ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант

Чаcть I.

1. Укажите характерную черту НЭПа:

1) отсутствие безработицы

2) наличие социального слоя предпринимателей

30 существование продразвёрстки

4) натурализация заработной платы

2. По Конституции СССР 1924 года верховным органом законодательной власти являлся:

1) Верховный Совет СССР 2) Совет народных комиссаров

3) Всесоюзный съезд Советов 4) Центральный исполнительный комитет

3. Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 годов?

1) свёртывание НЭПа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

4. Что стало одной из причин свёртывание НЭПа?

1) невозможность вывести экономику страны на основе НЭПа на уровень 1913 года

2) несоответствие НЭПа идеологическим установкам большевиков

3) восстание моряков Кронштадта против социально-экономической политики, проводимой большевиками

4) массовые крестьянские выступления с требованиями проведения сплошной коллективизации

5. Кто из перечисленных политических деятелей входил в состав Новой оппозиции, созданной в 1925 году?

1) Н. И. Бухарин 2) Л. Д. Троцкий 3) В. М. Молотов 4) Г. Е. Зиновьев

6. Что из перечисленного было следствием проведения НЭПа?

1) ликвидация большевистской монополии на власть

2) достижение показателей довоенной Российской империи в области промышленного производства

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли

4) установление экономической блокады России капиталистическими странами

7 . Что из перечисленного не относится к чертам политического развития в 1920-х гг.

1) сращивание государственного и партийного аппарата

2) развитие многопартийности

3) внутрипартийная борьба

4) утверждение однопартийной политической системы

8 . Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе

1) Лондоне 2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне

9. План, предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан:

1) И. В. Сталиным 2) В. И. Лениным

3) Л. Б. Каменевым 4) Н. И. Бухариным

10. Что из перечисленного являлось причиной образования СССР?

1) хозяйственное единство и взаимозависимость районов бывшей Российской империи

2) необходимость восстановления Российского государства в размерах империи

3) стремление национальных окраин к восстановлению единого государства

4) заинтересованность иностранных государств в торговом сотрудничестве с крупным государством

Часть II .

11. - 1 балл

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется _______________ .

12. Ниже при-ве-ден перечень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям 1917-1921 гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те термины, от-но-ся-щие-ся к дру-го-му историческому периоду. - 2 балла

1) Совнарком

2) ра-бо-чий контроль

3) коллективизация

4) во-ен-ный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

13. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных по-ло-же-ний легли в 1922 г. в ос-но-ву До-го-во-ра об об-ра-зо-ва-нии Союза Со-вет-ских Со-ци-а-ли-сти-че-ских Республик? Запишите в таб-ли-цу цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) законодательное за-креп-ле-ние пре-иму-ществ рус-ской нации в со-юз-ном государстве

2) отказ от раз-ра-бот-ки общей со-юз-ной Конституции

3) передача пол-но-мо-чий по обо-ро-не стра-ны со-юз-но-му центру

4) равенство всех со-юз-ных республик

5) сохранение за рес-пуб-ли-ка-ми пол-ной са-мо-сто-я-тель-но-сти в про-ве-де-нии внеш-ней политики

6) существование еди-ной де-неж-ной единицы

14. -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) образование СССР

Б) переименование ВКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию

В) смерть В.И. Ленина

Г) декрет о концессиях

Д) создание Коминтерна

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их деятельности: -2 балла

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) М. И. Цветаева

Б) М. М. Тихвинский

В) И. И. Бродский

Г) И. Д. Шадр

Д) В. Е. Татлин

1) наука

2) музыка

3) киноискусство

4) литература

5) архитектура

6) художественная культура

7) скульптура

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто про-ти-во-ре-чи-вые точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами .

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её . При из-ло-же-нии ар-гу-мен-тов обя-за-тель-но ис-поль-зуй-те ис-то-ри-че-ские факты. - 4 балла

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Критерии оценки:

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант

Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл - итого 10 баллов)

1. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к новой экономической политике?

1) недовольство крестьян действиями продотрядов

2) негативное влияние иностранных концессий на развитие советской экономики

3) недовольство горожан повышением платы за коммунальные услуги

4) начало Гражданской войны

2. Что из перечисленного явилось следствием денежной реформы 1920-х гг.?

