Если вы когда-нибудь видели работу железнодорожной сортировочной станции, то наверняка впечатлились масштабностью процесса. Если никогда не видели, ничего страшного, смотрите материал ниже, покажем и расскажем, как это все работает.

Представьте ситуацию: из Екатеринбурга в сторону Москвы отправляется поезд, в одном составе - вагоны для Москвы, Питера, Казани, Ганновера и Неаполя. Можно развозить их все последовательно по этим городам, но тогда время доставки будет достаточно долгим, а можно подцепить нужные вагоны к поездам, следующим в нужном направлении.

Сортировочный узел на железной дороге необходим для того, чтобы распределять вагоны из одного состава в разных направлениях. Если выражаться более академично, то он предназначен для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом пропуска транзитных составов и обслуживания.

В московском транспортном узле есть несколько крупных сортировочных станций, но главных две: Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное. Последняя, кстати, является крупнейшей в Европе как по числу путей сортировочного парка, так и по количеству пропускаемых вагонов. На ней и остановимся подробнее.

Бекасово-Сортировочное находится на Большом кольце Московской железной дороги, вблизи от главного хода Киевского направления. Станция располагается в поселении Киевский Троицкого округа Москвы. Тут переформируется весь грузопоток, входящий в Москву и Подмосковье по Рижскому, Смоленскому и Киевскому направлениям. Та часть, что предназначена в сам город, отправляется маршрутами Бекасово - Люблино-Сортировочное (через Столбовую), таким образом разгружая небольшие сортировочные станции Киевского и Смоленского радиуса в черте столицы.


Но как происходит сортировка? Если мы посмотрим на план станции, то увидим входящие линии в самом начале и несколько широких частей со множеством путей, которые каждый вагон последовательно проходит. Работает это следующим образом.

Для начала все составы приезжают в парк приема. В данном случае парк приема «А». Тут вагоны переписываются, в автоматическом или ручном режиме с каждого списывается уникальный номер и добавляется в базу, а специальная программа сортировки обрабатывает полученную информацию и составляет сортировочный план - главный документ, на основании которого будет происходить дальнейшее распределение состава.


Кроме того, каждый вагон попадает под технический и коммерческий контроль, при первом выясняется состояние вагонов, при втором проверяется целостность груза.

Парк «А» в Бекасово находится в северо-западной части станции, всего 12 путей.

Для этого вагоны поступают в приемо-отправочный парк «Б». Он находится к югу от парка «А». Программа самостоятельно распределяет вагоны по составам, и единственная задача человека - вовремя расцепить в нужном месте необходимый вагон.


Дальше начинается магия: вагоны под силой собственной тяжести скатываются в самое сердце любой сортировочной станции - сортировочную горку. Тот самый участок, где происходит собственно распределение вагонов по новым составам. Здесь вагоны разгоняются, чтобы самостоятельно добраться до состава, тормозятся при помощи специальных установок, которые, кстати, тоже управляются автоматикой, и подцепляются к нужным составам. Скорость контролируется при помощи датчиков, на основании которых тормозные пары прикладывают нужное усилие для торможения вагона.

В Бекасово горка находится к востоку от парка «А». Вагоны попадают на горку с запада из парка «А». На горке 4 пути надвига, 3 пути роспуска и 3 тормозные позиции.

На этом главная задача - формирование новых составов - окончена, и вновь сформированные поезда могут отправляться в путь.

Кстати, все вот это можно увидеть своими глазами, проделав небольшой условно путь от столицы в направлении Наро-Фоминска. И, если будете на месте, посмотрите на площадку перед центральным постом управления. Тут есть небольшая экспозиция под открытым небом: маневровый тепловоз ТГМ23В, автомотриса АС1 (моторный самоходный вагон с двигателем), грузовая крановая дрезина ДГКУ, а также открытая платформа, тупик, стрелочный перевод и семафор. Все это дает наглядное представление о происходящем.

