Стрелкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Комсомольск-на -Амуре
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")
Дата публикации: 27.02.2016
Раздел: полное образование

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро") Цель мероприятия
:
привитие интереса к произведениям современной литературы на основе идейного анализа произведения Е.Габовой « Не пускайте рыжую на озеро», раскрытие егозначения. Задачи:  Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»  Развивающийся аспект – используя технологию РКМЧП развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, обращенной к подросткам, осмысление поступков подростков, осознать, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим. Оборудование:компьютер, проектор, рекомендательные списки литературы, раздаточный материал. Ход мероприятия. 1. Оргмомент. (Работаем в группах) 2. Слово учителя. Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Произведения современных писателей приглашают нас, читателей, в свой дом - в книгу, в мир юношества. Этот мир всегда интересен нам, он чистый, своеобразный, но и жестокий, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Слово педагогу- библиотекарю нашей школы. Накануне мы провели среди вас анонимное анкетирование. Результат. Слайд 1 обзора. На основании ответов представляю вашему вниманию обзор современной литературы для подростков. Эти книги не только ответят на ваши вопросы, помогут разобраться в каких- то жизненных ситуациях, но и скрасят досуг. (Итоги анонимного опроса и обзор современной литературы для подростков. Рассказ о Габовой Елене).
Презентация обзор литературы. «Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!» Владимир Башунов Раздумья над рассказом Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» Учитель.Сегодня, перелистывая страницы рассказа, попытаемся услышать его нравственное звучание. Автор обращается к современной молодежи, к их нравственным и духовным ценностям, ведь душа современного подростка, прежде всего, ждет от мира теплоты, любви и понимания. . Учитель. Рассказ «Не пускайте на озеро» прочитан, какие проблемы поднимает автор. Подростковая жестокость Проблема одиночества Бездушие и безразличие взрослых к судьбе детей. Слайд 3. Учитель.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока «Человеком надо быть всегда» Чтение наизусть стихотворения (ученицей) Родиться рыжим – значит не таким, как все. Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен. Ты неприличен и смешон, Резвясь в росе. Весь мокрый, вопреки Послушным, умным детям. Родиться рыжим – Значит не таким вообще. Пусть ты блондин, Иль даже волосами черен. Ты просто «рыжий» Изначально там, в душе. И пусть порой смешён, но серым непокорен. Стефания Данилова Работа со стихотворением (Текст в материалах к уроку)
.Учитель
.
О каких значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице («Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен») «Рыжий» - не такой, как все. («рыжий» изначально там, в душе Учитель Вывод: «Наша героиня не такая, как все». Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание). Учитель. Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы описать внешность девушки с какой целью?(у каждой группы свое задание) (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора). Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством») Сравнения «Волосы, словно медная проволока»,» Глаза зеленые, блестящие, как лягушата», «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая» и другие.. Вывод
:
в данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто новое в героях. Учитель. Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что будет там одна? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её) . А как она пела? Обратитесь к тексту
(Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) Отношение рассказчика.

У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки, а поступает, как все. («Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом»…). Сделайте вывод об отношении окружающих к героине. Одноклассников раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все её обижают. Чтение по ролям и анализ эпизода «На палубе теплохода». Оцените чтение, удалось ли ребятам передать эмоциональное значение эпизода? . Что нового узнали о героине и ее одноклассниках, об отношениях друг к другу. Работа с текстом. Героиня Сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое место Встревоженное выражение лица. Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу, еле успела на берег. Одноклассники До свидания, Рыжая, ты рыбу распугиваешь (Женька). Прощай, подруга, больше не увидимся (девчонки). Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил. Все о Рыжухе забыли. Класс был оживлен. Как Светка относилась к одноклассникам?«На девчонок не обижалась, привыкла, наверное. Ей было хорошо одной на природе, не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по палаткам расходились…»
Учитель. Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвны, не все были на стороне Женьки). Учитель. Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»). Учитель. Согласны ли с рассказчиком, что класс Светы дружный? Ученица. Да. Класс дружный (доказывает текстом) Дискуссия. Дружба- это… (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: « не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала») Учитель. Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал). Учитель. Прошло 5 лет, рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре, почему? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.) Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь») Ученик наизусть читает стихотворение Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой Эфир бездонный С ярко Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный, Отраженный красотою. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый!

