В современных реалиях развития образовательной системы РФ организация обучения школьников с особенными возрастными потребностями становится одним из приоритетных направлений методической и административной работы. С целью достаточной реализации инклюзивного образования разработка является очевидным путем практического внедрения требований Стандарта ввиду того, что реализация такого содержания позволяет:

  • освоить учебный минимум школьникам с особыми образовательными потребностями;
  • создать в образовательной организации развивающую предметную среду «без барьеров»;
  • обеспечить атмосферу эмоционального комфорта для всех участников образовательного процесса;
  • формировать образовательные отношения в духе равноправия, взаимоуважения и принятия физических особенностей и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • в полной мере использовать вариативность форм организации учебно-воспитательного процесса;
  • привлечь к образовательным практикам разных специалистов, в частности педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинских работников.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Изменение принципов государственной образовательной политики, обусловившее установление новых стандартов ведения педагогической деятельности, ставит перед школами задачи нового времени, наиболее приоритетная в числе которых - разработка по ФГОС программ для детей с ОВЗ, адаптированных с учетом их психофизиологических способностей и возможностей. Практика организации инклюзии в образовательных учреждениях, особенно в сфере методологического и технологического обеспечения, вызывает больше вопросов, чем ответов, что не отменяет необходимости поиска возможностей для максимального вовлечения учеников с особыми потребностями в общую жизнь школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» рекомендации по введению инклюзии в школе:

- Теперь школы обязаны обучать по адаптированной программе даже одного ученика с ОВЗ (законодательная база)
- Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ (на что обратить внимание)

Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) разрабатывается с учетом принципов коррекционной работы, индивидуальных показателей психофизического развития учащихся и реализуемого школой программного содержания. Она определяет содержание образования и условия организации обучения школьников с ОВЗ, что регламентирует ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Однако в ч. 2 этого же Закона указывается, что общее обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в организациях, внедряющих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – АООП), а в ч.5 уточняется, что учебные организации, реализующие АООП, учреждаются органами госвласти субъектов РФ для обучающихся с ОВЗ. В свете этого важно различать адаптированную образовательную программу и АООП, которая может разрабатываться на всех уровнях образования, в том числе дошкольном.

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, переходите сюда .

Определение содержания адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) после комплексного обследования. В заключении, выдаваемом на основании экспертной оценки, указывают:

  1. Вариант программного содержания, реализация которого считается целесообразной ввиду выявления тех или иных отклонений в возрастном развитии. Адаптированное программное содержание специально разрабатывается для всех групп детей с ОВЗ - глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и детей с другими психофизиологическими отклонениями, в частности ЗПР.
  2. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.
  3. Направления коррекционной работы, осуществляемой по программам педагогического сопровождения (например, логопедическая, психологическая).

Еще несколько лет назад для детей, обучающихся во вторых и последующих классах совместно со школьниками без патологий развития, на базе основного программного содержания разрабатывалась АОП, в то время как для учеников специализированных классов предлагали обучение по АООП на всех уровнях образования.

