Развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования предметных компетенций

Ключевые и предметные компетенции

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые предметные и ключевые компетенции, идея формирования которых в учебном процессе впервые была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 году в «Европейском проекте» по вопросам образования. В заключительных документах этого проекта говорилось о том, что многие молодые люди «покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление с совершенству; чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм»

Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций, что заложено в новых программах и учебниках для основной средней школы.

Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными для мировой педагогической науки и практики понятиями. Они не всегда были привычными в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся, чаще всего прибегали к понятиям знаний, ценностей и убеждений. Компетентностное обучение связано с понятиями компетенция и компетентность. В одних случаях компетенция и компетентность рассматриваются как два разных понятия, в других - они не разграничиваются. В толковом словаре «компетенция» определяется как «круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» или «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»; компетентность - осведомленность, авторитетность. Компетенция - явление, «круг вопросов», а компетентность - свойство, качество личности. Компетенция - область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью. На этих позициях стоит и В.И.Капинос, которая рассматривает эти термины как два самостоятельных понятия.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в новом для российской школы формате – как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция –социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

К ключевым компетенциям отечественного образования относятся:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

- Общекультурные компетенции . Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.

- Учебно -познавательные компетенции . Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Много внимания в педагогической и методической литературе уделяется и проблеме развития речи, что в первую очередь способствует развитию образовательных компетенций.

О реализации концепции владения речью и о смене приоритетов в данной парадигме пишут многие исследователи (Л. П. Крысин, Ю. Н. Караулов). Имеются и попытки описать сам язык с точки зрения носителя языка, создать иную грамматику "пользователя". Здесь интересна ассоциативная грамматика Караулова и работы, выполненные в логике "активной грамматики" - от смысла к форме, к средствам выражения (Ф. И. Буслаев). Эти исследования, рассматривающие проблемы формирования языковой способности, механизмы речевой деятельности и т. п., помогают найти ответы на вопросы: "Что есть владение языком?" и "Как существует знание языка?"

В методике преподавания русского языка есть разные представления, начиная с отрицания нужности "включения отечественного языка в число школьных предметов" и заканчивая созданием сложных языковых курсов, максимально приближенных к вузовским. Ф. И. Буслаев отмечал, что "первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись к нему… и в органической связи с мыслию, ими выраженною…", "первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи и пользоваться ими правильным образом". Научное осмысление языка Буслаев оставлял на более поздний период обучения: "При материале и система будет". Высказанная более ста лет назад точка зрения мне кажется очень важной и чрезвычайно актуальной.

По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Т.е. компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Мы называем компетенции метапредметными, что означает «запредметные» или «допредметные», имея в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в программе и в учебном материале. Предметные компетенции – способность применения учащимися изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в любой речевой ситуации. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Формирование предметных компетенций

на уроках русского языка.

Известно, что учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт детям знания о родном языке и вырабатывает у них языковые и речевые умения. В связи с этим важными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся.

Потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. А педагог может помочь ребенку в этом.

Поэтому я стараюсь создать условия, в которых бы успешно развивалась творческая личность, то есть организовать творческое взаимодействие при обучении, а так же стимулировать творческую деятельность учащегося.

Творческое взаимодействие при обучении строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Возможность открытия, возможность творческой деятельности - это стимул и смысл учебного процесса. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и само решение - этапы работы в таком творческом ключе. Это оправдывает себя, потому что, во-первых, эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия; во-вторых, корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки, обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку; в-третьих, появляется возможность обращения к этимологическим экскурсам; в-четвертых, дети учатся составлению опорных сигналов, а также возможна индивидуальная работа.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают и специальные педагогические приёмы. Важным из них является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Не менее важно развитие мышления и образного восприятия. Этому способствуют задания, которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения (например, придумывание монологов от имени вещей, окружающих нас: старая расческа, перегоревшая лампочка и т.д.). К приёмам, активизирующим творческую деятельность, относится и работа с ассоциациями. Все названные приёмы направлены не только на активизацию общих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении всех учащихся.

Формирование лингвистической и языковой компетенций осуществляется в процессе проведения словарной работы.

Широкие возможности дают уроки по «Лексике и фразеологии». Особенно интересны уроки по фразеологии, на которых дети образно представляют фразеологизмы и изображают их в юмористических рисунках.

При изучении «Морфологии» в развитии творческих способностей учащихся очень помогают нестандартные формы урока, которые очень любят дети и которые показывают хорошие результаты знаний учеников. Это уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-кроссворды и т.д. Такие формы и методы работы на уроках способствуют развитию языковой и лингвистической компетенций.

Очень благодатна в плане развития творческих способностей учащихся тема «Орфография». Я уже отмечала, что дети очень любят сочинять сказки на лингвистические темы. Этот вид работы они используют, обыгрывая орфографические правила. свои коррективы и в таблицы-схемы, и в алгоритмы, и в опорные конспекты, что также говорит о развитии их творческого потенциала. Так, творчество детей способствует формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся, т.е. языковой компетенции. Особую актуальность приобрела эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом.

