Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему

« Теоретико-методологические основы инклюзивного образования »

Инклюзивное образование на современном этапе развития российского общества является важным условием реализации права человека с особыми потребностями на образование, и в последствии, на профессиональную деятельность. Следует отметить, что анализ научной литературы по проблеме инклюзивного образования в историческом контексте, позволяет увидеть постепенно меняющуюся парадигму в системе «нетипичный» человек и социальная среда. Причем прослеживаются положительные изменения и установки в общественном сознании о необходимости перехода от социальной изоляции людей с особыми потребностями (а в некоторых случаях, и физического уничтожения) до их социальной включенности.

Следуя логике научного поиска, мы считаем, что разработка заявленной проблемы должна опираться на анализ основного понятия исследовательской работы «инклюзивное образование» и концептуальных подходов, которые положены нами в основу разработки системы инклюзивного образования.

В научном пространстве только начинается институциализация термина «инклюзивное образование». Активное использование в российском научно-практическом пространстве этого понятия происходит лишь в конце XX ст. и начале XXI ст. Неслучайно, введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию - осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми.

Инклюзия в современном мире выступает как ведущая социальная идея западных стран, в основе которой лежит борьба за искоренение дискриминации по принципу индивидуальных различий. Человеческое сообщество рассматривается во всем многообразии, предполагая совместное существование обычных людей и людей с особыми потребностями.

В современной научной литературе и периодических изданиях, посвященных образованию людей с особыми потребностями, понятие «инклюзия» стало постепенно вытеснять ранее употреблявшееся термин «интеграция», претендуя на более точное смысловое выражение сущности понимания практической реализации прав людей с особыми потребностями.

В научном пространстве термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное, или включенное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения лиц с нарушениями, и как следствие, с особенными образовательными потребностями в общеобразовательных учебных учреждениях . В его основу положена идеология, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но, тем не менее, она предусматривает адаптацию среды и создание компенсирующих условий.

Следует отметить, что на современном этапе развития общества Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие «инклюзивное образование» законодательно оформлено как обеспечение для всех обучаемых равного доступа к образованию с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

По мнению Чигриной А. Я., инклюзивное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения детей с нарушениями, и как следствие, с особенными образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах . Автор подчеркивает, что инклюзивное образование должно представлять баланс между тем, сможет ли ребенок осваивать общую программу при наличии дополнительных условий и индивидуальной программы, и важностью его социальной интеграции.

В свою очередь, О.С. Кузьмина дает следующее определение «инклюзивного образования» под которым понимает «социально-педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучается вместе со здоровыми сверстниками и получает специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь, связанную с удовлетворением его особых образовательных потребностей .

Для нашего исследования представляет особый интерес статья Ярская-Смирновой Е.Р. и Лошаковой И. И. «Инклюзивное образование детей-инвалидов», в которой идея внедрения инклюзивного образования предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. Авторы подчеркивают, что все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе .

Мы разделяем мнение А. В. Бахарева, что система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Для этого требуется комплекс мер, который подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого, автор считает, что необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении .

В контексте заявленной проблемы важными для нас являются взгляды С. О. Брызгаловой и Г. Г. Зак, которые видят, что концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). Ученые рассматривают саму систему инклюзивного образования как эффективный механизм развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества - общества для всех, общества для каждого. По их мнению, именно в этом ключевое значение инклюзивного образования. Инклюзивное образование - образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей. В его основу положена идеология, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но, тем не менее, она предусматривает адаптацию среды и создание компенсирующих условий . Для нас ценными являются идеи преемственности в инклюзивном образовании начиная со средней школы и заканчивая высшей школой. Исходя из этого, человек с особыми потребностями постоянно находится в системе социальных отношений и связей, которые по мере его социализации будут расширяться и углубляться.

В основу разработки системы инклюзивного образования нами были положены следующие концепции и концептуальные подходы:

1). Деятельностный подход, рассматривающий человека как активного субъекта, который познает и преображает мир и самого себя в процессе деятельности;

2) Личностно-ориентированный подход опирается на гуманистический принцип взаимоотношений учителя и ученика, учитывая субъективный опыт ребенка и оказывая ему педагогическую поддержку его индивидуальности;

3) Системный подход, рассматривает инклюзивное образование как непрерывный процесс взаимодействия мультидисциплинарной команды;

4) Компетентностный подход рассматривает личность как носителя определенных компетенций;

5) Акмеология личностного и профессионального развития личности.

Предлагаем кратко рассмотреть их теоретико-методологическую сущность.

Деятельностный подход рассматривает человека как активного субъекта, который познает и преображает мир и самого себя в процессе деятельности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Государственная социальная политика в отношении людей с особыми потребностями долгое время базировалась на медицинской модели инвалидности. В рамках которой человек с особыми потребностями больше рассматривался с позиции объекта медицинской помощи, а не субъекта социальных отношений. К сожалению, даже такой важный момент как разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка с особыми потребностями очень часто осуществляется без участия родителей, тем более - ребенка. Такое положение следует менять.

На наш взгляд, деятельностный поход должен базироваться на принципе участия, который предполагает участие молодых людей в принятии решений и процессах, которые влияют на их жизнь, в том числе в процессах обмена информацией, консультаций, управления, принятия решений и действий (Р.А. Харт). Опираясь на его книгу «Children"s participation from tokenism to citizenship» приведем лишь наиболее важные положения для нашего исследования. Ученый утверждает, что участие молодого человека обеспечивается через:

Доверительное общение (информирование по всем вопросам, которые касаются молодого человека, поддержка у формулировании вопросов и искренности в ответах);

Совместное принятие решение (содействие обсуждению, предоставление выбора, наделение полномочиями для реализации решения);

Поддержка инициатив (активное слушание; признание того, что молодые люди имеют таланты, сильные и слабые стороны, ориентация на будущее, приобретение опыта в процессе различных видов деятельности) .