Библиотекарь: А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») . Наша героиня не такая, как все, вспомните ранее прочитанные произведения, в которых героине такие… (Проблемы) Вы выделили основные проблемы в рассказе Елены Габовой, предложите свои решения, какую помощь можно оказать, дайте совет Мозговой штурм. Самостоятельная работа (в парах, в группах) 1. Подростковая жестокость Решения – смотреть добрые передачи – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса 2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику; 3. Бездушие и безразличие взрослых в судьбе детей – таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой), – больше читать произведений о доброте, об истинной красоте человека. . Учитель:

Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее

повсюду, обидное- «Ры-ы-жая
»
Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре Обратитесь к теме занятия: «Человеком надо быть всегда»
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы это запомнили. Рефлексия. Учитель. Сегодня мы говорили о жестокости, о бессердечном отношении к героине, я хочу подарить вам это сердце-символ любви, отзывчивости,милосердия! А каким будет наше сердце, зависит от вас. Наклейте маленькие сердечки соотвественного цвета, что вызвал у вас урок, какие чувства вы испытали. «Х орошая книга это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро « Ф. Абрамов Мы продолжим разговор о нравственных проблемах, поднимаемых в современной литературе, которые волнуют читателя, задевая его душу и сердце. Обратите внимание на следующие книги. Список рекомендованных книг у вас на столах. Хотелось бы закончить нашу встречу одним стихотворением, в нём обращение к вам. Чтение наизусть стихотворения. Лидия Невская Новая книга раскрыла страницы, Будто взмахнувшая крыльями птица. Но современные компы и флешки Шлют в её адрес сплошные насмешки. Только она до сих пор не сдаётся, В муках рождается и издаётся. Пахнет всегда типографскою краской. Смотрит на нас с человеческой лаской. Книгу на полке возьмите, прочтите, Тонкие нити любви протяните. В книгах душа остаётся навеки. Души сливаются в чистые реки. Новая книга раскрыла страницы. Скажем ей: Здравствуй, крылатая птица! Спасибо все за работу. Музыка.

Не пускайте Рыжую на озеро (1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. (11)- Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой почеловечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то. (17)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход. (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (19)- Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку! (21)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (24)- В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)- Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)- Моя, - ответила Светка. (31)- Алле хоп! - воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)- Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)- До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (40)Девчонки кричат противными голосами: (41) – Прощай, подруга! (42) – Больше не увидимся! (43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил… (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. 54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу. (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились! (60)- Что ты говоришь? ! – всполошилась знакомая. - (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда! (63)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я. (64)- Светлана Сергеева. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. (66)После спектакля Наташа предложила: (67)- Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (69)- Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла» . (73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74) - С Сергеевой в одном классе учился! (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой)

Заглавие как смысловая доминанта текста часто отражает понятия, особенно значимые для автора. Именно поэтому они выделены в самую сильную позицию текста. («Ключевое слово» , «сильная позиция текста» , «однофразовый текст») В концентрированной форме выражает основную тему текста. Определяет важнейшую сюжетную линию текста. Указывает на главный конфликт текста. Называет проблему, решение которой предлагается в тексте и т. д.

Не пускайте Рыжую на озеро В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме повелительного наклонения. Глагол в повелительном наклонении выражает побуждение к действию. Заглавие – средство воздействия на читателя. Заглавие моделирует ситуацию диалога с читателем (или персонажем). Эта функция особенно ярко проявляется в заглавиях, выраженных формами императива. Заглавия, представленные побудительными предложениями, могут непосредственно устанавливать контакт с читателем и актуализируют его восприятие. При помощи заглавия произведения автор как будто вступает в разговор с читателями, создает у них эффект ожидания, которое в дальнейшем может и не оправдаться.

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. обращенное либо к собеседнику, либо к третьему лицу. Побудительные предложения могут выражать приказ, просьбу, совет, предложение, протест, предостережение, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию, желание.

Не пускайте Рыжую на озеро Заглавие выделяет образ героини рассказа, внутреннее содержание текста, главный конфликт рассказа, основную тему авторского высказывания и др. Это заглавие – иллюстрация жестокого, бескомпромиссного отношения одноклассников к Светке; команда, приказ к действию, травле; итог неприязненного отношения к героине рассказа; фраза-символ (детская жестокость), ключ к совести рассказчика; горькая самоирония, усмешка рассказчика над собой, отношением одноклассников к Свете (озеро – Мариинский театр, Рыжая - восходящая звезда).