Сортиромвочная стамнция -- техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

В 1877 году на восьмой версте Николаевской железной дороги было начато строительство "особого парка для сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов". Ранее эта работа проводилась на станции Санкт-Петербург-Товарный, совершенно не приспособленной для этого. В конце 1879 года парки с 48-ю путями построили, что подтверждается приказом от 7 ноября. Это была первая на российских железных дорогах сортировочная станция. Первоначально она была построена по обеим сторонам основного хода. С увеличением объёмов работ затруднились внутристанционные связи, и в 1908 году главные пути магистрали, разделявшие сортировочную станцию, вынесли за систему парков, построили платформу, получившую имя станции - Сортировочная.

С точки зрения рядового пассажира, в быту, станция - это место, где останавливается поезд, и всё. И это правильно. Зачем "забивать" себе голову ненужной в обиходе терминологией. Само слово "станция" имеет весьма древнее происхождение, и появилось задолго до основания первых железных дорог. Согласно В. Далю, станция - место остановки путников; место, где берут и обменивают почтовых лошадей. Как ни вспомнить при этом пушкинского "Станционного смотрителя". Но, с точки зрения профессиональных железнодорожников, станция - это объект, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приёму, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по формированию поездов. Станция может занимать весьма значительные по размеру территории. При этом, в пределах одной станции может быть несколько остановочных пунктов - платформ для остановки пассажирских поездов.

Именно такую ситуацию можно наблюдать на описываемой станции. Платформы Фарфоровская, Сортировочная, Обухово - все расположены в пределах станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский. Код станции в ЕСР (единой сетевой разметке) - 030006.

Станция Сортировочная является старейшей сортировочной станцией России. Станция неоднократно модернизировалась, и является по классификации внеклассной. Сортировочная является единственной станцией в Петербурге, оборудованной механической горкой (ранее сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи, ныне она не действует). Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера на юг). Нечётные (восточная часть станции): 6 парк (Мария) - парк отправления 4 парк - подгорочный парк и парк формирования составов Горка № 4 с горочным постом 2 парк (южный четный) - парк прибытия Чётные (западная часть станции): 1 парк - парк прибытия Горка № 3 с горочным постом 3 парк - подгорочный парк и парк формирования составов 5 парк (южный нечетный) - парк отправления Для сквозного прохода через сортировку проложены чётный и нечётный пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч, соответственно - третья товарная и четвертая товарная. На въездах в 1 и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров вагонов. Также ранее, до реконструкции 2000-х годов, у станции существовала разворотная петля (гитара) с южной стороны. В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась). В 1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование скорости движения вагона системы (Гипротранссигналсвязь) с автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года к ней добавилась динамическая модель станции по переработке документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать все операции на станции. С 1948 года станция была оборудована механической почтой. На первых парах действовала электро-подвесная система: контейнеры с поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему модернизировали. И наконец в 1950-е годы на смену ей пришла подземная пневматическая почта, которая работает и сейчас. Её протяженность в настоящее время порядка 12 км. В 1970-е годы Ленгипротранс разработал план развития Ленинградского железнодорожного узла, по которому планировалась сортировочную ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. Возведение новой станции предполагалось в районе Новолисино. Но проект не был реализован.

Для односторонних сортировочных станций, перерабатывающих преимущественно транзитные вагонопотоки, в качестве основных типовых рекомендуются две схемы с последовательным расположением объединенных парков приема, сортировки и отправления (см. рис. 18.1), отличающиеся расположением локомотивного и вагонного хозяйств, а также маршрутами приема в переработку четных поездов и пропуска поездных локомотивов.

Схема I, показанная на рис. 18.1, а применяется для сортировочных станций с горками средней и большой мощности.

В этой схеме нечетные перерабатываемые поезда из «Б» принимаются в верхнюю часть парка приема (П), а четные поезда из «А» - в нижнюю часть парка П. Поездные локомотивы уходят на экипировку от нечетных поездов по ходовому пути 11, а от четных поездов - через тупик по путям 16 и 11. После выполнения контрольно-технического и коммерческого осмотров к прибывшим составам подают горочный локомотив, с помощью которого надвигают составы на горку для сортировки вагонов по путям сортировочного парка. Верхнюю часть сортировочного парка специализируют для накопления составов нечетных поездов, а нижнюю часть парка - для составов четных поездов. После роспуска нескольких составов на путях сортировочного парка накапливаются составы определенных назначений, из которых формируют поезда маневровыми локомотивами, работающими на вытяжных путях.

