Тема семинара - практикума: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Время проведения : 1 час 30 минут.

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Оборудование: Три персональных компьютера, цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде. Три листа ватмана, три маркера, карточки («кирпичи») с полезными и вредными занятиями, конверты с заданием, карточки; карточки - задания; чистые листы А - 4.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания - болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара - практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних» (Слайд 1, 2,3)

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить.

Докладчик : школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может: (Слайд 4)

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;
  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • Привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ: (Слайд 5)

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность - это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2011 - 2012 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2012 — 2013 - 95 %. Сейчас - 98%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (Слайд 6)

  • Физкультминутки на каждом уроке
  • Ежедневная утренняя гимнастика
  • Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Мастер - классы
  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Групповые тренинги
  • Психологический театр
  • Мозговой штурм
  • Дискуссии
  • Проектно-исследовательскую технологию
  • Акции
  • Агитбригады
  • Лабораторию подростковых вопросов
  • Интерактивные игры
  • Создание роликов, фильмов, презентаций
  • Профилактические фильмы
  • Виртуальные экскурсии

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педагогические чтения, педагогические практикумы, круглые столы, обучающие семинары, школьные ме6тодические объединения классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
  • Родительские тренинги.
  • Родительские ринги.

Таким образом: (Слайд 7) Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

Кофе - пауза

II. Практическая часть

Ведущий : сегодня на семинаре - практикуме разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

(Подобранные афоризмы отражают различные характеры и стили поведения людей). В конце семинара - практикума дам краткую характеристику выбора.

Задание 1.«Мозговой штурм»

Каждая группа получает творческое задание на карточке (Приложение 2), лист ватмана и маркер.

Правила:

  • Высказывать как можно больше идей;
  • Не повторяться, называть только новые идеи;
  • Не оценивать идеи.

В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют.

  • Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2.Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. (Приложение 3).

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

Задание 3. Ролевая игра

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи (Приложение 4).

Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию.Остальные члены группы помогают.

ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке внетрезвом состоянии.

Обыгрывание ситуации каждой группой

  1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
  2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
  3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
  4. « ребенок - человек, который что-то несет миру;

ребенок - человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

ребенок - это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

По всем этим причинам ребенок - повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитаниирасплачиваются наши собственные дети.

Задание 4. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа - Профилактический бюллетень. (Приложение 5)

3 группа - Буклет « Советы подросткам» (Приложение 7)

Для работы коллегам предлагаются компьютеры,цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

Результат: После семинара - практикума готовая печатная продукция будет размножена и распространена среди обучающихся школы и родителей.

В конце семинара - практикума даю краткую характеристику выбора афоризмов и обращаю внимание педагогов по какому признаку собрались единомышленники за каждым столом. (Приложение 8).

Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. Притча (заключение ).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках - живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

Анализ семинара - практикума

Семинар - практикум проведен 26 апреля 2013 года для классных руководителей МОУ «Семигорская СОШ». На семинаре - практикуме присутствовало 11 классных руководителей. Данное мероприятие проводилось в школьной библиотеке. Помещение было заранее приготовлено к семинару: закреплен плакат, установлена аппаратура: персональные компьютеры, цветной принтер, сканер, подготовлена связь с Интернетом, разложены карточки, методические пособия, альбомы. Расставлены столы, сделана влажная уборка и проветрен класс. Предварительная работа включала в себя проведение социологического опроса среди обучающихся школы по употреблению психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Во время проведения семинара - практикума использовались такие методы и формы работы как: доклад сопровождающийся просмотром презентации, работа в группах, мозговой штурм, ролевая игра, творческая мастерская.

Семинар практикум состоял из двух частей - теоретической и практической.

На I этапе мероприятия были проведены все организационные моменты и поставлена цель.

II этап состоял из теоретической части семинара - практикума, где были систематизированы знания по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме. Этот этап семинара носил традиционную форму.

