Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.
Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
- Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видитвоенного в шинели с капюшоном.
- На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.
Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
- Куда прешь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. - Куда черти несут? Пррава держи!
- Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
- Какие все подлецы! - острит военный. - Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
- Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
- Сворачивай, дьявол! - раздается в потемках. - Повылазило, что ли, старый пес?
Гляди глазами!
- Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем.
Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?
2. Как называется описание природы в литературном произведении?
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки...
3. Укажите название изобразительного средства: Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.
Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.
5. Как называется изобразительное средство?
Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
2 вариант
1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.
2. Как называется описание внешности героя литературного произведения?
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.
3. Укажите название изобразительного средства: Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
5. Укажите название изобразительного средства:
Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
ОТВЕТЫ
1 вариант
1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора // олицетворение
5. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение
и составьте тест по данному произведению (10 вопросов).
Тест запишите в тетрадь для домашних работ и принесите ее на зачет.
ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ.
Антон Чехов «Тоска»
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спить, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
Куда прешь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. - Куда черти несут? Пррава держи!
Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
Какие все подлецы! - острит военный. - Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
Сворачивай, дьявол! - раздается в потемках. - Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
Извозчик, к Полицейскому мосту! - кричит дребезжащим голосом горбач. - Троих... двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак - для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
Ну, погоняй! - дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. - Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...
Гы-ы... гы-ы... - хохочет Иона. - Какая есть...
Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
Голова трещит... - говорит один из длинных. - Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
Не понимаю, зачем врать! - сердится другой длинный. - Врет, как скотина.
Накажи меня бог, правда...
Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
Гы-ы! - ухмыляется Иона. - Ве-еселые господа!
Тьфу, чтоб тебя черти!.. - возмущается горбач. - Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
Все помрем... - вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. - Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
А ты его легонечко подбодри... в шею!
Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
Гы-ы... - смеется он. - Веселые господа... дай бог здоровья!
Извозчик, ты женат? - спрашивает длинный.
Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена - сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
Милый, который теперь час будет? - спрашивает он.
Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.
«Ко двору, - думает он. - Ко двору!»
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...
«И на овес не выездил, - думает он. - Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
Пить захотел? - спрашивает Иона.
Стало быть, пить!
Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.
«Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона. - Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Данные об автореБеспалова Ирина Владимировна
Место работы, должность:
Краснодарский край, Лабинск, МОУ СШ№2, учитель русского языка и литературы
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Все уровни образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литература
Цель урока:
Задача: подготовка к ЕГЭ Цели: - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
Используемое оборудование:
Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты
Краткое описание:
Ход урока.
1. Орг.момент.
Мотивация познавательной деятельности.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи , а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?Постараемся ответить на этот вопроссегодня на уроке.
Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колесапролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведетпереписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека .
Откуда она? Что питает ее? Конечно его творчество.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.
2. Тема, цели.
Что значит быть одиноким?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
Ощущаешь ли ты себя одиноким?
3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитатьрассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.
Тест по тексту.
1. в какое время суток происходит действие? (вечер)
2. имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
3. кто выслушал Иону? (никто)
4. кто жена Ионы? (сырая земля)
5. какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)
Итак, рассказ называется «Тоска»
В. Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?
Тоска ж.
Тоска ж
В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.
Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)
Индивидуальная работа по карточкам.
Инструкция.
Время работы - 5 минут. На выступление-1 минута.
Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.
Во время сдачи ЕГЭважно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)
Карточка №1.
1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)
2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй;сын помер- …..(ответа нет)
3.Как называется это выразительное средство? (повтор)
4.Прокомментируйте.
Карточка №2
1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)
2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).
3. Как называется это выразительное средство? (градация)
4.Сколько раз происходит это изменение? (3)
5.Прокомментируйте.
Карточка №3
1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся - толпы бегут - толпы снуют )
2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)
3.Прокомментируйте.
Карточка №4 .
1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
2.Как менялась эмоциональная окраска слова(от презрительного лошаденка, к нейтральному - лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)
3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)
Прокомментируйте.
Вместе найти: мотив одиночества.
Чувство одиночества- одинок- тоска-тоска громадная- отдается тоске -тоска -ему невмоготу.
В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)
В. Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе? (цифра 3)
В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)
В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)
В. Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»
Кому повеем печаль мою?
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.
В .Прочитайте выразительно последнее предложение.Как вы объясните многоточие?
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…
Самостоятельная работа.
Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска , которое более всего подходит к рассказу Чехова.
Карточка №5
Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
Тоска ж
1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//
2.разг. Скука, уныние,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.
Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»
Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
Но за спиною - тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И - нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
В. Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.
(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).
Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.
Итоги
Д/Зстр.27, вопр.7
Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 26»
МО учителей гуманитарного цикла
Тест по литературе
«Рассказы А.П.Чехова»
для 7 класса
Учитель литературы
Тулуповой Ларисы Сергеевны
Ульяновск, 2017
Аннотация
Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания данных рассказов.
Инструкция
На выполнение теста даётся 20-25 мин. Указанное время и его вариативность обусловлены тем, что данное тестирование проводится в школе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, что увеличивает время, необходимое для прочтения и осмысления учащимися сформулированного вопроса. В общеобразовательной школе время на выполнение данного теста может быть сокращено до 15 мин.
Из предложенных вариантов ответов на каждый вопрос обучающиеся должны выбрать один верный. Ответ необходимо вписать в прилагаемый к тесту бланк «Ответы», который обучающиеся заполняют, вписывая Ф.И., класс и ответы. На бланке с тестом пометки не делаются!
За каждый верный ответ обучающийся получает 1 балл. Баллы суммируются и учитываются при выставлении оценки в соответствие с критериями оценивания теста (прилагается).
По окончании выполнения теста проводится его анализ с комментированием верных ответов.
Перед проведением теста учащимся даются разъяснения по технике его выполнения, а также даются некоторые советы:
Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. В случае, если вы сомневаетесь в ответе, следует перейти к следующему вопросу, а в конце работы вернуться к пропущенным заданиям.
На каждый вопрос вы даёте лишь один ответ.
Буквенное обозначение верного, на ваш взгляд, ответа необходимо внести в бланк «Ответы». Этот бланк необходимо оформить: указать Ф.И. (в род.падеже) и класс.
На выполнение задания отводится 20-25 минут. Успешного выполнения работы!
Ключ для проверки теста (ответы):
Критерии оценивания теста:
«5» - 14 - 15 баллов,
«4» - 10 - 13 баллов
«3» - 6 - 9 баллов
«2» - 1 - 5 баллов
«1» - 0 баллов
Бланк с тестом
1.В каком городе родился А.П.Чехов?
а) в Таганроге; б) в Тамбове; в) Туле.
2.На каком факультете университете он учился?
а) юридический; б) философский; в) медицинский.
3. Главный герой «Хамелеона»:
а) Очумелов; б) Овсов; в) Денис Григорьев.
4. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем; б) пожалел золотых дел мастера; в) узнал, чья собака.
5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «ха-мелеоном»?
а) Очумелова; б) Хрюкина; в) Елдырина; г) повара; д) толпу зевак.
6.Смысл названия рассказа «Хамелеон» связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.
7. Портрет героя из «Злоумышленника»: «...Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза <...> имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос...» - свидетельствует о его:
а) бедности; б) лени; в) деловитости.
8. В каком преступлении обвиняли Дениса Григорьева?
а) с умыслом учиненное повреждение железной дороги;
б) воровство на железной дороге;
в) оскорбление личности.
9. Для чего использовали крестьяне гайки ?
а) укрепляли мебель; б) использовали в сельском хозяйстве; в) делали грузила.
10. Кому продает невода Митрофан Петров?
а) господам; б) крестьянам; в) попу.
11. Назовите профессию главного героя рассказа Чехова «Тоска» Ионы Потапова:
а) рабочий; б) извозчик; в) ювелир.
12. Какое горе, о котором пытается рассказать Иона Потапов, случилось в его семье:
а) умерла жена; б) сгорел дом; в) умер сын.
13. Кто в конце рассказа «Тоска» выслушивает историю Ионы Потапова:
а) военный; б) молодые люди; в) дворник; г) лошадь.
14. Назовите профессию героини рассказа Чехова «Размазня» Юлии Васильевны:
а) гувернантка; б) повариха; в) горничная.
а) постоянно жалуется на плохое самочувствие;
б) плохо и невкусно готовит;
в) не может постоять за себя.
Бланк для ответов
Тест по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
учени____ 7 а класса _______________________________________________
Ответы:
1.__ 2.__ 3.__ 4.__ 5.__ 6.__ 7.__ 8.__ 9.__ 10.___ 11.__ 12.__ 13.__ 14.__ 15.__