1. Каковы временные рамки Серебряного века?

а) весь 19 век

б) конец 19го века — начало 20го века +

в) середина 20го века

2. Отметьте все направления характерные для периода Серебряного века.

а) акмеизм +

б) классицизм

в) романтизм

г) новокрестьянская поэзия +

д) символизм +

3. Что такое «Цех поэтов «?

а) название сборника стихов

б) название журнала

в) поэтическая группа +

4. Прочитайте отрыво из декларации одного из поэтических направлений. Определите о каком направлении идет речь.

«… единственным законом искусства, единственныи и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ — вот орудие производства мастера искусства.»

а) имажинизм +

б) футуризм

в) акмеизм

5. Кто из перечисленных поэтов НЕ принадлежал к символистам?

а) Александр Блок

б) Зинаида Гиппиус

в) Осип Мандельштам +

6. Кому принадлежат строки следующие строки?

«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась »

а) Анна Ахматова

б) Марина Цветаева +

в) Надежда Тэффи

7. Что такое ЛЕФ?

а) государственный орган власти, контролирующий развитие литературы в 20 е годы 20го века

б) литературно-художественное объединение, которое возглавил В. Маяковский +

в) название сборника стихов

8. «Центрифуга » — это:

а) московская группа футуристов +

б) группа акмеистов

в) группа символистов

9. Первым авангардным течением в русской литературе стал:

а) футуризм +

б) имажинизм

в) акмеизм

10. Анна Ахматова литературный псевдоним:

а) Анны Горенко +

б) Анны Мотовиловой

в) Анны Буниной

11. Сколько глав включает «Реквием» Анны Ахматовой?

в) произведение не разбито на главы

12. Определите какой троп использует А. Ахматова в стоках:» «кто зверь,кто человек «, «И упало каменное сердце на мою еще живую грудь»:

а) метафора

б) эпитет

в) антитеза +

13. Какова основная тема поэмы «Реквием» А. Ахматовой?

а) тема Родины

б) тема поэта и поэзии

а) Николай Гумилев

б) Сергей Есенин +

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

а) Александр Блок +

б) Валерий Брюсов

в) Андрей белый

16. Отметьте основные темы творчества Сергея Есенина:

а) тема дружбы

б) тема поэта и поэзии

в) тема Родины +

г) тема революции +

17. Как называется последние произведение С. Есенина

а) поэма «Черный человек»

б) стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья …» +

в) стихотворение «Несказанное, синее,нежное …»

18. Что символизирует образ ветра в поэме А. Блока «Двенадцать» ?

а) революцию +

б) ничего не символизирует

в) образ Ленина

19. Что является композиционным центром поэмы А. Блока «Двенадцать «?

а) сцена появления Христа во главе красногвардейцев

б) сцена убийства Катьки +

в) сцена раскаяния Петрухи

20. Какой основной композиционный прием используется в поэме А. Блока «Двенадцать » ?

а) контраст +

б) усиление

в) рефрен

21. Творчество Константина Дмитриевича Бальмонт а принадлежит к литературному направлению:

а) символизм +

б) акмеизм

б) «Пощечина общественному вкусу » +

23. Определить жанр произведения В. Маяковского «Облако в штанах» .

а) поэма +

б) стихотворение

24. Какова основная тема стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно «?

а) тема поэта и поэзии

б) тема поэта и толпы +

в) тема любви

25. Какой конфликт является основным в творчестве О. Мандельштама?

а) поэта и толпы

б) поэта и эпохи +

в) любовный конфликт

а) А. Ахматова

б) М. Цветаева

в) О. Мандельштам +

27. Какому поэту принадлежит сборник «Вечерний альбом » ?

а) Н. Гумилев

б) К. Бальмонт

в) М. Цветаева +

28. Для кого из поэтов характерны такие приемы как: разбивка слова на слоги, смена ударения, активное использование тире и восклицательного знака?

а) М. Цветаева +

б) А. Белый

в) И.Северянинов

29. Кто из перечисленных поэтов НЕ принадлежит к эпохе Серебряного века?

а) С. Эфрон

б) Д. Бедный

в) Б. Ахмадулина +

г) В. Иванов

30. Какой век предшествовал Серебряному веку?

а) Бронзовый век

б) Золотой век +

Проверочная работа по теме

I вариант.

    Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1886-1921?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

З. Как назывался поэтический манифест футуристов?

А. « Поэзия как волшебство».

Б. « О прекрасной ясности»

В. « Пощёчина общественному вкусу».

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь..Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Лотарёва.

А. Горький.

Б. Северянин.

В. Белый.

6. Какая из трёх строчек существительных – «акмеистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень, лоно.

небывалый хор,

Проверочная работа по теме

«Серебряный век русской литературы»

II вариант.