Сформированные составы нечетных поездов переставляют на верхние пути парка отправления (О), а четных поездов - на нижние пути парка О. В парке отправления производится техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов, полное опробование тормозов. Поездные локомотивы к составам нечетных поездов подаются по ходовому пути 13 через тупик 14, а к составам четных поездов - через нижнюю часть входной горловины парка О.

Рис. 18.1 Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: а - схема I с горкой большой или средней мощности; б - схема II с горкой повышенной мощности:

П - парк приема; С - сортировочный парк; О - парк отправления; С2 - сортировочно-группировочно-отпра- вочный; СО - сортировочно-отправочный парк; Тр, и Тр 9 - транзитные парки; ЭК - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МПРВ - механизированный пункт ремонта вагонов; СП - сортировочная платформа; 1 - центральный пост управления станцией; 2 - пост дежурного по парку совмещенный с пунктом обогрева вагонников; 3 - пост дежурного по формированию; 4 - ПТО; 5 - пункт обогрева вагонников;

6 - компрессорная; 7 - пункт приема поездных документов

Транзитные грузовые поезда нечетного направления принимают в парк Tpj, а четного - в парк Тр 2 . Здесь производят техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов, смену поездных локомотивов и локомотивных бригад, полное опробование тормозов, после чего поезда могут следовать дальше.

При приеме поездов из «А» в парк приема по путям П-Пб происходит пересечение их маршрутов с отправлением поездов на «Б» из парков О и Тр 2 , а также с маршрутами подачи поездных локомотивов от четных поездов из парка П на экипировку и из локомотивного хозяйства под отправляемые четные поезда. Такое пересечение может быть допущено при числе прибывающих поездов до 30-40, а отправляющихся - до 50-60. При большем числе поездов, а также при пропуске по пути II пассажирских поездов необходимо строительство путепроводной развязки (путь Не). Под путепроводом целесообразно уложить и ходовой путь 17 для подачи поездных локомотивов из депо под все отправляемые поезда и от четных поездов из парка приема на экипировку.

Кроме указанных, пересечения маршрутов в схеме I имеют место и при подаче поездных локомотивов под нечетные поезда в парки О и Tpj по пути 13 и отправлении четных поездов с путей парка О. Кроме того, во входной горловине парка О маршруты перестановки составов четных поездов враждебны маршрутам отправления этих поездов на «Б».

Отмеченные для схемы I пересечения маршрутов, кроме последнего, отсутствуют в схеме II односторонней сортировочной станции с горкой повышенной мощности (см. рис. 18.1, б). Это достигается за счет устройства петлевого подхода для приема в переработку четных поездов, устройства путепровода под горкой для пропуска поездных локомотивов и укладки ходового пути 15 для подачи локомотивов под нечетные поезда между парками О и Tpj. Такая развязка маршрутов обеспечивает большую пропускную способность и безопасность движения, а при сооружении петлевого пути и для отправления нечетных поездов (показан штриховой линией) достигнет максимального значения.

Приведенные схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением объединенных парков приема и отправления обеспечивают поточность обработки перерабатываемого вагонопотока, без повторной сортировки угловых вагонопотоков. Основным недостатком этих схем является значительный перепробег перерабатываемого вагонопотока четного направления, встречного направлению сортировки. Для схемы I, представленной на рис. 18.1, этот перепробег равен двойному расстоянию между осями парков приема и отправления. В схеме II перепробег вагонов направления, противоположного направлению сортировки, увеличивается еще больше за счет приема поездов по петлевому подходу и достигнет максимального значения при сооружении петлевого пути для отправления четных поездов (показан штриховой линией). Кроме того, в этой схеме существенно возрастают также пробеги поездных локомотивов нечетного направления, подаваемых под составы через путепровод под горкой.

Схема I рекомендуется в тех случаях, если в дальнейшем предусматривается сооружение второй сортировочной системы для четных поездов. Применение схемы II рекомендуется при строительстве крупной односторонней станции, если в перспективе не намечается строительство второй сортировочной системы.

