​ Владимир ПУТИН, Президент России:

Мы сегодня с участием руководителей регионов и представителей политических партий обсудим один из наиболее важных вопросов нашей жизни - поговорим о системе общего образования, о нашей школе. Напомню, этой теме было уделено особое внимание и в Послании Федеральному Собранию.

В начале 2000‑х годов мы обозначили укрепление человеческого потенциала, человеческого капитала в качестве одного из наших важнейших приоритетов: 10 лет назад стартовал национальный проект «Образование», затем в 2011‑2013 годах была проведена модернизация региональных систем общего образования.

Хочу поблагодарить всех, кто принимает самое активное участие в реализации наших планов - общественных деятелей, учителей, директоров школ, представителей политических партий и движений. И конечно, руководителей регионов, муниципалитетов - все ваши команды.

К этой теме, так же как и к теме здравоохранения, мы должны возвращаться постоянно, она не должна никогда уходить на второй план.

Мы поговорим о проблемах. Но сейчас хотел бы отметить и позитивные изменения, которые произошли в сфере общего образования как результат нашей совместной работы.

Удалось улучшить условия обучения ребят, причем не только в крупных городах, но и в сельской местности. Сейчас практически все школы в России подключены к Интернету.

Школы располагают современным оборудованием, спортивными залами. Профессия учителя вновь становится ува­жае­мой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов.

Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы. А для этого мы обязаны обеспечить им соответствующий уровень подготовки в школах.

Для того чтобы это произошло, нужно не снижать внимание к учителям. И теперь этот уровень - средняя по экономике заработная плата для учителей - стал положением закона. Его нужно выполнять, несмотря ни на какие, даже объективные, трудности. Потому что, если мы не будем делать позитивных движений в фундаментальных областях, изменения к лучшему никогда не наступят.

Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба - сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убежден, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития. Важно вместе определить наиболее эффективные, действенные инструменты реализации наших планов.

Конечно же, мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования.

При этом нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах - гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики.

Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей. И позволю себе выделить здесь несколько направлений.

Первое - это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны. И конечно, необходимо задействовать ресурсы недавно созданного нами Центра поддержки талантливых детей «Сириус», он должен стать также и источником передовых практик обучения.

Второе - это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту. Вы знаете, что сейчас учителям присваиваются звания, категории, и за это предусмотрены денежные надбавки. Но по факту эта система в значительной степени потеряла свою стимулирующую роль.

Человек добился определенных успехов, вышел на новый профессиональный уровень и остановился, а положенную надбавку воспринимает просто как часть заработной платы. Право на дополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать. В этом случае у учителя появится мотив к приобретению новых знаний и новых навыков.

Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать ее более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества.

И еще один момент. У каждого из нас были учителя, которые в полном смысле слова стали нашими наставниками, не только привили любовь к предмету, но и помогли выбрать цель, научили важнейшим нравственным принципам, во многом определили наше будущее. Каждый из нас искренне считает, что именно такие педагоги достойны самых высоких званий и наград.

Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошел во взрослую жизнь и с высоты прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам. Я прошу правительство разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей.

Добавлю, что Россия славится не только учителями, у нас всегда были и выдающиеся руководители образования, руководители школ и в Москве, и в других городах страны. Они создавали по-настоящему сильные средние учебные заведения с особой атмосферой, с талантливым педагогическим коллективом.

Считаю, что мы должны серьезно обновить, усовершенствовать систему отбора и профессионального развития директоров школ, чтобы в школу приходили яркие, увлеченные своим делом молодые управленцы. Этот позитивный процесс, который уже наметился, нужно, безусловно, поддержать.

Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом. Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя прежде всего учредители школ. В большинстве случаев ими являются муниципальные, а также региональные организации органов власти. Я полностью согласен с этим предложением.

Следует также упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Соответствующие решения должны быть приняты как можно быстрее. Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом - учить ребят.

Мы продолжим работу по созданию комфортных условий обучения. В 2016 году из федерального бюджета выделяется 50 миллиардов рублей на строительство, ремонт и реконструкцию школ.

Кстати говоря, это не значит, что эти средства должны замещать региональные деньги. Ни в коем случае. В регионах как предусматривались средства на развитие школ и школьного дела, так они там и должны остаться.

Уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена в школах, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену.

Обращаю также внимание глав субъектов на необходимость обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от формы собственности школы, в которой ребенок учится, будь то федеральная, региональная, муниципальная или частная. Речь прежде всего идет о льготном питании детей-инвалидов и детей из многодетных или малообеспеченных семей.

При этом, повторю, наша задача гораздо шире - сформировать по-настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью. Необходимо в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного обучения.

Поддерживаю предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и ученых, чтобы у школьника, у учителя была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами. И для этого прошу проработать вопрос об увеличении скорости подключения к сети Интернет учреждений общего образования.

Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний.

Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой. Это не только вложение средств в строительство новых учреждений, хотя и это очень важно. Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы.

Я предлагаю нашим деловым объединениям совместно с регионами подумать об организации взаимодействия со школами на системной основе. Кстати, успешным примером такого сотрудничества стало создание первых детских технопарков. Они уже начали свою работу в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске.

В целом нужно продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций. Совершенствовать систему поиска и поддержки одаренных детей. Но, конечно, поддерживать нужно всех. И конечно, неотъемлемой частью современной образовательной среды должны стать музеи, театры, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, различные движения волонтеров.