Мы считаем, что концепция инклюзивного образования опираясь на этот подход должна исходить из положения о активной позиции детей и молодежи с особыми потребностями как субъектов деятельности. Человек с особыми потребностями в процессе участия в различных доступных видах деятельности развивается себя как личность и как будущего профессионала.

Личностно-ориентирова н ный подхо д опирается на гуманистический принцип взаимоотношений учителя и ученика, учитывая субъективный опыт ребенка и оказывая ему педагогическую поддержку его индивидуальности (Е. Бондаревская, Е. Степанов, С. Подмазин и др.).

Большинство ученых в личностно ориентированном подходе прежде всего видят процесс субъектно-субъектного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на создание дружественной социокультурной среды для саморазвития личности как субъекта активной деятельности, способного к самореализации и самосовершенствования.

В контексте нашего исследования важным является определение личностного ориентированного подхода, предложенное Е. Степановым, который рассматривает его как «методологическую ориентацию в педагогической деятельности, что позволяет при помощи опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самопостроения и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» .

Личностно-ориентированный подход рассматривает личность в контексте ее индивидуального развития и становления, опираясь на принципы гуманизма, природосообразности и культуросообразности.

Гуманистическая концепция инклюзивного образования базируется на представлении о том, что человек является высшей ценностью вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и т.п.) он обладает. Интересная мысль была высказана Э. Фроммом, что изменения в сторону гуманизации будут возможны, если будут меняться сами люди в направлении от идеологии хищничества и обладания к идеологии человечности, взаимного признания и ответственности.

В этом контексте особый смысл приобретает проблема образования для «нетипичных» детей и молодых людей как инструмент их социальной включенности. В целом, вся система инклюзивного образования пронизана идей гуманизма, выступающей основой доверительного и толерантного отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Для нашей работы представляется интересными данные социологического исследования (Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И.), получены в ходе исследования отношения учителей, учащихся средних школ и их родителей к возможности совместного обучения с детьми-инвалидами, имеющими трудности с передвижением, нарушения слуха, речи или зрения, задержку умственного развития. Анализ показал, что наиболее близкие контакты устанавливаются между опрошенными учащимися и детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (12,4%), а также с детьми, испытывающими отклонения в умственном развитии (12,9%). Более редкими у наших респондентов оказались контакты с теми детьми, у кого нарушены речь, слух или зрение (9,1%). А среди тех, кого респонденты только видели на улице, больше детей-инвалидов, имеющих внешние признаки инвалидности (40,5%).

Интересно, что наибольшая терпимость к тому, чтобы учиться в одном классе , проявляется у наших респондентов-учащихся по отношению к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Менее терпимы они к тем, у кого есть нарушения слуха, зрения. Самый низкий уровень толерантности была выявлена в отношении детей с нарушениями в умственном развитии - почти половина учащихся высказала пожелание, чтобы те учились в отдельной школе. Ученые делают вывод о том, что около 70% опрошенных продемонстрировали разную осведомленность о проблеме инвалидности у детей, а также подчеркивают, что в данном случае обнаруживает себя глубоко укоренившийся стереотип, создающий серьезные барьеры для интеграции и детей, и взрослых в общество .

Принцип природосообразности (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Ушинский и др.) предполагает единство природного и духовного начал в ребенке как равноценных компонентов целостной индивидуальности, и их учет в процессе развития, воспитания и обучения. Для нашей работы этот принцип имеет ключевое значение, ибо дети с особыми потребностями имеют различные отклонения в умственном и/или физическом развитии, которые объективно влияют на процесс усвоения знаний и приобретения навыков.

Современное толкование данного принципа связывает социальное воспитание «нетипичных» детей с общими законами развития природы, их индивидуальными и возрастными особенностями, с формированием ответственности за развитие самого себя как активного субъекта жизнедеятельности. При чем следует подчеркнуть, что принцип природосообразности предполагает учет пола ребенка в процессе полоролевой, трудовой и гражданской социализации.

Личностно-ориентированный подход в инклюзивном образовании позволяет опираться на природные задатки ребенка с особыми потребностями, развивать и усовершенствовать только с учетом его природных возможностей, что позволит более полно использовать индивидуальные задатки каждого ребенка.

Принцип культуросообразности (Д. Локк, К. Гельвеций, А. Дистерверг и др.) предполагает построение системы инклюзивного образования на основе культуры общества, традиций и обычаев народа, норм и ценностей, учитывая культурный уровень каждой личности. Особое внимание ученых уделяется проблеме социокультурной адаптации детей и молодежи с особыми потребностями.

Анализ научной литературы позволяет отметить необходимость проведения комплексного экспертного обследования учреждений сферы культуры для оценки доступности их для детей и молодежи с особыми потребностями. Следует отметить, что неформальное образования, которое чаще реализуется на базе учреждений культуры, позволяет гармонично сочетать интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое развитие личности посредством активного участия в разных видах художественной самодеятельности, клубах по интересам, кружках и т.п.

Современные исследования инклюзивного образования ведутся на основе личностно-ориентированного подхода, учитывающего единство ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной и операциональной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, человек не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность (Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.).

Системный подход, рассматривает инклюзивное образование как непрерывный процесс взаимодействи я мультидисциплинарной команды.

Первоначально слово «система» было связано с формами социально-исторического бытия. Действительно, под системой в литературе понимается «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи). Общество как социальная система включает в себя образование как подсистему.

