Одним из важных элементов речи в повседневной жизни являются союзы. В русском языке без них очень сложно общаться: ведь, они – связующие элементы в любом тексте. С ними речь становиться более красивой и разнообразной.

Давайте разберёмся, что понимается в нашем языке под этим термином. Какие слова можно отнести к ним, каковы их функции.

Рассмотрим, какие бывают типы и разряды этой части речи, узнаем основные особенности. Составим план разбора этих слов в качестве определенной категории речи и сделаем разбор на конкретном примере.

Определение и функционал

Русский язык богат разными видами слов-помощников. Одной из таких базовых категорий речи являются союзы.

Суть этого термина заключается в следующем: ими можно назвать слова, соединяющие различные повторяющиеся элементы в отрывке, его отрезки, несколько различных предложений.

Это своеобразные слова-связки.

Важно знать: слова этой категории не изменяются и не должны быть элементами (членами) предложения!

Виды союзов

Классификация таких терминов происходит, как правило, по 3 направлениям. Рассмотрим по отдельности каждое.

По синтаксическим признакам

Эти слова соединяют фрагменты сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. Разберем по отдельности каждый тип.

Сочинительные

Их еще называют сложносочинительные. Эти слова можно употреблять только при связывании равноправных фрагментов сложного предложения.

Выделяют группы сочинительных слов, некоторые из них приведены в таблице.

Подчинительные

Они употребляются следующим образом — один фрагмент сложного предложения находится в подчинении иного. Эти отрезки считаются придаточными.

Выделяют следующие группы таких слов.

Иногда элементы 7 подвида легко можно спутать с изъяснительными и другими разрядами этой служебной категории речи. Чтобы не происходило путаницы, следует задавать уточняющие вопросы.

По морфологическим признакам

Они делятся так же просто, как и предыдущий тип на:

  • простые (в одно слово) – а, и, но и др.;
  • составные (несколько слов) – не только, но и; и другие.

Причем вторые тоже делятся на 2 категории: двойные и повторяющиеся. Чаще всего второй вид является подтипом первого.

К двойным можно приписать: если…да, когда…то…; а к повторяющимся – то…то, ни…ни…

По словообразованию

По тому, как они образованы, их можно поделить на:

  • непроизводные – произошли независимо от иных категорий;
  • производные – образовались из слов других категорий.

Выделяют такие виды последней разновидности слов:

  • сочетание нескольких слов этой категории 1-ого типа;
  • указ. слово гл. член предложения + простой союз;
  • слово этой категории + обобщающее звено;
  • историческое образование.

Алгоритм разбора союза как части речи

Как находить и определять характер союзов в любом тексте написано либо в справочнике, либо в учебнике или сборнике.

Пример разбора по указанному плану

Мы готовили сценку, чтобы хорошо выступить на областном конкурсе театрального искусства. Для того, чтобы было разнообразие, мы включили в концертную программу танцевальные, литературные, игровые и музыкальные номера. Надеюсь, что мы выступим хорошо.

Для наглядности, искомые термины выделены.

  • Чтобы
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, производный.
  • Для того, чтобы
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, составной, производный.
  1. Союз – связывает однор. члены СПП;
  2. Сочинительный, простой, непроизводный.
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, непроизводный.

Заключение

Мы узнали, на какие виды подразделяются союзы, чем отличаются сочинительные от подчинительных, на какие подвиды они делятся. Итогом послужит таблица, характеризующая данную часть речи.

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Союзы, как составная часть речи, представляют собой взаимосвязь простых понятий предложений и однородных членов определенного предложения в середине сложного предложения. Существует несколько видов союзов, которые делятся на блоки по строению фраз и значению словосочетаний. В статье мы разберем сочинительные и подчинительные союзы русского языка, а также покажем примеры в таблице.

Понятие сочинительных союзов

Сочинительными называют союзы, которые предназначены для объединения членов предложения. Они отвечают на один и то же вопрос в предложении и равных по смысловому значению простых предложений в написании сложного предложения.

