В условиях роста социального разнообразия в стране, в связи с активными миграционны-ми процессами перед системой образования остро встают проблемы обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур, развитие культуры толерантности. Достижение социального согласия в условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества является обязательным условием укрепления стабильности, безопасности государства. В настоящее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Формирование гражданской идентичности личности - одна из важнейших задач социализации в подростковом возрасте. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны. Ученые по-разному объясняют сущность понятия гражданская идентичность. Ими рассматриваются различные аспекты изучения гражданской идентичности: одни (Т.В. Водолажская) считают, что гражданская идентичность входит в состав различных категорий и трактуется как реализация основных потребностей человека в принадлежности к какой-либо группе; другие (И.В. Конода) выделяют в ней политико-правовую компетентность личности, ее активную политическую и гражданскую позицию, чувство принадлежности к обществу, некоторые (А.М. Кондаков) осмысливают гражданскую идентичность как принадлежность человека к определенной, имеющей для него важное значение общности людей той или иной страны. Современное образование одной из своих задач ставит формирование умения школьника соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет человеку осознавать себя полноправным гражданином своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности. Таким образом, под гражданской идентичностью следует понимать осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентированы на формирование у школьников основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; это обусловило необходимость разработки новых подходов к осуществлению гражданского образования.

В настоящей статье проанализировано одно из направлений формирования гражданской идентичности. Примеры из опыта, которые приведены в статье, естественно, лишь один из всех возможных вариантов работы. Целью было осмыслить то, что привилось и дает хорошие результаты.

Образование учит «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим культурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и ее приверженцами. Однако даже самые опытные педагоги, целенаправленно формирующие у школьников верное представление о гражданской общности, об идентичности, о великодушии, толерантности, умение вести себя в этом обществе и сотрудничать с другими людьми, не всегда в совершенстве владеют нужными методами. Внимание к высокому воспитательному потенциалу русского языка, развивающего как эстетические чувства, так и нравственные, гражданские идеалы, требует от учителя поиска путей гражданского образования подрастающего поколения в процессе изучения русского языка.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово-слово учителя, писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала, обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью как над определенным языковым явлением, так и над смыслом, который несет предложенный текст. Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика. Общаясь со школьниками, учитель всегда чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного, гражданского роста надо работать. Многие талантливые книги не только помогают сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивают главное-возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет радостью общения, стремлением духовно расти.

Сегодня в школе в изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект соизучения языка и культуры. Он предполагает формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия. Особенностью работы учителя русского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к русскому языку как ценности. Воспитание у школь-ников ценностного отношения к рус-скому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

Воспитание любви к русскому языку невозможно без целенаправленной и систематической работы над обогащением словаря учащихся терминологическими понятиями: русский язык — эстетический феномен и эстетическое наследие русского народа, эстетическая функция языка, эстетика языка и речи, языковая и речевая гармония, это позволит расширить знания учащихся о совокупности характеристик русского языка и формировать нравственные и гражданские идеалы. Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний русских писателей, поэтов и ученых об эстетических качествах русского языка, о родной земле, об истории страны, научно-лингвистических и публицистических текстов. Еще в XIX в. чтение и анализ образцовых текстов отечественные методисты считали как единственно верный путь постижения уникальной природы родного слова. Так, В. П. Острогорский писал, что «сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...».

К данным высказываниям можно предложить комплекс заданий, орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять мировоззренческого восприятия текста. Выскажите собственное отношение к приведенным высказываниям. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме. Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинения-эссе, сочинения в поэтической форме и т.п. Чтобы формирование у школьников гражданской позиции было успешным, можно сочетать такие формы работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся, а именно: анализ содержания текстов мировоззренческого характера и создание учащимися на их основе собственных высказываний. Наиболее эффективные методы и приемы: лекция-беседа, лекция - сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. В условиях специально организованного обучения учитель может не только работать над пониманием школьниками текста, но и восстанавливать с ними историческую картину мира нашего народа, учить понимать особенности мировоззрения нашего народа через языковые средства родного языка. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому наиболее эффективны следующие образовательные технологии: проектная, КТД, технология проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем самоопределении), технология развития критического мышления. Важным является использование на уроках различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют гражданственность и патриотизм.

Учащиеся, размышляя над образцовым текстом, формируют умение выражать свое отношение к проблемам языка и эстетики, чистоты языка, в стремлении к языковому эстетическому идеалу реализуется как нравственный, так и очень важный для развития личности интеллектуальный аспект уроков русского языка. Настроить на размышления может содержание текстов или строки из них, высказывания, которые становятся темой сочинений-рассуждений. Важным механизмом в данном случае является гражданственность и патриотизм как чувства приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью.

Любовь к своей Родине, гражданственность проявляются и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм, что важно для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, которые помещены во всех разделах учебника русского языка. Следует учитывать, что формирование гражданственности будет успешным, если на уроке созданы ситуации, эмоциональный и интеллектуальный фон, при которых ученик почувствует потребность сказать то, что он чувствует, как он понимает текст, красоту родной речи. Таким образом, обращение на уроках русского языка к текстам, которые, с одной стороны, становятся стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны - должны предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания, дает возможность сделать его не только обучающим, но и воспитывающим.

Следовательно, модель гражданского образования школьников в процессе изучения русского языка является целостной системой педагогических воздействий, предполагающей создание условий для успешного гражданского образования учащихся. Различные формы учебной деятельности школьников позволяют организовать освоение, усвоение и присвоение гражданских понятий и ценностей общества, культуры гражданского поведения. Очевидно, что в данной статье был рассмотрен один из подходов к решению задачи формирования у школьников гражданской идентичности, что поиск перспективных направлений использования воспитывающего потенциала русского языка и привлечение вариативных форм и видов учебной деятельности учащихся будет продолжен.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.
4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
5. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994
6. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.
7. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования
8. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
9. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.

18 августа 2017 года в театре эстрады «Янтарь-холл» Светлогорска состоялась Межрегиональная августовская педагогическая конференция «Русский язык как основа гражданской идентичности». Мероприятие организовано: Министерством образования правительства Калининградской области и БФУ им.И.Канта.
Участники: руководители образовательных учреждений региона, организаций культуры, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций.

Гостей и участников конференции приветствовала Ольга Юрьевна Голодец , заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

«Мне очень приятно, что подготовку к учебному году мы начинаем здесь, в уютном Светлогорске. Вы - педагоги Калининградской области - задаете высокую планку всей России. В этом году в школы России пойдут 7 млн. 443 тыс. учащихся. В первые классы придет на 40% больше детей, чем в прошлом году. В Калининградской области число учащихся тоже прирастает. Образовательная инфраструктура в регионе развивается очень успешно. Ваш молодой врио губернатора очень четко и твердо ставит задачи перед федеральным центром. И мы готовы помогать тем, кто развивается! Я с удовлетворением отмечаю, что те задачи, которые казались сложными и невероятными, в КО уже решены: очередь детей в детсады практически ликвидирована; введены новые ФГОСы. В федеральном рейтинге топ-500 присутствует 5 калининградских школ. Мне приятно отметить, что семь школьников из Калининграда и области представляли Россию на международных соревнованиях по разным школьным предметам. Это свидетельствует о высоком уровне школьного образования в регионе. Мне хочется пожелать вам успехов в новом учебном году!»

После слов приветствия Ольга Голодец объявила Благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность объявлена временно исполняющей обязанности министра образования Калининградской области Светлане Сергеевне Трусеневой.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области Антон Андреевич Алиханов приветствовал педагогическую общественность региона и вручил медали «За заслуги перед Калининградской областью» выдающимся педагогам региона.


Антон Алиханов :

«Дорогие друзья, Ольга Юрьевна, я помню наше перовое знакомство, вы поставили жёсткие задачи. И вот сегодня мы вас повезем в школу, которую построили совместными усилиями. Спасибо вам большое за поддержку, мы достигли определенных успехов, они стали заметны уже на российском уровне. Мы не будем останавливаться, будем продолжать. Сегодня мы занимаемся образованием комплексно - хотим выстраивать систему от детского сада до вуза и даже дальше. Вот только, что мы обсуждали, какой проект мы реализуем в рамках «Кванториума», когда школьники 9 – 11 классов уже практически находят себе работу и понимают, как им двигаться дальше по профессиональному пути. Мне хочется пожелать сегодня всем присутствующим, никогда не останавливались на достигнутом. Спасибо большое вам за работу и самого доброго вам!»


Торжественную церемонию награждения участников областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» провели Светлана Трусенёва, временно исполняющая обязанности министра образования Калининградской области, и Андрей Павлович Клемешев, ректор БФУ им.И. Канта.
В конкурсе 2017 года принимали участие 28 учителей из всех 22 муниципальных образований области.

Лауреатами конкурса «Учитель года» стали:

Вериногов Алексей Федорович, средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель истории и обществознания

Напреенко Максим Геннадьевич Гимназия «Вектор» города Зеленоградска, учитель биологии

Сидоренко Александр Александрович средняя общеобразовательная школа города Ладушкина, учитель истории и обществознания

Кучер Виктория Владимировна гимназия города Гурьевска, учитель иностранного языка

Микаилова Юлия Сергеевна средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель биологии

Киселёв Андрей Александрович учитель физической культуры средней общеобразовательной школы города Зеленоградска

Победителя областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2017» награждали: Ольга Голодец и Антон Алиханов. Им стал Алексей Михайлов - учитель немецкого языка лицея «Ганзейская ладья».

Алексей Михайлов – выпускник БФУ им. И. Канта, он с отличием закончил университет по специальности «теория и методика преподавания иностранных языков и культур, немецкий язык и литература» в 2006 году. Поздравляем с высоким званием «Учитель года»! Партнёр.

