1) Зайдешь в такую избушку зимой - жилым духом не пахнет. (В.Шукшин) 2) Ты лунной ночью в лес войди - не будет счета чудесам. (О.Константинова) 3) Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету. (Л.Толстой) 4) О силе стоят толкуют, а столкни сейчас в воду любого - в одну минуту пузыри пустит. (В.Шукшин) 5) Чуть свет - уж на ногах! (А.Грибоедов) 6) Хочу к нему - вы тащите с собой. (А.Грибоедов) 7) Пофилософствуй - ум вскружится. (А.Грибоедов) 8) Раскланяйся - тупеем не кивнут. (А.Грибоедов) 9) Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених. (А.Грибоедов) 10) Хочу забыть - забыть нельзя. (В.Брюсов) 11) Раздался крик - все высыпали во двор. 12) Послышался треск - дерево рухнуло вниз. 13) Удар - мяч летит в сетку ворот.

Диктант № 24. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

I. 1) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А.Маринина) 2) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М.Семенова) 3) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А.Адамов) 4) Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка. (В.Лидин) 5) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А.Коновко)

Диктант № 25. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А.Глебов) 2) Какой-то молодой человек без шапки, со свертком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил сверток под ноги лошади. (Ю.Трифонов) 3) Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз. (Н.Гоголь) 4) Я задумался над ее словами и, когда снова хотел обратиться к ней с каким-то вопросом, увидел, что Таня тихо спит, склонив голову на плечо. (И.Ефремов) 5) Но интересно вот что: когда поднимаешься из долины к безлюдным заснеженным пикам, пересекаешь много природных зон и в какой-то момент замечаешь, что прямо у обочины шоссе начинается березовая роща, дальше растут березы и липы, кажется, что вот-вот в просвете между деревьями будут скромные домики обычного русского села, пара коров, пасущихся за околицей, и, конечно же, маковка маленькой бревенчатой церкви. (В.Пелевин)

Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс

(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…

(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.

(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!

Грамматическое задание:

    Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради)

Задания на бланке

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?"

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

3.Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм?

4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного .

5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени

6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22

9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Уже? – удивился Одинцов, 1 вытирая шарфом мокрое, 2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал, 3 когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту, 4 потому что торопишься и ничего толком не думаешь.

13. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение

(-я) с бессоюзной связью . Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий ).

14. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может использоваться на уроках при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку.

Бессоюзное сложное предложение

9 класс

Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может использоваться на уроках при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке к ОГЭ.

Инструкция учащимся по выполнению заданий:

1.Внимательно прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.

2.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, выполните

Задания 2 – 4 по данной теме.

3.Выполните остальные задания.

4. Сверьте свои ответы с ключом.

Желаю успеха!

Текст 1.

Ручей.

(1)Бывает встретишь в лесных дебрях ручей. (2) Маленький он едва прокладывает себе путь он еще не может перепрыгнуть через поваленное дерево. (3) Но присмотришься к нему и видишь есть в нем все же что – то задорное сильное и многообещающее! (4) И невольно мелькнет мысль куда он течет этот ручей каким он будет когда пройдет сотни верст? (5) Может быть он станет могучей рекой которая проложит себе путь по чудесным просторам? (М.Бубеннов)

1) 2) 3) 4) 5)

3.В каком бессоюзном предложении стоит двоеточие?

1) 2) 3) 4) 5)

5.Замените словосочетание «лесных дебрях», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными определениями.

Текст 2.

Утки.

(1)Там на берегу под кустом раскидистой ивы приютилось многочисленное семейство уток. (2) Одни из них мирно спят спрятав голову под крыло другие сладко дремлют положив свой широкий клюв на изогнутый горбом туго набитый зоб третьи тихо покрякивая чистят перебирают и приводят в порядок перышки. (3) При этом нет-нет да и упадет одно другое третье на землю. (4) Ветерок его подхватит кувырком докатит до воды а потом и пошло оно скользить по пруду белой лодочкой обгоняя по пути разноцветные кораблики. (5) Тут – то и подберет его катаясь на лодке какой – нибудь мальчуган.

