Основные цели:

1) Сформировать умение складывать трёхзначные числа с переходом через два разряда.

2) Тренировать умения записывать сложение столбиком, соотносить единицы длины с единицами счёта, решать примеры с помощью графических моделей.

3) Сформировать умение решать задачи на одновременное движение навстречу.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) «Книга рекордов Гиннеса»;

2) карточки, на которых:

на обратной стороне каждой карточки написано соответствующее число: 245, 76, 168, 130;

3) фото самого высокого и самого низкого человека (если возможно):

4) опорные сигналы для распознавания примеров на сложение

трёхзначных чисел с переходом через разряд (из урока 2-1-28):

5) опорный сигнал для распознавания примеров нового типа:

6) пособие «Треугольники и точки»;

7) эталоны сложения трехзначных чисел с переходом через один разряд (из урока 2-1-28):

8) эталон сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда:

Раздаточный материал:

1) листы с заданием для пробного действия:

2) листы А-4 по количеству групп с заготовкой для уточнения эталона:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с темами предыдущих уроков;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: работа с трёхзначными числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

С какими числами вы работали на последних уроках математики? (С трёхзначными.)

Что вы умеете делать с этими числами? (Сравнивать, складывать, вычитать, …)

Сегодня вы продолжите работу с трёхзначными числами и узнаете новое о сложении трёхзначных чисел. Скажите, а как человек может узнать что-то новое, т.е. научиться чему-то? (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал. Если не получится, надо подумать, почему не получилось, поставить себе цель …)

Молодцы! С чего предлагаете начать? (С повторения необходимого.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) тренировать умения соотносить единицы длины с единицами счёта, решать примеры на сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд в столбик;

2) провести контроль устных вычислительных навыков учащихся;

3) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Соотношение единиц измерения длины с единицами счёта.

На уроках математики мы постоянно работаем с числами. Числа могут рассказать много интересного. Удивительные факты, связанные с числами, собраны в необычной книге - «Книге рекордов Гиннеса».

Учитель показывает книгу.

Рекорд - это наибольший или наилучший показатель чего-либо, т.е. «самый-самый»: самый ловкий, самый быстрый и т.д. В этой книге собраны сведения о самых разных рекордах в жизни нашей планеты. В ней можно найти сведения о самых высоких и самых низких людях. Например, самым высоким жителем планеты является китаец Ван Фензель. Его рост 2 м45 см.

Повесить карточку на доску:

Рост обычного взрослого человека - 1 м68 см.

Повесить карточку на доску: . Рядом с карточкой повесить фото.

Самый маленький в мире человек - португалец Антонио Феррейро, рост которого в 44 года был

Повесить карточку на доску:

Для того чтобы себе это представить, сравните с вашим ростом, который равен примерно 1 м30 см.

Повесить карточку на доску:

Каждый из вас на 60-70 сантиметров выше этого человека.

Выразите эти величины в сантиметрах и соотнесите с единицами счёта.

По одному с места устно. (2 м45 см = 245 см, соответствует числу 245. 1 м68 см = 168 см, соответствует числу 168. 7 дм 6 см = 76 см, соответствует числу 76. 1 м30 см = 130 см, соответствует числу 130.)

Учитель со слов детей переворачивает карточки, открывая ответы:

Расположите эти числа в порядке возрастания. (76, 130, 168, 245.)

Учитель по ходу ответов передвигает карточки.

2) Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд в столбик

Вы считали устно. А какой письменный приём сложения и вычитания трёхзначных чисел вы знаете? (В столбик.)

Решите пример, записав его столбиком: 128 + 114.

Открыть запись выражения на доске.

Каким алгоритмом воспользуетесь? Почему именно этим? (Алгоритмом сложения с переходом через разряд, т.к. при сложении единиц получится число больше 10.)

Обратить внимание детей на эталон (первый), вывешенный на стенде:

Один у доски с объяснением, остальные - в тетрадях.

(Пишу единицы по единицами,… Складываю единицы: 8 + 4 = 12 единицам, 2 единицы пишу под единицами, 1 десяток запоминаю. Складываю десятки: 2 + 1 + 1 = 4 десяткам, 4 пишу под десятками. Складываю сотни: 1 + 1 = 2 сотням. Ответ: 242.)