Инновацией данного мероприятия была творческая деятельность, которая заключалась в изготовлении профилактических бюллетеней, рекомендаций для родителей и буклетов с советами для подростков. Результатом данной творческой деятельности было распространение данной печатной продукции классными руководителями среди учащихся школы и населения поселка. Данный проект был востребован и актуален. Жители с уважением отнеслись к работам педагогов - благодарили их и с интересом изучали данный материал. Обучающиеся школы так же проявили интерес к предложенной информации. Старшеклассники высказывали свои предложения и пожелания, а также темы новых бюллетеней.

На III этапе педагоги защитили свои проекты, сделали выводы по мероприятию и провести рефлексию.

На семинаре - практикуме классные руководители с интересом и вниманием слушали предложенный материал, эмоционально разыграли ролевую игру, приводили собственные примеры, подыгрывали героям сюжета. Энергично провели мозговой штурм. Смогли выделить проблему и найти пути решения.

Так как проблема профилактики употребления ПАВ не только школы, но и семьи нужно решать ее совместно. Поэтому было решено в следующем учебном году, составить школьный проект родительского всеобуча, так как данная проблема может быть достигнута только благодаря целенаправленному взаимодействию семьи и школы.

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой

2. Галичкина О.В., Система работы администрации школы по

профилактике наркомании

3. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, Москва,

технологии, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

5. Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения

школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных

привычек у подростков"

7. Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении:

профилактика злоупотребления

8. Хижнякова О. Н., Современные образовательные технологии

в начальной школе. - С. 2006

Разделы: Школьная психологическая служба , Социальная педагогика

Цель: повышение профессиональной компетенции классных руководителей

Задачи:

  • актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:
  • обратить внимание педагогов на типологию родителей «группы риска»,
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями «группы риска», развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска».

Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты

Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.

Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя+ настроение руками»
Упражнение «Продолжи предложение»

3. Основная часть. Блок 1

Упражнение «Солнце-воздух – вода»
Упражнение «Ассоциации»
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»
Упражнение «Где моя пара?»
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами»

4. Перерыв

5. Основная часть. Блок 2

Упражнение «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»
Упражнение «Здравствуйте!»
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»
Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения».
Упражнение « Нас с тобой объединяет»+ «Подчеркивание значимости»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

6. Заключительная часть

Упражнение «Приемы «психологической самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.

ХОД СЕМИНАРА

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему

Приветствие ведущего

Упражнение «Имя + настроение руками»

Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.

Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом фразы«Родители «группы риска» - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников о родителях «группы риска» (на уровне сознания): раскладывает их, советуясь с участниками, на три группы – «нейтральное отношение», «негативное отношение», «позитивное отношение».
Как правило, негативного отношения, восприятия родителей «группы риска» бывает в разы больше, чем в остальных группах.
Далее проводиться обсуждение результатов выполнения данного задания и причин негативного восприятия большинством педагогов родителей «группы риска».

3. Основная часть

1 блок

Упражнение «Солнце – воздух – вода» (деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три подгруппы с помощью расчета на солнце-воздух-воду. А затем размещает группы «Солнце», «Воздух», «Вода» в разных частях аудитории.

Упражнение «Ассоциации»

Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с «родителями группы риска» и записывает их на своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители «группы риска» были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы родители «группы риска» были бы транспортными средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители «группы риска» были бы животными, то это были бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.

Далее представитель каждой подгруппы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет «почему» сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает проанализировать участникам, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных- и почему. Причиной данной ситуации многие педагоги считают свой отрицательный опыт, накопленный в общении с родителями «группы риска» в своей деятельности.

Обобщение: все родители очень разные. И даже родители «группы риска» при казалось бы однозначном критерии отнесения к этой группе – тоже разные.

Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»

Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»

Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»).

Упражнение «Мозговой штурм» (Приложение 1 )

Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия». Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.

Упражнение «Где моя пара?»

Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)

Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами» (Приложение 2 )
В парах распределяются роли: один – «классный руководитель», другой – «родитель «группы риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель «группы риска». (Предположить причину). Далее идет обмен ролями и проигрывание другой ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы риска» при общении с классным руководителем.

4. Перерыв 5 минут

5. Основная часть

2 блок

Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»

Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.

Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» (Приложение 3 )

С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.

