Найди и выпиши пословицы и поговорки на правило :

Дефис между:

1. Подлежащим и подлежащим, выраженных именем существительным или местоимением,

2. Между сказуемым и сказуемым, выраженных глаголом,

3. Подлежащим, выраженным именем существительным или местоимением, и сказуемым, выраженным именем прилагательным.

Пословицы и поговорки с дефисом

1. Хлеб — всему голова.

2. Курить — здоровью вредить.

3. Два сапога - пара, да оба на левую ногу надеты.

4. Хлебом не корми - дай воды попить.

5. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит.

6. Слово — дорого, а молчание — золото.

7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

9. Любишь кататься — люби и саночки возить.

10. Волков бояться — в лес не ходить.

11. Делу время — потехе час.

12. Овечка гавкнет — стадо повторит.

13. Упрямая овца - волку корысть.

14. На полатях лежать - так и ломтя не видать.

15. Знание — сила.

16. Бьёт - значит любит.

17. Целует - значит любит.

18. Назвался гру́здем - полезай в короб.

19. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт.

20. Голому одеться — только под подпоясаться.

21. Женатый — не проклятый.

22. Женится — переменится.

23. Сперва — аз да буки, а там — и науки.

24. Мошна туга — всяк ей слуга.

25. Борода — трава, скосить можно.

26. Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.

27. Маленькие детки — маленькие бедки.

28. С малыми детками горе, с большими — вдвое.

29. Без матки пчелки — пропащие детки.

30. Без хозяина дом — сирота.

31. Авось да небось — родные братья, оба лежни.

32. Авось обманет — в лес уйдет.

33. Авось да небось — такая подпора, хоть брось.

34. Понадеялся на авось — и дело сорвалось.

35. Простота — хуже воровства.

36. Ума палата, а глупости — саратовская степь.

37. Голод — не тетка, пирожок не подсунет.

38. Лес рубят — щепки летят.

39. С глаз долой — из сердца вон.

40. Бесстыжему плюй в глаза — все божья роса.

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.

Разделы: Русский язык

Цель урока : создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА

Задачи урока:

  • образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
  • развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
  • воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты).

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.

Оборудование урока:

  • экран;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • CD-диск с презентацией по теме урока;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.

Ход урока

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Организационный момент.

I. Фаза вызова

– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.

Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается ). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие ). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим ).

– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.

На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).

– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА ).

Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.

Карточка 1

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

Карточка 2

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Подлинная добродетель подобна реке.

Чем она глубже, тем меньше шумит.

Карточка 3

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Карточка 4

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Луна стоит над прозрачной горой.

Неверным светом залита окрестность.

Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)

по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране

– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?

– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2

Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : - )

(учитель на доске изображает эти знаки)

(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).

Формулировка учащимися темы и целей урока.

– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема )

II. Фаза осмысления

– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.

– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)

– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).

Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.

Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты

  • – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
  • – Кто ничего не понял? Встаньте.
  • – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.

Закрепление.

– Кто понял все или частично – работают по карточкам.

Карточка 1

  1. Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Говори смелее: будет вернее.
  3. Все равно: что в лоб, что по лбу.

Карточка 2

Объясните постановку знаков препинания

  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  2. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  3. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Карточка 3

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.
  3. Всем угодишь – себе насолишь.

Карточка 4

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Делаю добро – чувствую себя хорошо..
  2. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  3. Не имеешь добрых дел – не говори о доброте.

Карточка 5

Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).

– Найдите «третье лишнее» (загадка) . Почему?

На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.

– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)

Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта. (Т. Кузовлева)

Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!

Алгоритм написания синквейна

Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.

– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)

– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.

– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).

III. Рефлексия

(слайд 4)

Домашнее задание по выбору (слайд 5)

Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.)
Содержание Работа с эпиграфом повторение исследование закрепление синквейн Участие в акции рефлексия
Работа по карточке Работа с учителем Работа по карточке Работа с учителем
оценка
Общая оценка

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ ПРЕДСКАЗАНИЯ

В ПОСЛОВИЦАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© л. В. ПОПОВА Московский государственный областной университет, кафедра современного русского языка e-mail: [email protected]

Попова Л. В. - Бессоюзные сложные предложения с семантикой предсказания в пословицах русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 212-214. - В статье анализируются основные виды бессоюзных сложных предложений с семантикой предсказания. Приводится классификация по структуре различных типов конструкций.