По ходу ответа учитель обращает внимание детей на эталон сложения (первый) трёхзначных чисел с переходом через разряд в столбик:

Отлично! Именно знание способа сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд будет вам сегодня необходимо.

В чём особенность задания для пробного действия? (В нём есть что-то для нас новое.)

3) Задание для пробного действия.

Раздать листы с заданием.

Открыть то же выражение на доске.

Что нового в этом примере, постарайтесь понять в ходе выполнения. Итак, запишите пример в столбик и решите его.

На выполнение задания » 30-40 секунд.

Проверим. Назовите ответ примера. (321; 221; 211; …)

После каждого ответа учитель задаёт вопрос: «У кого такой же ответ?» и фиксирует варианты ответов детей на доске.

Что получилось? (Получили разные ответы.)

Поднимите руку, кто может доказать, что решил пример 176 + 145 верно.

Вы не подняли рук, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что верно решили пример 176 + 145.)

И что делать? (Подумать над причиной затруднения.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;

2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: нет способа сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Выясним причину трудности. Какое действие, и с какими числами вы выполняли? (Сложение трёхзначных чисел.)

Ведь вы умеете это делать. Какие виды примеров на сложение трёхзначных чисел вы умеете решать? (Без перехода через разряд. Когда при сложении единиц получается больше 10 или при сложении десятков получается больше 10.)

А что же в этом примере было для вас новым? (В этом примере при сложении получилось больше 10 и в разряде десятков, и в разряде единиц.)

Повесить на доску опорный сигнал для распознавания нового типа примеров:

Как в математике называют такое сложение? (Сложение с переходом через разряд.)

Только в таком типе примеров переход не через один, а через два разряда.

Расскажите, как вы рассуждали при решении примера на сложение трёхзначных чисел с переходом через два разряда, и было ли место в ходе ваших рассуждений, где вы засомневались. (…)

Почему же у вас возникло затруднение в доказательстве правильности решения примера на сложение с переходом через два разряда? (Нам неизвестен способ сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

Причину затруднения вы зафиксировали. Что надо сделать дальше? (Надо поставить цель и выбрать средства.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какую цель вы перед собой поставите? (Построить способ решения примеров на сложение трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

А как вы назовёте урок? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

Открыть тему на доске.

Какие инструменты вам будут необходимы для построения нового способа? (Графические модели, способ записи и решения примеров в столбик.)

Составьте план вашей дальнейшей работы. (Сначала решим пример с помощью графических моделей.)

Учитель последовательно фиксирует план на доске.

Зачем вам необходимо воспользоваться графическими моделями? (Чтобы увидеть, как происходит действие.)

Что сделаете потом? (Запишем и решим этот пример в столбик.)

Зафиксировать следующий пункт плана.

А затем? (Сделаем вывод, построим эталон, …)

Вы будете создавать новый эталон или будете уточнять какие-то эталоны? (Надо будет уточнить эталоны сложения трёхзначных чисел с переходом через один разряд - их надо объединить.)

Зафиксировать последний пункт плана: 3. Уточнить эталон.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать построение нового способа решения примеров на сложение трёхзначных чисел с переходом через два разряда, используя предметные действия с графическими моделями;

2) организовать построение нового способа на примере, вызвавшем затруднение;

3) организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём объединения известных эталонов сложения с переходом через разряд в одном из разрядов;

4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 5:

С чего начнёте разбираться в решении этого примера? (С составления графической модели примера.)

Сказано - сделано.

Один ученик работает у доски, остальные - на партах:

Расскажите, как будете складывать. (Складываем сотни: 1 с + 1 с = 2 с. Складываем десятки:

7 д + 4 д = 11 д. Складываем единицы: 6 е + 5 е = 11 е. Получилось 2 с 11 д 11 е.)

Что делать с «лишними» десятками и единицами? (Нужно из 10 десятков образовать 1 сотню, из 10 единиц - 1 десяток.)

Отлично, так и сделаем.

Сколько в итоге получилось сотен, десятков, единиц? (3 с 2 д 1 е.)

Прочитайте правильный ответ этого примера. (321.)

Как расположить числа, записывая решение в столбик? Почему? (Единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, так как удобно складывать разрядные единицы.)

