ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых.

7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.

8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.

9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения.

Задание № 2

Обман привёл к тому, что он оказался в чересчур ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ положении.

Никите, обладающему удивительными вокальными способностями, окружающие ПРОЧИЛИ карьеру оперного певца.

Это событие СТРЯХНУЛО всю округу.

Послеобеденный сон позволил мне ВОСПОЛНИТЬ недостаток сил.

Наша гостиница в Праге была очень КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ.

Задание № 3 Расставьте знаки препинания.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Задание № 4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Подруга (1) возраста златого (2)

Подруга (3) красных детских лет (4)

Тебя (5) ли вижу (6) взоров свет (7)

Друг (8) сердца (9)милая (10) Сушкова?

Везде со мною образ твой,

Везде со мною призрак милый:

Во тьме полуночи унылой,

В часы денницы золотой.

То на конце аллеи темной

Вечерней, тихою порой,

Одну, в задумчивости томной,

Тебя я вижу пред собой...

(А.С. Пушкин)

Задание № 5. Расставьте знаки препинания

1.В сказках часто повествуется о том как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой и если говорить о владимирских печах то сказочники были недалеки от истины.

2.Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора и несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем ему вдруг стало весело.

3.Молодые люди скоро дошли до размышлений что им непременно надо пожениться но так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром придётся сделать это без родительского благословения.

4. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос начал петь. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву.

Задание № 6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова и исправьте ошибку

1) несколько ожерелий 3) билеты без местов

2) более умный 4) с тремястами книгами 5) амперов 7) больной мозоль 8) гнездовий 9)бриджей 10)обоих птиц 11) смотрев вперед 12) девяностами тетрадей 13) слегка промокнул 14) скоро выздоровеет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».

Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый-второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...


Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчини­тельной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последователь­ным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким . Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза на Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда .

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в прида­точном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: прида­точная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый посту­пок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результа­та» (Д. С. Лихачёв).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложе­ние состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчи­вости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже табли­ца. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который за­даем от главной части к придаточной.

№ п/п Вид придаточного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
1 Определи­тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло­ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является опреде­лением по отно­шению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утом­лять соседей беспрерывными шутками, остро­тами и анекдо­тами, которые уже были кем-то рассказаны ва­шим слушате­лям».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

«Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…». (Д.С. Лихачёв.)

2 Изъясни­тельное ВОПРОСЫ КОСВЕН­НЫХ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не

Союзные сло­ва: что, как, кто, где, ка­кой, откуда, зачем, сколь­ко…

Относится к гла­голу в главном предложении и выражает доба­вочное разъясне­ние «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в от­ношениях со своими родны­ми».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

3 Образа дей­ствия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: что­бы, как, слов­но, точно, буд­то, как буд­то…

Союзные сло­ва: как, сколько…

Относится к гла­голу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выра­жает значение об­раза действия, сте­пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помол­чать выдвига­лось на первое место».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

4 Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло­ва: где, куда, откуда… Уточнение места «Интеллигент­ность присутст­вует там, где проявляется уважение к дру­гим, миру, при­роде».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

№ п/п Вид придаточного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
5 Времени КОГДА? КАК ДОЛ­ГО? С КА­КИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение време­ни действия По мере того

как культура человечества движется впе­рёд, новые цен­ности присое­диняются к ста­рым, увеличи­вая их ценность для сегодняш­него дня. (По Д.С. Лиха­чёву.)