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

1) 2) 3) 4) 5)

4.Назовите номер сложносочиненного предложения:

1) 2) 3) 4) 5)

5.Замените словосочетание «семейства уток», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

9. Напишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

Текст 3.

(1)Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом везде блестели росинки кой-где внезапно загорались и рделись крупные капли все дышало свежестью жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра когда все уже так светло и так еще безмолвно. (2) Только и слышалось что рассыпчатые голоса жаворонков над отдаленными полями да и в самой роще две – три птички торопясь выводили свои коротенькие коленца и словно прислушивались потом как это у них вышло.(3) От мокрой земли пахло здоровым крепким запахом чистый легкий воздух переливался прохладными струями.

(И.Тургенев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3)

3. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

4.Назовите номер предложения с разными видами связи:

1) 2) 3)

5.Замените словосочетание «мгновений утра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 1 - 2 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

9. В каком слове предложения 2 определяется ее значением – «неполнота действия»?

Текст 4

(1)В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление недалеко от дороги вился тонкий дымок между валежником. (2) На пне сидел человек и его фигура одна чернела среди общей белизны темным пятном. (3) Над ним со всех сторон свесились мохнатые лапы лесной заросли вверху еще освещенные солнцем внизу уже охваченные сумраком наступающей ночи. (4) Зрелище это промелькнуло мимо моего неподвижного взгляда.

(В.Г.Короленко)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

1) 2) 3) 4)

5.Замените словосочетание «лесной заросли», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

7.Среди предложений 2 – 3 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

Текст 5

(1)В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки на западе еще алело там и небосклон казался ясней и чище полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плачущей березы. (2) Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами либо сливались в сплошные мрачные громады. (3) Ни один листок не шевелился верхние ветки сиреней и акаций как будто прислушивались к чему – то и вытягивались в теплом воздухе.

4) Дом темнел вблизи пятнами красноватого света рисовались на нем освещенные длинные тени. (5) Короток и тих был вечер но сдержанный страстный вздох чудился в этой тишине.

(И.С.Тургенев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4) 5)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит дефис?

1) 2) 3) 4) 5)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Замените словосочетание «страстный вздох», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 3-5 найдите предложения с необособленным определением. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номер сложносочиненного предложения.

Текст 6

(1)С середины августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды. (2)Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море. (3)А двое и совсем не вернулись только спустя неделю выбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

(4)Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. (5) Сразу наступили тихие безоблачные дни такие ясные солнечные и теплые каких не было даже в июле. (6)Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

(А.И.Куприн)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит двоеточие?

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «рыбачьих баркасов», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 4-6 найдите предложения с однородными членами предложения. Напишите номера этих предложений.

Текст 7

(1)Егорушка сам не заметил как очутился опять возле брички. (2) Дядя и отец Христофор крепко спали сон их должен был продолжаться часа два – три. (3)Как же убить это длинное время и куда деваться от зноя? (4)Задача мудреная… (5)Машинально Егорушка подставил рот под струйку бежавшую из трубочки во рту его стало холодно и запахло болиголовом. (6) Пил он сначала с охотой потом через силу и до тех пор пока острый холод изо рта не побежал по всему телу.

(По А.Чехову)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «пил с охотой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 3.

7.Среди предложений 4-6 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номер простого предложения.

Текст 8

(1)Город казался вымершим пустынные улицы замело снегом холодные громады домов зияли ранами безжизненно повисли сорванные провода троллейбусы намертво вмерзли в сугробы.

(2)Но раненый имученный город продолжал жить творческой жизнью в осажденном городе. (3)Шостакович написал свою знаменитую симфонию названную Ленинградской в подвалах Эрмитажа работали прославленные художники архитекторы ученые отказавшиеся уехать из Ленинграда. (4)Билибин работал над образами былинных русских богатырей.

(И.Никифорова)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

3.В состав какого бессоюзного сложного предложения входит 5 простых предложений?

1) 2) 3) 4)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «былинных богатырей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номера простых предложений.

