Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.

Наиболее интересным и изученным является процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая представляла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.

1. Этапы развития государственности

Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода:

1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода.

2. Архаический период (8-6 вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (5-4 вв. до н.э.) характеризуется расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

Эллинистический период (4-2 вв. до н.э.). Греческий полис, исчерпав свои возможности, вступил в полосу кризиса, преодоление которого требовало создания новых государственных образований. Эллинистические государства образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским. Эллинистические государства, сочетая в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества, открыли новый этап древнегреческой истории.

2. Гомеровская Греция

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако лучшие земли, большие стада находятся у представителей знатных и богатых, а басилевсу принадлежит еще особый надел - теменос. В то же время существовали и такие крестьяне, у которых земли не было совсем.

Население было объединено в сельские общины, обособленные друг от друга и занимавшие небольшую по размеру территорию. Экономическим и политическим центром общины был город, основное население которого - земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин - буле. Это был совет наиболее видных представителей родовой знати. Еще сохранялась первобытная демократия, и значительную роль играли народные собрания. Главой власти был басилевс, одновременно исполняющий обязанности военачальника племени, верховного судьи и верховного жреца. Должность басилевса была выборной, но со временем закрепилась наследственно в одной семье.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на мелкие самоуправляющиеся округи, из которых впоследствии образуются первые города-государства - полисы.

3. Рабовладельческое государство в Афинах

Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие евпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы - геоморы, выделялась группа ремесленников - демиургов. Значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

Начиная с века до н.э. все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия Аттики с ее небольшим земельным фондом и удобным местоположением для торговли способствовали появлению ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне называли себя демосом - народом.

3.1 Реформы Солона

В 1594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось в большую смуту. Оказавшись в сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона, который выбрал политику "золотой середины".

Первой и самой крупной реформой была сисахфия - отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать

Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав.

Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд - тяжеловооруженные гоплиты - пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти было афинское народное собрание , обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя . Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов.

Значительную роль играл суд присяжных - гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов.

3.2 Тирания Писистрата

Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.

3.3 Реформы Клисфена

Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и тем самым ослабление силы евпатридов. Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей - триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Было создано десять территориальных фил. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали избирать совет пятисот - по 50 человек от каждой филы. Клисфен создал новый орган - коллегию стратегов, в которую входили по одному человеку от каждой филы. Многим метекам были предоставлены гражданские права.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма, который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тыс.яч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества. Решение об остракизме принимало только Народное собрание.

4. Афинское государство в 5 веке до н.э .

В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможной лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов - членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.

В 494 году до н.э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна была перенесена в Афины и стала частью афинской казны. Союзнические деньги тратились на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Некоторые члены союза выступали против Афин, но эти восстания были подавлены.

В 449 году до н.э. был заключен Каллиев мир, положивший конец Греко-персидским войнам. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было не только военно-политическое объединение, но и экономическое: в рамках союза успешно развивалась торговля. Поражение в Пелопоннесской войне прекратило существование Первого Афинского морского союза.

С целью противостояния Спарте в 378 году до н.э. был создан Второй Афинский морской союз. Его члены сохраняли свою независимость и на добровольных началах делали взносы в общую казну.

Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от имущественного положения. избрание архонтов производилось посредством жребия.

Демократия, руководимая Эфиальтом, в 462 году до н.э. приняла закон о лишении ареопага всех политических функций. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судебная - гелиэе.

Перикл провел гражданскую реформу, вызванную чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка, небольшое число граждан обладало значительными состояниями, множество семей составляла беднота.

Переселенцы (метеки) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Им запрещалось участвовать в Народном собрании и занимать должности. Каждый метек должен был выбрать себе простата - посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

Женщина в Афинах занимала особое положение. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Брачный договор заключал отец невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не запрещал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дома, а приданое присвоить. государственность греция афинский право

Дети находились во власти отца уже по тому, что завещание находилось в его воле. Для законного лишения наследства достаточно было непочтительного отношения к отцу.