Немаловажным является и формирование культуроведческих компетенций.

Наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения. Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции: кумулятивной, накопительной, ведь, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности.

Предметная же сущность живописи дает материал как для формирования речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т. к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Причем по возможности я стараюсь связать эти два предмета. При подборе дидактического материала по русскому языку я также стараюсь использовать тексты произведений, изучаемых на уроках литературы. Когда на уроках литературы мы изучаем стихотворения русских поэтов о природе, на уроке русского языка провожу сочинения-миниатюры о весне, зиме, лете, осени. Дети по желанию могут писать их в стихотворной форме.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал, что учение есть труд, полный активности мысли. Но именно активная мыслительная и прежде всего творческая сторона учения, по моему мнению, не всегда может реализоваться при так называемой традиционной организации обучения. Известно также, что нельзя переложить знания из одной головы в другую, учащийся должен сам взять, добыть их за счет собственной активности творческой работы.

Формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций на уроках литературы

В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание необходимо уделять развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, внеклассные занятия на кружках, элективных курсах, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек.

Сегодня методики, направленные в основном на передачу определенного объема учебной информации, во многом перестали удовлетворять и педагога, особенно творчески работающего, и ученика. Задача, стоящая перед педагогом на современном этапе, состоит прежде всего в том, чтобы всемерно способствовать саморазвитию личности школьника. Сделать это в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: мутной телевизионной волне, льющей на наших детей совсем иные ценности, демонстрирующей насилие и внешний блеск, пропаганде новой «морали» - крайне сложно. Но без развития полноценной личности школьника, без приобщения к подлинной культуре и, в частности, литературе задачу образования и воспитания не решить.

Я считаю, что литература как вид искусства представляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным ценностям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления. Но чтобы это произошло, дети должны стать заинтересованными, квалифицированными читателями.

Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. Для этого ученики должны не просто овладеть суммой литературоведческих понятий, хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись. Это прежде всего обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, умению рассуждать и желанию рассуждать. Рассуждение – ёмкое понятие. В широком смысле слова это едва ли не синоним мышления. Без него нет ни художественного произведения, ни самого человека, «мыслящего тростника», по выражению Б.Паскаля. Всякий художник, используя богатства родного языка, создает свой образный язык, творит свою эстетическую реальность. Ещё Л.Н.Толстой в 1857 году в дневнике писал: «Не могу писать без мысли». Рассуждения, раздумья пронизывают все этапы художественного творчества: от замысла произведения до последней точки в нем. Поэтому свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы учить детей улавливать движение мысли писателя, а не в погоне за модным сейчас анализом средств языковой выразительности. Бесспорно, форма произведения, «сосуд», в который автор облек свое творение, важна, но самоценна всё-таки мысль. Вот поэтому во главу угла в работе по анализу художественного произведения я ставлю именно это: умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

Программа по литературе под редакцией В. Коровиной предлагает возможность приобщиться к литературе как древнего времени, так и наших дней, дает русскую классику на фоне мировой классики, позволяет показать полную жанровую и тематическую картину литературного процесса, передать богатство чувств, мыслей и форм литературы нашего века, предоставляя учителю определенную свободу выбора. Стараясь вовлечь детей в процесс познания, уже первое серьезное путешествие в мир литературы делаю для обучающихся путешествием в мир собственного творчества. Это прежде всего путешествие в мир читателя, это – сотворчество читателя. Путь «от маленького писателя к большому читателю», который предлагала в свое время М.А. Рыбникова, не закрыт для современных школьников. Сотворчество читателя – главное направление в моей работе, оно помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения.

Метод научного познания, по моему мнению, нельзя реализовать, не используя различные формы работы, способные пробуждать мысль учеников, необходимость творческой деятельности. Наиболее успешно применяю метод проблемного обучения. Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников.

Таким образом, уроки литературы обеспечивают не только усвоение школьниками определенной суммы знаний, но создают условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Одним словом, способствуют формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Использование современных образовательных технологий

В процессе обучения русскому языку и литературе, а также во внеклассной и воспитательной работе мною используются различные современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные:

    На уроках русского языка и литературы я ввожу элементы технологии развития критического мышления.

    Важное место в работе с детьми на всех уровнях занимает проектная технология, или метод проектов.

    В младших классах основными являются игровые технологии.

    Все используемые мною приёмы и методы опираются на дифференцированное обучение и здоровьесберегающие технологии..

Выводы

Таким образом, использование современных технологий и методов способствует развитию творческой личности. В результате формируются ключевые компетенции. Считаю, что современный учитель должен использовать все возможные ресурсы для развития компетенций учащегося. Понятно, что это требует большей отдачи, скрупулёзной тщательности при планировании каждой поурочной темы, мобильном реагировании на усвоение или, наоборот, затруднение при усвоении темы. Профессионализм современного учителя – залог успешности учеников. Быть сведущим в определённой области знаний, аргументировано выстраивать собственную точку зрения, логично и последовательно конструировать диалог – быть компетентным, обладающим знаниями и опытом. Знание учебной программы учеником должно быть прикладным. Стать успешным поможет знание русского языка, первым в этом поможет результат ЕГЭ – количество полученных баллов может оставить конкурентов далеко позади.