Если длина станционной площадки недостаточна для последовательного размещения трех основных парков, то могут применяться схемы комбинированного типа, в которых один из парков - приема или отправления размещается последовательно с сортировочным парком, а парки отправления или приема - параллельно сортировочному парку.

Типовая схема односторонней сортировочной станции комбинированного типа (см. рис. 18.2) предусматривает сооружение объединенного парка приема для обоих направлений последовательно с сортировочным парком, а парков отправления и транзитных - по обе стороны сортировочного парка. Локомотивное хозяйство размещается рядом с парком П. При этом возможны два варианта укладки ходовых путей в парки Oj и Tpj: под горкой с устройством путепроводной развязки или в обход вытяжных путей формирования. Меньшие пробеги локомотивов и число пересечений маршрутов будут при путепроводной развязке, поэтому этот вариант рекомендуется в качестве основного. Верхние пути парка С можно использовать как сортировочно-отправочные на «А» и в этом случае их следует оборудовать устройствами для осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, а число путей в парке соответственно увеличить.


Комбинированные схемы по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют ряд существенных недостатков: большие затраты маневровых средств на перестановку сформированных составов; большую загрузку выходной горловины парка О] (перестановкой составов, уборкой маневровых и подачей поездных локомотивов, отправлением поездов); наличие пересечений маршрутов приема четных поездов в переработку с маршрутами отправления четных поездов своего формирования из парка 0 2 и маршрутами подачи локомотивов к этим поездам.

При больших размерах транзитных и местных вагонопотоков рекомендована схема сортировочной станции с горкой повышенной мощности и с параллельным роспуском составов, развитым сортировочно-группировочно-отправочным парком С 2 , располагаемым последовательно со средней секцией основного сортировочного парка С, и второй сортировочной горкой (см. рис. 18.3). Такая схема станции может оказаться целесообразной в крупных железнодорожных узлах:

  • - при больших размерах местных вагонопотоков;
  • - значительных размерах перекрестных вагонопотоков;
  • - потребности устройства на основной горке трех или четырех спускных путей, в том числе для параллельно работающих (с участием основной горки) технологических линий повторной сортировки отсевных вагонов и роспуска части составов на второй сортировочной горке, минуя первую без расформирования;
  • - относительно небольших размерах вагонопотока с частичной переработкой составов и изменением их массы и длины.

Станция работает следующим образом. На основной сортировочной горке вагонопоток делится на три части: четный и нечетный транзитные, накапливаемые на крайних секциях сортировочного парка (С), и местный, для накопления которого выделяется средняя секция сортировочного парка. При параллельном роспуске двух составов местные вагоны сразу направляются на пути средней секции, где накапливаются на составы местных назначений. При одновременном поступлении местных вагонов в обоих расформировываемых составах в среднюю секцию направляют местные вагоны из того состава, где группа таких вагонов больше, а местные вагоны из второго состава поступают на отсевной путь соответствующей


крайней секции, откуда затем вновь подаются на горку для повторной сортировки.

После накопления составов местных назначений на путях средней секции парка С они надвигаются на вторую горку, где производится более детальная сортировка вагонов местных назначений с подборкой их по группам в адрес отдельных грузовых районов или крупных грузовых фронтов грузовых и промышленных станций узла. При этом на грузовых станциях останется произвести подборку вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным путям внутри грузовых районов.

Сформированные составы местных поездов отправляются непосредственно с путей парка С 2 , а составы остальных поездов своего формирования с путей отправочных парков Oj и 0 2 .

Недостатком рассмотренной схемы станции является отсутствие взаимозаменяемости отправочных парков Oj и 0 2 , необходимость дополнительных затрат на сооружение вспомогательной сортировочной горки, парка С 2 , а также на укладку вытяжных и соединительных путей. Эти затраты должны окупаться экономией, получаемой на грузовых станциях или путях необщего пользования за счет уменьшения затрат на маневровую работу, которая выполняется там, как правило, на вытяжных путях.

При проектировании односторонней сортировочной станции с горкой средней или малой мощности, работающей преимущественно на узел, порт или крупный промышленный район, может применяться схема без отправочного парка, приведенная на рис.