Сегодня при условии принятия в школу ребенка с патологиями развития необходимо проектирование в вариантах АОП и АООП, которая выполняется с опорой на имеющийся реестр методических разработок, согласно ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Ввиду того, что объем педагогической нагрузки определяется с учетом учебного план, годового календарного графика и расписания уроков, адаптированное программное содержание целесообразно разрабатывать на начало года, чтобы создать комфортные условия для работы учителей и сопровождающих специалистов, а также иметь возможность для корректировки и дополнения АОП. Примерные АООП, разработанные для отдельных категорий учащихся, доступны для скачивания на портале http://fgosreestr.ru, они остаются незаменимыми при разработке содержания образовательной работы. Существующий перечень включает АООП для таких категорий учеников с ОВЗ:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих и поздно оглохших.
  3. Слепых.
  4. Слабовидящих.
  5. С тяжелыми нарушениями речи.
  6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. С задержкой психического развития.
  8. С расстройством аутистического спектра.
  1. Для детей, не имеющих патологий интеллектуального характера и способных получить общее образование в те же сроки, что и сверстники.
  2. Для обучающихся с ОВЗ с нормальными показателями интеллектуального развития, вынужденных изучать образовательный минимум в пролонгируемые сроки с учетом объективных факторов.
  3. Для школьников с нарушениями интеллекта (имеющих легкую умственную отсталость), не позволяющих освоить базовое программное содержание даже при условии пролонгации сроков обучения.
  4. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, не способных получить образование, соотносимое по объему с итоговыми учебными показателями нормально развивающихся сверстников, даже в пролонгированные сроки.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС структурно состоят из пояснительной записки, планируемых образовательных результатов, системы оценивания детей с учетом специфики их состояния и развития, учебного плана, предметного содержания по отдельным дисциплинам (рабочая версия), программы коррекционной работы, духовно-нравственного развития, экологической культуры и здорового образа жизни, а также методологических разработок по формированию УУД с учетом реальной образовательной ситуации, плана внеурочной активности и перечень условий, необходимых для реализации АООП в предусмотренном объеме.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ: как составить

Принципиальных отличий программного содержания, предназначенного для реализации со школьниками без патологий развития, и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ нет. Специалисты отмечают, что сложность методической работы по направлению обусловлена отсутствием множественных экспертных рекомендаций и научного опыта, что лишь обуславливает необходимость перехода от планирования к практическим действиям.

Чтобы обеспечить в конкретной школе возможность обеспечения конституционных прав детей независимо от их психофизиологического состояния, следует брать за основу разрабатываемых АОП программы соответствующих предметов, дальнейшая обработка которых будет зависеть от актуальных целей - пролонгации сроков обучения, снижения показателей учебной нагрузки или упрощения материала до заданного уровня. Далее из числа рекомендуемых выбирается учебник, содержание которого должно соответствовать рабочей программе, а также пересматриваются формы проведения диагностического и итогового контроля. Последние могут усовершенствованы с учетом физиологических возможностей ребенка (например, задания напечатаны крупным шрифтом), частично упразднены или пересмотрены в корне.

Подробный алгоритм разработки АОП и АООП для детей с ОВЗ в школе представлен в таблице.

Этап разработки АОП Содержание деятельности
Предварительный

Нацелен на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Чтобы в полной мере реализовать запросы потребителей учебно-воспитательных услуг, школьной администрации после получения заключения ПМПК или рекомендаций ИПРА необходимо:

  1. Сформировать команду психолого-педагогического, коррекционного сопровождения, куда следует привлечь разных специалистов с учетом актуального состояния ребенка, его запросов и родительских ожиданий.
  2. При отсутствии в ОУ необходимых специалистов рассмотреть возможность по их привлечению посредством открытия вакантной должности (при наличии материально-технических ресурсов), заключения договора сотрудничества с ППМС-центром, волонтерским объединением, представителями муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения.
  3. Заключить договор о порядке предоставления образовательных услуг с родителями школьника с ОВЗ.
  4. Дополнительно на школу возлагаются обязанности по изучению нормативных требований к обеспечению порядка и характера организации учебно-воспитательного процесса, дополненного коррекционным компонентом, анализ учебно-методической документации по теме, разработка необходимых локальных актов.
Диагностический

Главной целью данного этапа является проведение комплексного обследования ребенка педагогом-психологом, логопедом и другими представителями уполномоченной дисциплинарной комиссии. Для реализации поставленной задачи необходимо организовать плотное взаимодействие с представителями семьи, действуя максимально корректно и мягко.

По результатам работы специалисты составляют заключения о психофизиологическом развитии ребенка с ОВЗ, уделяя внимание показателям сформированности учебных навыков, характеру взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Это необходимо для выявления зон ближайшего и перспективного развития, определения специфических образовательных потребностей, а также нравственных целей педагогической работы в сложившейся ситуации.