1) гиперинфляция

2) появление в России твёрдой конвертируемой валюты

3) снижение роли денег в экономике

4) передача функций Государственного банка частным банкам

3. Решение о замене продразвёрстки продналогом было принято:

1) Учредительным собранием 2) X съездом РКП(б)

3) II Всероссийским съездом Советов 4) I Всесоюзным съездом Советов

4. Одним из лозунгов восстания матросов в Кронштадте в 1921 году был:

1) «Вся власть комбедам» 2) «Долой Советы»

3) «За Советы без коммунистов» 4) «Долой министров-капиталистов»

5. Рапалльский договор был заключён между Советской Россией и...:

1) Англией 2) Австрией 3) Германией 4) Францией

6. И. В. Сталин смог стать лидером партии и государства, так как:

1) других кандидатов на эту роль не было

2) это было прямое указание В. И. Ленина

3) к 1924 году он стал признанным лидером международного рабочего и коммунистического движения

4) он умело использовал разногласия между видными деятелями партии

7 . Главное содержание советской внешней политики в 1920-е гг. составляло стремление:

1) к преодолению дипломатической изоляции

2) к созданию единого антифашистского блока

3) к разрыву отношений с капиталистическими странами

4) к конфронтации с Германией и Японией

8 . Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?

1) создание Коминтерна

2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

9. Что из названного относится к результатам экономических реформ в период НЭПа?

1) установление продовольственной диктатуры в деревне

2) восстановление денежного обращения в стране

3) создание сети частных акционерных банков

4) отмена государственной монополии внешней торговли

10. Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

1) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

2) начало массовой коллективизации

3) результаты референдума о создании СССР

4) заключение Брест-Литовского мирного договора

Часть II .

11. Напишите пропущенное понятие (термин). - 1 балл

Государственный орган, осу-ществ-ляв-ший общегосударственное планирование раз-ви-тия на-род-но-го хо-зяй-ства СССР и кон-троль за вы-пол-не-ни-ем на-род-но-хо-зяй-ствен-ных планов, со-здан-ный в на-ча-ле 1920-х гг., на-зы-вал-ся ________________ СССР.

12. Ниже приведён пе-ре-чень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к событиям, явлениям, про-ис-хо-див-шим в СССР в 1920-е гг.- 2 балла

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

13 . Какие из перечисленных положений относятся к новой экономической политике Запишите в ответ соответствующие цифры. - 2 балла

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

14. Установите соответствие между событиями и датами: -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) принятие первой Конституции СССР

Б) Генуэзская конференция

В) переход к НЭПу

Г) создание Российской ассоциации пролетарских писателей

Д) начало крестьянских выступлений

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристикой: -2 балла

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

«Введение нэпа в 1921 г. было при-зна-ни-ем боль-ше-ви-ка-ми по-ра-же-ния по-пыт-ки фор-си-ро-ван-но-го по-стро-е-ния коммунизма, от-ступ-ле-ни-ем назад, к капитализму».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её. - 4 балла

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

_____________________________________________________________________________

Критерии оценки:

23-20 б. - «5» 19-15 б. - «4» 14- 10 б. - «3» менее 10 б. - «2»

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

КЛЮЧ

п/п

1 - вариант

2 - вариант

Чаcть I - 10 баллов

2

1

3

2

1

2

2

3

4

3

2

4

2

1

3

4

1

2

1

1

Чаcть II

11 - 1 б.

концессия

госплан

12- 2 б .

35

16

13 - 2 б .

346

246

14 - 2 б.

47621

64372

15 - 2 б.

41675

64127

16 - 4 б .

Аргументы за:

1. СССР стремился установить тесные экономические связи с различными странами мира, приглашая западных бизнесменов к сотрудничеству.

2. В 20-ееггг все международные конфликты СССР стремился разрешить дипломатическими мирными способами.

Аргументы против:

1. Деятельность Коминтерна, руководимая СССР, была направлена на подготовку к мировой революции.

2.СССР активно разжигал антибританские отношения в азиатских странах.

Правильный ответ дол-жен со-дер-жать аргументы.