Работаем с текстом Какие черты Светы - внешние или внутренние - передаются рассказчиком в прозвище «Рыжая» ? Проанализируйте речь персонажей рассказа. Кого и как она характеризует? Найдите ключевые слова, которые определяют поведение и эмоциональное состояние одноклассников Рыжей, рассказчика, самой Светы Сергеевой. Как помогают они понять авторскую позицию?

Составьте психологические портреты персонажей рассказа Маринка Быкова Женька Одноклассники - Дура рыжая, - - Рыжуха, сделай доброе дело, а? Не езди с нами на кривила губы Маринка Быкова. - прогулку! И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома. Наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали…, дотрагиваться до неё не хотели… презирали … за единственные потёртые джинсы. Ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала. - В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. - Алле хоп! - воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: -Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка!. . – Прощай, подруга! – Больше не увидимся! Девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. Женька Светке рукой машет и орёт: - До свиданья, Рыжая! Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли.

Рыжая Красавица грубые волосы цвета медной проволоки золотоволосая в веснушках белейшая кожа едва концы с концами сводили; единственные потёртые джинсы роскошная, благородная осанка голос ужасно пронзительный высокий, удивительно знакомый голос Светку Сергееву мы не любили… Ты понимаешь, КТО это? Это же наша восходящая звезда! Я думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий. Композиционный приём?

Работаем с текстом На какие композиционные части делится текст? Как его содержание согласуется с таким построением? Какова роль второй части в создании образной системы рассказа? Как композиция помогает понять авторский замысел?

Исследуем текст. Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Кульминация должна выполнять ряд функций: разрешать сюжет, идею текста, выводить героя на самое сложное испытание в его жизни, создавать самое сильное В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей.

Кульминации сюжетных линий История взаимоотношений класс – Рыжая (психологический конфликт) История прозрения героя (внутренний нравственный конфликт) Кульминация (предложения 29 – 43: Рыжуху изгоняют с теплохода) Кульминация (предложения 55 – 64: случайная встреча с восходящей звездой оперы) «Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли» . «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий» .

Задание 15. 2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15. 2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Истолковываем смысл фразы Каково эмоциональное состояние рассказчика (героя) в финале текста? Какие чувства, на ваш взгляд, он испытывает? В чём причина этих чувств, эмоций? Как эти чувства характеризуют рассказчика (героя)? и т. п. Высказывание. . . отражает …. отношение рассказчика (героя) к событиям, о которых рассказывается в тексте. Финал текста передаёт чувства рассказчика (героя), которые он испытал, …. . В предложенном фрагменте текста переданы чувства рассказчика (героя)…, вызванные (указать, чем они вызваны)… Последние предложения текста рассказывают об эмоциях и чувствах рассказчика (героя) …, вызванных… В финале говорится о душевных переживаниях героя, испытанных им во время…. и т. п.

Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий» . - Назовите лексическое явление, использованное автором в этих предложениях. (Контекстные антонимы) - В каком словаре можно уточнить лексическое значение выделенных слов? (В толковом словаре)

Словарь Ожегова РЫ ЖИЙ 1. Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.). 4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. Вариант 4: рыжий – дурак, глупый ЗОЛОТОЙ 1. см. золото. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестящежелтый (золотые кудри, золотая осень). 4. (Перен) счастливый, благоприятный (золотая пора; век (время расцвета искусств и наук). 5. перен. прекрасный, замечательный. 6. перен. дорогой, любимый. Вариант 5: прекрасный, замечательный

- Какова роль контекстных антонимов в данном случае? a) уточняют мысль, делают ее ярче, образнее; б) дают более полную характеристику какого-либо явления; в) выражают предельное различие между предметами, явлениями, качествами; г) выражают авторскую оценку обозначаемого и др.

- Почему рассказчик «…Я думал о том, делает такой что не Светка дура вывод? (глупая). Светка (Запоздало оказалась осознает свою вину, замечательной. А вину дураки (глупые) мы. одноклассников; Весь класс – дураки сожалеет, что никто (глупые)» . из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

- Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке. (не любили) - Какая грамматическая конструкция передаёт их отношение к девочке? (сложное предложение 1 с однородными придаточными) - Какова роль этого грамматического явления? (однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе) - Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке?

- Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к Свете Сергеевой «Наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели… (Роль фразеологизмов как лексического явления?) «Дура рыжая» (Роль инверсии как грамматического явления?) «Не езди с нами на прогулку!» (Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?) «Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…» (Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?) Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство… (Роль неполного предложения?)

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора. - Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки? («пела» – «выла» ; контекстные синонимы)

Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. выть 1. Издавать вой (о волках, собаках и других животных). 2. перен. Издавать громкие, протяжные, заунывные звуки, подобные вою животных. 3. перен. Производить шум, похожий на вой (о явлениях природы). С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка петь 1. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальное произведение. П. песню. П. в опере. П. тенором. 2. Исполнять оперную партию. П. Онегина. 3. О певчих и нек-рых других птицах: издавать заливистые щелкающие звуки, свист. Соловей поет.

Какие А голос Рыжухи всё раздавался, и было в грамматические нём что-то средства помогают родственное с понять, что пение начинающей расти девочки уникально? травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (Роль союза в ССП? Однородных членов? и т. п.)

Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце восторга или стыда. В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (Роль фразеологизмов? Слов с переносным значением? Несогласованных определений? Придаточного времени?) не любили презирали оскорбляли унижали отвергали

Развиваем умение рассуждать с опорой на текст (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (63)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз (почему?). (71)По дороге довольно вяло (почему?) я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил (почему?), что она «выла» . (Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях? Какие лексические и синтаксические средства помогают понять душевное состояние рассказчика? Какое из этих средств, на ваш взгляд, наиболее выразительно? Докажите свою мысль. Выстройте аргументированные рассуждения, отвечая на вопросы «почему? »

Вариант сочинения – рассуждения (15. 2) Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о жестоком отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий» . Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой» , повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл. 55); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7 -11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» , рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили, унижали и обижали (предл. 4, 11, 37 -42), смеялись над ее пением. Бездушные одноклассники просто не видели глубины её таланта. Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого.

Задание 15. 3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15. 3) С 3 К 1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение слова и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его 1 Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

Даём определение слова Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Работаем со словарями ЖЕСТО КИЙ Немилосердный, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный; не знающий жалости, сожаления, сочувствия. ЖЕСТО КОСТЬ, -и, ж. Свойство по прил. Жестокий (Толковые словари Даля и Ожегова) Словарь синонимов: безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность. Словарь антонимов: доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность.

Основные способы толкования значения слов Синонимический способ определения. Значение слова раскрывается близким по значению словомсинонимом: Жестокость – это безжалостность, жестокосердие, бесчеловечность. Отрицательные определения. Указание таких свойств, понятий, предметов и т. д. , которые у них отсутствуют. Жестокость – это свойство человека, не знающего жалости, доброты, сочувствия. Если синонимический ряд не даёт достаточного знания, он может объединяться с описанием в описательно- синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении: Жестокость - бессердечие, негативная черта характера, когда человек, причиняющий боль другому, не испытывает к нему чувства жалости и сострадания. Комбинированный способ – совокупность способов, позволяющая полнее раскрыть оттенки значения слова. Жестокость – бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям или другим живым существам, характеризующееся сознательным причинением физических или моральных страданий.

Вопросы – подсказки к комментарию Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т. п.)? Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение? Чем существенным я могу дополнить это определение? Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

С 3 К 2 Наличие примероваргументов Экзаменуемый привёл 2 примерааргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примерааргумента из прочитанного текста 3 Экзаменуемый привёл один примераргумент из прочитанного текста Экзаменуемый привёл пример(ы)аргумент(ы) из жизненного опыта. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 2 1 0

Варианты аргументации Вариант 1 Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта Вариант 2 Два примера из прочитанного текста

Жизненный опыт - это …то, что человек испытал, узнал, попробовал в свой жизни, те знания и умения, которые он накопил в жизни. (Толковый словарь Дмитриева) …связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее. (Газета «Русский язык» № 8/2001, Красных В. И. «Жизненный или житейский?) Жизненный опыт - сформировавшаяся в процессе жизни совокупность знаний, умений и привычек, - то, что делает человека подготовленным к решению жизненных задач.

Аргумент из жизненного опыта Жизненный опыт бывает: опытом многих поколений (традиционно-историческим) - это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции; опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ; опытом близких, родных, знакомых людей; собственным жизненным опытом.