Упражнение «Здравствуйте!» (Приложение 4 )

Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?

Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть. Но не все так просто: порой мы настолько переполнены своими чувствами (чаще негативными) по поводу родителя «группы риска», что, как бы мы не пытались соблюдать все необходимые рекомендации для эффективного общения, родитель «группы риска» (а он тоже человек!) в первые секунды «считывает» все наши эмоции и чувства на невербальном уровне, вне зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы не говорили при этом.

Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна» (Приложение 5 )

Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых - они«родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.

Обобщение: ЧУВСТВА РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА» И ЕГО НАСТРОЙ В ОБЩЕНИИ С КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕМ, ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО НАСТРОЯ (ПРИНЯТИЕ – ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА), НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника (Приложение 6 )

Важно – с какими чувствами пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является также очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.

Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения» (Приложение 7 ).

Предлагаю активно проработать некоторые приемы снятия напряжения.

Упражнение «Нас с тобой объединяет» + «Подчеркивание значимости»

Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…»

  • Проговаривание своих эмоций, открытое их предъявление (и, тем самым, их «обесточивание»),
  • Ответное противостояние (вербальное, взглядом, позой…),
  • Обесценивание ситуации, снижение ее значимости,
  • «изменение» ситуации (представление прозрачного экрана, от которого отскакивают слова, «уменьшение», «отдаление» обидчика, представление его ребенком…),
  • озадачивание, сбивание с толку неожиданными репликами, жестами,
  • «дзюдо» (благодарить за критику, соглашаться с ней, записывать слова «нападающего», просить повторить),
  • телесные реакции (глубокое дыхание, разворот плеча, «пропуская» мимо себя агрессию…).

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА ДЕМОНСТРАЦИЯ РАВНОЙ ПОЗИЦИИ!

Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска »

Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».

Мини-тест «Умеем ли мы слушать» (Приложение 8 )

Многие педагоги говорят: «Чувства родителя, эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых педагогом, можно как эффективно, так и не эффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: «ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».

Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Формула «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая родителю возможность сохранить хорошее самочувствие и желание и дальше взаимодействовать с педагогом.

ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!

  • забыть о прошлых неудачах родителя,
  • помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
  • позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

  • каждый на карточке пишет 3 основных по его мнению правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
  • Затем объединились в 3 группы, обсуждение, составление общих правил, включающих все предложенные,
  • Затем объединение в одну группу: ведущий обобщает и записывает на общем листе группы.

6. Завершение

Взаимодействие с родителями «группы риска» часто психологически более
тяжело, чем с обычным родителем. Психологических сил педагога тратится больше. В связи с этим необходимо владеть приемами «психологической самоочистки». Участникам предлагается обсудить приемы, которые они используют. Например, приемы:
– приемы отреагирования – рассказать о ситуации другому человеку, сделать физическое упражнение,
– ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться, «стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.

Упражнение «Солнце: лучики резерва» (Приложение 9 )

Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: на кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями «группы риска». По желанию написанные качества зачитываются всем.

Упражнение «Снежки»

Участникам предлагается из газет сделать путем активного «сминания» 3 снежка. Затем группа делится на две подгруппы, которые выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2 метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами, за которую переходить нельзя и объявляет задание: участники будут играть в «снежки», игра проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении которых командам необходимо перекинуть как можно больше «снежков» на сторону противника, поднимая при этом «снежки» противника на своей стороне и перекидывая их обратно. По сигналу ведущего игра прекращается и подсчитывается количество «снежков» на стороне каждой команды. По итогам трех туров определяется команда – победитель, которая получает свои заслуженные аплодисменты от команды противника и ведущего.
Это упражнение проходит очень весело, активно и, как говорят его участники, помогает сбросить напряжение и придает сил и энергии для жизни.

«Круг обратной связи»

Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»

Заполнение анкет обратной связи (Приложение 10 )

Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»

Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за сегодняшнее общение» и остается с ним за руку. Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».

В основных документах ФГОС определен современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. выделены три группы достижений школьников: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. нацеленность на личностные характеристики учеников, на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, формируется как ценностный, эмоциональный компонент гражданской идентичности личности.