1) в подтверждение, например:

Нэп при-вел к воз-вра-ще-нию част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства производства;

При нэпе обост-ри-лось со-ци-аль-ное неравенство;

Введение нэпа не было за-пла-ни-ро-ван-ным шагом, а про-ис-хо-ди-ло под вли-я-ни-ем мас-со-во-го не-до-воль-ства по-ли-ти-кой «военного коммунизма»;

Нэп как по-ра-же-ние или от-ступ-ле-ние оце-ни-ва-ли мно-гие боль-ше-ви-ки (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);

2) в опровержение, например:

Вся по-ли-ти-че-ская власть оста-ва-лась в руках пар-тии большевиков, ко-то-рая не со-би-ра-лась от-ка-зы-вать-ся от идеи по-стро-е-ния социализма: — в рас-по-ря-же-нии го-су-дар-ства оста-ва-лись круп-ные предприятия, же-лез-но-до-рож-ный транс-порт и недра («командные вы-со-ты социализма»);

Сохранялась го-су-дар-ствен-ная мо-но-по-лия внеш-ней торговли;

Существовали серьёзные огра-ни-че-ния для част-но-го предпринимательства;

Не была вос-ста-нов-ле-на част-ная соб-ствен-ность на землю;

В годы нэпа раз-ви-ва-лись раз-ные формы кооперации, счи-тав-ши-е-ся про-яв-ле-ни-ем со-ци-а-ли-сти-че-ской экономики.

Критерии оценки:

23-20 б. - «5»

19-15 б. - «4»

14- 10 б. - «3»

менее 10 б. - «2»