С 3 К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 1 0

С 3 К 4 Композиционная стройность 2 работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста 1 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 3 К 1 - С 3 К 4 9

Формулируем тезис Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями. Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность. Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания. Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу. Жестокость - это когда кому-то незаслуженно делают очень больно. Жестокость - это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным. Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному. Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в

Распознаём жестокость Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Бездушие, бессердечие Светка с матерью и двумя сестрёнками…едва концы с концами сводили. Но наши девчонки …презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Отсутствие собственного мнения, нежелание выглядеть «белой вороной» Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… Отсутствие желания признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет.

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Желание самоутвердиться за счет более слабого. Девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. Ложное осознание собственного превосходства - В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. Неумение и нежелание понять чувства и переживания другого человека Женька подошёл к Рыжухе и сказал: - Рыжуха, сделай доброе дело, а? Не езди с нами на прогулку! Ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт толпы, объединённый неприятием тех, кто хоть чем-то от нее отличается.

Тезис Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Комментарий Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить. Аргумент 1 Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким. Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем» . (из текста) Аргумент 2 (житейский опыт) Вывод Меня также поразила жестокость, с которой дети в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания окружающие оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость. Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Тезис Жестокость – это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Комментарий Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему. Аргумент 1 Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели» , презирали за «единственные потёртые джинсы» . Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая, чьи «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала» . (из текста) (житейский опыт) Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами… Вывод Поэтому справедливо таких называют нелюдями: люди ведут себя по-другому. Аргумент 2

Один в поле не воин? (3)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. 14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (40)Девчонки кричат противными голосами… 15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16) Может, она и не знала, что мешает кому-то. 43)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (44)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. 48)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (49)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (50)А мне это «что-то» мешало радоваться… 64)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. (75)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (76)Светка оказалась золотой. (77)А рыжие мы. (78)Весь класс рыжий. Что, на ваш взгляд, объединяет данные предложения (фрагменты текста)? - Отношение рассказчика к Рыжей и к ситуациям, связанным с нею. Что помогают понять данные предложения? - Рассказчик уже тогда осознавал несправедливое отношение одноклассников к Свете и внутренне осуждал их, чувствовал, что пение её необычно, испытывал угрызения совести за своё малодушие. «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества» . - Такого рода малодушие как форма поведения сводится к нерешительности, трусости. В рассказе есть не только Рыжая и обидчики, есть еще рассказчик - соучастник – тот, кто бездействует. Малодушие – МАЛО ДУШИ, мало

Работаем с текстом 7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. 14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… 21)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились… Что помогло Свете выстоять, не озлобиться?

В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: - Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: - Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? - Своему прежнему хозяину, - ответил один из учеников. - То же самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Проблемы и аргументы на ЕГЭ (на материале литературы 20 века)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

1. Проблема взаимопонимания.

Так, например, в рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» раскрывается проблема отсутствия понимания между людьми. Автор повествует об отношении школьников к их однокласснице Свете Сергеевой. Девушка выглядела не так, как все: одевалась очень скромно (семья Светы была малообеспеченной), была очень бледная. «Они не любили её именно за то, что она рыжая». Одноклассники не общались с ней, не хотели брать её с собой в походы, не хотели заниматься с ней в паре на уроках физкультуры. Из-за этого Света была очень замкнутой и застенчивой. Школьники не понимали, что у каждого человека свои особенности, что каждый человек уникален.

2. Проблема свободы личности в тоталитарном государстве.

В аллегорической новелле Франка Павлоффа «Коричневое утро» представлен яркий пример тоталитарного государства. Всё началось с запрета правительства заводить питомцев любого цвета, кроме коричневого, а завершилось тем, что любая мысль о возможности обладать собственным мнением, собственной точкой зрения и собственным «я», выделяющимся из безликой серой массы «мы», была вытравлена, выжжена из умов и сознания людей. Жёсткий контроль за мыслями и словами граждан дошёл до абсурда. Люди боялись говорить о чём-либо, не добавляя слова «коричневый». Оспаривать и осуждать решение правительства - то есть высказывать своё мнение - значило быть изменником, преступником. Этот пример убеждает в том, что свобода личности в тоталитарном государстве невозможна.

3. Проблема тщеславия (или эгоизма).