Использованная литература

    Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

    Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ,2007.

    Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.

    Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.

    Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.

    Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.

    Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Лабиринт.

Качество профессиональной подготовки специалиста является интегральной характеристикой это процесс подготовки специалиста и его результат, выражающий меру соответствия принятым представлениям в профессиональной сфере, степень соответствия фактического владения специалистом профессиональными знаниями и компетенциями требованиям ФГОС, соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников параметрам профессиональной деятельности.

Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным опытом. Компетентностный подход требует переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни. В центре внимания развитие творческих способностей будущего специалиста, который будет готов к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Это обеспечит успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах.

Умение творчески подходить к решению любой проблемы является проявлением креативного мышления. Психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что мы должны убедить своих студентов в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно. А для этого потребуется и от педагога нестандартный поход к организации деятельности студентов на занятии.

Надо понимать, что формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Умение решать нестандартными способами задачи базируется на следующих аспектах:

необходим достаточный запас знаний в области решаемой задачи,

умение думать быстро и результативно.

Использование в учебном процессе творческих задач, в том числе открытых задач, конструкторско-технологических заданий позволяет урок сделать одновременно интересным и полезным для обучающихся. Решение этих задач в рамках учебной дисциплины дает возможность развивать образное воображение и системное мышление обучающихся. В процессе решения задач студент обучается методам поиска нестандартных решений, приобретает навыки обоснования выбранного решения, учится анализировать содержание проблемы и предлагаемые варианты её решения, развивается логическое мышление. Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль») - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления.

Студенту, получающему специальность, связанную с разработкой технологических процессов, обслуживанием или ремонтом машин и механизмов каждый раз необходимо учитывать изменяющиеся условия: наличие-отсутствие технических, технологических, кадровых, финансовых ресурсов, а поэтому среди профессиональных компетенций востребованы изобретательность, находчивость, креативность. Все эти качества легко проявить в классической игре "Да-Нет".

Суть упражнения: предлагается ситуация или вопрос, требуется используя логику вопросов и ответов как можно быстрее прояснить ситуацию или найти правильный ответ.

Правила. Преподаватель предлагает найти правильный ответ в поставленном задании. Участникам разрешается задавать вопросы, на которые можно ответить только "ДА","НЕТ". Преподавателю разрешен также ответ "НЕ ВАЖНО".

Задача: задавая вопросы и получая ответы, а также используя вопросы и ответы других, прояснить ситуацию или ответить на вопрос задачи. Побеждает тот, кто первым правильно поясняет ситуацию. Преподаватель после получения правильного ответа, подводит итог и комментирует эффективность поиска решения группой. Публично объявляет победителя.

Например, задачи по теме «Инструмент». Цель состоит в том, чтобы обучающиеся во время решения задачи обобщили ранее полученные знания о систематизации, назначении и конструкции металлорежущего и слесарного инструмента, а так же систематизировали произвольно полученную информацию о других группах инструментов (музыкальные, садовые, медицинские и др.).

Правильный ответ записывается на листе бумаги или вместе с иллюстрацией оформляется на слайде.

Преподаватель объявляет о том, что сейчас обучающиеся будут решать логическую задачу. При первом упражнении в группе целесообразно рассказать о логике как методе решения задач. Объяснить в чем разница между угадыванием и логическим рассуждением. Договориться с участниками, что для ответа необходимо поднять руку (или карточку), отвечать по разрешению преподавателя, внимательно слушать предыдущие вопросы и ответы. При систематическом решении логических задач инструкция не потребуется.

Задача. Задуман инструмент. Обучающимся предлагается найти правильный ответ, задав как можно меньше вопросов. Преподаватель задумал столярный инструмент «КИЯНКА».

Справка: кия́нка - столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины. Киянка используется для работы с долотами и стамесками. Пользование киянкой предохраняет рукоятки режущих инструментов от повреждений. Киянка деревянная (используется при сборке, демонтаже, формовке различных материалов и конструкций), применяется для сборки мебели. Киянка резиновая с деревянной или металлической ручкой (используется для работы с материалами, чувствительными к давлению).

Примерный алгоритм решения задачи (логический путь), представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм решения задачи

Вопрос студента

Ответ преподавателя

Это музыкальный инструмент?

Это медицинский инструмент?

Это столярный инструмент?

В конструкции инструмента есть металлические части?

Задайте другой вопрос

Металлические части могут быть в конструкции?

В конструкции инструмента есть деревянные части?

Инструментом выполняют удар по другим поверхностям?

В конструкции инструмента есть деревянный боек?

Это киянка?

Примеры задач, используемых на занятиях в группах технического профиля, приведены ниже. Среди примеров представлены инструменты, непосредственно относящиеся к металлообработке и инструменты из других профессиональных областей. Это позволяет расширить область поиска правильного ответа, получить информацию из области общих знаний.

Задача 1. Задуман инструмент «Фреза». Справка: фреза́ - инструмент с несколькими режущими лезвиями (зубьями) для фрезерования. Студенты ранее изучали виды фрез по конструкции, по назначению, материалу режущей части, по обрабатываемому материалу.

Задача 2. Задуман инструмент «Плашка». Справка: плашка - резьбонарезной инструмент для нарезания наружной резьбы вручную или на станке. Плашка представляет собой закаленную гайку с осевыми отверстиями, образующими режущие кромки.

Задача 3. Задуман инструмент «Скальпель хирургический». Справка: скальпель, или хирургический нож (от лат. scalpellum - ножичек) - медицинский инструмент, используемый для рассечения мягких тканей. Небольшой хирургический нож длиной 12-15 сантиметров.

Задача 4.Задуман инструмент «Лопата».Справка: лопа́та - ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой широкий плоский клинок, насаженный на рукоять (черенок).

По окончании решения подобных задач необходимо обсудить со студентами насколько быстрее можно было найти правильный ответ, какие вопросы не способствовали продвижению к ответу- повторялись или не имели смысла в данном упражнении. Насколько эффективны были участники. Можно предложить решать задачу в состязательном варианте - командами. Подытожить этот вид работы можно дополнительными данными о задуманном предмете. Например, лопата эволюционировала из палки-копалки. Также может использоваться как оружие ближнего боя, например, в вооружённых силах и во многих компьютерных играх. Раньше лоток (или, иначе, клинок, штык) лопаты изготавливался из дерева или даже из кости, лосиного рога и т.п. заодно с рукоятью; позднее лопату для земляных работ стали для прочности оковывать железом, а затем появился и цельнометаллический штык. В связи с этим появилась возможность не просто «лопатить» землю, а копать «с заступом» - нажимая на металлический штык ногой. Поэтому многие словари русского языка кроме собирательного значения слова «лопата»приводят отдельно название железной лопаты - «за́ступ».

Следующим шагом могут быть задачи, в которых надо принять техническое решение проблемы.

Задача 5. Необходимо выполнить в домашних условиях отверстие диаметром 1 мм в пуговице из алюминиевого сплава. Сверла диаметром 1 мм у вас не оказалось. В реальной жизни эта задача была решена следующим образом: в дрель была установлена швейная игла нужным диаметром, сломанное ушко выполняло функции режущей части.

Задача 6. Необходимо увеличить на несколько миллиметров отверстие диаметром 16 мм. Имеется сверло только с диаметром16 мм. Задача была решена путем установки имеющегося сверла в дрель с перекосом оси (с биением). При вращении за счет перекоса сверло будет выполнять больший диаметр обработки.

Ряд заданий можно разработать используя чертежи нескольких геометрических фигур, имеющих внутренние и наружные поверхности одинаковой формы и размеров. Постановка задачи может быть разной в зависимости от уровня подготовки студентов.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните наглядные изображения их в аксонометрии.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните модель из пластилина.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), проанализируйте конструкции на технологичность.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните маршрут обработки детали для каждой фигуры.

Сложность задачи будет зависеть от содержания чертежа и дополнительных заданий, например, провести анализ результата деятельности, выбрать материал для данной детали, работающей в определенных условиях или изготовить на металлорежущем станке, выполнить экономические расчеты. Эта задача может предшествовать выходу на курсовое проектирование по профессиональному модулю или быть самостоятельной междисциплинарной проектной задачей.

Достаточно интересным упражнением может быть задание студенту - составить задачу по конкретной теме. Здесь понадобятся и его творческие способности, и умение самостоятельно работать с теоретическим материалом. Конечно, перед этим преподаватель показывает технологию разработки задач: определение проблемы, достаточные исходные данные и др.

В Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий студенты, обучающиеся по специальности «Технология машиностроения» согласно учебному плану выполняют несколько курсовых проектов, выполняют дипломный проект. Эти проекты носят междисциплинарный характер, требуют от студента знание современного технологического оборудования, металлорежущий и мерительный инструмент, технологию обработки различных поверхностей, требования к оформлению технической документации, владение современными программами проектирования. Поэтому важно чтобы все учебные дисциплины не только давали необходимый объем знаний, но и обучали технологиям исследовательской деятельности, формировали внутреннюю потребность студентов выйти за рамки учебных занятий.

В 2014-2015 учебном году на базе техникума организовалась творческая группа, в которую вошли преподаватель спецдисциплин Н.Г. Свищева, мастер производственного обучения Н.В. Стафеев и автор этой статьи. В одной из групп студентов мы стремились на каждом уроке давать задания, где надо думать и предлагать варианты решения. Задачи придумывали свои и активно применяли материалы, полученные на семинаре, организованным Министерством образования и науки ХК совместно с Лабораторией образовательных технологий «Образование для Новой Эры» (руководитель семинара А.Ф. Кавтрев, Хабаровск, 2013 г.). Позже в нашу группу вошел мастер п/о В.Ю. Никитин. И уже сегодня можно говорить о положительных результатах. Студенты группы проявляют активность, участвуя во внутри техникумовских олимпиадах, конкурсах, конференциях. В сентябре-ноябре 2015г. студентки этой группы стали участниками World Skills в г.Комсомольске-на-Амуре, где достойно выступили составив программу обработки детали и выполнив рабочие проходы на современном технологическом оборудовании, которого в нашем техникуме пока нет. А на региональном этапе Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО студентка группы ТМ-422 Ю. Наумова стала победителем.

Используя творческие задачи как повседневный элемент занятия мы делаем урок не только более интересным, но и полезным. Так как работаем на формирование профессиональных компетенций студента и влияем на его мировоззрение. Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

  1. Гибкое, беглое и оригинальное мышление. Умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов.
  2. Повышение ценности интеллекта. Самообразование и саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств.
  3. Открытость новому. Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены стереотипам, предубеждениям и предрассудкам.
  4. Профессионализм в избранной сфере деятельности.

Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Современная педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В общем, нестандартное мышление в современном мире, это прямой путь к успеху в профессии и лучшее лекарство от кризисных явлений в общественной жизни.

1

В статье обосновывается необходимость разработки модели формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения, специфика педагогического творчества которого определяется бинарной сущностью его квалификации. Рассматривается сущность и содержание понятия «профессиональная творческая компетенция педагога профессионального обучения». На основе анализа психолого-педагогической литературы и использования методологических подходов (системного, синергетического, компетентностного и деятельностного), лежащих в основе исследуемой проблемы, теоретически обоснована и разработана модель формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения, которая представлена как педагогическая система, включающая ряд взаимосвязанных компонентов: целевой, методологический, содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативный компоненты. Отличительной особенностью модели является строение процессуально-технологического компонента, представляющего стратегию формирования профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения в контексте его творческого саморазвития. Экспериментальным путем доказывается эффективность ее применения в условиях вузовского обучения.

профессиональная компетентность педагога

педагогическая система

профессиональная творческая компетенция

педагог профессионального обучения

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с.

2. Гнатышина Е.А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования: монография. – М.: Компания «Спутник-плюс», 2007. – 184 с.

3. Звягинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пос. для студ. вузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 176 с.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. – 216 с.

5. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. – М.: Смысл, 1997. – 127 с.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

8. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента: монография. – Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006. – 250 с.

9. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов.

Внедрение ФГОС ВПО, определяющих перспективы вхождения России в европейское образовательное пространство, объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров в число приоритетных, что отражено в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» и других концептуальных документах. Появляется потребность в педагогах, не просто имеющих доста-точный запас профессиональных знаний и умений, а обладающих творческой индивидуальностью и готовых успешно реализовать свой творческий потенциал, способных к инновационной деятельности и педагогическому творчеству. В связи с этим актуализируется проблема формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, специфика педагогического творчества которых определяется бинарной сущностью их квалификации и проявляется в оригинальности и новизне, как самого процесса, так и результата педагогической деятельности, в применении креативного подхода в процессе решения теоретических и практических задач, широком спектре профессионально важных творческих качеств, обеспечивающих полноценную реализацию их профессиональной деятельности.

Общетеоретические основы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Дж. Равена и др.; особенности подготовки профессионально-педагогических кадров для начального и среднего профессионального образования отражены в трудах Н.Н. Булынского, Г.Н. Жукова, П.Ф. Кубрушко, О.Л. Назаровой, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко и др..

Проведенный нами анализ педагогических исследований показывает, что ученые преимущественно обращаются к изучению отдельных аспектов профессиональной творческой компетенции (Н.А. Борисова, А.А. Вербицкий, Е.А. Гнатышина, М.В. Кларин, Е.А. Климов, Н.Е. Костылева, Н.И. Храпченкова и др.), не рассматривая ее как целостное педагогическое явление, говорят о ее формировании, оставляя без внимания способность к саморазвитию в процессе профессионального и личностного становления. Также не нашли должного теоретического обоснования цели, задачи, содержание и технологии формирования профессиональной творческой компетенции педагогов профессионального обучения на этапе вузовского обучения.

Профессиональную творческую компетенцию педагога профессионального обучения, с нашей точки зрения, нужно рассматривать как интегративное свойство личности, включающее систему специальных знаний, умений, мотивов и совокупность профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной творческой деятельности, отражающей бинарную сущность педагогического процесса.

Профессиональная творческая компетенция является качественной характеристикой уровня подготовленности специалиста к педагогической деятельности, а также элементом профессионально-педагогической компетентности, ее замкнутой подсистемой и объединяет в свой состав три основных компонента - мотивационный, включающий профессионально-творческую направленность (мотивы профессионального творчества, мотив достижения, мотив творческого саморазвития) - когнитивный, определяющий знания в области педагогики и психологии творчества (знания о творческой профессиональной педагогической деятельности, о роли педагогического творчества и творческого саморазвития в ней); деятельностный, включающий гностические, проектировочные, исследовательские, организационные умения и профессионально важные творческие качества, совокупность которых обеспечивает полноценную реализацию профессионально-творческой деятельности педагога, ее эффективность и продуктивность (творческая активность, эмпатийность, креативность, рефлексивность).

Профессиональная творческая компетенция как субъективное явление отли-чается динамичностью, изменчивостью за счет тех преобразований, кото-рые происходят в опыте педагога, развитии его творческого потенциала. На наш взгляд, именно профессиональная творческая компетенция обеспечивает педагогу творческую самореализацию и профессиональную успешность.

Считаем целесообразным обращение к методу моделирования, который позволит представить процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, так как моделирование, как метод исследования, согласно В. И. Звягинскому, представляет собой создание моделей исходного состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода из одного состояния в требуемое .

Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения представляет собой педагогическую систему, включающую взаимосвязанные компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативный. Структурные компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения - цель, задачи, содержание, средства, этапы - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Целевой компонент модели включает систему целей и задач формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения. Этот компонент является системообразующим и выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции; служит определяющим фактором разработки их содержательной стороны. В качестве желаемого результата нами определена цель - формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

Для достижения цели обозначены следующие задачи: 1) сформировать мотивы профессионального творчества, мотивы достижения и творческого саморазвития; 2) расширить представления в области педагогики и психологии творчества (знаний о творческой педагогической деятельности, о роли педагогического творчества и творческого саморазвития в ней); 3) сформировать профессиональные творческие умения (гностические, проектировочные, исследовательские, организационные) и профессионально важные творческие качества (творческая активность, эмпатийность, креативность, рефлексивность).

Методологический компонент модели представлен совокупностью методологических подходов (системного, синергетического, компетентностного и деятельностного), лежащих в основе исследуемой проблемы; принципов, соблюдение которых регулирует процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) позволяет рассматривать процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения как сложную педагогическую систему; выделить системообразующий фактор формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а именно - цель; выявить составляющие компоненты проектируемой модели, их место и значение; раскрыть диалектику их взаимосвязи.

Синергетический подход (В.И. Аршинов, И.Р. Пригожин, Г. Хакени др.) позволяет рассматривать педагога профессионального обучения как самоорганизующуюся систему, способную реализовать свой творческий потенциал через самоорганизацию в процессе учебно-творческой деятельности; определить сущность и содержание творческого саморазвития личности будущих педагогов в условиях вуза как стратегию раскрытия их творческого потенциала.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.) дает возможность изучить профессиональную творческую компетенцию будущих педагогов профессионального обучения; раскрыть ее содержание и сущность как результат профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза; определить критерии и показатели сформированности.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) позволяет рассмотреть особенности профессиональной творческой педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения; создать условия для формирования профессиональной творческой компетенции и саморазвития будущих педагогов посредством их включения в различные виды деятельности (творческая игровая, исследовательская, проектная и др.); определить содержание образования, формы, методы для организации активности будущих педагогов профессионального обучения.

Содержательный компонент включает весь объем содержания образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения: содержание учебных программ дисциплин психолого-педагогического цикла, и вариативной части - программ элективных курсов и факультативов, программы авторского спецкурса «Основы профессионально-творческого саморазвития личности педагога».

Процессуально-технологический компонент характеризуется двухблочной структурой, обусловленной двойственным характером деятельности будущих педагогов профессионального обучения, и представлен взаимосвязанными и взаимодополняющими процессуальным и технологическим блоками, отражающими стратегию формирования профессионально-творческой компетентности обучающихся в условиях вуза. Основой поэтапного формирования профессионально-творческой компетентности будущих педагогов является концепция творческого саморазвития В.И. Андреева, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, а также концепция становления интереса к творческой деятельности Н.И. Литвиновой.

Многочисленные исследования показывают, что педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой учебно-творческую деятельность - процессуальный аспект, специфика которого обусловлена организацией образовательного процесса с применением форм, методов, технологий образовательного процесса; собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию. Вторая, внутренняя часть (фаза) процесса - саморазвитие личности (деятельность во внутреннем плане) - это управляемый процесс самопроявления и это - деятельность личности, направленная на четко сознаваемый результат путем самопознания, самосовершенствования и самореализации своих возможностей и творческого потенциала, обеспечивающий эффективное формирование профессиональной творческой компетенции (технология творческого саморазвития личности будущего педагога).

Процессуальный блок отражает процесс творческого саморазвития личности будущих педагогов, являющийся основой формирования их профессиональной творческой компетенции и способствующий самопознанию, самосовершенствованию и самореализации их творческого потенциала и задает ориентацию образовательному процессу, его ведущим направлением, тем самым обеспечивая эффективность качественной подготовки будущего педагога.

Это дает возможность восстановлению природосообразной психологической структуры деятельности обучающегося в учении, где представлены этапы целеполагания, планирования, организации и анализа (рефлексии) ее результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идет не о «формировании личности» с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития .

Этап самопознания представляет самодиагностику будущим педагогом своего творческого потенциала. Этап самосовершенствования представляет деятельность будущего педагога по самоизменению и самосовершенствованию своего творческого потенциала. Этап самореализации проявляется в возможности будущего педагога реализовать свой творческий потенциал и обрести опыт творческой педагогической деятельности.

Технологический блок отражает последовательность осуществления процесса формирования профессиональной творческой компетенции с учетом деятельностного аспекта творческого саморазвития будущих педагогов и включает систему методов и форм учебно-творческой деятельности, применяемых в зависимости от задач и ожидаемого результата каждого из этапов.

Диагностико-результативный компонент отражает эффективность функционирования спроектированной модели и представлен критериями и уровнями сформированности профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а также ожидаемыми результатами.

Диагностико-результативный компонент модели выполняет мониторинговую, анализирующую, комплексно-корректировочную и функцию обратной связи и позволяет анализировать информацию о ходе образовательного процесса, корректировать деятельность по формированию профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения.

Спроектированная нами модель характеризуется: целостностью , так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение более высокого уровня сформированности профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения; прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения; открытостью, так как модель встроена в контекст образовательного процесса вуза. Все обозначенные компоненты модели, их содержательно-процессуальное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную педагогическую систему, направленную на решение поставленных в исследовании задач.

Отличительной особенностью модели является строение процессуально-технологического компонента, который представлен взаимосвязанными и взаимодополняющими процессуальным и технологическим блоками, представляющими стратегию формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза в контексте их творческого саморазвития.

Эффективность реализации модели формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения подтверждена результатами, полученными в процессе проведения экспериментальной работы. Так, к окончанию эксперимента количество студентов, имеющих минимальный уровень профессиональной творческой компетенции, сократилось на 53,0 %, имеющих оптимальный уровень - увеличилось на 40,0 %. В контрольной группе произошедшие изменения менее существенны. Использование статистического критерия Стъюдента показало, что на уровне значимости 0,05 распределение студентов по уровням сформированности профессиональной творческой компетенции в контрольной и экспериментальной группах существенно различны. Следовательно, полученные результаты не случайны, а вызваны нашими целенаправленными действиями по разработке и внедрению в педагогический процесс вуза искомой модели.

Таким образом, автором статьи решена задача, связанная с разработкой структурно-содержательной модели формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и проверкой эффективности ее практического воплощения.

Рецензенты:

Гнатышина Е.А., д.п.н., профессор, директор Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Пахтусова Н.А. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16801 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логично будет, если я всё обобщу и немного расскажу о влиянии этой самой креативности на творческое развитие личности (наверное, это всё как-то тоскливо звучит, но, поверьте, не оттого, что мне скучно, а оттого, что мне грустно в очень скором времени расставаться и с моей курсовой работой и с вами, с теми, у кого вызывает интерес данная тема и кто не против моего вольного стиля, эх…эх…эх, но ведь ещё целая глава впереди, так чего ждать -- вперёд)…

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность -- это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

1. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

2. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования). По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.

3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

Разные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Так я увлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческая компетентность.

«Творческая компетентность» -- это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей, ну и конечно, жизненные определённые факторы, именуемые обстоятельствами, которыми так любят прикрываться нереализовавшие себя личности.

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитии определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: -- «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…

Хорошо, пусть так, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютно различных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что я предлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённости выявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности в следующем подпункте.

Умение видеть созидательное начало в любом труде — значит творить прекрасное. Чувствовать и понимать красоту необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области будет трудиться человек, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждать в нём эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности.

Развивать творческую активность надо со школьного возраста. Стремление детей к творческой деятельности проявляется очень рано. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека, и то, что запало в его сердце долго, а часто и всю жизнь сопутствует ему.

В этом отношении предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры, вкуса.

Умение много (и хорошо) делать своими руками — залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребёнок умеет в сотрудничестве и под руководством, — утверждал выдающийся психолог Л.С. Выгодский, — завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих работ, проектов.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников, способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучениями «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи — идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов — методом проектов.

Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие компетенции учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение — именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным — сложное, слабым — по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися — это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Основной целью проекта является формирование творческой компетенции учащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика , позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Учебный проект основывается на следующих моментах:

  • pазвитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
  • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
  • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
  • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
  • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету , дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:

  • индивидуализировать обучение;
  • актуализировать знания и умения;
  • изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
  • выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
  • организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.

Вот список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

1. Рефлексивные умения

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения

  • умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с партнерами;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (продукт, изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
  • умение участвовать в дискуссии;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навык интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

8. Преимущества проектного метода обучения:

  • навыки работы в команде;
  • навыки общения;
  • междисциплинарные навыки;
  • развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • работа с личным сознанием.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям . Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках технологии.

Работа над проектом предполагает следующие этапы:

  1. этап - проблема;
  2. этап - осознание проблемной области;
  3. этап - выявление конкретной потребности;
  4. этап - определение конкретной задачи и ее формулировка;
  5. этап - выявление основных параметров и ограничений;
  6. этап - мини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций);
  7. этап - выработка идей, вариантов, альтернатив;
  8. этап - выбор материала;
  9. этап - выбор инструмента, оборудования;
  10. этап - разработка технологического проекта;
  11. этап - организация рабочего места;
  12. этап - экономическое и экологическое обоснование;
  13. этап - контроль качества;
  14. этап - выполнение технологических операций;
  15. этап - контроль, испытание;
  16. этап - реклама;
  17. этап - оформление;
  18. этап - самооценка;
  19. этап - защита проекта.

Работу с проектом можно продемонстрировать следующей схемой.

Структура проекта

Творческие компетенции школьников особенно хорошо проявляются при изучении блока «Художественная обработка материалов». Остановлюсь подробнее на обучении школьниц технологии бисеронизания .

Бисер обладает уникальными декоративными возможностями, что позволяет учащимся проявить творчество и индивидуальность даже при использовании готовых схем и рисунков. Знакомя учениц с историей русского бисера, показывая им иллюстрации бисерных картин, выполненных в 17-19 вв., я ставлю перед собой цель приобщить школьниц к этому тонкому художественному рукоделию, развить их художественный вкус, сформировать восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, ведь изучение народного искусства — шаг к творчеству.

В наши дни изделия из бисера, особенно выполненные индивидуально, пользуются большим спросом. Это придаёт особую актуальность обучению школьников бисеронизанию.

Занятия, как правило, проводятся в форме комбинированных уроков и включают теоретическую часть и практическое выполнение задания. При этом учитель использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Ведущее место занимает метод трудовых заданий, который реализуется на основе выполнения изделий, имеющих социально- экономическую значимость и спрос на рынке, а также методы контроля и оценки готовых изделий.

Формы работ на уроке и индивидуальные, и в группах. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня её сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.

Методы обучения: репродуктивные — работа по готовым схемам, и индуктивные, поисковые — ученицы сами составляют схемы или вносят свои изменения в готовые, а также составляют схемы по готовому изделию. Ну уроках присутствует дух соревнования, творчества, ведь школьницы самостоятельно подбирают цвет, изменяют схемы или составляют новые по своему вкусу. Получив навыки, они уже могут самостоятельно выполнить более сложные изделия.

В методическое обеспечение урока входят рисунки, схемы, образцы изделий, иллюстративный материал, инструменты и приспособления для работы с бисером, журналы, книги, видеофильмы. Чем меньше возраст учеников, тем более наглядным должен быть урок.

Начинаем работу с бисером в 5 классе с изготовления простейших цепочек в одну и две нити. Причём школьницы сразу изготавливают законченное изделие - браслет-фенечку, самостоятельно подбирая цветовую гамму на свой вкус. Постепенно усложняю технику плетения, и в 6 — 7 классах осваиваем плетение на проволоке, леске, ажурное плетение, мозаику, полотно, плетение в 1,5; 2 ромба. И в 8 классе ученицы работают над творческим заданием — каждая индивидуально изготавливает какое-либо изделие (ожерелье, колье, воротник и др.).

Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые, ученицы видят результат своей деятельности уже через 1-2 урока. Это позволяет познакомить с большим количеством технологий бисероплетения, расширяет общий кругозор учащихся. Организую уроки так, чтобы школьницы могли выполнить более сложные и интересные для них изделия.

Работа с бисером — увлекательное, но кропотливое занятие, требующее внимательности и усидчивости. Для школьниц привлекательным также является желание изготовить родным и друзьям оригинальный подарок, который будет радовать их своей красотой и оригинальностью.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной как и сами проекты. Самое главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.

Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделий, услуги, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций: образовательная, воспитательная, развивающая.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся является интерес к изучению технологии, развития творческой компетенции, воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность.Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй — выступает в роли консультанта, помощника.

Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики. Предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровье-сберегающие технологии в обучении.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.

От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задание «от и до». Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий или непривлекательным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьников - одно из направлений педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для профессионала.

Превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания . Известно, что побудительная причина — основа любой деятельности. Нет мотива — нет деятельности — нет результата.

Список литературы

1. Симоненко В.Д. Технология. 5 класс (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко. - М.: "Вентана-Граф", 2010. С. 48.
2. Симоненко В.Д. Технология. 6 класс (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко. - М.: "Вентана-Граф", 2010. С. 61.

Блажнова И. П.,
учитель технологии МОУ СОШ № 19,
г. Абакан