В. Н. Спицнадель, изучая теоретические основы системного анализа, уделяет внимание образованию как неотъемлемому элементу рассматриваемой системы, методологический подход к его сути и оценке должен быть равноправным по отношению к другим элементам, т.е. системным. Ученый подчеркивает, что будучи дальнодействующим фактором, образование закладывает фундамент, генерирует развитие этих элементов, рост производительных сил общества. Тем более необходима научно обоснованная программа образования. Она реализуется путем выработки системных знаний, которые продуцируются в результате взаимодействия и синтеза естественных, технических и общественных наук. Формирование такой системы знаний, ориентированной на мировой уровень развития науки, и внедрение ее в учебный процесс, входит в содержание перестройки высшего образования. Системный подход открывает здесь реальную возможность сокращения сроков обучения, повышения специального научно-технического и мировоззренческого уровня образования, общей культуры будущих выпускников. Более конкретно, это осуществляется через выдвижение на первый план общих теорий, обобщенных научных принципов и выявление глубоких взаимосвязей .

Системный подход в инклюзивном образовании позволяет увидеть целостность и многогранность процесса образования, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов обучающей среды, учитывая сложности построения и реализации на практики данной системы.

Известно, что образование - это гармоничное единство процесса развития, воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизни. Это творческий процесс формирования личности, ее саморазвития и самоактуализации.

Идея непрерывности образовательной вертикали имеет принципиальное значение в построении системы инклюзивного образования на основе системного подхода.

Большинство специалистов, которые работают с детьми и молодежью с особыми потребностями, и родителей выступают за преемственность в образовании: «начальное - среднее - профессиональное - высшее», которое возможно только при условии сотрудничества всех образовательных учреждений, способных осуществить на практике системный подход к проблеме инклюзии. Особенную актуальность вызывает готовность педагогов разных учреждений к эффективной работе в системе инклюзивного образования.

В этом контексте представляет научный интерес диссертационное исследование О.С. Кузнецовой, которая предложила модель подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования включает содержательный и организационный компоненты. Направлена на развитие у педагогов профессиональной компетентности, приобретение способности решать профессиональные задачи:

Понимать философию инклюзивного образования, знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды, и уметь выявлять данные закономерности и особенности;

Уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;

Применять различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса, ориентированные на ценностное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивному образованию в целом;

Создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы образовательной организации для развития всех детей;

Осуществлять профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием . инклюзивный образование мультидисциплинарный гуманистический

Следует отметить, что в своей работе О. С. Кузнецова обосновывает условия инклюзивного образования при которых подготовка педагогов будет результативной, а именно, если:

Будет организована как персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности преподавателя (обучающего) и педагогов (обучающихся), направленный на развитие профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на инклюзивное образование и представлена в виде модели;

Технология подготовки педагогов будет основана на применении гуманитарных технологий и обеспечит формирование мотивационно-ценностной, операционально-деятельностной и рефлексивно-оценочной готовности к работе в условиях инклюзивного образования .

Содержательные дискуссии специалистов мультидисциплинарной команды (врачи, педагоги, психологи, юристы, государственные служащие и общественные деятели) ведутся вокруг практической реализации идей инклюзивного образования, трудности ее воплощения и формирования положительного общественного мнения. Данный подход позволяет рассматривать человека с особыми потребностями как активного субъекта жизнедеятельности, важность участия во всех решениях, которые влияю на его жизнь. На наш взгляд, мнение ребенка и его родителей должно учитываться при организации компенсаторной образовательной среды, комфортной для всех участников обучения.

Особо важно отметить в системе инклюзивного образования роль именно высших учебных заведений в процессе социальной инклюзии. Высшее образование как социальный институт обладает значительными возможностями и ресурсами для молодежи с особыми потребностями. Во время обучения в высшем учебном заведении происходит приобретения культурных ресурсов студентов: повышается уровень образованности студентов в процессе учебной и практической профессиональной деятельности, изменяются досуговые практики

студентов в направлении роста доли культурных форм досуга, более активного использования компьютерной техники и Интернета, образовательной и общественной активности. Устанавливаются социальные отношения и социальные связи, которые выступают своеобразной формой социального капитала молодых людей с особыми потребностями, позволяют им чувствовать более уверено в реализации своих жизненных планов и устремлений, содействуя их социальной инклюзии.

Рассуждая об образовании с точки зрения системного анализа, В. Н. Спицнадель утверждает, что образованный человек является агентом культуры (добра, разума, совести, ответственности, любви, сочувствия, поддержки...), отстаивающий вечные ценности жизни и формирующий новые. Образованность человека (этимологически) - принятие человеком образа: мира, собственной личности, прошлого и будущего, добра и зла. Образоваться - значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой... Культура - это жизнь, единое, благо и добро, сила и энергия, это вечный идеал человечности .

В рамках компетентностного подхода выделяются два основных понятия «компетенция» и «компетентность», категориально-понятийный анализ этих терминов позволяет отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание их сущности.

Для нас определяющим выступает мнение А.В. Хуторского, который под понятием «компетенция» подразумевает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), определяются по определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для того, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним»; а под термином «компетентность» - «владение человеком соответствующей компетенцией, охватывает личностное отношение к ней и предметов деятельности» .

Известно, что компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо разбирается. На современном этапе развития школьного образования в России происходит смена конечной цели образования со «знаний» на «компетентность», ибо складывается ситуация при которой ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но при этом испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения задач и проблемных ситуаций. Развивая компетентность мы тем самым восстанавливаем равновесие между образованием и жизнью.