Практический

Непосредственно разработка АОП для детей с ОВЗ предусматривает:

  1. Проектирование программного содержания.
  2. Определение временных границ учебно-воспитательной работы.
  3. Четкое формулирование цели реализации АОП, которое следует осуществлять совместно с родителями ученика, а также определение круга приоритетных задач.
  4. Формулирование образовательного и коррекционного компонента адаптированной программы.
  5. Планирование форм изучение программы по каждому из ее разделов.
  6. Определение диагностических и оценочных инструментов, позволяющих выявить степень сформированности учебных достижений и социальной компетентности ребенка.
  7. Разработка комплексных критериев для оценивания эффективности педагогической и коррекционной работы.
Следует отметить, что процесс разработки АОП должен оставаться открытым и творческим, ориентированным на образовательные потребности ребенка. При возникновении сложностей в рамках сетевого взаимодействия к проектированию адаптированной программы можно привлечь специалистов муниципального ППМС-центра. Готовый методический продукт следует обязательно согласовать с родителями.
Реализация АОП Практическое применение программного содержания базируется на организации системной совместной деятельности ответственных педагогов и узкопрофильных специалистов, включенных в междисциплинарную комиссию, последовательное проведение мониторинга УУД и необходимой корректировки психолого-педагогической работы.
Анализ и коррекция По результатам учебного года или иного периода, выбранного в качестве срока реализации АОП, применяются комплексные методы оценивания действий междисциплинарной учебной комиссии, после открытого обсуждения которых в программу вносятся коррективы и дополнения.

Что касается примерного содержания АООП для детей с ОВЗ , то оно должно включать следующие структурные компоненты:

  1. Титульный лист, на котором указывается полное название ОУ и АОП, а также номера заседания педагогического совета, на котором утверждена данная разработке, номер протокола, подпись директора под грифом «Утверждаю».
  2. Перечень нормативных документов, на основании которых составлялась программа. В него целесообразно включить Конституцию РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, Устав школы и другие локальные документы.
  3. Состав АОП - целевой, содержательный и организационный блоки. Для удобства прочтения разработки в содержательный раздел следует включить программы по отдельным предметам, а в организационный - учебный план и график, план внеурочной активности, комплекс условий реализации программного содержания.
  4. Цели реализации программы. Распространенной формулировкой, в полной мере отражающей работу по направлению, может стать следующая: «Создание в образовательном учреждении особых условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получить качественное образование, навыки социализации и интеграции в современное социально-экономическое и культурное пространство».
  5. Перечень задач, в том числе специфические. В числу последних следует отнести консолидацию деятельности педагогических и узкоспециализированных работников школы, направленную на обеспечения оптимальных учебно-воспитательных условий для школьников с особыми образовательными потребностями согласно АООП для детей с ОВЗ по ФГОС , социальную реабилитацию «сложного» ученического контингента через участие в творческой, спортивной, социально-полезной, трудовой деятельности, привитие навыков регуляции эмоционально-волевой сферы, применение в образовательном пространстве здоровьесберегающих технологий. Планируемые результаты образовательной деятельности, учитывающие приоритетные направления развития личности ученика. Так, для детей с ЗПР можно включить в список значимых задач практического обучения участие в общественно полезных делах, творческих практиках, спортивных мероприятиях, проектной и исследовательской деятельности.
  6. Непосредственно содержание рабочих программ по предметам с учебным планом и порядком реализации диагностических функций.

В ситуациях, когда у ребенка возникают сложности с освоением основной образовательной программы, первым шагом педагогов и школьной администрации является акцентирование внимание родителей на данном факте с рекомендацией получить заключение ПМПК. Хочется обратить внимание на тот факт, что разработка АООП возможна только при наличии у ребенка заключения медицинской комиссии с указанием требований к обучению и воспитанию, ближайших перспектив развития. При условии несогласия родителей на прохождение учащимся ПМПК учебно-воспитательные услуги такому ребенку предоставляются на общих основаниях со всеми вытекающими последствиями (наиболее очевидные - трудности при прохождении итогового оценивания, проявления девиантного поведения). Немаловажно, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки обязательны для исполнения, в том числе для учащихся, осваивающих образовательный минимум на дому. Уменьшение рабочих часов или отсутствие у школьника с ОВЗ так называемых «контактных» часов работы с педагогами является грубым нарушением.