С какого разряда надо начинать сложение? Почему? (С разряда единиц, так как число десятков и сотен при переходе через разряд может изменяться.)

Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примера в столбик.

(Складываю единицы: 6 + 5 = 11 единицам, 1 единицу пишу под единицами, 1 десяток запоминаю. Складываю десятки: 7 + 4 + 1 = 12 десяткам, 2 пишу под десятками, 1 сотню запоминаю. Складываю сотни: 1 + 1 + 1 = 3 сотням. Ответ: 321.)

Где возможна ошибка при решении таких примеров? (Можно забыть увеличить количество десятков или сотен на 1.)

Что нужно сделать, чтобы это не забыть? (Надписать число 1 над разрядами десятков и сотен.)

Что осталось сделать? (Осталось уточнить эталон.)

Объединитесь в группы и уточните эталон.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки на листах А-4 каждой группе.

Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представитель от каждой группы представляет уточнённый эталон. После согласования и выступления групп лучший вариант остается на доске. В итоге эталон должен принять примерно такой вид:

Какую цель вы перед собой ставили? (Построить способ сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

Достигли цели? Докажите. (Мы достигли цели, так как построили способ сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

Этого достаточно или вам необходимо поставить перед собой ещё одну цель? (Надо научиться применять этот способ для решения примеров.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Откройте 1 (б) на стр. 56.

Прочитайте задание. В чем особенность этих примеров? (Они на сложение трёхзначных чисел с переходом через два разряда.)

Докажите, что это именно этот вид примеров. (При сложении единиц и при сложении десятков получается больше 10.)

Решите три первых примера.

По одному у доски с объяснением, остальные - в тетрадях. (Складываю единицы: 5 + 9 = 14, 4 пишу под единицами, 1 десяток запоминаю. Складываю десятки: 2 + 9 + 1 = 12, 2 пишу под десятками, 1 сотню запоминаю. Складываю сотни: 7 + 1 + 1 = 9. Ответ: 924.)

Как вы можете проверить, что поняли новый способ? (Надо поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Класс: 3

Цели урока:

  • познакомить с приёмом письменного сложения трёхзначных чисел.
  • совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока

– Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке математике мы с вами должны заняться очень важным делом – изучением новой темы.

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Есть ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Мы числа трёхзначные
Складывать будем.
Я верю, что ждёт вас успех!
Потому что, кто старается
У тех всё получается!

– Но прежде всего мы с вами должны сделать небольшую разминку для мозгов. И так приготовились.

2. Устный счёт

Блиц-турнир (устно).

А) Володя гостил у бабушки две недели и ещё 3 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки? (17)
Б) Витя проплыл 25 метров. Он проплыл на 4 метра меньше, чем Серёжа. Сколько метров проплыл Серёжа?
В) В саду 36 старых яблонь и 18 молодых На сколько меньше молодых яблонь, чем старых?

Игра «Быстрые примеры», кто быстрее сосчитает устно и даст правильный ответ.

Слайд №1 (ответы появляются по щелчку, а дети проверяют)

– Молодцы, вы правильно и быстро справились с этим заданием. Сейчас мы с вами должны вспомнить счёт сотнями и решить несколько примеров.

И в подтверждение нашей темы мы должны решить примеры. Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Какое слово зашифровано?

Слайд №3 Игра «Шифровщики»

– Так, чем же мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

3. Работа над новой темой

– Итак, мы с вами знаем тему нашего урока «Письменное сложение трёхзначных чисел». Предлагаю вам вспомнить и записать сложение двузначных чисел.

46 + 33 = 56 + 25 =

Двое учащихся выходят к доске, повторяют и решают примеры.

– А кто сейчас займёт место учителя и объяснит сложение трёхзначных чисел. Как выполнить вычисления? Дети объяснение проводят на примере:

437
+
125

Слайд №4

Обратить внимание детей на то, что когда идёт переход цифры в следующий разряд, её лучше записать карандашом, чтобы не забыть. При объяснении нужно пользоваться алгоритмом. Дети этот пример записывают в тетрадь и решают.

4. Физкультминутка:

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

5. Работа над новым материалом, закрепление

– Предлагаю открыть учебники и самостоятельно изучить и закрепить сложение трёхзначных чисел, а потом рассказать друг другу (работа в парах).

