтвердили, что за год приобрели знания, успешнее справившись с заданием по сравнению с пятиклассниками. Только задачи №№ 7, 29 и 30 в процентном отношении решены одинаково успешно, в остальных процент правильных ответов у шестиклассников выше, чем у пятиклассников.

Данные об успешности выполнения задания для 7-8-х классов учащимися 7 класса:

Данные о выполнении этого же задания участниками – учащимися 8 класса:

Сравнительный анализ успешности выполнения задания свидетельствует, что процент правильно решённых задач выше у старших ребят, только с задачей №28 семиклассники справились успешнее, а задачи №№ 23, 24, 25 и 29 решены одинаково успешно ребятами из разных параллелей.

Информация об успешности выполнения задания для 9-10-х классов, над которым трудились девятиклассники:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 10 класса:

Сравнительный анализ успешности выполнения задания аналогичен предыдущим: в решении только одной задачи №30 младшие ребята оказались успешнее. Одинаковый процент правильных ответов девятиклассники и десятиклассники показали на задачи №№ 5, 12, 16, 24, 25, 27 и 29.

Информация об успешности выполнения задания учащимися 11 класса:

Следующая диаграмма характеризует уровень сложности заданий в целом. Она знакомит со средними баллами по стране для каждой параллели:

Напоминаем участникам и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными . Через 1 месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат .

Обращаем внимание всех участников, родителей и учителей, что самостоятельная и честная работа над заданием – главное требование к организаторам и участникам игры-конкурса. Оргкомитет сожалеет, что по итогам работы дисквалификационной комиссии в очередной раз обнаружены случаи нарушения правил игры-конкурса в отдельных учреждениях образования и отдельными участниками. К счастью, в этом году таких нарушений стало немного меньше, но этим всё же продолжает страдать начальная школа. Некоторые учителя в стремлении «помочь» своим ученикам зачастую вызывают слезы маленьких участников и обоснованные жалобы их родителей. Ведь задания составлены так, что даже самые подготовленные ребята редко выполняют их полностью за отведенное время. За многие годы проведения «Кенгуру» даже победители международных математических олимпиад за 75 минут не всегда их выполняли полностью. Как можно комментировать, например, такой факт, что первоклассники, которые, по словам самих же учителей, еще читать и писать не совсем хорошо обученные, выполняют одни и те же задания лучше второклассников, о чем говорит не только анализ ответов, но и более высокий средний балл по стране. Или такой факт: при количестве участников около 21000 в параллели 3-х классов по всей стране 19 ребят показали максимально возможный результат. Из них только из одного учреждения 8 участников - третьеклассников набрали по 120 максимально возможных баллов. Впору направлять к учителю этих ребят в эту школу всех остальных учителей за опытом. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что не все учителя и организаторы в полной мере понимают свою ответственность за организацию и проведение не только этого, но и других конкурсов. Мы же полны уверенности в том, что большинство участников и организаторов честно и добросовестно относятся к участию и организации наших игр-конкурсов.

Оргкомитет поздравляет всех участников игры-конкурса "Кенгуру-2017". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами. Выражаем благодарность организаторам-координаторам игры-конкурса в районах (городах) и в учреждениях образования, которые ответственно отнеслись к организации и проведению конкурса.

Всем участникам конкурса желаем успехов в изучении математики и других дисциплин!

Международная математическая игра-конкурс "Кенгуру-2017" проводилась 16 марта 2017 года. 143 591 учащийся из 2 681 учреждения образования Республики Беларусь приняли участие в самом массовом математическом соревновании школьников в мире.

Счет, измерения, вычисления люди начали использовать в жизни с самых древних времен. Истоки математической науки обычно относят к Древнему Египту. В те далёкие времена знания были окружены тайной. Образование открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Только дети состоятельных родителей могли обучаться в школах. Первые школы появились при дворцах фараонов, позднее – при храмах и крупных государственных учреждениях. Будущий фараон, несмотря на свой священный и божественный статус, не имел никаких поблажек и привилегий в процессе овладения искусством счёта, измерений, вычисления площадей и объёмов различных фигур. Ежедневно он был обязан решать математические задачи, которые на папирусе (школьной тетрадке того времени) ему приносил учитель, и не было дел важнее, пока все задачи не будут решены. Эти знания были необходимы для грамотного управления великим государством.