Эффективная реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС предусматривает тесное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, в особенности - административного и педагогического состава, на представителей которых возлагается весь груз ответственности. Так, директору ОУ необходимо позаботится о:

  • проектировании процесса обучения с учетом особенностей содержания индивидуальных образовательных маршрутов школьников с ОВЗ, их личных интеллектуальных потребностях;
  • поиске источнике финансирования, благодаря которому условия, необходимые для реализации АОП, будут обеспечены на должном уровне;
  • необходимой корректировке нормативной документации на уровне школы, в том числе разработке новых актов и распоряжений, если в этом возникает необходимость;
  • создании фактических условий, соответствующих реалиям образовательного пространства и возможности его совершенствования (создание безбарьерной среды, закупка и установка спецоборудования, расширение возможностей внутреннего ИКТ-комплекса);
  • обеспечении процесса инклюзии квалифицированными кадровыми ресурсами, налаживание сетевого взаимодействия с профильными организациями (медцентрами, социальными учреждениями, заинтересованными спонсорами, организациями дополнительного образования);
  • разработке диагностической системы, направленной на выявление показателей эффектности работы по направлению.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) должны активно участвовать в разработке и реализации АООП для детей с ОВЗ в школе , заниматься отслеживанием динамики развития школьников, выявлять и отслеживать показатели успешности, при возникновении у обучающихся индивидуальных учебных затруднений - искать возможности по их преодолению, организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, а также оказывать посильную помощь педагогам в выборе оптимальных средств обучения.

В рамках реализации АООП от учителей начальной школы, педагогов-предметников ожидается:

  1. Участие в проектировании и реализации специального программного содержания с опорой на традиционные методики обучение и включением инновационного образовательного компонента.
  2. Разработка рабочих программ по отдельным дисциплинам с учетом образовательных возможностей и реальных потребностей детей, которые можно выявить в ходе комплексной диагностики.
  3. Создание в классе развивающей среды, исключение фактических и психологических барьеров.
  4. Формирование в коллективе атмосферы взаимоуважения, толерантности, продуктивного сотрудничества.
  5. Поддержание высокой учебной мотивации, создание «ситуаций успеха».
  6. Построение структуры занятий таким образом, чтобы обеспечить движение к зоне ближайшего развития каждого из учеников.
  7. Адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов, если в этом возникает потребность.
  8. Налаживание эффективных каналов взаимосвязи с родителями школьников, в особенности детей с ОВЗ.

Педагоги дополнительного образования могут внести посильный вклад в оптимизацию образовательного процесса на этапе разработки АОП и АООП, участвуя в проведении комплексной диагностики, создания предпосылок для успешной адаптации и социализации учащихся с особыми потребностями, а также проведении особых учебных практик, способствующих раскрытию личностного потенциала и творческих возможностей детей.

АОП для детей с ОВЗ в школе: содержание

Обязательными составляющими адаптированных образовательных программ , составленных с учетом положений ФГОС для детей с ОВЗ , являются целевой, содержательный и организационный разделы. Ввиду того, что программная разработка в полной мере определяет характер и особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими патологии развития, на содержании каждого разделов.

В целевой раздел целесообразно включить:

  1. Пояснительную записку, в которой указываются принципы разработки АООП, комплексный психолого-педагогический портрет учащихся с ОВЗ, для которых подойдет данная программа, с обязательным указанием специфических учебно-воспитательных потребностей.
  2. Планируемые результаты реализации программы, которые можно скопировать из одного из вариантов АООП с учетом актуального состояния ребенка. Что касается четвертого варианта образовательной программы, то ввиду необходимости обучения школьника согласно специальной индивидуальной программе развития (СИПР) целесообразно фиксировать исключительно те результаты, которые могут быть достигнуты.
  3. Систему оценки достижения планируемых программных результатов.
  1. Рабочие программы по дисциплинам.
  2. Методику формирования УУД.
  3. Программы духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры и ЗОЖ.
  4. Программу коррекционной работы.