Опираясь на выделенные А.В. Хуторским основные образовательные компетенции, содержательно дополним их в ключе инклюзивного образования:

1. Ценностно-смысловые компе те н ции . Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Дети и молодежь с особыми потребностями по-особому видят и взаимодействуют с окружающим миром и людьми. Для многих людей сложно определить смысл жизни, а людям с особыми потребностями надо дополнительно искать в себе внутренние силы для этого. Понимание и принятие ценностей позволяет лучше ориентироваться при выборе своего жизненного пути. Особую роль в этом играет семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира. В процессе инклюзивного образования необходимо учитывать социокультурные условия в которых проходит социализация детей и молодежи с особыми потребностями, чтобы личность была подготовленной к жизнедеятельности именно в данных историко-культурных, социально-економических условиях.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В ходе организации инклюзивного обучения следует учитывать психофизиологические особенности детей, чтобы максимально создать комфортные условия для усвоения знаний, умений и навыков, поддерживая их мотивацию к обучению.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. На наш взгляд, целесообразно использовать в инклюзивном образовании ресурс социальных сетей, популярных в молодежной среде. Овладение молодыми людьми с особыми потребностями информационными компетенциями позволит значительно повысить уровень своего социального капитала, быть более конкурентно способным на рынке труда, включая самозанятость.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В инклюзивном образовании установление результативной коммуникации между всеми участниками, снятия барьеров, преодоление стереотипов содействуют гармоничному развитию всех детей.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В практике инклюзивного образования специалисты часто используют метод трудотерапии с детьми и молодежью с особыми потребностями, направленный на овладение трудовыми навыками, способствующий их профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

7. Компетенции ли чностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. В системе инклюзивного образования должна прослеживаться идея постоянного личностного самосовершенствования, с учетом посильной интеллектуальной и физической нагрузки.

Компетентностный подход в системе инклюзивного образования рассматривает личность как носителя определенных компетенций, которые приобретаются в процессе игры, обучения, общения, деятельности, и содействуют личностному и профессиональному становлению молодых людей с особыми потребностями.

Акмеологический подход (К. Абульханова-Славская, В. Гордон, А. Деркач, В. Зазыкин, Е. Смирнов, П. Смирнов и др.) в рамках проблемы данного исследования представляется нам наиболее целесообразным, потому что акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных наук, изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. При этом принципиально важным является выявление закономерностей, условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения высшей точки развития человека, его акме, а также выявления возможных препятствий, возникающих на этом пути. Кроме того, именно акмеология достигает сегодня наиболее значимых результатов в исследовании проблем становления и развития человека как профессионала в различных сферах деятельности .

Учитывая быстроту меняющейся социальной реальности, совершенствование системы инклюзивного образования должно опираться на акмеологический подход, в основе которого лежит идея постоянного совершенствования человека, его профессионального мастерства в разных социокультурных условиях. Безусловно, следует реально оценивать возможности и потенциал самого человека с особыми потребностями, его способность к работе над собой.

Совместные усилия ученых и практиков, которые занимаются разработкой теоретико-методологических и практико-организационных основ инклюзивного образования позволяют выявлять, оценивать и решать возникающие проблемы при его реализации на практике.

Проведенная исследовательская работа позволяет нам следующие выводы:

1). Инклюзия является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, основанного на гуманистической парадигме восприятия мира в его многообразии. Инклюзивное образование на современном этапе развития российского общества является важным условием реализации права человека с особыми потребностями на образование, и в последствии, на профессиональную деятельность.

2). Инклюзивное образование - социально-педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучается вместе со здоровыми сверстниками и получает специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь, связанную с удовлетворением его особых образовательных потребностей (О.С. Кузьмина).

3). В основу разработки системы инклюзивного образования нами были положены следующие концепции и концептуальные подходы:

Деятельностный подход, рассматривающий человека как активного субъекта, который познает и преображает мир и самого себя в процессе деятельности;

Личностно-ориентированный подход опирается на гуманистический принцип взаимоотношений учителя и ученика, учитывая субъективный опыт ребенка и оказывая ему педагогическую поддержку его индивидуальности;

Системный подход, рассматривает инклюзивное образование как непрерывный процесс взаимодействия мультидисциплинарной команды;

Компетентностный подход рассматривает личность как носителя определенных компетенций;

Акмеология личностного и профессионального развития личности.

4). Современная российская система инклюзивного образования должна использовать лучший международный опыт, который дает возможность детям и молодежи с особыми потребностями реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую специализированную помощь.

Список используемой литературы

1. Бахарев А. В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт / А. В. Бахарев // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - №2. - С. 330-335.

2. Брызгаловой С. О. Инклюзивное образование: международный опыт, современные тенденции / С. О. Брызгаловой, Г.Г. Зак // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практичекой конференции 20-22.06.2011 / Под ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. - М., 2011. - С. 41-43.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. Кн.2: Акмеологические основы управленческой деятельности. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 536 с.

4. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кузьмина Ольга Сергеевна. - Омск, 2015. - 23 с.

5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / [под ред. Е.Н. Степанова]. - М. : Сфера, 2003. - 128 с.

6. Мардахаев Л. Социальная педагогика: учебник / Лев Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

7. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. / В. Н. Спицнадель. - СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. - 326 с.

8. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

9. Чигрина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Чигрина Анна Яковлевна. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.

10. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И. И. // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С. 100-106.

11. Hart R. A. Children"s participation from tokenism to citizenship / R. A. Hart. - Florence: UNICEF International Child Development Centre, 1992. - 38 p.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие инклюзивного образования как процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Основные формы осуществления, проблемы организации. Характеристика преимуществ и принципов инклюзии.