В соответствии с п.4. Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ г. Пр-3410 Минобрнауки РФ направило письмо от 13 мая 2013 г. ИР-352/09 «О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школ е»


Цель Программы: усиление и развитие воспитательного потенциала образования в социокультурном пространстве Красноярского края на основе системного взаимодействия на уровне региона, муниципалитетов и образовательных учреждений. Задачи формирование региональной общественно-государственной системы организации воспитания обучающихся на основе элементов регионального стандарта гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края; разработка, введение системы мероприятий по профессиональному развитию, образовательных модулей, программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников образования для реализации программ воспитания и социализации; организация информационно-методического сопровождения Программы через издание научно-методической литературы и специального журнала, выпуск видеопродукции, организацию теле- и радиопередач, информационная поддержка воспитательных мероприятий через СМИ, Интернет-сайты министерства, Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, страницы сайтов муниципальных управлений образованием и образовательных организаций, Интернет - конференции, вебинары, форумы и т.д. разработка и проведение мониторинга эффективности реализации системы воспитания и социализации обучающихся ОУ общего образования в Красноярском крае. совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты, развитие межведомственного взаимодействия по реализации Программы в системе общего и дополнительного образования с привлечением органов по молодежной политике и спорту, учреждений культуры, охраны здоровья и социальной политики, управления в сфере образования, охраны детства, прав ребенка и других ведомств.


Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное и медиа культурное, культура творческое и эстетическое, правовое и культура безопасности, семейных ценностей, коммуникативной культуры, экологическое


Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. Распоряж. Правительства РФ от г р поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества; стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников определено как направление развития человеческого потенциала России.


Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Целей программы пять: - воспитание общероссийской гражданской идентичности; - поддержка этнокультурного развития народов, населяющих нашу страну; - укрепление межнационального мира и согласия; - обеспечение прав гражданина в области удовлетворения национальных потребностей; - содействие адаптации и социальной интеграции мигрантов.


Режим работы классного руководителя Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, которые должен исполнять любой работник. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, - 4 часа (20% от ставки учителя) Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю по расписанию. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которого одно может быть общешкольным). Количество родительских собраний – не менее одного собрания в четверть. Ответы о проделанной работе представляются администрации по окончании каждой четверти. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.


Направления работы классного руководителя 1.Организационно-координирующие организация учебной работы организация внеурочной работы содействие в социальной защите учащихся организация досуга для духовного развития ребёнка повышение педагогической культуры родителей 2. Контрольно-аналитические умение анализировать свою деятельность изучение индивидуальных особенностей учащихся определение состояния и перспектив развития коллектива класса контроль за успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью ими учебных занятий


Современные технологии воспитательного процесса Изменение подхода к управлению воспитанием Дифференциация учащихся по различным признакам Характерные для человека формы соорганизации и самоорганизации в учебном и воспитательном процессе Вариативность в обучении и воспитании Применение эффективных методов организации воспитательной деятельности типа метода проектов Формирование социально – образовательных сред, возникающих при границе школьных сред и социума Новые материальные среды, включающие в себя информационно – библиотечные центры для каждой ступени, техноцентры


Новые требования к деятельности классного руководителя как условие повышения качества воспитания в школе 1. Наконец-то появилось внимание со стороны государства к проблемам воспитания. 2. Началось понимание, что важно вооружить ученика не только фундаментальными знаниями и ключевыми компетенциями, но и подготовить к жизни человека, способного спроектировать свое будущее. А это невозможно сделать в формате урока. Это возможно сделать воспитательными формами 1. Необходимо изменить подход в целом к воспитательной работе. 2. Это будет не только Система воспитательной работы в школе, - но и программа развития классного коллектива, - программа воспитания ребенка на каждой ступени - программа развития каждого ребенка.




