Основной целью внешней политики СССР в 20-е годы было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей.

На партийном съезде в марте 1920 Ленин говорил о необходимости «маневрировать в нашей внешней политике». 2 февраля 1920 было подписано первое мирное соглашение с Эстонией. Мирные договоры были подписаны советской Россией с Латвией, Литвой, Польшей, Финляндией. Советское государство вышло из международной изоляции периода гражданской войны. В 1920 г. велись переговоры с правительством Великобритании и фирмами, заинтересованными в заказах для советской России. 16 марта 1921 г. в Лондоне было подписано англо-советское торговое соглашение. Новый поворот во внешней политике затронул отношения с восточными странами. В феврале 1921 были подписаны договоры с Афганистаном и Ираном, и 16 марта 1921 г., в день подписания англо-советского соглашения, заключен договор с Турцией.

В начале 1922 г. советское и германское правительства получили приглашение участвовать в международной конференции, которая открывалась 10 апреля в Генуе. Конференция не удалась частично из-за позиций Франции и Великобритании, которые не смогли договориться с Россией относительно советских долгов и обязательств. Советское правительство в принципе было готово признать довоенные долги российского государства, но только при условии предоставления крупных иностранных займов. При этом Россия отказывалась отменить декреты, по которым были национализированы иностранные предприятия, хотя на определенных условиях было согласно вернуть иностранным фирмам их предприятия в виде концессий. Но сблизить позиции сторон на конференции не удалось. 16 апреля в Рапалло был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений, торгово-экономических связей, о взаимном отказе от претензий. Германия стала первой крупной страной, признавшей советскую Россию.

1924 год стал годом признания СССР. Были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. - с Японией. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов. Из великих держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР.

Во второй половине 20-х годов внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 году был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с официальным заявлением – декларацией о необходимости попыток разоружения. Но международная обстановка в конце 20х – начале 30х существенно изменилась.

Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других кризис способствовал формированию антидемократических режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма (политика преследования, угнетения других народов) и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений делегация СССР выдвинула 3 предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов оружия; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было принято Женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе 2 основных решения – признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения», предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции 2 будущих инициатора новой мировой войны – Япония и Германия – вышли из Лиги Наций, а в сентябре 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее совета.

А еще ранее на международной экономической конференции СССР подписал с 10 государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

В первой половине 30 годов СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали СССР, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

С 1933 г. СССР вел с США переговоры о тихоокеанском пакте, которые преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Рузвельт заявил, что единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считает сильный военно-морской флот США. Вместе с тем нормализация политических отношений между США и СССР благотворно сказались на двухсторонних торгово-экономических связях.

Однако в середине 30х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Франко. Тому, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 победой франкистов.

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италии напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против СССР. Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая. Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В 1938-1938 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 г. она оккупировала Австрию. Западные страны проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на советское государство. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение между Германией, Италией, Англией и Францией об отторжении от Чехословакии Судетской области (населенной немцами). В марте 1939 г. Германия захватила dc. территории Чехословакии. Чехословацкая армия без сопротивления была разоружена, ее оружие и снаряжение перешли к германским вооруженным силам.

Таким образом, главным направлением политики советского государства в 20е годы была борьба против дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Заключив договоры 1920-1921 гг. с пограничными странами, советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. Внешнеполитическая деятельность страны в 30х годах строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений.

Годы существования СССР - 1922-1991. Однако история самого большого в мире государства началась с Февральской революции, а если говорить точнее, то с кризиса царской России. С начала XX столетия в стране бродили оппозиционные настроения, которые то и дело выливались в кровопролития.

Слова, сказанные Пушкиным в тридцатые годы XIX века, применимы были в минувшем, не утрачивают актуальности и сегодня. Русский бунт всегда беспощаден. Тем более тогда, когда приводит к свержению старого режима. Вспомним о самых важных и трагических событиях, происходивших за годы существования СССР.

Предыстория

В 1916 году царская семья была дискредитирована скандалами вокруг одиозной личности, тайна которой на сегодняшний день до конца не разгадана. Речь идет о Григории Распутине. Николай II совершил несколько ошибок, первую - в год своей коронации. Но об этом сегодня не будем говорить, а вспомним события, которые предшествовали созданию советского государства.