Пример: (Наступило утро, и пошёл дождь. Я не балерина и никогда не смогу ею стать.).

Сочинительные союзы разделяют на три блока по определению значения:

  • Соединительные – отражают перечисление однородных членов. Такие союзы выражают одновременное действие или последовательность событий, явлений (а-, да-, тоже-, также-, но и-, не только-, как так и-). Пример: В синеве тучи плывут и летают, и на земле создается чудо. Но сильный ураган разрушил все и облака забрал, и на небесной мгле стало пусто.
  • Противительные – отражают противопоставление действий, явлений или разграничение (а-, но-, да-). Пример: Рассказать бы печальную историю, да некогда печалиться.
  • Разделительные – предают предложению смысл чередования, выбора (или-, то. . . то-, то ли-). Пример: За горой гитара поет, то затихнет, то снова запоет. Если дождь или смерч – я и ты убежим.

В сложноподчиненных устойчивых предложениях разделительная запятая употребляется между похожими по значению членами предложения, которые соединяются разделительными или соединительными союзами (и-, ни-, или-, либо-).

Пример: И небо, и солнце пели. То ли я смотрю на небо, то ли кажется все мне.

Там, где однородные члены сложного предложения связаны союзами с одним словом, запятая не ставится, без исключения.

Пример: Карусель поднялась, опустилась и взлетела.

В случае разделения составных союзов, запятая располагается между частями союза.

Пример: Среди лесных деревьев есть как огромные, так и мелкие старожилы. Не то мы стояли у леса, не то нас окутывал страх.

Понятие подчинительных союзов

Подчинительными являются союзы, которые логически объединяют в своем составе простые предложения в сложноподчиненное. В данных сложных лексических конструкциях от одного простого предложения ко второму простому предложению в составе сложноподчиненного можно поставить вопрос. Пример: Тетради сильно испачканы чернилами, (почему?) потому что маленькая Ульяна любит рисовать узоры. Чем сильнее дождь, тем больше радуга.

Сущность подчиненных союзов подразделяется по значению на:

Участие в предложении в подробная таблица

По смысловому и логическому значению
Сочинителные Подчинительные
примеры примеры
Соединительные: а, да, также, но и, не только,как так и Изъяснительные: чтобы-, как-, будто-, как будто-, ли-
Противительные: а, да Временные: как только-, прежде чем-, едва-, перед тем как-
Разделительные: или, то…то,то ли Причинные: потому что-, ибо-, так как-, оттого что-, вследствие-, в связи с тем, что-
Условные: если-, раз-,
Уступительные: несмотря на то что-, пускай-
Сравнительные: как-, словно-, как будто-, точно-, подобно тому как-
Следственные: так что-

Отличие между сочинительными союзами и подчинительными (союзами) в отношении морфологического анализа и синтаксического довольно противоречивые и не являются устойчивыми. Предположим союз - хотя-, может воссоединять как однородные, так и простые предложения в разборе сложного.

Примеры главного и придаточного предложения

Функциями союзов для пояснения могут выступать местоимения, как часть речи, и наречия, которые при таких условиях называются союзными или словами относительными. Когда такие слова выступают союзами и объединяют несколько предложений, они выполняют роль вспомогательной части в сложноподчиненном предложении.

Таким образом, мы разобрали, что представляют собой сочинительные и подчинительные союзы, а также представили примеры в таблице.

По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

По значению, т.е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

1) соединительные , выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и ), и... и, ни... ни, тоже, также: Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны ;

2) противительные , выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то: Березы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы ;

3) разделительные , выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то: Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки ;

4) пояснительные , выражающие отношения пояснения: именно, а именно, то есть, или (в значении то есть ), как то и др.: Узнавание себя – это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро ;

5) присоединительные , выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания, не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок .

Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже – членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

1) временные : когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишь, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода ;

2) изъяснительные : что, чтобы, как: Лес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся ;


3) причинные : так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др.: Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля ;

4) следствия : так что: Снег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем ;

5) сравнительные : как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью, словно в машине был установлен реактивный двигатель ;

6) уступительные : хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлив к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки ;

7) условные : если, ежели, коли, кабы, раз и др.: Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело ;

8) целевые : чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве .

Частицы

В классе частиц объединяются неизменяемые незнаменательные (служебные) слова, которые, во-первых, участвуют в образовании морфологических форм слов и форм предложения с разными значениями ирреальности (побудительности, условности,); во-вторых, выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей; в-третьих, участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; в-четвертых, характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются, с одной стороны, в функции формообразования, с другой стороны, в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует значение отношения: или отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, или отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Добрый день! Нужна ли запятая: Зато() когда видишь его в небе, забываешь деньгах.

Как правило, в начале предложения сочинительный и подчинительный союзы запятой не разделяются: Зато когда видишь его в небе, забываешь о деньгах .

Вопрос № 276438
Здравствуйте, уважаемые сотрудники "Грамоты". Благодарю вас за ваш труд! Я каждый день читаю ответы и каждый день черпаю для себя что-то новое. Мой вопрос касается ответа на вопрос № 276365. Там вы даете правильный вариант предложения:

Вспоминалось им и как бродили они по этому леску целыми днями, забывая обо всём остальном.

Но разве это не сложноподчиненное предложение, где главным является односоставное? Обстоятельство "забывая обо всём остальном" сложно отнести одновременно к обеим частям этого предложения. Поэтому мне непонятно, отчего нет запятой перед "и"?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за добрые слова!

В сложноподчиненном предложении запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом (в нашем случае – как ), не ставится , если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и.

Вопрос № 274782
Здравствуйте. В тексте попался союз ТО ЕСТЬ. Что это сочинительный союз - у меня сомнений нет. В школьной практике сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные. К какому разряду отнести союз ТО ЕСТЬ? (Присоединительному, пояснительному?)

Ответ справочной службы русского языка

Это присоединительный сочинительный союз.

Вопрос № 271689
Добрый день!
В "Одноклассниках" я сделала замечание, что в предложении "Жизнь легче, чем кажется: нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого, и выносить невыносимое." перед "И" запятая не нужна. Мне ответили: "...это сложносочиненное предложение и союз "и" сочинительный союз, а перед сочинительными союзами всегда ставится запятая".
Я почитала правила и думаю, что я права, но не знаю, как это обосновать: слишком тонкие нюансы.
По-моему вторая часть - это простое предложение с однородными членами: нужно принять, обходиться и выносить и запятая не нужна. Заодно, скажите, какие ошибки я сделала в этом письме?

Ответ справочной службы русского языка

Это бессоюзное предложение. Во второй части (нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое ) союз и соединяет однородные члены, запятая не требуется.

Вопрос № 270207
Здравствуйте,
помогите, пожалуйста, с пунктуацией в предложении "Подобное происходило(,) и когда мы были на пляже".
Требуется ли запятая перед составным союзом?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Подобное происходило и когда мы были на пляже. Запятая между главной частью и придаточной не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и.

Вопрос № 256431
Расскажите пож-ста о сложных предложениях с разными видами связи.Как в таких предложениях узнать подчинительную связь, сочинительную и безсоюзную?

Ответ справочной службы русского языка

Обратите внимание на следующее: 1) есть ли союз между частями предложения; 2) если есть, то какой - сочинительный или подчинительный; 3) если союз есть, то как соотносятся между собой части предложения (возможно, одна из частей "замещает" собой какой-либо член предложения - определение, обстоятельство, дополнение). И конечно же, рекомендуем почитать учебники в разделе "Класс" на нашем портале.

Вопрос № 244100
Здравствуйте! Возник тут такой вопрос: в предложении "Нам не терпится покушать да и музыку послушать!" нужно ли ставить запятую перед "да и". И хотелось бы узнать в целом, в каких случаях запятая перед этим союзом требуется, а в каких - нет.