5. Основные черты афинского права

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям.

Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний - характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.

5 . 1 Семейное и наследственное право

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

5 . 2 Уголовное право

Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданств.

5 . 3 Судебный процесс

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания. Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Заключение

В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан - демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки Античного мира.

Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего существования. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Возможность многих жить за счет рабов и неполноправных оказывала разрушающее влияние на общество.

Большинство афинских граждан утратило прежние гражданские добродетели. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более, что основой войска было ополчение граждан, значительно утративших былую веру в идеалы демократии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Возникновение государственности в Спарте и Афинах. Этапы развития спартанского государства. Особенности афинской демократии. Криминальное, вещное, семейное и иные виды права в Афинах и Спарте: сравнительный анализ. Реформы государственного аппарата.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена. Государственный аппарат Афин. Демократизация государства и права Афин. Значение роли народного собрания и суда при Солоне.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Изучение создания первых государств Греции: крито-микенская цивилизация, полисный и архаический этап. Отличительные черты греческого общества и правовых отношений в Гомеровский период. Реформы Солона, Клисфена по демократизации Афинского государства.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Государство и право Древних Афин до реформ Солона. Сущность понятия "синойкизм". Высшие органы власти в Афинах. Краткая биографическая справка из жизни Солона. Государство и право Древнего Рима до реформ Туллия. Социальное значение реформы Сервия Туллия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Возникновение и развитие государства в античном мире. Причины падения полисной системы. Государственное устройство Древней Греции и Древнего Рима. Основные причины гибели древнегреческой государственности. Укрепление власти поздних римских императоров.

    доклад , добавлен 26.10.2009

    История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Особенности политического развития Афин в V в. до н.э. Структура сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения институтов. Реформы Тезея, Солона, Клисфена. Законодательный процесс Древних Афин.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2016

    Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

1) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);

2) разделение населения на три группы по профессиональному признаку:

  • на эвпатридов («благородных», владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),
  • демиургов (ремесленников, торговцев),
  • геоморов-крестьян;

3) административно-территориальное деление на 48 округов — навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) и фискальное значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам — по преданию, именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей-басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н. э. пал в битве с дорийцами). В итоге в Афинах устанавливается олигархия. Высшая власть — Ареопаг (совет Аресова холма) и коллегия девяти архонтов (архонт — жрец, архонт — военачальник, архонт — глава гражданских дел, шесть архонтов — хранители судебных правил). Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

  1. право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
  2. широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;
  3. право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие трех и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы , им предоставлялись бесплатные продукты питания и билеты на разного рода увеселительные мероприятия.

Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:

  • защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной службе, только воины могли занимать государственные должности);
  • уважение законов и правителей;
  • уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии, т.е. строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);
  • вступление в брак, воспитание детей (право, одновременно являющееся и обязанностью, только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные должности).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).

Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

  1. им было запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (что способствовало развитию договоров аренды);
  2. каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата — из числа граждан: этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно, не бескорыстно);
  3. уплата особого налога — метэкиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство вместе с семьей , и его имущество конфисковалось);
  4. обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
  5. полное отсутствие политических прав .

При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:

  • Афины, будучи мировым центром ремесел, торговли и культуры, открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
  • военная мощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
  • афиняне весьма терпимо относились к религиям метэков — свобода вероисповедания (немыслимая в тех государствах, выходцами из которых были метэки);
  • если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,

Источниками пополнения рабства были:

  • военный плен;
  • покупка рабов на международных рынках ;
  • естественное воспроизводство (рождение от рабыни);
  • обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные

рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи », однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).

Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин существовала следующая форма государства :

  1. форма правления — республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
  2. форма государственного устройства — полис (т.е. унитарное государство);
  3. политический режим — демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).

В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Между тем в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста.

Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1—2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, на народное собрание ходила городская часть населения как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги — особая категория полупрофессиональных политиков.