При прохождении теста с этими ответами было набрано 80-95% баллов

  1. В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны
    A.M. Василевский, К.К. Рокоссовский
  2. Главной причиной совместного выступления европейских стран против России в годы Крымской войны было стремление не допустить
    укрепления позиций России в зоне владений Османской империи
  3. Для социального строя России конца XIX в. характерно
    увеличение числа людей, занятых умственным трудом
  4. К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится
    получение русскими князьями ярлыков на княжение
  5. К реформам Петра I относится
    разделение страны на губернии
  6. Какая из названных причин побудила Александра II провести военную реформу?
  7. Какая из перечисленных реформ была проведена в 1860-1870-е гг.?
    земская реформа
  8. Какие из названных явлений политической жизни XVII в., свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в самодержавную?
    прекращение созыва Земских соборов
  9. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных
    • означенный торговый путь был самым важным в Европе в этот период
    • основным торговым партнёром Руси в это время была Византия
    • с начала X в. русские князья совершают военные походы на Византию
  10. Какие три из перечисленных положений характеризуют социально-экономическое развитие России начала XX века? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    • вмешательство государства в экономику
    • отсутствие иностранных капиталовложений
    • преобладание монополий
    под сомнением
  11. Какое из перечисленных событий относится к 1943 г.?
    Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобритании
  12. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?
    первые выборы в Государственную Думу РФ
  13. Какое из перечисленных событий относится к периоду президентства Д.А. Медведева (2008-2012 гг.)?
    операция по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии
  14. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
    принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»
  15. Какое событие произошло позже других?
    начало работы I Государственной думы
  16. Какой государственный орган официально возглавлял В.И. Ленин?
    Совет народных комиссаров
  17. На XX съезде КПСС был (а)
    подвергнут критике культ личности И.В. Сталина
  18. Отмена временнообязанного состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра о «кухаркиных детях», ограничение прав земств - все это относится к царствованию
    Александра III
  19. Перекачка средств из деревни в город в 1920-х–1930-х гг. была одним из:
    источников финансирования индустриализации под сомнением
  20. Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к
    усилению позиций большевиков в Советах
  21. Проведение радикальных рыночных реформ в России первой половины 1990-х гг. было связано с
    усилением роли плановых государственных органов в экономике под сомнением
  22. Прочтите отрывок из воспоминаний российского учёного и государственного деятеля и укажите год, когда происходили описанные события.«Идея диктатуры приобрела актуальное значение как раз к тому моменту, когда Директория, упразднив областные правительства, готова была расправить свои государственные крылья и осуществлять свою программу действий. Наблюдения омских правых кругов за Директорией показали, что она не свободна от вмешательства в её деятельность партии с.-р., и это обстоятельство предрешило крайне враждебное отношение к Директории со стороны тех, кто на своей спине ещё во времена Февральской революции испытал, что представляет собой власть социалистов вообще. Директории противопоставляли диктатора? таким представлялся выход из создавшегося положения дел. А в это время будущий диктатор, адмирал Колчак, усердно занялся вверенной ему работой по военному министерству; сравнительно редко посещая заседания Совета министров, он часто выезжал на фронт, где знакомился с нуждами действующей армии».
    1918 г.
  23. Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится данный документ.«Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу».
    1905-1917 гг.
  24. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год, когда происходили описываемые события:«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место - площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя Трубецкого для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу; но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна...»
    1825 г.
  25. Прочтите отрывок из книги Р.А. Медведева и определите фамилию руководителя СССР, о котором в нём говорится. «Сравнительно небольшой и, прямо скажем, не поражающий фантазию внешними эффектами доклад нового Генсека на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС сразу же был встречен в обществе не просто как изложение намерений нового руководителя. За несколько предшествующих лет обществу пришлось выслушать две речи по такому же поводу. На сей раз она была с самого начала воспринята как нечто масштабное и поворотное для судеб страны, и дальнейший ход событий в полной мере это подтвердил. Сейчас линия на ускорение социально-экономического развития страны у одних вызывает снисходительную улыбку, у других - иронию. Но это был неизбежный этап осмысления ситуации, сложившейся в стране, путей выведения общества из заторможенного состояния. Перестройка началась именно с вывода об ускорении социально- экономического развития».
    М.С. Горбачёв
  26. Прочтите отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите, к периоду какой наступательной операции советских войск относятся описываемые события. «Тут же соединившись с Москвой, я позвонил И.В. Сталину. Он был на даче. К телефону подошёл дежурный генерал, который сказал: - Сталин только что лёг спать. - Прошу разбудить его. Дело срочное и до утра ждать не может. Очень скоро И.В. Сталин подошёл к телефону. Я доложил полученное сообщение о... появлении Кребса и решение поручить переговоры с ним генералу В.Д. Соколовскому. Спросил его указаний. - Передайте Соколовскому, - сказал Верховный, - никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести. Если ничего не будет чрезвычайного, - не звоните до утра, хочу немного отдохнуть. Сегодня у нас Первомайский парад».
    Берлинская
  27. Прочтите отрывок из очерка, посвященного советскому государственному деятелю, и определите его фамилию. «Годы с 1964-го по 1976-й, несомненно, следует отнести к наиболее важному, интересному и продуктивному периоду [его работы]. Занимая высшую ступень исполнительной власти, он внёс существенный вклад в активизацию внешнеэкономической и политической деятельности Советского государства....[Его вклад] в развитие советской экономики... трудно переоценить. Результаты его работы видны и поныне: действующие крупнейшие гидроэлектростанции в Европейской части СССР и в Сибири, нефтяные и газовые промыслы, нефте- и газопроводы, заводы АвтоВАЗ, КамАЗ и многое другое...Он возглавлял правительство дольше всех в истории Российской империи, СССР и Российской Федерации».
    А.Н. Косыгин
  28. Прочтите отрывок из приказа полководца и назовите фамилию этого полководца.«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите,что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое турки почитают неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою».
    А.В. Суворов
  29. Прочтите отрывок из протокола допроса участника покушения и укажите исторического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. «Я не признаю себя виновным в том, что состоял участником преступного сообщества, именующего себя группой анархистов и имеющего целью своей деятельности насильственное ниспровержение установленного Основными законами образа правления, но признаю себя виновным в том, что, задумав заранее лишить жизни председателя Совета министров ___________, произвёл в него 1 сентября сего года два выстрела из револьвера браунинга и причинил ему опасные для жизни поранения, – каковое преступление, однако, совершено мною без предварительного уговора с другими лицами и не в качестве участника какой-либо революционной организации».
    П.А. Столыпин