Рабочая программа, в свою очередь, включает пояснительную записку с конкретизацией общих целей предметного обучения с учетом специфики восприятия материала учащимся, комплексную характеристику учебного предмета или коррекционного курса, обозначения его места в учебном плане. Также при описании рабочей программы необходимо представить ее ценностные ориентиры, перечень личностных, метапредметных и предметных результатов, достижение которых ожидается в ходе реализации педагогического комплекса по АООП, непосредственно содержание учебного курса, тематический план с представлением основных видов учебно-воспитательной деятельности, а также описание материально-технических ресурсов, необходимых для реализации данной программной разработки.

Особенностью составления содержательного раздела для АООП 3 и 4 вариантов является необходимость указания базовых учебных действий вместо УУД, а также упрощение понятийной базы в программе по духовно-нравственному воспитанию. Что касается УУД, то снижение учебной нагрузки обеспечивается пересмотром стандартных задач по их формированию (например, не «работать с несколькими источниками информации», а «использовать информации в решении бытовых проблем»). Программа духовно-нравственного воспитания упрощается преимущественно за счет исключения духовного компонента, сложного для понимания, а также расширения списка практических задач.

Для преодоления индивидуальных проблем обучения ребенка с ОВЗ в содержательный раздел АООП согласно ФГОС включают программу коррекционной работы, разрабатываемую в индивидуальном порядке. Важно обеспечить, чтобы она не дублировала содержание коррекционно-развивающих курсов, обязательных к посещению, что обусловливает необходимость предварительной проработки структуры индивидуальных коррекционных занятий, внеурочной активности, мер по повышению мотивации к обучению и всестороннему развитию.

Организационный раздел программы, адаптированной для ребенка с особыми образовательными потребностями, должен включать следующие компоненты:

  1. Учебный план, в свою очередь включающий обязательную часть и формируемую участниками учебно-воспитательного процесса. Содержание обязательной части напрямую зависит от выбранного варианта программы: если речь идет об использовании первого варианта, то целесообразно оставить стандартную структуру ООП, в то время как при адаптации остальных вариантов необходимо в большей или меньшей мере учитывать рекомендации ПМПК. Программная часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает проведение дополнительных курсов для углубленного изучения обязательных предметов, сформированность навыков по которым является основой для социальной интеграции и профессиональной самореализации.
  2. Условия реализации АООП.
  3. План внеурочной деятельности, состоящий из перечня коррекционно-развивающих курсов и видов общеразвивающей активности. В структуре образовательной программы по ФГОС , проектируемой для детей с ОВЗ , коррекционный компонент играет ключевую роль ввиду важности преодоления индивидуальных психофизических дефектов развития. Согласно п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, на коррекционно-развивающие курсы должно отводиться не менее 5 часов из максимальных 10, предназначенных для внеурочных занятий, при этом содержание таких занятий должно составляться с учетом патологий развития и реально имеющихся проблем. Так, для ребенка с патологиями слуха необходимы занятия по развитию слухового восприятия и техники речи, для учеников в ЗПР - общеразвивающие занятия.

Что касается форм внеурочной деятельности, то их определение является прерогативой педагогов. Для создания условий по всестороннему развитию детей с ОВЗ целесообразно привлекать к экскурсионной активности, походам, спортивным, творческим или интеллектуальным соревнованиям, общественно-полезным практикам, проектной и исследовательской деятельности. Расширить формы внеурочного взаимодействия с учащимися, имеющие особые образовательные потребности, можно за счет использования возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта.

Разработка АОП для детей с ОВЗ в начальной школе

Содержание адаптированных основных общеобразовательных программ АОП , разрабатываемых по ФГОС для учащихся начальной школы с ОВЗ , характеризуются более широким компонентным содержанием, чем АООП ООО. Это обусловлено возрастным фактором, а также необходимостью гармоничного развития личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях необходимости привития базовых социальных навыков и создания условий для освоения предметного содержания на необходимом уровне.

При разработке программного содержания для учащихся начальной школы очень важно обеспечить реализацию общедидактических принципов, предусматривающих построение целостного, системного и целенаправленного педагогического процесса, для которого характерна ориентация на гуманистические ценности, сознательное и всестороннее участие личности обучаемого.

Что касается организации коррекционно-развивающей работы, то разработка программного содержания по направлению должна вестись с учетом таких условий:

  1. Неизменное поддержание баланса коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Сохранение единства диагностического и коррекционного комплекса.
  3. Осуществление планирования специальной коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей образовательных сложностей, индивидуально учебно-воспитательных затруднений ребенка.
  4. Выполнение в различных разделах адаптированной образовательной программы , проектируемой для детей с ОВЗ по ФГОС , в частности АООП НОО, группировки учебного материала по темам, являющимся наиболее значимыми - сквозными.
  5. Организация и ведение коррекционно-развивающей работы с точки зрения системно-деятельностного подхода, предусматривающего развитие набора универсальных навыков и умений.
  6. Использование компетентностного подхода, что может первоочередно реализоваться через использование широкого разнообразие методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
  7. Определение объема учебной нагрузки с учетом состояния ребенка «здесь и сейчас» с адекватным пересмотром охвата материала на конкретном занятии.
  8. Поддержание взаимосвязи и активного взаимодействия внутри команды междисциплинарных специалистов. Сохранение акцента на формировании качеств личности учеников, необходимых для успешной социальной интеграции.
  9. Создание педагогических, организационных условий для консолидации усилий ближайшего окружения ребенка.

Еще одной немаловажной особенностью, определяющей структуру и содержание адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ является соблюдение общедидактических принципов ФГОС , в частности, полноценное проживание ребенком всех периодов детского развития. Особую актуальность данный пункт имеет для детей с множественными дефектами здоровья, которые в силу психофизических особенностей сознательно пребывают в дошкольном детстве, в то время как в силу возраста и необходимости освоения предметного содержания предъявляются множественные требования. Немаловажно, чтобы при проектировании образовательной деятельности ученик оставался активным участником выбора содержания, а не субъектом, не имеющим право голоса, педагоги создавали все необходимые условия для активного взаимодействия с представителями семьи, в частности, по вопросам приобщения ребенка с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям общества и государства.

Успешность освоения программного содержания, адаптированного с учетом реальных образовательных возможностей ребенка, во многом зависит и от того, создается ли в различных видах непосредственно обучающей, развивающей деятельности формирование познавательных интересов и действий ребенка. В ситуации обучения детей с ОВЗ соблюдение правила развивающего образования, предусматривающего активность каждого ребенка в ближайшей зоне его развития, является особенно важным, поскольку без последовательной демонстрации успехов, больших и маленьких, невозможно ожидать от ребенка учебной активности. Интеграцию образовательных областей, необходимую для реализации комплексно-тематического принципа построения учебно-воспитательного процесса, также следует внедрять только по достижению учеником с ОВЗ необходимого интеллектуального уровня, поскольку в противном случае велика вероятность снижения познавательного интереса ввиду глубинного непонимания изучаемого материала.

Важно отметить, что при проектировании программ АООП НОО для детей с ОВЗ по ФГОС учителя и другие представители междисциплинарных команд нередко сталкиваются с множественными затруднениями, из числа которых хочется выделить следующие:

  1. Соотнесение содержание примерных образовательных программ с требованиями Стандарта и реальными возможностями инклюзии. В данном случае методическая проблема может заключаться в том, что найти область «пересечения» данных понятий бывает очень непросто из-за множественных противоречий.
  2. Выделение и структурирование методов, приемов и форм педагогической работы по конкретному разделу или блоку АООП.
  3. Определение предметного, общеразвивающего и коррекционного компонента программного содержания с точки зрения достаточности, доступности и необходимости.

В условиях значимости трудностей, с которыми сталкиваются разработчики адаптированного программного содержания, стратегически важным становится продолжение работы по направлению, обязательными элементами которой должна стать разработка передовых педагогических практик, обмен опытом, консолидация усилий учителей-предметников и узкопрофильных специалистов по возрастному развитию, а также активное вовлечение родителей в процесс обучения и всестороннего развития детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам. Такие программы разрабатываются для групп детей:

А - со сходными проблемами (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

Б - со сходными образовательными потребностями , дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами (например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выделяются следующие группы:
- дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
- дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
- дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2-4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вступит в действие с 1 сентября 2016 года) для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами .

В настоящее время действуют:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897),
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

С 1 сентября 2016 года к образовательным отношениям, возникшим с указанной даты, будут применяться:

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598);
  • федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599).

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности - с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

По каждому виду сходных нарушений развития у детей установлены несколько вариантов образовательных программ. В процессе освоения образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой . Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлены определенные требования к адаптированным образовательным программам для:

  • глухих детей
  • слабослышащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжелыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Для детей с множественными нарушениями развития требования к адаптированным образовательным программам указаны в последнем варианте обучения для детей со сходными проблемами со здоровьем (например, второй вариант обучения детей с умственной отсталостью предусматривает требования к обучению детей с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести). С этими требованиями можно ознакомиться по указанным выше в соответствующем разделе таблицы (крайний правый столбец).

Особое внимание необходимо обратить на обязательные коррекционные курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПР.

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

(http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)

http://tass.ru/obschestvo/1986816

Читайте также в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ : 102 комментария

    Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
    Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью.

    подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.

    Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
    Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится.

    начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю(автор кауфман. английский язык)

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются учебно-методические требования ФГОС НОО и ФГОС с ОВЗ.

    Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
    Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК?

    простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение

    Здравствуйте! Разработан ли ФГО для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.

    Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.

    Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется, что я обделяю вниманием обычных детей.

    Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили «войти в положение района» и молча «тянуть» всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР (вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!

    Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?

    Добрый день! Чем регулируется сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях? Спасибо!

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: «рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2». Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость???) Help!!!
    Благодарна за ответы)

    может быть прописан тьютор ребенку (синдром Дауна)для обучения в школе?
    ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате.

    Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?

    Здравствуйте.
    31 марта в Москве состоялась Международная конференция «Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации». На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов?

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!

    В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.

    Правильно ли я поняла — на уровне региона должен быть разработан «Порядок организации обучения …»

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.

    Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ «за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии», по требованию администрации вынуждена эту надбавку «отрабатывать»: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.

    Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены???Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.

    Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.

    Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель — дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?

    Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?

    Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.

    Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции. Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!

    Здравствуйте, спасибо большое за ответ. Но вопрос заключался в том, как и на каком основании директор может сократить численность в классе до 25 человек, если в 1 классе (в ноябре), когда уже набрали 34 учащихся, был установлен статус ОВЗ одному ребенку. В классе более 10 учеников не по месту регистрации. Спасибо.

    Здравствуйте, поясните пожалуйста, каким образом производится оплата коррекционных занятий, входящих во внеурочную деятельность согласно ФГОС ОВЗ? Следует ли тарифицировать внеурочные часы коррекционной работы или эти часы должны вести дефектологи, психологи в рамках своих должностных обязанностей согласно приказа Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 1015.

    Добрый день! Работаю в учреждении дополнительного образования, занимаюсь с детьми ОВЗ (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Не могу найти документ в котором регламентируется продолжительность занятий в доп.образовании для детей этой категории. в СанПине доп. образования про это нет, для детей ОВЗ только касается школьных уроков и общей нагрузки внеурочной деятельности. Подскажите, чем руководствоваться, потому что реально такой ребенок не может заниматься 45 минут (театральная деятельность, изостудия)