Текст 9

(1)Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд – Гору. (2)Мы шли пешком сзади подкладывая камни по колеса когда лошади выбивались из сил. (3)Казалось дорога вела в небо потому что сколько глаз мог разглядеть она все поднималась и наконец пропадала в облаке которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд – Горы как коршун ожидающий добычу.(4)Снег хрустел под ногами воздух становился редок было больно дышать кровь поминутно приливала в голову.

(По М.Лермонтову)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит точка с запятой?

1) 2) 3) 4)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Среди предложений 1-3 найдите фразеологизм. Выпишите его.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

9. Напишите номер предложения, в котором есть вводные слова.

Текст 10

(1)Опускался вечер. (2)Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката тянулись живыми струями в глубину. (3)Васютка взглянул в воду около травы копошились рыбы пошевеливали жабрами и хвостами.

(4)Небо уже потемнело в воду опускались сумерки. (5)Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. (6)Заря догорала.

(В.П.Астафьев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит точка с запятой?

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Среди предложений 1-3 найдите нераспространенное предложение.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

9. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.


В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях». Проверяются умения находить предложения разной структуры, составлять их схемы, давать развёрнутую характеристику.

Диктант по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

«Март» - одна из самых ярких, самых радостных картин Левитана; она написана в 1895 году и сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю - мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома - скворечник. (126 слов.)

(Э.Ш. Бенцианова.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

Проверочный диктант по теме «Правописание приставок»

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе - в дружеское застолье, случайные посетители кафе - в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3. Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

Проверочный диктант по теме

«Сложносочинённое предложение»

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

2)Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. 3)Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. 4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. 5)Но так было только сначала. 6)Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело 4 . 7)Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл 4 . 8)Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете. 9)Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» 10)Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.)

(По И. Шмелёву.)

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1 вариант:

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

2 вариант:

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке - это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя - отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей - труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное - надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей - это самое сложное. (230 слов.)

(В.А. Сухомлинский.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом.
2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения.
2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения.

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Диктант по теме

«Сложное предложение с разными видами связи»

1)…А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что ночью и захочешь спать, да не уснёшь: вот какие со всех сторон несутся трели, и звёзды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями, делаясь похожа на яблоко нашей прославленной «сметанной» породы, которую местные купцы поставляют и к царскому двору, и даже возят на европейские выставки. 2)Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда изливаются лучи ночных светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного царства: лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей, и над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора.

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

(По Б. Акунину.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

Проверочный диктант по теме

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами... 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

(В.Г. Короленко «Парадокс»)

Нарамники - часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник - сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните правописание.

8. Напишите миниатюру «Двор моего детства».

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

(М.Ю. Лермонтов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

3)Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. 4)Самый город раскинулся внизу над сонными заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному заставой. 5)Сонный инвалид лениво поднимает шлагбаум — и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. 6)Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. 7)Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами «заезжих домов»; казённые учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. 8)Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. 9)За мостом потянулась улица с магазинами, лавчонками и с навесами калачниц. 10)Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. 11)Но вот ещё минута — и вы уже за городом. 12)Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница - торговка выпечкой.

Инвалид - с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

1. Подберите синоним к слову «нива» в предложении 12.

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

3. Замените словосочетание «деревянный мост» (предложение 8) со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

7. Составьте схему 5 предложения.

1. На улице завывала метель, мокрый снег налипал на оконные стекла. 2. Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. (Чех.)3. Прошла осень, за ней пришла зима. (Чех.) 4. На рассвете выл фабричный гудок, сын и Андрей наскоро пили чай, закусывали и уходили, оставляя матери десяток поручений. (М. Г.) 5. Дождь прошел стороной, опять показался месяц, и вскоре на картофельном поле закипела работа. (Печ.) 6. Проходило восемь минут. Звенел звонок, свистел паровоз, и сияющий поезд отходил от станции. (Купр.) 7. Елка стояла в лесу, ее грело солнце, над ней пели птицы, дятел постукивал о ее кору, а зимой она спала под мягким снегом. (Эмд.) 8. Биться в одиночку - жизни не перевернуть. (И. О.) 9. Здесь тучи смиренно идут подо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. (П.) 10. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря. (П.) 11. Черкесы в поле, нет надзора, в пустом ауле все молчит. (П.) (142 слова.)