Структура программы воспитания и социализации Анализ Характеристика класса Цели и задачи на следующий учебный год (конкретные) Направления деятельности Принципы и организационные условия реализации программы Сроки реализации программы и этапы Содержание и механизм реализации программы, план основных мероприятий по реализации программы с указанием видов деятельности и форм работы Критерии, показатели эффективности реализации программы; методику инструментарий мониторинга; Ожидаемые результаты (конкретные, измеримые)


Направленность мероприятий Духовно – нравственное Социальное Профессиональная ориентация Экологическое Гражданско – патриотическое Положительное отношение к труду и творчеству воспитания Интеллектуальное Социокультурное и медиа культурное Правое и культуры безопасности Коммуникативное


Направления индивидуально – профилактической работы Взаимодействие с органами системы профилактики Социально – педагогическое и психологическое сопровождение Контроль за посещаемостью и успеваемостью Контроль за внеурочной занятостью и организацией каникул Вовлечение в общественно – полезную деятельность Оказание социальной и материальной помощи


План индивидуально – профилактической работы с учащимися ФИО учащегося, класс Классный руководитель Срок реализации(не менее 6 месяцев) Цель: Предупреждение случаев повторного совершения преступления, правонарушения, совершения общественного деяния, пропусков учебных занятий, нарушения общественного порядка. Задачи: Проводить социально – профилактические мероприятия; Осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий Проводить разъяснительную работу по вопросам правопорядка Осуществлять эффективное взаимодействие с органами системы профилактики

Семинар-практикум на тему «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию».

Эпиграф: Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит

Каждый человек, обучаясь в школе, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, который сочетает в себе качества и психолога, и воспитателя, и психотерапевта, так как именно к нему обращаются ученики со своими бедами и радостями, конфликтами с родителями, ему поверяются детские тайны. Как же все правильно организовать педагогу? Какие формы работы с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать работу классного руководителя эффективной? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в процессе нашего семинара, который посвящен нравственному воспитанию. Нравственное воспитание детей касается не только классных руководителей, а каждого педагога. Любой педагог обязан приобщать детей к нравственному поведению.

Цель работы:

  • Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  • Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств;
  • Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
  • Организация нравственного самовоспитания учащихся.

Что может сделать классный руководитель в этом направлении?

  1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях. Приводить примеры выживания других людей в подобных ситуациях.
  3. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
  4. Развивать волевые качества ученика, способности критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  5. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.
  6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Основные понятия направления «Нравственность»

Нравственный выбор, нравственное просвещение и поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация, самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и ситуации в коллективе класса. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Поэтому сегодня наш семинар-практикум посвящен формам работы классного руководителя по направлению «нравственность».

В современном образовании нравственное воспитание учащихся обретает не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям. А формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившийся в школе и в данном классе, из традиций. Количество форм бесконечно: беседы, тренинги, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы и т.д. Но особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут в данном случае нравственные проблемы. На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании учащихся отводят классному руководителю. А помогут классному руководителю в воспитании личности такие формы внеклассной работы как:

  1. тематические классные часы;
  2. тренинги нравственного самосовершенствования;
  3. дискуссии по нравственной тематике;
  4. организация цикла нравственных бесед;
  5. изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной Проповеди;
  6. изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  7. экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города:
  8. праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы;
  9. методики по изучению нравственного развития личности.

Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный по данному направлению, т.к. воспитательная работа может быть построена в различных ключах. Тем не менее мы попытаемся представить самые распространенные и традиционные формы воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов. Все представленные формы могут проводиться с участием как одного класса, так и для определенного звена, параллели.

Начнем с начального звена, именно в начальной школе начинается закладывание основы для развития нравственной, духовно богатой личности.

Поэтому мы предлагаем следующую методику «Хранилище человеческих качеств».

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива, а также её последующее развитие.

Ход проведения: методика рассчитана на младший возраст школьников и проводится в форме игры (объяснение методики).

Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.

  • первые – подобны засухе;
  • вторые – небольшому дождику;

А затем дать задание:

Еще с помощью игры можно активизировать нравственное развитие младших школьников, также с помощью игры ребенок естественно входит в ситуацию нравственного содержания и одновременно при этом активизирует нравственное сознание, чувство, поведение детей. Также игра – это наиболее привлекательный вид деятельности для ребенка, в котором он может самовыразиться и «просить» в игровом образе и одновременно приобрести определенный нравственный опыт.