Сегодня математики во всём мире прилагают усилия для популяризации этой науки. «Математика для всех!» - вот девиз международной ассоциации «Кенгуру без границ» (KSF - Le Kangourou sans Frontieres) , в которую сегодня входит уже 81 страна.

16 марта ребята из разных стран пробовали свои силы в решении задач, подготовленных лучшими учителями и преподавателями и утверждённых на ежегодной конференции стран-участниц KSF . Приятно отметить, что по количеству задач, отобранных для заданий шести возрастных уровней, группа белорусских математиков вышла на первое место.

В нашей стране в этот день задачи решали 143 591 учащийся, что на 6759 больше по сравнению с предыдущим конкурсом. Увеличение количества участников произошло во всех регионах, за исключением Гродненской области. Наибольшее количество учащихся, участников этого интеллектуального соревнования, зарегистрировано в столице. Количество участников по регионам отражено на диаграмме:

Задания «Кенгуру» разрабатываются для шести возрастных групп: для 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10 и 11 классов. Распределение участников в соответствии с классами следующее:

Напомним, что по правилам конкурса все задачи в задании условно разбиты на три уровня сложности: простые, каждая из которых оценивается в 3 балла; более сложные задачи, для решения которых иногда требуется хорошее знание школьной программы по математике (оцениваются в 4 балла); сложные, нестандартные задачи, для решения которых надо проявить смекалку, умение рассуждать, анализировать (оцениваются в 5 баллов). Успешность выполнения заданий отражена на следующих диаграммах.

Информация об успешности выполнения задания для 1-2-х классов, над которым трудились самые юные участники:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 2 класса:

При анализе результатов этого задания удивление вызывает тот факт, что в процентном отношении первоклассники справились более успешно, чем второклассники, с решением 8 задач (треть задания из 24 задач), и ещё 8 задач (ещё треть задания) были решены одинаково успешно. Только с задачами №№ 1, 5, 6, 8, 11, 12, 13 и 19 второклассники, которые изучают математику на год дольше, справились успешнее первоклассников.

Процент правильно решённых задач задания для 3-4-х классов третьеклассниками:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 4 класса:

В этом задании четвероклассники подтвердили более высокий уровень знаний по сравнению с третьеклассниками, справившись в процентном отношении более успешно со всеми задачами.

Статистические данные о выполнении задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 6 класса:

В этом задании также шестиклассники подтвердили, что за год приобрели знания, успешнее справившись с заданием по сравнению с пятиклассниками. Только задачи №№ 7, 29 и 30 в процентном отношении решены одинаково успешно, в остальных процент правильных ответов у шестиклассников выше, чем у пятиклассников.

Данные об успешности выполнения задания для 7-8-х классов учащимися 7 класса:

Данные о выполнении этого же задания участниками – учащимися 8 класса:

Сравнительный анализ успешности выполнения задания свидетельствует, что процент правильно решённых задач выше у старших ребят, только с задачей №28 семиклассники справились успешнее, а задачи №№ 23, 24, 25 и 29 решены одинаково успешно ребятами из разных параллелей.

Информация об успешности выполнения задания для 9-10-х классов, над которым трудились девятиклассники:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 10 класса:

Сравнительный анализ успешности выполнения задания аналогичен предыдущим: в решении только одной задачи №30 младшие ребята оказались успешнее. Одинаковый процент правильных ответов девятиклассники и десятиклассники показали на задачи №№ 5, 12, 16, 24, 25, 27 и 29.

Информация об успешности выполнения задания учащимися 11 класса:

Следующая диаграмма характеризует уровень сложности заданий в целом. Она знакомит со средними баллами по стране для каждой параллели:

Напоминаем участникам и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными . Через 1 месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат .

Обращаем внимание всех участников, родителей и учителей, что самостоятельная и честная работа над заданием – главное требование к организаторам и участникам игры-конкурса. Оргкомитет сожалеет, что по итогам работы дисквалификационной комиссии в очередной раз обнаружены случаи нарушения правил игры-конкурса в отдельных учреждениях образования и отдельными участниками. К счастью, в этом году таких нарушений стало немного меньше, но этим всё же продолжает страдать начальная школа. Некоторые учителя в стремлении «помочь» своим ученикам зачастую вызывают слезы маленьких участников и обоснованные жалобы их родителей. Ведь задания составлены так, что даже самые подготовленные ребята редко выполняют их полностью за отведенное время. За многие годы проведения «Кенгуру» даже победители международных математических олимпиад за 75 минут не всегда их выполняли полностью. Как можно комментировать, например, такой факт, что первоклассники, которые, по словам самих же учителей, еще читать и писать не совсем хорошо обученные, выполняют одни и те же задания лучше второклассников, о чем говорит не только анализ ответов, но и более высокий средний балл по стране. Или такой факт: при количестве участников около 21000 в параллели 3-х классов по всей стране 19 ребят показали максимально возможный результат. Из них только из одного учреждения 8 участников - третьеклассников набрали по 120 максимально возможных баллов. Впору направлять к учителю этих ребят в эту школу всех остальных учителей за опытом. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что не все учителя и организаторы в полной мере понимают свою ответственность за организацию и проведение не только этого, но и других конкурсов. Мы же полны уверенности в том, что большинство участников и организаторов честно и добросовестно относятся к участию и организации наших игр-конкурсов.

Оргкомитет поздравляет всех участников игры-конкурса "Кенгуру-2017". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами. Выражаем благодарность организаторам-координаторам игры-конкурса в районах (городах) и в учреждениях образования, которые ответственно отнеслись к организации и проведению конкурса.

Всем участникам конкурса желаем успехов в изучении математики и других дисциплин!

Международная математическая игра-конкурс "Кенгуру-2017" проводилась в марте 2017 года. 143 591 учащийся из 2 681 учреждения образования Республики Беларусь приняли участие в самом массовом математическом соревновании школьников в мире, среди них - 15 учащихся нашей школы. Игра-конкурс "Кенгуру" проводится с целью развития и поддержки интереса школьников к изучению математики.

Конкурс родился в Австралии в 80-е годы, с 1991 года начал проводиться во Франции , с 1993 года стал международным и является самым массовым интеллектуальным конкурсом в мире. В отличие от олимпиад по математике, в которой принимают участие, как правило, сильнейшие учащиеся, участниками конкурса "Кенгуру" могут быть все желающие учащиеся 1-11 классов.

Поздравляем всех участников игры-конкурса "Кенгуру-2017". Каждый участник получил приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, поощрены дополнительными призами.

Всем участникам конкурса желаем успехов в изучении математики и других дисциплин!

Результаты конкурса-игры "Кенгуру-2017"

Счет, измерения, вычисления люди начали использовать в жизни с самых древних времен. Истоки математической науки обычно относят к Древнему Египту. В те далёкие времена знания были окружены тайной. Образование открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Только дети состоятельных родителей могли обучаться в школах. Первые школы появились при дворцах фараонов, позднее - при храмах и крупных государственных учреждениях. Будущий фараон, несмотря на свой священный и божественный статус, не имел никаких поблажек и привилегий в процессе овладения искусством счёта, измерений, вычисления площадей и объёмов различных фигур. Ежедневно он был обязан решать математические задачи, которые на папирусе (школьной тетрадке того времени) ему приносил учитель, и не было дел важнее, пока все задачи не будут решены. Эти знания были необходимы для грамотного управления великим государством.

Сегодня математики во всём мире прилагают усилия для популяризации этой науки. «Математика для всех!» — вот девиз международной ассоциации «Кенгуру без границ» (KSF — Le Kangourou sans Frontieres) , в которую сегодня входит уже 81 страна.