Участники слушаний единодушно констатировали, что по ряду причин, в том числе по причине недостаточности внимания со стороны государства, в настоящее время социально-педагогический потенциал детских общественных объединений не востребован значительной частью детей. Речь шла и о проблемах самих организаторов детских общественных движений – подготовке кадров, взаимодействии с образовательными учреждениями, выслуге лет и ставках для вожатых, чья работа является для ребят альтернативой «уличному» времяпрепровождению.

Рассмотрев вопрос "О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают актуальность и значимость проблемы для расширения возможностей активного включения подрастающего поколения в инновационное развитие Российской Федерации, выражают уверенность, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой, кадровой, информационно-методической базы детского движения будет способствовать активизации его деятельности как субъекта гражданского общества.

Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности. Оно охватывает как официально зарегистрированные, имеющие соответствующий правовой статус детские общественные объединения, так и формирования, не носящие четко определенного характера. Его структура представлена совокупностью объединений, функционирующих на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, на базе учреждений образования, клубов.

Характеристикой современного детского движения, во многом определяющей его перспективы, является невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства.

В то же время детские объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность, являются для подрастающих граждан первой школой демократии, и органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании российского гражданского общества. Изменение сложившегося стереотипного отношения к развитию детского движения требует решения ряда проблем, сдерживающих развитие детских общественных объединений.

Снижают эффективность деятельности детских общественных объединений следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки, которая предполагает формирование государственно-социального заказа детскому движению, программно-технологическое обеспечение его реализации, развитие кадрового потенциала общественных объединений детей. В данном случае участники детских общественных объединений значительно увеличат вклад в решение вопросов социально-экономического развития страны.

В целях решения задачи развития детского общественного движения, участники слушаний просят Президента Российской ФедерацииД.А. Медведевапри выделении средств на поддержку проектов неправительственных некоммерческих организаций одним из приоритетов определить поддержку проектов и программ детских общественных объединений.

Федеральному Собранию Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство:

В Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в части создания реальных механизмов и мер поддержки детских и молодежных общественных объединений;

В Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления возможности получения молодежными и детскими общественными объединениями помещений в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности;

В законодательство об образовании в части установления обязанности органов и учреждений образования содействовать деятельности детских и молодежных общественных объединений, направленной на развитие социальной активности детей и молодежи, их гражданско-патриотического воспитания;

В Налоговый Кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот детским общественным объединениям;

В Семейный кодекс Российской Федерации в части определения понятий "дети" и "подростки", а также возрастных групповых категорий.

Совету Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации

Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и Правовому управлению Аппарата Совета Федерации провести мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" в субъектах Российской Федерации и соответствия законов субъектов Российской Федерации по вопросу поддержки деятельности детских общественных объединений.

Правительству Российской Федерации

1. Разработать новые механизмы государственной поддержки детских общественных организаций и объединений, определить их роль, конкретизировать позицию и ответственность органов образования и молодёжной политики.

2. Поручить:

2.1. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

2.1.1. Организовать при Министерстве Консультативный совет по вопросам государственной поддержки развития детского движения, включив в его состав представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, неправительственных и других организаций.

2.1.2. Организовать в 2009-2011 годы цикл информационных и консультационных мероприятий по изучению состояния и перспектив развития детского движения для специалистов, ответственных за принятие решений по осуществлению государственной поддержки деятельности общественных объединений детей.

2.1.3.Разработать стратегию развития детского движения в Российской Федерации.

2.1.4. Провести конкурс проектов (социальных, научных, творческих и др.) общественных объединений "Детское движение: от интересов детей к интересам государства и общества".

2.2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.2.1. Предусмотреть подготовку кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по вопросам детского и молодежного общественного движения. Включить в содержание психолого-педагогической подготовки студентов спецкурс по проблемам развития современного детского движения.

2.2.2. Решить вопрос выделения в штате учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательного учреждения ставки для куратора детских и юношеских общественных объединений.

2.2.3. Создать общероссийскую информационно-методическую службу по оказанию помощи региональным детским общественным объединениям и педагогам, работающим с ними, с целью разработки учебно-методических материалов по использованию лучшего опыта созидательной деятельности общественных объединений детей.

2.2.4. Рассмотреть вопросы открытия школ подготовки старших вожатых общеобразовательных учреждений федерального и регионального уровня, разработки и реализации программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детскими и молодежными общественными, предоставления вожатым сельских школ базовой ставки, независимо от комплектации школы (в сельских районах большинство вожатых имеет половину или четверть ставки), введения коэффициентов за количество детей, достижения и педагогический стаж вожатых.

2.3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.3.1. В целях развития сотрудничества ученых и специалистов, работающих в детских общественных объединениях, создать Межведомственный научно-образовательный центр проблем детского движения.

2.3.2. Организовать Всероссийский кадровый клуб детского движения с сетью экспериментальных площадок по отработке моделей работы детских общественных организаций.