1

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности учащихся при изучении курса «География России». География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Выявлено, что основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII–IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма. Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий.

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загладина Х.Т., Терехова Е.С., Глебкин В.В., Левит М.В. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. – 247 с.

3. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6. - С. 140–142.

4. Иванова Н.Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 87.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 93–99.

6. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010. - Сер.12. Вып. 4. - С. 289–294.

Проблема формирования гражданской идентичности школьников - одна из важнейших составляющих системы жизненного и гражданского самоопределения личности. В условиях кризисного состояния общества средства массовой информации и Интернет в большом масштабе оказывают воздействие на сознание современной молодежи. В рамках информационного пространства отчетливо просматриваются тенденции, направленные на формирование гражданской идентичности через представления о национальной культуре, истории и географии, ощущения причастности каждого молодого человека к социуму. В условиях неблагоприятного воздействия социальной среды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, межнациональная толерантность и др. Социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр), касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствуют о негативном отношении к понятиям «толерантность», «ответственность перед обществом», «гражданский долг», об отрицании гражданских ценностей и патриотических идеалов. Решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в контексте общего образования обеспечивает достижение таких личностных и социальных качеств, как осознание школьником себя гражданином Российской Федерации, укрепление российской государственности, рост конкурентоспособности российского общества, снижение риска распада Российской Федерации на отдельные территории по этническим, конфессиональным или региональным параметрам.

В нормативных документах по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показано, что приоритетными задачами современной школы являются: развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей культуры, определяющих гражданское самосознание, т. е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, где феномен сознания является признаком гражданской общности» .

Исследователями определена структура гражданской идентичности. Она включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), поведенческий (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость). Результатом сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности является знание о принадлежности к гражданской общности, представление об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальных, культурных, политических и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входят образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшим составляющим эмоционального компонента является чувство гордости за «свою страну», которое представляет собой индикатор, определяющий отношение учащихся к гражданской принадлежности как к ценности. Предложенная учеными структура гражданской идентичности определяет следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности. В рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей .

География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Уникальность географии, ее роль в формировании личности школьников достаточно полно отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так, в стандарте отмечается, что важнейшими личностными результатами являются ценностные ориентации выпускников школы, гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к родному краю, к своей области, к стране, уважение к культурно-историческому наследию, национальным традициям и жизни других народов, патриотизм.

Основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII-IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма, любви к Родине и ответственности за ее прошлое, настоящее и будущее. Уникальность курса заключается в том, что он сочетает естественные и общественные ветви знаний, позволяя знакомить школьников с особенностями природы, административно-территориальным делением, государственными границами, размещением населения и хозяйством своей страны.

Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Изучение данного курса способствует формированию географического образа родной страны, особенностей ее природы, знания о народах, проживающих на территории России; культурных особенностях общественного производства, новых тенденциях в развитии производства в каждом из федеральных округов, взаимосвязи всех территориальных единиц России; обеспечивает формирование эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Изучение географии своей местности, района проживания опирается на использование регионального компонента школьного географического образования. Это позволяет учитывать наряду с региональными особенностями и особенности национальных культур. Пограничный характер российской культуры влияет на поликонфессиональность и полиэтничность, готовность к диалогу культур.

Особенностями содержания курса «География России» являются: ориентация курса на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, при которой ученик является субъектом познания; развитие личностной ориентации по географическим проблемам России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем; толерантное отношение к людям разных национальностей; создание целостного образа многоликой страны; включение учащихся в различные виды деятельности.

Современное школьное географическое образование должно в полной мере использовать все современные ресурсы и технологии формирования личности подростка. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий. Анализ современной научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности являются коммуникативные (технология «Дебаты», беседа, диспут) и деятельностные (проектная деятельность социальной направленности технология коллективно-творческих дел) технологии обучения.

Наиболее востребованной на сегодняшний день в плане формирования гражданской идентичности является технология проектной деятельности. Проекты «Я - гражданин России!», «Я родился в России», «Национальные символы России», «Отечество мое Нижегородское», «Место, где мне хорошо», «Горжусь тобой, мое село», «О чем рассказала улица», «История моей семьи в истории России» и иные оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу подростка. Данная технология позволяет на основе личностно-деятельностного принципа обучения принять проблемы современного российского общества и осознать школьникам себя частью России, а значит, сформировать гражданскую идентичность.

Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, автором которой является И.П. Иванов, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс «География России» - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию. Для реализации КТД (коллективных творческих дел), которые носят патриотический характер, необходима конструктивная и позитивная деятельность, опирающаяся на коллективное авторство (не «нам организовали и провели», а «мы организовали и провели»).

Рассмотренные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности при изучении школьного курса «География России». Они позволяют воздействовать на когнитивную и эмоционально-деятельностную сферу личности подростка.

Таким образом, гражданская идентичность - это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс, и значительная роль в нем принадлежит школьному курсу «География России».


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»