Я думаю, что я аккуратен(тна).

    Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

    Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

    Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

    Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

    Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

    Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

    В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

    Я иногда поступаю по–детски.

    Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

    Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

    Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

    Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

    Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

    Я часто скучаю.

    Я буду значимым и известным, когда вырасту.

    Я люблю смотреть на красивые вещи.

    Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

    Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

    Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

    Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ . Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.

В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4 . Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6 . Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8 . Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11 . Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19 . Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20 . карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

Картиночный вариант:

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Понятие творчества и развитие

Творческих способностей

Практическая работа

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове

2. Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

3. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

Тесты на изучение креативности

(способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или «беглость» генерирования идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) - измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;

б) гибкость - измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;

В) оригинальность - определяется числом редко встречающихся ответов; например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из 10 человек.

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.

Рис. 1

Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе.

Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформировать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или человека, которые на ней изображены (рис. 2).Сравните оригинальность и объем рассказа, т.е. силу и продуктивность творческого воображения.

Рис.2

Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы - 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, всесостав­ленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.

Рис 3.

Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дважды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.

Рис 4.

Хороший показатель интеллектуальной активности - если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности - самостоятельное решение этой задачи.

Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).

4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.

13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов

1 - отношение к беспорядку;

2 - интерес к окружающему;

3 - готовность к риску, к неожиданному;

4 - желание выделиться;

5 - альтруизм или эгоизм;

6 - недовольство собой (самооценка);

7 - наличие любознательности;

8 - общительность;

9 - самостоятельность;

10 - инициатива, сила воли;

11 - индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт);

12 - самооценка;

13 - независимость (или зависимость) от других;

14 - боязнь ошибки;

15 - наличие (или отсутствие увлечений);

16 - жизненная установка;

17 - чувство красоты;

18 - стремление к новизне;

19 - рефлексия, способность к анализу;

20 - азартность или осмотрительность;

21 - исследовательская активность.

§2. Метод мозговой атаки (МА)

Практическая работа

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек).

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросаны овальные камешки, сглаженные частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники - остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать:

«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее... Больше корабль на связь не выходил...»

Предложите окончание этого рассказа (или перечислите всевозможные последствия данной ситуации).


Похожая информация.


Опросник креативности личности Девиса

(для подростков)

Цель: определить выраженность креативности как качества личности.

Инструкция: Отметь галочкой суждения, с которыми ты согласен.

Суждения:

  1. Я думаю, что я аккуратен.
  2. Я люблю знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим в чем-либо.
  5. Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был особенно популярен среди сверстников.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Обработка результатов: креативность (способность к творчеству) присуща личности в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19, и в случае ответов (-) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

2 - беспокойство о других

1 – принятие беспорядка

4 – желание выделиться

3 – рискованность

6 – недовольство собой

5 – альтруизм

7 – полный любопытства

11 – любовь к одиночной работе

8 – не популярен

13 – независимость

9 – регресс на детство

14 – деловые ошибки

10 – отбрасывание давления

15 – никогда не скучает

12 – самодостаточность

18 – активность

16 – чувство предназначенности

20 - стремление к риску

17 – чувство красоты

21 – потребность в активности

19 – стремление экспериментировать

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это – еще нереализованные возможности. Главная проблема – помочь в реализации, т.к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и т.д.) Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегая острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.


Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

  • 1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  • 2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  • 3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  • 4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  • 5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  • 6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  • 7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  • 8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  • 9. Я иногда поступаю по-детски.
  • 10. Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.
  • 11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  • 12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  • 13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  • 1. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  • 2. Я часто скучаю.
  • 3. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  • 4. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  • 5. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  • 6. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  • 7. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  • 8. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ. Креативность (способность к творчеству) -- в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это -- еще нереализованные возможности. Главная проблема -- помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».


  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

  9. Я иногда поступаю по-детски.

  1. Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.

  2. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

  3. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  1. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  2. Я часто скучаю.

  3. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

  4. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  5. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

  6. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  7. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  8. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол­жен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоцио­нальная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.