ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе.

Слайд 2

План урока 1. Личность императора Николая I. 2. Укрепление роли государственного аппарата. 3. Укрепление опоры самодержавной власти. 4. Попытки решения крестьянского вопроса. 5. Русская православная церковь и государство.

Слайд 3

Личность императора Николая I Екатерина II Мария Федоровна Павел Петрович «Сегодня мамаша родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Длиною он аршин без двух вершков, Александр Константин Николай а руки немного меньше моих. Если он будет Дитя равняется с продолжать, как начал, царями! то братья окажутся Родителям по карликами перед этим крови, Г.Р. колоссом» По сану – исполин. Державин

Слайд 4

Личность императора Николая I Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Воспитатель Ламздорф в строгости воспитывал младших сыновей Павла. Николай I «Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков".

Слайд 5

Какие Как эти методы методы использовал могли отразиться Ламздорф на в Личность императора Николая I характере воспитании будущего Николая? императора? Этот рассказ Николая о своем воспитании нисколько не преувеличен. Ламздорф бесчеловечно бил будущего императора. Нередко воспитатель пускал в ход линейку и даже ружейный шомпол. Великий князь был строптив и вспыльчив. Нашла коса на камень. И граф Ламздорф иногда в припадке ярости хватал мальчика за воротник и ударял его об стену.

Слайд 6

Личность императора Николая I В своих записках педагоги не скупятся на отзывы, нелестные для юного Николая Павловича. Они уверяют, что он был груб, коварен и жесток. Он любил кривляться и гримасничать. Это было в духе его деда Петра III. Несмотря на многочисленных воспитателей, этот юноша вел себя в обществе как недоросль. "Он постоянно хочет блистать своими острыми словцами, - писали про него кавалеры, - и сам первый во все горло хохочет от них, часто прерывая разговор других". Николай Павлович

Слайд 7

Личность императора Николая I Семья ПавлаI Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Николаю Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги.

Слайд 8

Личность императора Николая I Франц Крюгер Русская гвардия в Петерегофе В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Слайд 9

Личность императора Николая I Николай Павлович был высокого роста, сухощав, грудь имел широкую, руки несколько длинные, лицо продолговатое, чистое, лоб открытый, нос римский, рот умеренный, взгляд быстрый, голос звонкий, но говорил несколько скороговоркой. Вообще он был очень строен и ловок. В движениях не было заметно ни надменной важности, ни ветреной торопливости, но видна была какая-то неподдельная строгость. Василий ГОЛИКЕ Портрет великого князя Николая Павловича.

Слайд 10

Почему Какой опыт Николая приобрел готовили Николай, только ежедневно к военной Личность императора Николая I карьере, находясь не посвящая в дворцовой в вопросы передней? политики и управления? Николай Павлович "Все мое знакомство со светом, ограничивалось ежедневным ожиданием в передних. От нечего делать вошло в привычку, что в сем собрании делались дела по гвардии, но большей частью время проходило в шутках и насмешках насчет ближнего. Бывали и интриги. В то же время вся молодежь, адъютанты, а часто и офицеры ждали в коридорах, теряя время или употребляя оное для развлечения почти так же и не щадя начальников, ни правительство... Время сие было потерей времени, но я драгоценной практикой для познания людей и лиц, и я сим воспользовался".

Слайд 11

Личность императора Николая I В ноябре 1825 г. Умер император Александр I. Какое событие омрачило вступление Николая I на престол? Восстание на Сенатской площади

Слайд 12

Личность императора Николая I Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I ? Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. “…время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии». Какова главная задача царствования Николая I? Историк А.Е. Пресняков

Слайд 13

Личность императора Николая I Фрейлина А.Ф. Тютчева «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний». Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Порядок, который должен быть установлен в стране: строгая централизация; полное единоначалие; безоговорочное подчинение низших высшим.

Слайд 14

Личность императора Николая I Фрейлина А.Ф. Тютчева «…этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарский характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни». Противоречивость в политике НиколаяI: Постоянная борьба с революционны движением, гонение на все передовое и прогрессивное в стране; Попытка проведения мероприятий, которые бы искоренили недостатки существующей системы.

Слайд 15

Личность императора Николая I Ф. Тютчев Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен... А.С. Пушкин

Слайд 16

Личность императора Николая I Ответить на этот вопрос не так легко, ибо Николай Павлович Романов не случайно любил посещать маскарады: это его пристрастие к личинам характерно для его биографии и политики. Через призму этих особенностей и надо изучать царствование Николая I.

Слайд 17

Укрепление роли государственного аппарата При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. При нем большое значение приобрела Собственная Его императорского величества Канцелярия.

Слайд 18

Укрепление роли государственного аппарата Собственная Его Императорского Величества Канцелярия I Отделение Контроль за исполнением распоряжений царя I I I Отделение Орган политического сыска и контроля за умонастроениями I I Отделение Кодификация законов

Слайд 19

Укрепление роли государственного аппарата Вспомните, какие преобразования в России связаны с именем М.М. Сперанского? Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят? Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в Российском законодательстве затрудняла решение дел.

Слайд 20

Укрепление роли государственного аппарата В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М. Сперанского. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов. Сперанский выполнил работу за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г.- Свод действующих законов государства. М.М. Сперанский

Слайд 21

Укрепление роли государственного аппарата В.П. Кочубей В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В.П. Кочубея. Кочубея Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу ему не удалось.

Слайд 22

Укрепление роли государственного аппарата Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила 90 тыс. человек (в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.)

Слайд 23

Что вы можетеопоры сказать о системе управления Укрепление самодержавной власти Николая I? Ф.П. Вронченко Николай I назначил министром финансов Ф.П. Вронченко, и когда вел. Кн. Михаил Павлович выразил на этот счет удивление, император сказа: «Полно, брат! Я сам себе министр финансов, мне только нужен секретарь для очистки бумаг». Вронченко совершенно соответствовал этой цели. Но для поддержания заведенного порядка потребовался заместитель, томуеще один. И – пошло…»

Слайд 24

Как вы думаете, о чем было запрещено писать в Укрепление роли государственного аппарата царствование Николая I ? Органы IIIотделения были созданы на местах. В распоряжении шефа III отделения была создана вооруженная сила – корпус жандармов. Шеф генерал Бенкендорф. Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру. А.Х. Бенкендорф Цензура- система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.

Слайд 25

Укрепление роли государственного аппарата Определите круг обязанностей III отделения. “…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…” (Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53

Слайд 26

Укрепление роли государственного аппарата С.С. Уваров Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С.С. Уваров. В 1826 г. принят «Устав о цензуре», названный «чугунным». Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения.

Слайд 27

Укрепление роли государственного аппарата Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму? Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают.

Слайд 28

Укрепление опоры самодержавной власти Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило обнищание части дворян. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников. вывод Эти меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.

Слайд 29

Попытки решения крестьянского вопроса Николай I “ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда». Как Николай I относился к крепостному праву? Какие трудности испытывали крестьяне? Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.

Слайд 30

Попытки решения крестьянского вопроса Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П.Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ. Главный пункт- введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. П.Д. Киселев

Слайд 31

Попытки решения крестьянского вопроса В государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися. Дайте оценку эти цифрам. Много или мало было открыто школ?

Слайд 32

Попытки решения крестьянского вопроса Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян в другие районы страны. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать «общественную запашку». Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.


Династический кризис 1825 года. В 1820 году император Александр I сообщил своему брату Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола их брат Великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. В 1823 году Константин формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым браком на польской графине Грудзинской. 16 августа 1823 года Александр I подписал втайне составленный манифест, утверждавший отречение Константина Павловича и утверждавший Наследником Престола Николая Павловича. 12 декабря 1825 года, не имея возможности убедить Константина занять престол и получив его окончательный отказ (хотя и без формального акта отречения), великий князь Николай Павлович решился принять трон согласно воле Александра I.


Следствие и суд над декабристами: К следствию и суду было привлечено 579 человек. Процесс проходил в строжайшей тайне, работу следственной комиссии возглавил сам император. 13.07.1826 года пятеро участников восстания: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были казнены в Петропавловской крепости, более ста человек были сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь.


Меры по укреплению государственного управления: В 1826 году М.М. Сперанскому было поручено провести кодификацию российского законодательства. Ему удалось это сделать в течение 5 лет: в 1832 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45-ти томах, а в 1833 – Свод действующих законов. Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России.


Крестьянский вопрос: В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных крестьян, вводившая крестьянское самоуправление. В 1842 году был издан указ «Об обязанных крестьянах» по которому помещик мог освобождать своих крестьян с предоставлением им наделов в наследственное пользование, но с выполнением определенных повинностей. В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения. Помещикам было запрещено ссылать крестьян в Сибирь и продавать их без земли.


Финансовая Реформа. Практическая деятельность Е.Ф. Канкрина, чрезвычайно разносторонняя. С его именем связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Денежная реформа 1839 - 1843 годов, заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, были фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). С 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты", в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью..


Политика в области образования и культуры: Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, однако именно при Николае I в 1828 г. в Петербурге был вновь открыт главный педагогический институт. Основан был ряд высших технических и специальных училищ: в 1828 г. Технологический институт в Петербурге, в 1832 г. Училище гражданских инженеров, в 1835 г. Училище правоведения, в 1840 г. Горы-Горецкое земледельческое училище, в 1844 г. Константиновский межевой институт в Москве, в 1830 г. ветеринарная школа в Харькове, в 1848 г. - в Дерпте. Имели место факты, показывающие личное участие Николая I в развитии искусств: В сентябре 1826 года Николай принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, и избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензуровать его сочинения), поддержка Александринского театра. У Николая I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем - а больше всего МНЕ“». Однако именно Николай распорядился сослать на Кавказ Лермонтова, По распоряжению царя были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.


Современники о Николае I: «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.» - А. Ф. Тютчева. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», - так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.; «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», - писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Множество презентаций и докладов на общие темы помогут вам найти интересный материал, получить новые знания и ответят на самые разные вопросы













1 из 12

Презентация на тему: Внутренняя политика Николая I

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Краткая характеристика Николая I. Родился в 1796 году, так как имел двух старших братьев Александра и Константина, никогда не готовился занять престол. Николай Павлович получил домашнее образование - к нему и брату Михаилу назначались преподаватели. Но особого усердия к учёбе Николай не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом. По словам В. А. Муханова, Николай Павлович, окончив курс своего образования, сам ужаснулся своему неведению и после свадьбы старался пополнить этот пробел, но условия жизни рассеянной, преобладание военных занятий и светлые радости семейной жизни отвлекали его от постоянных кабинетных работ.

№ слайда 3

Описание слайда:

Династический кризис 1825 года. В 1820 году император Александр I сообщил своему брату Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола их брат Великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. В 1823 году Константин формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым браком на польской графине Грудзинской. 16 августа 1823 года Александр I подписал втайне составленный манифест, утверждавший отречение Константина Павловича и утверждавший Наследником Престола Николая Павловича. 12 декабря 1825 года, не имея возможности убедить Константина занять престол и получив его окончательный отказ (хотя и без формального акта отречения), великий князь Николай Павлович решился принять трон согласно воле Александра I.

№ слайда 4

Описание слайда:

Следствие и суд над декабристами: К следствию и суду было привлечено 579 человек. Процесс проходил в строжайшей тайне, работу следственной комиссии возглавил сам император. 13.07.1826 года пятеро участников восстания: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были казнены в Петропавловской крепости, более ста человек были сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борьба с революционным движением: В 1826 году было создано III отделение императорской канцелярии, в подчинении которого находился корпус жандармов, возглавлял его А.Х. Бенкендорф. В 1826 году был принят новый цензурный устав, названный современниками «чугунным».

№ слайда 6

Описание слайда:

Меры по укреплению государственного управления: В 1826 году М.М. Сперанскому было поручено провести кодификацию российского законодательства. Ему удалось это сделать в течение 5 лет: в 1832 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45-ти томах, а в 1833 – Свод действующих законов. Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России.

№ слайда 7

Описание слайда:

Крестьянский вопрос: В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных крестьян, вводившая крестьянское самоуправление. В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных крестьян, вводившая крестьянское самоуправление. В 1842 году был издан указ «Об обязанных крестьянах» по которому помещик мог освобождать своих крестьян с предоставлением им наделов в наследственное пользование, но с выполнением определенных повинностей. В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения. Помещикам было запрещено ссылать крестьян в Сибирь и продавать их без земли.

№ слайда 8

Описание слайда:

Финансовая Реформа Практическая деятельность Е.Ф. Канкрина, чрезвычайно разносторонняя. С его именем связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Денежная реформа 1839 - 1843 годов, заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, были фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). С 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты", в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью..

№ слайда 9

Описание слайда:

Политика в области образования и культуры: Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, однако именно при Николае I в 1828 г. в Петербурге был вновь открыт главный педагогический институт. Основан был ряд высших технических и специальных училищ: в 1828 г. Технологический институт в Петербурге, в 1832 г. Училище гражданских инженеров, в 1835 г. Училище правоведения, в 1840 г. Горы-Горецкое земледельческое училище, в 1844 г. Константиновский межевой институт в Москве, в 1830 г. ветеринарная школа в Харькове, в 1848 г. - в Дерпте. Имели место факты, показывающие личное участие Николая I в развитии искусств: В сентябре 1826 года Николай принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, и избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензуровать его сочинения), поддержка Александринского театра. У Николая I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем - а больше всего МНЕ“». Однако именно Николай распорядился сослать на Кавказ Лермонтова, По распоряжению царя были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Современники о Николае I: «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.» - А. Ф. Тютчева. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», - так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.; «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», - писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.

Внутренняя

политика

Николая I

МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Пензенской области

Гравчева Валентина Владимировна, учитель истории

ПЛАН

  • Начало правления Николая I.
  • Укрепление самодержавной власти
  • 3. Кодификация законов. 4. Борьба с революционными настроениями. 5. Попытка решения крестьянского вопроса. 6. Государство и церковь
Задание на урок Третий сын Павла I
  • Третий сын Павла I
  • Получил хорошее домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял
  • Хорошо рисовал
  • Искренне верил в Бога
  • Выл великолепным психологом.
  • Не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом
  • Прекрасно разбирался в театре и живописи
  • Вернул из ссылки Пушкина, стал его личным цензором.
  • Лично допрашивал арестованных декабристов, «расколол» почти всех

Николай I

1896-1825-1855 гг.

Правление Николая I (1825-1855)

  • «АПОГЕЙ САМОДЕРЖАВИЯ» – наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни.

* строгая централизация государственного строя;

* полное единоначалие на всех уровнях управления,

* безоговорочное подчинение низших высшим.

Несмотря на разгром выступления декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения таких выступлений, он, с одной стороны, усилил меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой - предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряжённость в обществе.

  • Несмотря на разгром выступления декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения таких выступлений, он, с одной стороны, усилил меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой - предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряжённость в обществе.

Противоречивость в политике

Постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное

Попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы

Укрепление самодержавной власти

Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

готовило бумаги для докладов царю

для кодификации законов

орган политического сыска

рук. учебными заведениями

для проведения реформы гос.крестьян

для управления Закавказьем

В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось.

  • В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось.

В.П. Кочубей

КОДИФИКАЦИЯ - форма систематизации законодательства, результат которой - составление нового сводного акта.

Михаил Михайлович Сперанский

1832 г.

«Полное собрание законов

Российской империи»

1833 г.

«Свод законов

Российской империи»

Николай I вручает М.Сперанскому орден Андрея Первозванного

Борьба с революционными настроениями

А.Х.Бенкендорф

Создание Третьего отделения Е.И.В. канцелярии

Корпус жандармов – орган политического сыска

Цензурный устав

Запрет принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян

Док. на стр.69

Теория официальной народности

Единственно возможная для России форма правления

Глубокая религиозность русского народа

Духовная связь народа с монархом

Самодержа-вие

Православие

Народность

Реформа государственных крестьян

Сделать крестьян исправными

Показать помещикам пример управления

Павел Дмитриевич Киселёв

Реформа государственных крестьян

  • введение крестьянского самоуправления;
  • наделение малоземельных крестьян землёй;
  • упорядочение налогообложения;
  • строительство дорог, увеличение числа
  • школ и медицинских пунктов
  • создана «общественная запашка» на случай неурожаев
  • при недостатке земли крестьян переселяли на свободные земли

Как решался вопрос с крепостным правом?

Указ об «обязанных крестьянах»

Право помещиков добровольно прекращать личную зависимость крестьян

Предоставление крестьянам земельных наделов в наследственное владение в обмен на сохранение повинностей

Крепостные получили право выкупа на свободу, если имение помещика выставлено на продажу

Крепостные могли покупать незаселённые земли

Как Николай I относился к крепостному праву? - Почему он не освободил крестьян? «Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к нему теперь было бы злом, конечно еще более губительным»

Николай I

Православие - «первенствующая и главенствующая» вера в России, основа императорской власти.
  • Синод – орган управления церковью. Глава Синода - обер-прокурор - назначался на должность императором.
  • Епархия – церковная область. Местное церковное управление осуществляли – епископы, архиепископы, митрополиты.
  • Большим уважением пользовались старцы. Одним из которых был монах Саровского монастыря Серафим (1760-1833).
  • Продолжалась борьба со старообрядчеством

Преподобный Серафим Саровский

Церковь и государство

  • Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
§ 10 (вопросы и задания на стр.68-69)
  • § 10 (вопросы и задания на стр.68-69)
  • Работа с документами на стр.69-70

Задание на дом

Что было основной чертой правления Николая I? 1) ослабление централизации управления страной 2) введение свободы слова и печати 3) опора власти на представителей третьего сословия 4) расширение функций Собственной его императорского величества канцелярии

ПОВТОРИМ!

1) усиление контроля за духовной жизнью общества 1) усиление контроля за духовной жизнью общества 2) постепенная ликвидация сословных пережитков 3) уменьшение чиновничьего аппарата 4) усиление крепостничества

Что было основной чертой правления Николая I?

Справиться с революционным влиянием Запада правительство Николая I намеревалось с помощью: 1) нового законодательства 2) закрытия всех университетов 3) нового цензурного устава 4) реформирования абсолютизма в конституционную монархию К чему привели меры Николая I в области просвещения и печати? 1) к увеличению числа газет и журналов в России 2) к усилению влияния идей западноевропейских мыслителей 3) к ограничению возможности получить образование крепостным крестьянам 4) к окончательному уничтожению освободительных идей в России Николай I заявлял: «Россией правят столоначальники». Это свидетельствовало о том, что в период его правления: 1) усилилось влияние чиновников 2) улучшилось питание широких слоёв населения 3) возросла роль прогрессивных государственных деятелей 4) возросли доходы государственной казны Задание : найти ошибку в документе.

  • Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили: «1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции; 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…; 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…; 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…; 5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…; 6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 7) заведование…всеми местами заключения…; 8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…; 9) статистические сведения, до полиции относящиеся; 10) надзор за гимназиями и университетами.

Ответ: пункты 5 и 10 в компетенцию III-го Отделения не входили .

Всем спасибо

за работу на уроке!