Итак, Первая мировая война в разгаре. В Петербурге ходят слухи. Поговаривают, что императрица разводится с мужем, уходит в монастырь, время от времени занимается шпионажем. Формируется оппозиция к русскому царю. Ее участники, среди которых были и ближайшие родственники царя, требовали отстранения Распутина от управления государством.

Пока князья вели споры с царем, готовилась революция, которая должна была изменить ход мировой истории. Вооруженные митинги продолжались в течение нескольких февральских дней. Завершились государственным переворотом. Было сформировано Временное правительство, которое просуществовало недолго.

Затем была Октябрьская революция, Гражданская война. Годы существования СССР историки делят на несколько периодов. Во время первого, продолжавшегося вплоть до 1953 года, у власти был бывший революционер, известный в узких кругах под прозвищем Коба.

Сталинские годы (1922-1941)

К концу 1922 года у власти стояло шесть политических деятелей: Сталин, Троцкий, Зиновьев, Рыков, Каменев, Томский. Но управлять государством должен один человек. Между бывшими революционерами началась борьба.

К Троцкому не испытывал симпатии ни Каменев, ни Зиновьев, ни Томский. Особенно не нравился нарком по военным делам Сталину. Джугашвили отрицательно относился к нему еще со времен Гражданской войны. Говорят, ему не нравилась образованность, эрудиция который имел обыкновение на политических собраниях читать французских классиков в оригинале. Но дело, конечно же, не в этом. В политической борьбе нет места простым человеческим симпатиям и антипатиям. Схватка между революционерами закончилась победой Сталина. В последующие годы он методично устранил и других своих соратников.

Сталинские годы ознаменованы репрессиями. Сначала была принудительная коллективизация, затем аресты. Сколько человек в это страшное время превратилось в лагерную пыль, сколько было расстреляно? Сотни тысяч людей. Пик сталинских репрессий пришелся на 1937-1938 годы.

Великая Отечественная война

За годы существования СССР было немало трагических событий. В 1941 году началась война, которая унесла около 25 миллионов жизней. Эти потери ни с чем не сравнимы. До того как Юрий Левитан объявил по радио о нападении германских вооруженных сил на никто не верил в то, что есть в мире правитель, который не побоится направить свою агрессию в сторону СССР.

ВОВ историки делят на три периода. Первый начинается 22 июня 1941 года и заканчивается битвой за Москву, в которой немцы потерпели поражение. Второй завершается Сталинградской битвой. Третий период - это изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупации европейских стран и капитуляция Германии.

Сталинизм (1945-1953)

Был не готов к войне. Когда она началась, оказалось, что многие военачальники расстреляны, а те, кто живы, находятся далеко, в лагерях. Их немедленно освободили, привели в нормальное состояние и отправили на фронт. Война завершилась. Прошло несколько лет, и началась новая волна репрессий, теперь уже среди высшего командного состава.

Арестованы были крупные военачальники, приближенные маршала Жукова. Среди них генерал-лейтенант Телегин и маршал авиации Новиков. Самого Жукова немного притеснили, но особенно не трогали. Слишком велик был его авторитет. Для жертв последней волны репрессий, для тех, кто выжил в лагерях, года стало самым счастливым днем. Умер «вождь», а вместе с ним ушли в историю лагеря для политических заключенных.

Оттепель

В 1956 году Хрущев развенчал культ личности Сталина. В верхах партии его поддержали. Ведь на протяжении многих лет даже самый видный политический деятель мог в любой момент оказаться в опале, а значит, быть расстрелянным или отправленным в лагерь. В период существования СССР годы оттепели были ознаменованы смягчением тоталитарного режима. Люди ложились спать и не опасались, что среди ночи их поднимут сотрудники госбезопасности и отвезут на Лубянку, где придется сознаться в шпионаже, попытке убийства Сталина и прочих вымышленных преступлениях. Но доносы, провокации все еще имели место.

В годы оттепели слово «чекист» имело ярко выраженный отрицательный оттенок. На самом деле недоверие к спецслужбам зародилось значительно раньше, еще в тридцатые годы. Но официального одобрения термин «чекист» лишился после доклада, сделанного Хрущевым в 1956 году.