  30. Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь. «Из-за...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями - вновь победоносными и беспримерными - совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».
    А.В. Суворов
  31. Прочтите отрывок из сочинения историка А.Н. Сахарова и укажите имя императора, о котором идет речь. «В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдат и офицеров за случаи мародерства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побежденной Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».
    Александр I
  32. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. «В отношении к татарам [князь] начал держать себя как независимый государь; онпрекратил платёж татарского "выхода" и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Хан... Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля; войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на её противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни [князь] не решались начать сражение, - "едини других бояхуся"... Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы; татары были "наги, босы, ободралися", и в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ».
    Иван III
  33. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идёт речь.«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».
    Иван IV
  34. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о которых идёт речь.«[Они] утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ или группа близких народов живёт своей самостоятельною, "самобытною" жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны народной жизни. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки».
    славянофилы
  35. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и укажите, в каком веке происходили описанные события.«В то время как на востоке русские князья принуждены были ездить с поклоном к ханам степных варваров, на западе шла борьба с сильными врагами, которые начали грозить Руси ещё прежде татар… С двух других сторон нападают на Северо-Западную Русь враги, не менее опасные шведы и ливонские рыцари… Тогда Новгород Великий должен был взять на свою долю борьбу со шведами, а Псков, бедный средствами Псков, должен был вести борьбу с двумя самыми опасными врагами – Литвою и немцами…».
    XIII в.
  36. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите имя монарха, о котором идет речь. «Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация на западноевропейскую модель жиз- 8 ни, и это означало автоматически отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного...»
    Петр I
  37. Прочтите отрывок из статьи в газете «Известия» и укажите год выхода данной статьи. «Официальные круги Англии и Франции пытаются сейчас бурным ликованием по поводу достигнутого «мирового успеха» замаскировать подлинный характер мюнхенской сделки. Однако иллюзии проходят, а факты остаются. Останется очевидным, прозаическим фактом то, что капитуляция так называемых демократических стран перед агрессором, по видимости, отдалив войну, в действительности её приближает и притом в неизмеримо худших для Англии и Франции условиях».
    1938 г.
  38. Прочтите отрывок из хронографа 1617 г. и укажите, с каким периодом в истории России связаны описанные события.
    Смута
  39. Соотнесите фамилии общественных деятелей и направления общественной мысли в XIX в.
    • Плеханов=марксизм
    • Уваров=теория официальной народности
    • Аксаков=славянофильство
    • Грановский=западничество
    • Лавров=народничество
  40. Способ содержания должностных лиц на Руси за счёт местного населения (до XVI в.), при котором князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей, а местное население было обязано содержать их в течение всего периода службы, назывался
    кормление
  41. Укажите событие, в результате которого в России установилось двоевластие
    Февральская революция
  42. Укажите термин, о котором идёт речь Название слоя зажиточных крестьян, сложившегося в результате социальной дифференциации. В начале XX в. представителям этого слоя принадлежало около 20 % крестьянских хозяйств, в 1913 г. они производили 50 % товарного хлеба. В СССР этот слой крестьян был ликвидирован в ходе коллективизации путём насильственного изъятия имущества и высылки семей, принадлежавших к этому общественному слою, в отдалённые районы страны.
    Кулачество
  43. Укажите характерную черту нэпа
    наличие социального слоя предпринимателей под сомнением
  44. Установите соответствие между событиями первой половины XX в. и результатами этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
    • Восстание крестьян в Тамбовской губернии 1920-1921 гг. и Кронштадское восстание 1921 г. = принятие решения о переходе к новой экономической политике (нэпу).
    • Первая российская революция 1905-1907 гг. = создание Государственной думы.
    • мятеж левых эсеров в июле 1918 г. = установление однопартийной диктатуры.
    • Февральская революция 1917 г. = отречение царствовавшего императора.
  45. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича
    присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
  46. Что из названного относится к XIX в.
    отмена крепостного права
  47. Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?
    интенсивное развитие мануфактурного производства
  48. Что из названного относится к последствиям ордынского ига
    сокращение численности городского населения под сомнением
  49. Что из названного являлось одним из итогов деятельности князя Александра Невского
    укрепление Москвы как центра объединения русских земель
  50. Что из перечисленного было одной из причин возникновения государства у восточных славян
    усложнение социальной структуры общества (появление князей, торговцев, ремесленников)
  51. Что из перечисленного было одной из причин политической раздробленности Руси
    рост вотчинного землевладения
  52. Что из перечисленного было характерным для западников в 1830-1850-х гг.?
    требование отмены крепостного права
  53. Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР
    снижение темпов роста экономики страны
  54. Что из перечисленного относится к попыткам решения крестьянского вопроса в годы правления Николая I?
    создание Министерства государственных имуществ
  55. Что из перечисленного относится к последствиям «большого террора» в 1930-е гг. в СССР?
    усиление тоталитаризма
  56. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
    начало процесса реабилитации жертв политических репрессий
  57. Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?
    поражение России в Крымской войне
  58. Что из перечисленного стало одним из последствий выступления декабристов?
    усиление политической реакции
  59. Что из перечисленного стало одним из последствий начала Гражданской войны в России
    отказ большевиков от созыва Учредительного собрания??? под сомнением
  60. Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики (нэпа) в деревне
    достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур
  61. Что из перечисленного являлось одной из причин усиления Московского княжества в XIV в.?
    присоединение к Московскому княжеству Новгорода
  62. Что стало одним из последствий начала «холодной войны»?
    образование двух Германских государств - ГДР и ФРГ
  63. Что стало одним из последствий прихода большевиков к власти?
    отречение Николая II от престола
  64. Что стало одним из последствий публикации ноты от 18 апреля 1917 г., разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?
    уход в отставку министра иностранных дел
  65. Что стало одним из последствий распада мировой социалистической системы
    расширение НАТО на восток
  66. Что стало одним из результатов проведения сплошной коллективизации в СССР?
    создание условий для проведения форсированной индустриализации в СССР
  67. Что стало одной из предпосылок Смуты в России в конце XVI - начале XVII вв.?
    пресечение династии Рюриковичей
  68. Что стало одной из причин свёртывания нэпа?
    невозможность создания колхозов в условиях нэпа
  69. Что явилось одним из итогов индустриализации в 1930-е гг
    создание новых отраслей промышленности
  70. Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?
    разрешение легальной деятельности политических партий

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом – это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой – из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

Ответ: ___________________________.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать
в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья голодали. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1. Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2. Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3. Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Начало "холодной войны"». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом «холодной войны».

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Экзамен на промежуточной аттестации по истории для 9 класса.

Вариант 910

Часть 1

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В каком году произошло крещение Руси?

1) 945 г. 2) 972 г. 3) 980 г. 4) 988 г.

2. Как на Руси в XIII–XIV вв. называли представителей ордынского хана – сборщиков дани с русских земель?

1) тысяцкий 2) баскак 3) численник 4) темник

3. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии

4) учреждение патриаршества

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, где произошли описанные события.

«8 февраля 1238 г. монголы сделали решительный приступ. По примету, или набросанному в ров хворосту, они влезли на городской вал у Золотых ворот и вошли в новый, или внешний, город. В то же время со стороны Лыбеди они вломились в него через Медные и Ирининские ворота, а от Клязьмы – через Волжские. Внешний город был взят и зажжён. Князья Всеволод и Мстислав с дружиной удалились в Печерный город, т.е. в кремль. А епископ Митрофан с великой княгиней, её дочерьми, снохами, внучатами и многими боярынями заперлись в соборном храме Богородицы на полатях, или хорах. Когда остатки дружины с обоими князьями погибли и кремль был взят, монголы выломали двери Успенского собора, разграбили его, забрали дорогие сосуды, кресты, ризы на иконах, оклады на книгах; потом натаскали лесу в церковь
и около церкви, и зажгли».

1) Киев 2) Владимир 3) Москва 4) Новгород

5. 1807 и 1892 гг. объединены в истории России

1) проведением военных реформ

2) крупнейшими сражениями русско-турецких войн

3) заключением договоров с Францией

4) началом строительства магистральных железных дорог

6. Как назывались крестьяне, временно уходившие с разрешения помещиков на заработки в города?

1) приписные 2) отходники 3) оброчные 4) батраки

7. Одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва стало

1) прекращение деятельности Уложенной комиссии

2) проведение губернской реформы

3) введение бессрочного сыска беглых крестьян

4) проведение секуляризации церковных земель

8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите место сражения, о котором идёт речь.



«Вот тут-то и последовало важное событие. Постигнув намерение маршалов и видя грозное движение французских сил, князь Багратион замыслил великое дело. Приказания отданы, и всё левое крыло наше по всей длине своей двинулось с места и пошло скорым шагом в штыки. Русская атака была отброшена, и Даву отвечал контратакой. Французские гренадеры 57-го полка с ружьями наперевес, не отстреливаясь, бросились на флеши. Они не отстреливались, чтобы не терять момента, и русские пули косили их. “Браво, браво!” – с восторгом перед храбростью врага крикнул навстречу 57-му полку князь Багратион. Град картечи ударил с французской батареи в русских защитников флешей. В этот момент в Багратиона попал осколок ядра…»

1) Аустерлиц 2) Бородино 3) Малоярославец 4) Смоленск

9. Кто из перечисленных лиц был славянофилом?

1) С.М. Соловьёв 2) А.С. Хомяков 3) Н.П. Огарёв 4) А.И. Герцен

10. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый - это

1) военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым

2) путешественники, оставившие записки о Московском государстве

3) руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4) зодчие, возводившие соборы Московского Кремля



11. Сепаратный мирный договор, следствием заключения которого стал выход России из Первой мировой войны, был подписан в

1) 1914 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1920 г.

12. Что из названного относится к политике «военного коммунизма»?

1) разрешение свободы торговли

2) разрешение аренды земли и найма рабочей силы

3) всеобщая трудовая повинность

4) введение платы за проезд на общественном транспорте

13. Что из перечисленного являлось одной из причин принятия советским руководством курса на коллективизацию сельского хозяйства?

1) недовольство крестьян политикой продразвёрстки

2) необходимость укрепления технической базы индивидуальных крестьянских хозяйств

3) обеспечение опережающего в сравнении с промышленностью развития сельского хозяйства

4) стремление найти средства для финансирования индустриализации

14. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу в годы Великой Отечественной войны защитников города

1) Москвы 2) Севастополя 3) Ленинграда 4) Сталинграда

15. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите его фамилию.

«Вот и фельдмаршал Монтгомери. Обмениваемся крепкими рукопожатиями и поздравлениями с победой. Англичане строго соблюдают ритуал. Гремит орудийный салют, застыли шеренги почётного караула. А после церемонии завязалась оживлённая беседа. Наши и британские генералы и офицеры втягиваются в общий разговор. Ведётся он и через переводчиков, и без них. Монтгомери держится непринуждённо; видно, и ему передалось общее настроение. Конечно, не обошлось без фотографов, художников, корреспондентов; их, я бы сказал, было слишком много. Удивляться, пожалуй, этому нечего. Ведь это была первая встреча военачальников двух союзных армий после четырёхлетней кровавой войны с общим врагом – фашистской Германией».

1) Н.Ф. Ватутин 2) Д.Г. Павлов 3) И.Д. Черняховский 4) К.К. Рокоссовский

16. Какая из перечисленных должностей появилась в период «перестройки» в СССР?

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Председатель Совета Федерации

3) Председатель Президиума Верховного Совета СССР

4) Президент РСФСР

17. На XX съезде КПСС

1) было принято решение об аресте Л.П. Берии

2) был отстранён от занимаемой должности Н.С. Хрущёв

3) было принято решение о начале освоения целины

4) был подвергнут критике культ личности И.В. Сталина

18. Прочтите отрывок из Постановления Верховного Совета СССР и укажите десятилетие, когда оно было принято.

«1. Установить, что с 20 сентября <…> вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР, то есть всенародным достоянием.

2. Образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением её в состав Хабаровского края РСФСР».

1) 1930-е гг. 2) 1940-е гг. 3) 1950-е гг. 4) 1960-е гг.

19. Одним из предводителей крестьянского повстанческого движения в годы Гражданской войны был

1) С.М. Будённый 2) Н.И. Махно 3) М.В. Фрунзе 4) М.Н. Тухачевский

20. Рассмотрите схему и выполните задание.

В 1809 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой

1) I 2) II 3) III 4) IV

21. Укажите советского учёного, научная деятельность которого связана с разработкой первой советской атомной бомбы.

1) Н.И.Вавилов 2) И.В.Курчатов 3) А.Н. Туполев 4) К.А. Тимирязев

22. Рассмотрите изображение.

Событие, в честь которого выпущена данная юбилейная монета, произошло в правление князя

1) Игоря Рюриковича 2) Святослава Игоревича

3) Владимира Святославича 4) Ярослава Мудрого

Задания 23–30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

23. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления в российской истории . Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) мировой посредник

2) коллегии

3) просвещённый абсолютизм

4) жандарм

26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Структура основных государственных расходов России и Германии
за 1895 г.(% в бюджете)

А Б В

27. Запишите термин, о котором идёт речь.

В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарём и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.

Ответ: ___________________

28. Сравните содержание внешней политики Петра I и Екатерины II . Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие главы государства в посольствах в Европу

2) борьба за выход к Чёрному морю

3) усиление позиций России на международной арене

4) борьба с революционным движением в Европе

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

31. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

33. Крестьянин просил у помещика дать возможность выкупить отрезок, который крестьянин арендовал, отрабатывая арендную плату в хозяйстве помещика. Но помещик отказал в этой просьбе.

Выполните задания и ответьте на вопросы, связанные с данной исторической ситуацией:

1) Укажите годы, когда могла возникнуть данная ситуация.

2) Назовите реформу, проведённую правительством, которая могла сделать возможной такую ситуацию.

3) Почему помещику было выгодно отказать крестьянину?

34. Существует точка зрения, что система государственного управления России в конце первой четверти XVIII в. существенно отличалась от системы государственного управления в конце царствования Алексея Михайловича. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это отличие.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ

ПРАВИТЕЛИ

В)Дмитрий Донской

СООРУЖЕНИЯ

1)Петропавловская крепость

2)Успенский собор Московского Кремля

3)храм Христа Спасителя

4)белокаменный Московский Кремль

· Задание 17. В 1327 г. возмущённые поборами и насилием ордынского сборщика дани Чолхана (Щелкана) жители одного из русских городов подняли восстание и перебили ордынцев. На усмирение горожан направился московский князь. Восстание было подавлено ордынско-московским войском.

1. Укажите город, где произошло восстание.

2. Назовите московского князя, принимавшего участие в подавлении восстания.

3. Какое последствие для московского князя имело его участие в подавлении восстания?

· Задание 19. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории.

«В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ».

o 1)опричнина

o 3)междуцарствие

o 4)раскол

· Задание 21. Установите соответствие между монархами и произошедшими в период их правления войнами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

МОНАРХИ

В)Михаил Фёдорович

ВОЙНЫ

1)Смоленская война

2)Семилетняя война

3)Северная война

4)Ливонская война

· Задание 23.

Запишите название, пропущенное в схеме.

· Задание 25. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

o 1)восстание под предводительством Степана Разина

o 2)избрание царём Михаила Романова

o 3)гибель царевича Дмитрия в Угличе

o 4)начало церковной реформы патриарха Никона

· Задание 27. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XVII в. и их итогами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВОЙНЫ

А)Смоленская война

Б)русско-польская война 1654–1667 гг.

В)русско-турецкая война 1676–1681 гг.

ИТОГИ

1)вхождение в состав России Запорожья

2)присоединение Крыма к Российской империи

3)вхождение в состав России Левобережной Украины и Киева

4)отказ польского короля Владислава IV от претензий на российский престол

· Задание 29. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».



· Задание 31. Какое из перечисленных событий относится к XVII в.?

o 1)введение заповедных лет

o 2)учреждение стрелецкого войска

o 3)создание полков «нового строя»

o 4)созыв первого Земского собора

· Задание 33. Что из перечисленного явилось следствием процесса укрепления и централизации Российского государства в конце XV – начале XVI в.?

o 1)появление постоянно действующих центральных органов управления

o 2)роспуск Боярской думы

o 3)прекращение деятельности Земских соборов

o 4)введение бессрочного сыска крестьян

· Задание 35. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

o 2)фабрики

o 3)мануфактуры

o 4)ремесленные мастерские

· Задание 37. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

o 1)окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

o 2)экономическое разорение страны

o 3)формирование сословно-представительной монархии

o 4)учреждение патриаршества

· Задание 39. Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.