6 Условия ПРИ Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка­бы, коль ско­ро. Указание на усло­вие, при котором происходит дей­ствие, названное глаголом сказуе­мым «Если со зна­комыми он веж­лив, а с домаш­ними раздража­ется по каждо­му поводу, — он невоспитанный человек». (Д.С. Лихачёв.)
7 Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото­му что, оттого что, из-за того что, благода­ря тому что, ибо, так как. Разъяснение при­чины «…я обращаюсь главным обра­зом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине дейст­вительно нужно уступать доро­гу… не только в дверях».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

8 Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: что­бы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение дей­ствия, названного глаголом- сказуемым «…не надо звонко класть вилку на тарел­ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го­ворить за обе­дом или гово­рить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С. Лихачёв.)
№ п/п Вид

придаточного

Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
9 Сравни­тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб­но, подобно тому как, что, чем, нежели… Сравнение двух действий, состоя­ний «Уметь изви­ниться, призна­вать перед дру­гими ошибку — лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

10 Уступи­тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что. Союзные сло­ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со­вершается дейст­вие «Несмотря на

то что нас одо­левают мелоч­ные заботы и суета буднич­ной жизни, на­до уметь быть открытым и терпимым к людям». (По Д.С. Лиха­чёву.)

11 Следствия 1 Союз: ТАК ЧТО Следствие, вывод, заключение «Именно в юно­сти ум человека наиболее вос­приимчив к ус­воению знаний, так что не те­ряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С. Лиха­чёву.)
12 Присоедини­тельное Союзные сло­ва: что (в име­нительном и косвенных па­дежах: чему, чем, чего), почему, за­чем, отчего Дополнительная информация, за­мечания ко всему главному «Человек при­носит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать на­стоящую ра­дость».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды со­подчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последова­тельное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степе­ни) и т.д.:

  1. «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д. С. Ли­хачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причи­ны, к нему, в свою очередь, — придаточное изъяснительное.
  2. «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти ми­нуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во вто­ром предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов .

  1. Пунктуация на стыке союзов

Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами: между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

\. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

  1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, же­лание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, по­этому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕС­ЛИ…ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой.

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

  1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное об­стоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяю­щим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. |

  1. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пы­таюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложеЦии два придаточных изъяснительных являются однородными, от­вечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

  1. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между со­бою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).
  2. «В своих письмахя\не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый чело­век внутренне красив…» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два прида­точных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПО­ЧЕМУ.

  1. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложение мы видим более сложный случай, когда второй союз при одно­родном подчинении опущен.

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являртся разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдыва­ет средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо­щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается пред­ложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помо­щи подчинительного союз^ ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллель­ное подчинение.

«Тот, кто дожидаемся удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные во­просы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельном подчинением придаточных.

  1. Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В задании 19 бывает рщё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запя­тая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

  1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес­ли подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы за­тем использовать их в своих книгах.
  2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка ка­призно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поста­вим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточ­ной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе слож­ного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девоч­ка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолже­ния в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе глав­ной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

  1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
  2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической кон­струкции.
  3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
  4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в пред­ложении определите, что он соединяет:
  • если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
  • если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
    1. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в слу­чае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
  • если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
  • если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставит­ся на стыке двух союзов.
  1. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

Образец применения алгоритма при выполнении задания 19:

Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных {«когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъ­яснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет од­нородные члены: «окончил и поражён был».

На месте цифры 2 зацятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором сою­зе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

На месте цифр 2, 4 занятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истину.

Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девуш­ки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая доро­га (3) и предстояло пройїи ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

————————————————— 1—————————————

Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодые люди ско^о дошли до размышлений (1) что им непременно надо поже­ниться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

Ответ:__________________________________ .

Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда са­дился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуть­ся в его тесный маленький мирок.

Ответ:__________________________________ .

Задание № 5. Расстарьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стояіь запятые.

Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.

Ответ:__________________________________ .

Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просто­ром Волги.

Ответ:______________________________ .

Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

Ответ:__________________________________ .

Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

Ответ:__________________________________ .

Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность пол­ного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.

2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

· если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

· если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;

5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:

· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

Образец применения алгоритма при выполнении задания 19:

Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражён был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.

Ответ:_______.

Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

Ответ:_______.

Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

Ответ:_______.

Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

Ответ:_______.

Задание № 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Cлайд 1

Cлайд 2

Повторим СПП: состоит из нескольких грамматических основ; они не равноправны; есть главное и подчинённое ему придаточное предложение; они соединены подчинительными союзами и союзными словами. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Cлайд 3

Подчинительные союзы: изъяснительные - что, чтобы, как.. причинные - так как, так что… временные - когда, лишь, едва.. сравнительные - как, будто, словно.. уступительные - хотя, хоть, пускай целевые - чтобы, дабы… условные - если, если бы, коли, ... следствия - так что..

Cлайд 4

Союзные слова: который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько… Частицы: ли, лишь

Cлайд 5

Место придаточного предложения Всегда надо точно знать, чего хочешь. Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет. Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.

Cлайд 6

Виды придаточных предложений: определительные - (какой?) изъяснительные – (падеж. вопросы) обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения, уступки).

Cлайд 7

Придаточное определительное предложение Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября. Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.

Cлайд 8

Виды связи: последовательное подчинение; Прости, что не сумел сказать, что буду смел. параллельное подчинение. Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.

Cлайд 9

Виды связи: однородное подчинение; Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей. неоднородное подчинение. Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение. (Что? и с какой целью?)

Cлайд 10

Стечение двух союзов и когда…то который если… то что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то Она решила, что если не спадет температура, то вызовет врача на дом. Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.

Cлайд 11

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения. 1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

Cлайд 12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях. 1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

Cлайд 13

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4

Cлайд 14

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения. 1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

Cлайд 15

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение. 1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

Cлайд 16

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3

Cлайд 17

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

Cлайд 18

Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения. (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

Cлайд 19

Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой. (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

Cлайд 20

Слайд 2

Повторим СПП:

  • состоит из нескольких грамматических основ;
  • они не равноправны;
  • есть главное и подчинённое ему придаточное предложение;
  • они соединены подчинительными союзами и союзными словами.

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Слайд 3

Подчинительные союзы:

  • изъяснительные - что, чтобы, как..
  • причинные - так как, так что…
  • временные - когда, лишь, едва..
  • сравнительные - как, будто, словно..
  • уступительные - хотя, хоть, пускай
  • целевые - чтобы, дабы…
  • условные - если, если бы, коли, ...
  • следствия - так что..
  • Слайд 4

    Союзные слова:

    который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько…

    Частицы: ли, лишь

    Слайд 5

    Место придаточного предложения

    • Всегда надо точно знать, чего хочешь.
    • Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет.
    • Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.
  • Слайд 6

    Виды придаточных предложений:

    определительные- (какой?)

    изъяснительные– (падеж. вопросы)

    обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия,

    меры и степени, сравнения, уступки).

    Слайд 7

    Придаточное определительное предложение

    Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября.

    Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.

    Слайд 8

    Виды связи:

    последовательное подчинение;

    • Прости, что не сумел сказать, что буду смел.

    параллельное подчинение.

    • Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.
  • Слайд 9

    однородное подчинение;

    • Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей.

    неоднородное подчинение.

    • Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение.

    (Что? и с какой целью?)

    Слайд 10

    Стечение двух союзов

    и когда…то который если… то

    что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то

    • Она решила, что если не спадет температура,то вызовет врача на дом.
    • Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.
  • Слайд 11

    Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.

    1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

    Слайд 12

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны

    стоять запятые?

    Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

    1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

    Слайд 13

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

    1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4

    Слайд 14

    предложении должны стоять запятые?

    Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

    1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

    Слайд 15

    предложении должны стоять запятые?

    Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.

    1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

    Слайд 16

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

    1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3

    Слайд 17

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

    1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

    Слайд 18

    Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

    Напишите номер этого сложного предложения.

    (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

    (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

    (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

    (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

    Слайд 19

    Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным

    подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

    (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

    (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.

    (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй.

    (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

    (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

    Слайд 20

    Всем спасибо!

    Посмотреть все слайды