Функции народного собрания были следующие:

  1. законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелиэей);
  2. избрание высших должностных лиц республики — стратегов;
  3. объявление войны и заключение мира;
  4. решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);
  5. прием и отправление послов;
  6. дарование гражданства и многое другое.

В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.

Гражданское право . Лфинское право подразделяло собственность следующим образом:

  • движимая (рабы, утварь, украшения) и недвижимая (земля, строения), владение которой было правом привилегии граждан, недоступной иностранцам — метэкам;
  • видимая и невидимая. Отнесение денег и драгоценностей к невидимой собственности объясняется тем, что в Афинах наиболее распространенными были штрафы и конфискация имущества и собственно деньги и украшения (в отличие от земли) было проще утаить, сделать «невидимыми». Отнесение денег к невидимой собственности связано также с тем, что деньги могут находиться в торговом ростовщическом обороте, функционировать в виде долговых расписок (хирографов).

Особенностью афинского права было раннее развитие частной собственности на землю с широкими возможностями владеть, распоряжаться, извлекать доход (в отличие от правовых систем Древнего Востока, где частная собственность на основные средства производства была развита слабо, носила подчиненный характер и доминировала государственная, храмовая, общинная собственность).

В Афинах раннее развитие частной собственности на землю может быть объяснено следующими факторами:обязательство считалась противоправной), афинское право (как и современное) на первое место ставит согласие сторон и отдает предпочтение письменной форме заключения договора , что в свою очередь может быть объяснено грамотностью большинства афинского населения.

Брак и семья — важнейшие институты гражданского права в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же, как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — так называли афиняне своих жен. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей , ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанного убийства жены, которую муж застал с любовником — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Существовало два типа наследования — по закону и по завещанию. Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников — детей не было. Нет сомнений в том, что позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак).

Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой. Такие кровосмесительные браки объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан, а также желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

Уголовное право и процесс. В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

  1. основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где основными наказаниями были смертная казнь , телесные и членовредительские наказания);
  2. смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
  3. приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикута, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение:
  4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
  5. широко применялась атимия (бесчестие) — лишение политических прав (вид наказания, неизвестный древневосточному праву);

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

  1. сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества — не богатые, но и не бедные);
  2. высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
  3. граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;
  4. граждане сами устанавливали для себя законы, в том числе и уголовные.

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н. э. («драконовские меры»), карающие смертью за кражу овощей на рынке и праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права жестокость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

Виды преступлений , известные уголовному праву Афин:

  • против государства (измена, обман народа);
  • против личности (убийство, оскорбление);
  • против собственности (кража, грабеж);
  • против семьи (похищение девушки, измена жены).

Основными типами наказаний были — штраф, конфискация имущества, бесчестие, изгнание, смертная казнь, телесные наказания (для рабов и метэков), продажа в рабство (для метэков).

В IV в. до н. э. Афины попадают под власть Македонии, а во II в. до н. э. становятся одной из провинций Римской империи.

В V-IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы. Можно указать на несколько условий такого невиданного подъема.

Культура греков прежде всего создавалась на базе более динамичного способа производства, рационально организованного хозяйства. Греческая экономика с товарным производством, построенная на началах частной собственности, обеспечивала получение прибавочного продукта за счет более организованной и эффективной эксплуатации работников, создавала достаточные материальные возможности для культурного творчества.

Господствующий класс, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Социальную основу полисной организации составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была больше готова к восприятию культурных ценностей, чем, например, бесправные общинники в странах Древнего Востока.

Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень интенсивности, причем был более плодотворным в государствах с демократическим устройством. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, воспитание культурной и политически мыслящей личности.

Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании формировало политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой - способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V-IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый Демосфен.

Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры.

В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, знакомстве с документами государственной важности. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.

Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. В целом природные условия оказались на том этапе исторической жизни довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия существования.

Холмистый рельеф, среднего плодородия земля, поросшая цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей - и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые агротехнические приемы, вывести новые сорта.