При такой схеме поезда, поступающие в адрес грузовых, промышленных или портовой станций узла принимаются на пути верхней части парка П, а поступающие из узла - на нижние пути этого парка. После отцепки поездного локомотива и обработки по прибытию составы расформировывают на пути сортировочноотправочного парка (СО), где после накопления и формирования составов производят их техническое обслуживание и коммерческий осмотр, подают передаточные локомотивы при отправлении в узел и поездные локомотивы для отправления на линию и после опробования тормозов поезда отправляют. Число путей в парке СО, в связи с занятием их операциями по отправлению, соответственно увеличивают.


В необходимых случаях эта схема может быть дополнена вспомогательным сортировочно-группировочным устройством для подборки вагонов, отправляемых в передаточных поездах в узел.

Маршрутизированный вагонопоток с примыкающих линий, который не требует сортировки, принимают в транзитный парк Tp l5 где производят обработку составов в техническом и коммерческом отношении, осуществляют смену прибывших поездных локомотивов на передаточные или вывозные и отправляют готовые поезда в узел. Маршруты, отправляемые со станций узла, принимаются в транзитный парк Тр 2 , где проходят техническое обслуживание и коммерческий осмотр. Вывозные или передаточные локомотивы меняются на поездные, производится полное опробование тормозов и поезда отправляются на линию.

В последние годы для ускорения продвижения вагонопотоков, поступающие с линий маршруты могут пропускать по станции без остановки до станции назначения (портовой или крупной грузовой), на которой происходит оборот поездных локомотивов и смена поездных локомотивных бригад.

Рассмотренная схема станции имеет ряд недостатков. В ней горловины сортировочно-отправочного парка имеют дополнительную загрузку подачей под составы поездных локомотивов и отправлением поездов. Поэтому требуется проверка их пропускной способности.

Сортировочные станции подразделяются на сетевые и региональные, обслуживающие определенные районы. С целью концентрации сортировочной работы на наиболее технически оснащенных станциях, на ОАО "РЖД" выделено 10 сетевых и 19 региональных сортировочных станций. Многие сортировочные станции в перспективе будут переведены в разряд участковых.

Для выполнения работ по пропуску и обработке поездов на сортировочных станциях имеются специальные парки путей: приемный (предгорочный) парк П - для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк С- для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк О - для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо- отправочный) парк Тр- для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению. Приемный парк, сортировочная горка, сортировочный парк, вытяжные пути формирования и отправочный парк составляют сортировочную систему, или сортировочный комплект.

При большом объеме местной работы на станции и прилегающих участках предусматривается еще группировочный парк с горкой малой мощности для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов, передач и подач на грузовые пункты или сортировочно-группировочный парк для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке.

Сортировочные станции классифицируются:

по ведомственной принадлежности - на станции общей сети железных дорог РФ, промышленные, объединенные;

по значению их работы для сети железных дорог - на сетевые и региональные;

по мощности основных устройств (производительности): на станции повышенной мощности - более 5500 вагонов, большой - от 3500 до5500, средней от 1500 до 3500, малой- до 1500 вагонов; по числу систем - на односторонние и двусторонние;

по взаимному расположению основных парков - с последовательным, комбинированным и параллельным расположением;

по расположению главных путей и станционного путевого развития - с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей.

На сортировочной станции проектируются устройства, обслуживающие: грузовое движение и выполняющие сортировочную и группировочную работу, экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные устройства.

Требования к путевому развитию и техническому оснащению

Путевое развитие и компоновка схемы сортировочной станции, ее техническое оснащение определяются классификационным статусом станции во взаимосвязи с выбираемыми технологиями работы, структурой вагонопотоков, особенностями примыкающего полигона сети и узла, климатической зоной расположения, перспективой развития и другими местными условия ми.

Выбор типа новой или реконструируемой сортировочной станции осуществляется на основе моделирования взаимосвязанных технологических процессов работы всех ее устройств и обосновывается технико - экономическими расчетами.

При конструировании и выборе схемы сортировочной станции учитываются:

Прогнозируемые размеры работы;

Условия этапности развития;

Требования концентрации переработки вагонопотоков ближе к месту зарождения и на меньшем числе станций;

Рациональные распределения технического оснащения и работы по полной (и частичной) переработке (с необходимой группировкой) транзитных, местных вагонопотоков между проектируемой и другими стан циями;

Взаимосвязи параметров структуры путевого развития, стрелочных горловин и сортировочных (сортировочно-группировочных, группировочнных) парков, междупарковых соединений и плана формирования поездов;

Возможности достижения минимизации потерь от враждебных пересечений маршрутов поездных и маневровых передвижений и затрат на развязки маршрутов в разных уровнях и на параллельные ходы, минимизация бросовых работ при перспективном развитии станции;

Экономические потери на отчуждение земель, занимаемых под строительство.

Новые сортировочные станции на первую очередь строительства проектируют, как правило, односторонними с последовательным расположением объединенных основных парков.

Путевое развитие, мощность технических устройств и их взаимное размещение на станции должны обеспечивать:

Потребную на расчетные сроки пропускную и перерабатывающую способность станции;

Соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков;

Наименьшее время нахождения вагонов и поездов под операциями и пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов;

Минимальную себестоимость переработки вагонов;

Сохранность грузов и подвижного состава личную безопасность обслуживающего персонала.

Проекты сортировочных станций должны предусматривать:

Устройство автоматизированной системы управления техно логическим процессом работы станции и централизованного управления стрелками и сигналами;

Сортировочные устройства соответствующей мощности (горки, вытяжные пути), тип которых определяется в зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на десятый год эксплуатации, с устройствами автоматизации и механизации процессов над вига, расформирования и формирования составов на горках, а в перспективе - автоматического разъединения автосцепок вагонов. При суммарной загрузке вытяжных путей более 0,6 следует предусматривать горку малой мощности на вытяжном пути формирования и специально укладываемые парки (группировочные, сортировочно- группировочные);

Устройства для транспортировки вагонных деталей, а также для ограждения составов на путях, специализированных для технического осмотра составов или безотцепочного ремонта вагонов;

Средства для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы).

Сортировочные станции должны быть оборудованы современными видами и средствами связи между диспетчерскими пунктами, отдельными парками, цехами станции и исполнителями.

Размещение основных устройств Как правило, сортировочные станции должны иметь последовательно распложенные объединенные, приемные, сортировочные и отправочные парки. Проектирование комбинированного расположения парков допускается в стесненных условиях и при соответствующем обосновании, а также в зави­симости от объема сортировки вагонов, длины и массы формируемых, обрабатываемых и пропускаемых составов.

Сортировочную систему или станцию работающую преимущественно на узел, порт, промышленный район, а также в других случаях при соответствующем обосновании, допускается проектировать без отдельного сортировочного парка, предусматривая отправление поездов непосредствен но с путей сортировочно-отправочного парка. В остальных случаях сортировочная система должна иметь отдельный отправочный парк.

Предгорочный парк, для приема поездов располагается, как правило, на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем.

На реконструируемых станциях допускается сохранять этот парк на спуске в сторону горки, крутизной до 1‰. Размещение предгорочного парка на спуске крутизной от 1 до 2,5‰ или на подъеме крутизной до 2‰ возможно лишь на переустраиваемых сортировочных станциях, в особо трудных местных условиях, при надлежащем обосновании. Пути отправочного парка располагаются на площадке с трехэлементным профилем или на подъеме крутизной до 1‰.

В особо трудных местных условиях при переустройстве существующих станций отправочный парк может размещаться на спуске или подъеме крутизной до 2,5‰.

Приемо - отправочные парки для транзитных поездов в зависимости от местных условий располагаются: рядом с отправочным парком для поездов своего формирования или параллельно предгорочным паркам с обеспечением возможности использования последних для приема поездов, поступающих в расформирование, и надвига составов на горку.

На односторонних сортировочных станциях с горками малой и средней мощности рекомендуется предусматривать возможность отправления поездов с крайних (или всего пучка путей) сортировочного парка в обход горки навстречу направлению сортировки; при этом сортировочные пути, специализируемые для отправления поездов, оборудуются соответствующими устройствами вагонного хозяйства.

На двусторонних сортировочных станциях обеспечивается передача вагонов углового потока в приемный парк другой системы, по возможности, непосредственно с путей противоположного сортировочного парка.

Продольные оси предгорочного и сортировочного парков, как правило, проектируются на одной прямой.

На новых сортировочных станциях последняя стрелка сортировочного парка и первая стрелка отправочного (при последовательном расположении парков) размещается на расстоянии друг от друга не менее 400-500м, в целях обеспечения возможности увеличения в дальнейшем числа и длины парковых путей.

Главные пути в пределах сортировочных станций обычно проектируют объемлющими. В отдельных случаях, в зависимости от местных условий, до пускается одностороннее расположение главных путей с внешней стороны парков, со строительством (при необходимости) путепроводных развязок.

В районах наибольшего нахождения работников станции (горок, вагонного и локомотивного хозяйств) для их обслуживания устраиваются пассажирские остановочные пункты (платформы у главных путей), для безо­пасного прохода людей, к которым через станционные пути сооружаются тоннели или пешеходные мосты.

Локомотивное и вагонное хозяйства размещаются в зависимости от характера и объема работы, как правило, параллельно предгорочному парку.

Основные экипировочные устройства располагаются в одном месте на территории локомотивного хозяйства.

На сортировочных станциях предусматриваются устройства и сооружения вагонного хозяйства: пункты технического обслуживания (ПТО); механизированный пункт текущего отцепочного ремонта; пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов; вагонное ремонтное предприятие с контрольным пунктом автотормозов (при необходимости).

Пункт технического обслуживания и экипировка рефрижераторных поездов и секций, а также пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ) при одностороннем потоке скоропортящихся грузов располагается с внешней стороны соответствующего транзитного парка.

Пути механизированного пункта текущего отцепочного ремонта вагонов размещается рядом с сортировочным парком и непосредственно связывают ся с горкой и выходной горловиной сортировочного парка, а пути и устройства вагонного ремонтного предприятия - с сортировочным парком и с механизированными пунктами текущего отцепочного ремонта.

Для размещения дежурного персонала, осуществляющего оперативное управление работой односторонней сортировочной станции, сооружаются, как правило, два поста управления: центральный - в районе горки - и выходной стрелочной горловине сортировочного парка (маневровом районе формирования).

На двусторонних сортировочных станциях предусматриваются четыре по ста, из которых один - центральный.

На постах располагаются рабочие места: на центральном - станционного и маневрового диспетчеров, дежурного по парку приема и горки, дежурного по ремонту локомотивов в депо, старшего сменного вагонного мастера, работников станционного технологического центра поездной информации, поездных и перевозочных документов (СТЦ), дежурного по станции, работников службы сигнализации и связи, работников обслуживающих средства вычислительной техники; на посту в выходной горловине сортировочного парка - дежурных по району формирования и по отправочному парку.

Число сортировочных путей в парках сортировочных станций устанавливается в зависимости от числа назначений по плану формирования поездов, суточного количества вагонов каждого назначения и особенностей технологии работы станции по формированию поездов.

На каждое назначение плана формирования выделяется, как правило, от дельный сортировочный путь, а для назначений с суточным вагонопотоком более 200 вагонов - два пути.

Дополнительно необходимо предусмотреть не менее двух путей с уширенным междупутьем между ними, а также между этими и смежными путями, для вагонов, поступающих в ремонт (с учетом переноса трудоемкого ремонта из отправочного парка); пути для вагонов, поступающих под выгрузку или по грузку; для вагонов, требующих сортировки или перегрузки; для вагонов углового потока (на двусторонних станциях); вагонов с опасными грузами; вагонов с ценными и номенклатурными грузами, требующими ведомственной охраны; для перестановки вагонов на время очистки путей от снега и других местных нужд.

Пути для вагонов с опасными грузами должны иметь сквозные выходы на главные пути.

Полезная длина сортировочного пути определяется равной длине формируемого поезда, увеличенной не менее чем на 10‰ (не менее длины приемо -отправочных путей), или длине группы вагонов, также увеличенной на 10‰.

Сортировочный парк проектируется из нескольких пучков, при необходимости с путями разной длины, в зависимости от рода и длины поездов каждого формируемого назначения: одногруппных, многогруппных, сборных, а также подач в пункты местной работы станции.

Число путей в приемных, отправочных и транзитных парках определяется для расчетных размеров движения грузовых поездов.