Итак, игра – драматизация

Цель – реализация самого себя в несвойственных для себя позитивных проявлениях или, наоборот, осознать негативные стороны своего поведения. В данном случае инсценировка стихотворения А. Барто «Как на мамины именины».

Ход работы: анализ и осмысление сценического материала. После прочтения проанализировать каждую фразу, а затем пробовать играть. Важно, чтобы дети почувствовали за комедией драму. А учителю важно проследить, какие чувства вызвала эта инсценировка: смех (осмысленный ли он?), жалость, осуждение - ?

Игровое моделирование - это создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Такого рода ситуации позволяют не только диагностировать уровень нравственного развития ребенка, но и стимулирует его самосознание, требует от ребенка самостоятельного проектирования своих действий, проникновение во внутреннее состояние изображаемого персонажа. Вот все это развивает у ребенка очень важную способность – это способность к эмпатии.

Эмпатия – понимание, основанное на переживании другому человеку. А это одна из доставляющих нравственной модели личности.

Например: игра «Моющая машина».

В начальной школе очень важным является момент определения уровня нравственности у учащихся, а затем ещё более значимой задачей является направление ребенка в правильное русло, также начать развивать у учащихся чуткость, понимание состояния другого человека, доброту, умение проявлять воспитанность, вежливость, коротко говоря, это закладывание нравственно высокой основы.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Чем младше дети, тем важнее, чтобы возникающие в их сознании мысли и чувства были зафиксированы в образной форме на бумаге. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять им и выразить свой мир, осознать сущность многих явлений. Например: провести классный час, на котором поговорить о милосердии, в рамках которого познакомить с отрывком из писаний Буддизма, в котором все люди по степени проявления милосердия делятся на 3 группы:

  • первые – подобны засухе;
  • вторые – небольшому дождику;
  • третьи – дождю, захватывающему все кругом.

А затем дать задание:

Нарисуйте свое ощущение от людей «подобных засухе», «небольшому дождю», «дождю, захватывающему все кругом». После чего сравнить эти рисунки, сделать выводы. Цветопись конечно же играет большую роль в подведении итогов.

ИГРА «МОЮЩАЯ МАШИНА»

Чтобы ученики смогли прочувствовать смысл и необходимость доброжелательного отношения друг к другу, а затем потренироваться в выражении добрых чувств по отношению к другим, предлагаем им выстроиться в две параллельные шеренги лицом друг к другу и представить, что они – моющая машина, через которую пройдет каждый играющий. Задача «машины» - «помыть» того, кто пройдет через неё, сделать его более радостным и счастливым. Для этого можно похлопать его по плечу, пожать руку, сопровождая свои действия словами похвалы, одобрения. При любом грубом движении или слове машина «ломается». Игра начинается снова. Обсуждение, проведенное после игры, поможет ученикам разобраться в тех чувствах, которые возникли у них, когда они получали доброжелательные и недоброжелательные воздействия, а также в том, что сами испытывали, совершая те или иные действия.

Следующий возраст 5-6 классы (10-12 лет).

Для данного возраста основным является работа с терминами, понятиями, которые составляют теоретическую базу направления «Нравственность». Примерная тематика классных часов для 5-6 классов:

  1. Что такое нравственность (форма проведения - беседа)
  2. Происхождение морали (диспут)
  3. Нравственные учения мира (беседа)
  4. Азбука нравственности (беседа с элементами инсценировки)
  5. Доверие и честность (дискуссия)
  6. Цикл классных часов «Я в мире… Мир во мне…», в который входят следующие темы: «Легкомыслие. Разумность. Леность. Трудолюбие. Скупость. Щедрость. Бережливость. Тактичность. Человеколюбие. Мизантропия.»