    презентация , добавлен 13.10.2015

    Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере инклюзивного образования. Принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями. Рекомендации по совершенствованию обучения детей на уроках фортепиано.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2014

    Главные приоритеты государственной политики, выделенные в законе об образовании. Принципы инклюзивного образования, подразумевающего доступность для всех, в плане приспособления к нуждам всех детей. Система инклюзивного образования в Ростовской области.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    презентация , добавлен 09.02.2017

    Определение инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. Анализ опыта работы образовательных учреждений с инклюзивным обучением в РФ. Особенности инклюзивного образовательного обучения. Сопровождение координатора, реализующего инклюзивную практику.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2017

    Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе. История, реалии и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом; роль школьного психолога.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Анализ практики инклюзивного образования в школах города Вологды и Вологодской области. Разработка теоретических и методических основ специального (коррекционного) обучения и воспитания. Осуществление реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Исследование книги Дэвида Митчелла "Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования". Анализ тезисов разделов: Введение; Предисловие; Стратегия 1: Инклюзивное образование. Разработка технологических карт заданных стратегий.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2016

    Характеристика системы образования. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования. Современные средства оценивания результатов обучения. Тестовые технологии в образовании. Степень взаимодействия учителя и ученика.

    тест , добавлен 29.04.2011

    Сущность и особенности инклюзивного образования. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Особенности правового регулирования инклюзивного образования на региональной уровне.

УДК 371.9:371.01 ББК 74.5:74.202.4

Л.П. Феталиева, С.Х. Шихалиева, С.А. Караева

исторические этапы РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИх ШКОЛьНИКОВ

В статье представлены исторические этапы развития инклюзивного, образования младших школьников, рассматриваются различные модели обучения детей с особенностями развития. По уровню включения ребенка в образовательный процесс предлагаются разные виды интеграции и инклюзии. Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны возможности и преимущества инклюзии. Авторы обосновывают достоинства инклюзивного обучения младших школьников в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, младшие школьники, инклюзивная модель, кор-рекционное обучение, интегрированное обучение, домашнее обучение.

L.P. Fetalieva, S.H. Shikhalieva, S.A. Karaeva

HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION OF YOUNGER school

The article presents the historical stages of development of inclusive education of younger students, examines the different models of teaching children with special needs. According to the level of inclusion of the child in the educational process are different types of integration and inclusion are proposed. The importance of inclusive education of children with special needs, described features and benefits of inclusion is identified. The advantages of inclusive education of younger students in secondary school are explained.

Key words: inclusive education, junior high school students, inclusive model, corrective training, integrated education, home schooling.

Образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в историческом развитии прошла путь от изоляции до инклюзии. Историю обучения детей с особенностями развития можно условно разбить на три этапа. До середины 60-х годов ХХ века господствующей была медицинская модель, в рамках которой обучение детей с ОВЗ велось изолированно. До 60-70-х годов XX века в рамках медицинской модели инвалидности дети с ОВЗ рассматривались обособленной социальной группой как объект внимания социальных служб. Представители социальных служб определяли трудности, возникающие в повседневной жизни детей с нарушениями здоровья, как естественное следствие имеющегося дефекта, который делает ребёнка отличным от здоровых детей

и не позволяет ему принимать участие в учебной, воспитательной и досуговой жизни сверстников. С их точки зрения, ребёнок с ОВЗ мог быть интегрирован в социум при условии его адаптации к окружающей среде и самостоятельного преодоления им возникающих при этом барьеров. Общество, со своей стороны, не несло ответственности по обеспечению детям с ОВЗ комфортных условий для их образования.

Существенные изменения в отношении к детям с ОВЗ произошли во второй половине XX века. Это было вызвано отказом от медицинской модели инвалидности и появлением социальной модели. Сторонники социальной модели инвалидности рассматривали барьеры и ограничения жизнедеятельности людей не как естественное следствие имеющихся

у них отклонений здоровья, а как характеристику окружающей среды, ее неприспособленность к индивидуальным особенностям каждого человека. Были выявлены барьеры, ограничивающие участие детей с ОВЗ в образовательной, воспитательной и досуговой жизни. Среди них физические (инфраструктура школы, заложенная ещё на стадии её проектирования), информационные (сложности получения и трансляции информации людьми с нарушениями слуха и речи, дефицит изданий, предназначенных для слабовидящих и незрячих людей), эмоциональные (отношение к детям с выраженными дефектами развития, забота, переходящая в опеку, психологическая несовместимость).

Середину 80-х годов можно считать временем обоснования новой модели «включения», т.е. инклюзии. Инклюзивное или включенное образование -термин, описывающий обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем, это образование отлично от обычного, специального и интегрированного. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, мотивировать их учиться в школе вместе с другими детьми - друзьями и соседями. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря на трудности или различия между ними, но таким образом, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей и каждого ребенка в отдельности .

Итак, инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех. Основная идея инклюзии - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, с тем, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность обучаться, посещать учебные заведения вместе с обычными сверстниками. Инклюзивное образование - это когда для детей с ограниченными возможностями

здоровья в общеобразовательных организациях создаются специальные условия, чтобы они могли включить, принять и обеспечить образование всем детям .

К настоящему времени в России есть исторически сложившиеся системы обучения детей с особыми образовательными потребностями и зарождающиеся модели, связанные с реализацией требований инклюзии к общеобразовательной школе. Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому налаживание инклюзивного образования в нашей стране необходимо научно обосновать и методически обеспечить. В связи с этим возникает потребность осмыслить предшествующие этапы становления образования детей с особыми потребностями в образовании, выявить тенденции их развития и описать возможные модели будущего совместного обучения детей в общеобразовательных организациях, прежде всего, в начальных классах .

В настоящее время в России сложились несколько моделей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные организации - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, поздно-оглохшие), зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие), опорно-двигательного аппарата, речи; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.

К этой системе подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести коррекционные учреждения начального профессионального образования - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи (центры диагностики и консультирования, центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилита-

ции и коррекции); спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, дома-интернаты социальной защиты.