Сейчас мы с вами закрепим полученные знания, примеры записываем в тетради.

– Мы обратимся к учебникам и решим задачу. Составим краткую запись и решим задачу:

Слайд №6

– Сколько билетов было?
– Сколько продали?
– Известно точное количество?
– Что надо узнать в задаче?
– Составьте программу, запишите решение.

Реши примеры самостоятельно и докажи, что ты всё понял и научился складывать трёхзначные числа:

6. Итог урока

– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Что повторили сегодня на уроке?
– Выберите, пожалуйста карточку, которая, по вашему мнению близка к вам.

Слайд №7

Учащиеся показывают карточки, высказывают своё мнение.

– Большое спасибо всем за работу на уроке!

Трехзначные числа – это те числа, в записи которых используется три знака. Например, 112, 655, 452 и им подобные числа. При убавлении и прибавлении одного знака получаются двухзначные и трехзначные числа соответственно. Одной из математических тем, которую проходят в третьем классе, является «Алгоритм сложения трехзначных чисел».

Интересный метод сложения трехзначных чисел поможет ученикам разобраться в теме. Знакомство с письменным методом суммирования трехзначных чисел с переходом через разрядную единицу вычислением в столбик оттачивает образовательные навыки учеников 3 класса.

Для успешного сложения чисел такого вида необходимо повторить сложение двухзначных.

К примеру, в задании нужно вычислить следующий пример: 22 + 15 + 55 + 28.

Первый шаг – сложение всех встречающихся в примере десятков: 2 + 1 + 5 + 2. Получилось 10 десятков.

Второй шаг – сложение всех встречающихся единиц: 2 + 5 + 5 + 8, что равняется 20.

10 десятков – это 100. 100 + 20 = 120.

Решение примеров сложения двухзначных чисел с помощью этого метода происходит куда быстрее, чем сложение привычным способом, где: 22+15, потом добавлять 55 и складывать с 28.

Навыки сложения таким способом двухзначных чисел являются хорошей почвой для суммирования трехзначных. В тестовых работах есть возможность получить новую информацию. Например, в заданиях, результатом вычислений которых является сумма больше десяти, используется сложение с переходом через разряд.

Если при сложении получается ответ меньше десяти, то используется сложение неразрядного перехода.

Подготавливая учеников к решению более сложных задач, учитель использует математические примеры на сложение чисел, сумма которых в конечном итоге равняется больше 100.

Аналогично таким методом решаются и примеры с трехзначными числами.

Например: 335 + 44 + 456 + 20.

Первое действие – сложение десятков: 33 + 4 + 45 + 2 = (33 + 45) + (4 + 2)= 78 + 6=84.

Второе действие – сложение единиц: 5 + 4 + 6 + 0=(5+0) + (4+6)=15.

84 десятка – это 840 сложить с 15, что даёт в сумме 855.

Не менее интересный метод для сложения трехзначных чисел упростит решение задачи ученикам 3 класса.

Суть метода заключена в сложении слева направо, что облегчает получение результата самых важных цифр будущего ответа.

Пример, отражающий стратегию сложения трехзначных чисел:

Первое действие сводится к сложению 275 + 300. Далее необходимо прибавить 40, после чего добавить 7. После прибавления первых трех сотен, задание подходит к сложению 40. Далее пример облегчается тем, что остаётся добавить лишь 7.

Этот процесс решения показан следующей схемой:

Задачи на устное сложение трехзначных чисел можно решать таким способом до тех пор, пока не наступит время для прибавления однозначного числа. Легкость этого метода заключена в том, что сложение 275 и 347 требует запомнить все шесть цифр, однако 575 и 47, 615 и 7 – требует не забывать всего лишь о пяти и четырех цифрах соответственно.

Решать упрощенную задачу в разы легче, чем ту, которая представлена в изначальном сложном варианте.

В любом примере на сложение метод слева направо имеет следующую последовательность:

  • сложение сотен
  • сложение десятков
  • сложение сотен и десятков вместе .

Решая в уме подобные задачи, цифры необходимо именно слышать, а не использовать метод визуального воспроизведения чисел. Подкрепление звуками помогает освоить данный способ гораздо быстрее.

Но не всем ученикам 3 класса подойдет слуховое восприятие задач.

Использование графических презентаций – один из легкодоступных способов проведения урока по данной теме.

Отображенные с помощью интересных рисунков, правила сложения легче усваиваются учениками, нежели скучно поданная информация.

Кроме того, можно преподнести математические занятия в виде интересных исторических фактов.

Традиционным способом, который используется во многих школах, является сложение столбиком .

Пример 1:

Первым делом нужно складывать единицы. 1+7= 8.

Третий шаг – сложение сотен. 2+3=5

Пример 2:

Первый шаг – сложение единиц. 8+2=10. Когда складывают единицы, в сумме дающие десяток либо другое двухзначное число, то последнюю цифру (хвостик двухзначного числа) записывают, а десяток запоминают.

Во втором шаге складывают десятки, прибавляя тот десяток, который получился при сложении единиц. В данном случае это приобретает следующий вид:

На третьем этапе складывают сотни, прибавляя к ним ту сотню, получившуюся при сложении десятков, то есть:

Такой метод суммирования хорошо применяется в письме, когда можно записать все числа, которые не вошли в единицы и остатки.

Маленькие таблички с алгоритмом суммирования чисел из трех знаков нужно оформить красочно, на каждый пункт приводить пример. Сначала пишут единицы под единицами, далее десятки под десятками, на очереди сложение сотен. Заканчивается ответом.

Метод, когда числа складывают столбиком, делается поэтапно. Всегда складывают цифры, которые соответствуют друг другу в разряде. Идет сложение от наименьшего к большему. То есть единица с единицей, сотня с сотней и так далее. Сложение таким образом цифр называют арабским методом, так как суммируются в порядке справа на лево.

Много примеров, когда при суммировании двух или более знаков в ответе выходит сумма, больше 10. Здесь единицу относят к последующему разряду. А на месте вопросительного знака пишут цифру на десяток меньше выведенного результата. Например, нужно сложить 9 и 4. Получилось 13. Цифру 3 нужно поставить на место вопроса, а 1 прибавляем к сумме чисел следующего (большего) разряда.

Знание алгоритма пригодится для решения уравнения, неравенства, выражения, при решении задач с несколькими неизвестными.

При сложении трехзначных чисел полезным будет знать, что такое целое и частное и как их найти.

Например, 250 + 430=680. Целое – это сумма двух чисел, в данном случае 680.

Частное в данном случае 250 и 430.

Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную.

Для проверки сложения производят вычитание, а для проверки вычитания – сложение.

На уроке, посвященном суммированию чисел, состоящим из трех знаков, ученикам будет полезно узнать некоторые факты о них.

Интересным числом является 999. Оно не только самое большое из трехзначных чисел, но и в перевернутом виде превращается в другое число – 666.

Самое маленькое трехзначное число – 100.

Уровень подготовки учеников можно проверить с помощью учебника М.И.Моро. Кроме заданий учебник содержит ответы и правила, с помощью которых решаются математические упражнения.

Работа с трехзначными числами помогает ученикам развивать мыслительную активность, воспитывать внимательность к окружающим действиям и явлениям.

Математические примеры приучают детей к самостоятельному решению проблемы, изначально проанализировав ситуацию.

В интернете огромной популярностью пользуются онлайн тренажеры, с помощью которых легко усвоить алгоритм сложения трехзначных чисел в третьем классе. Они несут в себе большую пользу для детей начальной школы, развивая навыки и мелкую моторику, внимательность, анализ действий.

Для успеха в упражнениях, связанных с решением методом столбика, определяющим фактором является постоянная мозговая тренировка. Достичь высоких показателей на скорость решения возможно лишь при каждодневных занятиях.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс : 3.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.

Задачи:

  • Образовательные : ознакомить с письменным приёмом сложения трёхзначных чисел с переходом через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить умения читать и писать трёхзначные числа; закрепить умения складывать и вычитать числа на основе знаний нумерации; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.
  • Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация, простейшее моделирование); развивать интеллект и творческое начало детей.
  • Воспитательные : формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока : Урок-путешествие.

Структура урока:

  1. организационный материал, мотивация;
  2. подготовка к основному этапу урока;
  3. постановка проблемы;
  4. решение проблемы;
  5. повторение, проверка усвоения знаний;
  6. подведение итогов;
  7. рефлексия;
  8. информация о домашнем задании.
  1. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
  2. Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:
    1. учащиеся должны читать и записывать трёхзначные числа;
    2. использовать приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
    3. складывать и вычитать трёхзначные числа на основе знаний о нумерации.
  3. Форма организации урока – игровая, что вызовет повышенную активность учащихся и вовлечёт их в творческий процесс учебной деятельности.
  4. Эмоционально-ценностное отношение к жизни в сотрудничестве между учениками и учителем, учениками между собой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: объяснение, деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжелательной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем. В классе есть дети, которым требуется помощь в обработке, обозначенных умений. Поэтому, сегодня на уроке – индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.

Оборудование:

  1. учебник «Математика – 3» М.И. Моро;
  2. индивидуальные маршрутные листы;
  3. раздаточный материал в конвертах;
  4. шкала оценивания знаний;
  5. «карточка-помогайка» (план рассуждений);
  6. компьютер;
  7. мультимедийная установка;
  8. презентация Power Point;
  9. интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент .

Слайды 1, 2.

– Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

(Дети здороваются.)

II. Постановка цели, мотивация.

Урок у нас не совсем обычный. Мы совершим увлекательное космическое путешествие. Так как сегодня уже 9 апреля, а если мы увеличим это число на 3, то получим? (12.)

Слайд 3.

Слайд 4.

12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Гагарин Юрий Алексеевич. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.

– Ещё одно важное событие из истории освоения космоса….. Увеличьте 1961 на 4.

Слайд 5.

18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос советский лётчик – космонавт Алексей Леонов.

– Наше космическое путешествие будет математическим, в ходе которого мы

повторим знания о трёхзначных числах, закрепим умения решать задачи.

III. Подготовка к основному этапу урока .

Слайд 6.

В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах – космических челноках. В челноке может разместиться до 7 человек. И сегодня у нас 3 экипажа – по числу рядов. Вы члены космических межпланетных кораблей.

– Необходимо подготовиться к старту. Надо расшифровать код, чтобы начать путешествие. Каждый экипаж получает задание. (Приложение )

Каждый член экипажа должен решить 1 пример и передать дальше по цепочке. Член экипажа, которому пришёл лист с уже решёнными примерами, непосредственно занимается расшифровкой. Ключ шифра появится на доске чуть позже.

348 + 1 = 349
500 – 1 = 499
305 + 1 = 306
745 – 1 = 744
699 + 1 = 700

320 – 20= 300
108 – 100 = 8
432 + 1 = 433
890 – 90 = 800
750 – 50 = 700

400 + 56 = 456
550 – 50 = 500
70 + 200 =270
600 + 42 = 642
315 – 10 = 305

Слайд 6.

306 349 499 700 744 8 300 433 700 800 270 305 456 500 642
м д у й а е р ш й а о и т в р

Слайд 7.

Думай! Решай! Твори!

– Это ваш девиз и ключ к успеху во время вашего путешествия. Думать – основное правило, подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.

– Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Мы отправляемся в сказочное межпланетное путешествие. Ваша задача – показать свои знания, выполнять чётко все инструкции, провести исследование и сделать открытие. Слайд 8.

Слайд 9.

Уточняем маршрут нашего путешествия.

На доске запись: 172, 145, 164, 156,332, 148.

– Что записано на доске? (Записаны трёхзначные числа, их шесть.)

– Найдите «лишнее» число.

(332, т. к. в нём три сотни, а в остальных по 1 сотне.)
(145, т. к. оно нечётное, а остальные числа чётные.)

– Запишите оставшиеся числа в порядке убывания.

– Разбейте числа на разряды.

(1 сотня 7 десятков, 2 единицы;
1 сотня 6 десятков 4 единицы;
1 сотня 5 десятков 6 единиц;
1 сотня 4 десятка 8 единиц.)

Слайд 10.

Мы приближаемся к планете «весёлых чисел».

На этой планете живут числа, которые очень любят работать. Они приготовили нам несколько заданий.

Слайд 11.

Нам необходимо числа заменить суммой разрядных слагаемых.

(Ответы детей с места по цепочке.)

Число Сумма разрядных слагаемых
542 500 + 40 + 2
237 200 + 30 + 7
711 700 + 10 + 1
806 800 + 6
310 300 +10
923 900 + 20 + 3
444 400 + 40 + 4

Слайд 12.

Сравни и вставь знаки: больше, меньше, равно.

(Дети выходят по одному к доске и ставят нужный знак.)

  • 589…598
  • 246…146
  • 504…514
  • 311…301
  • 607…670
  • 438…428
  • 847…846

Слайд 13.

Составь все возможные равенства с данными числами.

(Дети самостоятельно работают в маршрутных листах, а затем – у доски.)

Доска: 230 122 352

  • 230 + 122 = 352
  • 122 + 230 = 352
  • 352 – 122 =230
  • 352 – 230 = 122.

– Назовите целое.(352)

– Назовите части. (122,230)

– Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Сложить части.)

– Как мы найдём часть? (Из целого вычтем известную часть.)

– Как проверить сложение? (Вычитанием.)

– Как проверить вычитание? (Сложением.)

– Молодцы!

IV. Зарядка для глаз.

Слайд 14.

V. Получение новых знаний.

Так как на этой планете зафиксированы сильные молнии, мы не можем совершить посадку.

Значит, займёмся расчётами и вычислениями для исправления маршрута нашего путешествия.

– Предлагаю самостоятельно изучить в учебнике параграф на стр.59, рассказать друг другу.

(Работа в парах.)

Работа с учебником (стр. 59 №1.)

– Как складываются трёхзначные числа?

(Устно №1, объяснения детей по алгоритму.)

Слайд 16. Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

Работа с учебником. (№ 2 стр. 59.)

Решение примеров с использованием алгоритма.

1 строка с комментированием и записью на доске.

2 строка – самостоятельно. Взаимопроверка.

(3 ученика у доски.)

VI. Музыкальная физминутка.

Слайд 17 .

VII. Повторение изученного материала.

Слайд 18.

Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Здесь нам предстоит решать задачи.

  1. На этой планете есть, конечно же, свои деньги. Они называются гаврики. Например, одна ручка стоит 20 гавриков. Сколько ручек можно купить на 40 гавриков, на 100 гавриков?
  2. Слайд 19. Составь задачу по таблице и реши её.

Дети решают самостоятельно (3 ученика у доски):

120: 4= 30 (г.)- цена
90: 30 = 3 (л.)

Ответ: 3 линейки.

(Проверка.)

  1. На одном из заводов планеты «Решай-ка» изготавливали мячи, которые сами закатываются в ворота.

Слайд 20. Рассмотри таблицу и составь по ней задачу.

Дети решают самостоятельно(2 ученика у доски):

30 х 8 + 40 х 9 = 600 (м.)

Ответ: 600 мячей.

(Проверка.)

  1. Верховный правитель планеты очень любит решать весёлые задачи, которые придумывают дети. Он очень просил вас придумать для него весёлые задачи. На следующем уроке математики мы отберём самые интересные и весёлые задачи, решим сначала сами, а потом отправим правителю планеты «Решай-ка». Вы согласны?

Слайд 21.

Мы пролетаем мимо планеты «Смекай-ка». Жители этой планеты запутались и просят вас помочь разобраться в сложной ситуации.

– Три космонавта большой планеты Дыр, Бул и Щир одеты в скафандры различных цветов – синий, жёлтый, белый. У Дыра скафандр не белый. У Була – не жёлтый и не белый. Напиши, какого цвета скафандр у каждого космонавта.

Проверка.

(У Дыра скафандр жёлтый, у Була – синий, у Щира – белый.)

– Большое спасибо за помощь!

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 22.

Наше путешествие подходит к концу. Перед нами уже наша Солнечная система. Кто поможет определить, где же наша родная Земля? (1 ученик показывает на доске.)

Слайд 23.

Пока мы приближаемся к родной планете Земле, давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?

– За что вы можете себя похвалить?

– Что не получилось? (Ответы детей.)

– Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме? Воспользуйтесь шкалой.

– А дома составьте весёлую задачу для правителя планеты «Решай-ка».

Слайд 24.

Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.

Список литературы:

  1. Т.Ю. Целоусова, О.В. Казакова Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: Вако, 2003.
  2. Сборник «Я иду на урок в начальную школу. Математика» – М.: ООО «Издательство «Первое сентября», 1999.