На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железной и медной руды, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле и, чтобы добыть их и использовать в производстве, нужно было прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, трудолюбия, веры в созидательные силы человека.

Невозможно представить себе греческую природу без моря. Море играло огромную роль в жизни и отдельных людей, и почти всех греческих полисов. Береговая линия южной части Балканского полуострова изрезана многочисленными бухтами, заливами, гаванями. Эгейское море усеяно сотней крупных и мелких островов. В море греки ловили рыбу и моллюсков для употребления в пищу, по морским путям устанавливали связи между разными, даже дальними полисами, с прибрежными местными племенами.

Море защищало от противника, и море сближало народы, морские связи не только обеспечивали получение продовольствия и сырья, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. Греки овладели морем, оно стало частью их жизни, быта, культуры. Но чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было проявить отвагу, иметь специальные знания, приноровиться к капризам морских течений и ветров, разработать приемы кораблевождения, нужны были новые типы судов, которые могли бы пуститься в далекое плавание.

Глубокий эстетизм греческой культуры в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся с гор лесных массивов, и бесконечным морем, можно видеть уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба.

Для мировоззрения древнего грека классического времени, для всей греческой культуры характерно тонкое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.

И Древнего Рима

Право в государствах античного мира

Возникновение государства в античном мире и полисная система. История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества , сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея античная цивилизация достигла в I тыс. до н.э. - в начале I тыс. н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности: литературе и искусстве, науке и философии, демократической государственности и, конечно, в политико-правовой области.

Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III-II тыс. до н.э ., причем, не без влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (VIII-VII вв. до н.э. ), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Через греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. осуществлялись торговые, культурные и иные связи Востока и Запада.

Возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать заморский государственно-правовой опыт, искать более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III-II тыс. до н.э . было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию , представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т. д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями . Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада , связанного с царским дворцом , выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.



Одна из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции состояла в том, что этот процесс шел волнообразно, прерывисто из-за постоянной миграции и перемещения племен. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением «темные века» (XII в. до н.э. - первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции показало, что возникновение государства в Афинах не происходило в «чистом виде», т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, сказалось на генезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами .

Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ.

В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.

Уже в III тыс. до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тыс. до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации.

Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности . Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.



Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказалисьсущественным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление .

Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов . Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство . Полноправными афинскими гражданами, например, являлись только те лица, у которых отец и мать были гражданами Афин. Полис у древних греков представлял собой гражданскую и политическую общину. Но безусловное преобладание в полисном мире имелиразличные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т. п.

Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии имеет свои закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств.

В конце II тыс. до н.э. в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т. д . В методах его правления все более проступали деспотические черты , присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей , на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии в античном мирепривела к победе республиканского строя , а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства . Но в раннереспубликанский период демократический потенциал , присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т. д.), не получил полного развития . Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии .

Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона , в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т. д.) стала серия законодательных реформ , подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами . Обычно они были выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Режимы личной власти, получившие название тирании , установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии и утверждению демократии как формы государства , в наибольшей степени отражавшей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта . Под знаком антагонизма этих двух полисов разворачивалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах , где наиболее полное развитие получили частная собственность , рабство , рыночные отношения и где сложилась цельная гражданская община, античная демократия достигла своей вершины и стала огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства , которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.

Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Конфронтация «полисных сверхдержав» втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели древнегреческой государственности , в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, являлось не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Она заключалась в заранее данных территориальных и политических параметрах, т.е. не имелось простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя полисная система в Риме . Республика-город не могла справиться с восстаниями рабов и не в состоянии была обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, стала анахронизмом. На смену республике , превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит монархия в виде империи .

Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики было столь велико, что в течение первых веков (период принципата) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подвели окончательную черту под полисными порядками. В самый поздний период Римской империи было окончательно порвано с республиканско-полисной демократией, и все больше проявлялись, особенно в восточной части империи, черты средневековой государственности.

Право в государствах античного мира. Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, в эпоху античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока . Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов , и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.

Утверждение полисной системы в результате активизировало правотворческую деятельность и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки . На смену неписаным обычаям , толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, пришел закон , имевший светский характер и выраженный обычно в письменной форме . Таким образом, право в античном мире являлось авторитетным и обязательным регулятором полисной жизни , лишенным какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев .

Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э . В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц . В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение, и даже почтение, как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью , сложилось своеобразное правовое государство , благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.

Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе . Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести.

Связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права».

Таким образом, идея правового государства взяла свое начало и в республиканском Риме. Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер.

Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования . Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние, которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота .

На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот . Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота сломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте было создано новое и совершенное в технико-юридическом отношении право , способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство .

Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла римская юриспруденция , представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденциизародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.


Литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. проф. К.И. Батыра. М., 2003. С. 56-58.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. О.И. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2001. 129-137.

Контрольные вопросы

1. Возникновение государственности в античном мире.

2. Основные этапы становления полисной организации в античном мире.

3. Особенности формирования права античного мира.

Тема 4. Государственные институты и правовая система

В Древней Греции

Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Основные черты афинского права. Особенности государственной и правовой системы

в Древней Спарте

Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тыс. до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса . Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением. Следовательно, и к развитию имущественной дифференциации с постепенным выделением родовой верхушки и обнищанием свободных общинников , многие из которых превратились в фетов - батраков или за долги попали в рабство . Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин .

Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тыс. до н.э . рабовладение было распространено, но эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Со временем рабский труд стал преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестали участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начала приспосабливаться к обеспечению интересов ее членов, богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов.

В народном собрании возросло влияние знатных родов , из их представителей формировался совет старейшин и избирались базилевсы . Первобытное общество превращалось в политическое, называемое военной демократией .

Важную роль сыграли внешние факторы . Предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью стали: географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды; истощение локальных природных ресурсов, усилившихся с переходом к производящей экономике; развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен; необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы , связываемые с именем легендарного героя Тесея . Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э . Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен , населявших Аттику, в единый афинский народ . В результате синойкизма в Афинах был создан Совет , управлявший делами всех четырех племен. Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества .

Территориальная организация общества настоятельно требовала централизованного управления . Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении: еще сохранялись межродовые и межплеменные распри, но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными , их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных , геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников .

К эвпатридам , родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.

Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала , по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Архонты и ареопаг . Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса , связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам . Сначала должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год . Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э. , возник еще один новый орган публичного управления - ареопаг . Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. представители эвпатридов.

Аттическое общество превращалось в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно развивался другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения . В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии , жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона и Клисфена . К VI в. до н.э. в Афинах сложилась крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения . В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате, в среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты, средних и мелких собственников.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных . Поэтому они носили компромиссный характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон:

1) провел сисахфию - долговую реформу, в сущности - прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось;

2) установил максимальный размер земельного владения;

3) разрешил свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений в интересах богатых афинян;

4) провел цензовую реформу , направленную на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепилделение граждан на четыре разряда по имущественному признаку ;

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивалась. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

5) создал новый судебный орган - гелиэю , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения, что явилось уступкой беднякам;

6) учредил новый орган управления - Совет четырехсот , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Лисистрата , а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Лисистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута . Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами .

Реформы Клисфена , проведенные в 509 году до н.э. , ликвидировали в Афинах остатки родового строя . Они включали:

1) уничтожение старого деления населения на четыре племени;

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились, в свою очередь, на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.

Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

2) упразднение Совета четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учреждение Совета пятисот;

Совет пятисот формировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой и руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания, осуществляя исполнение его решений.

3) создание коллегии десяти стратегов ;

Коллегия десяти стратегов также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

4) введение в практику народных собраний особой процедуры, получившей название остракизма .

Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан лиц, опасных для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зародившаяся после Тесея дифференциация властных функций привела к организации органов их осуществления. В результате постепенно возник специальный и постоянно действовавший аппарат осуществления политической власти . Параллельно шел процесс приобретения этим аппаратом монополии власти над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становилась легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начала осуществляться в форме государственной власти, стала государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.В результате в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики .

Афинское государство в V-IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превратились в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м гг., когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия) , возглавляемый Афинами. В союз входило 140-160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Со временем, постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица; к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.

Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ - державу , беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях . Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии . При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному ра

Исторические условия возникновения и развития государства и права в древних Афинах и Спарте.

Общественный строй Афин и Спарты.

Государственный строй Афин и Спарты.

Право Афин и Спарты.

Вопрос 1-2.

Шёл процесс преобразования первобытнообщинного строя в государство. В рамках этого процесса шло образование различных структур в средиземноморском бассейне. Здесь община обладает некоторым отличием от восточной общины:

Завершается процесс общественного разделения труда, связанный с отделением ремесла от земледелия. Ремесло приобретает самостоятельный характер и ведёт к углублению обменных отношений и развитию торговли.

Торговля становится самостоятельным видом деятельности, новым источником богатства.

Развивается и утверждается частная собственность на основное средство производство – землю и орудия труда. Вследствие чего, начался постепенный переход от первобытнообщинного строя к государству.

В Азии государство как бы вырастает из предыдущей формации, начинает выполнять функции предыдущего – это эволюционный путь развития государства. В античной общине вышеуказанные черты ускорили переход, государство обладает новыми функциями – это революционный путь (+ деятельность легендарных личностей).

Также сильно повлиял географический фактор, природные богатства, но в Греции не было больших площадей, ждущих обработки, поэтому слабо развитое земледелие, что предопределило ускоренное формирование государства.

Социально-экономические факторы: различные виды деятельности (торговля, ремесло), быстро способствовали дифференциации общества, а следовательно образованию классов – это в античных мире произошло почти мгновенно.

Государство начинает образовываться в 8-ом в до н.э. и до 3-го в до н.э. (Спарта несколько позднее). В станах древнего Востока этот процесс занял несколько тысячелетий.

Кроме того, существенно повлияли на образование государства, перемещения на юге, в Европе, больших масс населения в 12-8-ом веке до н.э.

Мифы о образовании государства связаны с именем легендарного героя Тезея. Четыре племени, проживающих на территории Аттики были объединены в единый народ – этот процесс получил название синойкизма. Это привело к созданию совета 4-х племён, появлению Базилевса– племенного, военного вождя, совета старейшин – Буле, и народного собрания – Агора. Совет старейшин орган, который осуществлял работу по организации, когда не собиралось народное собрание. Народное собрание периодически собирающийся орган. Пошёл процесс преобразования племенных органов в государство, появляются дифференциация и противоречия между членами некогда единого общества. Тезей разделил общество на три группы: эвпатридов, геоморов, демиургов. Первые получили преимущество при зачислении на высокие должности, остальные могли участвовать в народном собрании.



Ускоренная дифференциация привела к замене функции управления общественными работами, функцией личного обогащения. В этих условиях возникает такой вид обогащения, как периодические набеги на соседей. Противоречия в обществе постепенно всё более обостряются. Поэтому возникает потребность в органе, который бы урегулировал бы эти противоречия, возникла должность архонтов, они избирались из числа эвпатридов (сначала пожизненно, потом на 10, 5, 1 год, первоначально в составе 5, затем 9 человек). Они пришли на смену базилевсу. Возникновение новых должностных лиц, привело к созданию нового органа вместо совета старейшин – Ареопагу, который избирал архонтов и контролировал их деятельность. Постепенно в состав ареопага входят бывшие архонты. Таким образом возникает орган родоплеменной знати и соответственно аристократии, они становятся наиболее зажиточной частью населения. Здесь мы опять сталкиваемся с мифологическими личностями, способствующими образованию государства. Солон – будучи избран архонтом в 594 г. до н.э.отменил все долги. С упразднением долговой головы, запретил продажу афинских жителей в рабство и выкупил уже проданных. Также Солон разделил всех афинян по имущественному признаку. Имеющих доход более 500 медимнов – получили название медимнов, до 300-т медимнов – всадники. Граждане от 200-т зевгиты, все остальные – феты, это обедневшие горожане и общинники. Солон ликвидировал совет старейшин и создал совет 400-т. Представительство в новом органе имели и бедные и богатые, также он выполнял функцию суда присяжных – гелиэя. Все высокопоставленные места принадлежали первым двум группам афинского населения, которые отстаивали свои интересы. Феты могли участвовать в народном собрании, а затем в гелиэя. Это привело к изменению характера взаимоотношения между различными общественными группами при образовании государственности.

Следующие легендарные личности это Крисфен, Перикл, Гариаль. Крисфен уничтожил совет 400-т, и заменил его советом 500-т. Он разбил территорию Афин на территориальные единицы – Филы, каждая из них посылала 50-т своих представителей в совет 500-т. Каждая фила состояла их трёх частей (прибрежная, городская, земледельческая). Также были Демы – тоже территориальная единицы, это подорвало все первобытнообщинные структуры. Гариаль изменил роль ареопага, доведя его до судебного органа. Каждый орган выражал интересы той или иной группы, на том или ином этапе своего развития.

В Спарте общественный строй формировался благодаря завоевательной деятельности. Архадет – вождь, совет старейшин – Герусия, народное собрание – Апелла. Коренное население – илоты, его поработили завоеватели спартанцы, другая группа, которая имела некоторые свободы – пэлиэты. Господствующий общественный слой – спартиаты. Противоречия между ними породили особый характер государственности. Характерным для спартанской общины было то, что она не была земледельческой, спартиаты имели землю, но не обрабатывали её, использовали труд илотов. Земля передавалась с илотами. Экономической основой являлась общинная собственность, можно было использовать чужое имущество, это обеспечивало равенство. Попытка сохранить главенствующее положение спартиатами была связана с именем Ликурга, был заключён договор, который предопределил равенство между спартиатами и неравенство между остальными.

По форме правления в Афинах сложилась рабовладельческая, демократическая республика. В Спарте рабовладельческая, аристократическая республика с элементами монархии. Система органов Афин:

Народное собрание, состоящее из свободных афинских граждан, без чужих и рабов. Созывалось четыре раза в год, затем до 40 раз в год. Это законодательный орган.

Совет 500-т, все афинские граждане по жребию.

Гелиэя, орган осуществляющий контроль за другими в составе полноправных афинян. Был также и судебным органом, все решения народного собрания требовали утверждения в гелиэя.

Коллегия 10-ти стратегов, этот орган окончательно устранил ареопаг.

Система органов Спарты:

2 царя, сначала выборные с 7-го века до н.э. наследственная должность.

Герусия, совет старейшин

Апелла, народное собрание. За деятельностью царей осуществлялся контроль эфорами – особым институтом должностных лиц, избиравшимися герусией.

Нормотворчеству как основе источников права отдаётся предпочтение в современной науке. Законы становятся во главе общества. Источники создания права, акты народного собрания. Также личности трактовали свои законы. Законы становятся преобладающей формой права Афин и Спарты. Среди важнейших институтов права – институт права собственности.

Литература:

1. История древней Греции (под ред. В.И. Авдиева, Н.Н. Пикуса, А.Г.Бокщанина). М.,1972.

2. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. М.,1976.

3. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.,1966.

4. Доватур А.И. Рабство в Аттике в V веке до н.э. М., 1979.

5. Кошеленко Г.А. Эллинистический полис на Востоке. М., 1979.

6. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV века до н.э. и кризис полиса. М., 1975.

7. Фролов Э.Д. Греческие тираны. Л., 1972.