Основным недостатком образования детей с ОВЗ является значительная удаленность коррекционных организаций от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.

С целью сохранения преимуществ специального обучения детей с отклонениями в здоровье в общеобразовательных школах создавались коррекционные классы. Позитивным для коррекцион-ных классов является наличие возможности у детей с отклонениями здоровья участвовать в школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Дистанционное обучение - комплекс общеобразовательных услуг, предоставляемых детям с особыми образовательными потребностями с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Эта форма обучения позволяет обеспечить щадящий режим проведения учебных занятий, варьировать организацию учебных занятий с обучающимися, определять разные сроки освоения ими основных общеобразовательных программ, которые могут быть изменены в связи с характером протекания заболевания обучающегося по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, а также организовать учебную работу в специальной учебной среде.

Домашнее обучение - это вариант обучения, при котором преподаватели образовательной организации по специально разработанному графику посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Такое обучение, как правило, осуществляется силами педагогов ближайшей образова-

тельной организации. В России существуют и специализированные школы надомного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. На сегодняшний день домашнее образование является самой быстрорастущей в мире формой обучения детей с отклонениями здоровья.

Интегрированное обучение. В настоящее время интегративные модели обучения детей с образовательными потребностями, основанные на принципе нормализации, динамично развиваются в России. Преимуществом данной модели является возможность выбора образовательной организацией и родителями доступной для ребёнка формы интеграции. В образовательной практике сложились разные виды интеграционных моделей обучения детей с отклонениями в развитии.

Постоянная частичная интеграция эффективна для тех детей, которые способны наравне с нормально развивающимися сверстниками овладевать небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

Временная частичная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.

Постоянная неполная интеграция для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.

Эпизодическая интеграция - целенаправленная организация минимального социального взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками.

Постоянная полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Эта модель интегрированного обучения по своим характеристикам близка к инклюзии .

В последние годы в научной литературе и мировой образовательной практике активно обосновываются и внедряются модели инклюзивного обучения. В отличие от интегрированного обучения в инклюзивных моделях рекомендуется несколько детей с ОВЗ обучать в обычном классе общеобразовательной школы .

Мировая практика и опыт Российских регионов свидетельствуют о несомненных преимуществах инклюзивного образования. Анализ литературы и образовательной практики позволяет отметить следующие достоинства инклюзивной модели обучения:

Во-первых, инклюзия обеспечивает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства детей с отклонениями здоровья;

Во-вторых, учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;

В-третьих, школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика, что полезно школе, учителям, родителям и всем учащимся;

В-четвёртых, инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, родителей, общественные организации, что способствует развитию социального партнёрства.

В России сложились разные модели инклюзивного образования.

Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных организациях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем ин-

теллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального образования, создавших специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. Службы центра детского творчества - подготовительный этап приема ребенка в инклюзивную группу. Этот вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия (фрагментарная)» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы.

Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного учебного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок обучается на всех занятиях совместно со сверстниками, при этом выбирая задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Необходимо отметить, что инклюзивное образование в России не стало системным явлением. В большинстве регионов имеют место отдельные эпизоды организации инклюзивного обучения. К примеру, в Республике Дагестан функционирует всего один интегрированный класс совместного обучения.

Как показали наши наблюдения и опросы, учителя младших классов недостаточно подготовлены к совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Они боятся, что

не справятся с инклюзией, не смогут реализовать требования к обучению детей с особыми образовательными потребностями, и не желают нести ответственность за результаты педагогической деятельности. Опрос учителей начальных классов свидетельствует, что более 72% из них не согласны, чтобы в обычном школьном классе, где ведутся учебные занятия, обучались бы дети с отклонениями здоровья. Остальная часть опрошенных была бы согласна осуществлять инклюзивное обучение при создании дополнительных условий. В качестве таковых называют дополнительную оплату, наличие помощника (тьютора), специализированного учебного оборудования и дидактических пособий. При создании специальных условий, привлечении к работе с детьми особыми образовательными потребностями психолога, воспитателя, дефектолога, тьютора, число согласных организовать инклюзивное обучение в начальных классах возрастает до 63 %.

На вопрос анкеты, какой модели обучения детей с отклонениями здоровья родители отдадут предпочтение, 66 % из них выбирают инклюзивное, 8 % - домашнее, 16 % - коррекционные учебные заведения, 4 % - дистанционное, 6 % -остальные.

На вопрос «Какие положительные стороны Вы видите в выбранной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?» родители, отдавшие предпочтение инклюзивному образованию, отвечают, что совместное обучение позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить хорошее образование (73%); совместное обучение подготовит ребёнка к жизни в обществе (53%); совместное обучение

не отрывает ребенка от семьи и детей своего двора (65%); у всех школьников формируется толерантное отношение друг к другу (58%).

На вопрос анкеты «Что вызывает их озабоченность при совместном обучении?» родители опасаются: дети с отклонениями здоровья не справятся с образовательной программой (42%); возможной психологической несовместимости (27%); насилия и издевательств (19%); отсутствия комфортных условий для учёбы и реализации естественных потребностей (35%); у них не будет друзей (15%).

Таким образом, существующие в настоящее время модели обучения младших школьников с особенностями развития не в полной мере обеспечивают выбор родителей и не позволяют реали-зовывать преимущества инклюзивного образования. Это проблема огромного масштаба, для решения которой нужны усилия:

Государства по созданию соответствующей инфраструктуры в общеобразовательных учреждениях;

Органов управления образованием педагогических образовательных организаций - по подготовке и переподготовке специалистов (психолога, воспитателя, дефектолога, логопеда, тьютора) и учителей;

Образовательных организаций -по разработке нормативно-правовой и учебно-методической документации по инклюзивному обучению;

Педагогов - по усвоению технологий инклюзивного обучения;

Родителей - по дошкольной подготовке детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе и дополнительной помощи им в усвоении учебных программ школы.