Ключевые слова: семантика предсказания, пословица, инфинитивное предложение, императив, превентив, предостережение.

Popova L. V. - Аsyndetic composite sentences with semantics of prediction in Russian proverbs // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 212-214 .- The article describes the principal views of conjunc-tionless compound sentences with semantics of a prediction. The classification by structure of various types of designs is resulted.

Keywords: semantics of prediction, proverb, infinitive sentence, imperative, preventive, caution.

Одним из актуальных и употребляемых видов высказывания в русском языке является предсказание. Интерес к всевозможным прогнозам, которые могут помочь преодолеть негативные ситуации, разрешить проблемы человека, возрастает в связи с различными изменениями в жизни страны и общества. Предсказание является одним из видов превентивного воздействия на человека. Конструкции с семантикой предсказания в русском языке подробно изучены не были. Целью данной статьи является описание и классификация видов бессоюзных сложных предложений (БСП) со значением предсказания на материале русских пословиц.

Семантика предсказания может выражаться в русском языке различными типами предложений. Среди них сложноподчиненные с придаточным условия, бессоюзные сложные предложения и простые предложения. Рассмотрим один из типов предложений с предсказанием -БСП. Правду говорить - себе досадить . Не унимай бешеного - пуще взбесится . За чужим погонишься - свое потеряешь . С ярыжкою поводишься - без рубахи находишься . Нами было замечено, что предсказания в форме БСП имеют определенное строение: это всегда двухчастная структура, в первой части которой может использоваться инфинитив, отрицательный императив / императив единственного числа или индикатив 2-го лица

ед. числа. По классификации Н. С. Поспелова , рассматриваемый тип конструкций характеризуется однородностью состава и обладает закрытой структурой. Закрепленный порядок следования частей в БСП с семантикой предсказания, наличие условноследственных отношений между предикативными частями - важнейшие показатели этой разновидности прогностического высказывания (предсказания).

БСП с семантикой предсказания являются одним из продуктивных синтаксических способов оформления пословицы в русском языке. Назидательная функция пословицы неоспорима, так как предсказание, находящее выражение в пословице, обобщает опыт многих поколений. Запечатленные в ней ситуации и закономерный выход из них, позволяющий избежать негативных последствий, выявляют особую структуру предсказательных конструкций в форме БСП: СИТУАЦИЯ - ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВЫВОД. Например: Не садись на чужого коня - среди грязи сойдешь . Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю . На божье посягать - свое потерять .

Нельзя не отметить обобщенное значение конструкций с семантикой предсказания. действие в предложениях с предсказанием отнесено к обобщенному адресату. Предостережение, которое содержится в рассматриваемых конструкциях, тоже направлено на слушателя. Адресант не персонифицируется, но через

Филологические НАУКИ »

местоимение ты авторизуется имплицитно . Описываемая в предсказании ситуация может относиться и к предсказателю. При этом местоимение вы в рассматриваемых конструкциях не встречается. Это связано с тем, что местоимение вы показывает отстраненность адресанта от ситуации и от слушателя. Е. М. Галкина-Федорук отмечает, что «обобщенность может принимать еще более яркий смысл, если в предложении обозначается такая деятельность, которая присуща, свойственна или не свойственна всем вообще» .

Нами выявлены три основных типа БСП с семантикой предсказания: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в первой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица ед. числа в первой части.

Рассмотрим первый тип БСП со значением предсказания: Против явности спорить - только вздорить . Правду говорить - никому не угодить . Себя покоить - дому не построить . Это бессоюзные сложные предложения, каждая из частей которых является аналогом односоставного инфинитивного предложения. Рассматриваемый тип конструкций выражает условно-следственные отношения, которые отражают желание говорящего оградить адресата от опасности и направить на верный путь, тем самым подталкивая его к действию. С. И. Сятковский, Е. И. Воинова отмечают обобщенность и инфинитивного действия. оно может быть соотнесено с любым лицом, как говорящим (адресантом), так и с любым возможным лицом, которое может совершать действие [см.: 1, 7]. Таким образом, значение обобщенности присуще БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения. нами было замечено, что в двух частях рассматриваемого типа БСП наблюдается различное соотношение видовых форм глаголов-сказуемых. Использование глаголов несовершенного вида позволяет выразить одновременность описываемых ситуаций, что характерно для утвердительных предложений: Ветер кликать - зря голос срывать . Наряду с ними существует еще один вид БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения: во второй предикативной части таких предложений есть отрицание: Шире себя жить - добра не нажить . Для таких БСП характерно использование глагола совершенного вида с отрицанием, что отражает не только последовательность событий, но и результат во второй части конструкции. Соотношение видовременных и модальных форм глаголов в БСП с семантикой предсказания требует дальнейшего изучения, но уже по предварительным данным видно, что это создает оттенки в общем значении предложений подобного вида.

Вторым типом бессоюзного сложного предложения со значением предсказания является конструкция с императивом в первой части. Не рой другому ямы, сам ввалишься . Бойся вышнего, не говори лишнего . Теленка по спине не гладь - захилеет .

Заметим, что в большинстве случаев предложения данного типа включают отрицательный императив в первой части БСП. Одной из основных функций предсказания является ограждения человека от грозящей опасности, предостережение. Так, в данном случае в 1-ой части бессоюзных сложных предложений отражается ситуация, которой адресату следует избегать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. В первой части БСП преимущественно используется императив несовершенного вида. Во 2-ой части сказуемое выражается личной формой глагола совершенного вида (реже несовершенного вида), что актуализирует один из признаков предсказания - опережающее отражение действительности - предсказываемый результат. Желание побудить адресата к действию и указать на негативные последствия при несоблюдении условий лежит в основе каждого предсказания. данный тип следует относить к собственно предсказаниям, так как в рассматриваемом виде БСП сконцентрированы основные признаки особым образом организованной синтаксической конструкции, выражающей семантику прогноза и предостережения (предсказание).

Третий тип БСП с семантикой предсказания -БСП, в первой части которого глагол употребляется в форме индикатива 2-го лица ед. числа. За чужим погонишься - свое потеряешь . В суд пойдешь -правды не найдешь . Не назовешь оба берега своими - ни один твоим не станет . Обратим внимание на употребление формы изъявительного наклонения в первой части БСП. Ядерной формой выражения отношений последовательности между частями рассматриваемой конструкции является соответствие видовых форм глаголов. В обеих частях рассматриваемого БСП употребляются глаголы совершенного вида. В приведенных примерах отчетливо выражены основные признаки предсказания, среди них: наличие условно-следственных отношений, позитивная целеустановка и др. Запрет на совершение действия подтверждается негативным результатом, грозящим адресату. В рассматриваемом типе БСП существует следующая разновидность: описание положительной ситуации и, соответственно, положительный ее исход. данный тип конструкций относится к предсказанию-совету: Судью подаришь, правду победишь -описание бытовой ситуации при обращении в суд: считалось, что нужно принести подарок судье, чтобы выиграть дело. Второе лицо единственного числа глаголов в каждой из частей БСП данного типа указывает на обобщенность адресата, на отношение ситуаций, описываемых в предсказании, ко всем, в том числе и к адресанту.

Подводя итог, следует отметить, что предсказания являются лингвокультурными текстами, в которых сосредоточено отражение мудрости и знаний поколений. БСП является наиболее активным в пословицах типом конструкций с семантикой предсказания. Нами установлены основные типы таких предложений: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в пер-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

вой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица единственного числа в первой части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воинова Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений // Русский язык в школе. 1958. № 2. С. 12-15.

2. Галкина-Федорук Е. М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке // Филологические науки. 1959. № 2. С. 2.

3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

4. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. М.: АСТ: Астрель, 2007. 479 с.

5. Меткое русское слово. СПб.: Авалонь, 2008. 512 с.

6. Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950. С. 321-337.

7. Сятковский С. И. О принципах классификации простого предложения в современном русском языке (на материале односоставных неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений) // Русский язык в школе. 1965. № 3.