Понятно, что для реализации наших планов необходимы серьезные ресурсы, при этом главное - это эффективность управленческих решений, и прежде всего на уровне региональной власти, которая отвечает за сферу образования. Необходимо также участие граждан, политических партий, бизнеса, учительского сообщества.


Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ, губернатор Приморского края:

Школьное образование на протяжении последних десяти лет все время находилось в фокусе государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. За эти годы благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», модернизации региональных систем образования кардинально изменились и содержание, и качество, и облик российской школы.

Развитие образования в течение этих десяти лет было нашим общим делом. Очень важно, что федеральная власть не только задавала нормативную рамку, но и обеспечивала проектное финансирование для прорывных направлений. Напряженно в этой работе участвовали и регионы. Доля расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов выросла в среднем с 20 процентов в 2005 году до четверти бюджетов в 2014‑м. Поэтому сегодня важно обсудить не только общесистемные задачи, но и то, как они преломляются на уровне регионов.

В условиях жестких бюджетных ограничений мы не имеем права допустить ухудшения качества и эффективности использования созданной большими усилиями материальной базы обучения. Такие риски есть в связи с уменьшением доли средств на общеучебные расходы в общем объеме финансирования образования и возрастанием доли фонда оплаты труда.

В этой связи предлагаю разработать передовые стандарты технического обеспечения школ, включающие современное лабораторное оборудование, другие учебные средства, требования скорости Интернета. Реализация таких стандартов позволит, с одной стороны, защитить материальную базу образовательного процесса, а с другой - рационально расходовать средства региональных бюджетов.

Анализ, проведенный экспертами рабочей группы, показывает, что качество школьного образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки и культуры, от приоритетов управления. О некоторых таких приоритетах хотелось бы сказать подробнее.

Важнейший тезис - образование и воспитание не может ограничиваться школой. Сегодня и обучение, и воспитание происходит и в школе, и в организациях культуры и спорта, и просто в городской среде. Это требует от местных и региональных властей непривычной и сложной работы по координации разных сфер, в которых развиваются наши дети.

До сих пор в большинстве регионов и муниципалитетов не удается на деле реализовать сетевое взаимодействие. Нам, к сожалению, не удалось пока массово реализовать в сельской местности модель социально-культурного центра, в котором выполняются функции и школы, и библиотеки, и дома культуры, и спортивного комплекса.

Но если мы не решим вопросы эффективного межведомственного взаимодействия, то велики риски снижения эффективности и недостаточного развития сферы воспитания. Считаю, что руководители региональных и муниципальных систем образования должны взять на себя непосредственную ответственность за такое взаимодействие и научиться управлять образовательной средой своего региона, города или поселка.

Еще один важный аспект - это профессиональная ориентация школьников. Применительно к школе речь может идти о существенном повышении роли предприятий и организаций в профессиональной ориентации и в профильном обучении.

Например, в Приморье эффективной оказалась модель классов «Роснефти». Успешной оказалась и идея создания школ в составе вузов. Безусловно, для решения таких сложных задач в системе образования нужны не только хорошие учителя, но и хорошие управленцы - самостоятельные, предприимчивые, настоящие лидеры, умеющие создавать и реализовывать программы развития.

Мы много заботимся о подготовке учителей, а директоров школ учим недостаточно. Далеко не во всех регионах работают прозрачные и эффективные системы отбора на управленческие должности в сфере образования. Я считаю, эту ситуацию надо менять оперативно, иначе мы не справимся с новыми сложными задачами, где нужны лидерские качества.

Наконец, с темой обучения и воспитания вне школы связан вопрос о наполнении Интернета образовательным содержанием. Мы действительно провели Интернет практически в каждую школу, вложили довольно большие средства в электронные образовательные ресурсы, а дети все равно сидят в социальных сетях. Может быть, нам надо начать прокладывать дороги там, где ходят? Может быть, именно в социальных сетях, в новых форматах размещать одобренные экспертами образовательные и воспитательные ресурсы?

Конечно, работа с такими ресурсами требует совершенно новой квалификации учителей. Должен признать, что пока модернизация системы повышения квалификации учителей в регионах, как правило, отстает от обновления самого школьного образования. Нам нужны совершенно новые формы и содержание профессионального развития учителей, которые помогут им в большей степени стать наставниками, проводниками в мире знаний, чем просто предметниками.

В заключение хотел бы привлечь внимание к одной серьезной проблеме. Речь идет о том, что в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. В этом случае школа перестает выполнять функцию социального лифта. И если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку: и методическую, и кадровую, и финансовую.

У нас не должно быть плохих школ, но и не должно быть выбраковывания детей для улучшения результатов. Надо бороться за каждого ребенка в любой школе.

При этом надо понимать: одной, универсальной модели улучшения качества образования в таких школах на всю страну не сделаешь. В каждом регионе должна быть своя программа подтягивания этих школ до приемлемого уровня. Каждая школа, каждый учитель должны почувствовать, что у них есть возможности добиться успеха.

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:

Одна из главных задач предстоящего периода развития российской школы - это повышение роли школьного образования в воспитании подрастающего поколения. Именно задача воспитания граждан нашей страны, любящих, уважающих свою Родину - и большую, и малую, - знающих и уважающих свою историю, имеющих способности мыслить и действовать в сложных реальных ситуациях, впервые в явном виде поставлена в новых образовательных стандартах.

Воспитание проходит красной нитью через все виды школьной деятельности - и урочной, и внеурочной. Невозможно воспитывать лишь на отдельных уроках или специальных мероприятиях. Воспитание - это задача, которую школа решает совместными усилиями с семьей, обществом, социальными и культурными институтами. Именно эта идея является ключевой при создании российского движения школьников, которое создается в интересах развития детей, для их вовлечения в социальную практику.

Существенной частью воспитательной работы в соответствии с новыми образовательными стандартами является и профессиональная ориентация. Прежде всего - популяризация высокотехнологичных рабочих профессий в среде школьников.

Сегодня созданы правовые условия для организации на базе школ профессиональной подготовки по массовым профессиям. Запущено создание ресурсных центров по освоению профессиональных компетенций в соответствии с международной системой WorldSkills, которая у нас получила название «Молодые профессионалы».

Но, безусловно, задачу профессиональной ориентации одна школа решить не может. В таких регионах, как Алтайский край, Приморье, Тамбовская область, Санкт-Петербург, местные власти активно стимулируют предприятия для организации практик и профессиональных проб старшеклассников. Мы надеемся на активное участие в этой работе других регионов - она крайне важна.

В такой многообразной огромной стране, как наша, одной из центральных задач образовательной политики всегда остается задача обеспечения единства образовательного пространства. Ее суть - сформировать общую гражданскую и культурную основу, дать каждому ребенку равные возможности получения качественного образования.

Как показало введение образовательных стандартов, в их исходном варианте были заданы лишь общие требования к результатам образования. Это создавало высокую степень неопределенности. Для корректировки этой ситуации мы вместе с профессиональным сообществом провели работу по уточнению базового содержания образования через конкретизацию образовательных результатов по каждому предмету.

Хочу поблагодарить всех, без исключения, глав регионов за принципиальную позицию в отношении единого государственного экзамена, благодаря которой нам удалось не только получить объективную картину качества работы наших школ, но и начать в целом ряде регионов реализацию целевых программ поддержки тех школ, которые демонстрируют устойчиво низкие результаты обучения школьников. Сейчас важно сделать следующий шаг, чтобы повысить объективность экзаменов на всех уровнях образования.

В этом году мы успешно опробовали всероссийские проверочные работы, запустили национальные исследования качества образования. Важно, чтобы выводы по результатам этих исследований не были направлены на наказание тех школ, которые работают недостаточно хорошо, наоборот, служили основой для выработки инструментов поддержки этих школ, создавали мотивацию для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей.

Президентом страны поставлена задача - существенно поднять зарплату педагогов, и она выполнена. Сейчас важно помочь учителям добиваться более современного и высокого качества работы. Для этого изменены принципы оплаты труда учителей, утвержден профессиональный стандарт педагога, который мы считаем главным элементом реального обновления школы. Он поэтапно вводится в действие, не раньше 2017 года он станет обязательным для всех школ.

Чтобы лучшие выпускники вузов закреплялись на рабочих местах в школах, у них должна быть возможность серьезной поддержки на начальных стадиях работы, возможность роста в рамках учительской профессии. Поэтому мы разработаем систему карьерного и профессионального роста учителей, которая бы увязывала существующую систему аттестации с принятым профессиональным стандартом и уровнями квалификации учителя.

Но, конечно, реальное улучшение социального самочувствия учительства требует и моральной поддержки. Очень важно, чтобы образ педагога позитивно воспринимался в обществе: нужны хорошие фильмы об учителях, публикации в средствах массовой информации о лучших представителях учительской профессии, чтобы она и дальше привлекала успешных молодых людей. Необходима популяризация в СМИ успешных школьных практик.

И конечно, очень важно договориться, что пора перестать загружать школы избыточными проверками и отчетами. И федеральным органам, и главам регионов надо ограничить контролирующие организации, чтобы они заходили в школы, как правило, через учредителей, через муниципалитеты.

Мы также обеспечим представление основной информации о каждой школе, включая статистические формы на сайтах школ в формате открытых данных. Эта система будет запущена в 2016 году. Очень важно, чтобы регионы активно включились в ее внедрение и в школы прекратились запросы, дублирующие друг друга.

В течение ближайшего десятилетия число школьников увеличится на 3,5 миллиона, и все они должны прийти в новые, современные школы. К сожалению, сегодня процент школьных зданий с износом более 50, даже 70 процентов высок. Из-за нехватки площадей примерно четверть детей обучается во вторую смену. Поэтому перед нами стоит задача создания новых школьных мест, в общей сложности до 2025 года их потребуется более 6,5 миллиона. И здесь речь идет не просто о новых местах, а о принципиально новых школах, где создана современная среда для обучения и воспитания, пространство и для уроков, и для внеурочной деятельности.

Конечно, современная школьная инфраструктура невозможна без высокоскоростного Интернета. При качественном Интернете более эффективным становится внедрение дистанционного обучения, широкое использование электронных образовательных ресурсов. Это особенно важно для детей, живущих в сельской местности, в удаленных районах, для детей с ограниченными возможностями здоровья и для одаренных детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам, для наших соотечественников, проживающих за рубежом.

На основе опыта лучших российских школ и педагогов мы начинаем реализацию нового масштабного проекта «Российская электронная школа», благодаря которому дети смогут получать общее образование с 1‑го по 11‑й класс либо полностью, либо частично с использованием электронных ресурсов, дистанционных технологий.

При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и худо- жественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо! 2.

Еще по теме 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы:

  1. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
  2. ЛЕКЦИЯ 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  3. ВИДЫ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
  4. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности
Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Они были ориентированы на «усредненного» ученика, который рассматривался не как индивидуальность, а как носитель социально заданных образцов поведения, учебных действий, отобранных для усвоения знаний. Учитель по мере сил и возможностей транслировал эти образцы поведения (действия), ученик их как-то усваивал, применял в собственном опыте. И такая схема общения педагога и учащегося долгие годы доминировала при организации образовательного процесса. Наш педагогический коллектив решил отказаться от нее.

Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Они были ориентированы на «усредненного» ученика, который рассматривался не как индивидуальность, а как носитель социально заданных образцов поведения, учебных действий, отобранных для усвоения знаний. Учитель по мере сил и возможностей транслировал эти образцы поведения (действия), ученик их как-то усваивал, применял в собственном опыте. И такая схема общения педагога и учащегося долгие годы доминировала при организации образовательного процесса. Наш педагогический коллектив решил отказаться от нее.

В инновационном режиме

Вот уже несколько лет наша школа развивается в инновационном режиме, как школа-гимназия. Поэтому другими стали и ориентиры. Мы стремимся к развитию личности каждого ученика, как индивидуальности, созданию единого образовательного пространства, позволяющего обучать любого школьника в зоне его ближайшего развития, соответственно его психолого-физиологическим особенностям. По-новому определились цели и задачи нашей образовательной деятельности.

Это, во-первых, создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей, склонностей, потребностей.

Во-вторых, доминирование у учащихся механизма самообразования, самореализации через создание устойчивой мотивации к учению как жизненно важному виду деятельности.

В-третьих, воспитание гражданских и нравственных качеств.

И, наконец, в-четвертых, развитие творческого мышления, необходимого для познания, практической деятельности, ориентации в быстро изменяющемся окружающем мире.

Ведется большая работа над учебным планом. Не только обновляется его содержание, но главным образом происходит «стыковка» основных направлений личностного развития ребенка: познавательного, языкового, музыкального. Еще одно направление - организация образовательной среды на основе сотворчества, сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, представителей творческой интеллигенции). Весь педагогический коллектив школы ознакомлен с "этими целями и задачами, разделяет их, активно включен в реализацию. Надо сказать, что профессиональный уровень многих учителей позволяет постоянно обновлять дидактический материал,активно искать формы и методы индивидуального подхода к каждому ученику, творчески применять новые обучающие технологии. Педагоги используют в своей работе различные методические приемы, позволяющие не только разнообразить процесс усвоения знаний, но и рекомендовать школьнику индивидуальную программу обучения в зависимости от его учебного интереса, продуктивности работы, тех или иных затруднений. А это дает учителю важные сведения о познавательных возможностях ученика.

Новая ориентация побудила наш коллектив обратиться к анализу существующих в науке теоретических подходов к организации личностно-ориентированного обучения. Мы заключили договор о научно-практическом сотрудничестве с Институтом педагогических инноваций РАО и вот уже несколько лет плодотворно сотрудничаем с его лабораторией проектирования личностно-ориентированной системы обучения (руководитель - профессор И.С. Якиманская).

Концепция и Программа

В рамках этого сотрудничества были совместно разработаны Концепция и Программа развития школы на период становления гимназии. К концептуальным положениям можно отнести следующие:
центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники (педагоги, родители, школьный психолог, социальный работник, администрация) лишь помогают становлению личности ученика, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, индивидуальных склонностей и способностей;
прием в школу-гимназию и комплектование первых классов ведется по микрорайону в соответствии с положением о школе. Только на свободные места принимаем детей из других районов города. Мы отказались от раннего отбора детей;
при зачислении ребенка в школу начинается работа по изучению его личностных особенностей, которую по особой программе ведет учитель первых классов совместно со школьным психологом, социальным работником, родителями. Цель - максимально раскрыть не только наличные, но и потенциальные возможности ученика в динамике его индивидуального развития в ходе обучения. Для более полного раскрытия познавательных возможностей в первом классе используются программы интенсивного (развивающего) обучения. По результатам их усвоения даются педагогические характеристики на каждого ученика, они составляются совместно учителем и психологом;
при организации гимназических классов (в параллели с обычными) учитель на основе изучения личности ученика в начальной школе (его реальных выражений, дидактических возможностей) совместно со школьным психологом дает рекомендации по зачислению в гимназический класс, где обучение требует особой интеллектуальной готовности не только к овладению предметным содержанием (более объемным, углубленным), но и к проявлению таких качеств мыслительной деятельности, как гибкость, креативность, критичность, повышенная работоспособность;
целенаправленное изучение личности ученика в ходе овладения им знаниями предполагает опору на критериальную базу, отличную от той, которая сложилась в традиционной школе, реализующей в основном информационную модель обучения. Основу такой базы, по нашему мнению, должна составлять оценка не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения как субъектной деятельности ученика, фиксируемой в индивидуальных, личностно-значимых способах его учебной работы. Накопление банка данных об ученике, в основе которых лежит знание тех способов, которыми он пользуется при проработке учебного материала, дает учителю возможность более оптимально коррелировать учебные достижения каждого школьника в рамках овладения им программным содержанием.

Чем гимназия отличается от обычной школы

Важной стороной нашей совместной работы с учеными является разработка Устава и Положения о школе-гимназии, как особого образовательного учреждения переходного периода. Была проанализирована типовая документация, изучена история создания, традиции школы, условия ее функционирования в данный момент с учетом кадрового состава учителей, социокультурной микросреды, численности учащихся и т.п. При разработке Устава и Положения учитывалось, что для становления гимназии очень важна связь с культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными организациями, вузами. Эти документы являются своеобразным паспортом школы и могут использоваться в разных целях: для ориентации родителей, для старшеклассников, оканчивающих ее, для регулирования взаимоотношений с органами народного образования, другими социальными службами.

Особое внимание мы уделяли статусу гимназиста как личности. При том, что существует уже довольно много гимназий, на наш взгляд, недостаточно ясно, чем же, собственно, отличается гимназист от обычного школьника. Соответственно, не выявлено, чем должен отличаться преподаватель гимназии от традиционного учителя обычной школы. Нет пока и научно обоснованной нормативной базы для приема в гимназию (гимназический класс).

Различие в образовании между традиционной школой и гимназией нередко сводят к различиям в содержании знаний (их глубине, объему, характеру предъявления, требованиям к отметкам). По нашему мнению, гимназия должна больше внимания уделять доминированию у своих воспитанников интеллекта, метода научного мышления, включающего умение учиться, т.е. самостоятельно овладевать знаниями.

Он должен рефлектировать и прогнозировать результаты своей учебной работы, использовать рациональные способы проработки программного материала, уметь мыслить логично и доказательно. Поэтому в гимназических классах и построение учебного предмета, и требования к овладению им должны иметь существенные особенности. Пока же в них зачисляются дети более продвинутые по успеваемости. а остальные остаются в обычных классах. Такой критерий является недостаточным.

В положении о гимназисте, по нашему мнению, должны быть зафиксированы требования к общей культуре, нравственности (включая поведенческий этикет), уровню интеллекта, его содержанию, формам проявления. Такое положение будет своеобразным кодексом для тех, кто желает стать гимназистом. Мы предусматриваем возможность перевода учащихся из обычного класса в гимназический (или обратно) в зависимости от их успехов и личных намерений.

Раскрывая субъектный опыт

На уроках учителя стремятся раскрыть субъектный опыт школьников, а в дальнейшем опираться на него в преподавании. Под этим опытом мы имеем в виду ту картину мира, которая сложилась у ребенка в ходе его жизнедеятельности и под влиянием предшествующего обучения. Это - накопленные знания, представления о мире людей и вещей, личностные смыслы, ценностные ориентации. В таком контексте субъектный опыт каждого ребенка уникален, самобытен, неповторим. Правда, он не всегда совпадает с научной картиной мира, но личностно значим для его носителя. Поэтому мы постоянно ориентируем учителей на специальную работу по: 1) выявлению субъектного опыта каждого ученика; 2) максимальному его использованию (а не игнорированию); 3) стимулированию ученика к свободному согласованию «своего» и «чужого» опыта; 4) поощрительной оценке наиболее богатого по содержанию и формам выражения субъектного опыта. Последний проявляется не только в своем предметном содержании, но и в индивидуальных способах проработки школьником учебного материала, причем способах наиболее устойчивых, индивидуально-значимых именно для него. Хорошо видно, что ученики в ходе овладения знаниями используют различные способы учебной работы. Одни легче запоминают усваиваемый материал на слух, другие - зрительно, третьи - в ходе манипулирования учебными объектами. Неоднороден их интерес и к форме репрезентации учебного материала. Одни с удовольствием работают с красочной наглядностью, другие для выражения своей мысли используют условно-символические изображения (схемы, графические наброски, знаковые обозначения и т.п.), третьи предпочитают применять «свою» наглядность: модели, бумажные поделки, макеты, конструкции и т.п. Учитель (какой бы предмет он не преподавал) должен учитывать эти индивидуальные особенности детей, создавать условия для их раннего проявления, учитывая их и при изложении знаний и проверке усвоенности, оценивая не только результативную, но главным образом процессуальную сторону овладения знаниями. Для этого необходимо иметь набор учебных заданий, отличающихся как содержанием (уровнем сложности), так и формой его репрезентации (словесной, знаковой, графической). Насыщенный такими заданиями учебный процесс предполагает хорошее знание учителем не только содержания своего предмета, но и умение проводить на этой основе диагностику познавательных возможностей каждого ученика. Сотрудники научной лаборатории совместно с нашими учителями разрабатывают такие задания и активно их используют в учебном процессе. Так, разработаны и внедрены системы заданий по геометрии в старших классах, а также по математике в начальной школе, по теологии. Их использование позволяет учителю накапливать данные об учебных возможностях ученика не в ходе тестирования, проводимого, как правило, на внеучебном материале, а в процессе усвоения программного содержания знаний, в повседневной учебной работе, где каждый ученик раскрывается всесторонне и систематически.

Мы полагаем, что, двигаясь в этом направлении, можно раскрыть процесс работы ученика, предлагая ему на выбор не только предметную область знаний (в рамках факультативов, курсов по индивидуальному выбору), но и тип, вид и форму материала в рамках одного и того же предметного знания. Создавая для ученика такую возможность при изучении различных школьных дисциплин, учителя тем самым могут выявить устойчивые способы работы каждого, корригировать их и на этой основе судить о познавательных способностях, как устойчивых личностных образованиях. На этом пути нам видятся большие перспективы по разработке дидактического, материала, позволяющего па деле реализован, диагносчико-коррекционную функцию обучающих программ.

Выявление учебного профиля

Кроме работы по созданию и апробации личностно-ориентированного дидактического материала, мы раз в году (в ноябре-декабре) проводим на основе комплекса методик, разработанных в Институте педагогических инноваций, обследование всех учащихся 8-11-х классов в целях выявления учебного профиля каждого ученика. Под этим ученые понимают устойчивую предрасположенность (избирательность) к работе с определенным научно-предметным содержанием материала, а также предпочтение к способам его проработки, уже сложившимся у ученика, личностно-значимых для него.*

Данные методики позволяют раскрыть устойчивую ориентацию ученика на содержание той или иной научной области знания; способы его проработки; интерес к овладению им. Без этого нередко требования учителя-предметника, применяемые им педагогические приемы по отношению к одним ученикам могут стимулировать их развитие, а по отношению к другим, наоборот, сдерживать. Выявление же учебного профиля и помогает осуществлять дифференцированный подход, отличая внешние стимулы (интерес к личности учителя, формам организации и проведения занятий) от внутренних, основанных на умении ученика работать самостоятельно в избранном им предметном содержании, добиваясь большой продуктивности.

Для проведения массового комплексного обследования старшеклассников в школе создана постоянно действующая группа из числа учителей различных школьных дисциплин с привлечением психолога. Все они прошли специальную подготовку под руководством сотрудника научной лаборатории С. Г. Абрамовой. Была проведена организационно-деятельностная игра, в ходе которой осмысливались содержание и задания-тесты. До и после обследования и по ходу обработки его результатов проводились консультации. Это помогло нашим педагогам овладеть техникой обследования, процедурами обработки полученных данных, интерпретации результатов. На каждого ученика заводилась специальная карта, где фиксировались результаты выполнения им заданий-тестов (каждый выполнил их около 100), отношение к ним, успеваемость, интерес к предмету. И хотя наш учебный план не предусматривает профильной дифференциации, на которую рассчитана методика, с се помощью нам удается выявить ту область научного знания, к работе с которой на данном этапе своего развития наиболее склонен ученик, а также способы, которые ему импонируют. Ценность методики состоит в том, что она позволяет повторять обследование не один раз (от класса к классу) и тем самым выявлять устойчивость избирательности ученика к предметной области, способам проработки и содержания. Учитель, опираясь на результаты промежуточного или итогового обследования, может предлагать индивидуальные обучающие программы, вести соответствующую работу с родителями, самими учащимися. Все это помогает педагогу выявить избирательность учеников к предметному содержанию знаний, их умение самостоятельно выбирать способы учебной работы, поддерживать их надежду на успех, обучать новым формам работы с материалом. Да и сами старшеклассники, проходя обследование, стали лучше понимать себя, адекватнее оценивать свои возможности.

Данные обследования дополнялись опросником, содержащим вопросы о планах учеников на будущее, о том, какую помощь в их реализации может оказать школа, о желании их изучать учебные предметы по выбору, дополнительно.

Мы видим, что образовательная среда школы стала разнообразной, психологически более насыщенной и интересной. Об -лом, в частности, говорит стремление учащихся к дополнительному образованию. По результатам опроса 84% школьников 8-11-х классов выразили пожелание дополнительно заниматься теми или иными предметами.

Вот таков наш пока еще небольшой опыт по созданию личностно-ориентированной школы-гимназии. Работ продолжается, и мы будем рады, если она окажется интересной и полезной другим.

(Статья подготовлена под научным руководством доктора психологических наук. профессора, зав. лабораторией Института педагогических инициации РАО И. С. Якиманской.)

_________________________________________
* См. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения под ред. И. С. Якиманской М., - 1992; С. Г. Абрамова, А. Ю. Лебедев, О. В. Москаленко, И. С. Якиманская. Комплекс методик на определение учебного плана учебного профиля школьника М., - 1993.

  • Уважаемые земляки!

    Приглашаем вас 21 сентября с 7-00 до 14-00 часов на сельскохозяйственную ярмарку, которая состоится в поселке Рассвет!

    Администрация Рассветовского сельского поселения

  • Уважаемые наши юные друзья!

    Редакция газеты «Победа» приглашает вас принять участие в творческих конкурсах молодых журналистов, итоги которых будут по традиции подведены 21 ноября на районном слете юнкоров по адресу: г. Аксай,
    ул. Чапаева, 163/1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.

    «Мир детства – мир открытий, творчества, достижений» – о деятельности детских общественных объединений, об участии во всероссийских и региональных мероприятиях.

    «Время молодых» – о талантливых детях, их достижениях.

    «Растем патриотами» – материалы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
    о поисковой работе, о работе школьных музеев.

    «Мы – волонтеры» – о деятельности волонтерских отрядов, направленных на поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    «В объективе» – фотографии, отражающие жизнь молодежи.
    Ждем материалы до 12 ноября 2019 года.

  • День открытых дверей

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора информирует, что 19.09.2019 г. пройдет акция «День открытых дверей для предпринимателей: консультирование по вопросам законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    и защиты прав потребителей».

    Ждем всех желающих по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск,
    пер. Юннатов, 3.

  • Выберем участкового?

    11 сентября стартовал Всероссийский ежегодный конкурс «Народный участковый». Участковые уполномоченные полиции ОМВД России по Аксайскому району, по результатам оперативно-служебной деятельности признанные лучшими, борются за звание «народного участкового. Служба участкового круглосуточно связана с населением, проживающим на его административном участке, и именно он первым приходит на помощь людям в трудную минуту.

    Для того, чтобы пользователи могли получить полное представление о каждом претенденте на звание «Народный участковый», на официальном сайте ГУ МВД России по Ростовской области размещена информация об участковых уполномоченных полиции, принимающих участие в первом этапе конкурса, который проходит с 11 по 20 сентября, путем онлайн-голосования на официальном сайте
    ГУ МВД России по Ростовской области.
    Д.В. Голубейко, заместитель начальника по ООП ОМВД России по Аксайскому району

  • Услуги ГИБДД можно получить в Интернете

    Получать государственные услуги
    в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД, расположенных
    в Ростове-на-Дону, граждане могут ежедневно.

    Повышение качества оказания гражданам государственных услуг регистрационно-экзаменационными подразделениями – одно
    из приоритетных направлений в деятельности Госавтоинспекции. В связи с этим график работы пунктов МРЭО ГИБДД, расположенных
    на территории Ростова-на-Дону, организован таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться в данные подразделения в любой день недели.

    Обратиться в пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: 50-летия Ростсельмаша, 15, можно в воскресенье с 08-00 до 17-00 часов, с понедельника по среду –
    с 08-00 до 18-00 часов, в четверг – с 09-00 до 13-00 часов.

    В пятницу и субботу государственные услуги оказывает пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: ул. Доватора, 154-а, с 08-00 до 18-00 и с 08-00 до 17-00 часов соответственно.
    Во вторник и среду данное подразделение работает с 08-00 до 18-00 часов, в четверг –
    с 09-00 до 13-00 часов.

    Чтобы сократить время пребывания в МРЭО, вы можете заранее оплатить государственную пошлину по реквизитам, размещенным на официальном сайте Госавтоинспекции
    https://гибдд.рф/r/61/divisions/4334.

    Также напоминаем, записаться на удобное время получения государственных услуг
    в МРЭО ГИБДД можно через интернет-портал www.gosuslugi.ru.

  • Кино о нашем районе!

    Программа «Губерния» сняла фильм к юбилею Аксайского района. В субботу, 24 августа,
    на телеканале «Россия-1» вышел документальный фильм об Аксайском районе, посвященный 95-летию муниципального образования.

  • Малиновый звон для Аксая

    Свято-Успенский собор города Аксая собирает средства на новую звонницу. Она будет состоять из девяти колоколов, разливающих бархатный звон по городу.

    Как известно, материальное положение приходов Русской православной церкви всегда было не очень благополучным. Оно зависит
    от благосостояния нашего народа. Богат наш народ – богата наша церковь. Нищает народ – нищают и храмы. Порою в церквах доходы ниже расходов, поэтому церкви вынуждены обращаться за помощью к прихожанам и неравнодушным к проблемам церкви людям.

    В Свято-Успенском соборе многие годы не было колоколов, несмотря на то, что храм является центральным в нашем городе. На сегодняшний день храм Успения Божией Матери организовал сбор пожертвований на приобретение
    и монтаж звонницы. Итоговая сумма весьма внушительная – почти 2 000 000 рублей. На заводе-изготовителе пошли на уступки и дали храму возможность рассрочки с тем условием, что в течение месяца полная сумма будет выплачена. Поэтому собор организовал сбор части необходимой суммы.

    Просим всех неравнодушных людей помочь храму в этом благодатном деле. Давайте соберем на звонницу вместе, и у храма появится свой голос!

    Реквизиты для помощи собору:
    Наименование полное: местная религиозная организация православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая, Ростовской области Религиозной организации Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
    Наименование сокращенное:
    МРО православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая.
    ИНН 6102007870 КПП 610201001
    Р/сч. 40703810000100000016
    в ПАО КБ «Центр-инвест», г. Ростов-на-Дону
    БИК 046015762
    Корр./сч. 30101810100000000762
    Адрес: 346720, Ростовская область,
    г. Аксай, ул. Чапаева, 175.
    Руководитель: настоятель прихода Макаренко Геннадий Борисович.
    Телефон Свято-Успенского собора:
    8-928-166-23-13.

  • Вместе против коррупции!

    Генеральной прокуратурой Российской Федерации организован конкурс «Вместе против коррупции!».

    Конкурс проводится в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции, созданного для организации конструктивного международного сотрудничества и принятия совместных эффективных мер в сфере борьбы с коррупцией.

    С правилами проведения конкурса можно ознакомиться на официальном сайте конкурса
    в сети «Интернет»: www.anticorruption.life.

    Прием работ будет осуществляться на официальном сайте конкурса www.antukorruption.life с 1 июня по 1 октября 2019 года по двум номинациям – «Социальный плакат» и «Социальный видеоролик».

    Торжественная церемония награждения победителей конкурса будет приурочена
    к Международному дню борьбы с коррупцией
    (9 декабря).

    Р.А. Синельников, и.о. прокурора района

  • Заплати налоги и живи спокойно!

    В текущем году срок уплаты имущественных налогов физическими лицами – собственниками недвижимости, земельных участков и транспортных средств – истекает
    2 декабря.

    Налоговыми органами Ростовской области завершен расчет налога на имущество, земельного и транспортного налогов за 2018 год, и филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Волгоград и г. Санкт-Петербург) начали почтовую рассылку налогоплательщикам области сводных налоговых уведомлений
    на уплату имущественных налогов.

    В сводное налоговое уведомление за 2018 год внесены изменения, которые делают процедуру уплаты налогов более простой и понятной для граждан. Теперь в уведомлении содержатся все необходимые данные для перечисления налогов в бюджет, в том числе полные реквизиты платежа и уникальный идентификатор, который позволяет вводить сведения автоматически, а также штрих-код и QR-код для быстрой оплаты налогов через банковские терминалы и мобильные устройства. Поэтому вместе с уведомлением налогоплательщик не получит привычные платежные документы – квитанции по форме ПД. Из формы исключены сведения об объектах, по которым не предъявляются налоговые платежи при наличии у физлица налоговой льготы или переплаты, покрывающей сумму налога.

    На сайте Федеральной налоговой службы размещена промо-страница (раздел) «Налоговое уведомление физических лиц 2019» (https://www.nalog.ru/rn77/snu-2019/), на которой подробно рассказывается, как получить и исполнить налоговое уведомление, а также содержится ряд других сведений, касающихся уплаты имущественных налогов гражданами.

    Если собственник жилой недвижимости, земельных участков, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения,
    до 1 ноября 2019 года не получает сводное налоговое, ему необходимо сообщить о наличии такого имущества в любой налоговый орган.

    Представлять сообщение не нужно, если в отношении конкретного объекта налогоплательщик получал налоговое уведомление ранее либо уведомление ему не направляли в связи с правом на налоговую льготу. Как и в предыдущие налоговые периоды, сводные налоговые уведомления в бумажном виде не получают физические лица, имеющие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для ФЛ». Им уведомления на уплату имущественных налогов доставляется только в электронной форме через ЛК.

    Для получения дополнительной информации по порядку начисления и уплаты имущественных налогов следует обращаться по телефонам справочной службы налоговых инспекций, размещенным на сайте www.nalog.ru, и в контакт-центр ФНС России по единому федеральному номеру: 8-800-222-2-222.

    Межрайонная ИФНС России № 11 по РО

  • Календарь новостей

  • Услышишь сирену – будь начеку!

    18 сентября 2019 года с 11-20 по 12-00 часов будет проведена годовая комплексная тренировка по оповещению населения области
    с запуском электросирен и передачей текста
    по радио, телевидению и радиотрансляционным
    и телефонным сетям.

    При угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации – аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического, радиоактивного заражения – в населенных пунктах, объектах народного хозяйства включаются сирены, гудки и другие звуковые сигнальные средства. ЭТО ЕДИНЫЙ СИГНАЛ, ОЗНАЧАЮЩИЙ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

    Услышав сигнал, необходимо включить: радиотрансляционный приемник на первую или вторую программу проводного вещания; радиоприемник на одну из программ
    УКВ-диапазона: ГТРК Дон ТР (частота 72,95 MHz), Юмор FM (частота 91,2 MHz), Хит FM (частота 100,1 MHz), Радио Рекорд (частота 100,7 MHz), Радио Ростова (частота 101,6 MHz), Радио 7 (частота 102,2 MHz), Русское радио (частота 103,0 MHz), Монте Карло (частота 103,7 MHz), Di FM (частота 104,6 MHz), Маяк (частота 107,5 MHz) или телевизионный приемник на канал «Россия 1» или на один из телевизионных каналов: 3, 7, 28, 32, 35, 38, 49 – и прослушать сообщение о возможных стихийных бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах и ваших действиях в сложившейся обстановке.

    В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения. Сигналами гражданской обороны в военное время являются: «Воздушная тревога»,
    «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

    Уважаемые жители района!
    Будьте бдительны к сигналам оповещения, умелые действия по сигналам
    оповещения – залог вашей безопасности!

    Для получения индивидуального СМС- сообщения на номер собственного мобильного телефона в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, любой житель Аксайского района может подать заявку, позвонив по телефонному номеру:
    8(863-50) 5-51-75 дежурному диспетчеру ЕДДС-112 Аксайского района. Данная услуга для населения Аксайского района оказывается бесплатно за счет денежных средств Управления по предупреж-дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Управление по предупреждению и ликвидации ЧС Администрации Аксайского района

  • О ЧС расскажет СМС

    Уважаемые жители Аксайского района!

    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»,
    а также для своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или
    о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты муниципальным бюджетным учреждением Аксайского района «Управление
    по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заключен договор
    с оператором сотовой связи на передачу СМС-сообщений от единой дежурно-диспетчерской службы 112 Аксайского района
    (далее – ЕДДС-112).

    Содокладчик Паршина Л.А.

    Учитель современной школы – ключевая фигура

    качественного образования школьников.

    В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога.

    Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

    В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС . И от его готовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.

    Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
    Действительно, это так.
    Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества? Во-первых, это человек, любящий свою профессию , преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников.

    Во-вторых, профессионал , учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями.

    В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске , непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования.

    В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии , которые являются первостепенными в XXI веке.

    В-пятых, быть настоящим учителем – это талант , перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека.

    Я использую на своих уроках все возможные образовательные ресурсы, чтобы заинтересовать детей, привить им любовь к своим предметам, русскому языку и литературе вообще.

    Лингвистические разминки, включающие различные игры, интересные материалы.

    Поэтические минутки на уроках литературы. Что-то подбираю я, что-то сами дети.

    Мой кабинет постоянно работает на развитие познавательного интереса: сменные стенды, игры, языковые задачи.

    Звучит музыка: романсы, песни на стихи поэтов.

    Использование ИКТ делает мою работу более продуктивной, т.к. позволяет расширить как сам материал, так и способы его подачи.

    Приходите ко мне в кабинет, на уроки, и мы с вами сможем погрузиться в удивительный мир родного языка и литературы.

    Подводя итог , хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.