А. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится здесь птицы и рыбы, сколько родится

Всяких ягод, сколько озёр в окрестностях и какие чудесные растут здесь леса.

Б. Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам – лишь натура необычайно тонкая.

В. В горах прошли дожди, и, если мост через реку сорван, то геологам придётся дожидаться полного

Спада воды, чтобы добраться до базы.

Г. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает.

1) В предложении А недостаёт запятой перед вторым союзом «и».

2) В предложении Б вместо тире нужно поставить запятую.

3) В предложении В поставлена лишняя запятая перед союзом «если».

4) В предложении Г вместо двоеточия нужно поставить тире.

Выставка «Русский модерн» воспроизвела на меня большое впечатление.

Укажите, после каких слов нужны знаки препинания в этом предложении. Напишите слово, после которого должен стоять пропущенный знак препинания, а затем в скобках этот знак, потом следующее слово и знак препинания в скобках и т.д.

Напишите небольшое сочинение на тему «Точность словоупотребления – основной закон культуры речи». Используйте высказывание Льва Николаевича Толстого в качестве цитаты. Приведите и прокомментируйте примеры из собственного опыта речевого общения.

9 класс

СП с различными видами связи

2 вариант

Найдите ошибочное утверждение о предложении:

Солнце уже ушло (1) и теперь веер малиновых с золотом лучей (2) напряжённо бил из-за потемневших контуров сопок (3) которые постепенно меняли свой облик (4) становясь похожими на сказочных чудовищ.

1) Это СП с различными видами связи состоит из трёх простых.

2) В нём две основные части, связанные сочинительной связью (союзом И).

3) Первая часть по своему строению ПП, вторая – СПП.

4) Запятые нужны на месте цифр 1, 3.

Какая пунктуационная ошибка допущена в одном из предложений?

А. Улыбка, появляющаяся на лице без всякого на то повода, или не в меру медоточивые речи – вернейшее

Доказательство лицемерия.

Б. Ребята знали, что в выходной день много людей ходит по лесу, но если встать пораньше, то можно набрать

Полные корзины грибов.

В. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.

Г. Я с тревогой подумал, что не знаю, где берег, и, если бы мы вдруг не услышали гудок парохода, совершенно

Растерялись бы.

1) В предложении А поставлена лишняя запятая перед союзом «или».

2) В предложении Б недостаёт запятой после союза «но»..

3) В предложении В вместо двоеточия нужно поставить тире.

4) В предложении Г поставлена лишняя запятая перед союзом «если».

Какое слово неуместно в данном предложении? Зачеркните его и напишите в ответе нужное слово.

Доводы, которые он приводил, были настолько убеждёнными, что невозможно было не верить ему.

Ответ: _______________________________________________________________________

Прочитайте предложение и выполните задания В2, В3, С1.

Найдите пунктуационную ошибку. Напишите номер предложения и слово, после которого нужно поставить запятую.

Ответ: __________________________________________________________________________________

Ещё раз прочитайте текст и напишите небольшое сочинение-размышление (эссе) об улыбке. Согласны ли вы с тем, что в улыбке раскрывается суть человека? Выскажите своё мнение и подкрепите его примерами из вашего жизненного опыта.

Бланк ответов

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

Бланк ответов

Тест «СП с различными видами связи»

Вариант ___ Тестовый бал ________

ФИ _________________________________________________ Класс _ 9 _

Номер задания

Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники распространяются о великом значении труда. (О.Уайльд)

    БСП; 2) СПП; 3) ССП; 4) СП с разными видами связи.

Я спал около машинного трюма, на столе (1) на котором мыл посуду (2) и (3) когда проснулся от выстрела и потрясения (4) то на палубе было тихо (5) в машине горячо шипел пар (6) часто стучали молотки.

    1, 2, 4, 5, 6. 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 3) 1, 4, 5. 4) 1, 2, 5.

    Укажите вид СП.

Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из тёмной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, но мало кто замечал, как цветёт этот вечнозелёный боровой кустарничек.

    ССП; 2) БСП; 3) СПП; 4) СП с разными видами связи.

    На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении:

Взошло солнце (1) и (2) как только косые его лучи отразились в окнах домов (3) весь город (4) будто загорелся яркими красками (5) засиял золотом.

    1, 3, 4. 2) 2, 3, 4, 5. 3) 1, 2, 3, 5. 4) 1, 3, 5.

    Количество пропущенных знаков препинания.
    До этого счастья никто не мог добраться потому что не было такой силы которая смогла бы открыть его бутон. 1 ) 3. 2 ) 2. 3 ) 4. 4 ) 1. E) 5.

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 4) 1, 3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.

1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт ещё жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло свещённых и пустых.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек был большого роста (1) и (2) для того (3) чтобы пройти в дверь (4) ему не только нужно было нагнуть голову (5) но и согнуться всем телом.