    Определите модернистское течение по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1867-1942?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

3. Как назывался поэтический манифест акмеистов?

А. « Некоторые течения в современной русской поэзии».

Б. «Пощёчина общественному вкусу»

В. « О причинах упадка и новых течениях современной

русской литературы»

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти созданий

На эмалевой стене.

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Горенко.

А. Цветаева.

Б Гиппиус.

В. Ахматова.

6. Какая из трёх строчек существительных- « символистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень.

Б. Небо, труп, звёзды, черви, туман, боль, круп, ухватка, сыпь.

В. Лыжи, небо, луг, месяц, окошки, тишина, тропинка, ива.

7. Имена каких поэтов Серебряного века перечислены в следующих стихах Г. Шенгели?

Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава, И Александра- небывалый хор,

Четырнадцатизвёздное созвездие!

Ответы.

1. вариант 2 вариант

1 А 1В

2 Б 2 В

3 В 3 А

4 А 4 Б

5 Б 5 В

6 В 6 А

7 Валерий Брюсов

Андрей Белый

Константин Бальмонт

Максимильян Волошин

Осип Мандельштам

Борис Пастернак

Иван Бунин

Игорь Северянин

Анна Ахматова

Владимир Маяковский

Сергей Есенин

Марина Цветаева

Вячеслав Иванов

Александр Блок

Тест по литературе для 11 класса

«Серебряный век русской поэзии»

Составила Лахина Т. Н.

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX - начало XX века

3. Начало - середина XX века

4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» - это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»

Критерии оценки:

«5» - 19 – 20 баллов

«4» - 16 – 18 баллов

«3» - 11 – 15 баллов

«2» - 0 – 10 баллов

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»

подготовил

преподаватель русского языка и литературы

Кобылкин Андрей Олегович

г. Симферополь

Тест по теме:

«Серебряный век» русской поэзии

1. Какой период развития русской литературы принято называть «Серебряным веком»?

а) 1917 – 1921; б) 1890 – 1917; в) 1900 – 1910; г) 1860 – 1905.

2. Определите по характерным чертам литературное течение «Серебряного века»: «авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом»:

а) футуризм; б) акмеизм; в) символизм; г) имажинизм.

3.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. Анна Ахматова;

а) символизм.

2. Владимир Маяковский;

б) акмеизм.

3. Сергей Есенин;

в) футуризм.

4. Александр Блок;

г) имажинизм.

4.Какой из нижеприведённых манифестов относится к творчеству символистов?

а) «Пощёчина общественному вкусу»;

б) «Ключи Марии»;

в) «Декларация заумного языка»;

г) «Ключи тайн».

5. Определите по характерным чертам литературное течение «Серебряного века»: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью»: а) футуризм; б) акмеизм; в) символизм.

6. Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»: а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма;

а) тема любви; б) тема одиночества; в) тема революции; г) тема родины.

8. Какое произведение не принадлежит Анне Ахматовой?

а) «Реквием»;

б) «Поэма без героя»;

в) «Поэма Горы»;

г) «Песня последней встречи».

9. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении Анны Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»:

10. Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении Сергея Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь...»:

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

11. Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме Александра Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек»:

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

12. Назовите художественный приём, использованный в стихотворении Сергея Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил...».

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

13. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении Александра Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

а) Марина Цветаева;

б) Зинаида Гиппиус;

в) Анна Ахматова;

г) Андрей Белый.

15. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

а) Сергея Есенина;

б) Вячеслава Иванова;

в) Константина Бальмонта.

16. Кто из поэтов не принадлежит к «Серебряному веку» русской поэзии?

а) Николай Гумилев; б) Игорь Северянин; в) Федор Тютчев; г) АлександрПушкин.

а) «Анна Снегина»; б) «Поэма без героя»; в) «Двенадцать»; г) «Мертвые души».

18. Кто из перечисленных поэтов был удостоен Нобелевской премии, но впоследствии отказался от нее:

а) Александр Блок;

б) Владимир Маяковский;

в) Сергей Есенин;

г) Борис Пастернак.

19. Как называется стихотворение Бориса Пастернака:

а) «Вечерний звон»;

б) «Сегодня вечером»;

в) «Зимний вечер»;

г) «Зимняя ночь».

20. Какое из произведений не принадлежит перу Владимира Маяковского:

а) «Облако в штанах»;

б) «Вот так я сделался собакой»;

в) «Доктор Живаго»;

г) «Флейта-позвоночник».