2.3.3. Создать сеть ресурсных центров детских общественных объединений в федеральных округах с главным центром в г. Москве. Разработать и внедрить программу подготовки менеджеров детских общественных объединений на базе ресурсных центров.

2.3.4. Ежегодно обобщать опыт работы детских общественных объединений, разрабатывать методические рекомендации в помощь организаторам детского движения.

2.4. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации.

2.4.1. Уделять особое внимание развитию международного сотрудничества детских общественных объединений с зарубежными партнерами для преодоления ксенофобии, расовых, национальных и социальных предрассудков в детской среде, формирования принципов толерантности в совместной деятельности.

2.4.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности ежегодного проведения во всероссийский детских центрах «Орлёнок» и «Океан» международных смен детей-лидеров детских общественных объединений и Международного фестиваля «Детство без границ», способствующих установлению более тесных связей и контактов представителей детских общественных объединений.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Развивать и совершенствовать нормативную правовую базу в сфере поддержки детских общественных объединений.

2. Рассмотреть возможность создания целевых бюджетных фондов развития детского движения.

3. Предусмотреть в проектах соответствующих бюджетов расходы на финансирование мероприятий детских общественных объединений, с учетом предложений межведомственных комиссий по координации деятельности детских общественных объединений.

4. Шире использовать механизм государственного заказа оказания социальных услуг детскими общественными объединениями.

5. Оказывать содействие инициативным группам в создании консультативно-совещательных структур на муниципальных и региональных уровнях, а также участию лидеров детских общественных объединений в муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.

6. Разработать комплекс дополнительных организационно-правовых мер, обеспечивающих эффективную деятельность детских общественных объединений в муниципальных образованиях.

7. Рассмотреть возможность введения в структуру администраций муниципальных районов и городских округов ставки специалиста координатора детского движения, предоставления государственного имущества в пользование молодежным и детским общественным объединениям.

8. Совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и детских общественных организаций через практику развития договорных отношений детских общественных объединений с органами государственной молодежной политики и органами образования.

9. Предоставлять помещения учебных заведений, подростковых клубов, учреждений дополнительного образования для деятельности детских общественных объединений в рамках договоров о реализации совместных программ дополнительного образования, воспитания, государственной молодёжной политики на безвозмездной основе.

10. Предусмотреть включение клубных формирований в перечень форм общественной самоорганизации населения, предложить органам местного самоуправления, создать условия для усиления роли детских общественных объединений в организации повседневной работы с детьми и подростками по месту жительства, в том числе и на базе подростково-молодежных клубов.

Руководителям и лидерам детских общественных объединений, региональных круглых столов молодежных и детских общественных объединений

1. Шире использовать инновационные подходы в деятельности детских общественных объединений, создавать и реализовывать программы, направленные на включение подрастающего поколения в созидательную деятельность на благо общества.

2. Развивать единое информационное пространство детского движения в Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний заявляют о своей готовности и далее действовать интересам детского движения Российской Федерации и продолжить активное сотрудничество с различными социальными институтами гражданского общества по развитию и популяризации идей детского движения в Российской Федерации.

Разделы: Социальная педагогика

Мы все созданы для взаимодействия.
М. Аврелий.

Введение.

Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

Определение общественного объединения чётко сформулировано в статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это добровольное некоммерческое формирование, создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В соответствии с направлениями деятельности общественных организаций и объединений выделяют различные их группы: общественные организации спортивные, занимающиеся военно – патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций, организации социальной направленности.

Деятельность общественных формирований регламентируется нормативно-правовыми документами: на уровне государства- Декларацией прав человека, конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законами РФ «Об общественных объединениях» «О гарантиях прав ребёнка в РФ «Об общественных объединениях», « О гарантиях прав ребёнка в РФ», « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об образовании»; на муниципальном уровне – нормативными актами, которые позволяют на основании вышеперечисленных документов взаимодействовать с общественными объединениями (к ним относятся договоры о совместной деятельности, постановления, программы деятельности и развития, уставы общественных организаций и т.д.).

Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

Жизнедеятельность объединения воспитанников во многом определяют принципы, т.е. руководящие положения, регулирующие деятельность и взаимоотношения членов объединения. Успех деятельности социально-ориентированного объединения детей определяется способностью решать поставленные задачи. В силу этого объединению следует развиваться, опираясь в своей жизнедеятельности на следующие принципы:

  • принцип социализации , определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
  • принцип гуманизации , обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
  • принцип демократизации , гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип индивидуализации , признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
  • принцип сотрудничества , обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип гармонизации , определяющий согласованность интересов личности и общества;
  • принцип интеграции , обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

В зависимости от направленности и содержания деятельности различают следующие объединения:

  • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
  • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
  • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права (сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

Социально ориентированное объединение воспитанников имеет свою специфику. Во-первых, объединение привлекает всех желающих независимо от того, как человек учится в школе, как к нему относятся педагоги, есть ли у него отклонения в поведении. Эта специфика объединения определяется как его гуманистическая направленность, проявляющаяся в свободе субъектной самореализации всех членов. Во-вторых, объединение воспитанников реализует свою общественную направленность, тем самым, помогая каждому члену объединения развивать свои «социальные чувства» характеризующие человека как зрелого социального субъекта. Наконец, социально ориентированное объединение детей успешно в том случае, если сформировано сообщество единомышленников. Общеизвестно, что подростки и юноши придают большое значение коллективу сверстников, его установкам, мнениям, оценкам. Именно поэтому так важна в объединении совместная деятельность. Если объединение воспитанников социально ориентированно, то оно выступает как сообщество, объединённое стратегической общественно значимой целью жизнедеятельности, со своим распределением полномочий внутри объединения, взаимоотношениями ответственности, зависимости, взаимодействия.

Ориентиром в деятельности объединений детей и подростков служат принципы устройства и функционирования детских общественных объединений, осмысления практики детского движения в целом. Значительное место здесь занимают:

  • самостоятельность как личностная ориентация;
  • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
  • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
  • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
  • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
  • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
  • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
  • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

Закон правды : запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра : будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы : прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви : любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

Закон милосердия : тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

Закон уважения : хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

Закон старости : помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

Закон свободы : каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости : пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

Закон чести : помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Честь - самая высшая сила.

Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим на верном пути!!!
Мы стоим, а надо ИДТИ!!!
А.М. Моисеев

Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
Явления, события, людей.
И.С. Тургенев

Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

Нельзя съесть яблоко за другого.
Народная мудрость

Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

Истинно щедр тот, кто даёт из того,
Что принадлежит ему самому.
Сенека Младший

Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

Верь сам в себя наперекор вселенной…
Р. Киплинг

Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

Мы видим себя входящими в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев

Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.
А. С Макаренко

Социальная практика воспитанников МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник»

В МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник» занимаются 210 ребят в возрасте от 6 до 35 лет. Ежегодно проводятся более 25 мероприятий, которые охватывают около 500 детей и взрослых. Разрабатываются образовательные и воспитательные программы различной степени сложности, ориентированных на индивидуальные возможности и способности ребёнка. Работа подросткового клуба «Ровесник» направлена не только на культурно – досуговый характер, но и на определение помощи интеграции ребёнка в обществе, помощь в его развитии, воспитании, дополнительном образовании, профессиональном становлении – помощь в социализации ребёнка, поэтому педагогический коллектив клуба «Ровесник» ставит перед собой задачи – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям.

Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, сборы в подъездах. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. С этой целью в клубе «Ровесник» разработана комплексная программа социально – педагогической помощи «ОБЕРЕГ» для подростков, которая включает в себя три блока: работа с подростками, родителями, педагогами.

Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

В связи с социальными потребностями нашего современного общества была организована волонтёрская группа из активных и желающих воспитанников клуба «Ровесник», деятельность, которой направлена на реализацию программы «Оберег». Содержанием программы является: организационно-практическое (проведение социально-ориентированных акций), спортивно-развлекательных игр, информационное (создание информационного фотостенда «Это мы можем».

В течение двух лет наш подростковый клуб «Ровесник» сотрудничает с УСОШ №2. п. Уренгой. Участие педагогов и волонтёров клуба в правовом турнире «Каждый правый имеет право», проводимом в рамках районной профилактической акции «Правовая пропаганда», 14.04.2009г., политическая игра «Политическая палитра», организаторами, которой являлись педагоги подросткового клуба «Ровесник», октябрь 2008г., на базе клуба прошла акция «Задумайся сейчас», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, поселкового уровня, 1 декабря 2008 г. А также волонтёры Юля Бобрышева, Татьяна Польща под руководством Э.М. Проценко являлись участниками окружного семинара-тренинга «Волонтёрское движение – эффективный путь в молодёжной среде» в г. Ноябрьск, сентябрь 2008г. Рисунок 1; 2;3;4;5.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Политическая игра «Политическая палитра», октябрь 2008г.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11;

Поездка на окружной семинар воспитанников волонтёрского объединения в г. Ноябрьск под руководством Проценко Э.М.

Рисунок 12

Ожидаемая и реальная социальная практика, показывает, что подростки максимально ориентированы на успешную социальную самореализацию. Эта ориентация осуществляется в ходе продуктивного взаимодействия процессов ожидаемой и реальной практики ребят, профессиональной постоянной педагогической поддержки, определяющей сущность педагогического процесса как культурной, социально ориентированной деятельности.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2015 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ).

19 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд РДШ. Открывается новая страница в истории детского движения нашей страны.

В этом году детскому движению исполняется 108 лет.

Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков.

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи - «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств, голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе».

В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

    1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г. Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе.

Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

Только факты:

Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д.

15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда».

4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

Впервые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

50 – 60 гг. ХХ века – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

    60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

Новые исторические вызовы требуют новых ответов от современного государства. Формирующееся гражданское общество России предполагает наличие различных форм самоорганизации граждан. И, создавая Российское движение школьников, государство начинает новый период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества.

И эту новую историю мы пишем вместе!

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

В современных условиях в России количество детских и молодежных общественных объединений возросло в несколько десятков раз по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Эти объединения характеризуются многоликостью, разноплановостью, разномасштабностью; тем не менее, для каждого из них справедлива главная задача социального воспитания: научение и оказание помощи в самоопределении каждого подростка в ситуации выбора.

Историю детских общественных объединений в России можно рассматривать как организацию социального воспитания, понимая под ним процесс социального становления, осуществляемый в условиях воспитательных организаций.

Мысль о том, что коллектив – важнейшее средство социального воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины 19 века.

В начале 20 века появляются различные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения для детей рабочих (1906-1917),основателями которых были Шацкий С.Т., Венцель К.Н., Зеленко А.У. Первые клубы по месту жительства для детей рабочих существовали в 1906-1917 г.г., одним из основателей был Шацкий С.Т1910-1920гг. Самым многочисленным и получившим наибольшее распространение в России в начале прошлого века можно назвать скаутское движение. Первые отряды скаутов, идеологом которых был скульптор Жуков И.Н., появились в России в 1909 году, хотя Россия – не родина скаутинга. Жуков И.Н. подчеркивал, что с самого раннего возраста необходимо прививать детям социальные «альтруистические привычки». Он был убежден, что «в этом и заключается социальное воспитание». Главное в социальном воспитании он видел в «воспитании альтруистического характера» в процессе длительной заботы о людях и помощи им. Скаутинг – это стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному.

Взрослые, по мнению Жукова И.Н., «общающиеся со скаутами», должны занимать по отношению к детям позицию «на равных», т.е. вместе с детьми участвовать во всех делах и направлять деятельность детей таким образом, чтобы развить у них инициативу, находчивость, смелость и другие положительные качества.

После Октябрьской революции, в 20-х годах 20 века скаутинг, как детская организация, давшая толчок к возникновению и развитию пионерской организации, оказался на грани распада. Причины распада были объективные и субъективные. Во-первых, в насквозь пропитанном идеологией обществе, невозможно было оставаться нейтральными. Во-вторых, работа организации, практически в подполье, не давала возможности выхода общественной энергии ребят. Это, в свою очередь, затруднило приток новых сил в скаутские отряды. В-третьих, не было поддержки со стороны государства. В-четвертых, существенным для организации ударом стали откровенные преследования лидеров скаутинга со стороны пионерской организации.

В итоге, скаутская детская организация, временно действовавшая в подпольных условиях, перестала существовать вообще. Перерыв длился до 90-х годов.

20-ые гг. Заявившая о себе в первые годы советской власти, пионерская организация стала активно развиваться в 24-30-е годы. Первые пионерские отряды появились во дворах, при фабриках и заводах. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодавшим Поволжья, сбор металлолома, участие в программе ликвидации безграмотности.

За несколько десятков лет своего существования Всесоюзная Пионерская Организация им. В.И.Ленина сложилась как массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Вместе с тем за весь период своей деятельности наиболее яркими являются первые 10-15 лет, когда организация была самоуправляемой, проявляющей большую работоспособность. Постепенно из организации детей и подростков она превратилась в организацию для детей и подростков – средство в руках взрослых для воздействия на подрастающее поколение. Можно проследить следующие изменения в занимаемой педагогом позиции по отношению к детям в процессе развития пионерской организации. В только сформировавшейся пионерской организации, взрослый отводил себе роль организатора и инициатора всех детских дел, но не находился «над детьми», а был рядом с ними. Позже в 30-е годы такая позиция стала сменяться на авторитарную, в которой воспитатель становился диктатором, руководящим делами детей. Смена позиций объективно вытекала из сложившейся в то время социально-политической ситуации в стране.

30-ые гг. В отличие от первых детских объединений, созданная единая пионерская организация потеряла статус института самореализации, оставаясь лишь институтом социализации. Пионерские отряды прикрепляются к школам, класс становится отрядом, школа – дружиной. Вследствие привязанности к школьной системе, врастания и слияния со школьными структурами, пионерская организация стала деградировать, становиться более формализованной, что повлекло за собой резкий спад интереса детей к организации.

В дальнейшем, время от времени, внутри нее стали появляться неформальные течения, являющиеся подлинно самоуправляемыми и социально активными.

К числу таких течений можно отнести движение тимуровских отрядов, возникшее как институт самореализации детей и подростов в 30-е годы.

Это движение являло собой неосознанный протест против формализации пионерии. Оно принесло в детское движение игру, романтику тайны, общественно полезную деятельность, заботу о людях, стремление любить и защищать свою страну.

Нельзя не отметить опыт создания трудовой коммуны А.С.Макаренко, который продолжил традиции С.Т. Шацкого, с одной стороны, а с другой – и в этом его главная заслуга – создал коммуны из социально дезадаптированных детей.

Кроме этого, следует назвать коммунарское движение, возникшее в 50-60-х годах. Коммунарское движение - это создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация свободного творчества личности; это попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. В основе коммунарской методики лежала мысль о гуманистических отношениях между воспитателем и воспитанниками, деятельность коммуны носила характер коллективного творчества. В основе всех дел, их планировании и организации – забота об окружающей жизни.

Тимуровские, коммунарские движения и другие им подобные были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания. Подобные клубы и объединения не просто готовили детей к будущей жизни, а непосредственно включали их в окружающую жизнь, наполняли ее общественно полезной деятельностью, посильной для подростков. Названные выше объединения способствовали самоопределению детей и подростков, свободному проявлению их интересов и дарований, возможности отстаивать свою собственную позицию в ситуациях необходимости выбор дела, линии поведения, оценки поступка и т.п.

Воспитатели, педагоги-организаторы выше названных детских объединений занимали по отношению к ним позицию «не над детьми, не рядом, а вместе» (О.С.Газман), при которой детям предоставлялась свобода выбора действий, возможность проявления инициативы, творчества, самостоятельности.

Начиная с 90-х годов, идет перерождение и активизация всех детских, юношеских и молодежных организаций и объединений, во многом благодаря деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Во-первых, происходит возрождение пионерской организации, ее качественное изменение; во-вторых, оформляется скаутское движение в различных его формах; в-третьих, в качественно новом статусе возродились тимуровцы и коммунары. Они представлены такими организациями, как «Орден милосердия», ДИМСИ и др.; в-четвертых, наблюдается устойчивый рост числа досуговых, а также различного типа профильных объединений. В целом изменилась направленность организаций.

На современном этапе развития детских общественных объединений они представлены множеством форм, разнообразием содержания деятельности. Поддержанные нормативно - правовыми государственными законами «Об общественных объединениях» (1990г.), «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.), «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), а также региональными правовыми актами, детские общественные объединения возникают, оформляются, действуют, реализуя свои огромные воспитательные возможности, а именно:

Предоставляя возможность получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций. А также возможность формирования гражданской позиции в рамках разумно организованного досуга детей и микросоциума, в котором ребенок реально может проявить себя (не случайно во многих объединениях дети подражают взрослому обществу, играя в «президентов», «республики» и т.д.);

Формирование основ жизненного самоопределения, способностей к рефлексии, самостоятельному выбору, готовности брать ответственности на себя, поскольку данные формы социального воспитания детей, включили в себя важнейшее условие целостного развития личности (что достигается за счет сочетания средств обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования, социализации, самореализации).

Предоставляя в процессе работы объединения доступ к знаниям и опыту, более разнообразным и зачастую опережающим школьные. Предоставляя возможность получить опыт лидерства, руководства, сотрудничества, осознанного подчинения определенным нормам поведения. Является эффективным средством приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также средством эмоционально-нравственного развития в кругу единомышленников, людей увлеченных.

· Цель развития детского движения

· Актуальность исследования

· Проблема, поднятая в исследовании

· Цель исследования

· Задачи исследования

· Объект и предмет исследования

1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»

1.2. Сетлементы

1.3. Скауты

2. Пионерский период

2.1 20-30-е годы

2.2 Пионерия в период Великой Отечественной войны

2.3 Послевоенный период

3. Постпионерский период

3.1. Конец 80-х - начало 90-х годов

3.2. Конец 90-х – до настоящего времени

Введение

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной. Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве. Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны , это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра. Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ. Детское движение – одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения. В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята были предоставлены сами себе. Иногда детей и подростков 90-х г.г. называют «потерянным поколением» и только во второй половине 90-х годов стало возрождаться детское движение, уже в новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека - гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут наши дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным. Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России. Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.Объект исследования - процесс становления и развития детского движения в России.Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий, встречи со специалистами в области развития детского движения современного Тольятти;

2. Выделить основные этапы этого процесса и выяснить их специфические особенности;

3. Определить масштабы детского движения и входивших в него организаций в рассматриваемые периоды;

4. Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации личности, в развитии отечественной истории.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР

Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России.

Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.

Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

Допионерский;

Пионерский;

Постпионерский

Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:

I этап: 10-е годы XX века- возникновновение детского движения, как специфической социальной реальности;

2 этап: 20е – начало 30х годов XX века – становления детского движения в форме пионерсвта, как нвоого средства воспитания детей;

3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап: 90е годы XX века – 10е годы XXI века – саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества.

Автор другой периодизации - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого–руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственниккм и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».

Даем краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

Допионерский период.

Началом этого периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по-разноиу: в Ижевске – Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. Характеризиуется следующими признаками:

Выбор группы, как ребенком, так и взрослым;

Выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе с взрослыми;

Многочисленность состава групп, разнообразие мест их базирования;

Отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самх органов;

Добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность, сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается пионерская организация.

Организация пионеров рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма.

1. Первые внешкольные объединения

В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве.К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций. Вот некоторые из них:

1.1. Майские союзы

Мало кому сейчас известно имя Захария Топелиуса - детского финского писателя. В конце XIX - начале XX века он удачно конкурировал со своим знаменитым датским коллегой Гансом Христианом Андерсеном. В своих коротких рассказах Топелиус приучал детей прислушиваться «к двум великим голосам: голосу совести и голосу природы».

Впрочем, главное дело писателя - отнюдь не книги. А школьные Майские союзы, где дети соревновались в совершении добра к животным. Так, на Рождество по всей Финляндии дети устраивали “новогодний обед лошадям”. Морковка, свежий бисквит, сахар, черный и белый хлеб.

Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и собакам, сажать деревья.

«Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к птицам за их пение». Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или не мог выполнять обещание - выходил из союза.

В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его “совет министров” руководили союзом до следующего мая.
Мода на них быстро распространилась и до России.
Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома.
Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех близлежащих деревень. Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и убеждением, но никак не силой.

Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал “Родник”. Министерство внутренних дел утвердило Устав. Сам губернатор князь Васильчиков пожаловал в гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления:
«Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте.
Просят членов захватить с собой ложки» (“Родник”, 1899, №8, стр.183).

В том же 1899г. другой детский журнал «Задушевное слово» опубликовал письмо одиннадцатилетнего мальчика Цили Авербурха с предложением учредить Всероссийский детский “Майский союз”.

Немногим позже Майские союзы появились в Умани, Киеве, Томской и Новгородской губерниях, на Урале. В 1909 году, в небольшом местечке Южа, что близ Иваново, такой союз образовался на базе детского сада. До наший дней дошел его Устав - настоящая мини-хрестоматия гуманитарно-педагогических знаний, проповедующая добро, ласку, милосердие.

Постепенно к популяризации Майских союзов подключились и другие издания: газета “Новое время”, журналы “Народное образование”, “Лесопромышленный вестник”. Выпускались дешевые брошюры.

Томский профессор H.Ф. Кащенко рассказал о союзах в своей книжке “Надо подружиться с природой”, подчеркнув в заключение, что “дружба с живой природой должна сделаться лозунгом двадцатого столетия”

Дети не платили взносы. Финансировали союз взрослые жители деревни - врачи, военные, священники, вошедшие в специальный попечительный комитет.


Цели общества заключается в следующем:

· в охране полезных в сельском хозяйстве вольных птиц;

· в ограждении животных от жестокого с ними обращения;

· в распространении среди подрастающего поколения сведений о необходимости правильного и разумного ухода за домашними птицами и животными”

А еще с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Святые отцы вели духовные беседы: о милосердии к животным с точки зрения Евангельского учения. Такой комплексный подход к воспитанию детей - характерная черта многих Майских союзов.

Как правило, дети принимались в союз с 7 лет. Каждому выдавался значок “летящая ласточка” - эмблема Майских союзов, кто собственноручно строил полсотни скворечников, становился почетным членом.

Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).

Активно заниматься вопросами воспитания молодежи в мире начали в конце XIX столетия, когда появились первые детские и юношеские движения. В начале XX века они пришли и в Россию. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла коммунистическая идеология. После распада Советского Союза на десятилетие вопрос создания и поддержки молодежных организаций был пущен на самотек. Лишь в начале 2000-х годов государство вновь обратило на него внимание. В 2015 году в России был создан союз школьников – организация, которая займется воспитанием подрастающего поколения.

Дореволюционный период и первые годы советской власти

Начало массовому движению молодежи России положили не революционные союзы молодежи, не комсомол, а религиозные организации юношества. Христианское молодежное движение возникло в самом начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного христианского союза молодых людей, присланными в Россию в 1900 году. Вскоре Христианский союз молодых людей преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». В 1908-1909 годах только в Петербурге «Маяк» насчитывал 1615 членов, большинство из которых были в возрасте от 17 до 25 лет. «Маяки» просуществовали на территории России до 1923 года.

Ученические волнения 1905-1906 годов вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся средних учебных заведений и разрешить деятельность культурно-просветительных учреждений. В ноябре 1906 года в России было зарегистрировано московское общество «Сетлемент» (так за границей называли добровольные общества интеллигенции, которые вели культурническую работу среди городской бедноты, в том числе среди детей и подростков). Это был первый в России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория.

Станислав Шацкий, русский и советский педагог: «Серость жизни для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим острую жажду ярких, острых переживаний, в конечном счете, безразлично, в чем бы они не выражались»

Опыт работы московского «Сетлемента» и детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и заложили основу культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью. Это была, по сути, система клубов по интересам на основе самоуправления с организацией летней оздоровительной работы за городом. Дети были предоставлены сами себе, но им было предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты. Этим клубам прочили широкое распространение. Однако общество «Сетлемент» было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди детей».

Николай II, император: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату»

После поражения России в Русско-японской войне (в 1904-1905 годах) в стране шел поиск путей формирования гражданского общества, государство осознало необходимость дать молодежи патриотическое воспитание. В 1908 году появилась молодежная организация «Потешные войска» . Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки – Семеновский и Преображенский. Инициатива их создания принадлежала лично императору. 8 января 1908 года Николай II дал указание создать детские части. Организовано это движение было под эгидой Министерства просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи. Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, выполнять приемы с деревянными ружьями.




Существовавшая в России система воспитания была ориентирована на воспитание мальчиков по образцу военных кадетов: школьное помещение уподоблялось казарме, учителя воспринимались как командиры, дисциплина была армейской. Однако широкому распространению движения помешали начавшаяся Первая мировая война и революция. Поздним аналогом стали советские «Зарница» и «Орленок».

Константин Дружинин, генерал царской армии: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды - Государя Наследника Цесаревича Алексея, воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе»

Среди неполитических направлений своей организованностью и массовостью выделялось скаутское движение , пришедшее в Россию из Великобритании. Главной его целью являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом). Широко использовались яркие и многообразные игровые формы. Основателем и шефом мировой организации скаутов является английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл. Официальной датой появления скаутского движения считается 1908 год.

В скаутской организации был отчасти преодолен антагонизм между отцами и детьми. Скаутинг объединил подростков, молодежь и взрослых различных религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира. Была создана принципиально новая общественная молодежная организация, вобравшая в себя все лучшее, что накопило человечество к началу XX века. Суть скаутского движения выражалась в формировании самостоятельных характеров, развитии чувства солидарности, необходимости дисциплины в интересах коллектива. Как известно, скаутинг – это, прежде всего, конкретные живые люди – и дети, и взрослые, объединенные общей игрой. Скаутинг ставит перед собой задачу воспитания гражданина-общественника, у которого общее выше собственного «я», который мыслит себя как часть единого целого.

Царь Николай II распорядился, чтобы книга Баден Пауэлла Scouting for boys была переведена на русский язык, и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней. Первый русский вариант Scouting for boys был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик» в 1909 году. Книга вдохновила капитана первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олега Пантюхова основать в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый отряд русских скаутов из семи мальчиков. Таким образом, днем рождения скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 года. Первое звено отряда Пантюхова называлось «Бобер». Руководители старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь (походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая условно называется «Мальчик под деревом». Существует легенда, что прообразом этого мальчика был сын императора Николая II Алексей.

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. Движение быстро распространялось по России и активизировалось, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. Таким образом, расцвет скаутинга в России связан с Первой мировой. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 года.

Детские и молодежные движения в Советской России и СССР

Революция 1917 года и смена идеологии заметно сказались на молодежной политике. На смену детским и юношеским движениям, сформированным в начале XX века, начали приходить организации, главенствующая роль в которых отводилась коммунистической идеологии. Примерно до середины 1920-х годов старые и новые движения сосуществовали, однако постепенно организации красной молодежи вытеснили конкурирующие объединения.

Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) . В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году – во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября - 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало уже почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.

Владимир Ленин, лидер большевиков: «Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите»

В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках».

Под крылом ВЛКСМ было создано подшефное движение – пионерская организация. Ее появление произошло на фоне борьбы со скаутизмом было обусловлено осознанием того, что необходимо создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. При этом ряд скаутских элементов, пусть и в измененном виде, позаимствовали идеологи пионерии. Так появились ее символы: красный галстук (вместо зеленого), белая рубашка (вместо зеленой), а скаутский девиз «Будь готов!» трансформировался в пионерский лозунг «Всегда готов!» Окончательное формирование пионерской организации произошло 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ была принята резолюция о создании организации для детей от десяти до 15 лет.

«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК»

Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака» , а через два года, после смерти вождя революции, ей было присвоено имя Владимира Ленина. Главной целью движения было воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях. В 1920-1930 годы они боролись с неграмотностью, собирали деньги для строительства фабрик и самолетов, агитировали за создание колхозов.

В годы Великой отечественной войны многие пионеры вступили в ряды Красной армии и партизанских отрядов. До сих пор на слуху имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других. После войны пионерская организация стала терять самодеятельный характер, становясь формальным объединением всех советских детей. В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. За все время существования членами движения побывали более 200 миллионов человек.

Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей – движение октябрят , в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. Группы октябрят – звездочки, в которые входили по пять человек – создавались в первых классах школ и действовали до вступления пионеры. Каждый октябренок носил на груди значок - пятиконечную звезду с портретом Ленина в детстве. Из звездочек формировался отряд – это школьный класс. Деятельность октябрят проходила в основном в игровой форме под руководством учителей и вожатых из числа пионеров.

При этом для младшего поколения коммунистов ЦК ВЛКСМ утвердил набор правил, которые октябрятам предписывалось знать и соблюдать

«Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»

История всех трех движений закончилась в сентябре 1991 года. После запрета КПСС прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль комсомола исчерпанной. ВЛКСМ официально прекратил свое существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.

Детские и молодежные движения в современной России

Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года, когда официально объявило свою независимость от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ. К настоящему моменту в ее составе насчитывается более 70 территориальных организаций, в которых состоят свыше 150 тысяч членов. А число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов. РСМ – одно из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в стране.

Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы. В жизни российской молодежи появились такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Lа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют в экспертных советах парламента, органов власти.


Заметное место среди молодежных организаций в начале – середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе» . Лозунг организации – «Все Путем», (созвучный с фамилией Владимира Путина). В марте 2000 года молодежная организация «Идущие вместе» провела свою первую акцию на Тверской улице в Москве. А 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» громко заявили о себе, проведя в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек. Участники были одеты в синие и красные футболки с изображением Путина с лозунгом «Все Путем». 7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где было отделение «Идущих вместе». После этого члены организации провели еще несколько массовых акций, которые вызвали немалый резонанс в обществе.

15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» . Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю свою ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить – 2007», посвященную Великой Отечественной войне.

Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума – сплочение коллектива, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям. Многим нынешним политикам движение дало, как говорится, путевку в жизнь. Однако с течением времени молодежное движение стало маргинализироваться. Методы, которые применяли активисты движения во время акций и в борьбе с теми, кого считали врагами, граничили с преступными. Достаточно вспомнить нападения на оппонентов, травлю неугодных и другие истории из жизни «Наших». Кроме того, движение не раз обвиняли в использовании бюджетных средств в своих целях.

Однако вместе с почившим в бозе движением не перестал существовать, а даже, наоборот, получил новую жизнь форум «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня. Ежегодно сотни тысяч молодых людей собираются на профессиональных площадках от Калининграда до Камчатки для обсуждения наиболее актуальных вопросов по самому широкому кругу проблем. Центральным форумом является «Территория смыслов» на Клязьме , собирающий более шести тысяч участников для обсуждения политических, экономических и общественно значимых тем. Форум «Таврида» второй год подряд приглашает в Крым представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов (около 3,5 тысячи человек за лето). Также проводятся форумы масштабом поменьше. В Калининграде «Балтийский Артек» посещают около 600 участников, которые обсуждают вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества. А на другом конце страны – на Курилах – проходит форум «Итуруп», собирающий около 200 юношей и девушек. На каждом из четырех федеральных форумов работает «Конвейер проектов», в рамках которого участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов.

В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников» . Цель ее создания – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Отделения организации появятся во всех регионах страны. От государства учредителем движения является Росмолодежь. При движении будет создан Российский детско-юношеский центр, который станет обеспечивать взаимодействие движения с органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Сергей Шаргунов, писатель, публицист: «Мне кажется, то что это затеяли - это достойно. И я как раз сторонник в хорошем смысле деполитизации таких процессов. Причем я знаю, что изначально далеко не все были с таким подходом согласны. Молодежка привыкла, что деньги давали под сбор «массовки», а содержанием особенно не интересовались. А потом пришел Володин, и он про другое. Сам из вузовской среды и ему важнее, что у ребят в головах. И он понимает, что если все время привязываться к сиюминутным задачам, то в итоге молодежью просто пользуются»

Фактически Российское движение школьников – это первая с момента распада Советского Союза детско-юношеская организация, которая объединит сотни тысяч, а, может, и миллионы школьников. Идею создания организации поддержали в педагогической среде. Учитель русского языка и литературы лицея №1581 Оксана Ганабова отметила, что за два десятилетия в России выросло целое поколение, ориентированное исключительно на свои потребности. «Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания», –сказала она.

По мнению педагога, новое молодежное движение поможет вытащить нынешних школьников из виртуальной реальности, в которой многие из них практически живут, поможет им научиться выстраивать отношения в реальном мире. «У них есть внутренняя потребность в общении, но, к сожалению, мы не предоставляем такой возможности, – заявила Ганабова. – Они хотят каким-то образом взаимодействовать, но у них для этого нет ни площадок, ни каких-то других возможностей».

Оксана Ганабова, учитель: «Они очень мало думают о том, что мир вокруг них – это некая сложная система, некое сложное целое, которое требует от человека определенных усилий, чтобы в него вписаться и как-то его двигать и развивать»

Новая организация, которая заработает в полной мере с 2016 года, согласно замыслу, не будет копией ни одной из существовавших или существующих движений, в том числе пионерии. Ее главная задача – не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.