Данные разработки помогут нам в нравственном воспитании учеников, так как изменения, произошедшие за последние несколько лет в нашем обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм, индивидуализм, рост сексуальной нетрадиционной ориентации во взаимоотношениях – все это повлияло на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». А психологи вообще считают, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – мораль, нормы нравственности, ведь для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Поэтому начиная с 5-ых классов, классный руководитель обязан строить тематические часы общения по направлению «Нравственность» по средствам осознания у детей общечеловеческих ценностей. Также в 5-6 классах важен такой аспект, как смена учителя, а зачастую и коллектива класса. Поэтому ученик попав в новый коллектив, не сразу же в нем освоится и может случиться так, что у ребенка начнутся очень большие проблемы при общении с одноклассниками и стрессовые ситуации. Помочь, прежде всего, должен классный руководитель. Мы предлагаем в целях сплачивания коллектива и знакомства детей друг с другом провести следующие психологические тренинги:

«Ода себе»

Цель: выяснение своих достоинств, осмысление своей жизни и личного участия в ней.

Задание: возьмите листок бумаги и попробуйте подумать о себе и о своей жизни. У вас есть возможность написать оду себе – хвалебную песнь, написать так, чтобы были перечислены ваши достоинства и было понятно, что живете вы не зря.

После выполнения упражнения идет обсуждение.

Подведение итогов.

Предлагаем темы для бесед:

  • Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
  • Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.

Данные тренинги помогут учителю выяснить для себя, каким образом ученики осмысляют свою жизнь, какие у них достоинства. Также дети познакомятся друг с другом, обменяются чувствами.

Далее 7-8 классы. Это возраст 13-14 лет, который характеризуется подростковым периодом. Это сложный возраст. Поэтому большое внимание при проведении классных часов по направлению «Нравственность» нужно уделить работе по формированию толерантного и уважительного отношения к окружающему миру, а главное практиковать учащихся в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций.

Примерные темы и формы часов общения, рекомендуемых для данного возраста:

  1. Неконфликтность, уважение, толерантность (ролевая игра-диспут)
  2. Конфликт рук (исследование)
  3. Как избежать конфликта (ролевая игра)
  4. Здравствуй, человек! (дискуссия)
  5. Каждого в жизни ждут свои алые паруса (беседа)
  6. О добре (беседа)
  7. Расскажи мне обо мне (круглый стол)
  8. Легко ли взрослеть (беседа).

Также обязательным является для классного руководителя проведение диагностики толерантного поведения, которая поможет выявить конфликтных учеников. Мы предлагаем провести следующие упражнения, игры с целью профилактики конфликтного поведения, о которых расскажет Лиля Сабитовна – социальный педагог гимназии.

Следующие рекомендации мы предлагаем для 9-10 классов. Это уже вполне самостоятельные ребята, которым зачастую приходится принимать важные решения, последствия которых проявятся на долгие годы. Это должны быть их самостоятельные решения. Но мы педагоги должны постараться сориентировать, ненавязчиво и вдумчиво оценить происходящее вокруг.

Примерные темы и формы проведения часов общения:

  1. Человек, как звезда, рождается (беседа)
  2. Идея достойной жизни (беседа)
  3. О милосердии (беседа)
  4. Погружение в мир своего Я (дискуссия)
  5. В чем счастье? В том, что я живу (диалог)
  6. Смысл жизни – это то, что придает ей ценность! (диалог)
  7. О верности и долге (беседа)
  8. Я в мире. Мир во мне (беседа с элементами диагностики).
  9. Мир огромен (литературная беседа)

Данные разработки помогут классным руководителям дать правильное направление в будущую жизнь старшеклассникам, научить рассуждать о судьбах людей.


Семинар классных руководителей "Воспитание здорового человека"
Форма проведения: групповая
“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ
Цели:
1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.
2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.
4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Структура семинара
Этап
Методы и формы
Время
Ожидаемые результаты
1. Введение

Постановка проблемы
2 минуты Кл. руководители должны понимать цели семинара
2. Определение понятий

Индивидуальная работа
5 минут Определение понятия “здоровый ученик”
3. Изучение проблемы
10 минут
Кл руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы;

Выяснить причины заболеваний
4. Решение проблемы

Работа в малых группах 10 минут
Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся
5. Итоговая дискуссия

Дебаты 15 минут Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся.
6. Заключение

Обобщение 3 минуты
От здорового ученика к здоровой личности.
Ход семинара

I. Введение
Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.
Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?
(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).
II. Определение понятий
Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.
На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.
Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:
“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способ