Потребное число ходовых путей в парках определяется в зависимости от схемы станции, принятой технологии и заданного объема поездной и маневровой работы.

На станциях предусматриваются специальные пути для стоянки снегоуборочной техники, а также тупики для разгрузки снегоуборочных машин и снеговых поездов без выезда на перегон.

В стрелочных горловинах станционных парков сооружаются специальные помещения для кратковременного отдыха и обогрева работников станции (осмотрщиков, слесарей - ремонтников вагонов, электромехаников, чистиль­щиков стрелок).

Выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

Основная задача сортировочной станции - выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, с тем, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным .

Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов , имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов , в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

История

Первая сортировочная станция в России была построена в 1878-1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги . В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная . В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево , в 1901 году на той же дороге - двусторонняя сортировочная станция Кочетовка . В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино , Лосиноостровская , Перово . К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций .

В 1933 году была построена крупнейшая сортировочная станция сети - Свердловск-Сортировочный . В 1934 году на станции Красный Лиман была сооружена первая механизированная сортировочная горка, чем было положено начало работам по реконструкции станций с механизацией сортировочных устройств. В 1946 году на станции Брянск была введена система горочной автоматической централизации (ГАЦ). В 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский была пущена первая пневмопочта. В 1961 году на станции Лосиноостровская была введена первая система автоматического регулирования скорости движения отцепов (АРС) . В начале 1960-х годов, общее количество сортировочных станций в СССР составляло около 200; в это число входили 70 горочных станций, из которых 44 были механизированы .

В 2000 году на сети МПС России насчитывалось 113 сортировочных станций. В это же время принят комплекс мер по концентрации сортировочной работы в крупнейших узлах. С целью сокращения оперативных расходов, указанием МПС Д-787у от 26 апреля 2001 года 52 сортировочные станции были переведены в разряд участковых, тем же указанием введено разделение сортировочных станций на опорные и региональные.

В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объёма работы переведены в разряд участковых.

Классификация

По значению в общей работе сети железных дорог

  • сетевого значения (основные или опорные);
  • районные и вспомогательные.

Основные станции располагаются в узлах пересечения важнейших магистральных линий с мощными вагонопотоками и большой местной работой, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование маршрутов дальних назначений, следующих транзитом через несколько сортировочных станций сети. Кроме этого на опорных станциях формируются грузовые поезда и других категорий. К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками.

Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки, а также станции обслуживания портов и крупных промышленных районов.

По типу

  • горочные станции, оборудуемых сортировочными горками большой, средней или малой мощности;

В зависимости от числа сортировочных комплексов

  • односторонние (однокомплектные);
  • двусторонние (двухкомплектные).

По взаимному расположению основных парков

  • с последовательным расположением парков;
  • с параллельным расположением парков;
  • с комбинированным расположением парков.

Расположение главных путей на сортировочных станциях может быть объемлющим и односторонним. Однако на некоторых станциях, в основном построенных до середины XX века, главные пути проходят между сортировочными парками. Пример такой станции - Кочетовка I .

Технологии

Для проведения сортировочной работы на станциях сооружают сортировочные (или подгорочные) парки (самый большой парк станции - от 20 до 40 (в Европе часто 32) путей), горки (путь на искусственно построенном холме для спуска отдельных вагонов с помощью силы тяжести) и вытяжные пути. Для выполнения операций с поездами предусматривают парки приёма поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки и пути для приёма и отправления транзитных грузовых поездов.

Парки приёма, сортировки и отправления совместно с горкой и вытяжными путями образуют сортировочную систему (или комплект).

Сортировочные станции бывают плоские или безгорочные (когда вагоны перетаскиваются только при помощи тепловозов), с горкой (когда вагоны или их сцепки «спускают с горки» и далее, через стрелочные улицы и посты торможения , они сами катятся до нужного состава), и станции, на которых ускорение вагонам придаёт естественный уклон путей.

Подавляющее большинство сортировочных станций имеет одну сортировочную систему (вагоны движутся в одном направлении и в сортировочном парке перерабатывают вагоны как чётного, так и нечётного направлений), возможны две системы (каждая система перерабатывает вагоны определённого направления), или несколько сортировочных систем. Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки.