Депрессия — не безобидная слабость и признак лени, а серьезная болезнь, которая может настичь каждого, Каждый пятый на нашей планете страдает или в прошлом перенес хотя бы один депрессивный эпизод.

Здоровому человеку не по силам представить себе мучения людей, страдающих депрессией. Президент Авраам Линкольн по этому поводу писал: «Я сегодня самый убогий человек из всех живущих. Если бы мои чувства равномерно распределить по всему человеческому роду, на земле не нашлось бы ни одной улыбки. Буду ли когда-нибудь чувствовать себя лучше, не знаю».

От этих слов исходят безнадежность, ощущение тупика и пессимизм, и все это характерные спутники депрессии. Любому из нас приходилось расстраиваться, впадать в уныние, однако между этими ощущениями и картиной клинической депрессии немалая разница. Человек, ис-пытывающий депрессию, утрачивает способность к социальному и профессиональному поведению. Не дает покоя мысль, что все удачи были случайными, а все, что не удалось, это от бездарности. Память, как нарочно, подки-дывает все новые и новью воспоминания о всевозможных неудачах, человек попадает в замкнутый круг, выход из которого видит разве что в самоубийстве.

Термин «депрессия» часто используется не только в медицинской литературе, но и в обиходной речи. Дей-ствительно, эти понятия настолько многообразны; что позволяют описывать чувство внутреннего дискомфорта. В одних случаях депрессия приобретает форму меланхо-лии — тяжелого психического расстройства, приводящего к полной утрате трудоспособности столь же часто, как и мозговой инсульт, в других кратковременное ухудшение настроения может быть следствием проигрыша любимой футбольной команды. Описывая свое состояние, больные могут жаловаться на чувство тревоги (или беспокойства, нервозности) и одновременно на подавленное настроение (или чувство тоски и грусти). Разобраться в этих противо-речивых жалобах, не зная обстоятельств жизни больного, его социального положения, особенностей личности, семейного и личного анализа, непросто. Кроме того, депрессию и тревогу трудно разделить.

Помимо этого необходимо помнить, что симптомы не-вротических расстройств (депрессия, тревога — типичные непсихотические заболевания) изменяются со временем. Так, симптомы депрессии, наблюдавшиеся у больного в прошлом году, в этом могут смениться классическими признаками тревожного расстройства, а еще через 2 года — симптомами панического расстройства. Неудивительно, что в литературе нередко можно встретить выражения типа «депрессивная личность» или «постоянно озабоченный человек», по-видимому, некоторые люди более подвержены депрессии или тревожным расстройствам, чем другие. Полагают, что существует семейная предрасположенность даже к легким формам невроза.

Практические врачи не могут и не хотят тратить время на формулировки диагнозов, и если больной жалуется на подавленное настроение или повышенную тревожность, первый вопрос, который задаст ему опытный клиницист: как подавленное или тревожное состояние влияет на вашу жизнь?

Депрессия — психическое расстройство, оказывающее существенное влияние на социальную адаптацию и качест-во жизни и характеризующееся патологически сниженным настроением с пессимистической оценкой себя и своего по-ложения в окружающей действительности, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением побуждений и соматовегетативными нарушениями.

Депрессия настолько распространена в современном мире, что одни называют ее болезнью XXI века, дру-гие — «психическим насморком». Это заболевание вышло за пределы психиатрии, с ним встречаются врачи всех специальностей.

Депрессия традиционно считается одной из наиболее распространенных форм психической патологии. Совре-менные эпидемиологические исследования подтверждают это представление. Установлено, что показатель частоты депрессий у населения неуклонно возрастает. В каждый данный момент депрессией страдает 110 миллионов обитателей нашей планеты.

К 2020 г. депрессия займет второе место среди всех соматических заболеваний, приводящих к инвалидности. В наступившем тысячелетий эта проблема выдвигается в разряд первостепенно значимых. Депрессией страдают миллионы жителей нашей планеты. Распространенность этого заболевания в развитых странах Европы и в США составила 5-10%.

В настоящее время во всем мире именно депрессия является одной из ведущих причин инвалидности и чет-вертой из девяти основных причин глобального бремени болезней (этот показатель суммирует годы, вычтенные из здоровой жизни за счет инвалидности или преждевре-менной смерти).

Хотя «депрессивная болезнь» и не представляет собой патологии, несовместимой с жизнью, а ее течение чаще носит ремиттирующий характер, т. е. имеются «светлые» промежутки с возможностью практического выздоров-ления, показатели нетрудоспособности, смертности при этой болезни и негативного влияния на качество жизни не уступают соответствующим данным по тяжелым, про-грессирующим соматическим заболеваниям.

Из совершаемых ежегодно 10-20 млн. попыток само-убийства (1 млн. завершается фатально) значительная доля (до 50%) приходится на больных, страдающих депрессией, при которой самоубийство является самым трагическим исходом.

В связи с актуальностью проблемы основной задачей становится обеспечение психофармакологического лечения психических расстройств и в первую очередь депрессий. Важную роль играет просвещение населения.

В 5-10% случаев депрессии развиваются у лиц по-жилого и позднего возраста. Однако даже выраженная депрессия служит поводом к обращению за медицинской помощью не чаще чем в 35-50% случаев. Всего40% больных депрессией обращаются за медицинской помо-щью, и только половина из них получает антидепрессан-ты. Около 40% всех депрессий протекает со стертыми проявлениями, причем 60-80% больных лечатся у врачей общей практики.

Спонтанно, сама по себе депрессия не пройдет. Если Вы обнаружили у себя или у своих близких симптомы этой болезни, обратитесь за медицинской помощью. Не стоит ждать, когда депрессия станет хронической. В острой форме она значительно лучше поддается лечению.

Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич . Клиника при кафедре наркологии и психотерапии осуществляет лечение депрессии , помогает выйти из депрессии и полностью справиться с депрессией .

Рассмотрение основных причин возникновения стресса. Исследование симптомов, с которыми проявляется состояние стресса. Установление влияния стресса на здоровье. Определение основных способов борьбы со стрессом. Анализ психоэмоционального перенапряжения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стресс -- главная проблема современного мира!

По статистическим данным 3/4 населения страны постоянно испытывают стресс, а остальная 1/4 часть -- находится в сильном стрессовом состоянии. Небольших стрессов, возникающих в течении дня не избежать, но они не могут нанести большого вреда или снизить работоспособность.

Чрезмерный стресс негативно сказывается на здоровье человека. Во врачебной практике, его механизмы определяются как неблагоприятная физиологическая и психоэмоциональная реакция организма, на внешние экстремальные факторы, которые воспринимаются как угроза его привычному образу жизни, благополучию.

Основные причины возникновения стресса:

Большие эмоциональные нагрузки, которые мы испытываем каждый день, негативная информация, напряженная обстановка на работе, могут вызвать ощущение дискомфорта. Их влияние на организм человека выражается в постоянном нервном напряжении, которое в свою очередь вызовет -- депрессию или агрессивное состояние, фрустрацию. Реакция на стресс у каждого человека разная, но при этом каждый из нас в этот момент чувствует себя подавленным и несчастным. И связаны причины стресса могут быть с конкретными людьми, которые пытаются управлять вами, давить на вас, таким образом пытаясь поднять свою самооценку, рутинной ненавистной работой, постоянными ссорами с родственниками, которых не устраивает ваш образ жизни.

Если ситуация, в которую вы попали, «отравляет» вам жизнь, психолог может посоветовать даже решиться на кардинальные перемены -- поменять работу, разъехаться с семьей, или уйти от человека, решить проблемы с которым не удается. Постоянные нагрузки на нервную систему могут не только мешать полноценной жизни, но и вызвать ряд как психических, так и физических заболеваний, которые еще больше осложнят жизнь.

Виды стресса и их классификация

Слишком быстрый ритм жизни первая и главная причина стресса, бороться с которой бывает очень сложно. Мы сами загружаем себя ежедневно массой дел, получаем слишком много информации, которая также ведет к эмоциональным перегрузкам, и считаем, что отдохнуть мы всегда успеем. Но платой за такое пренебрежительное отношение к себе становится -- хроническая усталость, бессонница и раздражение. Некоторые люди говорят при этом, что им кажется будто жизнь проходит мимо них. Их уже ничего не радует, сон не приносит отдыха и нет ни сил, ни желания, что-то делать или менять.

Состояние стресса проявляется такими симптомами:

даже самое небольшое затруднение, вызывает неадекватную реакцию;

настроение часто меняется, а повышенная возбудимость сопровождается или раздражением, или смехом без причины, который заканчивается слезами;

активность или работоспособность снижается и человек не в состоянии справиться с ежедневными делами, делая все меньше и через силу;

поведение становится не контролируемым и человек часто спорит, становится очень критичным;

вкусовые предпочтения меняются;

нарушается сон и аппетит, который или снижается или становится чрезмерным;

появляется тяга в алкоголю, чувство жалости к себе, уныние и хандра;

теряется контроль над ситуацией и происходят нарушения в работе половой функции;

ослабляется работа иммунной системы и человек часто болеет;

в желудке появляются боли;

часто болит голова;

может проявиться язвенная болезнь;

все симптомы объясняются сложной ситуацией, которую невозможно решить и не предпринимаются никакие попытки к изменениям.

Эустресс -- классифицируется как эмоциональное состояние, вызванное положительными эмоциями, новыми и интересными планами, желанием взять «новую высоту» в работе, изменениями в личной жизни, и предвкушением чего-то хорошего! Он мобилизует все силы человека, помогает быстрее решать поставленные задачи и характеризуется, как «бодрость или реакция пробуждения». Такие выбросы адреналина повышают эффективность жизни, увеличивают удовольствие от нее и поддерживают нас!

В противовес ему -- дистресс, негативно воздействует на человека и стресс этого типа бывает таких классификаций: нервный, кратковременный или хронический, психологический или физиологический. Такой вид стресса может быть как внезапным, вызванным серьезной ситуацией опасности, угрозы или потери или «накопительным», при постоянном негативном воздействии.

Нервный вид стресса -- это реакция организма на чрезмерное или постоянное состояние нервного напряжения. И здесь, большое значение имеет особенность нервной системы человека, его склонность к неврозам, повышенной тревожности.

Кратковременный стресс вызывается инстинктом самосохранения, в случаях, когда возникает опасность для здоровья или жизни. Проходит он так же быстро, и не несет никаких угроз.

Хронический дистресс считается одним из самых опасных. Человек привыкает к постоянным нагрузкам на нервную систему и не обращает на свое состояние внимания, считая что к нему у него произошла адаптация. Но любое слово или действие, которое его может задеть, приводят у нервному срыву, затяжной депрессии и даже к суициду.

Психологический стресс всегда связан с эмоциями и его причина может быть как реальной, так и иллюзорной. Даже если причин для стресса нет, он может проявится в виде сильным эмоций, и переживаний.

Физиологический стресс вызывают внешние факторы -- сильный холод или жара, диета, голод или жажда. Многие женщины, которые сидят на диетах, часто не осознают, какому стрессу они подвергают свой организм и какой вред себе причиняют, так как при выходе их диеты, организму прошедшему через стресс, приходится пройти период адаптации, чтобы снова работать в привычном режиме.

Некоторые люди не любят скуки и получают удовольствие от чувства опасности, при вождении автомобиля на высокой скорости, прыжков с парашютом, или прогулки на яхте в штормовую погоду. Но вещи и ситуации, приятные одним людям, совершенно неприемлемы для других.

Во многом, корни проблем и плохой адаптации человека в социальной среде, находятся в традициях семье, особенностях воспитания. Ведь в некоторых семьях родители ребенка могут считать, что выставлять свои эмоции напоказ -- неприлично, а в других -- это способ, с помощью которого проводится манипуляция другими людьми. В одной семье -- даже проверка уроков и попреки, могут вызвать невротическое состояние у ребенка, а в другой, несмотря на трудности, он всегда получит поддержку родных. Уровень стрессоустойчивости закладывается в человеке с самого детства. Влияние стресса на здоровье человека

Психоэмоциональное перенапряжение, у человека с какими либо заболеваниями, может спровоцировать их резкое обострение. И у пациента с гипертонией, вызвать гипертонический криз и привести к осложнениям, удару или инсульту. Сердечные и сосудистые болезни и их неблагоприятный исход, могут быть вызваны агрессивностью, депрессией, напряженной обстановкой на работе и дома, повышенной требовательностью других людей к человеку или даже к самому себе, отсутствием материального и морального вознаграждения. Многие считают, что все болезни вызываются стрессом. И еще древнегреческий философ Сократ отметил: «Нет такой болезни тела, которая была бы отдельно от души». Многие проблемы, на которые жалуются пациенты, почти на 90% связаны с пережитым стрессом. Он может вызвать самые разные заболевания, начиная от мигрени и бессонницы, до повышенного артериального давления, инфаркта и инсульта. Сильный нервный стресс, в течении нескольких дней приводит к образованию язвы желудка! Также он может привести не только к физическим, но и психоэмоциональным проблемам -- неврозам и нервным срывам, упадку сил и эмоциональной неустойчивости, нарушению памяти, болям самой разной локализации. Страдающие стрессом люди, часто болеют, простуживаются и иммунитет у них всегда ослаблен. Может он стать и причиной аллергии, кожных заболеваний.

По исследованиям ученым, было установлено, что во время стресса происходит активизация работы центральной нервной системы, которая в свою очередь дает сигнал и гипофизу, щитовидной железе и надпочечникам начать вырабатывать гормоны в усиленном режиме. Большое количество гормонов, при невысокой подвижности, циркулируя в крови оказывают негативное влияние и на внутренние органы и на нервную систему. А это приводит к сильному сердцебиению, сужению сосудов, нарушению кровообращения. Был отмечен и тот факт, что у людей, живущих в постоянном стрессе и подавленности, снижен уровень лейкоцитов -- главных защитников организма!

Способы борьбы со стрессом

Влияние стресса на здоровье -- это серьезная причина задуматься о том, как научиться узнавать опасность таких ситуаций, и научиться правильно реагировать на них. И если вы часто стали ощущать напряжение, фрустрацию, злость, или раздражение, вызванное сложными отношениями в семье, визитом родственника, или переездом, то в первую очередь стоит задуматься, можете ли вы изменить ситуацию или посмотреть на нее с другой стороны? Перечень проблем, связанных со стрессом может быть огромным. Как справиться со стрессом? Избавиться от него невозможно, как и от его влияния. Поэтому психотерапевты советуют задействовать все силы организма, применяя такие способы выхода из ситуации, как:

ведение дневника, которые поможет проанализировать всю ситуацию, оценив все со стороны;

медитативные практики, аутотренинг, релаксацию;

арт-терапию -- рисование своих проблем, с последующим их уничтожением. психоэмоциональный перенапряжение стресс симптом

Таким образом мозг избавляется от лишних напряжений, эмоций и лишних тревог. Хорошим средство при стрессе будут и мануальная терапия, обливание холодной водой, гидромассаж и контрастный душ, физические упражнения, дыхательные упражнения, и конечно же -- улыбка! Улыбаясь, даже в самых сложных ситуациях, мы даем отдых своим мышцам, вызывая ощущение радости, и снижая гормон стресса! Такая терапия помогает даже в самых сложных случаях!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Характеристика понятия, разновидностей и форм проявления стресса. Ознакомление с содержанием теории стресса Ганса Селье. Определение факторы возникновения сильного нервного перенапряжения на рабочем месте; методы и способы борьбы с ним в организации.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Исследование проблемы психотравмирующего стресса и его последствий в психологии. Анализ причин возникновения и характеристика фаз развития стресса. Изучение методов психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Исследование психофизиологических основ стресса. Группы стресса: клиническая ("адаптационный синдром"); событийная (физиологические стрессоры). Понятие фрустрации. Психологическая характеристика аффекта. Стресс и здоровье, психосоматические болезни.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

    лекция , добавлен 21.01.2011

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет. В современном обществе, как и у дерева есть свои «черви», которые незаметно «подтачивают» его изнутри превращая в постепенно умирающее и дряхлое образование. На фоне современного бешеного ритма жизни и обилия информации в мире людей червями выступают стресс и депрессия. Масштабы деятельности этих вредителей за последние годы приобрели колоссальные размеры. И это поистине бич современного общества!

Совсем недавно, 10 октября прошел Всемирный день психического здоровья. Эта дата стала отмечаться с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в наши дни на планете уже более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Это очень большая цифра! А в западных странах уже каждый седьмой является либо параноиком (шизофреником), либо подвержен депрессиям и страдает алкоголизмом!

Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы.

Жизнь в современных мегаполисах уже сама по себе располагает к стрессам. Даже ежедневные поездки на работу в общественном транспорте этому способствуют. Я уже молчу про неурядицы на работе, семейные проблемы и прочее. Мы настолько сильно ежедневно подвергаемся стрессовым ситуациям, что начинаем с этим смиряться, а так и до депрессии недалеко.

Не ругайте себя во всех неудачах, лучше успокоится, подумать, в чём Ваша ошибка, а затем попробовать решить проблему другим способом.

Составьте распорядок дня и старайтесь следовать ему.

За какие-либо достижения награждайте себя (например, купите красивую одежду и т.д.).

Занимайтесь спортом ежедневно (зарядка) или хотя бы 2 раза в неделю.

Периодически отдыхайте, как в одиночестве, так и вместе с семьёй.

Чаще общайтесь с близкими и друзьями.

И напоследок хотелось бы еще раз сказать - лучше предотвращать болезнь и бороться с ее причинами, чем со следствиями.

Будьте здоровы!

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М.: Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007. - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б., Канаркевич О.С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

  • Мифтахов Ильнур Ринатович , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СТРЕСС
  • СТРЕССОРЫ
  • ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРЕССА
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Статья посвящена одному из видов аффектов – стрессу. Рассмотрены его характерные признаки, а также возможные способы борьбы со стрессом.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

В современной жизни людям, особенно тем, кто занимает активную жизненную позицию, стремится к успеху, достижению своих целей приходится много и напряженно работать. А там, где есть напряжение, там присутствует стресс. Это слово так и переводится с английского языка – «нажим», «напряжение».

Таким образом, стресс является непременным спутником работающего человека и со временем набирает темпы по своей интенсивности. Всё чаще и чаще в общении друг с другом, средствах массовой информации мы слышим слово «стресс» и испытываем на себе его последствия .

Многим из нас знакомы состояния, описываемые словами: «Из меня как будто бы все соки выжали», «Внутри меня ощущение пустоты и белый свет не мил»; периоды упаднического настроения, раздражения на всех и на всё, бессонницы, головных болей, рассеянности, обидчивости, избегания контактов с другими людьми, душевной пустоты. Это только малая доля негативных последствий стресса. Многим людям стресс кажется столь привычным и неизбежным, что они просто смиряются с ним и терпят его последствия .

Но ведь стресс – это то, чем можно управлять, использовать во благо себе, достигая свои личные цели. Для того чтобы управлять своим стрессом необходимо наличие нескольких составляющих. Вот они:

  • желание быть здоровым;
  • готовность приложить для этого собственные усилия;
  • понимание процесса развития стресса и его последствий;
  • умение оценивать своё состояние (определять признаки чрезмерного стресса и предвидеть их появление);
  • владеть методами, с помощью которых можно предотвратить негативные последствия стресса или справиться с ними, когда они уже есть;
  • и, наконец, применять всё это в своей жизни.

В этой статье я хочу раскрыть тему стресса, причины его развития и методы, с помощью которых можно предотвратить последствия и справиться с ним.

Информация, которую я предлагаю, имеет практическую ценность для работающих людей, ценящих своё здоровье, её можно использовать для того, чтобы освободиться хотя бы частично от груза проблем, которые появляются в результате стрессов. У большинства людей слово стресс ассоциируется с чем-то неприятным. Вот некоторые определения, которые чаще всего звучат: «стресс – это болезни», «стресс усталость», «стресс – это когда всё раздражает», «стресс – бессонница и головная боль», «стресс – переутомление», «стресс – неприятное событие», «стресс – когда на меня кричат», «стресс – когда с кем-то из моих близких людей происходит несчастье». Из этих определений получается, что стресс – это какое-то неприятное внешнее событие и его негативные последствия для человека. На самом же деле всё это не стресс и имеет другие названия.

Так что же такое стресс?

Это понятие впервые было введено канадским исследователем - физиологом Г. Селье в 1936г. в результате исследования «защитных реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на действие значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма». Таким образом, по определению Селье стресс – это защитные реакции в организме человека в ответ на значительные внешние и внутренние раздражители, способствующие восстановлению нарушенного внутреннего равновесия .

А сами раздражители, т.е. причины стресса, называются стрессорами. Стрессоры бывают внешними и внутренними. К внешним стрессорам, например, можно отнести резкие изменения температуры, физические травмы, психические травмы (потеря работы, развод, смерть близкого человека и др.), большую мышечную нагрузку. Внутренние стрессоры – это восприятие человеком внешней ситуации (раздражителя) как стрессовой, например, два человека не успевают в заранее намеченные сроки выполнить работу. Один из них может воспринять эту ситуацию как стрессовую, а другой равнодушно отнесётся к ней. Один видов стрессовый ситуации, которая в современном мире часто встречается – это ситуация на работе. Большинство людей волнует финансовое положение. Это нормально, это является естественным стимулом для улучшения своих финансовых условий. Однако замечали ли вы, что, на самом деле большинство людей волнует не столько вопрос финансов относительно своей работы, сколько вопрос стабильности собственного положения на работе. Опрос показал, что большинство мужчин и женщин не понимают и не могут определить, насколько стабильно их положение на занимаемой ими должности. Это вызывает постоянное беспокойство, которое перерастает в нервозность, и затем люди от страха начинают совершать поступки, которые косвенно могут способствовать увольнению .

Что нужно сделать. Избежать беспокойства можно только путем внесения ясности относительно своего положения. Периодически нужно задавать прямые вопросы начальству о том, насколько вы вписываетесь в текущий курс компании, что вы можете сделать, чтобы принести больше пользы компании и стать для нее более ценным работником. Скорее всего, ответы будут строиться таким образом, чтобы отвязаться от вас, однако, это не важно. Важно, что вы всегда будете в курсе событий, в курсе отношения к вам со стороны начальства. Для преодоления причины стресса большего и не требуется. А заодно, поймете – следует ли вам развиваться вместе с компанией, либо вы здесь просто теряете время.

Таким образом, для того, чтобы развилась защитная реакция организма (стресс) необходимо, наличие ситуации (раздражителя), которая будет восприниматься человеком на физическом и или психическом уровне как стрессовая .

Как же проявляется стресс на физиологическом и психическом уровне? В разных ситуациях по-разному. Это может быть повышение тонуса сосудов, выброс некоторых гормонов в кровь, повышение артериального давления, учащённое сердцебиение, переживание волнения, радости, страха, гнева и т.д. Вы были когда-нибудь на вершине горы? Вспомните свой первый подъём. Что Вы переживали тогда? Какими были телесные ощущения? Или, например, свой первый поцелуй, подготовку к свадьбе, рождение ребёнка, назначение на новую должность. Всё что Вы переживали в эти моменты, и было стрессом. Получается, что стресс может быть даже приятным и полезным для человека. Ниже я привожу несколько примеров этого.

Стресс важен для тренировки выносливости и сопротивляемости организма к внешним нагрузкам и выживания при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Например, Вы хотите участвовать в спортивных состязаниях и бежать кросс. Но прежде чем это сделать Вы должны тренировать себя, систематически бегать, постепенно увеличивая нагрузку. В результате реакции организма на эти нагрузки, т.е. стресса, происходит наращивание мышечной массы, перестройка дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, Вы становитесь более выносливыми.

Другой пример, Вы переходите дорогу, вдруг замечаете машину, которая с большой скоростью несётся на Вас, Ваше тело моментально ориентируется и совершает быстрое движение в безопасную сторону. Авария миновала Вас. Это тоже был стресс. Благодаря реакции Вашего организма, т.е. стрессу Вы избежали столкновения с машиной.

Без преодоления трудностей жизнь человека становится неинтересной и скучной. Представьте, что у Вас уже всё есть, Вам ничего не нужно, не к чему стремиться и нечего достигать. Или для получения того, что Вы хотите, не нужно прикладывать никаких усилий. Достаточно только подумать об этом, и оно уже появилось. Вам даже не нужно будет вставать с постели … никогда. Хотите Вы такую жизнь? Хотеть её можно только до тех пор, пока она не стала реальностью. Как только человек попадает в подобные условия, он может наслаждаться своим расслаблением некоторое время. А потом возникает ощущение дискомфорта, чувство неудовлетворённости, и человек ищет для себя новые занятия, ставит новые цели. Жизнь вновь приобретает вкус и наполняется смыслом. Достигая поставленные цели, человек удовлетворяет свои потребности. Удовлетворяя потребности, переживает удовольствие, выраженное в позитивных, приятных эмоциях, мыслях, ощущениях тела .

Но когда движение беспрестанное, нет остановок и отдыха, когда цели, которые реализует человек, противоречат его внутренним потребностям, появляются проблемы, называемые негативными последствиями стресса .

Человек страдает как от отсутствия целей и движения, так и от безостановочного движения и постоянного напряжения. Другими словами, большинство людей не переносят как отсутствие стресса, так и его избыток. В связи с этим очень важно человеку исследовать самого себя и знать тот уровень стресса, который лично для него наиболее приемлем, и несёт положительный результат. Тот, кто не сумеет это сделать, будет страдать от негативных последствий стресса в результате отсутствия достойных целей или постоянной чрезмерной перегрузки .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
  3. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 94-95.
  4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  5. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-15.5
  6. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции. 2014. С. 137-139.
  9. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. С. 1073-1079.
  10. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.
  11. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика /Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257 – 263.
  13. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1 – С.140 – 142.