Библиографический список

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование [Текст] / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. -Выпуск 1. - М.: Школьная книга, 2010. - 195 с.

2. Андреев, В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт [Текст] /

B.Н. Андреев. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - 57 с.

3. Беленкова, Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии [Текст] / Л.Ю. Беленкова // Интеграция образования. - 2011. - №1. - С. 97-102.

4. Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: ключевые понятия [Текст] / Н.В. Борисова,

C.А. Прушинский. - М.: Владимир: Транзит ИКС, 2009. - 254 с.

5. Ведихова, Д.С. Развитие инклюзивного образования в России [Текст] / Д.С. Ведихова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 69-74.

6. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.А. Ек-жанова. - М.: Дрофа, 2008. - 196 с.

7. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся [Текст] / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - С. 28-36.

8. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст ] / М.С. Староверова.- М.: Владос, 2011. - 320 с.

1. Alekhine S.V. Semago N.Y., Fadina A.K. Inclusive education. Issue 1. M.: Shkolnaia Kniga, 2010. P. 195. .

2. Andreev V.N. Distance education of children with disabilities: international experience. Tula, Izdatelstvo TGPU imeni L.N. Tolstogo, 2010. P. 57. .

3. Belenkova L.Y. Innovative approaches to education for children with special needs: from integration to inclusion. Integratsia obrazovania, 2011. № 1. P. 97-102. .

4. Borisova N.V., Prushinskiy S.A. Inclusive Education: The Key Concepts. M.: Vladimir: Transit - IKS, 2009. P. 254. .

5. Vedikhova D.S. The development of inclusive education in Russia. Izvestia Dagestanskogo Gosudarstven-nogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2011. №2. P. 69-74. .

6. Ekzhanova E.A. Basics of integrated education. M.: Drofa, 2008. P. 196. .

7. Zagumennov Y.L. Inclusive education: the creation of equal opportunities for all students. Minskaia shkola segodnya, 2008. № 6. P. 28-36. .

8. Staroverova M.S. Inclusive Education. Handbook of teachers working with children with HIA. M.: VLADOS, 2011. P. 320. .

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. Е-mail: [email protected]

Шихалиева Сабрина ханалиевна,

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, отдел грамматических исследований, Дагестанский научный центр Российской академии наук, г. Махачкала, Российская Федерация. Е-mail: [email protected]

Караева Салимат Атавовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедр педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. Е-mail: [email protected]

Information about the authors: Fetalieva Laura Platovna,

Candidate of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia. Kmail: [email protected]

Shikhalieva Sabrina Hanalievna,

Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Professor, Leading researcher, Department of Grammatical Studies Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia. Е-mail: [email protected]

Karaeva Salimat Atavovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia. Е-mail: [email protected]

CQ О to ГО Œ

1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2. Сущность и концептуальные основы инклюзивного (интегрированного) образования 3. Состояние и перспективы моделирования и проектирования инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении (организации) 4. Проблемы разработки и реализации адаптированных общеобразовательных программ

Литература 1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ № 273. – М. , 2013 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. , 2010 3. Профессиональный стандарт педагога. – М. , 2013 4. Актуальные вопросы организации обучения отдельных категорий детей в образовательных организациях / под редакцией Т. Г. Зубаревой. – Курск, 2015 5. Бутенко В. Н. , Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. - 2010, С. 46 -55 6. Вачков И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников // Психологическая наука и образование. - 2011. № 3. С. 59 -65

7. Дмитриев А. А. , Дмитриева С. А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» . // Социальная педагогика. - 2011. № 3. С. 57 -68 8. Зубарева Т. Г. Проектирование инклюзивной образовательной среды: проблемы и решения. - Курск, 2010 9. Лубовский В. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения // Специальная психология. -2008. № 4. С. 11 -21 10. Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 5 -9 11. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителядефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. - М. : ВЛАДОС, 2003 12. Худин А. Н. Модернизация специального образования в регионе: опыт и перспективы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. № 7 С. 3 -7

Интеграция процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов; процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных элементов

Интеграция форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживает и развивает общество

Интегрированное обучение предполагает адаптацию ребёнка с ООП к требованиям образовательной организации; приведение в соответствие потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья с требованиями системы образования

Инклюзия англ. inclusion - включение, добавление, присоединение термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах

Инклюзия основывается на целях единого образовательного пространства для гетерогенных (неоднородных) групп, в котором имеются разные образовательные маршруты

Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех, развитие общего образования в плане приспособления его к различным потребностям ребёнка

Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы образования, а инклюзия – адаптацию системы к потребностям всех детей

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) г. Москва (2001 г.) / Международная научно-практическая конференция

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Лубовский В. И. (академик РАО) Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного образования (Специальная психология. – 2008. № 4)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Дмитриев А. А. , Дмитриева С. А. (Тюмень, гос. унив.) Интегрированное обучение детей: «за» и «против» (Социальная педагогика. – 2011. № 2)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Назарова Н. М. (Московский городской пед. университет) К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции (Психологическая наука и образование. – 2011. № 3) / Международная конференция

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Малофеев Н. Н. (Директор института коррекционной педагогики) Похвальное слово инклюзии или речь о защите самого себя (Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. № 1)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Смолин О. Н. (зам. председателя комитета по образованию Государственной думы - доклад) Эксклюзив об инклюзии (Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. № 8). 12 предложений

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Семаго Н. Я. , Семаго М. Л. (Московский ГППУ) Инклюзивное образование: от методологической модели к практике (серия статей в сети Интернет) Жигорева М. В. (МГГУ им. М. А. Шолохова) Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. № 3) материалы конференции

Комбинированная интеграция дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующего или близкого к норме, по одному - два человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога

Частичная интеграция дети с проблемами в развитии, ещё не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия)

Временная интеграция Все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психо-физического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1 -2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (например, праздников, соревнований, отдельных занятий и т. д.)

Полная интеграция для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по одному – два человека включаются в обычные группы детского сада и классы школы (близлежащих к дому). При этом, как правило, они получают коррекционную помощь не в самом образовательном учреждении, а в логопедическом пункте детского учреждения; в группе кратковременного пребывания специальных ДОУ или средн. школах; в разнообразных центрах (сурдологических отделениях поликлиник), реабилитационных центрах

Аннотация: в данной статье рассматривается трактовка понятия «ограниченные возможности здоровья», особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, акцентируется внимание на принципы инклюзивного образования и формирования индивидуальной программы обучения в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, ограниченные возможности здоровья, принципы инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека .

Поднимаемая проблема актуальна, так как возникает потребность у учителей начальных классов в необходимости использования специальных мнемотехник для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним требуется гуманное отношение, в обучении, учитывая их посильные возможности, но не выделяющее их из толпы сверстников.

Термин «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти .

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Дэвид Бланкет писал: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» .

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

4. Все люди нуждаются друг в друге

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Принципы формирования индивидуальной программы обучения в инклюзивной образовательной среде:

– подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);

– служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

– является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

– применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;

– является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

– составлена с целью повышения успешности ученика. Результаты инклюзии:

– у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

– адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

– мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;

– индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

– появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

– педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;

– существуют процедуры оценки эффективности.

Инклюзивное образование гласит, что мы должны давать развиваться потенциалу каждого ребенка, не зависимо от того, здоров он или имеет какие-то ограниченные возможности здоровья. Он должен быть полноправным гражданином и «маленьким механизмом» большого общества, получать поддержку от учителей, родителей и сверстников. Он должен быть важен и нужен, не зависимо от своего здоровья, выполняя работу посильную себе .

Список литературы

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми – девяти лет / Л.И. Беленькая. – М.: Книга, 2009.

2. Дианова, В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4. – С. 19-24.

3. Загуменнов Ю.Л. Организация инклюзивного образовательного процесса в современной школе//Образовательная среда региона: от локальных инициатив к сетевому взаимодействию: Материалы открытой очно-дистанционной научно-практической конференции/МГИРО. – Минск: МГИРО, 2011.

4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская; отвечает О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6-11.

Инклюзивное образование младших школьников

«Включающее образование это шаг на пути

достижения конечной цели – создания включаю-

щего общества, которое позволит всем детям и

взрослым, независимо от пола, возраста, этниче-

ской принадлежности, способностей, наличия или

отсутствия нарушений развития, участвовать

в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

В таком обществе отличия уважаются и

ценятся, а с дискриминацией и предрассудками

в политике, повседневной жизни и деятельности

учреждений ведется активная борьба».

Митчелл Дэвид

2012 учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования. Многие из вас уже слышали это загадочное слово «инклюзия». Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Инклюзия - социальная концепция гуманизации общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное совместное образование

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В основе инклюзии лежит идея включающего общества . Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется
на
восьми принципах:

    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    Каждый человек способен чувствовать и думать;

    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    Все люди нуждаются друг в друге;

    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимое условие перехода к инклюзивному образованию – готовность школы меняться.

Для развития инклюзивного образования нужны системные изменения, которые не происходят быстро: организация «безбарьерной» среды, преодоление распространенных стереотипов и предрассудков, готовность педагогов, учеников и родителей принять новые принципы образования, развитие новых методик и технологий обучения, техническое оснащение образовательных учреждений и т.д.

В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.

Так же необходимо обеспечение:

    Индивидуальных образовательных маршрутов

    Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет

    Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка

    Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве

Формы инклюзивного образования:

    Школа будущих первоклассников

    Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)

    Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции

    Школа надомного обучения

    Семейное обучение, экстернат

Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я. Гальперина.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности , хотя ставить разные задачи ,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

При выборе технологий и методик обучения этой группы детей нужно учитывать

1) специфические особенности учеников и причины и механизм возникновения этих особенностей;

2) образовательные задачи на каждой ступени обучения;

3) особенности взаимодействия в детском сообществе

Обучение проходит по ИОМ (индивидуальным образовательным маршрутам) с учетом потребностей ребенка.

Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития.

Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена

    Включение – это больше, чем интеграция

    Дети учатся вместе в обычной школе

    Специалисты приходят помогать детям

    Обычные школы изменяются

    Обращается внимание на возможности и сильные стороны ребенка

    Дети воспринимают человеческие различия как обычные

    Ребенок с ограниченными возможностями получает полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

    Взгляды и мнения детей с ограниченными возможностями становятся важными для окружающих

«Инклюзия нацелена не на изменение или исправление ребенка, а на приспособление социальной и образовательной среды к возможностям данного ребенка»

(проф. Ульф Янсон)

Главный принцип инклюзивного образования - не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Как "изменять" и "готовить" общество к процессу интеграции

Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям.

Основные задачи ОУ, реализующего модель инклюзивного образования

    Создание единой образовательной среды для детей, различающихся возможностями;

    Организация эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

    Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;

    Создание системы развития толерантного самосознания у сверстников;

    Обеспечение взаимодействия специалистов команды взаимодействия

Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы - это работать с разными детьми , и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.

Основной вопрос практиков «Как?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %.

Нужно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.