Тест
По теме «Поэзия Серебряного века».
I вариант.
Определите направление по характерным признакам:
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для акмеизма
Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика
Утверждение красоты жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях
Отношение к слову как конструктивному материалу
Возрождение традиций «золотого века»?
Кто из поэтов принадлежал к эгофутуристам:
И.Северянин
Д.Бурлюк
В.Хлебников
Б.Пастернак?
Как называлась лекция Д.Мережковского, в которой он изложил теоретические основы символизма:
«Наследие акмеизма и символизма»
«Ключи тайн»
«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
«Пощечина общественному вкусу»?
Назовите настоящую фамилию И.Северянина.
Кто вместе с Гумилевым руководил «Цехом поэтов»?
С идеями каких философов связан футуризм?
Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
Подходит к природному явлению как скульптор. В природе он любит камни, скалы, гранит. Он озаряет свои пейзажи неживым, но ярким электрическим светом. Его природа бесстрастна и уравновешенна, величественна и спокойна; редко встречаются картины «взбунтовавшейся природы». Его привлекают пейзажи Крыма, границы балтийских побережий, северные моря.
О каком поэте Серебряного века идет речь:
А. За этим поэтом закрепилась слава салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» богемного быта. Особой популярностью пользовались его «поэзоконцерты». Его обвиняли в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов?
Б. Настоящая фамилия этого поэта Бугаев. Псевдоним возник под влиянием семьи Соловьевых. В 1903 году он организовал кружок «аргонавты». Это человек редкой одаренности: поэт – лирик, прозаик, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. В первом его сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. В сборнике «Пепел» ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись поэту в современной ему России?
Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А. Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Б. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,
По аллее олуненной Вы проходите морево
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы лазузорена

II вариант.

Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для футуризма:
a) Пафос отрицания «старого искусства»
b) Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество
c) Новые функции искусства как выражения творчества масс
d) Активное использование мифологических образов в поэзии?
3. К какому направлению принадлежали поэты: В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый?
4. Как называлась первая декларация футуристов:

b) «Ключи тайн»


5. Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

Для этого поэта природа – это «мозаика цветов», многоцветный и многозвучный мир. Этот мир неустойчивый, нестабильный, не застывший неподвижно. В его пейзажной лирике нашел отражение ключевой принцип живописи импрессионистов: «колорит – все, рисунок – ничто». Сквозной образ – дрожание, трепет?

А) В ранней лирике этого поэта видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Искусство, по мнению поэта, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству.
Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Это поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства?
Б) Основные черты его поэтического мира - подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих. Он провозглашал «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства?

А) Вперяю взор, бессильно жадный,
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
Б) Крылышки золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнулзинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

III вариант.
1. Определите направление по характерным признакам:
Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для символизма:
a) Отношение к поэзии как к мастерству
b) Открытие многозначности слова
c) Религиозно – философские поиски, мистические идеалы
d) Установка на самоценность, автономность искусства?
3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:
a) З. Гиппиус
b) Н. Гумилев
c) О. Мандельштам
d) С. Городецкий?
4. Как называлась статья Гумилева, в которой он обвиняет символизм в «абстрактности и холодности»:
a) «Наследие акмеизма и символизма»
b) «Ключи тайн»
c) «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
d) «Пощечина общественному вкусу»?
5. Назовите настоящую фамилию А. Белого.
6. Какая группа футуристов была наиболее влиятельна в этом течении?
7. Кто, по мнению Гумилева, мог бы послужить ориентирами для акмеизма?
8. Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
Его пейзажи преимущественно театральны, декоративны, в них преобладают не конкретные географические или природные реалии, а намеренно эффектные, красивые, экзотические подробности. У него на фоне многих пейзажей присутствует человек – как правило, сильный и мужественный покоритель природных стихий. Поэт тяготит к чистой изобразительности, предпочитая просто рассказывать какую – то историю?
9. О каком поэте Серебряного века идет речь:
А) Г. Адамович писал о нем: « не писал стихов, пел песни, и его слушала вся Россия». Его увлекающейся, «стихийной» натуре близка «философия мгновения». Для него поэзия – выразительница «говора стихий» он понимал поэзию как волшебство, ему было чуждо все рассудочное?
Б) Известность ему как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец». Его пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты. По своему мировоззрению и поэтическому стилю он символист. Но символы для него – образы, способные передать психологическое состояние человека. В. Иванов называл его символизм «земным». Современные исследователи говорят о поэтическом стиле этого мастера как о психологическом символизме?
10. Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Б) У ног ее – две черные пантеры,
С отливом металлическом на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.

1 вариант
Символизм
C
A
C
Лотарев
С. Городецкий
А. Бергсон,
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
В. Брюсов
И. Северянин
А. Белый
Акмеизм
Эгофутуризм

2 вариант

Акмеизм
D
Символизм
D
Горенко
«Аргонавты»
Символизм
К. Бальмонт
В. Брюсов
Н. Гумилев
Символизм
Футуризм

3 вариант

Футуризм
A
A
A
Бугаев
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»)
Шекспир, Рабле, Виллон,
Готье
Н. Гумилев
К.Бальмонт
И.Анненский
Символизм
Акмеизм