В рассказе А.Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема людского тщеславия (или эгоизма). Автор повествует о том, как мать Веры отреагировала на то, что ее дочь Вера посвятила сочинение на тему «Главный человек в моей жизни» бабушке. Мама героини случайно прочла сочинение и после этого устроила скандал. Она говорила на повышенных тонах, нарушив свой всегда спокойный вид, потому что самолюбие было задето. Мать хотела, чтобы дочь именно её считала своей «спасительницей» (девочка долго и безнадежно болела, но выздоровела во многом благодаря бабушке). Именно после этого мама, зная, как дорога дочери бабушка, зная, что смысл жизни бабушки заключается во внучке, выпроводила свекровь из дома. Часто тщеславные и эгоистичные люди причиняют другим страдания во имя собственных амбиций и жажды славы.

В рассказе А. Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема людского тщеславия (или эгоизма). Мать главной героини Веры была женщина самовлюблённая, тщеславная и эгоистичная. Она уделяла мало внимания своей больной дочери и переложила весь груз ответственности на бабушку. Также, тщеславие женщины проявлялось в желании избавиться от свекрови для того, чтобы завладеть вниманием Веры, а Вера, в свою очередь, всегда прислушивалась к мнению бабушки, делилась с ней всеми тайнами и секретами. Для Софьи Васильевны бабушка являлась соперником в борьбе за любовь и внимание дочери. В итоге она лишилась уважения Веры.

Таким образом, мы убедились в том, что тщеславие убивает в людях всё самое доброе и хорошее.

4. Проблема ответственности людей друг перед другом.

В рассказе А. Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема ответственности людей друг перед другом. Автор повествует о том, как мать, безответственно приняв решение разъехаться с бабушкой, нанесла урон здоровью своей дочери Веры. Внучка считала бабушку «спасительницей», «второй мамой», ведь именно бабушка посвятила ей часть своей жизни, помогла преодолеть страшную болезнь. Мать Веры не осознавала всей ответственности перед больным ребенком, и поэтому случилась катастрофа: состояние девочки ухудшилось. Часто люди не осознают всей ответственности друг перед другом.

5. Проблема роли детских воспоминаний.

Так, например, в рассказе Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» повествуется о рыжей девочке, которую презирал весь класс. Во время классных походов Света брала напрокат лодку, плыла на середину озера и «завывала», мешая этим рыбачить своим одноклассникам. В финале произведения рассказывается о том, как рассказчик пошел на оперу, где увидел ту самую «Рыжуху». Но она была уже не тем изгоем, что раньше, а восходящей звездой театра. Рассказчику стало неловко за то, что он презирал ее в школьные годы. Теперь, когда все восхищались пением Светланы, он не понимал, чего больше было в его сердце- восторга или стыда. Этот пример показывает, как детские воспоминания могут волновать взрослых людей, наполняя душу чувствами.

6. Проблема отсутствия доброты (проблема взаимоотношений среди подростков).

Так, например, в рассказе Елены Габовой «Двойка по поведению» показано отсутствие доброты в отношениях между шестиклассниками. Задира и известный в школе хулиган Валера, влюбившись в одноклассницу Таню, ревнует ее к тихоне Соловьеву и из ревности силой загоняет девочку в мужской туалет и при всех заставляет целоваться с Соловьевым (который нравится Тане). Девочка испытала не только стыд и обиду, но и унижение, страх. В данной ситуации, показано отсутствие доброты среди подростков. Вероятно, Валере самому не хватало доброты и любви, раз он так жестоко обходился с ровесниками, и жестокость, наверно, сформировалась именно из-за отсутствия доброты в жизни мальчика.

7. Проблема социального неравенства.

В современном мире проблема социального неравенства достаточно актуальна. Так, знакомясь с новыми людьми, мы в первую очередь заостряем внимание на внешнем виде собеседника, ведь, как говорится «встречают по одежке». Именно к этой проблеме обращается Е. Габова в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро».

Одноклассники Светки Сергеевой, главной героини произведения, презирают ее за бедность: когда их ставят на уроке физкультуры в пару с Рыжухой, как они называют Свету, все без исключения делают это с такой брезгливостью, будто она прокаженная. Автор подчеркивает, что особую неприязнь у одноклассников Рыжей вызывают ее единственные потертые джинсы, растянутый изношенный свитер (ее семья трудно живет, поэтому одеваются они очень скромно). Именно по этой причине девочка является изгоем, ребята ни во что ее не ставят и не принимают в свой круг общения.