1) 1, 2, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 3, 4, 5 4) 2, 4, 5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 2, 3

Тест по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

1) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.

2) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.

3) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.

4) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

1) Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.

4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.

1) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

4) СП с сочинением и подчинением

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

1) СП с сочинением и подчинением

2) СП с сочинением и бессоюзной связью

3) СП с подчинением и бессоюзной связью

4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.

1) СП с сочинением и подчинением 2) СП с сочинением и бессоюзной связью

3) СП с подчинением и бессоюзной связью 4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

7. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?

1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.

2) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.

3) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня.

4) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.

8. В каком предложении нужна запятая перед союзом И?

1) Это наполнило его радостью, а глядя на других - и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было.

2) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.

3) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества и что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни.

4) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже.

9. В каком предложении не нужна запятая перед союзом И?

1) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой и что, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие-то еще неведомые силы.
2) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как-то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся.

3) Мать жива, дети здоровы, жены несчастны, но тоже здоровы и все у них есть...

4) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 4) 1, 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.

1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт ещё жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло свещённых и пустых.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек был большого роста (1) и (2) для того (3) чтобы пройти в дверь (4) ему не только нужно было нагнуть голову (5) но и согнуться всем телом.

1) 1, 2, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 3, 4, 5 4) 2, 4, 5

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 2, 3

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Метеорологи предупреждали (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождём (5) и сгинет.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдёт ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.
1) 1 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3

Сложные предложения с разными видами связи

2. 4)


3. 1)

4. 1)


5. 4)

6. 3)


7. 2)

8. 2


9.1)

10. 4)


11. 3)

12. 4)


13. 1)

14. 1)


15. 2)

16. 3)


17. 1)

18. 2)


19. 4)

20. 2)

Тест по теме «Сложное предложение с разными видами связи» 1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи? 1) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из­за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе. 2) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей. 3) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из­за густых черных бровей суровые глаза брата. 4) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол. 2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи? 1) Обращаться с языком кое­как - значит и мыслить кое­как: неточно, приблизительно, неверно. 2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны. 3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков. 4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по­ человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения. 3. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет. 1) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью 2) СП с сочинением и бессоюзной связью 3) СП с подчинением и бессоюзной связью 4) СП с сочинением и подчинением 4. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как­нибудь не выдал моего скрытого чувства. 1) СП с сочинением и подчинением 2) СП с сочинением и бессоюзной связью 3) СП с подчинением и бессоюзной связью 4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью 5. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть. 1) СП с сочинением и подчинением 2) СП с сочинением и бессоюзной связью 3) СП с подчинением и бессоюзной связью 4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью 6. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем. 1) СП с сочинением и подчинением 2) СП с сочинением и бессоюзной связью 3) СП с подчинением и бессоюзной связью 4) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью 7. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую? 1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом. 2) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста. 3) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня. 4) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот. 8. В каком предложении нужна запятая перед союзом И? 1) Это наполнило его радостью, а глядя на других - и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было. 2) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего. 3) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого­ либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества и что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни. 4) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже. 9. В каком предложении не нужна запятая перед союзом И? 1) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой ичто, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие­то еще неведомые силы. 2) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как­то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся. 3) Мать жива, дети здоровы, жены несчастны, но тоже здоровы и все у них есть... 4) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом. 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 4) 1, 3 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким­то мелким мусором. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 3 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать. 1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт ещё жив (3) и кто­то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло свещённых и пустых. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Человек был большого роста (1) и (2) для того (3) чтобы пройти в дверь (4) ему не только нужно было нагнуть голову (5) но и согнуться всем телом. 1) 1, 2, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 3, 4, 5 4) 2, 4, 5 18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 2, 3 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Метеорологи предупреждали (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождём (5) и сгинет. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдёт ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад. 1) 1 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3 Ответы: Сложные предложения с разными видами связи 1. 4) 2. 4) 3. 1) 4. 1) 5. 4) 6. 3) 7. 2) 8. 2 1) 10. 4) 11. 3) 12. 4) 13. 1) 14. 1) 15. 2) 16. 3) 17. 1) 18. 2) 19. 4) 20. 2)

Контрольная работа № 6

Вариант I

1. Верно ли утверждение: «В русском языке, особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложные предложения комбинированных типов с разными видами связи»

В СП с сочинительной и подчинительной связью между стоящими рядом сочинительным и подчинительным союзами запятая __________________, если есть вторая часть составного союза

А Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.

Б После теплого весеннего дня стало прохладно, слегка подморозило, и в мягком морозном воздухе чувствовалось дыхание весны.

В Тогда, ранней весной, городок был весь в снегу и показался мне совсем маленьким.

Г Шёл клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд.

А Не видно было певца, и чудилось: это поёт трава, цветы и высокое синее небо.

Б Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней.

В Я оглянулся: в ста шагах от меня темнела роща, из которой я вышел.

Г Подлинные чудеса не шумны, и самые важные события очень просты.

А Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.

Б Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учиться.

В Побелели земля и крыша, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом.

Г Всё небо было затянуто, шёл мелкий холодный дождь, и только по свежей зелени деревьев можно было догадаться, что теперь весна, а не осень.

Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.

7. Укажите число частей СП:

Я сидел и всё ждал, не выйдет ли Женя, прислушивался, и мне казалось, будто в мезонине говорят.

А Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.

Б Через час явилась возможность ехать - метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.

В Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось и мы отправились.

Г Через час явилась возможность ехать, метель утихла, небо прояснилось и мы отправились.

9. В предложении Я понимал, что выручить нас может только случайность(?) или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)

Б запятую

В точку с запятой

Г двоеточие

Контрольная работа № 6

Тема: «Сложные предложения (СП) с разными видами связи»

Оценивание: 1 – 9 вопросы – по одному баллу, 10 вопрос – три балла.

Вариант I I

1. Верно ли утверждение: «Для правильного понимания смысла СП с разными видами связи важно уметь устанавливать отношения между входящими в их состав частями»

2. Вставьте пропущенное слово в текст:

В СП с сочинительной и подчинительной связью между стоящими рядом сочинительным и подчинительным союзами запятая __________________, если нет второй части составного союза

3. Укажите СП с разными видами связи:

А Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Б Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

В Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.

Г Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

4. Укажите СП с бессоюзной и сочинительной связью:

А Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом.

Б Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

В Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.

Г Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

5. Укажите СП с бессоюзной и подчинительной связью:

А Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял

Б Лучший в мире кинозал - это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу.

В Задумчиво свистели в синем воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.

Г В лесах я люблю речки с черной водой и желтыми цветами на берегах: в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные.

6. Укажите правильную характеристику предложения:

Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом

А СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

Б СП с сочинением и бессоюзной связью

В СП с подчинением и бессоюзной связью

Г СП с сочинением и подчинением

7. Укажите число частей СП:

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

8. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

А Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет.

Б Печален я - со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет.

В Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку, и пожелать весёлых много лет.

Г Печален я, со мною друга нет с кем долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет.

9. В предложении Дружба подобна сокровищнице(?) из неё невозможно почерпнуть больше, чем ты в неё вложил. на месте вопросительного знака следует поставить:

Б запятую

В точку с запятой

Г двоеточие

10. Приведите пример СП с разными видами связи, укажите его вид, составьте к нему схему.

Контрольная работа № 6

Тема: «Сложные предложения (СП) с разными видами связи»

Оценивание: 1 – 9 вопросы – по одному баллу, 10 вопрос – три балла.

Вариант I II

1. Верно ли утверждение: «СП с разными видами связи состоят из трех и более частей»

2. Верно ли утверждение: «Если две сочинённые части распространяются общей для них придаточной частью и между ними стоит союз и, то запятая перед ним не ставится»

3. Укажите СП с разными видами связи:

А Будет ли весна ранняя, никто из стариков не решался определить.

Б Сегодня в лесу я разбивал застывшие лужи, и лед был так толст, что под ним было сухо.

В Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

Г Гриша Исаков сидел на полу, опираясь локтем на чемодан, и писал стихи в неровном свете оплывающей свечи.

4. Укажите СП с бессоюзной и сочинительной связью:

А Уже давно село солнце, но лес ещё не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье

Б Счастье создаёт друзей, но лишь беда может подсказать тебе, кто из них настоящий друг.

В Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге

Г Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

5. Укажите СП с бессоюзной и подчинительной связью.

А Подлинные чудеса не шумны, и самые важные события очень просты.

Б Жизнь научила меня, что такое истинное мужество: это способность противостоять осуждению среды.

В Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, а иначе нам не найти его

Г Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес.

6. Укажите правильную характеристику предложения:

Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

А СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

Б СП с сочинением и бессоюзной связью

В СП с подчинением и бессоюзной связью

Г СП с сочинением и подчинением

7. Укажите число частей СП:

Побелели земля и крыша, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом.

8. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

А Он не замечал, как шло время, но, когда глянул на часы, то увидел, что уже поздно.

Б Он не замечал как шло время, но когда глянул на часы, то увидел, что уже поздно.

В Он не замечал, как шло время, но когда глянул на часы, то увидел, что уже поздно.

Г Он не замечал, как шло время, но когда глянул на часы то увидел, что уже поздно

9. В предложении Чтобы другого человека рассмотреть и понять, нужно первым долгом уметь совершенно забыть о собственной персоне (?) о том, какое пленительное впечатление я произвожу на окружающих и как я великолепен на лоне природы. (А. Куприн) на месте вопросительного знака следует поставить:

Б запятую

В точку с запятой

Г двоеточие

10. Приведите пример СП с разными видами связи, укажите его вид, составьте к нему схему.