а) 1. Замелькали суетно шапки, фуражки (…), защелкали прощальные поцелуи. (Фурм.) 2. Третий звонок… Засвистели свистки соловьями, загудели сычами гудки, зафыркала трудно паровозная глотка, зачадила, задышала, лязгнули колеса по мерзлым рельсам, хрустнули на съеме, треснули вагоны, снялись со стоянки, покатились… (Фурм.) 3. Деревня высыпала целиком посмотреть на него (Чапаева), мужички вступали в разговоры, бабы охали и шептались, мальчишки долго-долго кричали и бежали за санями. (Фурм.) 4. Бузулук был под ударом; неприятельские разъезды показывались всего в нескольких десятках верст от города. (Фурм.) 5. Из центра то и дело поступали приказы и распоряжения; с мест тоже приходили разные сведения и запросы, шли бесконечные собеседования по телефону, по прямому проводу. (Фурм.)

б) 1. Толпа дрогнула, сидевшие встали, на минуту все замерло, насторожилось, и много лиц побледнело. 2. Наступал вечер, шел дождь, с севера порывисто дул ветер. 3. Небо тяжело и мрачно, с него неустанно сыпались еле видные глазом капельки дождя. 4. По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли. (143 слова.)

М. Горький.

1. Все четверо выходят вместе; Руслан уныньем как убит; мысль о потерянной невесте его терзает и мертвит. Садятся на коней ретивых; вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли; уже скрываются вдали; уж всадников не видно боле. 2. Выога злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят; вот уж он далече скачет; лишь глаза во мгле горят; кони снова понеслися; колокольчик дин-дин-дин. 3. Коням, барин тяжело; выога мне слипает очи; все дороги занесло. 4. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. 5. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов; звучно с лодок раздаются песни дружные гребцов; в царском доме пир веселый; речь гостей хмельна, шумна. 6. Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. 7. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. 8. Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой. (149 слов.)

А. Пушкин.

1. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно. 2. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 3. В избах и по дворам было пусто: все ушли на огороды копать картошку. 4. Потом с юга затемнело, далеко проговорил что-то свое грозное гром, небо передернуло зловещим пламенем. 5. Жара убывала, дело шло к осени. 6. Они (берега реки) были готовы к зиме: листья давно осыпались, трава полегла, ботва почернела, а над избами прибрежных деревень курился белый дымок - всюду уже топили печи. (78 слов.)

К. Паустовский.

1. Серповидно изогнутое шило обманывало расчет неопытных пальцев: оно то выныривало очень далеко от строчки, то скрывалось, не прихватывая краев. (Никул.) 2. Вернувшийся дед мало походил на орла: руки у него были опущены, а взгляд хоть и сердитый, но усталый. (Никул.) 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (Пришв.) 4. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу - везде лежат люди. (Леек.) 5. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. (Гог.) 6. Девушка наклонилась к рупору переговорной трубки и отдала в машинный зал первую команду. Земснаряд наполнился ровным басовитым гудением: это заработал насос. (…) 7. Степан Ильич (начальник земснаряда) кивнул девушке: вода пошла, трубы прочищены, теперь можно запускать фрезу. 8. В трубах зашуршал песок, защелкали мелкие колесики. (Мус.) 9. Воздух в лесу был свежий, с запахом сосновой смолы,- хотелось дышать глубоко, полной грудью. (132 слова.)

а) 1. Вот гостя важного встречает рой пчелиный - ему и место и почет раскрыты перед ним ячейки сочных сот, в них - сладкий дар садов, душистый дар долины. 2. Среди лесных певцов подъем и оживленье: окрестные леса вручают юбиляру адреса. 3. Счастливый юбиляр растроган и польщен - не зря в своих кустах свистел и щелкал он… 4. Проснулся Лев, услышав пьяный крик: наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. 5. Иван Иваныча как будто подменили: кого не узнавал - теперь он узнает, кого не принимал - тех в гости сам зовет. 6. И порешили судьи тут: дать Волку выговор и не лишать свободы, раз изменился нрав у всей его породы.

С. Михалков.

б) 1. Две бочки ехали: одна с вином, другая - пустая. 2. Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры: затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада. 3. Дуб держится- к земле тростиночка припала. (133 слова.)

И. Крылов.

1. Кoль до когтей у них дойдет, то, верно, льву не быть живому: сильнее кошки зверя нет. (Кр.) 2. Шалун какой-то тень свою хотел поймать: он к ней, она вперед; он шагу прибавлять, она туда ж; он, наконец, бежать: но чем он прытче, тем и тень скорей бежала. (Кр.) 3. Паровоз прогудел протяжно и низко, вагоны громыхнули сцепами, и поезд тронулся. (Лас.) 4. Все стало ясно: значит, лодку унесло ветром, а в ней и нашего злополучного спутника. 5. Солнце сверкает на серебристых крыльях планеров, алые знамена ярко выделяются на фоне голубого неба. (…) Заиграла музыка - и на поле стадиона выбежали ребята в старинных русских костюмах. 6. Тоня родилась в героический год первой пятилетки, Павел был двумя годами старше ее. (Пост.) 7. Несколько мелких капель, упавших сверху, заставили меня остановиться: начал накрапывать дождь, (Арс.) (120 слов.)

1. За одну ночь все кругом совсем изменилось: лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие зимние облака ползли над самой землей и только не цеплялись за верхушки елей и пихт. (М.-С.), 2. Наши ученые интересовались воздухоплаванием: с помощью воздушного шара можно было делать научные наблюдения высоко над землей. (Маз.) 3. Аэродром вертолету не нужен: поднимается он прямо, без разбега, и может неподвижно «висеть» в воздухе; садится тоже на любую, самую маленькую площадку. (Маз.) 4. Подруги работали молча. В школе было тихо. Сияли стекла дверей и шкафов, светились чисто вымытые бревенчатые стены. (Пост.) 5. Путник идет и дивится: куда же это я забрел? (Пост.) 6. Старик оглянулся назад, за свою избушку; за ней уходило ржавое болото, чуть тронутое кустиками и жесткой болотной травой. С небольшими перерывами это болото тянулось верст на пятьдесят и отделяло избушку от всего живого мира. (М.-С.) (128 слов.)

1. Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, убралась с поляны лисица, оставив на снегу хитро запутанный след. (Пол.) 2. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались. (Пол.) 3. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.) 4. Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела. (И. О.) 5. Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.) 6. Лес рубят - щепки летят. (Посл.) 7. Подхожу к окну и вижу: дождь идет. Я. Ученица пишет - бисер нижет. 9. Жилин видит: дело плохо. (Л. Т.) 10. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Т.) 11. Стадо гонят - коровы ревут. (Л. Т.) 12. Только шагнули мы вперед - из-за куста раздался выстрел. 13. Лето припасает- зима поедает. (Посл.) 14. В январе дни становятся длиннее - морозы усиливаются. 15. Труд человека кормит - лень портит. 16. Семь раз отмерь -один раз отрежь. 17. Слов было сказано мало - работу провели большую. 18. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (129 слов.)

1. Кончил дело - гуляй смело. (Посл.) 2. Ноги носят - руки кормят. (Посл.) 3. Проголодаешься - хлеб достать догадаешься. (Посл.) 4. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Посл.) 6. Вы грозны на слова - попробуйте на деле. (П.) 7. Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Чех.) 8. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения. (П.) 9. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Гриб.) 10. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 11. Глубже вспашешь - хлеба больше возьмешь. 12. Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. (Л. Т.) 13. Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: от него тьмою все войско покрыто. 14. Отвернул кран Павка - вода не шла (Н. О.) 15. Хотел рисовать - кисти выпали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками. (Л.) 16. С моей сестрицей я почти не расставался; дружба сделалась крепче, теснее, нежнее. (Акс.) 17. Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены; с прохладой вьется ветер майский средь очарованных полей. (П.) (140 слов.)