8. Проблема взросления.

Так, например, в произведении Е. Габовой «Двойка по поведению» рассказывается о шестикласснике Валерке Приходнове, которому впервые понравилась девочка, Таня Коданева. Валерка приревновал ее к Соловьеву, их однокласснику, но не знал, как показать, выразить это новое для него чувство, и не смог придумать ничего лучше того, чтобы затащить Таньку в мужской туалет, на глазах у всех мальчишек класса, столкнув ее лбом с Соловьевым, при этом крикнув: "Целуйтесь!". Тем самым Приходнов унизил девочку, опозорил перед товарищами. Оказывается, трудно быть взрослым. Так и Валерку одолели чувства любви и ревности, с которыми он не смог справиться.

9. Проблема подвига в мирной жизни.

Так, например, в рассказе А. Алексина «Раздел имущества» повествуется о жизни девочки Веры. С самого рождения у нее была родовая травма, которая замедляла ее развитие. Родители считали девочку больным ребенком, таскали ее по врачам, но не сильно надеялись на ее выздоровление. Верина бабушка Ася, наоборот, относилась к девочке как к здоровому полноценному ребенку и искренне верила во внучку. Она научила ее тому, на что родители Веры даже не надеялись. Ради внучки бабушка бросила работу и всю свою жизнь, и свободное время посвящала девочке, вскоре добившись ее выздоровления. Таким образом, бабушка совершила настоящий подвиг.

10. Проблема влияния войны на судьбу человека.

Война - самое страшное, что может произойти в жизни каждого человека. Война - это не только огромное количество жертв, смерть близких людей. Война разрушает человеческие семьи и браки. Так, например, в рассказе Платонова «Возвращение» приезд Иванова домой к жене и детям заканчивается ссорой и уходом фронтовика из дома. Иванов узнает, что во время своего отсутствия, к его жене повадился ходить Семен Евсеич - человек, семью которого убили немцы. Мужчина был счастлив проводить время с детьми Любы и всячески помогал им. Это заставило Иванова ревновать, ведь он никак не ожидал, что во время отсутствия фронтовика о его семье будет заботиться кто-то посторонний. Автор затрагивает проблему изменения характера, ведь Иванов, вернувшись домой, стал смотреть на все по-новому, в том числе и на своих собственных детей. Он не мог поверить в то, что теперь в доме все заправляет его двенадцатилетний сын Петруша, а маленькая дочь Настя и вовсе не узнает отца. Война сделала Иванова более жестким, он не понимал, как важно было его возвращение домой к жене и детям. Что-то мешало Иванову чувствовать радость возвращения, вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Семья казалась фронтовику чужой, он привык к той жизни на войне, жесткой, без родных людей рядом. И лишь в конце рассказа искренняя любовь детей растопила лед в сердце Иванова; он, наконец, понял, как важна для него его семья. Этот пример показывает, как война ожесточает людей, лишает их умения строить отношения даже с родными людьми, умения радоваться простым человеческим радостям.

Художественные тексты с сайта

Разделы: Литература

«Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!»

Владимир Башунов

(Приложение 1 . Слайды 1-2)

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.

Задачи:

  • Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
  • Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
  • Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения)
А какие основные проблемы поднимает автор этих рассказов, запишите их на листочках и приклейте их на схеме фишбоун. Работа в группах.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение ученика о Е.В.Габовой. (Приложение 1 . Слайды 3-4)

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

– Какой вы представили главную героиню рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание )

– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» )

– Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза )

– А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход )

– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки )

– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному» )

– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют несколько человек )

– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала» )

– Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал )

– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом… )

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение, умолчание )

– Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)
– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь» )

4) Ученик наизусть читает стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

– Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? (Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина. Презентация «Владимир Крупин». (Приложение 1 . Слайды 5-9)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель: Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!»

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы .
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч .)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)

7) Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль?
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)

III Обобщение по теме и заключение

– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе? (Приложение 1 . Слайд 10 – схема «Фишбоун»)

Проблемы

1. Подростковая жестокость

Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества

– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек

– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре. Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться, быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания:

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)

— Не пускайте Рыжую на озеро

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.

Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.

Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.

Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.

Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.

Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.

Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.