Ответ справочной службы русского языка

Оснований для постановки запятой нет: сочинительный союз да и соединяет однородные члены предложения.

Вопрос № 242465
Здравствуйте.
Дней пять назад задал вопрос про "иначе", но не получил ответа. Может, что-то не сработало?
Вот тот же вопрос еще раз.
Слово "иначе" может быть наречием и союзом. Если "иначе" союз, то сочинительный или подчинительный? Если сочинительный , то какой разряд (противительный?), если подчинительный, то какое придаточное вводит (уступки?)?
Например в предложении: "Я должен туда пойти, иначе случится беда".
Спасибо. Роман.

Ответ справочной службы русского языка

Н. С. Валгина в пособии «Современный русский язык: Синтаксис» пишет: В разряде противительных особую группу составляют сложносочиненные предложения с союзами альтернативными: а то, а не то, не то . Такие предложения передают значение особого противопоставления – с оттенком условности... Альтернативные союзы свойственны речи разговорной, они передают значения, близкие значениям слов иначе, в противном случае , которые часто и сопровождают данные союзы или даже самостоятельно используются в качестве связующих элементов сложного предложения.

Вопрос № 231650
Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Подскажите, пожалуйста, в данном предложении: "реализация товаров....,а также..." - является СПП (сложно-подчиненным предложением)или "а также..." - является продолжением "в том числе...".

Ответ справочной службы русского языка

Это не СПП, так как _а также_ не подчинительный, а сочинительный союз. Что касается вопроса, к чему именно относятся слова _а также передача имущественных прав_, то на него сложно ответить лингвистам: строй предложения допускает оба толкования. На наш взгляд, однородные члены таковы: _реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав_.
Вопрос № 231361
1. Уточните, пожалуйста, по поводу вопроса-ответа 231351, нужна ли запятая перед "и в результате" (следует рассматривать1) союз "и" в смысле противительного "а" или 2)два однородных сказуемых)в предложении "Мы занимаемся слишком многим сразу, и в результате не можем довести до конца ничего". 2.Опять запятые: "затрачивать меньше средств на удержание специалистов, что(,) опять-таки(,) ведет к повышению рентабельности бизнеса".

Ответ справочной службы русского языка

1. Запятая перед _и_ не нужна, это сочинительный союз между однородными сказуемыми. 2. Указанные запятые не требуются.
Вопрос № 214234
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какова будет правильная расстановка запятых в предложении "Я люблю подмосковные леса (,) и когда они весело шелестят при летнем ветерке(,) и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны"? При отсутствии "и" перед первым придаточным вопроса бы не возникло, а его наличие в справочниках не описано. Спасибо, Юлия.

Ответ справочной службы русского языка

Д. Э. Розенталь рассматривает подобный случай: не ставится запятая между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения, если перед подчинительным союзом стоит сочинительный союз _и, или, либо_ (обычно повторяющийся). Поэтому корректно: _Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны_.
Вопрос № 210974
Пишу повторно, так как ответа на свой вопрос и сам вопрос не нашла. Правомерно ли с точки зрения РЯ объединение в одном предложении противоположных категорий с помощью скрепы В ТОМ ЧИСЛЕ: "Противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно. 1)Не будет ли более уместен в данной конструкции сочинительный союз, ведь 2 противоположных категории (люди, у которых туберкулез не выявлен, и УЖЕ выявлен) не могут с точки зрения логики рассматриваться как части одного целого??? В ТОМ ЧИСЛЕ союз 1. Употр. при присоединении члена предложения, который является частью того целого, о котором идет речь в первой части предложения; включая кого-л., что-л., в том числе и. 2)В справочнике Розенталя «в том числе» не рассматривается как союз, а назван «словом»?

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем вопросе говорится о словах: _обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение_. Обратите внимание, что речь идёт не о людях, а о процессах _обследования_ и _лечения_. Они могут быть как обязательными, так и необязательными. Поэтому следует признать, что союз _в том числе_ употреблён верно, предложение построено правильно.