Эпоха застоя

Это не исторический термин, а пропагандистско-литературное клише. Появилось после выступления Горбачева, в котором тот отметил возникновение застойных явлений в экономике и социальной жизни. Эпоха застоя условно начинается с прихода к власти Брежнева и заканчивается началом перестройки. Одной из главных проблем этого периода стало усиление товарного дефицита. В мире культуры правила цензура. В годы застоя в СССР произошли первые террористические акты. На этот период приходится несколько громких дел по захвату пассажирских самолетов.

Афганская война

В 1979 году началась война, которая продолжалась десять лет. За эти годы погибло более тринадцати тысяч советских солдат. Но эти данные были обнародованы только в 1989 году. Самые большие потери пришлись на 1984 год. Против Афганской войны активно выступали советские диссиденты. Андрей Сахаров за свои пацифистские речи был отправлен в ссылку. Захоронения цинковых гробов были делом секретным. По крайней мере, до 1987 года. На могиле солдата нельзя было указывать, что погиб в Афганистане. Официальная дата окончания войны - 15 февраля 1989 года.

Последние годы существования СССР (1985-1991)

Этот период в истории Советского Союза называют перестройкой. Последние годы существования СССР (1985-1991) кратко можно охарактеризовать следующим образом: резкая смена в идеологии, политической и экономической жизни.

В мае 1985 года Михаил Горбачев, занимавший к тому времени пост Генерального Секретаря ЦК КПСС чуть более двух месяцев, произнес знаменательную фразу: "Всем нам, товарищи, пора перестраиваться". Отсюда и термин. В СМИ активно заговорили о перестройке, в сознании обычных граждан зародилось опасное желание перемен. Последние годы существования СССР историки делят на четыре этапа:

  1. 1985-1987. Начало реформирования экономической системы.
  2. 1987-1989. Попытка перестроить систему в духе социализма.
  3. 1989-1991. Дестабилизация обстановки в стране.
  4. Сентябрь-декабрь 1991 года. Окончание перестройки, развал СССР.

Перечисление событий, происходивших с 1989 по 1991, и будет хроникой развала СССР.

Ускорение социально-экономического развития

О необходимости реформирования системы Горбачев заявил на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 года. Имелось в виду активное использование достижений научно-технического прогресса, изменение порядка планирования. О демократизации, гласности и социалистическом рынке пока еще и речь не шла. Хотя сегодня термин «перестройка» ассоциируется со свободой слова, о которой впервые заговорили за несколько лет до прекращения существования СССР.

Годы правления Горбачева, особенно на первом этапе, были отмечены надеждами советских граждан на перемены, на долгожданные изменения к лучшему. Однако постепенно жители огромной страны стали разочаровываться в политическом деятеле, которому суждено было стать последним генсеком. Особую критику вызвала антиалкогольная кампания.

Сухой закон

История показывает, что попытки отучить граждан нашей страны от употребления спиртного не приносят никаких плодов. Первую антиалкогольную кампанию провели большевики еще в 1917 году. Вторую попытку предприняли спустя восемь лет. С пьянством и алкоголизмом пытались бороться в начале семидесятых, причем весьма своеобразно: запретили выпуск спиртных напитков, но расширяли производство вин.

Алкогольная кампания восьмидесятых получила название "горбачевской", хотя инициаторами стали Лигачев и Соломенцев. На этот раз вопрос о пьянстве власти решали более радикально. Было существенно снижено производство алкогольных напитков, закрыто огромное количество магазинов, не раз поднимались цены на водку. Но советские граждане так просто не сдавались. Одни приобретали алкоголь по завышенной цене. Другие занимались приготовлением напитков по сомнительным рецептам (о таком методе борьбы с сухим законом рассказал В. Ерофеев в своей книге «Москва - Петушки»), а третьи - использовали самый простой способ, т. е. пили одеколон, который можно было приобрести в любом универмаге.

Популярность Горбачева тем временем падала. Не только вследствие запрета алкогольных напитков. Он был многословен, при этом его речи были малосодержательны. На каждую официальную встречу являлся со своей женой, которая вызывала у советских людей особенное раздражение. Наконец, перестройка не привнесла в жизнь советских граждан долгожданных перемен.

Демократический социализм

К концу 1986 года Горбачев и его помощники поняли, что ситуацию в стране так просто не изменить. И решили реформировать систему в другом направлении, а именно в духе демократического социализма. Этому решению способствовал удар по экономике, вызванный многими факторами, в том числе и аварией на Чернобыльской АЭС. А в отдельных регионах Советского Союза тем временем начали появляться сепаратистские настроения, вспыхнули межнациональные столкновения.

Дестабилизация в стране

В каком году СССР закончил свое существование? В 1991-м. На заключительном этапе «перестройки» наблюдалась резкая дестабилизация обстановки. Экономические трудности переросли в масштабный кризис. Произошел катастрофический обвал жизненного уровня советских граждан. Они узнали о том, что такое безработица. Полки в магазинах опустели, если что-то на них вдруг появлялось, моментально образовывались бесконечные очереди. В массах нарастало раздражение, недовольство властью.

Распад СССР

В каком году прекратил свое существование Советский Союз, мы разобрались. Официальная дата - 26 декабря 1991 года. В этот день Михаил Горбачев объявил о том, что прекращает свою деятельность на посту президента. С распадом огромного государства 15 бывших республик СССР обрели самостоятельность. Причин, которые привели к распаду Советского Союза, очень много. Это и экономический кризис, и деградация властных элит, и национальные конфликты, и даже антиалкогольная кампания.

Подведем итоги. Выше названы основные события, происходившие за время существования СССР. С какого по какой год это государство присутствовало на карте мира? С 1922-го по 1991-й. Распад СССР населением воспринимался по-разному. Кто-то радовался отмене цензуры, возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Кого-то события, произошедшие в 1991 году, повергли в шок. Ведь это было трагическое крушение идеалов, на которых выросло не одно поколение.

Погосова Юлиана 10.08.2017 в 7:19

В декабре 1991 года распался Советский Союз. Это событие застало врасплох всех, вплоть до правящей верхушки США, получившей неожиданный приятный подарок на Рождество. Владимир Путин охарактеризовал распад СССР как "самую крупную геополитическую катастрофу двадцатого века". Можно ли было избежать этого распада? Сегодня принято считать, что к концу 1991 года не было никакого способа сохранить СССР в том виде, в каком он существовал с 1922 года.

Согласно уже сложившемуся мнению, распад Союза произошел вследствие политических, экономических и социокультурных процессов, случившихся в стране с 1986 года. Но до сих пор ученые и общественные деятели задаются вопросом, что было бы, если бы Советский Союз не распался, смог бы он полноценно функционировать в двадцать первом веке?

Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президентом РСФСР Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем. Договор основывался на 72 Статье Конституции СССР и стал неожиданностью для всего населения СССР.

21 декабря в Алма-Ате была подписана декларация о целях и принципах СНГ. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. Тогда к СНГ присоединилось еще восемь республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года.

А до этого, 17 марта 1991 года, в девяти советских республиках был проведен народный референдум. Подавляющее большинство избирателей проголосовали за сохранение федеральной системы Советского Союза. По итогам референдума 23 апреля 1991 года советское центральное правительство подписало соглашение с девятью республиками. Если бы этот договор был реализован, СССР стал бы федерацией независимых республик с одним президентом, армией и общей внешней политикой. К августу 1991 года девять республик, за исключением Украины, одобрили проект нового договора. Возможно, что в таком виде СССР мог бы существовать и дальше, но этому помешали различные политические силы.

В своем стремлении либерализировать некоторые аспекты государственного управления Горбачев фактически ослабил государственный контроль, что привело к экономическому и политическому хаосу, а также к росту националистических и сепаратистских движений во многих республиках. Но что было бы, если бы Горбачеву удалось осуществить свой комплекс реформ? Что, если бы советская коммунистическая партия смогла удержать в своих руках власть над политической идеологией?

Такой прецедент уже имел место. В 1921 году после победы советского государства над царскими и антибольшевистскими силами в гражданской войне 1918-1920 годов была принята Новая экономическая политика. Благодаря НЭПу экономика страны почти полностью восстановилась и достигла довоенного уровня. Но затем, в 1928 году, НЭП отменил Иосиф Сталин. Если бы этого не произошло, то сектор легкой промышленности и сельского хозяйства находился бы сейчас в частной собственности , а шахты и тяжелая промышленность - в руках государства.

Чтобы осуществить такой сценарий в конце 1980-х годов, Горбачеву нужно было убедить своих товарищей-коммунистов в том, что его новая политика не подорвет репутацию партии. В то время доверие советского населения к партийным лозунгам и управлению страной было минимальным. Тем не менее если судить по результатам мартовского референдума в 1991 году, многие республики СССР по-прежнему считали себя частью единого государства.

Согласно новому экономическому плану, средние и крупные предприятия остались бы в руках государства, но люди могли бы осуществлять мелкомасштабную экономическую деятельность, особенно в сельском хозяйстве. Правительство могло бы выдавать мелкие коммерческие кредиты, формируя таким образом предпринимательский класс, причем большинство этих предпринимателей могли быть членами партии, чтобы правительство следило за своими наиболее активными гражданами.

Благодаря такому подходу население стало бы больше заботиться об экономической выгоде и прибыли, как это произошло, например, в Китае, и меньше думать о политике. Советское общество в середине 80-х годов уже было готово к экономическим реформам. И такая экономическая трансформация позволила бы сохранить управляемое государство.

Насколько эта новая страна смогла бы на международной арене конкурировать с Соединенными Штатами, Западной Европой и Китаем? Возможно, со временем сложился бы новый союз после выхода стран Восточной Европы из Варшавского договора. Возможно, новый СССР уменьшил бы свое присутствие в Африке и Латинской Америке в качестве скорее всего временной меры, пока не будет реформирована экономика страны.

Трудно предсказать, как развивались бы отношения нового СССР и Китая, который стал бы его прямым конкурентом. Возможно, они нашли бы варианты сотрудничества. Китайская модель государственного капитализма оказалось довольно эффективной, поэтому по ее аналогии можно представить себе модель советского капитализма. Руководство новой страны должно было бы быть твердым и сильным, способным принимать жесткие решения на государственном уровне. Китайцы тоже должны были сделать такой выбор в 1989 году, когда военные разгромили демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Они решили сохранить имеющееся государственное устройство.

Скорее всего, Советский Союз спасти в то время было невозможно - по причине внедрения агентов западного влияния во властную верхушку страны, существования внутренних механизмов и политических процессов, препятствующих достижению каких-либо договоренностей. Но возможно, что в недалеком будущем будет создан реформированный Советский Союз благодаря формированию ряда экономических, военных и политических альянсов с бывшими советскими республиками.

Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, и тесное сотрудничество между российскими и армянскими военными наглядно подтверждают желание возродить некоторые советские традиции на большей части постсоветского пространства . Возможно, СССР не мог выжить, но сценарии его возможного существования в реформированном виде будут продолжать волновать историков и обществоведов еще очень долго.

А что, если бы Советский Союз вернулся? Это была одной из самых влиятельных империй в истории. 28 декабря 1922 года после конференции, на которой присутствовали делегации из России, Украины, Белоруссии и других республик, было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик. Советский Союз отразил нацистскую агрессию во время Второй мировой войны, а после рухнул. А если бы Советский Союз возродился сегодня?

Для начала мы должны определить страны, которые войдут в современный Советский Союз. Он будет включать себя следующие государства: Россия, Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан. Советский Союз будет очень большой страной и, конечно, самой большой по площади республикой будет Россия, чья площадь больше площади Плутона. Советский Союз будет превосходить по площади Австралию, Антарктику и Южную Америку вместе взятые, что сделает его государством, которое больше целых трех континентов. Такая колоссальная территория создаст большую разницу во времени между двумя концами Советского Союза, когда в одной части страны будет 11 часов вечера, а в другой — полдень.

Контекст

Я хочу вернуться в СССР

London Review of Books 06.01.2018

СНГ - последний выдох СССР

EurasiaNet 15.12.2017

А СССР до сих никуда не делся

Delfi.lv 26.09.2017 Численность населения

Общая численность населения Советского Союза составит 294,837 миллиона человек. Он займет четвертое место в списке стран по численности населения после США, которые сейчас находятся на третьем месте. Удивительно, но в 1991 году в Советском Союзе было примерно такое же количество населения — 293 048 000 человек, что свидетельствует о слабом росте населения после распада Советского Союза. Большинство граждан Советского Союза будут россиянами (около 46% всего населения), а украинцы и узбеки займут почетное второе место. Русский язык будет самым распространенным в Советском Союзе, на нем будут говорить примерно 58% населения. Чтобы воссоздать Советский Союз, мы должны вернуться к памяти о Коммунистической партии, как единственной законной партии, обладающей абсолютной властью. Религиозные люди смогут осуществлять свои ритуалы только в религиозных центрах и не смогут делать это публично. Однако только 12% населения будет атеистами или нерелигиозными, но подавляющая часть населения, около 54%, будут православными христианами, 3% католиками, 24% суннитами, 3% шиитами и 4% будут представлять другие религии.

Экономическая и политическая ситуация

Говоря о статусе и политической организации Советского Союза, мы должны догадаться, что его столица будет в Москве. Кроме того, в Советском Союзе будет ряд крупных влиятельных городов, таких как Санкт-Петербург, который переименуют в Ленинград, Киев на Украине и Минск в Белоруссии. Экономика будет достаточно сильной — ВВП составит около двух триллионов долларов. В настоящее время Россия занимает 12-е место по экономическому развитию. Присоединившись к Советскому Союзу, она выйдет на восьмое место в мире, опередив такие страны, как Южная Корея и Канада. Уровень дохода на душу населения будет относительно низким, на уровне 6,8 доллара, что поставит Советский Союз на 76-е место перед Болгарией. Военный бюджет советской армии составит 80 миллиардов долларов, что выведет ее на четвертое место после Саудовской Аравии, Китая и США.

Однако это не будет большой проблемой, так как количество военнослужащих компенсирует дефицит финансирования. Она займет второе место по количеству военнослужащих после Китая, около 1,43 миллиона человек. В резерве будет около 2,88 миллиона. А в общей сложности около 4,32 миллиона человек, готовых к военным действиям, что равно населению Новой Зеландии. Полная численность советской армии будет такой же, как и у китайской армии, и на 42% больше, чем у американцев. Советская армия будет иметь самый большой арсенал оружия в мире, в общей сложности 7 300 ракетных боеголовок, в то время как у США будет только 6 970 боеголовок. Кроме того, Советский Союз станет крупнейшей нефтедобывающей страной, опережая Саудовскую Аравию и США. Он будет добывать около 12,966 миллиона баррелей нефти.

Может ли он быть еще сильнее? Конечно, если мы добавим в Советский Союз все регионы, которые когда-то принадлежали Российской империи. Добавим Финляндию, половину нынешней Польши и всю Аляску. Это увеличит население Союза примерно до 496,313 миллиона человек, тем самым обогнав США. Экономическая ситуация улучшится: ВВП достигнет 2,541 триллиона долларов, что поднимет страну на шестое место. Тем самым она обгонит Францию и Индию, но уступит Великобритании и Германии.

Наконец, если Советский Союз возродится, то он будет не намного сильнее, чем в прошлый раз. У него будет наибольшее количество ракетных боеголовок в мире, вторая по величине армия, и он станет лидером в области нефтедобычи. Между Советским Союзом, США и НАТО, вероятно, не будет никакого альянса, поэтому Советский Союз будет искать альянсы в Африке и Азии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Советский Союз в середине 1950-х - начале 1960-х годов. «Великое десятилетие оттепели».

XX съезд КПСС (14-25 февраля 1956 г.) и особенно доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, формированию нового общественного сознания, относительно свободного от догм и идеологических стереотипов. Этот период в жизни страны получил название «оттепели» (по одноименному роману И. Эренбурга).

Вместе с тем новая линия осуществлялась людьми, которые сами были продуктом сталинской эпохи и соучастниками его злодеяний. В докладе Хрущева в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти не было последовательности. Еще менее последовательным было постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г . «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно-административной авторитарной системы «государства-партии» были в конечном счете сведены к культу личности, а вся вина за преступления возлагалась на Сталина и ряд лиц из его окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить «социальную природу передового социалистического общественного и государственного строя».

Следует отметить, что социализм в понимании политических лидеров страны второй половины 1950-х годов соответствовал той государственнополитической системе в СССР, которая продолжала существовать без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи ими же сформирована. Устранение некоторых фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления с других партийных руководителей и с партии в целом.

Изменения, которые происходили в государственной системе в 1956- 1964 гг., были незначительными. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большой степени законным прикрытием диктатуры партократии.

Высшим органом власти в стране, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР. С 1953 г. председателем Президиума Верховного Совета стал легендарный сталинский нарком К. Е. Ворошилов, а с 1960 г. - Л. И. Брежнев. На сессиях Верховного Совета СССР единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Президиум Верховного Совета, который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только действовал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов.

Характерной чертой деятельности органов власти в рассматриваемый период была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик передается руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем упраздняется Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми на сессиях Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. К их ведению отнесены: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (при сохранении за центром установления основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик); вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства.

Согласно «Положению о Верховном Суде СССР» (февраль 1957 г.) расширялись полномочия Верховных Судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, 1958 г. ставшая автономной республикой. Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - осложнило положение противников курса Н. С. Хрущева. В марте 1957 г. в местные Советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60% составили рабочие и колхозники (в 1955 г. - 55%). Увеличилось число представителей этих социальных категорий и на выборах в Верховный Совет пятого созыва в феврале 1958 г. - до 60% против 40% в Верховном Совете четвертого созыва.

Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли бы заменить административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать демократическое давление на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее в сторону учета потребностей населения страны.

Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны. Возникло большое количество общественных организаций, которые решали отдельные местные вопросы: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др. В них зарождались элементы коммунального самоуправления.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Хрущев не мог обойтись без нее в управлении государством, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин. Хрущев, не имея возможности использовать систему репрессий, постоянно искал другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в данном направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности двумя сроками. Эти меры способствовали некоторой демократизации общества. В постановлении от 22 января 1957 г. «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов для избирателей, но несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов, и потому вызвало недовольство бюрократии.

Более серьезные попытки модернизации Хрущев предпринял в сфере исполнительной власти, высшим органом которой по-прежнему был Совет министров. В 1956 г. его председателем был назначен Н. А. Булганин, но в 1958 г. на этом посту его сменил Хрущев, а его заместителями стали

А. Н. Косыгин, А. И. Микоян и Д. Ф. Устинов.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Увеличился процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты (1956 г.). Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Сократилось число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.) при увеличении союзно-республиканских (с 21 до 29).

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» был осуществлен переход управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В каждом экономическом административном районе образовывался совет народного хозяйства (совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность. Было создано 105 совнархозов, упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР.

В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Однако переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса страны. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учета отраслевого разреза в развитии экономики.

Реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилились специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР.

Усложнилась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научноэкономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования посредством плановых комиссий крупных экономических районов СССР.

После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в октябре 1964 г. реформа стала сворачиваться, и к началу 1970-х годов была восстановлена прежняя структура исполнительной власти.

Одним из главных политических институтов советского общества в рассматриваемый период являлась КПСС. Все основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии. КПСС делилась на три уровня: рядовой состав, который практически не имел возможности влиять на выработку политики партии; партийная бюрократия - становой хребет партии - реально осуществляла политику; верхушка партии обладала властью и принимала решения.

Пытаясь опереться на силу, противостоящую партократии, Хрущев стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию. Повысилось значение партсобраний и возросла ответственность выбранных делегатов (хотя по-прежнему все определял аппарат), увеличилось количество конференций и съездов (с 1956 по 1961 г. прошло три съезда), возросло число членов КПСС, выдвигавшихся на руководящую работу из низовых организаций. В 1962 г. на основе решений ноябрьского пленума ЦК КПСС была осуществлена перестройка партийных органов по производственному принципу: созданы самостоятельные промышленные и сельские партийные организации. Происходила частая смена руководящих кадров. Однако в целом демократизация коснулась партии меньше, чем общества в целом, партийная бюрократия крепко держала в своих руках власть и не собиралась ею поступаться.

Политическая борьба шла главным образом в Президиуме ЦК и в ЦК КПСС. Съезды выступали своеобразными глашатаями идей и концепций, принятых в руководящих органах. Исход борьбы в Президиуме и ЦК партии был определяющим для всей политической обстановки в стране. В то же время в 1956-1964 гг. возросла роль пленумов ЦК КПСС, что имело особое значение во внутрипартийной борьбе за власть между Хрущевым и его противниками.

В 1956 г. складывается оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу. Недовольство его бывших соратников резко возросло после доклада Хрущева на закрытом заседании XX съезда. Группировку противников Хрущева в верхушке партаппарата возглавили В. М. Молотов, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович.

В июне 1957 г. борьба перешла в открытое противостояние: 18 июня на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме, подрыве авторитета КПСС в международном коммунистическом движении из-за разоблачения культа личности Сталина. Президиум семью голосами против трех (А. И. Микояна, М. А. Суслова и А. И. Кириченко) принял решение о смещении Хрущева и назначении Молотова на пост первого секретаря ЦК. Однако Хрущева поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК КПСС, армия, возглавляемая Г. К. Жуковым, и КГБ. На пленуме ЦК 22-29 июня действия противников Хрущева были определены как фракционные и антипартийные: В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича и «примкнувшего к ним» Д. Т. Шепилова вывели из состава Президиума и ЦК КПСС. Н. А. Булганину объявили строгий выговор, впоследствии он был смещен с поста председателя СМ СССР и также выведен из состава Президиума ЦК. Так, впервые за много лет пленум ЦК выступил в роли решающей силы в развернувшейся схватке между партийными вождями.

Следующим актом в политической борьбе стало смещение Г. К. Жукова с поста министра обороны и выведение из Президиума ЦК. Н. С. Хрущев опасался его популярности и влияния. В принятом пленумом ЦК постановлении от 29 октября 1957 г. «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и на Флоте» Жукова обвинили в том, что он «нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооруженными Силами, проводил линию на свертывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, ее ЦК и правительства».

В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, созванный для рассмотрения и утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Съезд констатировал, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу». Выводом этого тезиса стало утверждение, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Семилетний план рассматривался как важный шаг на пути создания материально-технической базы коммунизма. XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) стал логическим развитием идей предыдущего партийного форума.

На этом съезде была утверждена новая Программа КПСС - программа строительства коммунизма. Задачи, поставленные в третьей Программе партии, особенно достижение в течение 10-20 лет превосходства по производству продукции на душу населения над ведущими капиталистическими странами, ликвидация тяжелого физического труда, достижение изобилия материальных и культурных благ, многим, в том числе Хрущеву, казались реальными для нашей страны. Нацеленность на повышение уровня жизни, демократизацию общества, перерастание государственного управления в общественное самоуправление поднимали экономическую и политическую активность широких слоев народа. В то же время провозглашенные на XXI и XXII съездах КПСС реформы не затрагивали основ командно-административной системы. Качественно новые задачи внутренней и внешней политики, партийного строительства предлагалось решать с помощью старого политического и экономического механизма, зачастую волюнтаристскими методами. В результате было совершено немало субъективистских ошибок, осложнивших выход страны на новый этап развития и во многом скомпрометировавших начинания Хрущева.

Проводимый Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей и директорского корпуса. Вследствие бездумных и многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств оппозиционно настроены по отношению к Хрущеву были также кадровые офицеры и генералитет, многие авторитетные работники органов государственной безопасности.

В отсутствие четкого законодательного механизма смены руководства страны смещение Хрущева готовилось тайно группой партийно-государственной элиты с начала 1964 г. Наиболее активную роль в организации заговора против партийного лидера играли секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный и руководитель КГБ В. Е. Семичастный. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, с 1960 г. одновременно и секретарь ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и непосредственно включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии.

12 октября 1964 г., во время отдыха Хрущева в Сочи, в Кремле на расширенном заседании Президиума ЦК М. А. Суслов и А. Н. Шелепин поставили вопрос о смещении лидера страны со всех занимаемых постов. Срочно вызванному в Москву Н. С. Хрущеву были предъявлены обвинения в отходе от принципов коллективности руководства, волюнтаризме и грубом администрировании. Против него выступили почти все члены Президиума, за исключением уклонившегося от выступления А. И. Микояна. 14 октября пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК партии, председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

На октябрьском пленуме ЦК было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин.